Евразийский союз

Содержание

Евразийский экономический союз. Цели и история создания

Общие положения

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.

Целями создания ЕАЭС является:

  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.

В рамках ЕАЭС:

  • функционирует внутренний рынок товаров;
  • применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
  • действует единый режим торговли товарами в отношении третьих стран;
  • осуществляется единое таможенное регулирование;
  • осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).

В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Государства–члены Евразийского экономического союза

Российская Федерация с 1 июля 2010 года
Республика Беларусь с 6 июля 2010 года
Республика Казахстан с 1 июля 2010 года
Республика Армения с 10 октября 2014 года
Кыргызская Республика с 23 декабря 2014 года

История формирования Евразийского экономического союза

Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.

26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года — Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).

В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.

На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.

В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

  • Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза;
  • международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения;
  • решения Евразийской экономической комиссии;
  • национальное таможенное законодательство стран-участниц.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются:

  • Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
  • Евразийский межправительственный совет
  • Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
  • Суд Евразийского экономического союза

Направления деятельности Евразийской экономической комиссии:

  • Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении третьих стран;
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • и другие.

Примечания

  • Что такое Технический регламент Таможенного союза/Евразийского экономического союза?
  • Технические регламенты Таможенного союза и формы оценки соответствия

Ссылки

  • Евразийский экономический союза
  • Евразийская экономическая комиссия
  • Правовой портал Евразийского экономического союза
  • Суд Евразийского экономического союза

Евразийский экономический союз: социально-экономический потенциал ЕАЭС

Цель научной работы — рассмотреть Евразийский экономический союз и оценить социально-экономический потенциал государств-членов ЕАЭС. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. рассмотреть состав участников ЕАЭС;

 организационную структуру ЕАЭС;

 функции и цели союза.

  1. проанализировать социально-экономические показатели государств-членов ЕАЭС:

 численность и миграцию населения;

 уровень безработицы;

 Валовой внутренний продукт;

 Экспортно-импортные операции;

 сальдо внешнеторгового оборота.

Политическая обстановка в мире, связанная с событиями на Украине, привела к изменению международных экономических отношений между Россией и странами Запада, что способствовало усилению региональной экономической интеграции на Востоке. В мае 2014 года Россия, Казахстан и Белоруссия подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2015 года.

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденнаяДоговором о Евразийском экономическом союзе.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Органы управления:

Высший Евразийский экономический совет — высший орган Союза, в состав которого входят Президенты государств-членов Союза.

Евразийский межправительственный экономический совет — орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов.

Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Союз осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

 уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств — членов и их территориальной целостности;

 уважение особенностей политического устройства государств — членов;

 обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон;

 соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;

 функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

Основными целями Союза являются:

 создание условий для стабильного развития экономик государств — членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

 стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

 всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Союз наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных Договором и международными договорами в рамках Союза.

Государства — члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных Договором и международными договорами в рамках Союза.

В иных сферах экономики государства — члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и целями Союза .

Для достижения поставленных целей необходимо иметь социальные и экономические ресурсы.

Каков же социально — экономический потенциал ЕАЭС? Территория ЕАЭС составляет более 20 млн. кв. км, 15 % мировой суши. Численность населения на 1 января 2015 года — 182,1 млн. человек, на 2014–181,7 млн. человек. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. чел.

Источник: Статкомитет СНГ

По данным таблицы можно сделать вывод, что численность населения во всех странах с каждым годов увеличивается, кроме Белоруссии — в период с 2010 по 2012 год наблюдается сокращение населения, связанное с низким уровнем рождаемости и большим количеством пенсионеров. Для улучшения демографической ситуации Правительство Белоруссии назначило единовременное пособие за рождение ребенка: за первого — 7068800 рублей (около 900$), за второго и последующего ребёнка — 9896320 рублей (около 1300$), что привело к росту численности населения в 2013 году.

Миграция населения на сегодняшний день является проблемой для многих стран, особенно для стран Европейского союза. Рассмотрим какова ситуация с миграцией в государствах-членов ЕАЭС.

На основе данных таблицы 2 можно сделать вывод, что постоянно увеличивается число как выбывших, так и прибывших в России и Белоруссии. В период с 2011 по 2014 год число прибывших в Россию увеличилось на 1 209,8 тыс. чел. (при этом из стран СНГ число мигрантов возросло на 206,9 тыс. чел.). В Белоруссии в этот же период времени число мигрантов увеличилось на 34,4 тыс. чел.. В Кыргызстане, наоборот, постоянно уменьшается количество мигрантов. Прежде всего, это связано с тем, что в республике высокий общий уровень безработицы — 8,4 %, и население покидает страну в поисках лучшей жизни. Графически миграция населения в Казахстане показана на рисунке 1.

