Содержание
Классификация налогов.
В зависимости от экономического содержания налогов, объекта налогообложения, уровня представления и использования налоги можно классифицировать в следующие группы (рис. 16.3).
По способу обложения, или по экономическому содержанию, налоги делятся на:
1) Прямые. Уплачиваются непосредственно хозяйствующими субъектами и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог с физических лиц, налог на землю, налог на прибыль). Прямые налоги взимаются непосредственно в фиксированной сумме с дохода или с имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные, земельные налоги и др.;
2) Косвенные. При этом субъект налога и его носитель не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу и являются налогами на потребителей товара, работы, услуги. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог. Косвенные налоги изымаются иным, менее заметным образом посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет.
По уровням представления в бюджеты налоги и сборы в России подразделяются на:
— федеральные налоги и сборы. Перечисляются в общественный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации;
— налоги и сборы субъектов Российской Федерации — устанавливаются Налоговым кодексом РФ, республиканскими законодательными актами и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
— местные налоги и сборы. Поступают в местный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В зависимости от направления использования налоги бывают общими и специальными:
— общие налоги поступают в бюджет государства на финансирование общегосударственных мероприятий;
— специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налоги, на реализацию ГСМ поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства и текущего ремонта дорог).
В соответствии с Налоговым кодексом РФ утверждены три группы налогов и сборов: федерального уровня, регионального (субъекта Федерации) и местного.
К федеральным налогам и сборам относятся:
— НДС (налог на добавленную стоимость);
— акциз на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
— налог на прибыль (доход) организаций;
— налоги на доход от капитала;
— подоходный налог с физических лиц;
— взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
— государственная политика;
— таможенные пошлины и таможенные сборы;
— налоги на пользование недрами;
— налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
— лесной налог;
— экологический налог и др.
К региональным (субъектов Федерации) налогам и сборам относятся:
— налоги на имущество организаций;
— налоги на недвижимость;
— дорожный налог;
— транспортный налог;
— налог с продаж;
— налоги на игровой бизнес;
— региональные лицензионные сборы и др.
Местные налоги и сборы:
— земельный налог;
— налог на имущество с физических лиц;
— налог на рекламу;
— налог на наследование и дарение;
— местные лицензионные сборы и др.
Основу налоговой системы РФ составляют налог на прибыль, НДС, акцизы и таможенные сборы, налог на имущество предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, плата за землю, обязательные платежи во внебюджетные фонды.
Налоговая политика — составная часть финансовой политики; система правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.
Основные цели налоговой политики:
1) обеспечить полноценное формирование доходов бюджетной сферы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности отдельных территорий, малого предпринимательства;
3) обеспечить социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.
Становление новой для России налоговой системы (введена в 1992 г.) проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований. Изменения налоговой системы предусмотрены в Налоговом кодексе и направлены на решение задач создания рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России, благосостоянию ее граждан, уменьшению числа налогов и снижению общего налогового бремени.
Краткие выводы
1. Главным средством перераспределения ВВП служат бюджет и налоги.
2. Государственный бюджет — это система доходов и расходов правительства. Основной источник доходов — налоги, обязательные платежи физических и юридических лиц.
3. Государственный бюджет — система бюджетов, включающая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.
4. Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов государства над его доходами. Высокий уровень бюджетного дефицита приводит к инфляционным процессам в экономике.
5. Налоги — это обязательные платежи домашних хозяйств, предприятий и граждан в бюджет государства. Источниками налогов могут быть различные формы дохода (заработная плата, прибыль, доход и т.д).
6. Федеральные налоги и сборы действуют на территории всей страны, налоги и сборы субъектов РФ — на территории соответствующих субъектов РФ, местные налоги и сборы — на территории муниципальных образований.
7. Налоговые сборы должны быть умеренными, ибо высокие налоговые ставки могут снизить экономическую активность хозяйствующих субъектов.
8. Бюджетно-налоговая политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни или ее ограничение и осуществляется через государственные расходы и сбор налогов.
