Эмансипация подростка

Условия эмансипации несовершеннолетних

Взросление происходит неизбежно. Параллельно с ним идет созревание личности. Считается, что гражданин способен к самостоятельной жизни и к принятию важных решений без контроля родителей к восемнадцати годам. Но иногда обстоятельства диктуют свои условия и становление личности происходит быстрее. Именно по этим причинам Российским законодательством предусматривается эмансипация несовершеннолетних. Получить ее подросток может в силу обстоятельств или по собственному желанию.

Определение и условия эмансипации

В ГК РФ есть статья под номером 27, в которой говорится:

достигнув шестнадцатилетнего возраста несовершеннолетний подросток может досрочно пройти эмансипацию.

Определение такого процесса можно выразить так: гражданин вступает в свои права и обязанности с ними связанные задолго до наступления совершеннолетия. По сути, это объявление его дееспособности раньше положенного времени.

Получив такой статус, подросток становится независимым от своих родителей или попечителей. Он берет на себя полную ответственность за свою жизнь и поступки. В том числе и правовые. Поэтому готовность к такому серьезному шагу должна пройти проверку. Помимо согласия его родителей решение о эмансипации выносят органы опеки. А в некоторых случаях разрешение может дать только суд.

Внимание! Правовые органы обязаны проверить все причины, приведшие подростка к такому решению. Ведь одного спонтанного желания несовершеннолетнего недостаточно чтобы взять на себя обязанности полноценного гражданина.

Для получения статуса дееспособного необходимы следующие условия:

  • Намерение вступить в официальный брак или подросток уже состоит в раннем супружеском союзе.
  • Если несовершеннолетний сам стал отцом или матерью.
  • Семья юноши или девушки не соответствует социальным нормам, а отношения в ней антиморальны.
  • Насилие несущие любой характер в отношении несовершеннолетнего может послужить решением дать ему эмансипацию. Но чаще родителей подростка лишают прав, а его самого отдают под надзор органов опеки.
  • Независимость от материального содержания родителей или опекунов.
  • Нежелание людей ответственных за жизнь подростка далее содержать его.

Наличие одного и даже нескольких условий еще не является поводом для получения эмансипации. Она наступает только в том случае, если есть доказательства, что подросток может принимать самостоятельные решения и финансово ни от кого независим. В большинстве случаев решение может вынести только судебная инстанция.

Обязанности и права, получившего эмансипацию

Некоторым юным гражданам возможность стать эмансипированными видится в неправильном свете. В их понимании это что-то интересное и даже крутое. Мало кто из подростков понимает всю глубину ответственности, связанную с этим шагом и бремя обязанностей. Как правило несовершеннолетних прельщают лишь права полноценного гражданина.

А между тем существуют серьезные нюансы и их необходимо знать каждому, кто желает пройти эмансипацию:

  • Подросток обязан сам обеспечить себя жильем и полностью оплачивать его.
  • Ответственность за свое здоровье, как и расходы на его восстановление или поддерживание ложатся на плечи юноши или девушки. Им самостоятельно придется выбирать специалистов и медучреждения, а также лекарства согласно своему финансовому состоянию.
  • Требования от родителей покрыть основные жизненные нужды становятся неправомочными и, скорее всего, ни к чему не приведут.
  • При праве на получение любой профессии, расходы на реализацию этого желания придется нести самостоятельно.
  • Эмансипированные граждане уже не вправе просить содействия в службе помощи детям и подросткам.

Лишь взяв на себя полные обязанности гражданина можно получить право:

  • Приобретать и продавать недвижимость. Самостоятельно выполнять с ней любые операции.
  • При наличии различных ценностей, проводить юридические сделки с ними.
  • Заключать супружеские союзы и при вступлении в брак, становиться родителями.

Получение

Самая распространенная причина стать эмансипированным – это материальная независимость от родителей. Юный гражданин, по законодательству РФ работающий по договору или занимающийся предпринимательской деятельностью имеет полное право на получение раннего статуса дееспособного.

Требуется лишь обязательное согласие родителей или опекунов. Они же и могут подать заявление на проведение процедуры эмансипации, как и сам несовершеннолетний.

С помощью органов опеки

Органы опеки и попечительства проводят процесс признания несовершеннолетнего дееспособным по упрощенному порядку. Достаточно подтверждения материальной независимости подростка и согласия его родителей. В случае несогласия одного из них вопрос передается в судебную инстанцию. Но могут быть исключения.

Эмансипация возможна в случаях если:

  • Один из родителей или опекунов умер.
  • Признан судом умершим или безвестно отсутствующим.
  • Является недееспособным.
  • Мать несовершеннолетнего имеет статус матери одиночки.
  • Ребенок усыновлен только одним родителем.
  • Одного из родителей лишили прав.
  • Есть другие объективные причины, которые должны иметь документальную базу.