Таблица 2

Миграция населения (число лиц, зарегистрированных в органах внутренних дел при перемене постоянного места жительства; тысяч человек)

Источник: Статкомитет СНГ.

Рис. 1. Миграция населения в Кыргызстане, тысяч человек

Таблица 3

Численность безработных, зарегистрированных в государственных службах занятости (на конец года)

В среднем за год, тыс. чел.

В % к экономически активному населению.

Россия

1,2

1,2

Беларусь

0,5

0,5

Казахстан

0,3

0,4

Кыргызстан

2,3

2,3

Армения

6,8

5,9

Источник: Статкомитет СНГ

Рис. 2: Уровень безработицы в мире, ЕАЭС, США и ЕС на 1 января 2015 г., в %

Перейдем к основным макроэкономическим показателям государств-членов ЕАЭС. В трех странах союза произошел рост ВВП: В Казахстане — 7,7 %, в Кыргызстане — 7,3 % и в Армении 5,1 %. В России наблюдается спад данного показателя на 3,4 %. Причиной снижения является введение санкций со стороны стран Запада (таблица 4, рисунок 3.).

Таблица 4

ВВП государств-членов ЕАЭС (январь-июнь 2015в % к январю-июню 2014)

ВВП

(в постоянных ценах)

Россия

96,6

Беларусь

96,7

Казахстан

107,7

Кыргызстан

107,3

Армения

105,1

Источник: Статкомитет СНГ

Рис. 3: Рост ВВП государств-членов ЕАЭС в постоянных ценах (январь-июнь 2015в % к январю-июню 2014)

Также стоит проанализировать экспортно-импортные операции государств-членов ЕАЭС. По данным таблицы 5 можно сделать вывод, что в 2014 году в России, Белоруссии, Казахстане и Кыргызстане количество как экспортных, так и импортных операций уменьшилось. Однако в России и Казахстане сальдо внешнеторгового оборота осталось положительным: Россия — 210,9 млн. долл США, Казахстан — 37025 млн. долл. США. (рисунок 4).

Таблица 5

Экспортно-импортные операции государств-членов ЕАЭС

Экспорт, млн. долл. США

Импорт, млн. долл США

Внешнеторговый оборот, млн. долл США

Сальдо внешне-торгового оборота, млн. долл. США

Россия

527,3

496,9

315,0

286,0

842,3

782,9

212,3

210,9

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Армения

ЕАЭС

127929,3

120539,9

230446,3

212960,9

127929,3

120539,9

Источник: Статкомитет СНГ

Рис. 4: Сальдо внешнеторгового оборота государств-членов ЕАЭС в 2014г., млн. долл. США

Итак, ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государст-членов. Проанализировав основные социально-экономические показатели государств-членов ЕАЭС, можно сделать вывод, что регион обладает всеми необходимыми ресурсы для достижения поставленных целей: территория, высокая численность населения, мобильность рабочей силы, налаженная внешняя торговля. Конечно, наблюдается и спад некоторых показателей: отрицательное сальдо внешнеторгового оборота у Белоруссии, Кыргызстана и Армении. Данным странам необходимо увеличить объемы экспортных операций. Для этого государствами-членами ЕАЭС уже приняты соответствующие программы: «Развитие производств новой конкурентоспособной продукции, ориентированной на экспорт»

Государства-члены взаимодействуют по созданию механизма совместного выхода на рынки третьих стран с целью продвижения совместно произведенной организациями-производителями государств-членов продукции, предусматривающего возможность таких инструментов, как:

 совместные дилерские и сервисные сети;

 совместные торговые дома, центры сертификации машинно-технической продукции и технической поддержки, специальных объединенных сбытовых компаний;

 развитие информационно-консультационной поддержки экспортеров государств–членов ЕАЭС;

 организация совместных (объединенных экспозиций на выставочно-ярмарочных мероприятиях);

 использование новых финансовых продуктов по сопровождению экспорта, например лизинга;

 взаимодействие торговых представительств государств–членов ЕАЭС;

 проектное (инвестиционное), предэкспортное и экспортное финансирование совместно произведенной продукции.

В целях повышения конкурентоспособности промышленной продукции и обеспечения ее выхода на рынки третьих стран Стороны проводят работу по совершенствованию системы технического регулирования (сертификации, стандартизации), а также (при необходимости) разрабатывают механизмы содействия производителям в получении иностранных сертификатов при экспорте .