Экономический тренинг
Ключевые термины и понятия
Финансы, финансовая система, денежные средства, финансы государства, финансы предприятия (организации), финансы населения, финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, государственный бюджет, внебюджетные фонды, бюджетный дефицит, профицит бюджета, налоги, принципы налогообложения, прямые налоги, косвенные налоги, федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации, местные налоги, НДС, налог на прибыль, акцизы, прогрессивный налог, регрессивный налог, предельная ставка налога, средняя ставка налога, кривая Лаффера, налоговая система, налоговый контроль.
Контрольные вопросы и задания.
1. Что вы понимаете под финансами и финансовой системой?
2. Что такое государственный бюджет?
3. Из каких статей состоят доходная и расходная части бюджета?
4. Объясните в чем отличие расходов Правительства Российской Федерации от правительства местных органов власти?
5. На каком принципе налогообложения строится прогрессивная налоговая шкала, которая сейчас используется в большинстве стран со смешанной экономикой?
6. Объясните, что означает понятие «уклонение от уплаты налогов». Будет ли использование такого уклонения преследоваться по закону в судебном порядке?
7. В связи с чем в 1990-е гг. происходил постепенный рост налогов на заработную плату?
8. Перечислите основные налоги в России согласно Налоговому кодексу РФ.
Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: финансы, средства, государство, население, организации, бюджет, доход, расход, фонды, дефицит, профицит, налоги, принципы, сборы, акциз, консолидация, реструктуризация.
Тесты
Выберите правильный ответ.
1. Под финансами следует понимать:
а) денежные средства, находящиеся в обращении;
б) денежные средства, находящиеся на руках у населения и на
счетах предприятий в банке;
в) экономические отношения, связанные с движением денег
и товаров;
г) систему экономических отношений, связанных с образова
нием, перераспределением и расходованием фондов.
2. Какие из финансов являются основополагающими:
а) финансы хозяйственных субъектов;
б) финансы населения;
в) финансы государства;
г) финансы фирмы.
3. Бюджет как сводный финансовый план:
а) составляется и утверждается правительством страны;
б) составляется правительством, а рассматривается и утверж
дается законодательными органами страны;
в) составляется и утверждается законодательными органами
страны;
г) составляется и утверждается всеми ветвями исполнитель
ной власти.
4. Профицит бюджета — это:
а) превышение доходной части бюджета над расходной;
6) превышение расходной части бюджета над доходной;
в) равенство доходной и расходной частей бюджета;
г) ни одно из вышеперечисленного.
5. Под дефицитом бюджета следует понимать:
а) превышение доходной части бюджета над расходной;
б) превышение расходной части бюджета над доходной;
в) равенство доходной и расходной частей бюджета;
г) ни одно из вышеперечисленного.
6. Под налоговой системой понимают:
а) совокупность всех налогов, взимаемых с юридических и физических лиц;
б) совокупность всех налогов, методы и принципы их построения;
в) совокупность всех налогов, взимаемых в стране, и органов, осуществляющих эти сборы;
г) совокупность мероприятий государства по организации сбора и использованию налогов для осуществления своих функций и задач.
7. При ставке подоходного налога свыше 50%:
а) резко увеличивается поступление в бюджет;
б) резко сокращается поступление в бюджет;
в) снижается поступление в бюджет и резко сокращается деловая активность фирм и населения;
г) бюджет почти не реагирует на эти изменения.
Кроссворд
По горизонтали. 1. Ставки налогов, устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу объекта налогообложения, независимо от размеров дохода. 2. Превышение доходной части бюджета над его расходной частью 3. Система экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. 4. Одна из функций финансов. 5. Товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента стоимости.
По вертикали. 6. Один из субъектов финансовых отношений. 7. Ставки налогов, предполагающие снижение их величины по мере роста дохода. 8. Налог, включаемый в цену товара или тариф на услуги и оплачиваемый покупателем при покупке товара (услуги). 9. Превышение расходной части бюджета над его доходной частью. 10. Обязательные сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства.
Налоговые ставки 2017
Актуально на: 13 апреля 2017 г.
Что такое налоговые ставки и как они устанавливается, мы рассказывали в нашей консультации. Этот материал посвятим действующим налоговым ставкам в России.
Какие бывают налоговые ставки
По характеру взимания налоговых ставок выделяются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные ставки, а также ставки, выраженные в твердой (абсолютной) сумме с единицы облагаемой базы.