В случае работы юного гражданина по контракту, достаточно предъявить трудовой договор. На нем должна быть оригинальная печать и подпись работодателя. А вот занятие несовершеннолетнего предпринимательством вызывает сомнения у многих экспертов.

Важно! Чтобы зарегистрировать предприятие в налоговой службе необходимо предъявить свидетельство о эмансипации. А для того чтобы получить ее надо подтвердить предпринимательскую деятельность. Получается замкнутый круг.

Да и самостоятельность юного бизнесмена остается под сомнением. Ведь для совершения любой сделки ему понадобится письменное разрешение его родителей. Иначе, по закону, эти сделки могут посчитать недействительными.

Урегулировать этот вопрос способен только судья. Поэтому все спорные вопросы, в том числе и несогласие одного из ответственных за несовершеннолетнего лица, должны рассматриваться в суде.

Судебный порядок

Несовершеннолетний может добиться признания дееспособным и при несогласии своих родителей или опекунов. В этом случае он должен подать в суд заявление, в котором должны быть указаны:

  • Название суда, который будет рассматривать вопрос.
  • Место жительства и данные заявителя (ФИО).
  • Основания своего требования признания дееспособным.
  • Доказательства оснований.
  • Список документов, приложенных к делу.

Порядок составления заявления указан в статье 131 ГПК РФ. Неявка в суд одного из заинтересованных лиц приводит к отложению заседания.

Внимание! Каким бы не было решение об эмансипации, его можно обжаловать в вышестоящей инстанции.

В случае отказа, несовершеннолетний может повторно подать новое обращение в суд, но обязательно приложив доказательства своей полной независимости.

Таким образом несовершеннолетний получает все права и обязанности совершеннолетнего. То есть, полную гражданскую дееспособность. Как ее получить, рассматривалось выше. Но при этом, эмансипированный подросток не должен забывать о наступившей ответственности за все свои поступки. Ведь с момента вступления в силу решения суда или органа опеки, юный гражданин вступает в самостоятельную жизнь. И никто впредь не обязан помогать ему на этом трудном пути.

Эмансипация

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Граждане » Эмансипация

Эмансипация – понятие, суть которого сводится к отказу, освобождению от зависимости различного рода.

Понятие эмансипации в гражданском законодательстве

Эмансипация – понятие, суть которого сводится к отказу, освобождению от зависимости различного рода. Проблема эмансипации рассматривается социологами, юристами, психологами во всем мире и является серьезным вопросом построения современного общества. В узком смысле слово, от которого произошло современное понятие «эмансипация», значит освобождение от отцовского покровительства, в широком – отказ от права собственности, полномочий, которые не уничтожаются, а передаются другому лицу.

Понятие «эмансипация» не ограничивается правами женщин на равные права с мужчинами – это распространенное заблуждение.

Институт эмансипации касается несовершеннолетних, сексуальных и национальных меньшинств, мужчин и женщин.

Понятие является для России новым и появилось в рамках гражданского законодательства только в 1994 году с выходом части первой Гражданского кодекса. Правовые последствия эмансипации, описанные в кодексе, изначально касались несовершеннолетних.

Причина появления данного понятия в Гражданском кодексе Российской Федерации – изменение типа и строя экономики. Цель – предоставление несовершеннолетним законных прав и возможностей заниматься предпринимательством, распоряжаться материальными средствами – результатами заработка, совершать крупные сделки. Согласно закону, подростки с 14 до 18 лет могут осуществлять крупные сделки только после письменного согласия официальных законных представителей (например, родителей). Если несовершеннолетний подросток получает эмансипацию, то для совершения сделок не требуется письменное согласие родителей, попечителей, усыновителей.

С понятием эмансипации связаны такие понятия:

  • Правоспособность – это способность нести обязательства, которые являются неотъемлемой частью прав гражданина.
  • Дееспособность – способность совершать действия, благодаря которым гражданин может приобретать права, осуществлять их, исполнять гражданские обязанности.

Проблема эмансипации продолжает решаться на современном этапе, благодаря правовым основаниям в виде законом и нормативно-правовых актов. Главный вопрос, который еще не решен в полной мере – объем обязанностей и прав эмансипированного подростка.

Статус эмансипированного гражданина дает право полной дееспособности, что закреплено в правовых актах.

Основания для объявления несовершеннолетнего гражданина эмансипированным

Правоспособность граждан, согласно закону, есть у всех, независимо от возраста. Разница состоит в объеме правоспособности. Закон определяет правоспособность граждан, которая наступает в момент рождения, заканчивается – смертью.
Главная характеристика правоспособности – объем, который определяет возможности граждан распоряжаться имуществом, получать доходы от предпринимательской деятельности или осуществлять другие виды работ.

