Федеративное государственное устройство

Особенности федеративного устройства России

Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:

  1. Государственная целостность РФ.

  2. Единство системы государственной власти.

  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.

  4. Равноправие и самоопределение народов.

  5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).

Особенности федеративного устройства РФ.

Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.

Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

Особенности федеративного устройства Российской Федерации

В основе независимости любого государства лежит целостность его территории. Вместе с тем, одним из важнейших характеристик является и его территориальное устройство. Территориальное устройство включает не просто деление государства, но и правовое положение его частей, а также взаимоотношение их друг с другом и с центральными органами власти. Существует ряд классификаций территориального устройства государства.

По типу деления территории государства его устройство может быть разделено па унитарное и федеративное, о чем мы уже упоминали в гл. 1. Территориальное устройство Российской Федерации, а также принципы разделения власти между центром и регионами позволяет определить ее в качестве федерации. Особенности федеративного устройства России во многом связаны с историческими особенностями ее развития в XX в. Так, до 1992 г. в качестве субъектов РФ выделялись республики. Федеративный договор от 31.03.1992 признал субъектами РФ все ее административно-территориальные (края, области, города федерального (республиканского) значения) и национально-административные (автономная область и автономные округа) единицы.

Впрочем, только Конституцией РФ все субъекты РФ были провозглашены равноправными, и присутствие видового признака в их названии определяется только как дань использованию в течение нескольких десятилетий обозначения территориальных образований. Вместе с тем, республики обладают определенной долей самостоятельности и правом иметь свои государственные языки. На территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

В составе Российской Федерации находятся субъекты РФ:

o республики, чей статус определяется Конституцией РФ и конституцией республики: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;

o края, чьи статусы определяются как Конституцией РФ, так и уставом краев: Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

o области. Статус определяется Конституцией РФ и уставом области: Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область. Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

o города федерального значения, автономная область и автономные округа, чьи статусы определяются Конституцией РФ, а также уставами данных образований: Москва, Санкт-Петербург — города федерального значения; Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ,

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Любые отношения автономных округов, входящих в состав краев или областей регулируется федеральным законом, а также договором между органами государственной власти такого округа и органами государственной власти краев или областей.

Территориально Российская Федерация включает по» мимо территорий ее субъектов внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними.

Федеративное устройство предполагает и разделение полномочий между центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

o принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;

o регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

o гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

o установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

o формирование федеральных органов государственной власти;

o федеральная государственная собственность и управление ею;

o установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.

Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

o обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

o защита прав и свобод человека и гражданина;

o защита прав национальных меньшинств;

o обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

o режим пограничных зон;

o вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

o разграничение государственной собственности;

o природопользование;

o охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

o особо охраняемые природные территории;

o охрана памятников истории и культуры;

o ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ. Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.

По вопросам исключительного ведения субъектов РФ, последние могут осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Для реализации поставленных задач федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы в регионах и назначать соответствующих должностных лиц. Одновременно с этим часть полномочий федеральных органов исполнительной власти может передаваться органам исполнительной власти субъектов РФ. Возможна и обратная передача полномочий.

Вопрос №20

Территориальная организация гос. управления.

Вопрос №21

Гос. Политика в процессе реализации гос. Управления – понятие, цели, условия формирования

Государственная политика в процессе государственного управления: основы разработки и механизм реализации. Государственная политика — это целенаправленная деятельность ор­ганов государственной власти по решению общественных проблем, достиже­нию и реализации общезначимых целей развития общества или его отдель­ных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь опре­деленных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты. Общий план действий государственных органов для решения общест­венных проблем включает такие элементы, как разработка политической стратегии и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуж­дение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполне­ния. Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, что включает:

  1. защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности;

  2. обеспечение социальной активности;

  3. создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.

