Этапы реорганизации юридического лица

Сложившиеся рыночные условия побуждают отечественных предпринимателей принимать радикальные меры, направленные на оптимизацию бизнес-процессов. Одним из таких шагов является решения о реорганизации предприятия.

Эта процедура зачастую является альтернативой полной ликвидации предприятия и служит отличным инструментом, когда процедура банкротства нецелесообразна, а сохранение активов еще возможно.

Реорганизация унитарного предприятия предусмотрена российским законодательством, в частности ст. 57 Гражданского кодекса РФ.

Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия – сложный многогранный процесс, коренным образом меняющий структуру юридического лица.

Понятие и причины реорганизации

Реорганизация – преобразование юридического лица, в результате которого происходит возникновение одного либо нескольких предприятий, или ликвидация одного либо нескольких предприятий.

Прибегнуть к такому шагу, как реорганизация и ликвидация унитарных предприятий, могут юридические лица разных организационно-правовых форм: ООО, ЗАО, ОАО и др.

Создание новых юридических лиц происходит согласно принципу правопреемства.

Этот принцип подразумевает полную ответственность вновь образованных предприятий перед контрагентами и кредиторами первоначального юридического лица, а также соблюдение всех обязательств по налоговым отчислениям.

Причины реорганизации предприятия, как правило, заключаются в следующем:

  • нерентабельность бизнеса;
  • совершенствование партнерских отношений со своими контрагентами;
  • оптимизация налоговых отчислений.

Решение о реорганизации юридического лица принимается его учредительным органом на общем собрании участников.

Законодательство требует обязательного уведомления регистрирующего органа в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации.

Законом также предусмотрено информирование кредиторов о принятом решении путем его публикации в печатных СМИ.

Учредители реорганизуемого предприятия обязаны письменно проинформировать своих кредиторов о своем решении в срок, не превышающий 30 рабочих дней.

За принятием решения о реорганизации следует создание инвентаризационной комиссии, целью деятельности которой является подсчет всего имущества юридического лица.

Итогом работы инвентаризационной комиссии является составление разделительного баланса и передаточного акта – обязательных документов процесса реорганизации.

Передаточный акт – документ, определяющий правопреемство вновь созданных юридических лиц во взаимоотношениях с кредиторами и должниками первоначального юридического лица.

Ошибочным является распространенное мнение о том, что применение разных способов реорганизации позволяет бизнесу избегать погашения налоговой задолженности.

Нормы действующего налогового законодательства предусматривают четкие контрольные меры по взысканию всех обязательств перед фискальными органами.

Виды реорганизации предприятия

Характер и размеры передаваемых прав и обязанностей определяются выбранной формой реорганизации. Законодательством предусмотрено пять возможных форм реорганизации:

  • присоединение;
  • разделение;
  • слияние;
  • преобразование;
  • выделение.

Вне зависимости от своей формы, реорганизация являет собой длительный и трудоемкий процесс, включающий в себя большую подготовительную работу.

Диаграмма 1. На схеме представлены все основные типы реорганизации предприятия

В особо сложных случаях рекомендуется воспользоваться помощью специализированных юридических контор, занимающихся предоставлением консультационных услуг по реорганизации предприятия.

Реорганизация предприятия и оценка ее эффективности возможна только по истечении одного года с момента окончания всех регистрационных процедур.

Рассмотрим разные виды реорганизации предприятия подробнее.

Присоединение предприятия

Реорганизация предприятия путем присоединения представляет собой вхождение одного юридического лица в состав другого, с передачей тому всех своих прав и обязанностей.

Такое вхождение подразумевает прекращение самостоятельного существования одного или нескольких малых предприятий, которые вливаются в структуру другого, более крупного.

Реорганизация предприятия в форме присоединения юридического лица имеет еще одно современное название – поглощение. Однако стоит отличать эти понятия.

Поглощение понимает под собой приобретение какого-либо бизнеса у конкурентов. Учредители же присоединяющегося предприятия имею свою долю в новом предприятии.

Кадровые вопросы, порядок принятия стратегических решений и другие принципиальные моменты определяются гласными и негласными договоренностями между руководством юридических лиц.

Разделение предприятия

Разделение подразумевает прекращение единого юридического лица, с образованием двух, или нескольких новых предприятий.

При этом, исходная организация исключается из единого государственного реестра юридических лиц.

Как правило, такой вид реорганизации применяется в ситуациях, когда учредители предприятия желают разделить бизнес и вести дальнейшую самостоятельную деятельность.