Виды деятельности, которые определяют объем правоспособности:

  • Наследование и завещание имущества.
  • Право собственности.
  • Предпринимательство.
  • Создание юридического лица.
  • Совершение сделок.
  • Выбор место проживания.
  • Авторские права на произведения литературы и искусства, интеллектуальную собственность.

Все имущественные и неимущественные права гражданина не должны выходить за рамки закона. С наступлением совершеннолетия человек получает полную дееспособность, это распространяется на трудовые, имущественные, семейные права, возможность самостоятельно осуществлять сделки. До 18-летия подросток действует через законных представителей (родители, опекуны). В некоторых случаях, возможно установление полной дееспособности в более раннем возрасте – например, в 16 лет. Нормы Гражданского кодекса гласят, что несовершеннолетний может получить полную дееспособность, если работает по трудовому договору. Получив эмансипацию, он может распоряжаться доходами на свое усмотрение, совершать сделки, иметь права и обязанности в предпринимательстве.

Правовые последствия эмансипации – возможность совершать различные сделки без необходимости каждый раз получать разрешение родителей или опекунов. Это расширяет права несовершеннолетнего и экономит его время. Для получения эмансипации несовершеннолетний должен иметь разрешение:

  • Родителей или попечителей, опекунов;
  • Органов опеки.

Если разрешение отсутствует, эмансипацию можно получить по решению суда.

На что обращают внимание органы опеки и суд, предоставляя эмансипацию подростку?

  • Особенности работы или предпринимательства, которое он ведет.
  • Стабильность трудовой деятельности.
  • Состояние здоровья подростка.
  • Уровень доходов.
  • Наличие имущества.
  • Другие условия, которые могут повлиять на нормальную жизнь несовершеннолетнего.

Поскольку подростки, вместе с широкими правами, получают определенные обязанности, принятие решения по поводу предоставления эмансипации должно быть взвешенным и продуманным. Подросток получает все обязанности взрослого, но не всегда бывает готов к ним. Не каждый подросток является достаточно зрелым и развитым, чтобы пользоваться полной дееспособностью.

Процедура эмансипации несовершеннолетнего

Процедура эмансипации осуществляется двумя путями:

  • По согласию родителей и органов опеки добровольно.
  • Через суд.

Выбор варианта процедуры может зависеть и от наличия законных представителей – например, родителей, опекунов.

Порядок получения эмансипации требует подачи ходатайства:

  • Законными представителями подростка, который достиг 16 лет;
  • Самим несовершеннолетним, который достиг 16 лет. Обычно, это происходит, если родители или опекуны не дают своего согласия на эмансипацию.

При рассмотрении дела суд и органы опеки серьезно рассматривают все факторы, которые могут помешать или способствовать положительному ответу относительно предоставления эмансипации. Поскольку подросток, в результате получения эмансипации, получает полные права и обязанности, наравне с взрослыми – полную дееспособность – необходимо проанализировать его психологическую и материальную готовность принять и выполнять их, исходя из своего статуса. Для получения полной дееспособности подростку, который достиг 16 лет, необходимо заниматься предпринимательской деятельностью или иметь официальное место работы по трудовому договору.

Порядок принятия решения органами опеки требует рассмотрения:

  • Уровень доходов несовершеннолетнего.
  • Мотивы, которые подтолкнули к принятию решения о необходимости эмансипации.
  • Стабильность и особенности его работы или предпринимательства.
  • Состояние здоровья подростка.
  • Наличие движимого и недвижимого имущества.
  • Длительность занятия определенным видом деятельности, работой, регулярность работы.
  • Прочие обстоятельства, которые могут повлиять на способность несовершеннолетнего выполнять обязанности и пользоваться правами, которые полагаются при полной дееспособности.

Ходатайство подается в уполномоченный орган для рассмотрения – орган опеки. К документу необходимо приложить письменное согласие родителей или опекунов на предоставление эмансипации. Ходатайство является официальным заявлением о том, что несовершеннолетний является способным иметь все права и обязанности, характерные для полной дееспособности. Также необходимо указать, что имеются все условия для того, чтобы несовершеннолетнему была предоставлена эмансипация. Важно, что необходимо согласие обоих родителей. Исключение составляют только те случаи, когда один из родителей:

  • Лишен родительских прав;
  • Недееспособен;
  • Умер;
  • Нет возможности установить его нахождение;
  • Уклоняется от исполнения родительских обязанностей по отношению к данному ребенку.

