Этапы становления и развития экономики

Возникновение и основные этапы развития экономической науки

Экономическая наука прошла длительный период своего становления и развития. В связи с этим в истории экономической теории выделяют целый ряд этапов. Изучение хозяйственных законов началось еще в древнем мире, когда наука представляла собой не расчлененную систему знаний, не подразделялась на отдельные отрасли. Мыслители Древнего мира (Индии, Китая, Египта, Греции, Рима) и эпохи средневековья исследовали отдельные экономические проблемы и экономические категории.

В самостоятельную сферу знаний экономическая теория выделилась лишь в эпоху становления буржуазных отношений. В 1615г. А. Монкретьен опубликовал книгу «Трактат политической экономии» и с этого момента экономическая теория существует как самостоятельная наука.

Этапы развития экономической теории:

  • · меркантилизм — (от итал. mercante — торговец). Источником богатства меркантилисты считали торговлю и в первую очередь внешнюю торговлю. Общественное богатство отождествлялось с денежным металлом (золотом), которого тем больше поступало в страну, чем быстрее развивался экспорт товаров. Меркантилисты проповедовали политику активного протекционизма в целях обеспечения превышения вывоза товаров из страны над ввозом.
  • · физиократия (hysis — природа, kratos — власть). Известнейшие представители — Ф.Кенэ, А. Тюрго. Источником богатства физиократы признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.
  • · классическая экономическая школа — У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо — объектом исследования выступает производство как таковое независимо от его отраслевых особенностей. Классическая школа стала основателем трудовой теории стоимости, глубоко исследовала такие экономические категории, как товар деньги, закон стоимости, прибыль, рента и т.д.
  • · марксизм — развил теорию прибавочной стоимости, заработной платы, средней прибыли, цены производства, ренты, цены земли и т.д.
  • · вульгарная политическая экономия — создала теорию трех факторов производства — земли, труда и капитала.

Можно выделить также австрийскую школу, заложившую основы теории предельной полезности (ценность благ определяется не затратами общественно необходимого труда, а субъективными оценками покупателя и продавца), математическую школу (Вальрас, Парето и т.д.), отводившую решающую роль в изучении экономических явлений математическим методам.

Современный этап развития экономической теории:

  • · неоклассическое направление — положен принцип невмешательства государства в экономику. Неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил.
  • · неокейнсианство — базируется на идеях Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы. Сторонники этого направления выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику. Идеи государственного регулирования экономики придерживаются также монетаристы.Монетаризм — экономическая теория (сер. 50-х гг.) приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта
  • · институционально — социологическое направление — рассматривает экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием как экономических, так и политических, социально-психологических, социальных факторов. Объектом исследования считаются такие «институты», как корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (обычаи, привычки, инстинкты и т.д.)

1. Основные этапы развития экономической науки и формирования ее предмета.

Экономическая наука прошла длинный путь развития. Она зародилась очень давно, несколько тысяч лет назад. Первоначально экономические знания существовали в виде обычаев, традиций, устного творчества. С появлением письменности экономическая мысль проявляет себя в разнообразных письменных источниках: законах, документах хозяйственной деятельности, специальных сочинениях, например, древневосточных государств.

С точки зрения процесса формирования предмета и метода экономической науки можно выделить следующие этапы ее развития.

I этап: Зарождение экономической науки. Появление экономики.

Данный этап связан с зарождением и развитием рабовладельческого общества. Охватывает период времени с IV тысячелетия до новой эры для стран Древнего Востока, где имело место патриархальное рабство, I тысячелетие до н.э. по IV в н.э. — античное или классическое рабство.

На данном этапе благодаря известным древнегреческим мыслителям Ксенофонту, Платону, Аристотелю экономическая наука получает свое название и предмет. Экономика производное от слова “экономия”. Это слово древнегреческого происхождения, “ойкономия” (“ойкос” — дом, хозяйство; “номос” — правило, закон).Отсюда “экономия” — наука о домашнем хозяйстве, о домоводстве.

Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) характеризовал ее как науку о введении и обогащении хозяйства (рабовладельческого). Для Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) экономика — это производство (натуральное рабовладельческое хозяйство) для удовлетворения естественных потребностей, в отличие от хрематистики, которая рассматривалась как искусство делать деньги. Аристотель положил начало экономическому анализу исследуя пути укрепления натурального хозяйства, происхождение и функции денег, значение торговли и т.д.

Исторически воззрения древнегреческих мыслителей образуют теоретические исходные пункты современной науки.

II этап. Формирование экономической науки как самостоятельной области знаний. Появление первых экономических школ, политической экономии.

Можно выделить следующие первые экономические школы:

1) Меркантилизм (от итальянского слова “мерканте”- торговец, купец), получивший распространение в XV-XVII вв. Французский меркантилист Антуан де Монкретьен в сочинении 1615 г. “Трактат политической экономии” ввел в обращение термин политическая экономия, которое стало названием экономической науки, господствовавшем вплоть до второй половины XIX в. Меркантилизм выражал «в теоретической форме» экономическую политику государства. Монкретьен рассматривал политическую экономию как сосредоточие правил хозяйственной деятельности. Центральной проблемой у меркантилистов была проблема богатства. Источник национального богатства, которое отождествлялось с деньгами — золотом и серебром, они видели в торговле. Поэтому, на данном этапе экономическая мысль исследует закономерности сферы обращения: товарного и денежного. Типичными представителями этого направления в Европе были англичанин Томас Мен, француз Жан Батист Кольбер, в России И. Посошков (купец).