Основополагающий документ разделения бизнеса – передаточный акт. Он определяет величины активов и обязательств каждого конкретного учредителя.

Решение о реорганизации путем разделения принимается на общем собрании учредительного органа.

Дальнейшая реорганизационная процедура происходит согласно действующим нормам гражданского и налогового права.

Слияние предприятий

Слияние означает прекращение деятельности двух и более юридических лиц с целью образования нового хозяйствующего субъекта.

При этом в обязательном порядке происходит регистрация вновь образованного юридического лица в государственных налоговых органах.

Слияние, как и присоединение, часто ассоциируется с поглощением. Но это неверно.

Отличительной чертой реорганизационной процедуры слияния является образование новой экономической единицы, чего не происходит в случаях поглощения.

Характеристика прав и обязанностей сторон слияния отображается, как и в других формах реорганизации, в передаточном акте и разделительном балансе.

Величины влияния во вновь организованном предприятия определяются величинами активов первоначальных предприятий.

Преобразование предприятий

Наиболее распространенным примером преобразования предприятия является реорганизация акционерных обществ.

С 2014 года данные хозяйствующие субъекты могут существовать в двух формах: публичные и непубличные акционерные общества.

К примеру, когда изменившиеся обстоятельства непубличного акционерного общества больше не соответствуют параметрам этой организационно-правовой формы – оно реорганизуется в публичное акционерное общество.

Преобразование означает только изменение структуры работающего предприятия.

Преобразование является единственной формой реорганизации, при которой не происходит создания новых организаций или ликвидации действующих предприятий.

Выделение предприятия

При данной форме реорганизации из существующего предприятия происходит обособление части имущества, в результате чего регистрируется одно или несколько новых юридических лиц.

Права и обязанности определяются на основании передаточного акта и разделительного баланса. Важно понимать, что первоначальная организация в этом случае не прекращает своих бизнес-деятельности.

Решение о реорганизации путем выделения нового юридического лица из существующего, принимается на общем собрании учредителей предприятия, либо же решением специального органа предприятия, который имеет такое право согласно учредительным документам.

Увольнение работников при реорганизации

Реорганизация предприятия, в большинстве случаев, приводит к изменению штатной численности работников.

Если реорганизация принимает форму слияния или присоединения, дублирование некоторых штатных позиций становится неизбежным. В таком случае придется сократить «лишних» сотрудников.

Вопросы ухода в отпуск при реорганизации и особенности декретного отпуска при реорганизации предприятия четко описываются нормами трудового права (статьи 75, 77, 81, 178, 180 и другие ТК РФ).

Шансы не попасть под сокращение каждого работника определяются конкурентными принципами. В приоритете работодателей всегда были и будут квалифицированные и высокоэффективные работники.

Фото 2. Государство предусмотрело множественные гарантии прав работников, оказавшихся без работы из-за реорганизационных мероприятий на предприятии

Нормами трудового права определен круг лиц, увольнение при реорганизации предприятия в форме присоединения недопустимо:

  • беременные женщины;
  • родители, находящиеся в декретном отпуске;
  • одинокие родители несовершеннолетних детей;
  • лица, на иждивении у которых есть инвалиды.

Если же сокращения штата в реорганизуемом предприятии не избежать, то увольнение в связи с реорганизацией предприятия должно проходить по следующей процедуре:

Издается приказ о реорганизации. Каждый сотрудник должен быть с ним ознакомлен под роспись.

Составляется уведомление с внесением в него данных об изменившихся условиях работы. В уведомлении должен быть обозначен срок, в течении которого сотрудник должен определиться, будет ли он работать дальше в новых условиях.

Работодатель обязан сделать предложение другой вакантной должности. Согласно трудовому законодательству допускаются предложения вакансий, требующих меньшую квалификацию и оплату труда.

Если сотрудник принял решение не продолжать работу, он подает заявление об увольнении установленной формы в отдел кадров. На основании этого заявлении издается приказ об увольнении сотрудника.

При увольнении каждый сотрудник получает следующие обязательные выплаты:

  • невыплаченный остаток заработной платы и премии;
  • компенсационная выплата за неиспользованный отпуск;
  • выходное пособие (в случае увольнения по соглашению сторон).

Видео о реорганизации предприятия:

Этим летом Минфин выпустил разъяснения, касающиеся ряда процедурных моментов при реорганизации юридического лица в форме преобразования (Письмо от 29.07.2015 № 03‑11‑09/43662). В указанном документе речь идет о компании, применяющей систему налогообложения в виде ЕНВД, а также о налоговых последствиях такой реорганизации.