Литература:

Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Государствами – членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Правила перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС:

1. Пассажиру необходимо заполнить таможенную декларацию в случае перевозки следующих товаров:

  • Ввозимые товары, таможенная стоимость которых превышает 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
  • Ввозимые и вывозимые наличные денежные средства (банкноты, казначейские билеты, монеты, за исключение монет из драгоценных металлов) и/или дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США;
  • Ввозимые и вывозимые денежные инструменты (векселя, банковские чеки, ценные бумаги);
  • Культурные ценности;
  • Драгоценные металлы и драгоценные камни;
  • Вывозимые государственные награды РФ;
  • Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, а также полученная из них продукция;
  • Оружие и боеприпасы, в том числе холодное оружие (ножи, кастеты, сурикены и т.д.)
  • Ввозимые алкогольные напитки в количестве больше 3-х литров;
  • Наркотические средства и психотропные вещества в виде лекарственных средств по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов;
  • Радиоэлектронные средства и/или высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные или входящие в состав других товаров;
  • Технические средства, имеющие функции шифрования;
  • Товары для личного пользования, полученные в наследство при условии документального подтверждения факта получения таких товаров в наследство;
  • • Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их лицо имеет несопровождаемый багаж*

* Под определение «товары для личного пользования» попадают предметы, медикаменты и т.д., которые ввозятся/вывозятся в ЕАЭС исключительно для нужд одного человека без цели последующей продажи.

2. На таможенную территорию ЕАЭС с освобождением от уплаты таможенных платежей допускается ввоз следующих товаров для личного пользования:

  • Товары, таможенная стоимость которых не превышает 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
  • Алкогольные напитки и пиво не более 3-х литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста;
  • Табак и табачные изделия: 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 гр табака (в том числе жевательный табак «насвай»*), либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 гр., в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста;

* Насвай — сосательный табак, изготовленный из очищенной махорочной или табачной пыли, щелочных и клеящих веществ, с возможным добавлением растительного масла, нетабачного сырья и иных ингредиентов.

Обращаем внимание, что при ввозе товаров для личного пользования физическими лицами на таможенную территорию ЕАЭС применяются следующие ставки таможенных платежей:

  • Единая ставка 30% от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг веса, в части превышения стоимостной нормы 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
  • Единая ставка 22 евро за 1 литр – в случае ввоза этилового спирта в количестве до 5 литров;
  • Единая ставка 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра – в случае ввоза алкогольных напитков и пива в количестве от 3-х до 5-ти литров включительно.

Для личного пользования пассажир НЕ МОЖЕТ вывезти с территории ЕАЭС:

  • Рыба и морепродукты (кроме икры осетровых рыб) в количестве более 5 кг;
  • Икра осетровых рыб весом более 250 граммов

К товарам, не являющимися товарами для личного пользования, относятся:

  • Природные алмазы;
  • Вывозимые товары, в отношении которых установлены вывозные таможенные пошлины;
  • Котлы центрального отопления;
  • Косилки (кроме косилок для газонов), машины для заготовки сена и т.д.;
  • Солярии для загара;
  • Медицинская техника и оборудование (за исключением необходимых в пути следования либо по медицинским показаниям) и т.д.

На единую таможенную территорию Таможенного союза* запрещен ввоз насвая** в количестве, превышающем 250 граммов на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста, для граждан пребывающих из Средней Азии.
**Насвай — сосательный табак, изготовленный из очищенной махорочной или табачной пыли, щелочных и клеящих веществ, с возможным добавлением растительного масла, нетабачного сырья и иных ингредиентов.

Евразийский экономический союз. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. Евразийский экономический союз — международное интеграционное экономическое объединение, участниками которого являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

Союз начал работу 1 января 2015 г.; заменил собой Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, действовало в 2000-2014 гг.).

Создание ЕАЭС

ЕАЭС образован на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана (до 2015 г. действовали в рамках ЕврАзЭС). Впервые о создании Евразийского экономического союза было заявлено президентами РФ Дмитрием Медведевым, Белоруссии Александром Лукашенко и Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Декларации о Евразийской экономической интеграции, подписанной 18 ноября 2011 г. на встрече в Москве.

29 мая 2014 г. в Астане главы России, Казахстана и Белоруссии Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ратифицирован Россией 3 октября, Казахстаном и Белоруссией 9 октября 2014 г.).