Можно отметить, что ставки налогов в РФ характеризуются преимущественно пропорциональностью. Это означает, что основные ставки налогов выражены в % от налоговой базы и не изменяются при росте величины налоговой базы.
Налоговые ставки: таблица
Представим в таблице перечень федеральных, региональных и местных налогов, действующих в РФ, с указанием статей НК РФ, которыми определены налоговые ставки в отношении данных налогов. Гиперссылки в наименовании налогов перенаправляют на отдельные консультации, в которых представлена более подробная информация о действующих в 2017 году налоговых ставках в отношении конкретного налога.
Наименование налога | Вид налога | Статья НК РФ |
---|---|---|
НДС | Федеральный | ст. 164 НК РФ |
НДФЛ | ст. 224 НК РФ | |
Налог на прибыль организаций | ст. 284 НК РФ | |
Налог на добычу полезных ископаемых | ст. 342 НК РФ | |
Водный налог | ст. 333.12 НК РФ | |
Акцизы | ст. 193 НК РФ | |
ЕСХН | ст. 346.8 НК РФ | |
УСН | ст. 346.20 НК РФ | |
ЕНВД | ст. 346.31 НК РФ | |
ПСН | ст. 346.50 НК РФ | |
Налог на имущество организаций | Региональный | ст. 380 НК РФ |
Налог на игорный бизнес | ст. 369 НК РФ | |
Транспортный налог | ст. 361 НК РФ | |
Земельный налог | Местный | ст. 394 НК РФ |
Налог на имущество физических лиц | ст. 406 НК РФ |
Напомним, что налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а по региональным и местным налогам — соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах тех ограничений, которые установлены НК РФ (ст. 53 НК РФ).
Региональные (местные) власти могут быть наделены правом увеличивать или уменьшать в определенных пределах установленные НК РФ ставки региональных (местных) налогов. Кроме того, НК РФ может предусматривать, например, что в той части, в которой федеральный налог зачисляется в бюджет субъектов РФ, налоговая ставка законами соответствующего субъекта также может быть понижена. Речь идет о ставке налога на прибыль в размере 20%, из которой «региональная» ставка 18% (в 2017-2020 годах – 17%) может быть понижена до 13,5% (в 2017-2020 годах до 12,5%) (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Региональные налоги и сборы в РФ: их виды и характеристика
Налоги – основной финансовый инструмент экономической политики, с его помощью осуществляется и государственная, и региональная, и муниципальная деятельность.
В данной статье подробнее остановимся на региональных платежах.
Кем устанавливаются налоги?
Система налогообложения в России имеет сложную структурированную систему. НК РФ включает три основных вида налоговых отчислений:
- федеральные (действуют на территории России);
- региональные (края, области, округи РФ);
- местные (населенные пункты России).
Региональные налоги и сборы обязательны к уплате на отдельно взятых территориях Российской Федерации. Данный вид отчислений не находится в полном ведении региональной власти. Общие положения устанавливаются Налоговым кодексом. А региональная власть занимается корректировкой ставок в пределах, допускаемых кодексом, и разработкой льгот для налогоплательщиков.
В свою очередь, данные налоги подразделяются на три уровня:
- Устанавливаемые на федеральном уровне, но региональная власть имеет право корректировать некоторые ставки, предусматривать льготы.
- Предусмотренные Налоговым кодексом, но время и необходимость их введения в действие рассматривается регионально (факультативные налоги).
- Устанавливаемые региональной властью самостоятельно, опираясь на общие положения НК РФ.
В целом же, это обязательные отчисления в региональный бюджет, которые осуществляются в каждом конкретном регионе Российской Федерации.
Их список и характеристики
Основные региональные налоги, которые обязательно присутствуют в каждой территориальной единице, состоят из следующих отчислений:
- налог на имущество предприятий;
- транспортный;
- на игорный бизнес.
Налог на имущество организаций
Является основным пунктом в Налоговом кодексе, действует на территории РФ с 1992 года. Налогообложению в данном случае подлежит имущество, находящееся в пределах России и являющееся собственностью российских или зарубежных организаций, а именно:
- предприятий и учреждений, которые российское законодательство причисляет к юридическим лицам;
- филиалов и подразделений, которые имеют собственный расчетный счет;
- иностранных и международных организаций, имеющих в собственности имущество на территории РФ.