Что представляет собой процедура реорганизации в форме преобразования и каковы ее этапы? Какие налоговые моменты необходимо учесть при этом «вмененщику»?

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена в нескольких формах.

Реорганизация
Слияние Присоединение Разделение Выделение Преобразование

В рамках данного материала поговорим о реорганизации в форме преобразования. 📌 Реклама Отключить

Реорганизация в форме преобразования. Что это такое?

Согласно п. 5 ст. 57 ГК РФ реорганизация в форме преобразования представляет собой изменение организационно-правовой формы юридического лица. При этом права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Допускается реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм (представленных на схеме), а также с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах.

Условия и порядок реорганизации в форме преобразования в соответствующую организационно-правовую форму определяются решением учредителей о преобразовании.

Этапы реорганизации

Подготовительный этап: принимаем решение,
готовим документы и информируем ИФНС

Как уже было сказано, решение о реорганизации юридического лица принимается его учредителями. Затем в течение трех рабочих дней после даты его принятия в регистрирующий орган (ИФНС) в письменной форме сообщается о начале процедуры реорганизации, в том числе об избранной форме, с приложением самого решения (ст. 13.1 Закона № 129‑ФЗ).

📌 Реклама Отключить

Форма уведомления о начале данной процедуры установлена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Обратите внимание

Госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется ИФНС по месту его нахождения (п. 1 ст. 15 Закона № 129‑ФЗ).

На основании этого уведомления ИФНС в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16Закона № 129‑ФЗ).

В соответствии со ст. 14 Закона № 129‑ФЗ в налоговый орган необходимо представить установленный данной нормой пакет документов. Требования к оформлению документов закреплены в Приказе ФНС России от 09.06.2014 № ММВ-7-14/316@.

📌 Реклама Отключить

Итак, что необходимо подготовить «вмененщику», принявшему решение о реорганизации, для представления в налоговый орган?

  1. Подписанное заявление о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@.
  2. Учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (впоследствии один из экземпляров с отметкой контролеров выдается заявителю). Здесь следует отметить, что весь пакет документов, предусмотренный вышеуказанной статьей, может быть представлен через многофункциональный центр, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
  3. Передаточный акт (разделительный баланс).

В названном документе подлежат урегулированию вопросы, связанные с передачей имущества и обязательств правопреемнику при изменении в результате реорганизации в форме преобразования организационно-правовой формы собственности. 📌 Реклама Отключить

Согласно п. 5 Методических указанийпо формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (далее – Методические указания) дату утверждения данного документа вправе определить сами учредители. Она должна быть в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в их решении с учетом необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и обязательств и др.).

Составление передаточного акта (разделительного баланса) рекомендуется приурочить к концу года или дате составления бухгалтерской отчетности (квартала) (п. 4 Методических указаний).

📌 Реклама Отключить

В статье 59 ГК РФ определены требования к передаточному акту: он должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Документ может включать следующие приложения:

  • бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также дается их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления их передачи (оценка имущества производится по остаточной или текущей рыночной стоимости либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений) – свой выбор учредители должны отразить в соответствующем решении);
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств, проведенной перед составлением передаточного акта (разделительного баланса);
  • первичные учетные документы по материальным ценностям (к примеру, акты (накладные) приемки-передачи основных средств), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемой организации о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, внебюджетными фондами.

4. Документ об уплате государственной пошлины. Госпошлина уплачивается в размерах, установленных ст. 333.33 НК РФ. Так, за государственную регистрацию юридического лица госпошлина уплачивается в размере 4 тыс. руб. Однако в этой связи нельзя обойти вниманием позицию Минфина, выраженную в письмах от 29.06.2015 № 03‑05‑06‑03/37427, № 03‑05‑05‑03/37417. По мнению чиновников ведомства, при реорганизации юридического лица в форме преобразования необходимо уплатить государственную пошлину в размере 22 тыс. руб. за регистрацию перехода права собственности на имущество. Свою позицию они мотивируют следующим образом. При реорганизации юридического лица в форме преобразования прекращаются права реорганизуемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права у вновь образованного. 📌 Реклама Отключить

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона № 122‑ФЗ права на недвижимое имущество подлежат обязательной государственной регистрации. В силу положений ст. 17 данного закона, а также ст. 59 ГК РФ основанием для госрегистрации перехода прав на недвижимое имущество к вновь образованному юридическому лицу являются решение о реорганизации юридического лица и передаточный акт.