Рассмотрение заявления о предоставлении эмансипации осуществляется в присутствии самого несовершеннолетнего и его законных представителей. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что все они понимают последствия, преимущества и недостатки, которые влечет эмансипация несовершеннолетних. Органы опеки или суда должны убедиться, что лицо, которому предоставляется эмансипация, не имеет психических отклонений, понимает последствия получения полной дееспособности, осуществляет данный выбор, полностью осознавая его последствия. Также необходимо убедиться, что жизненный опыт и знания несовершеннолетнего дают ему возможность участвовать в правоотношениях и выполнять все обязанности, не прибегая к помощи родителей или опекунов. Принимается во внимание способность осознанно выражать свою волю, принимать решение, формулировать мотивы, которые движут им в принятии решений.

После полноценного рассмотрения дела, уполномоченные органы выносят решение о том, что несовершеннолетний получает или не получает эмансипацию. Постановление – официальный документ, который дает право полной дееспособности подростку. Причины отказа от предоставления эмансипации органами опеки: нарушение условия необходимости согласия родителей или опекунов или одного из них, имеется ограничение на использование доходов.

Если дело рассматривается в суде, помимо самого заявления, необходимо обязательно указать:

  • Основания, которые дают возможность предоставить эмансипацию. Поскольку обращение в суд подразумевает отсутствие согласия родителей, необходимым условием является предоставление трудового договора, документ о том, что несовершеннолетний является предпринимателем. В документе указывается факт того, что лицо, как индивидуальный предприниматель, выплачивает налоги.
  • Прилагается отказ законных представителей подростка дать разрешение на эмансипацию.

В суд также подается заявление, если до этого документы подавались в органы опеки, но там был получен отказ. При наличии веских оснований, дело может быть пересмотрено в судебной инстанции.

Заявление в суд может подать один из родителей или других законных представителей при несогласии другого, поскольку в такой ситуации органы опеки согласия на эмансипацию не дадут.

Правовые последствия эмансипации

Получение эмансипации является предоставлением подростку всех прав и обязанностей, которыми пользуются лица с полной дееспособностью:

  • Полная ответственность – материальная, имущественная;
  • Акт эмансипации необратимый;
  • Родители и законные представители не несут ответственность за действия несовершеннолетнего, который получил эмансипацию.

Полная дееспособность предоставляется только после детального рассмотрения особенностей дела органами опеки или судом, когда уполномоченные лица убедятся, что несовершеннолетний осознает последствия получения полной дееспособности.

Что такое эмансипация несовершеннолетних

Выберите букву

Эмансипация — это объявление несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным (то есть способным своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности). Обычно полная дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия.

Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей несовершеннолетнего, а при его отсутствии — по решению суда.

Справочно:

  1. Кто такое несовершеннолетние.
  2. Кто такие малолетние их права и ограничения.
  3. Со сколько лет можно работать.

Понятие эмансипации несовершеннолетнего

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (в том числе по контракту) или с согласия родителей (усыновителей, попечителя) занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация — объявление такого несовершеннолетнего полностью дееспособным (п. 1 ст. 27 ГК РФ).
Гражданская дееспособность предполагает способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. По общему правилу она возникает в полном объеме по достижении 18 лет — возраста совершеннолетия (п. 1 ст. 21 ГК РФ).

Эмансипация не является единственно возможным способом приобретения гражданином дееспособности в полном объеме до его совершеннолетия. Так, если законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, несовершеннолетний приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в таком случае дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет (п. 2 ст. 21 ГК РФ).

Порядок объявления несовершеннолетнего эмансипированным

Эмансипация несовершеннолетнего производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей (усыновителей или попечителя) несовершеннолетнего, а при отсутствии такого согласия — по решению суда (п. 1 ст. 27 ГК РФ).

Согласие на эмансипацию несовершеннолетнего не вправе давать родители, лишенные в отношении этого ребенка родительских прав (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 №44).

Если оба законных представителя ребенка согласны на объявление его полностью дееспособным, орган опеки и попечительства принимает решение об эмансипации несовершеннолетнего (п. п. 8, 11 Положения, утв. Приказом Министерства образования МО от 04.04.2008 №627).

Для этого необходимо представить, в частности:

  • заявление (ходатайство) несовершеннолетнего;
  • паспорт гражданина РФ и свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
  • документы, подтверждающие его трудовую или предпринимательскую деятельность (например, заверенную копию трудовой книжки);
  • письменное согласие его законных представителей и их паспорта, а также документы, подтверждающие полномочия усыновителей, попечителя, приемных родителей.

В Москве объявление несовершеннолетнего эмансипированным осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы (п. 56 ч. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 26.12.2007 №51; п. 4.9.1.51 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 08.09.2015 №566-ПП).