Отчисления не взимается с:
- земельных участков;
- организаций, связанных с уголовно-исполнительной деятельностью;
- водных и других природных ресурсов;
- имущества, находящегося в ведении федеральных органов и используемого для охранной деятельности и обеспечения правопорядка РФ.
От уплаты могут освобождаться полностью либо иметь льготы некоторые религиозные объединения, а также организации для инвалидов, адвокатские конторы, научные центры, фармацевтические предприятия, исторические и культурные памятники, космические центры.
Налог оплачивается ежегодно, процентная ставка не превышает 2.2%, это верхняя граница, которую устанавливает НК. Остальными нюансами занимается региональная власть.
Транспортный налог
В 2002 году в Налоговом кодексе появилась новая глава, связанная с налогом на транспорт. Налогоплательщиками в данном случае считаются те, на чье имя зарегистрировано одно или несколько транспортных средств. На каждый вид транспорта при этом платеж рассчитывают отдельно. Отчисления производятся ежегодно.
Налогообложению в данном случае подлежат следующие ТС:
Не подлежат налогообложению:
- моторные лодки слабой мощности или весельные плавсредства;
- промысловые суда;
- транспортные средства всех видов, которые задействованы в пассажирских или грузовых перевозках;
- сельскохозяйственная техника, которая используется для производства с/х работ;
- транспорт, находящийся в ведении федеральных органов и используемый для военной службы;
- суда, прошедшие регистрацию в международном реестре.
Ставки определяются согласно НК. Для транспортных средств, оборудованных двигателями, выплаты исчисляются с учетом мощности каждого конкретного мотора. В буксируемых суднах учитывается вместимость, которую исчисляют в тоннах. Для остального вида транспорта налог исчисляется по количеству единиц ТС.
Юридические лица занимаются вычислением налогового платежа самостоятельно.
Физические лица не рассчитывают налог сами, эта процедура оформляется в том налоговом органе, по адресу которого было зарегистрировано транспортное средство. До 1 июня физическое лицо должно получить необходимую информацию, касающуюся суммы выплаты. На основании полученного документа и производится оплата.
Региональная власть имеет право повлиять на базовую ставку, которая была определена Налоговым кодексом, уменьшив или увеличив ее, но не более, чем в пять раз. Сроки отчетного периода и порядок уплаты рассматриваются также на региональном уровне, здесь же устанавливается форма декларации и срок ее сдачи.
Налог на игорный бизнес
Все организации, связанные с игровым бизнесом, обязаны оплачивать сборы в региональный бюджет.
Налоговым кодексом предусмотрены следующие игорные объекты, за которые необходимо внести отчисления:
- игровые столы;
- игровые автоматы;
- букмекерские кассы;
- кассы тотализатора.
При установке хотя бы одного вышеперечисленного объекта их владелец обязан произвести регистрацию в региональной налоговой организации (не позднее 2-х дней после установки). Ставки корректируются на региональном уровне:
- Игровые столы – от 25 000 до 125 000 руб.
- Автоматы – от 1 500 до 7 500 руб.
- За тотализатор или букмекерскую кассу – от 25 000 до 125 000.
Если на региональном уровне не было произведено никаких корректив, то оплата налога исчисляется согласно НК РФ по нижнему порогу приведенного выше списка. Налог взимается ежемесячно. Размер платежа плательщик должен рассчитать самостоятельно, налоговая декларация при этом подается не позднее 20 числа каждого месяца, следующего за отчетным. Оплата производится по месту регистрации.
В случае, если игровой автомат или другой объект не был поставлен вовремя на учет, с его владельца взимается штраф в трехкратном размере от суммы налога, при повторном подобном случае – штраф увеличивается в шесть раз.
С 2009 года на территории Российской Федерации прекратили свою деятельность заведения, не имеющие разрешения на организацию игорной деятельности.
Вышеперечисленные налоги целесообразно взимать именно на уровне регионов, потому что эти отчисления позволяют формировать стабильную финансовую основу региональной экономики.
Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:
Роль и значение
Развитие и рост отечественной экономики напрямую зависит от развития ее регионов. Региональная налоговая политика является одной из наиболее значимых частей сложной налоговой системы России и играет важную роль в формировании бюджета страны.