В 2011 г. о намерении вступить в ЕАЭС заявила Киргизия, в 2013 г. — Армения. Договор о присоединении к союзу Армении был подписан 10 октября 2014 г. в Минске (фактически республика стала членом ЕАЭС с 1 января 2015 г.). 23 декабря того же года в Москве аналогичный договор заключила и Киргизия. 8 мая 2015 г. в Москве члены организации подписали документы о присоединении Киргизии к Договору о ЕАЭС. 20 мая договор был ратифицирован парламентом республики, 21 мая подписан президентом. К 6 августа 2015 г. завершены ратификационные процедуры по присоединению Киргизии к ЕАЭС; 12 августа 2015 г. Договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС вступил в силу.

Цели организации

Согласно документу, целями ЕАЭС являются экономическое развитие стран-участниц, модернизация и повышение конкурентоспособности этих государств на мировом рынке. При подписании договора стороны обязались координировать экономическую политику и гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики (энергетика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт).

Структура и органы управления

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят президенты государств-членов союза. Его заседания проводятся не реже раза в год. Первое с момента начала работы ЕАЭС состоялось 8 мая 2015 г. в Кремле.

Главы правительств государств-участников входят в Евразийский межправительственный экономический совет. Он обеспечивает реализацию и контроль за исполнением решений Высшего совета на уровне президентов, дает поручения Евразийской экономической комиссии, а также осуществляет иные полномочия. Заседания проводятся не реже двух раз в год. Первое состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства.

Постоянно действующим регулирующим органом союза является Евразийская экономическая комиссия. Среди ее задач: обеспечение условий функционирования и развития союза, а также разработка предложений по экономическим вопросам сотрудничества.

В 2015 г. председательство в ЕАЭС осуществляла Белоруссия. С 1 февраля 2016 г. председательство перешло к Казахстану.

Статистика

В настоящее время ЕАЭС (с учетом Киргизии) занимает территорию более 20 млн кв. км с населением 182,7 млн человек (на 1 января 2016 г.). Согласно данным Евразийской экономической комиссии, совокупный валовой внутренний продукт стран-членов ЕАЭС в январе-сентябре 2015 г. составил 1,1 трлн долларов США, снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 3%. Объем промышленного производства в 2015 г. уменьшился на 3,4% (907,1 млрд долларов). По итогам 2015 г. объем взаимной торговли государств–членов ЕАЭС составил 45,4 млрд долларов, что на 25,8% меньше чем в 2014 г. Объем внешней торговли в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократился на 33,6% — до 579,5 млрд долларов, в том числе экспорт товаров — 374,1 млрд долларов, импорт — 205,4 млрд. По данным официального сайта организации, страны ЕАЭС добывают 607,5 млн т нефти в год (или 14,6% от мировой доли), а также 682,6 млрд куб. м газа (18,4%).

Деловой совет

22 мая 2015 г. в ходе VIII Астанинского экономического форума было подписано соглашение о создании Делового совета ЕАЭС, учредителями которого выступили Национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен», Российский союз промышленников и предпринимателей, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Белоруссии, Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Киргизский Союз промышленников и предпринимателей. Работа Совета позволит наладить диалог между деловыми кругами стран — членов ЕАЭС, а также обеспечить их согласованное взаимодействие с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и руководством государств.

Создание зон свободной торговли

29 мая 2015 г. в Казахстане после заседания Евразийского межправительственного экономического совета было подписано соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом, которое стало первым международным документом о ЗСТ между ЕАЭС и третьей стороной. Соглашением предусмотрены, в частности, условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами Союза и Вьетнамом путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на значительную группу товаров. Документ вступит в силу через 60 дней после того, как во всех странах ЕАЭС и во Вьетнаме он будет ратифицирован в соответствии с национальным законодательством.

16 октября 2015 г. в казахстанском пос. Бурабай на заседание Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о начале переговоров по созданию зоны свободной торговли с Израилем. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры на уровне рабочих групп о возможности заключения аналогичных соглашений с Ираном, Индией и Египтом. С инициативой начать переговоры о создании ЗСТ с ЕАЭС выступили Иордания и Таиланд.

В 2016 г. страны Союза планируют согласовать и подписать с Китаем дорожную карту сопряжения проектов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. В настоящее время завершается подготовка документов по этому вопросу.

Сотрудничество с интеграционными объединениями

3 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному собранию, выступил за проработку вопроса о создании масштабного экономического партнерства между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Заседания руководящих органов

  • Заседания Высшего Евразийского экономического совета

С момента начала работы ЕАЭС состоялось три заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕАЭС).