С учетом изложенного при преобразовании юридического лица, которому на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, переходящее в порядке правопреемства в собственность созданного юридического лица, необходима государственная регистрация перехода права собственности к образованному юридическому лицу на данные объекты недвижимости, за совершение которой уплачивается государственная пошлина в размере, установленном пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (22 тыс. руб.).

📌 Реклама Отключить

Отметим, что компетентные органы неоднократно указывали на необходимость уплаты госпошлины в подобных случаях (см., к примеру, Письмо Минфина России от 17.06.2015 № 03‑05‑05‑03/34999).

5. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 – 8 п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 11 Закона № 27‑ФЗ, а также на основании ч. 4 ст. 9 Закона № 56‑ФЗ. Как следует из названных норм, страхователь представляет в соответствующий орган ПФР сведения о работающих у него застрахованных лицах, в частности, при реорганизации юридического лица. Исходя из изложенного законодательство указывает на обязанность подачи в ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также на право налогового органа отказать в государственной регистрации, в том числе реорганизации, по причине наличия сведений о невыполнении указанной обязанности.

📌 Реклама Отключить

Обратите внимание

Налоговый орган вправе отказать юридическому лицу в регистрации реорганизации на основании непредставления в ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Ожидательный этап: ждем решения налоговиков и действуем сами

Закон № 129‑ФЗ обязывает «вмененщика» (как впрочем, любое реорганизуемое юридическое лицо) после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать в средствах массовой информации (в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц) уведомление о своей реорганизации. Данное правило закреплено в п. 2 ст. 13.1 названного закона.

Обратите внимание

Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации» (Приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»).

📌 Реклама Отключить

В уведомлении о реорганизации следует указать сведения о каждом участвующем в реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, а также описать порядок и условия заявления кредиторами своих требований. Кроме того, «вмененщику» необходимо в течение пяти рабочих дней после даты направления сообщения о начале процедуры реорганизации в ИФНС уведомить в письменной форме известных ему кредиторов о начале реорганизации.

Госрегистрация реорганизуемого юридического лица осуществляется в срок, предусмотренный ст. 8Закона № 129‑ФЗ: не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Завершающий этап: не забываем о бухгалтерских обязанностях

В силу п. 9 Методических указаний на день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи, реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, должна быть составлена заключительная бухгалтерская отчетность.

📌 Реклама Отключить

Формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии:

  • учредительных документов организации;
  • решения учредителей о реорганизации;
  • передаточного акта (разделительного баланса).

Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о вновь возникшей организации. При составлении заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организацией в форме преобразования на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о возникшей организации, производится закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление) на основании решения учредителей суммы чистой прибыли. 📌 Реклама Отключить

В соответствии с п. 46 Методических указаний начиная с даты принятия учредителями решения о реорганизации в бухгалтерской отчетности, составляемой и представляемой в период проведения реорганизации, необходимо дополнительно отразить следующую информацию:

  • основание проведения реорганизации;
  • сведения об организациях, участвующих в реорганизации;
  • дату составления передаточного акта (разделительного баланса);
  • изменения в составе и стоимости имущества (ввод в эксплуатацию основных средств из состава незавершенного строительства, их амортизация, выбытие) и обязательств (погашение (увеличение) задолженности) начиная с даты составления передаточного акта или разделительного баланса, а также события, вызвавшие соответствующие изменения в активах и обязательствах;
  • расходы, связанные с реорганизацией;
  • формирование уставного капитала возникшей организации;
  • несоответствие (уточнение) данных передаточного акта (разделительного баланса) числовым показателям заключительной бухгалтерской отчетности;
  • несоответствие данных заключительной бухгалтерской отчетности числовым показателям вступительного бухгалтерского баланса.

Вступительная бухгалтерская отчетность составляется путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности. При этом может отличаться размер уставного капитала (если собственники примут решение увеличить или уменьшить его). В таком случае перенос показателей должен быть осуществлен по правилам, установленным п. 44Методических указаний. 📌 Реклама Отключить

Налоговый учет

Об уплате ЕНВД и сдаче декларации,
а также о праве остаться на «вмененке»

При реорганизации юридического лица в форме преобразования прекращаются права реорганизуемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права у вновь образованного юридического лица.

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником в порядке, установленном ст. 50 НК РФ.