Если согласие родителей, усыновителей (одного из них) или попечителя на эмансипацию ребенка отсутствует, ребенок вправе обратиться в районный суд по месту своего жительства с заявлением об объявлении его полностью дееспособным.
Дела об объявлении эмансипации несовершеннолетнего рассматриваются судом в порядке особого производства с участием несовершеннолетнего, его родителей, усыновителей (одного из них), попечителя, а также представителя органа опеки и попечительства, прокурора (ст. 24, п. 5 ч. 1 ст. 262, ч. 2 ст. 263, ст. ст. 287, 288 ГПК РФ).

Заявление можно подать в электронном виде на официальном сайте суда при наличии технической возможности для этого в суде (ч. 1.1 ст. 3 ГПК РФ; ч. 4 ст. 12 Закона от 23.06.2016 №220-ФЗ).

К заявлению необходимо приложить, в частности, копии документов, подтверждающих основания для эмансипации (например, копию заключенного трудового договора), а также документ, подтверждающий уплату госпошлины (ст. 132, ч. 1 ст. 263 ГПК РФ).

Размер госпошлины при подаче заявления в порядке особого производства составляет 300 руб. (пп. 8 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

По общему правилу дело о признании несовершеннолетнего эмансипированным рассматривается и разрешается судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. При удовлетворении судом заявленной просьбы несовершеннолетний объявляется полностью дееспособным (эмансипированным) со дня вступления в законную силу решения суда (ч. 1 ст. 154, ч. 1 ст. 263, ч. 2 ст. 289 ГПК РФ).

Правовые последствия эмансипации несовершеннолетнего

С момента эмансипации несовершеннолетний приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме. При этом его родители (усыновители, попечитель) не несут ответственности по его обязательствам, возникшим, в частности, вследствие причинения им вреда (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 27 ГК РФ).

Эмансипированный несовершеннолетний не приобретает прав и обязанностей, в отношении которых федеральным законом установлен возрастной ценз. Например, он не может получить водительские права, за исключением права на управление транспортными средствами категории «М» и подкатегории «А1». Также он не обязан содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и не может быть призван на военную службу (п. 1 ст. 87 СК РФ; п. 2 ст. 26 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; п. 4 ст. 22 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ; п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).

Поделиться с друзьями

Что такое эмансипация и для чего она нужна?

Что такое эпансипация? Этот термин известен каждому, но не все понимают его значение. В общем смысле слово указывает на процесс освобождения человека от каких-либо ограничений, предоставление ему равных прав и обязанностей.

В целом можно сказать, что при упоминании эмансипации речь идет о фундаментальных свободах человека, независимо от того, к какой группе или категории общества он относится.

Что означает слово «эмансипация»?
Что такое эмансипация в гражданском праве?
Что такое женская эмансипация?
Что такое эмансипация несовершеннолетних?
Чем женская эмансипация отличается от феминизма?

Что означает слово «эмансипация»?

Как и многие другие социологические термины, понятие «эмансипация» попало в русскую речь из латыни. По определению жителей Древнего Рима, слово emancipatio означает «освобождение».

В своем первоначальном смысле под ним подразумевалось освобождение детей от опеки родителей, однако примерно два столетия назад в Европе термину стали придавать политическую окраску. Его начали связывать с различными группами общества (например, с женщинами или рабочим классом), рассматривая понятие в контексте равноправия и свободы в экономической, политической и социальной сфере.

Что такое эмансипация в гражданском праве?

В гражданском праве эмансипацией называют освобождение человека от зависимости, его уравнение в обязанностях и правах наряду с другими членами общества. Обычно термин связывают с женщинами или несовершеннолетними, но в последнее время он может использоваться по отношению к любым слоям социума – например, к чернокожим или гомосексуалистам, предполагая их равноправие в общественной жизни.

Иногда термин употребляется для определения способности личности давать собственную оценку любым явлениям, независимо от мнения окружающих.

Что такое женская эмансипация?

Чаще всего слово «эмансипация» употребляется в гендерном отношении, то есть подразумевает равноправие женщин в различных сферах жизни – семейной, трудовой, общественной. В давние времена представительницы прекрасного пола считались своего рода обслуживающим приложением к мужчине.

Женщины не могли самостоятельно распоряжаться деньгами, выбирать мужа, получать достойное образование или занимать руководящие посты. Их уделом было ведение домашнего хозяйства и рождение детей.

С модернизацией культуры и совершенствованием общества перед женщинами открылись неограниченные возможности. Они получили практически полную свободу в своих действиях и право самостоятельно руководить своей жизнью. Иными словами, женщины стали эмансипированными.

К сожалению, в современном мире до сих пор сохраняются некоторые пережитки прошлого и стереотипы, в силу которых деловые дамы не всегда могут реализовать себя в трудовой деятельности.