  • Формирование и реализация государственной политики обычно проходит четыре этапа. Иногда этот процесс называют, «политический цикл», состоящий из нескольких последовательных действий: 1) определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики); 2) разработка и легитимация государственной политики (формирование политики); 3) осуществление и мониторинг государственной политики (осуществление политики); 4) оценка и регулирование государственной политики (оценка политики). В зависимости от того кто, играет главную роль в выдвижении целей и задач, разработке мероприятий и программ, можно выделить три модели. Модель «сверху — вниз», когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней и конкретных исполнителей, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей. Модель «снизу — вверх», при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются обще­ственные группы и организации, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов. «Смешанная» модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении. Можно выделить следующие виды государственной политики: экономи­ческую, социальную, топливно-сырьевую, административную, экологиче­скую, иностранную, военную, национальной безопасности, кадровую, де­мографическую, культурную, информационную, аграрную, правовую, науч­но-техническую. Одна из задач политической системы состоит в том, чтобы выявлять общественные проблемы и вырабатывать стратегию их решения. Если политики запаздывают с принятием мер по решению проблем, в частности, из-за неспособности их идентифицировать и выделить, то тогда они могут приобрести общенациональные масштабы и потребуются большие усилия и средства для ее решения. Общий механизм определения политических целей и приоритетов в демократическом обществе представляет собой сложный процесс, характеризующийся не только формальными, но и неформальными отношениями и связями между различными государственными и общественными структурами. Помимо парламента, правительства и государственной администрации в определении целей и направлений государственной политики активное участие принимают политические партии, научные центры и институты, группы интересов, СМИ. Все это усложняет проблему нахождения социального консенсуса среди различных политических и социальных сил по данному вопросу в условиях политического плюрализма. Большое значение имеет также позиция избирателей, на которую ориентируются политические и государственные лидеры. Критерии выбора альтернатив государственной политики могут делиться на следующие группы: экономические показатели; социальные показатели; политические показатели; технические показатели; показатели результативности. Суть политического анализа состоит в том, чтобы, используя междисциплинарные методы, изучить существующую проблему, совокупность условий и факторов, ее вызвавших, сформулировать несколько альтернативных вариантов политики, по мере возможности объективно их оценить и предложить лучший вариант решения проблемы с учетом поставленных политических целей. Одновременно с принятием решения целесообразно провести анализ всех потенциальных политических рисков и разработать защитные меры по уменьшению уровня рисков во время реализации политики, а также по лучшему использованию существующих, хотя и рискованных, возможностей и альтернатив.Риск — это потенциальная возможность различных по характеру и со держанию потерь или ущерба в результате определенных действий. Как правило, риск связан с деятельностью в условиях неопределенности и необходимости сделать выбор, когда в результате этих действий возможны отклонения от выполнения поставленных целей или появление нежелательных последствий и результатов. Для защиты от рисков необходимо создать механизм выявления и управления рисками, т. е., во-первых, провести углубленный и обстоятельный анализ рисков, во-вторых, разработать систему управления рисками. В общем этот механизм должен включать два основных элемента: 1) выявление и анализ факторов риска; 2) управление и предупреждение рисков Реализация государственной политики — это постоянный, динамич­ный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие различные органы государственной власти и институты гражданского обще­ства. Реализация начинается сразу же после одобрения и легитимации госу­дарственной политики или отдельной программы и является основным видом деятельности государственного аппарата. Составной частью осуществления государственной политики является оп­ределение механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий: организационно-управленческих; нормативно-правовых; финансово-экономических; социально-психологических. В целом выделяют следующие типы участников реализации: отдельные индивиды, организованные группы, государственные институты и организации. Последние обычно делят по двум критериям: уровню управления и характеру организации. Уровень управления

  • • федеральный;

  • региональный;

  • •местный. Характер организаций:

  • • центральные органы власти: президент и его администрация, правительство и его аппарат;• законодательные органы власти: парламент и его структуры, депутаты;

  • • исполнительные органы власти: их руководители и сотрудники аппарата;

  • • судебные органы власти: суд, прокуратура;

  • • неправительственные организации: профсоюзы, группы интересов, частные компании и фирмы, СМИ, научные центры и совещательные органы. Процесс реализации политических целей начинается после принятия соответствующих законодательных документов и представляет собой конкретные действия и мероприятия государственных органов исполнительной власти. Целевые программы — это инструмент государственного управления. Эти программы направлены на достижение поставленных органами государственной власти целей и являются основным инструментом структурных преобразований в экономике и при решении важных социальных проблем.

Мониторинг — это специальная система управления, связанная с получением и анализом информации, включающая механизм реагирования на внешние угрозы и отклонения в работе организации. Оценка реализации государственной политики — это совокупность механизмов и методов по изучению и измерению фактических результатов государственной политики или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации, для их совершенствования. К основным типам оценок государственной политики относятся: 1) оценка прогресса реализации;2) оценка результатов;3) оценка последствий;4) оценка экономической эффективности.

Анализ влияния государственного регулирования (АВГР) представляет специальную технику для систематической оценки позитивных и негативных последствий существующих и альтернативных моделей регулирования.

Вопрос № 22

Модели разработки гос. Политики

Существуют различные модели разработки государственной политики.