Обратите внимание

В соответствии с п. 9 данной статьи при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации последнему факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. Более того, правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

📌 Реклама Отключить

Представить налоговую отчетность также должен правопреемник. При обнаружении последним в декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащего уплате, он обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить «уточненку» в порядке, установленном в ст. 81 НК РФ.

В пункте 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Следовательно, при обнаружении правопреемником в поданной реорганизованной организацией налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению (завышению) суммы налога, подлежащего уплате, правопреемник обязан (вправе) внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию реорганизованной организации за обозначенный период и произвести перерасчет налоговых обязательств в периоде совершения ошибки (см., к примеру, Письмо УФНС по г. Москве от 17.11.2009 № 16-15/120357).

📌 Реклама Отключить

При этом, как отметил Минфин в Письме от 29.07.2015 № 03‑11‑09/43662, необходимо следовать правилам, установленным в п. 2.6 Порядка заполнения декларации по ЕНВД, в котором говорится, что при представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником налоговой декларации за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию (в том числе в форме преобразования одного юридического лица в другое) в титульном листе по реквизиту «по месту учета» указывается код «215», а в верхней его части – ИНН и КПП по месту нахождения организации-правопреемника. В реквизите «налогоплательщик» отражается наименование реорганизованной организации.

Теперь что касается правомерности применения системы налогообложения в виде ЕНВД после реорганизации организации. Чиновники, разъясняя данную ситуацию, указывают на п. 1 ст. 16 Закона № 129‑ФЗ (Письмо № 03‑11‑09/43662), согласно которому реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность. Поскольку при преобразовании юридического лица, уплачивавшего единый налог, возникает новое юридическое лицо, в целях применения им системы налогообложения в виде ЕНВД оно обязано подать в налоговый орган соответствующее заявление в порядке, установленном п. 3 ст. 346.28 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Напомним, в силу названной нормы организации, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения «вмененки» заявление о постановке на учет в качестве плательщика единого налога на вмененный доход.

В целях избежания дополнительных проблем с налоговиками, возможно, стоит последовать рекомендациям компетентных органов. Заявить о себе как о плательщике, планирующем применять «вмененку» и после реорганизации, особого труда не составит, зато позволит обезопасить себя от ненужных налоговых споров. А они возникнут, как показывает практика. С одной стороны, специальных требований о том, что правопреемник реорганизованной организации – «вмененщик» должен заявить о продолжении использования спецрежима в виде ЕНВД, гл. 26.3 НК РФ не предусматривает. Кроме того, п. 5 ст. 58 ГК РФ установлено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. И, как уже было отмечено, при указанном преобразовании вновь возникшая организация является правопреемником реорганизованного юрлица в части исполнения обязанностей по уплате налогов.

📌 Реклама Отключить

С другой стороны, по мнению контролирующих органов, право на применение спецрежимов не переходит к вновь возникшему в результате преобразования юридическому лицу от реорганизованной организации, поскольку деятельность преобразованного юридического лица прекращается.

Соответственно, новая организация вправе применять спецрежим в виде ЕНВД, только если подаст соответствующее заявление в вышеуказанном порядке.

Отметим, что подобным образом чиновники высказывались и ранее, правда, их разъяснения касались применения организацией иного спецрежима (УСНО), а не «вмененки» (см., к примеру, письма Минфина России от 07.02.2012 № 03‑11‑06/2/22, УФНС по г. Москве от 08.10.2010 № 16-15/105637).

В то же время существует и прямо противоположная точка зрения, которую разделяет часть судебных инстанций. И несмотря на то, что судебные решения касаются применения организациями УСНО, полагаем, выводы, изложенные в них, актуальны и для «вмененщиков».

📌 Реклама Отключить

По мнению арбитров, правопреемство при преобразовании юридического лица позволяет вновь созданной организации использовать ту же систему налогообложения, что и прежняя организация. При этом подавать заявление о переходе на избранный спецрежим не требуется (см., к примеру, Постановление ФАС МО от 18.12.2012 по делу № А40-46740/12‑115‑273).

Судами принимается во внимание, что в силу абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Поскольку правопреемство при преобразовании юридического лица путем изменения организационно-правовой формы носит универсальный характер, к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит право реорганизованного юридического лица на применение того же спецрежима, что и до реорганизации (Постановление ФАС УО от 07.07.2011 № Ф09-4136/11 по делу № А50-25231/2010).