На обретении финансовой или творческой независимости продолжает сказываться сложившееся мнение о «истинном предназначении» женщины и ее роли в качестве «хранительницы домашнего очага».

Что такое эмансипация несовершеннолетних?

Эмансипация несовершеннолетних сохранила свое изначальное значение, то есть под этим термином понимают избавление от родительской опеки и признание ребенка дееспособным представителем общества. Права детей закреплены на законодательном уровне.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, может быть признан дееспособным, если он вступил в брак, работает по трудовому кодексу или получил на то согласие родителей (опекунов).

Эмансипация позволяет ребенку распоряжаться своим имуществом либо деньгами, заниматься предпринимательством и другими делами, доступными взрослым. Ее неоспоримым достоинством для несовершеннолетнего выступает возможность самоутвердиться, ощутить себя полноправным членом социума, который в состоянии самостоятельно отвечать за свои поступки.

Часто эмансипация позволяет ребенку отказаться от асоциального образа жизни, если таковое происходит в силу ненадлежащего воспитания или ранней потери родителей.

Чем женская эмансипация отличается от феминизма?

Наряду с женской эмансипацией, в социологии существует понятие «феминизм», под которым подразумевают идеологические или социальные движения за равноправие женщин. В чем-то эти термины схожи, но есть между ними и некоторые различия.

Эмансипация означает освобождение от любой зависимости в обществе – трудовой, политической, экономической, а феминизм обычно употребляется в связи с требованием представительниц прекрасного пола предоставить им равные права с мужчинами.

Другими словами можно сказать, что феминизм – это движение женщин к эмансипации, то есть он является составляющей освобождения и одним из этапов на пути к равноправию и свободе.

Проявление подростковой эмансипации в семье

Подростковый возраст — период эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Этот процесс является сложным и многомерным и включает, как минимум, три аспекта: эмоциональный, поведенческий и нормативный (Кон И. С, 1989).Эмоциональная эмансипация.

Эмоциональная эмансипация — перестройка всей системы эмоциональных отношений подростка, избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей, появление значимых Эмоциональных отношений с другими людьми!

В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка. Созревает необходимость построения новой, собственной сложной системы эмоциональных отношений, основанных на взаимопонимании, привязанности и унижении и свободных от зависимости, такой системы, центром котором является сам подросток, а не его родители. Отношения с родителями продолжают занимать в этой системе значительное место, но в нее включаются теперь и эмоциональные отношения к другим людям — дружба, любовь.

Половые различия.

Стремление освободиться от эмоциональной зависимости от родителей у девочек выражено меньше, чем у мальчиков, иногда до такой степени, что это «представляется им вообще неважным». Девочки более согласны с родительскими требованиями и больше озабочены поддержанием эмоциональных отношений с семьей. Мальчики более решительно противостоят своей семье и часто используют группу сверстников как средство поддержки своих попыток достичь независимости (Кле М., 1991. С. 114).

Степень драматичности перехода к эмоциональной автономии во многом зависит от поведения родителей. Если родители не понимают закономерного характера эмоциональной эмансипации, они часто чувствуют обиду, обвиняют детей в черствости и неблагодарности, могут поощрять излишнюю зависимость детей или сами обращаются за эмоциональной поддержкой к детям. В таком случае переходный возраст может надолго затянуться. В результате инфантильные молодые люди могут никогда не обрести социальной зрелости и часто предпочитают жить с родителями, даже после вступления в собственный брак. При здоровом процессе индивидуализации у подростка формируется представление о себе в системе относительно стабильных эмоциональных связей.

Нормативная эмансипация.

Нормативная эмансипация — формирование у молодых людей своей системы норм и ценностей, нередко отличающейся от тех, которых придерживаются его родители. Ценностная система личности начинает складываться в подростковом возрасте, так как к этому времени ребенок уже накапливает определенную сумму знаний, приобретает способность к логическим рассуждениям, абстрагированию, у него возникает потребность в осознании своей личности, своего места среди других людей. Семья является одним из мощнейших факторов формирования ценностной системы подростка, однако нельзя не учитывать влияния и других внесемейных факторов: нормы и ценности референтных групп, в которые включается подросток, стабильность (нестабильность) социально-экономической обстановки и др.

По данным исследований, влияние родителей на ценностные ориентации детей сильнее в тех семьях, где существует эмоциональная поддержка и взаимное понимание, частое и интенсивное общение, где последовательно поддерживается семейная дисциплина в форме душевного общения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля (Райс Ф., 2000. С. 404). При неблагополучных отношениях в семье влияние внесемейных факторов на формирование ценностных представлений подростка усиливается.