Модель «сверху – вниз» — решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней.

Модель «снизу – вверх» — формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации.

«Смешанная» модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении.

Обычно государственную политику разделяют по направлениям в зависимости от характера и содержания проблем и вопросов, которые необходимо решать органам власти в определенной сфере общественной жизни. Выделяют следующие виды государственной политики: экономическую, социальную, топливно-сырьевую, административную, экологическую, иностранную, военную, национальной безопасности, кадровую, демографическую, культурную, информационную, аграрную, правовую, научно-техническую и т. д.

При составлении планов социально-экономического развития государства мероприятия разрабатываются по следующим направлениям:

– финансовая, денежная и ценовая политика;

– структурная политика;

– аграрная политика;

– социальная политика;

– региональная экономическая политика;

– внешнеэкономическая политика.

Вопрос № 23

Федеративное устройство России: понятие, принципы, общая характеристика

Понятие федеративного устройства России

Под государственным устройством понимается политико-тер­риториальная организация власти, определяющая правовое поло­жение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройст­во определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым).

Основные формы государственного устройст­ва:

  1. унитарная;
  2. федеративная;
  3. конфедеративная.

Подробнее

Унитарное государство — это единое государство, внутри кото­рого нет государственных образований, а административно-тер­риториальные единицы не обладают политической самостоятель­ностью. Большинство государств мира приняли именно эту фор­му государственного устройства.

Федеративное государство — это союз государственных обра­зований, каждое из которых обладает определенной самостоя­тельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одина­ковый статус и равные права.

Теоретически можно себе представить еще одну форму госу­дарственного устройства — конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объе­динение носит уже не государственно-правовой, а международ­но-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формаль­но сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно пре­вратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда вы­двигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

Федеративное государство — это только общая форма госу­дарственного устройства, а ее конкретное содержание — полити­ческое и правовое — весьма неоднородно. Сами федерации, пра­вовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом не­одинаковы.

Федеративные государства юридически закрепляют добро­вольность объединения народов, но, как правило, не предусмат­ривают права выхода того или иного субъекта федерации из сою­за. Субъекты федерации добровольно ограничивают свою компе­тенцию в пользу федерации и признают высшую юридическую силу федеральной конституции и законов. Сами эти субъекты яв­ляются унитарными государствами, хотя внутри их могут созда­ваться автономные образования.

Труднейшей проблемой федеративного устройства является распределение компетенции между федеральной властью и вла­стью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную само­стоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет (часто в обстановке острых разногласий) федераль­ную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совме­стную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями фе­дерации и ее субъектов.

Мировой опыт показывает, что федеративное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политиче­ская культура. Мощным фактором достижения единообразного правового регулирования и равенства граждан является успешное экономическое развитие, общий рынок. Федерация не может ис­ключить всех кризисов, разногласий и различий в способах реше­ния общегосударственных проблем, но она, и особенно в круп­ных государствах, создает единственно возможную демократиче­скую основу этих решений, способных удовлетворить интересы всех политических, экономических и националистических сил.

Федеративный договор — совокупное название трех договоров, заключенных между Российской Федерацией в лице ее прези­дента и органами государственной власти субъек­тов РФ в лице их высших должностных лиц или глав админист­раций (президентов, губернаторов):

    1. разграничение предметов веде­ния и полномочий между федеральными органами государствен­ной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ;
    2. разграничение предметов ведения и пол­номочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, горо­дов Москвы и Санкт-Петербурга;
    3. разграничение предметов веде­ния и полномочий между федеральными органами государствен­ной власти РФ и органами власти автоном­ной области, автономных округов в составе РФ.

В ч. 3 ст. 11 Конституции РФ установлено, что разграничение предметов ведения и полномо­чий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуще­ствляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными до­говорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Однако Федеративный договор не является составной частью Конституции РФ и не имеет равнозначной с ней юридической силы. В разделе втором «Заключительные и переходные положе­ния» Конституции прямо указывается (п. I), что в случае несоот­ветствия положениям Конституции РФ положений Федеративно­го договора (отмечены все три его части) действуют положения Конституции РФ. Конституция ввела для всех государственных образований единое понятие субъекта Федерации и закрепила их равноправие.

Договоры не решили основных проблем государственного устройства РФ и не привели к полной лик­видации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя права субъектов Федерации и были расширены, но их равнопра­вие, по существу, закреплено не было.