📌 Реклама Отключить

Вместе с тем нельзя не отметить и негативные для налогоплательщика судебные решения, в которых арбитры указывают: к вновь созданной организации право на использование того же спецрежима в порядке правопреемства не переходит. Чтобы реализовать это право, организация одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет должна направить в налоговый орган заявление о его применении (см., к примеру, Постановление ФАС СКО от 15.09.2008 № Ф08-5418/2008 по делу № А32-3719/
2008-63/67).

 Направлено Письмом ФНС России от 07.09.2015 № ГД-4-3/15711@ до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129‑ФЗ.

Утверждены Приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 122‑ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

📌 Реклама Отключить

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Федеральный закон от 30.04.2008 № 56‑ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

Утвержден Приказом ФНС России от 04.07.2014 № ММВ-7-3/3553@.

Источник: Журнал «Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение»

Реорганизация в форме преобразования. Что необходимо знать «вмененщику»?

Н. В. Фирфарова
Журнал «Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2015

Что представляет собой процедура реорганизации в форме преобразования и каковы ее этапы? Какие обязанности возникают при этом у бухгалтера? Какие налоговые моменты надо учесть при этом «вмененщику»?

Этим летом Минфин выпустил разъяснения, касающиеся ряда процедурных моментов при реорганизации юридического лица в форме преобразования (Письмо от 29.07.2015 № 03-11-09/43662). В указанном документе речь идет о компании, применяющей систему налогообложения в виде ЕНВД, а также о налоговых последствиях такой реорганизации.

Что представляет собой процедура реорганизации в форме преобразования и каковы ее этапы? Какие налоговые моменты необходимо учесть при этом «вмененщику»?

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена в нескольких формах.

В рамках данного материала поговорим о реорганизации в форме преобразования.

Завершающий этап: не забываем о бухгалтерских обязанностях

В силу п. 9 Методических указаний на день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи, реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, должна быть составлена заключительная бухгалтерская отчетность.

Формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии:

  • учредительных документов организации;
  • решения учредителей о реорганизации;
  • передаточного акта (разделительного баланса).

Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о вновь возникшей организации. При составлении заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организацией в форме преобразования на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о возникшей организации, производится закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление) на основании решения учредителей суммы чистой прибыли.

В соответствии с п. 46 Методических указаний начиная с даты принятия учредителями решения о реорганизации в бухгалтерской отчетности, составляемой и представляемой в период проведения реорганизации, необходимо дополнительно отразить следующую информацию:

  • основание проведения реорганизации;
  • сведения об организациях, участвующих в реорганизации;
  • дату составления передаточного акта (разделительного баланса);
  • изменения в составе и стоимости имущества (ввод в эксплуатацию основных средств из состава незавершенного строительства, их амортизация, выбытие) и обязательств (погашение (увеличение) задолженности) начиная с даты составления передаточного акта или разделительного баланса, а также события, вызвавшие соответствующие изменения в активах и обязательствах;
  • расходы, связанные с реорганизацией;
  • формирование уставного капитала возникшей организации;
  • несоответствие (уточнение) данных передаточного акта (разделительного баланса) числовым показателям заключительной бухгалтерской отчетности;
  • несоответствие данных заключительной бухгалтерской отчетности числовым показателям вступительного бухгалтерского баланса.

Вступительная бухгалтерская отчетность составляется путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности. При этом может отличаться размер уставного капитала (если собственники примут решение увеличить или уменьшить его). В таком случае перенос показателей должен быть осуществлен по правилам, установленным п. 44 Методических указаний.

Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица – прекращение юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Реорганизация может быть как добровольной, так и принудительной.

В первом случае собственники или учредители организаций самостоятельно принимают решение, руководствуясь своими мотивами.

В случае же вынужденной или принудительной реорганизации пойти на данную меру вынуждают нормы действующего законодательства.

Классификация видов реорганизации

Виды реорганизации:

Создание новых или прекращение прежних юридических лиц

создание одного

создание нескольких

прекращение одного

прекращение нескольких

слияние организаций

+

+

присоединение организации

+

+

разделение организации

+

+

выделение организации

+

+

преобразование организации

+

+

Преемственность налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации

В таблице показаны варианты преемственности налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации:

Слияние

Присоединение

Преобразование

Разделение

Выделение

Имущество и обязательства переходят к правопреемнику

Правопреемства не возникает в отношении налогов, штрафов, пеней, расчетов с кредиторами, сдачи отчетности

Уплата налогов, штрафов, пеней, расчеты с кредиторами, сдача отчетности возлагаются на правопреемника

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются

Слияние организаций

В случае слияния образуется абсолютно новое юридическое лицо — правопреемник реорганизованных фирм, а те организации, которые участвуют в слиянии, прекращают свою деятельность с правопреемством, так как передают все свои права и обязанности новой организации.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При слиянии прекращают существование подлежащие слиянию юридические лица.