Проблему различий ценностей разных поколений часто называют проблемой «отцов и детей», подчеркивая тем самым ее неизбежный и непреходящий характер, существование во все времена. Действительно, имеется, по крайней мере, несколько достаточно значимых различий между подростком и человеком среднего возраста (а в большинстве случаев родителям подростков около 40 лет). Так, если человек среднего возраста склонен к осторожности, опоре на жизненный опыт, то для подростков характерны авантюризм, дерзость, склонность к рискованным поступкам. Если для родителей характерны воспоминания о прошлом, склонность сравнивать сегодня и вчера, то подростки живут настоящим, прошлое для них не имеет значения. Люди среднего возраста исповедуют реалистическое, несколько скептическое отношение к жизни, а для подростков характерен идеализм и оптимизм. Родители консервативнее, согласны с существующим положением вещей, тогда как подростки склонны к критике существующего положения, стремятся все изменить и т. д. (Райе Ф., 2000).

Эмпирические исследования терминальных ценностей (ценностей смысла жизни) позволяют утверждать, что в целом они у родителей и детей схожи, неантагонистичны. Сравнительный анализ ценностных предпочтений у родителей и детей (выполненный по методике М. Рокича) показал: для отцов важны «здоровье, семья, материальная обеспеченность, любовь, свобода, независимость», для матерей — «семья, здоровье, любовь, материальная обеспеченность, чувство долга, ответственность». Структуру ценностных предпочтений их детей-старшеклассников отличалась тем, что ценность — свобода, независимость — занимала одно из первых мест наравне с теми же ценностями здоровья, любви, семьи, дружбы (у девушек) и материальной обеспеченности (у юношей) (Ясюкова Л. А., 1996).

Больше различий между родителями и подростками обнаруживается в инструментальных ценностных ориентациях, т. е. в понимании тех средств, которыми можно достичь терминальных ценностей.

Несмотря на то что ценностные структуры старшеклассников имеют индивидуальные различия, например, могут быть ориентированы на ценности социальной успешности, ценности индивидуальной самореализации или ценности социального взаимодействия, большинство подростков называют в числе наиболее важных такие общечеловеческие ценности личного счастья, как «любовь, здоровье, счастливую семейную жизнь, материальную обеспеченность, жизненную мудрость» (Кириллова Н. А., 2000). Для студентов 18-19 лет наибольшее значение имеют такие жизненные ценности, как любовь, уверенность в себе, хорошие и верные друзья, здоровье, активная, эмоциональная жизнь, свобода, независимость в суждениях и поступках (Москвичева Н. Л., 2000). Таким образом, на протяжении подросткового и юношеского возраста иерархия ценностных предпочтений несколько меняется в соответствии со спецификой каждого возрастного этапа (Собкин В. С, 1997), но вместе, с тем они близки и являются общечеловеческими.

Драматичность нормативной эмансипации усиливается во времена коренных, революционных изменений в обществе, когда ценностные ориентации родителей и детей могут приходить в острое противоречие, затрагивая мировоззренческие, духовные аспекты и создавая неопределенность и тревожность с обеих сторон. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой ситуации в большинстве утрачивают практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни (Лисовский В. Т., 1998). Кроме того, в тоталитарном обществе отношение родителей к ребенку во многом определяется тем, в какой мере ребенок выполняет социальные нормы (Каган В. Е„ 1992).

Действительно, современные российские подростки оценивают взаимоотношения с родителями как тревожащую проблему значительно чаще, чем их сверстники в Германии (Наш проблемный подросток, 1999).

Исследования показывают, что наблюдается и обратный процесс – восприятия новых ценностей, «научения» родителей от детей. Незаконченное предложение «Мой сын (дочь) учит меня…» матери чаще всего завершали ответами: «учит, как жить, современной жизни» (29%), «владеть собой, терпимости» (15%), «доброте, любви» (8%), давали разнообразные варианты: учит обращаться с техникой, моде, как вести себя с мужем и т.д. (21%) и менее трети или не ответили вообще, или считают, например, что «мал меня учить», ничему не учит (Гурко Т.А., 1996).

Поведенческая эмансипация.

Поведенческая эмансипация — стремление освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивание права на принятие собственных решений без внешнего руководства.

Стремление к поведенческой автономии у подростков резко возрастает, и они упорно добиваются независимости в принятии самостоятельных решений. В старших классах подросток уже сам решает достаточно широкий круг вопросов: распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга, стиль одежды и т. п. Вместе с тем степень поведенческой эмансипации от родителей у подростков может значительно отличаться и разных сферах: в более серьезных вопросах, например, выборе стратегии образования, они подчиняются родителям. Таким образом, стремление к поведенческой автономии имеет относительный характер. В действительности подростки не стремятся к полной свободе, потому что не знают, как ей воспользоваться. Подростки нуждаются и том, чтобы свобода давалась им постепенно, по мере того как они научаются ею пользоваться (Райе Ф., 2000).

Психолого-педагогическое консультирование.

Создается впечатление, что экстравагантные поступки подростков продиктованы необходимостью определить границы приемлемого и неприемлемого поведения, они как бы испытывают реакцию родителей. Если родители неопределенно высказывают свое отношение, устраняются от воспитания, дают ребенку полную свободу, то подросток начинает испытывать чувство тревоги и отторжения от семьи. Поэтому поведение подростка надо контролировать, необходимо установить в семье опрделенные поведенческие нормы и придерживаться их и, конечно же, следует четко и недвусмысленно выражать свое отношение к тем или иным поступкам своего ребенка.

Поведенческая эмансипация подростка в наибольшей степени пугает и волнует родителей и часто становится причиной конфликтов в семье. Следующие сферы жизни подростков являются наиболее «конфликтогенными»:

—социальная сфера жизни; выбор друзей и партнеров, проведение свободного времени, планирование будущего, инфантильное поведение;

—внешний вид и манера поведения: вредные привычки — курение, наркотики, алкоголь, употребляемые выражения, лживость, сексуальная жизнь;

—школа: успеваемость, посещаемость, общее отношение к учебе и учителям, поведение в школе;

—поведение в семье: выполнение хозяйственных работ по дому, расходование денег, отношение к личным вещам, одежде, к семейной собственности — жилью, мебели, бытовым приборам, демонстративное поведение по отношению к родителям, ссоры с братьями и сестрами, взаимоотношения с престарелыми родственниками и т. п.

Вот подборка типичных жалоб «отчаявшихся» родителей на поведение подростков, приведенная американскими семейными терапевтами Робертом и Джин Байярд (1991):

—Поздно ложится спать.

—Лжет: например, говорит, что идет в одно место, а сам идет куда-то еще, говорит, что сделал уроки, а сам не сделал их.

—Пачкает на кухне.

—Берет без спроса мою одежду.

—Одевается, как бродяга (проститутка).

—Злоупотребляет косметикой.

—Гуляет допоздна или даже всю ночь.

—Оставляет свой велосипед (коньки и т. д.) на улице безприсмотра.

—Оставляет мои инструменты ржаветь на улице или жетеряет их.

—Часами занимает телефон.

—Постоянно угрюм и замкнут.

—Водится с нежелательными приятелями.

—Слишком много смотрит телевизор.

—Валяется целыми днями, слушая музыку или просматривая телепрограммы.

—Не делает уроков.

—Не ходит в школу.

—Приводит друзей домой, когда меня нет.

—Не делает работу по дому.

—Закатывает истерики или угрожает, когда ему перечат.

—Не убирает в своей комнате.

—Убегает из дома.

—Дерется с братьями и сестрами.

—Ругается.

—Ничего не хочет делать вместе с семьей.

—Все время хочет быть один.

—Требует денег.

—Курит.

Как отмечают Р. Т. Байярд, Дж. Байярд (1991), проблема регуляции поведения подростков заключается в том, что родителям очень трудно делегировать ответственность за собственное поведение детям. Действия родителей продиктованы беспокойством за будущее своих детей, но парадокс заключается в том, что если их контроль успешен, ребенок может упустить возможность лучше освоить самостоятельный образ жизни.

Статистические данные о конфликтах подростков с родителями в разных странах приблизительно одинаковы: несмотря на то что около 70% подростков отмечают наличие каких-либо проблем, являющихся предметом споров и взаимных жалоб, серьезные конфликты подростков с родителями встречаются приблизительно в 15-20% семей (Крайг Г., 2000), примерно 5-10% находятся в постоянных острых конфликтах, заявляют о непонимании со стороны родителей и глубоких расхождениях с ними по многим вопросам. В целом же более 60% подростков считают, что встречают понимание со стороны родителей и испытывают удовольствие от их общества (Кле М., 1991). С этим согласуются и данные, полученные по России: большинство подростков имеют эмоционально позитивное отношение к своей семье, уверенно себя чувствуют в семье и любят общаться с членами своей семьи (Ярцев Д. В., 1999). Конфликтуют с родителями постоянно — 3%, часто — 10%, иногда — 26%, редко — 38%, не имеют конфликтов 22% опрошенных (Психология человека…, 2001).

Проблемы взаимоотношений с родителями начинают беспокоить подростков уже в 12 лет, но достигают наибольшей остроты в возрасте 13 и 14 лет (Наш проблемный подросток, 1999).

(По материалам: Психология подростка. Полное руководство. Под общей редакцией А.А. Реана. – Спб., 2008 г. – С. 205-209).