Финансовая политика государства

Финансовая политика

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика

Содержание финансовой политики:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
  2. Создание адекватного финансового механизма.
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачи финансовой политики:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

  • формы финансовых ресурсов;
  • методы их формирования;
  • система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо­дов и расходов государства;
  • организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Цели финансовой политики

Целями финансовой политики могут являться:

  • политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики
  • экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне
  • социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Уровни финансовой политики

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:

  • мировом
  • региональном
  • национальном
  • на уровне отдельных регионов внутри страны
  • на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)
  • отдельного предпринимателя
  • на уровне отдельного домохозяйства

Финансовая политика на уровне государства

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

  • бюджетная политика
  • налоговая политика
  • таможенная политика
  • денежно-кредитная политика
  • инвестиционная политика
  • корупционная политика

Финансовая политика является частью общей экономической политики.

Литература

Финансы: Учебник/ Под ред. В. В. Ковалёва М:ТК Велби, изд-во Проспект, 2004

См. также

  • Денежно-кредитная политика Центрального банка

Ссылки

  • политика невмешательства

Финансовая политика государства

Составной частью политики государства является финансовая политика. Взаимодействие государства и финансового рынка тесно связаны. Государство может быть, как кредитором, так и заемщиком. Оно имеет право устанавливать правила рынка и контролировать его. Также проводить через финансовый рынок денежно-кредитную политику и масштабные экономические мероприятия. Государство может защищать и поощрять развитие рынка ( в некоторых странах фондовые биржи являются государственными). От того в каком состоянии находится фондовый рынок зависит устойчивость национальной экономики.

Финансовая политика является самостоятельной деятельностью государства. У нее есть свои цели, объекты, задачи, конкретное содержание, а также методы и формы регулирования. В основном выделяют четыре составляющих финансовой политики государства, а именно: налоговая политика, бюджетная политика, политика международных финансов, а также денежно-кредитная политика.

В основу финансовой политики государства входит правильный выбор стратегических направлений. Они определяют среднесрочную или долгосрочную перспективу использования финансов. Также государство выполняет выбор текущих и тактических целей финансовой политики. Текущие цели при этом находятся под влиянием стратегических целей.

Важной частью финансовой политики является также формирование финансового механизма с помощью которого происходит осуществление государственной деятельности в области финансов. Финансовый механизм – это более динамичная часть политики государства. Финансовый механизм очень сильно реагирует на особенности экономической и социальной ситуации в стране.

Управление финансами связано с практическим пользованием финансовым механизмом. Они осуществляются специально созданными для этого структурами. В управление финансами входит: планирование, прогнозирование, оперативное управление а также контроль и регулирование. основные задачи финансовой политики это: рациональное использование и распределение финансовых ресурсов, выработка механизма его развитие которое соответствует социальным и экономическим целям, формирование максимальных финансовых ресурсов. Результаты финансовой политики государства во многом зависят от качественной разработки финансового механизма, реализации и согласования слоев общества и объективных возможностей финансовой политики.

Управление финансами в РФ осуществляют высшие законодательные власти а именно: Федеральное собрание, Совет федерации, государственная дума. Они рассматривают и утверждают федеральный бюджет и следят за его исполнением. Федеральное собрание также рассматривает законы о сборах, налогах и обязательных платежах. Ко всему прочему оно устанавливает предел государственного внешнего и внутреннего долга. Основной структурой финансового контроля от законодательной власти является Счетная палата. в основном она следит за экспертно-аналетическими, контрольно-ревизонными и информационными функциями. Также в управлении финансами Российской Федерации большую роль играют Центральный банк РФ и министерство финансов.

Что значит «финансовая политика»

совокупность мероприятий по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, важная сфера экономической политики . Характер, социальная направленность и масштабы воздействия Ф. п. на развитие производительных сил и производственных отношений общества определяются объективными законами экономического развития и общественно-политическим строем страны. Ф. п. проводится посредством определённой системы форм и методов, среди которых первостепенное значение имеют государственные доходы и государственные расходы , бюджет государственный , налоговая политика, государственный кредит , финансовый контроль . В широком понимании Ф. п. включает также регулирование кредитно-денежных отношений.

В капиталистических странах Ф. п. выражает антагонистические классовые противоречия и имеет целью сохранение и умножение капиталистической собственности и расширение сферы эксплуатации трудящихся. В условиях государственно-монополистического капитализма Ф. п. направлена на вмешательство государства в процесс воспроизводства; на усиление экономической и политической власти монополий и обеспечение высоких прибылей посредством предоставления им выгодных государственных заказов, ускоренной амортизации, стремительного роста налогового обложения трудящихся и расширения финансовых льгот для монополий, государственных инвестиций в отрасли, требующие значительных первоначальных затрат, но не приносящие достаточной прибыли, например: в инфраструктуру (строительство ж.-д. и шоссейных дорог, мостов, каналов, линий связи, аэродромов), на развитие профессионального образования и здравоохранения и др., в научных исследования; прямых субсидий монополиям, роста расходов на содержание паразитического государственного аппарата; на наращивание военного потенциала для подготовки и ведения империалистических войн. Ф. п. капиталистического государства играет важную роль во внешнеэкономической экспансии, в проведении политики неоколониализма. Коммунистические и рабочие партии, прогрессивные профсоюзы капиталистических стран ведут борьбу за решительное сокращение военных и др. непроизводительных расходов, за ослабление налогового бремени трудящихся и увеличение ассигнований на улучшение жизненных условий народа.

В развивающихся странах, проводящих прогрессивные социально-экономические преобразования (Алжир, Бирма и др.), Ф. п. подчинена задачам завоевания экономической независимости и развития национальной экономики, расширения внутренних финансовых источников социального и экономического прогресса.

В социалистических странах содержанием Ф. п. является планомерная организация финансов в процессе расширенного социалистического воспроизводства на основе сознательного использования экономических законов с учётом назревших потребностей развития общества и реальных возможностей их финансового обеспечения, внутренней и международной обстановки. государство проводит Ф. п. в интересах социалистических преобразований и построения коммунизма: поддержания высоких темпов развития экономики, неуклонного подъёма жизненного уровня народа, усиления контроля за мерой труда и мерой потребления, укрепления и развития международных экономических и культурных связей страны. В процессе проведения Ф. п. обеспечиваются оптимальные пропорции распределения национального дохода и совокупного общественного продукта, формирование централизованных (общегосударственных) и децентрализованных фондов денежных средств. В. И. Ленин, придавая исключительно важное значение единой, строго определённой Ф. п. в осуществлении социальных и экономических задач Советского государства, указывал, что «… всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 36, с. 351).

Конкретные задачи в области Ф. п. в СССР определяются КПСС с учётом объективных закономерностей и особенностей того или иного исторического этапа развития сов. общества. В период проведения социалистической революции и в переходный период от капитализма к социализму Ф. п. была направлена на подрыв экономической мощи буржуазии, ограничение и вытеснение капиталистических элементов в городе и деревне, построение фундамента социалистической экономики, укрепление диктатуры пролетариата. Важнейшими мероприятиями в области Ф. п. были: национализация банков, страховых компаний и крупной промышленности, аннулирование внешних и внутренних долгов дореволюционной России, введение прогрессивного подоходно-поимущественного обложения, государственного социального страхования, широкой системы общественных фондов потребления (бесплатного образования и здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения), коренная перестройка финансовых и кредитных отношений на предприятиях и в отраслях народного хозяйства.

Ф. п. сыграла активную роль в осуществлении социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, в проведении культурной революции, в обеспечении победы сов. народа в Великой Отечественной войне 1941√45 и послевоенном восстановлении и развитии народного хозяйства, в выравнивании экономических уровней и подъёме экономики и культуры национальных республик, в укреплении обороноспособности страны.

На этапе развитого социализма основное содержание Ф. п. состоит в усилении воздействия финансово-кредитного механизма на развитие общественного производства и повышение его эффективности на основе ускорения научно-технического прогресса и роста производительности общественного труда. Возрастает роль Ф. п. и всей системы финансово-кредитных рычагов в финансовом обеспечении строительства материально-технической базы коммунизма, в усилении контроля рублём и мобилизации резервов народного хозяйства для более полного удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей народа.

В. В. Деменцев.

1. Что означает финансовая политика?

  • •Российский государственный социальный университет
  • •Объем дисциплины и виды учебной работы
  • •Распределение часов дисциплины по темам и видам работ для студентов дневной формы обучения
  • •Тематический план лекций для студентов 3 и 4 курсов заочной формы обучения по специальности «Финансы и кредит»
  • •1.2. Программа учебной дисциплины
  • •Раздел I. Теоретические основы финансов
  • •Тема 1. Сущность финансов и их функции
  • •Тема 2. Финансовая система
  • •Тема 3. Финансовые ресурсы
  • •Тема 4. Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов
  • •Раздел II . Управление финансами
  • •Тема 5. Финансовое регулирование социально-экономических процессов
  • •Тема 6. Финансовая политика как основа управления финансами
  • •Тема 7. Содержание и правовые основы управления финансами
  • •Тема 8. Финансовое планирование и прогнозирование
  • •Тема 9. Финансовый контроль
  • •Раздел III. Финансы субъектов хозяйствования
  • •Тема 10. Финансы коммерческих организаций
  • •Тема 11. Финансы некоммерческих организаций
  • •Тема 12. Финансы индивидуальных предпринимателей
  • •Раздел IV. Государственные и муниципальные финансы
  • •Тема 13. Основы функционирования государственных и муниципальных финансов
  • •Тема 14. Бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления и их влияние на социально- экономические процессы
  • •Тема 15. Государственные и муниципальные заимствования, долговые активы органов государственной власти и местного самоуправления
  • •Тема 16. Социальное обеспечение и социальное страхование
  • •Тема 17. Государственные внебюджетные фонды
  • •Раздел V. Финансы домашних хозяйств
  • •Тема 18. Понятие и функции финансов домашних хозяйств
  • •Тема 19. Источники доходов и расходы домашних хозяйств
  • •Раздел 2. Семинарские занятия и самостоятельной работы студентов
  • •Тема 1. Сущность финансов и их функции (2 часа)
  • •Тема 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов
  • •1. Какова экономическая сущность финансов?
  • •4. Областью возникновения и функционирования финансов является стадия общественного воспроизводства:
  • •Тема 2. Финансовая система (2 часа)
  • •1. Из каких звеньев состоит финансовая система рф?
  • •2. Из каких сфер состоит финансовая система рф?
  • •3. Какие из приведенных ниже являются субъектами экономических отношений, между которыми образуются финансовое потоки?
  • •Тема 3. Финансовые ресурсы (2 часа)
  • •1. Финансовые ресурсы – это:
  • •2. Первичные доходы субъектов экономических отношений (хозяйствующих субъектов, работающего населения, государства) – это:
  • •3. Что вы относите к конечным (чистым) доходам субъектов экономики?
  • •Тема 4. Финансовый рынок как механизм перераспределения
  • •1. Источниками финансовых ресурсов являются:
  • •Тема 5. Финансовое регулирование социально-экономических процессов (4 часа)
  • •1. Международные фонды (организации) по способу формирования доходов и характеру финансирования делятся на несколько типов. Подберите их перечень к соответствующему типу из приведенных ниже вариантов.
  • •2. Международные организации типа международных научных лабораторий, институтов, союзов в определенных областях знаний финансируются за счет:
  • •1. Что означает финансовая политика?
  • •2. Термин «политика» означает:
  • •Тема 7. Содержание и правовые основы управления финансами (6 часов)
  • •1. Целенаправленное воздействие субъекта управления финансами на объект для достижения определенного результата — это:
  • •1. Какие формы финансовых планов составляют в России?
  • •1. По сферам финансовой деятельности финансовый контроль подразделяется на:
  • •2. В систему специализированных финансовых и контрольных органов рф, созданных в годы реформ вместо единого органа управления финансами – Минфина, входят:
  • •3. К методам финансового контроля относятся:
  • •Тема 10. Финансы коммерческих организаций (6 часов)
  • •1. Функции финансов предприятий непосредственно связаны с формированием и использованием капитала и денежных фондов предприятий и осуществляются в трех перечисленных ниже денежных потоках.
  • •2. Продолжите предложения, рассортировав слова, приведенные в конце соответствующих тестов, по видам ресурсов.
  • •Тема 11. Финансы некоммерческих организаций (4часа)
  • •Тема 12. Финансы индивидуальных предпринимателей (2 часа)
  • •Тема 13. Основы функционирования государственных и муниципальных финансов (6 часов)
  • •1. Различаются ли понятия «Государственные доходы» и «доходы государственного бюджета»:
  • •2. Основными методами мобилизации государственных доходов (в разных формах) являются:
  • •3. Назовите главный источник формирования государственных доходов:
  • •4. Продолжите предложения, рассортировав виды доходов, приведенные в конце теста.
  • •Тема 14. Бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления и их влияние на
  • •2. Налоги и сборы, взимаемые в рф, подразделяются на следующие виды:
  • •Тема 15. Государственные и муниципальные заимствования, долговые активы органов государственной власти и местного самоуправления (4 часа)
  • •1. Предельный объем государственного долга субъекта рф не должен превышать:
  • •Тема 16. Социальное обеспечение и социальное страхование (4 часа)
  • •1. Продолжите предложения, рассортировав группы слов, приведенные в конце теста.
  • •2. В обязательном медицинском страховании величина разового страхового взноса зависит от:
  • •3. Расходы на содержание домов престарелых относятся к:
  • •Тема 17. Государственные внебюджетные фонды (4 часа)
  • •1. Внебюджетные фонды включают:
  • •2. Органами какой власти регламентируется деятельность внебюджетных фондов?
  • •3. По принадлежности целевые фонды классифицируются на:
  • •Тема 18. Финансы домашних хозяйств
  • •Занятие 34. Источники доходов и расходы домашних хозяйств (2 часа)
  • •Вопрос 1. К постоянным расходам домашних хозяйств относят расходы на:
  • •Раздел 3. Примерная тематика курсовых работ
  • •Раздел 4. Контроль
  • •Тесты к зачету для заочников
  • •4.3. Вопросы и тесты для дифференцированного контроля знаний для студентов специальности «Финансы и кредит»
  • •Тесты по дисциплине «Финансы» для дифференцированного контроля
  • •Вопрос 50. Межгосударственные фонды Европейского союза:
  • •Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  • •5.1. Нормативно-правовые акты, программы развития, статистические сборники
  • •5.2. Рекомендуемая литература
  • •5.3. Интернет-ресурсы
  • •Глоссарий
  • •Страхование – группа специальных терминов:
  • •1. Группа терминов, связанных с проявлением специфических страховых интересов участников страхования:
  • •2. Группа терминов, связанных с формированием страхового фонда:
  • •3. Группа терминов, связанных с расходованием средств страхового фонда на выплату страховых сумм и страхового возмещения:
  • •4. Группа терминов, связанных с функционированием международного страхового рынка (включают три предыдущие группы применительно к международной страховой практике):
  • •Ф.Н. Емельянова, п.К. Лаврентьева

Схемы финансовой политики государства

1.Введение2-3

2.Понятие и сущность финансовой политики………………………3-4

3.Схемы финансовой политики…………………………………………4

3.1.Классическая схема финансовой политики……………………..4-5

3.2.Регулируемая схема финансовой политики………………………5-6

3.3.Неоклассическая схема финансовой политики…………………….6

3.4.Планово-директивная схема финансовой политики……………6-7

4.Достоинства и недостатки Планово-директивной схемы финансовой политики………………………………………………………………8

5.Список литературы………………………………………………………9

1.Введение

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Основными участниками финансовых отношений являются:

  • государство;
  • хозяйствующие субъекты;
  • население.

Основные признаки государственных финансов:

  • денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);
  • субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.
  • в процессе этих отношений формируется государственный бюджет;
  • регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.

На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.

Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

2.Понятие и сущность финансовой политики.

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами.

Главной задачей финансовой политики государства является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами государственных программ экономического и социального развития.

Содержание финансовой политики, ее основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации финансовой политики, т.е. конкретных форм организации финансовых отношений.

Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

3.Схемы финансовой политики

Выделяют следующие типы финансовой политики: классический, регулируемый, неоклассический, планово-директивный и монетарный.

3.1Классическая схема финансовой политики

Классическая схема финансовой политики была главенствующей до 20-х годов ХХ столетия. У её истоков стояли классики политической экономии Адам Смит и Давид Риккардо.

Основа классической финансовой политики — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Такая политика привела к ограничению государственных расходов и налогов, обеспечения условий для формирования для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Государственные расходы выступали преимущественно в виде расходов на оборону и армию, уплаты процентов по государственному долгу, его погашению. Система налогов включала самые простые и самые эффективные с точки зрения взимания прямые и косвенные налоги. Управление финансовой деятельностью в государстве сосредотачивалось в одном органе — Министерстве финансов (казначействе).

3.2.Регулируемая схема финансовой политики

Регулируемая схема финансовой политики сменил классический. Данное изменение было обусловлено обострением экономических, политических и социальных проблем в 20-х гг. ХХ столетия. Новый тип финансовой политики дал возможность на протяжении 30-60-х годов обеспечить стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, достаточное финансирование социальных расходов в большинстве европейских государств.

В основе регулируемой финансовой политики лежит экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) о необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики и социальных отношений с целью обеспечения полной занятости населения. Основными рычагами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. В итоге обеспечивается оживление предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест, рост национального дохода и уменьшение безработицы.

В отличие от классической финансовой политики, главным механизмом налогового регулирования становится подоходный налог. Он обеспечивает изъятие через прогрессивные ставки у хозяйствующих субъектов доходов в виде сбережений. Такой подход даёт возможность создать сбалансированный государственный бюджет при высоком уровне доходов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Увеличивается роль рынка заёмных капиталов как источника доходов бюджета. Проводятся широкомасштабные политика дефицитного финансирования, когда государство активно использует средне — и долгосрочные займы.

Управление финансами осуществляют самостоятельные специализированные и службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль за поступлением налогов, управление государственным долгом.

3.3.Неоклассическая схема финансовой политики

Неоклассическая схема получила своё распространение семидесятые годы ХХ столетия, произошел возврат к основным принципам классической финансовой политики, существенно пересмотренным и модифицированным. В результате такого регулирование становится многоцелевым. То есть кроме экономического роста и занятости, государство регулирует социальную политику, структурную перестройку государства. Существенное внимание уделяется вопросам денежного обращения. Главной целью становится уменьшение объёмов национального дохода, перераспределяемого через финансовую систему; снижение бюджетного дефицита; стимулирование объёмов сбережений, стимулирование развития предпринимательства. Снижения налогового бремени. Примером, стран успешно проводивших неоклассическую финансовую политику является Великобритания во времени правления Маргарет Тетчер и США во времена Президента Рональда Рейгана.

3.4.Планово-директивная схема финансовой политики

Планово-директивная схема финансовой политики проводилась в странах с административно-командной системой. Ярким примером осуществления такой политики был СССР. Планово-директивная финансовая политика подтвердила свою эффективность в году. Второй мировой войны, послевоенного восстановления народного хозяйства. В этот период была необходима максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства.

Плановая система управления, основанная на государственной форме собственности, создавала возможность осуществлять прямое директивное управление всей экономикой, в том числе и финансами. Главная цель такой финансовой политики — достижение максимальной концентрации финансовых ресурсов государства в руках центральных органов власти. Дальнейшее перераспределение осуществлялся в соответствии с основными направлениями государственного плана. Характерным было непроизводительное использование средств государственного бюджета. Значительный объем ресурсов направлялся в оборонные отрасли народного хозяйства, военные расходы. Имел место остаточный принцип финансирования социальной сферы. Государство целиком регулировало финансовую деятельность предприятий путём изъятия чистого дохода при помощи налога с оборота и последующих отчислений из прибыли.

Определялся предельный размер всех расходов, и излишки прибыли изымались в бюджет. Иногда в бюджет поступало до 80% чистого дохода предприятия.

Использование средств населения регулировалось с помощью подоходного налога и зачастую принудительных государственных займов. Бюджеты местных органов власти пребывали в зависимости от объёмов, выделявшихся им из бюджетов высшего уровня в порядке бюджетного регулирования. Самостоятельные источники пополнения местных бюджетов, ограничивались, и, как правило, не превышали 10-15% от общей суммы доходов.

4.Достоинства и недостатки Планово-директивной схемы финансовой политики

Достоинства

    • Государство полностью финансирует из бюджета потребности экономики и социальной сферы
    • Обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления)
    • Расходы бюджетов определяляются исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом.
    • Управление финансами осуществлялось из единого центра управления финансами — Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве, непосредственно и монопольно регламентирует ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения.

Недостатки:

    • непроизводительное использование средств государственного бюджета
    • определяется предельный размер всех расходов предприятий, и излишки прибыли изымаются в бюджет
    • использование средств населения регулируется с помощью подоходного налога и зачастую принудительных государственных займов