При слиянии возможна смена организационно-правовой формы компании.

Присоединение организации

Присоединение — это форма реорганизации, когда одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При этом нового юридического лица не образуется.

При присоединении прекращают существование присоединяемые юридические лица.

Компания, к которой присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает обязанности присоединяемого лица (лиц).

Форму «присоединение» могут выбрать только компании, имеющие одинаковую организационно-правовую форму.

Разделение организации

При разделении вместо одного юридического лица образуется несколько новых юридических лиц.

Реорганизованное лицо прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности распределяются между вновь созданными организациями.

Выделение организации

При выделении вместо одной организации образуется одна или несколько новых организаций.

Реорганизованная организация не прекращает свою деятельность, а передает часть своих прав и обязательств выделившимся из нее предприятиям.

Преобразование организации

При преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы организации.

В результате преобразования старая организация свою деятельность прекращает, а вместо нее создается только одна новая организация, к которой переходят все права и обязанности реорганизованной организации.

Порядок действий при реорганизации

Реорганизация начинается с принятия на общем собрании участников (акционеров) решения о ее проведении.

Далее в течение трех рабочих дней со дня принятия упомянутого решения необходимо уведомить:

  • налоговый орган по месту нахождения организации. Получив информацию о реорганизации, налоговые органы имеют право назначить выездную налоговую проверку, причем независимо от того, когда была проведена предыдущая выездная проверка. Проверка коснется периода не более чем 3 календарных года, предшествующие году реорганизации. Доплачивать в бюджет налоги по результатам проверки будут преемники, созданные в результате реорганизации. Исключение составляют выделившиеся организации — к ним долги предшественника по налогам не переходят;

  • внебюджетные фонды. Уведомление можно подать в произвольной форме. К уведомлению можно приложить копию решения о реорганизации, чтобы у фондов не возникало каких-либо вопросов;

  • кредиторов. О реорганизации уведомляются все кредиторы. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Также реорганизуемая компания после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды, с периодичностью один раз в месяц, публикует в Вестнике государственной регистрации сообщение о реорганизации.

Государственная регистрация реорганизованных организаций

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.

В случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного предприятия.

Со дня, когда в Единый государственный реестр внесены указанные записи, реорганизация считается завершенной.

Нередко в процессе хозяйственной деятельности возникает необходимость изменить структуру существующего бизнеса: разделить его на несколько копаний или, напротив, объединить ряд фирм в одну. Законодательством такая возможность определяется как реорганизация ООО.

Что такое реорганизация организации?

Реорганизация — это процесс прекращения существования одной организации путем образования из нее новых компаний или ее присоединением к другим юрлицам. В результате такого процесса юридическое лицо исключается из Единого государственного реестра юрлиц (ЕГРЮЛ), но при этом все права и обязанности переходят к его преемникам.

Нормы о реорганизации коммерческих организаций содержатся в Гражданском кодексе РФ, в некоторых законах, в т.ч. «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 и «О государственной регистрации юрлиц и ИП» № 129-ФЗ от 08.08.2001. Данные нормативно-правовые акты определяют способы реорганизации юридического лица, а также регламентируют проведение каждого из них.

Читайте также: Государственная регистрация юридических лиц и ИП: изменения 2019

Виды реорганизации

Согласно ст. 57 ГК РФ, реорганизация юридического лица возможна в следующих вариантах:

  • Слияние – несколько юрлиц образуют одно новое юрлицо; имущество, права и обязанности каждого из них переходят вновь создаваемой организации;

  • Присоединение – к действующему юридическому лицу присоединяется новое путем передачи всех своих активов и пассивов. В данном случае, первое юрлицо продолжает своё существование, а второе – исключается из ЕГРЮЛ.

  • Разделение – образование из одной организации нескольких новых.

  • Выделение – образование новых организаций на основе действующей компании, без прекращения её регистрации;

  • Преобразование – изменение организационно-правовой формы юрлица.