В лице меркантилистов была первая попытка теоретического обоснования экономической политики государства. Практическая прогрессивная роль этого направления состояла в том, что он способствовал переходу к рыночной капиталистической экономике.

2) Физиократы (Франция, XVIII в.). Название направления образовано от греческих слов и дословно означает “власть природы”. Центральной проблемой остается — проблема богатства, но источник истинного богатства видится в производстве (сельском хозяйстве, т.к.

только земля обладает удивительной способностью увеличивать реальное общество). Физиократы исследуют закономерности производства, как непрерывного процесса (воспроизводства); ценообразования. Идея “естественного права и порядка” на которую опирались физиократы, способствовала признанию экономических законов, как естественных, т.е. вечных, не зависящих от воли и желаний людей, идущих от бога.

3) Классическая политическая экономия (XVIII — н. XIX в., на данном этапе, экономическая наука выступает как стройная система знаний, которая нашла свое воплощение в трудах А. Смита (1723-1790 гг.), Д. Рикардо (1772-1823 гг.) — это вершина политической экономии. Исследуя “природу и причины богатства народов”, классики сосредоточили свое внимание на материальном производстве как источнике стоимости и доходов (сельскохозяйственном, промышленном) и связали его с обращением. Смит рассматривал общество и как большую мастерскую, и как великий меновый союз. Понимание природы человека, сущности его взаимосвязи и взаимодействия с обществом легло в основу категории — “homo economicus”и естественного порядка, как порядка на основе стихийного действия объективных экономических законов. Классики стали основоположниками политики экономического либерализма или естественной свободы (политика Laisser faire). Если А.Смит наибольшее внимание обращал условиям производства и накопления богатства народов, то распределение богатства было в центре исследований Д.Рикардо, причем исследователи не ограничивались только проблемами национальной экономики, но и рассматривали международную торговлю. Последним классиком был Дж.Ст.Милль.

III этап. Раскол классической политической экономики. Формирование основных современных экономических направлений.

Критическое отношение к классической политической экономики способствовало ряду фундаментальных переворотов в науке.

1) Марксизм (сер. XIX в.) — теоретическая концепция связана с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Марксистская политическая экономия исследовала производственные отношения, как отношения людей в производстве распределении, обмене и потреблении материальных благ.

Основу человеческого общества марксистская политическая экономия видела в материальном производстве. Отношения производства отражаются в экономических категориях. Исторический процесс, представляется как жестко-детерминированный, как процесс смены общественно-экономических формаций.

В отличие от позднее появившихся направлений марксистская политическая экономия имела четко выраженный классовый характер (пролетарская наука) и рассматривала капитализм (и феодализм, и рабовладение) как способ производства, в основе которых лежит эксплуатация человека человеком. Сущность отношений эксплуатации на базе всеобщих товарно-денежных отношений выразилась в категории «прибавочная стоимость».

Исторический и критический подход к экономической действительности позволили выявить противоречивый характер рыночных отношений середины XIX века, предвидеть неизбежность социальных потрясений (революций) при своевременном неразрешении противоречий. Марксистская политическая экономия является отправной точкой лево-радикального направления в современной экономической науке.

2) Маржинализм (вторая половина XIX в.) — первая методологическая революция в экономической науке. Название связано с введением в исследования предельного (от английского — marginal) анализа. В отличие от предшествующих школ и направлений исходная точка в исследованиях сместилась с поиска объективных, общих законов, естественного порядка на уровень отдельного человека, психологии его поведения, ожиданий, предпочтений.

Предельный анализ, позволил, наконец, широко использовать в экономике математические методы. Позднее приоритетность математических методов выразилась в формировании эконометрики, у истоков которой стояли Курно, Вальрас.

Переключение внимания экономистов на поведение отдельных экономических субъектов, на исследования экономического выбора, на поиск оптимального использования ограниченных (редких) экономических ресурсов способствовали формированию нового неоклассического направления, первоначально как микроэкономики. У истоков этого направления стоит А. Маршалл. Он попытался по-новому подойти к проблеме ценообразования, взаимоотношения спроса и предложения, к исследованию экономики на основе фундаментальных взаимозависимостей. Данное направление получило название “economics’” или экономикс, или экономика. Под таким названием экономическая теория известна во всем мире, но преимущественно в англоязычных странах.

Неоклассицизм лежит в основе современных направлений экономической теории: монетаризма, неолиберализма, экономики предложения и т.д.

3) Кейнсианство (30-е гг. XX в.) — вторая методологическая революция в экономической науке. Недостаточность микроанализа, неспособность саморегулирующего рыночного механизма решить все экономические проблемы, в частности безработицы и, как следствие, необходимость вмешательства государства в экономику, послужили основой разработки макроэкономического подхода, регулирования экономики на основе управления эффективным спросом, прежде всего потребительским и инвестиционным.

Джон Мейнард Кейнс является родоначальником направления экономической теории — кейнсианства, неокейнсианства, посткейнсианства.

4) Институционализм (первая треть XX) — критическое отношение к классической и неоклассической школе, к анализу экономических отношений с позиции «экономического человека», выдвижение в качестве ведущей силы экономики не рациональные действия отдельных субъектов, а деятельность организаций, социальных институтов — важнейшая идея институционалистов.