Принципы федеративного устройства России

Федеративное устройство РФ основано на (ст. 5 Конституции РФ):

    • ее государственной целостности;
    • единстве системы государственной власти;
    • разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
    • равноправии и самоопределении народов в РФ;
    • равноправии всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Общая характеристика федеративного устройства России

Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномо­чий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

Федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Экономико-гео­графический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.

Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-госу­дарственных основ российского федерализма, особенно в отно­шении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Можно сделать три важных правовых вывода:

  1. Россия — это мно­гонациональное государство;
  2. республики — субъекты Федерации признаются националь­ными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;
  3. русская нация не имеет в составе РФ собственно национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных инте­ресов в создании многонационального демократического право­вого государства — РФ.

В ходе онлайн-семинаров по имиджу и этикету меня часто спрашивают, чему отдать предпочтение при формировании гардероба — моде или этикету? Ответ прост: вы должны чувствовать случай и знать свою аудиторию. Готовясь к выходу в консервативной среде лучше сверяться с правилами этикета; в авангардной — можно экспериментировать и поддаваться влиянию мод. Но сарториальный этикет — это как нотная грамота, как арифметика в математике, как колористика в живописи, это — правила искусства, которые следует изучить прежде, чем приступать к экспериментам с красками и гипсом. Не хотите играть Генделя — играйте Дебюсси, но знайте, что делать с нотами!

Фактор гендера

Абсолютное превосходство сарториального этикета над модой — в гендерном балансе: женщины выглядят женственно, а мужчины — мужественно. Ключ — в силуэте и аксессуарах — без претензий на андрогинность и посягательств на сексуальность.

Фактор формальности

Главный фокус науки о хорошем тоне в гардеробе — на уместности, которая измеряется формальностью случая. Black Tie — формальный дресс-код, не терпящий личных интерпретаций, но допускающий классические элементы персонализации. Cocktail — полуформальный, в нем приветствуется посыл “Я серьезный человек, но люблю повеселиться”. Smart Casual — повседневный, исключающий строгость цветов и линий, но предполагающий, что степень нарядности будет варьироваться от случая к случаю.

Кстати элементы спортивного дресс-кода никогда не проникают в гардероб, функции которого не относятся к спорту. В консервативном обществе (которое принято называть высшим) аллюзии в виде специфических элементов одежды активного досуга — вроде брюк-галифе и жокейского кепи, предназначенных для верховой езды, вызовут разве что улыбку на мероприятиях, где нет ни конюшен, ни коней, ни конюхов. Комментарии о модных пижамах, полагаю, излишни…

Фактор уместности цвета

Индустрия имиджмейкинга спекулирует на цветотипах, число которых в некоторых версиях достигает — о ужас — 12, благодаря чему эта наука кажется непостижимой. На самом деле непостижима она только потому, что бесконечно субъективна.
В реальности все проще — цветотипов всего 2 — теплый и холодный. И есть цвета, которые согласно этикету предназначены для определенной местности и времени суток. Например, сити не приемлет землянистых оттенков: хаки, бронзовый, коричный, охра — сколь бы они ни были родными тонами осеннего цветотипа — уместны только в загородном гардеробе. За городом в (если это не торжественный вечерний прием) главенствуют приглушенные тона, и совершенно безвластен столь казалось бы универсальный черный, а также яркие чистые цвета, бесконечно любимые гордыми обладательницами весеннего цветотипа.

Зато посмотрим Ее Величество Королеву Великобритании, — хроника палитры ее нарядов была сопоставлена с цветовым спектром Pantone! Значит секрет заметности вовсе не в подходящем лицу цвете, а в уверенной комплектации одежды и аксессуаров желаемой палитры. Королеву всегда видно не потому, что она носит цвета, которые ей идут, а потому, что нет цветов, которые бы не шли королеве! Но если в вашем арсенале только джинсы и свитер — убедитесь, что цвет свитера вам к лицу.

Фактор уместности ткани и силуэта

Выбор ткани согласно этикету также регулируется местом и временем, а вовсе не вашим психотипом, как утверждают стилисты-психотерапевты новой волны. Бархат, кружево и блестки в офисе — такое же faux pas, как букле, твид и хлопок на гала вечере, сколь бы точно они не соответствовали вашей тонкой душевной организации “шокера” или “гения”.

Люди, имеющие весьма опосредованное отношение к моде и тем более сарториальному этикету (назовем их случайными наблюдателями) не раз отмечали в моем присутствии, что издали принимали за стильных людей городских бездомных бродяг. Это ли не тревожный сигнал о смене парадигм в мире моды?! Если прежде мода учитывала требования этикета, потому что клиентами ее были представители высшего общества, то теперь она с ними сражается в неравной классовой войне.

Моя методика иная: в имидже я культивирую аристократизм — противоположность вызывающей расслабленности. Ключ к нему — вовсе не в дорогих брендах, а в корректной комплектации элементов одежды и аксессуаров, напрямую влияющих на главный критерий образа — целостный силуэт, будь это деловой костюм или домашний халат.

Фактор вечности

Собираетесь засветиться в светской хронике? Сфотографируйте себя перед выходом и посмотрите на это фото из недалекого будущего: выглядит ваш образ так же классно и нетленно, как перчатки 50-х или так же модно и смешно, как даллаские стрижки 80-х и бомберы 90-х. Как определить, какая вещь выдержит критику времени — брать то, что временем уже проверено. Аутлеты и винтажные магазины — хорошая тренировка — там видно невооруженным глазом, что получило скидку просто потому что было недооценено в трендовой лихорадке, а где кричащие “-70%” идентичны пометке “утиль”.

Если же вы становитесь революционером от моды, затеваете войну с этикет конвенцией, ваша задача — только победить, как это сделали Мария Антуанетта, маркиза Казати, Джекки Кеннеди и принцесса Диана. Их стиль победил время, прославив их дерзкие попытки перекраивать под себя протокол. Но если вы воюете против правил и проигрываете — вы знаете, что вас ждет. Только гениям не нужны правила, но даже таланту следовало бы время от времени с ними сверяться. Сверимся на онлайн-курсе #жизньдоипослеэтикета!

Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:

1. Государственная целостность РФ.

2. Единство системы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.

4. Равноправие и самоопределение народов.

5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).

Особенности федеративного устройства РФ.

Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.

Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

Федерати?вное устро?йство — способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой. В отличие от административно-территориального устройства (деления), присущего унитарным государствам, федеративное устройство имеет в своей основе гораздо более усложнённые взаимоотношения, и связано это в первую очередь со сложным механизмом взаимодействия различных частей федерации. Единицами территориального деления являются субъекты федерации, наименования которых могут быть различным: штаты, республики, края, земли, области и иные.

Федеративное устройство Российской Федерации

Федеративное устройство Российской Федерации регулируется нормами статьи 65 и главы 3 Конституции Российской Федерации 1993 года.

Субъектами федерации в России являются:

— республики в составе Российской Федерации (государства);

— края;

— области;

— города федерального значения;

— автономная область;

— автономные округа.

Все субъекты Российской Федерации равноправны, то есть не допускается их дискриминация или придание привилегированного положения исходя из конституционно-правового статусаконкретного субъекта.

Федеративное устройство России основано на ряде принципов:

— государственная целостность Российской Федерации;

— единстве системы государственной власти;

— разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— равноправие и самоопределение народов в России.

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами ее составных частей.

Различают следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Унитарное государство — это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть:

а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) — сложным (Финляндия, Дания). Автономия — это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.

б) Централизованным — управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) — наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) — управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

Федеративное государство — представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств — членов или государственных образований (субъектов федерации).

На данный момент в мире насчитывается 24-ре федерации. Федерации бывают:

а) Договорные и конституционные. Федерации, созданные на основе союза, путём объединения ранее самостоятельных государственных образований получили название договорных (США, Танзания, ОАЭ). А федерации созданные «сверху», актами государственных органов (обычно конституциями), разделяющих территорию страны на субъекты федерации, получили название конституционных (Индия, Пакистан). Нередко те и другие процессы объединялись, в результате чего многие федерации являются договорно-конституционными (Россия, Югославия, Мексика).

б) Национальные, территориальные и комплексные федерации. Федерации, созданные на основе или с учётом национального (языкового, лингвистического) признака получили название национальных (Югославия, Бельгия). В основе таких федераций как США, Бразилия, Мексика, ОАЭ лежит территориальный признак, поэтому они получили название территориальных. Однако чаще в структуре федерации учитываются этнические, бытовые, экономические, даже географические моменты, такие федерации носят комплексный характер. в) Симметричные федерации — все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия). Асимметричные федерации — объём полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США).

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.

Региональное государство — вся его территория целиком состоит из автономных образований, имеющих право собственного (местного) законодательства. Представителями данной новой формы государственного устройства являются такие страны как Италия, ЮАР, Испания.

Межгосударственные образования (СНГ, Союз Европы).