Отметим, что действующее законодательство предусматривает права собственников бизнеса самостоятельно выбирать, какие формы реорганизации юридического лица им подходят больше всего. При этом допускается использовать несколько форм одновременно, например, сменить АО на ООО с одновременным слиянием с другим ООО.

Определяя наиболее оптимальные для бизнеса виды реорганизации юридических лиц, следует учитывать их специфические особенности, которые могут оказать существенное влияние на дальнейшее развитие предприятия. Особенно это актуально в последнее время, когда налоговыми органами строго контролируется любая реорганизация бизнеса.

Законодательством предусмотрены ситуации, когда осуществляется принудительная реорганизация юридического лица. Например, по требованию Федеральной антимонопольной службы суд может вынести решение о реорганизации (разделении, выделении) в отношении компании с доминирующим положением на рынке, при условии, что данная компания им злоупотребляет или нарушает иные требования антимонопольного законодательства (ст. 38 закона закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ). Кстати, в ряде случаев может потребоваться согласие госорганов, в т.ч. ФАС, для проведения процедуры реорганизации (например, при слиянии крупных компаний, имеющих большие доли рынка в определенной сфере).

Стадии реорганизации юридического лица

Реорганизация юрлица предусматривает определенную процедуру, которая длится от двух с половиной месяцев до года, в зависимости от вида и особенностей самих юридических лиц. Общие этапы реорганизации юридического лица выглядят следующим образом:

  • Принятие собственниками решения о проведении реорганизации. В документе должно быть указано, какие формы реорганизации юрлица планируется осуществить. В том числе должна быть указана конкретная информация, связанная с определенной формой, например, обозначена организация, к которой планируется присоединение, либо количество новых организаций, образуемых в результате разделения;

  • Уведомление в трехдневный срок ИФНС о принятом решении (форма Р12003);

  • Уведомление кредиторов. У них есть право требовать досрочного исполнения обязательств;

  • Публикация соответствующего сообщения в «Вестнике госрегистрации» (дважды с интервалом в один месяц), направленное на информирование кредиторов и иных заинтересованных лиц;

  • Госрегистрация созданных в процессе реорганизации юрлиц, внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении присоединенного юрлица.

Эта общая схема, по которой осуществляется реорганизация компании, однако, каждая её форма имеет дополнительные требования по подготовке к процедуре, в том числе по её документальному оформлению.

Реорганизация предприятия: последствия

Сразу отметим, что все последствия данного процесса напрямую зависят от формы реорганизации, но в любом случае это связано с образованием нового юридического лица с сохранение прав и обязательств старого.

К негативным можно отнести то обстоятельство, что компании, проходящие процедуру реорганизации, находятся под пристальным вниманием налоговых органов. Так, после получения уведомления о принятии решения о реорганизации, налоговики проводят камеральную проверку за трехлетний период. Завершение реорганизации не служит основанием для прекращения выявленной ранее недоимки – она начисляется вновь созданному юридическому лицу.

Правопреемство при реорганизации юридического лица носит абсолютный характер, т.е. новому юридическому лицу переходят не только имущество и имущественные права, но и обязательства, которые были у предшественника. Единственное исключение – выделение нового юрлица, к которому не переходят долги основной организации, кроме тех, что связаны с передаваемым ему имуществом, а также иными правами.

Длительное время реорганизация считалась одним из вариантов альтернативной ликвидации. Но на данный момент, такой вариант «избавления» от проблемного бизнеса достаточно рискован. Статистика налоговой службы за 2018 год показывает, что каждый третий случай реорганизации путем присоединения приостанавливается по решению регистрирующего органа. Такая приостановка ведет к дополнительным проверкам бизнеса, и, как правило, доначислениям по налоговым платежам, поэтому каждый собственник бизнеса должен четко знать, что значит реорганизация в той или иной форме.

Читайте также: 2-НДФЛ при реорганизации и ликвидации

Реорганизация юридических лиц – кратко о процедуре

Реорганизация ГК РФ определяется как изменение организационно-правовой формы (ОПФ) организации, либо как процесс выделения или объединения юридических лиц. К формам реорганизации относятся: разделение и слияние, выделение и присоединение, изменение ОПФ. В результате проведения такой процедуры возможно исключение из ЕГРЮЛ организации с переходом его прав и обязанностей к иной организации, к возникновению которой привела реорганизация. ГК РФ и ряд иных законов четко определяют ситуации, когда это возможно, а также содержат подробную регламентацию данного процесса.

Читайте также: Кадровые вопросы при реорганизации