Они расширили предмет экономики считая, что исследования чисто экономических отношений слишком узко и приводит к пустым абстракциям, что необходимо учитывать весь комплекс правовых, социальных, психологических, политических условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь.

Институционализм выступает с критикой капиталистической экономики, обращая внимание на то, что рынок вовсе не нейтральный и универсальный механизм распределения ресурсов. Более того, саморегулирующийся рынок становится гигантской машиной, служащей для поддержания и обогащения крупных, крупнейших корпораций, которым помогает и государство. Только совместные скоординированные действия могут противостоять диктату корпораций. Видными представителями этого направлений являются: Т. Веблен — родоначальник, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт, А. Танбергер.

Таким образом, современная экономическая наука неоднородны и представлена разнообразными направлениями и школами. Безусловно было бы полезно познакомится со всеми из них, но это не реально. Мы будем изучать «экономику», на западе этот курс называют «экономикс», по содержанию он представляет собой комбинацию неоклассических теорий.

Основные этапы развития экономики

Экономика отделилась от философии в самостоятельную науку в XVII веке, но ее становление началось задолго до этого. Еще мыслители Древнего Востока стояли у ее истоков. В дальнейшем багаж экономических знаний пополняли представители различных научных сфер: философы, математики, историки и др.

Этапы развития экономической теории

В истории становления этой науки можно выделить три основных периода:

  • зарождение экономической мысли;
  • появление экономики как науки, формирование экономических школ;
  • раскол классической модели экономики, формирование современного взгляда на экономику.

Первый этап – зарождение

На первом этапе исследователи, сами того не зная, дали старт развитию экономической теории. Целью их работы было решение основных проблем, с которыми ежедневно сталкивался любой состоятельный гражданин.

Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н.э.) регулировали многие аспекты жизни людей, в том числе разделение труда, иерархию взаимоотношений между «начальником» и «подчиненным».

В то же время экономическая мысль зарождалась и в странах Древней Греции и Рима. Трактаты Платона, Ксенофонта и Аристотеля — древнегреческих философов, современные ученые называют истоками экономики как науки в нашем понимании. В них были заложены основы экономического анализа.

В своих исследованиях мыслители стремились рационализировать затраты на содержание домашнего хозяйства.

Второй этап – экономические школы

Экономической школой называют группу людей, придерживающихся общих взглядов касательно какой-либо проблемы из сферы этой науки.

Выделяют следующие основные направления:

  • Меркантилизм был популярен в XVI-XVII веках, яркий представитель этой школы – Томас Манн. Термин произошел от испанского слова «торговец». Основой богатства меркантилисты считали торговлю, а уровень богатства населения измеряли количеством золота, поступавшим в страну. Таким образом, самой перспективной деятельностью считалась внешняя торговля, производство товара на экспорт. При этом они пропагандировали необходимость «защищать» собственный рынок от избытка ввозимых товаров.
  • Физиократия стала второй крупной экономической школой, которая появилась в XVIII веке. Известнейшие представители — Ф. Кенэ, А. Тюрго. Они продвигали интересы землевладельцев, утверждая, что самый надежный источник прибыли — сельское хозяйство.
  • Представители классической экономической школы — У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо считали производство основой экономики. Они придерживались принципа либерализма, который подразумевает возможность рынка саморегулироваться. То есть исключались вмешательства государства в экономическую систему, она должна была устанавливаться самостоятельно, на основе своих законов.

Третий этап

Начиная с середины XIX века представление об идеальной экономической системе кардинально менялось. На третьем этапе формирования экономики как науки можно выделить направления:

  • Марксизм. Основываясь на классической политэкономии Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали теорию, которая легла в основу коммунистического строя. Основные принципы марксизма: отказ от частной собственности, обеспечение всех граждан работой в одинаковых условиях, равная оплата за равный труд, формирование общественной собственности на государственное производство.
  • Маржинализм. Направление возникло как реакция на политику марксизма. Карл Менгер, Фридрих Визер и другие последователи резко критиковали учение Маркса. В понимании маржиналистов стоимость товара или услуги должна формулироваться на основе их предельной полезности — потребности в данном благе в конкретный момент времени.
  • Неокейнсианство. Основоположник – Дж. М. Кейнс. Его приверженцы говорят о важности регулирования государством экономических процессов. Подобных взглядов придерживаются и монетаристы.
  • Монетаризм в центр экономической системы ставит денежную массу, которая находится в обороте. Именно она по мнению монетаристов задает необходимые объемы производства.
  • Институционализм изучает экономику с различных сторон: социально-правовой, политической и др. Это направление наиболее полно охватывает все аспекты экономики как науки, поскольку рассматривает ее взаимодействия со всеми отраслями человеческой деятельности.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Предыстория экономической науки

Изучение экономики ведется с древнейших времен. Название науки «экономия» впервые ввел греческий мыслитель Аристотель, подразделивший науку о богатстве на экономию и хрематистику (искусство делать деньги).

Эти проблемы исследовались также учеными древнего Рима, Индии, Китая. Однако как наука экономическая теория развивалась на протяжении трех столетий (XVII-XIX вв.) в качестве политической экономии. Термин «политическая экономия» ввел французский экономист А. Монкретьен, опубликовавший в 1615 г. «Трактат о политической экономии», в котором формулировалась экономическая политика государства того времени («политеа» — общественное устройство; «ойкос» — дом, хозяйство; «номос» — закон).

В то время перед наукой встала необходимость обосновать пути и методы государственного управления экономикой. Решение этих проблем осуществлялось политической экономией. Следовательно, в самом общем виде политическая экономия — это наука о законах, управляющих общественным хозяйством.

Таблица 1.8

Основные направления развития экономической теории

Экономическая мысль античности Меркантилизм Физиократы

Таблица 1.8 (продолжение)

Монетаризм

Институционализм

Кейнсианство

Марксизм

Маржинализм

Неоклассики

Классическая экономическая школа

Меркантилизм

Первой экономической школой, которая рассматривала экономику как науку, принято считать меркантилизм (итал. «мерканте» — торговец, купец).

Меркантилисты считали, что основным богатством людей являются деньги, золото.

Наиболее видными представителями меркантилизма были французский экономист А. Монкретьен, английский — Т Ман, итальянский — А. Серра.

В своем развитии меркантилизм прошел два этапа: ранний и поздний.

На ранней стадии (конец XV — начало XVI в.) имела место идеализация денег (серебро, золото) как единственной формы богатства. Главным положением раннего меркантилизма была теория «денежного баланса», обосновывавшая политику увеличения денег в обращении.

На поздней стадии меркантилисты выдвинули теорию «торгового баланса», согласно которой должна была поддерживаться торговля товарами.

Отсюда был сделан вывод о том, что условием богатства государства является развитие международной торговли — покупка товаров по низким ценам у одних, продажа их по более высоким ценам другим.

Критики меркантилизма справедливо подметили, что во время торговой сделки никакого богатства не возникает, происходит лишь обмен денег на товар. При нарушении равенства в обмене происходит перераспределение богатства в пользу одной из сторон. Основным недостатком меркантилистов являлось то, что они исследовали только процесс обращения, игнорируя анализ производства.

Физиократы

Следующим направлением формирования экономической теории является учение физиократов (от греческого «физио» — природа, «кратос» — сила, то есть власть природы). Основными его представителями являлись французские экономисты Ф. Кенэ, А. Тюрго.

Физиократы считали, что источником богатства является не торговля и накопление денег, а создание изобилия за счет «произведений земли», то есть сельского хозяйства, в котором богатство возникает как дар природы. Представители этой экономической школы ограничивали производство только сферой земледелия, из чего делался вывод о том, что в промышленности доходы не создаются.

Заслуга физиократов состояла в том, что они перенесли исследование об увеличении богатства из сферы обращения в сферу производства. Ошибочность их суждений состояла в том, что сама природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Классическая экономическая школа

Особое место в формировании экономической теории принадлежит классикам — представителям классической экономической школы. Родоначальниками классической политической экономии в Великобритании были У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо.

Они установили, что источником богатства является труд во всех сферах общественного производства. В результате политическая экономия как наука приобрела определенную целостность и получила до определенной степени законные очертания.

К основным заслугам классической школы можно отнести следующие: 1) главным объектом изучения она сделала сферу производства, а не обращения; 2) раскрыла значение труда как основы и меры стоимости всех товаров; 3) доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, то есть не могут быть отменены правительством; 4) выявила источники доходов всех слоев общества (предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев).

Марксизм

Основателями марксизма являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистское учение принципиально отличается от предшествующих направлений экономической теории. Оно представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества.

В свое время П. Самуэльсон указывал, что после выхода «Капитала» К. Маркса «дерево экономики раздвоилось» на марксизм и маржинализм1.

Основным положением марксизма является теория трудовой стоимости, на основе которой исследуется источник увеличения богатства. Данную проблему рассматривали представители многих научных школ. Например, меркантилисты доказывали, что стоимость создается трудом торговцев, физиократы полагали, что она образуется трудом занятых в сельском хозяйстве. В результате, по их мнению, труд других классов и групп населения является бесплодным.

Классики сделали вывод, что стоимость создается в любой сфере материального производства. Завершая формирование теории трудовой стоимости, К. Маркс разработал теорию прибавочной стоимости и обосновал, что единственным источником богатства является труд. Формирование и развитие марксистской теории является важным этапом в развитии политической экономии как науки с четко определенным предметом и методами исследования, что признано и современной мировой наукой.

По словам американского экономиста В. Леонтьева, если некто захочет узнать, что в действительности представляет собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в томах «Капитала» более реалистичную и качественную информацию, чем та, которую он мог бы найти, скажем, в дюжине учебников по современной экономике.

Марксизм как научное направление экономической мысли в нашей стране просуществовал более семидесяти лет и был по существу, единственно верным. Другие экономические подходы, которые вступали в противоречие с марксистской теорией, практически отвергались. В дальнейшем марксистская концепция, лишенная позитивной критики, превратилась в догму.

Маржинализм (в перев. с англ. — предельный)

Теория маржинализма — это экономический анализ отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Данное направление основывалось на использовании в экономическом анализе предельных величин: предельной полезности блага, предельной производительности; на широком применении математики в экономике; на использовании системы общего экономического равновесия. Субъект хозяйствования, с точки зрения участия в экономическом процессе, руководствуется, прежде всего, оценкой предельного дохода и предельных издержек. На основе таких оценок в этой теории объясняются издержки производства, спрос, предложение, цена и др.

Яркими представителями теории маржинализма являлись У. С. Джевонс в Англии, К. Менгер в Австрии, Л. Вальрас в Швейцарии.

Однако теория маржинализма имеет существенные недостатки. В данной концепции имеет место чрезмерное упрощение сложных экономических процессов и необоснованное сведение их к математическим зависимостям и моделям; при анализе причинноследственных связей превалируют чисто количественные методы исследования; в своем анализе маржиналистская теория игнорирует социальные проблемы развития общества.

Неоклассики

Неоклассическое направление возникло в 1890-х гг. Основными представителями этого направления являлись А. Маршалл, Д. Кларк, В. Парето. Данная концепция исходит из основных положений классиков о рынке и конкуренции как естественных условиях функционирования и развития экономики.

В рамках этого направления был сформулирован и получил быстрое распространение принцип функциональных соотношений экономических процессов. По инициативе А. Маршалла было введено новое изложение экономической теории под названием «economics» («экономикс»).

По их мнению, спрос и предложение — равнозначные элементы механизма рыночного ценообразования. Во главу угла здесь поставлен рыночный механизм, который считается единственным эффективным способом функционирования рыночной системы хозяйствования. При этом роль государства сводится к минимуму, поскольку оно может привести к нарушению экономического равновесия и снижению эффективности экономики в целом. Неоклассическое направление основывается на теориях предельной полезности и производительности.

Институционально-социологическое направление (институционализм с лат. — установление, учреждение)

Основными представителями институционально-социологического направления являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт. Институционализм можно рассматривать в определенном смысле как альтернативу неоклассическому направлению экономической теории.

Представители данной школы считают, что поступательное развитие экономики возможно при условии использования не только материальных факторов, но и таких факторов, как духовность, моральные ценности и др. Институционалисты поддерживали идею государственного регулирования экономики, не признавая способности капиталистической системы к саморегулированию.

Например, Д. Гэлбрейт исследовал тенденции укрупнения промышленного производства, которые в дальнейшем привели к образованию гигантских корпораций. Корпорации достигают максимального эффекта благодаря использованию новейшей техники и технологии, а также приходу к управлению предприятиями технических специалистов-администраторов. С этим связано усиление планирования хозяйственного развития, которое, по сути, идет на смену рынку.

Закономерным итогом этого процесса является формирование в обществе двух систем — рыночной и плановой. Рыночная система охватывает мелкий и средний бизнес (мелкое и небольшое производство), а плановая — крупные корпорации, которые взаимодействуют с государством.

Кейнсианство

Кейнсианство как экономическое направление возникло в 1930-е гг. XX в. в период Великой депрессии. Связано это направление в экономической теории, ознаменовавшее переворот в экономической науке, с именем знаменитого ученого Дж. М. Кейнса.

Основной труд Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» послужил методологической базой для формирования программ стабилизации национального хозяйства в условиях экономического кризиса.

В отличие от неоклассиков, Дж. М. Кейнс в качестве предмета исследования выбрал народное хозяйство в целом.

Исходной предпосылкой данной теории является положение о том, что рыночное саморегулирование не обеспечивает устойчивого поступательного развития экономики, а значит, требуется государственное вмешательство.

Эффективность государственного регулирования экономики зависит от осуществления инвестиций в целях достижения полной занятости населения, снижения и (или) фиксирования нормы банковского процента. Дж. М. Кейнс доказал, что чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь введет к увеличению занятости, а следовательно, и к сокращению безработицы.

Главная заслуга Дж. М. Кейнса состоит в том, что он разработал методологию макроэкономического анализа с использованием небольшого числа наблюдаемых переменных и свел общее равновесие к равновесиям товарного рынка, денежного рынка, рынка облигаций и рынка труда.

Монетаризм

В развитии современной экономической теории особое место принадлежит концепции монетаризма (в перев. с англ. — денежный). Яркими представителями данного направления являются американские экономисты М. Фридмен, И. Фишер.

С точки зрения монетаристской концепции, основная проблема стабилизации экономики связана с денежным обращением.

Монетаристы исходили из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения должен обеспечивать стабильность цен. Причем при выборе темпа роста денег необходимо учитывать два фактора: уровень ожидаемой инфляции и темп прироста валового национального продукта (ВНП). Например, по отношению к США Фридмен предлагает устанавливать среднегодовой темп прироста денежной массы 4-5 % (при этом учитывается 3 %-ный рост реального ВНП и небольшое снижение скорости обращения денег).

Спрос на деньги имеет тенденцию к росту, поэтому чтобы обеспечить его равенство, необходимо увеличивать предложение денег в обращении. При этом роль государства сводится к функции контроля в сфере денежного обращения.

Итак, согласно монетаристской концепции законы движения денежной массы являются первоосновой экономического развития.

Идеи монетаризма были реализованы республиканским правительством США. Наибольшего успеха монетарные экономические воззрения имели во времена Р. Рейгана, они позволили ослабить инфляцию при реальном укреплении доллара. Монетаристские теории интенсивно развиваются. В центре их внимания — антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием совершенствования финансово-кредитной сферы и системы денежного обращения.

Становление экономической теории как науки всегда происходило под влиянием различного рода факторов и в достаточно сложных и противоречивых условиях развития хозяйственных систем. Динамический и нестабильный характер развития экономических систем в условиях глобализации предполагает перманентное совершенствование экономический науки.

Характерной особенностью развития экономической науки на современном этапе является то, что она сосредотачивается на тех направлениях и явлениях, которые связаны с наиболее острыми проблемами экономики. В современных условиях научный поиск осуществляется именно там, где имеются мощные резервы и стимулы для экономического развития.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы или общества в целом.

Блага — средства, удовлетворяющие определенные потребности людей.

Экономика — общественная наука, изучающая организацию хозяйственной деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов.

Способ производства — это соединение экономических ресурсов в рамках определенных производственных отношений.

Основная проблема экономики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить свои безграничные потребности и ограниченностью ресурсов, находящихся в их распоряжении, используемых для данной цели.

Предмет экономики — экономические отношения людей, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.

Объект изучения экономики — это хозяйственная деятельность людей, без которой невозможно достигнуть определенных жизненных целей и интересов отдельного человека и общества в целом.

Экономические законы — это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи между хозяйственными процессами и экономическими явлениями.

Экономическая политика — разработка и реализация системы мер, направленных на повышение эффективности функционирования хозяйственной системы для достижения стратегических целей и интересов государства в области экономики.

Метод экономики — это совокупность познавательных и логических принципов, применяемых для исследования системы экономических отношений.

ПРАКТИКУМ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что является предметом экономической теории?

2. Что такое экономические и неэкономические блага?

3. В чем заключается основная проблема экономической теории и практики?

4. Что такое экономический закон? В чем состоит отличие общих экономических законов от специфических законов?

5. Какие функции выполняет экономическая наука? Дайте им краткую характеристику.

6. В чем заключается сущность экономической политики, и каковы ее цели?

7. Назовите основные этапы становления экономической науки и кратко их прокомментируйте.

ТЕСТЫ

1. Средства, необходимые для производства экономических благ, называются:

а) потребительскими товарами;

б) экономическими ресурсами;

в) денежными ресурсами;

г) финансовыми инвестициями.

2. Хозяйственная деятельность людей представляет собой перманентный процесс:

а) создания трудовых ресурсов общества;

б) формирования экономических благ;

в) формирования неэкономических благ;

г) совершенствования общественного производства.

3. Экономические блага характеризуются:

а) практически неограниченным количеством;

б) отсутствием затрат на производство;

в) отсутствием рыночной цены;

г) необходимостью затрат на производство.

4. Неэкономические блага характеризуются:

а) необходимостью затрат на производство;

б) наличием рыночной цены;

в) отсутствием затрат на производство;

г) ограниченным сроком использования.

5. К определению предмета экономики не имеет отношение:

а) эффективное использование ресурсов;

б) ограниченность экономических ресурсов;

в) удовлетворение безграничных потребностей общества;

г) неограниченные факторы производства.

6. Экономические законы действуют независимо от воли и желания людей, поэтому они имеют:

а) исторический характер;

б) субъективный характер;

в) объективную основу;

г) естественную последовательность.

7. Исследования, связанные с изучением тенденций и закономерностей экономического развития общества, выполняет:

а) познавательная функция экономики;

б) прогностическая функция экономики;

в) практическая функция экономики;

г) все вышеперечисленные функции.

8. Повышение эффективности функционирования экономики для достижения стратегических целей и интересов общества предполагает формирование:

а) экономической политики государства;

б) структурной и инвестиционной политики;

в) финансово-кредитной и налоговой политики;

г) налогово-бюджетной стратегии государства.

9. Какова экономическая цель, если общество стремится минимизировать затраты и максимизировать отдачу от ограниченных экономических ресурсов?

а) достижение полной занятости;

б) поддержание экономического роста;

в) экономическая безопасность;

г) экономическая эффективность.

10. Индукция как метод изучения экономики предполагает:

а) проведение эксперимента;

б) конструирование системы законов и категорий;

в) движение мысли от частных к общим умозаключениям;

г) движение познания от общего к частному с целью научной оценки.

11. Дедукция как метод изучения экономики предполагает:

а) прогнозирование экономического роста;

б) формирование экономических тенденций в макроэкономике;

в) движение мысли от частных к общим умозаключениям;

г) движение в экономическом анализе от общего к частному, от теории к фактам.

12. Позитивный метод изучения экономической теории предполагает:

а) существующие реалии в экономике;

б) что должно быть в экономике;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения в области экономической динамики.

13. Нормативный метод изучения экономической теории предполагает:

а) отрицательные тенденции в экономическом развитии;

б) связь между инвестициями и объемом выпуска продукции;

в) что должно в принципе быть в экономике;

г) различные сценарии развития хозяйственной системы.

14. Положение о том, что рынок не способен обеспечить устойчивое развитие хозяйственной системы, а следовательно, требуется государственное вмешательство, является основой:

а) классической теории;

б) маржинализма;

в) институциональной теории;

г) кейнсианской теории;

д) монетаристской теории.

15. Предметом анализа институционального направления экономической мысли является:

а) анализ экономики в состоянии депрессии;

б) синтез экономических и неэкономических проблем социального развития общества;

в) закон движения денежной массы в экономике;

г) анализ развития производительных сил общества.

ЦИФРЫ. ФАКТЫ. ИСТОРИЯ

БИОГРАФИИ выдающихся ЭКОНОМИСТОВ

Адам Смит (1723 1790), английский экономист и философ, основоположник классической политической экономии

Родился в Шотландии в семье таможенного чиновника. В 1737 г. поступил в университет Глазго, где после обязательного для всех студентов класса логики (первого курса) перешел в класс нравственной философии, выбрав тем самым гуманитарное образование. Успешно окончив в 1740 г. университет, Смит получил стипендию на дальнейшее обучение в Оксфордском университете, где он обучался с 1740 по 1746 г. Политические события в Англии (восстание сторонников Стюартов в 1745-1746 гг.) заставили Смита летом 1746 г. уехать в Керколди, где он прожил два года, занимаясь самообразованием.

В 1748-1751 гг. Смит читал в Эдинбурге курс публичных лекций по естественному праву, которое включало в XVIII в. не только юриспруденцию, но и политические учения, социологию, экономику. В 1751 он возглавил кафедру логики, в 1752 г. — кафедру нравственной философии в университете Глазго.

В 1759 г. Смит опубликовал в Лондоне свой первый большой научный труд «Теория нравственных чувств», который стал важным этапом в становлении философских и экономических идей Смита.

В 1764-1766 гг. А. Смит находился за границей, главным образом во Франции, куда он был приглашен в качестве воспитателя юного герцога Баклю. Оплата его услуг была такова, что позволила Смиту следующие 10 лет работать только над своим главным сочинением, принесшим ему впоследствии мировую известность, «Исследование о природе и причинах богатства народов». В 1767-1773 гг. Смит жил на родине, в Шотландии, целиком посвятив себя этой работе. «Исследование о природе и причинах богатства народов» вышло в свет в Лондоне в марте 1776 г.

В 1778 г. (через два года после выхода в свет «Богатства народов») Смит получил должность одного из таможенных комиссаров Шотландии и до конца своих дней жил в Эдинбурге.

Умер А. Смит 17 июля 1790 г.

Карл Маркс (1818 1883), немецкий экономист и философ

Родился в г. Трире (Германия), в семье адвоката. В 1835 г. Маркс поступил в Боннский университет, затем (через год) продолжил занятия в Берлинском университете, где изучал право, философию, теорию искусства. После окончания университета (1841 г.) Маркс вернулся в Бонн, где стал сотрудником, а вскоре и редактором «Рейнской газеты». По политическим мотивам газета в 1843 г. была закрыта, и Маркс переехал в Париж с целью издания «Немецко-французского ежегодника» и распространения его в Германии. К этому времени относится и первая экономическая работа Маркса «Экономически- философские рукописи 1844 г.».

Вторая половина 1840-х гг. — время массовых выступлений европейского рабочего класса, и Маркс не остался в стороне от политической борьбы. Весной 1847 г. Маркс (вместе с другом и соавтором многих работ Ф. Энгельсом) вступил в «Союз справедливых», реорганизованный в июне того же года в Союз коммунистов (первую международную коммунистическую организацию), и разработал его программу «Манифест коммунистической партии», опубликованный в феврале 1848 г. в Лондоне.

В 1848 г. Маркс выехал в Германию и создал «Новую Рейнскую газету». Газету вновь закрыли, а Маркса из Германии выслали. Затем Париж, снова высылка, и в 1849 г. Маркс переехал в Лондон, где жил до конца своей жизни.

В Лондоне Маркс занимался разработкой революционной теории, но одновременно шла интенсивная работа над экономическими сочинениями, в частности над «Капиталом», вариант первого тома которого Маркс закончил в 1865 г. В это же время (1864 г.) по инициативе Маркса в Лондоне было создано Международное товарищество рабочих — Первый Интернационал, в котором он являлся не только основоположником, но и руководителем Генерального Совета.

В последующие годы Маркс занимался, среди прочего, разработкой теории социализма, основные положения которой он изложил в работе «Критика Готской программы» (1875 г.), в частности, основы программы пролетарских партий и положение о переходном периоде от капитализма к социализму.

Умер К. Маркс 14 марта 1883 г.

Джон Мейнард Кейнс (1883 1946), английский экономист и государственный деятель

Родился в Кембридже, в семье профессора логики и экономики.

Закончив Королевский колледж Кембриджского университета, где он учился в 1902-1906 гг., Кейнс поступил на государственную службу в Управление по делам Индии.

В 1908 г. Кейнс вернулся, по приглашению А. Маршалла, в Кембриджский университет в качестве преподавателя экономической теории, где и проработал до 1915 г. Уже за свою первую экономическую работу «Индексный метод» (1909 г.) Кейнс получил премию А. Смита.

В 1911 г. Кейнс стал редактором одного из значительных периодических изданий Economic Journal и оставался на этом посту до 1945 г. С 1913 г. Кейнс — секретарь Королевского Экономического общества. В 1913-1914 гг. — член Королевской комиссии по финансам и денежному обращению Индии.

В 1915 г. Кейнс оставил преподавательскую деятельность. В 19151919 гг. он служил в британском казначействе, занимаясь проблемами международных финансов. В 1919 г. в качестве его представителя Кейнс участвовал в Парижской мирной конференции, которая вырабатывала условия послевоенного устройства в Европе. Однако в знак протеста против неправильных, по его мнению, решений, он покинул конференцию, сложив свои полномочия. И в этом же году вышла в свет работа Кейнса «Экономические последствия Версальского мирного договора», принесшая автору мировую известность.

В 1920 г. Кейнс вернулся к преподавательской работе в Кембриджский университет, где благодаря его усилиям был организован факультет прикладной экономики. В 1930 г. вышел «Трактат о деньгах», как обобщение его лекций по теории денежного обращения, читавшихся в Кембриджском университете в течение ряда лет, а в 1936 г. — его знаменитая работа «Общая теория занятости, процента и денег».

Однако, несмотря на переход к преподавательской работе, Кейнс не порывал с общественно-политической деятельностью. С 1929 г. он являлся членом английского правительственного комитета по финансам и промышленности, а с 1930 г. — председателем экономического совета при правительстве по проблемам безработицы. В 1940 г. Кейнс стал советником британского казначейства, а в 1942 г. был назначен одним из директоров Английского банка. В этом же году Кейнс стал членом Палаты лордов. В 1944 г. Кейнс возглавил английскую делегацию на Бреттон-Вудскую валютную конференцию. Его идеи об управлении межгосударственными расчетами способствовали созданию Международного Валютного Фонда и Международного Банка реконструкции и развития. Членом правления этих организаций (МВФ и МБРР) Кейнс был назначен как представитель Великобритании.

Умер Кейнс в Фирле (графство Суссекс) 21 апреля 1946 г.

Вплоть до середины 1970-х гг. авторитет кейнсианской экономической политики, способной разрешить противоречия капиталистического воспроизводства, неуклонно укреплялся. Масштабы государственного вмешательства расширялись. Шло массовое привлечение академических экономистов на службу в государственные учреждения, осуществляющие экономическую экспертизу.

1. Зарождение и развитие экономической науки. Этапы развития экономики

Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже в первобытном обществе люди владели зачатками экономических знаний. Началом ее считают законы вавилонского царя Хаммурапи и экономические заповеди в Библии. Основоположником древнекитайской экономической мысли был Конфуций (6-5 век до н. э.). Ученые античного мира (Древней Греции) Ксенофонт, Платон и Аристотель (5-4 века до н. э.) сформулировали исходные положения экономической теории. В их трудах получила отражение организация домашнего хозяйства и хозяйств рабовладельцев. Таким образом, экономическая теория в период рабовладельческого строя возникла как прикладная наука о ведении хозяйства. Как самостоятельная экономическая наука она сформировалась значительно позже, а именно в период становления рыночной экономики, т.е. в условиях становления капитализма в XVII-XIX вв. В возникновении экономической теории как науки можно выделить три этапа (направления): донаучный этап; этап решения экономической теории как науки в форме классической политической экономии; этап развития экономической теории как науки в виде «Экономикс» и разработки современных теоретических направлений.

На первом этапеэкономическая теория возникла как «экономия» (ойкономия). Оно состоит из двух греческих слов: «ойкос» – дом, домохозяйство; «номос» – закон. Следовательно, «экономия» – это наука о домоводстве или о домашнем хозяйстве.

Второй этап развития экономической теории связан со становлением капитализма, когда экономическая теория развивается как классическая политическая экономия. Впервые термин «политэкономия» появился в работе Антуана Монкретьена. Этот термин состоит из трех греческих слов: «политейя» – общество, государственное устройство; «ойкос» – дом, домохозяйство; «номос» – закон. Отсюда следует, что политическая экономия – это наука о государственном управлении экономикой, о закономерностях развития экономических отношений в государстве по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Во второй половине XIX в возникает третий этап развития экономической мысли именуемое «экономикс». экономикс» – это наука об экономическом поведении людей в производстве, распределении, обмене и потреблении жизненных благ в целях удовлетворения их потребностей при ограниченных ресурсах. Термин появился в 70-х гг. ХIХ в. в работе А. Маршалла «Принципы экономикс»

2. Теоретические школы экономической науки

В развитии экономической теории как науки различают следующие теоретические школы и направления: меркантилизм, физиократию, английскую политическую экономию, марксистскую экономическую науку, неоклассическое, кейнсианское, институциональное, неолиберальное направления, теорию общественного выбора.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте» – купец, торговец). Ее представителями в XVI-XVII вв. были: А. Монкретьен, У. Стаффорд, И. Посошков В. Татищев и др. Меркантилисты считали, что богатство общества возникает в торговле (деньги, золото). Они утверждали, что вывоз денег и золота из страны уменьшает ее богатства, а ввоз – увеличивает. Однако, во время торговой сделки не возникает никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот.

Во Франции возникла вторая теоретическая школа– школа физиократов(«физиократия» в переводе с греческого – власть природы). Основоположником этой школы является Франсуа Кенэ. Его последователями были А.Тюрго, Дидро, Руссо и др. Единственным источником богатства они считали природу, а именно труд в сельском хозяйстве. Следовательно, экономическая теория (политическая экономия) должна заниматься изучением сельского хозяйства. Промышленность, на их взгляд, является «бесплодной сферой», т.е. второстепенной отраслью, которая лишь преобразует вещества природы. Однако такой подход является неверным, так как

сама по себе природа (сельское хозяйство) без приложения капитала и труда не может создавать богатство.

Представителями третьей теоретической школыявляются англичане В. Петти, А. Смит и Д. Рикардо. Согласно их теории, источником богатства общества является материальное производство (сельское хозяйство, промышленность, строительство и т.д.), а именно труд. Они заложили основы трудовой теории стоимости, доказали, что стоимость любого товара определяется затратами общественного труда, что рост богатства в обществе осуществляется за счет прибыли