Первое прошло 8 мая 2015 г. в Кремле. По его окончании президенты России, Белоруссии, Казахстана и Армении подписали протокол о внесении изменений в правоустанавливающие документы ЕАЭС в связи с присоединением к организации Киргизии. Также были подписаны договоры о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и др. Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин по итогам двусторонних переговоров на полях саммита приняли совместное заявление по сопряжению создания ЕАЭС с китайским проектом «Экономический пояс «Шелкового пути».

16 октября 2015 г. в заседании совета в казахстанском пос. Бурабай впервые в качестве полноправного члена участвовал президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. По итогам саммита лидеры стран ЕАЭС приняли решение о начале переговоров с Израилем по созданию зоны свободной торговли. Кроме того, был рассмотрен порядок принятия новых членов в организацию, некоторые аспекты присоединения Казахстана к ВТО, сотрудничество с Китаем и др. Были утверждены Основные направления международной деятельности союза на 2015-2016 гг.

21 декабря 2015 г. в Москве на заседании ВЕАЭС было принято решение о переходе председательства в организации к Казахстану, определен персональный состав коллегии Евразийской экономической комиссии в связи с окончанием срока полномочий министров комиссии (назначаются каждые четыре года), принято решение о проведении переписей населения в странах союза в 2020 г., а также о начале разработки «дорожных карт» по сотрудничеству с Китаем. Стороны обсудили вопрос о вступлении в силу с 1 января 2016 г. соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС и риски, которые могут возникнуть в этой связи для экономик стран союза. В частности, лидеры стран ЕАЭС договорились об обмене информацией обо всех товарах, поступающих в государства союза и создании единой базы данных.

  • Заседания Евразийского межправительственного экономического совета

Первое заседание Евразийского межправительственного экономического совета состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства. Встреча премьеров четырех государств-членов ЕАЭС прошла с участием главы правительства Киргизии. Обсуждались вопросы развития интеграции, функционирования ЕАЭС, развитие нормативно-правовой базы, а также предстоящее вхождение в союз Киргизии. По итогам заседания главы правительств распорядились разработать концепцию создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению, обеспечить финансирование пилотного проекта по внедрению единой маркировки товаров на территории государств ЕАЭС и др.

29 мая 2015 г. в пос. Бурабай Акмолинской области Казахстана прошло заседание Евразийского межправительственного совета. По его завершении ЕАЭС и Вьетнам заключили Соглашение о зоне свободной торговли. Подписи под документом поставили премьер-министры стран Союза и Вьетнама. Соглашение закрепило взаимные обязательства участников упростить доступ товаров на рынки стран-участниц данного договора. Таможенные пошлины будут снижены на 88% товаров взаимной торговли, из них на 59% ставки будут снижены сразу же, еще не 29% — постепенно через 5-10 лет. Отдельным приложением к Соглашению Россия и Вьетнам договорились об упрощении доступа на рынок в сфере услуг, позднее по желанию к этому приложению могут присоединиться и другие страны ЕАЭС.

8 сентября 2015 г. в Гродно (Белоруссия) по итогам очередного заседания Евразийского межправительственного совета был подписан ряд документов, в том числе решение «Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза» и Договор о координации действий государств ЕАЭС по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

13 апреля 2016 г. в подмосковных Горках прошло очередное заседание Евразийского межправительственного совета. Обсуждались основные стратегические вопросы, связанные с развитием сотрудничества ЕАЭС с Евросоюзом и Китаем, а также промышленная политика Союза и деятельность ЕЭК.

Евразийский экономический союз

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В настоящее время в состав ЕАЭС входят пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой экономической политики в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в интересах повышения жизненного уровня государств-членов.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза. Комиссия начала функционировать с февраля 2012 года.

Основное назначение Евразийской экономической комиссии – обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

Федеральная служба государственной статистики осуществляет свое взаимодействие с ЕЭК через Департамент статистики ЕЭК в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе.

Представители Росстата входят в состав Консультативного комитета по статистике (ККС), созданного в августе 2012 года при Коллегии Евразийской экономической комиссии с целью выработки предложений для принятия решений ЕЭК в сфере статистики. Специалисты Росстата задействованы в работе подкомитетов ККС, а также в составе экспертных и рабочих групп ЕЭК.

Росстат предоставляет в Евразийскую экономическую комиссию официальную статистическую информацию согласно утвержденным форматам, принимает активное участие в разработке методологии формирования статистических показателей, единых статистических классификаций для государств — участников ЕАЭС.