Большую часть региональных доходов от налоговых выплат составляют налоги на имущество предприятий.
Роль данных платежей заключается также в обеспечении надежности и стабильности бюджета РФ. На сегодняшний момент отмечаются трудности и проблемы в сборе и администрировании именно этих налогов, что неблагоприятным образом складывается непосредственно на развитии региональной экономики.
Налоги федеральные, региональные и местные
Законодатель проводит классификацию налогов по территориальному принципу.
Так, на основании ст. 13—15 НК РФ налоги делятся на федеральные, региональные и местные.
Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральными налогами признаются налоги, которые установлены Н К РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
В соответствии со ст. 13 НК РФ федеральными являются следующие налоги и сборы:
- • налог на добавленную стоимость;
- • акцизы;
- • налог на доходы физических лиц;
- • налог на прибыль организаций;
- • налог па добычу полезных ископаемых;
- • водный налог;
- • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- • государственная пошлина.
Региональными признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (п. 3 ст. 12 ПК РФ).
Региональными являются следующие налоги:
- • налог на имущество организаций;
- • транспортный налог;
- • налог на игорный бизнес (ст. 14 НК РФ).
Местными признаются налоги, установленные НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 4 ст. 12 НК РФ).
К местным относятся следующие налоги:
- • земельный налог;
- • налог па имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ).
Налоги прямые и косвенные. В налоговом законодательстве РФ отсутствует деление налогов на виды и соответственно не закреплено понятие прямых и косвенных налогов. Конструкции прямых и косвенных налогов, взимаемых на территории РФ, усматриваются лишь исходя из системного толкования положений НК РФ, а также при использовании правовых позиций высших судебных инстанций.
Интересными представляются позиции о правовой природе налогов, выработанные Экономическим судом СНГ при рассмотрении дел о применении международных договоров. Так, при толковании международных договоров, когда в тексте этих договоров, а также в рамках национальных законодательств государств не содержится четкого разделения налогов на виды, Суд исходил из понятий косвенных и прямых налогов, выработанных в рамках экономических и правовых доктрин. Например, Экономический суд СНГ указывает, что прямыми налогами признаются налоги, уменьшающие доходы (прибыль) налогоплательщика. Таковыми, учитывая действующее налоговое законодательство, являются налоги на доходы, прибыль, имущество (и их большинство).
Косвенными налогами являются налоги, экономическое бремя которых возлагается на покупателя при приобретении им продукции (товаров, работ, услуг), так как они устанавливаются в виде надбавки к цене товара. Например, в консультативном заключении по запросу Совета министров Республики Беларусь о применении положений п. 1 ст. 3 соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. Экономический суд СНГ указывает па двойственную правовую природу косвенных налогов. В соответствии с указанным заключением Суда косвенные налоги, с одной стороны, являются внутренними, основным назначением которых служит получение государством доходов на основе учета товарного спроса, возникающего на его территории, а с другой — имеют ряд общих с таможенными платежами признаков.
Следует отметить, что несмотря на двойственную природу НДС и акцизов, указанные платежи не могут рассматриваться как имеющие эквивалентное действие с таможенными пошлинами, поскольку НДС и акциз, выступая в качестве таможенных платежей, не преследуют целей таможенных пошлин, так как не утрачивают своего основного назначения — получения государством
- — их уплата производится плательщиком непосредственно на границе;
- — объектом обложения является таможенная стоимость;
- — контроль за платежами возложен на таможенные органы и их уплата является одним из необходимых условий принятия таможенными органами решения о выпуске товаров для свободного обращения при их ввозе и, соответственно, вывозе с территории государств доходов на основе учета товарного спроса, возникающего на его территории.
- Например, Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к вопросу о правовой природе косвенных налогов. Учитывая правовые позиции Конституционного Суда РФ, НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения (См.: Постановления Конституционного Суда РФ от 28.03.2000 № 5-11 и от 20.02.2001 З-П, Определения Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 № 169-0 и от 04.11.2004 № 324-0).
- В соответствии с консультативным заключением Экономического суда СНГ по запросу Совета министров Республики Беларусь о применении положений и. 1 ст. 3 соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. НДС и акцизы имеют следующие общие с таможенными пошлинами признаки: