Финансово хозяйственная проверка

Аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций управления любого предприятия. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначением является обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операций во всех звеньях экономики.

Развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм предприятий и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране. Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются прежде всего предприятия и организации негосударственного сектора экономики. Они не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. И в отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника всем специалистам, занимающимся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудит не только оценивает достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

Динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторов особой подготовки. Они должны уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, применять эффективную методику аудиторской проверки.

Это возможно при условии подготовки и внедрения в практику работы аудиторских организаций внутренних стандартов аудита и рациональных методов контроля качества аудита.

Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. Аудитор должен найти ошибки и определить неточности в ведении учета и отчетности на предприятии, установить причины их допущения и принять меры по их исправлению.

Порядок проведения аудиторских проверок в значительной мере зависит от степени осведомленности аудитора о деятельности проверяемого предприятия, руководстве предприятия, уровне организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии.

Основными задачами аудиторской проверки в данной дипломной работе является:

1. Сбор информации о проверяемом предприятии и общее изучение его деятельности;

2. Составление общего плана и программы аудиторской проверки;

3. Проведение выборочного аудита финансово-хозяйственной деятельности на предприятии с предоставлением отчета по результатам аудиторской проверки;

4. Составление аудиторского заключения об итогах аудиторской проверки, рекомендаций об устранении обнаруженных в ходе проверки недостатков и нарушений.

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Объектом исследования является ООО «ХХХ» Филиал в ХХХ области.

Предмет исследования – результаты аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО «ХХХ» Филиал в ХХХ области.

— Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. № 119-ФЗ;

— Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г. № 696;

— Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ;

— Внутрифирменные стандарты, инструкции и методики аудиторской деятельности ООО «Аудиторский центр «ХХХ».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия при проведении аудита

Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики организации – установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности организации.

Источники информации для проверки: Положение об учетной политике организации, Положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документооборота, рабочий план счетов, Положение об инвентаризациях, описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации, результаты анкетирования сотрудников бухгалтерии.

Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи:

­ установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям функционирования организации и управления предприятием;

­ охарактеризовать системы документации и документооборота;

­ дать оценку учетной политики организации и проверить порядок ее соблюдения.

В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала, проводят анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной информации, использование компьютерных технологий.

Особое внимание уделяется аудиторами проверке наличия и соблюдения должностных инструкций, так как именно они определяют разделение обязанностей и ответственности между работниками бухгалтерии. В них должны быть предусмотрены: порядок назначения на должность, подчиненность, нормативные акты, регламентирующие его деятельность; квалификационные требования; состав работ, соответствующий данной должности; перечень обязанностей работника; права работника, необходимые для выполнения возложенных на него обязательств; функции, за выполнение которых работник несет ответственность.

Следует проверить, имеется ли в данной организации распределение обязанностей по выполнению учетных работ между работниками бухгалтерской службы и другими работниками, ответственными за правильность оформления и своевременность представления необходимой информации.

На эффективность постановки системы бухгалтерского учета, а также системы управления организации в целом, значительное влияние оказывает организация первичного учета. Поэтому аудитору необходимо проверить, соблюдаются ли в данной организации необходимые требования оформления первичных документов, содержатся ли в них обязательные реквизиты. В связи с этим в бухгалтерии организации должны быть перечень и образцы документов с указанием порядка их заполнения, а также нормативные, инструктивные и справочные материалы для работы бухгалтеров.

Аудитор должен установить, насколько обоснованно разработан и четко выполняется график документооборота в данной организации. Это также позволяет ему в какой-то мере оценить систему учета и внутрихозяйственного контроля. Так как график документооборота является важнейшим организационным документом, обеспечивающим функционирование всей системы бухгалтерского учета.

Указанные выше документы внутренней регламентации, являются также элементом учетной политики организации. Поэтому далее аудитор должен установить обоснованность выбора и оптимизации учетной политики организации, соблюдение выбранных предприятием организационных, методических и технических аспектов учетной политики в течение календарного года, таких как:

-варианты погашения стоимости основных средств и нематериальных активов;

-варианты оценки производственных запасов, незавершенного производства, товаров и готовой продукции;

-варианты отражения на счетах операций по заготовлению и приобретению товарно-материальных ценностей;

-варианты учета затрат на производство продукции (работ, услуг), распределения косвенных расходов между объектами учета затрат и калькуляции;

-методы производственного и варианты сводного учета затрат на производство продукции (работ, услуг);

-правила учета процесса реализации и варианты определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);

-порядок признания, учета и распределения (использования) прибыли;

-порядок учета и оценки кредитов банков и займов других организаций;

-формы бухгалтерского учета;

-порядок организации и проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

-порядок оформления и представления внутрипроизводственной отчетности;

-система внутрихозяйственного контроля организации.

Типичные ошибки при проверке организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия при проведении аудита:

­ отсутствие приказа по учетной политике организации;

­ неотражение отдельных аспектов учетной политики организации (технический, организационный, методологический аспекты);

­ отсутствие в учетной политике отдельных положений, регламентирующих организацию системы бухгалтерского учета;

Аудит финансово-хозяйственной деятельности

Какие тонкости нужно знать при получении налогового вычета за медицинские услуги? Сегодня об этом мы поговорим в нашем видео. Прежде всего, напомним, что физические лица имеют право на получение социальных налоговых вычетов в сумме, уплаченной за: — оказанные медицинские услуги, — приобретенные медикаменты, назначенные лечащим врачом, — страховые взносы страховым организациям по договорам добровольного личного страхования Для применения социальных вычетов должны соблюдаться следующие условия: 1) Налогоплательщик должен иметь доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13 %. При этом к доходам в виде дивидендов вычеты не применяются. Социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в виде уменьшения в соответствующем налоговом периоде дохода, подлежащего налогообложению по ставке 13 процентов. Важно! Если гражданин имеет доход только в виде пенсии (т.е. сумма НДФЛ не удерживается и в соответствующий бюджет не перечисляется), то социальный налоговый вычет ему не положен. 2) Медицинские услуги должны быть оказаны медицинскими организациями и ИП, осуществляющими медицинскую деятельность, имеющими медицинские лицензии, выданные в соответствии с законодательством России. 3) Медицинские услуги должны быть предоставлены отечественными медицинскими учреждениями. Расходы на лечение в зарубежных клиниках не могут быть приняты к налоговому вычету, даже если провести подобное лечение в отечественной клинике не предоставляется возможным. На стоимость медицинского обследования ребенка-инвалида за рубежом родители также не смогут получить социальный вычет. С недавнего времени для российских граждан стало возможным лечение в санаториях Республики Крым. Налогоплательщики вправе учесть в составе социального налогового вычета расходы на лечение в медицинских организациях, находящихся на территории Республики Крым. При этом право на применение социального налогового вычета может быть подтверждено при представлении справки санаторного учреждения, расположенного на территории Крыма, об оказании медицинских услуг, в том числе имеющего лицензию (бессрочную), выданную Министерством здравоохранения Украины. 4) Социальный налоговый вычет можно получить по расходам на лечение, на приобретение медикаментов и на оплату добровольного личного страхования: — самого налогоплательщика — супруга (супруги) — родителей налогоплательщика — детей (в том числе усыновленных) и подопечных в возрасте до 18 лет. Важно! В том случае если налогоплательщик оплатил лечение будущего супруга (до регистрации брака), то вычет за мужа или жену получить нельзя. 5) Социальный вычет предоставляется в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Постановлением Правительства России. 6) Социальный вычет на лечение предоставляется с учетом ограничения, кроме дорогостоящих видов лечения. По дорогостоящим видам лечения социальный вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов. 7) Вычет предоставляется, если оплата стоимости медицинских услуг, лекарств, страховых взносов не были произведены за счет средств работодателей. Суды отказывают в праве налогоплательщика на получение социального вычета, если оплата стоимости медицинских услуг и приобретенных лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) уплата страховых взносов были произведены за счет средств работодателей. 8) Вычет в части страховых взносов по договорам добровольного личного страхования предоставляется при условии, что полис добровольного медицинского страхования предусматривает оказание услуг по лечению. Например, если предоставленные налогоплательщиками полисы добровольного страхования не связаны с оплатой страховыми организациями исключительно услуг по лечению, то суды признают решение налогового органа по отказу в предоставлении налоговых вычетов правомерным. 9) Налогоплательщик должен представить документы, подтверждающие его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения. Выжми из этого государства – все. А юристы и налоговые консультанты компании РосКо … Cмотрите материал, подготовленный Управляющим партнером компании «РосКо — Консалтинг и аудит» Аленой Талаш. Читайте: https://rosco.su/press/kak-poluchit-nalogovyy-vychet-za-meditsinskie-uslugi-1-chast/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России «РосКо». Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube — https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook — https://www.facebook.com/roscoaudit/ ЯндексДзен — https://zen.yandex.ru/id/5b84df3fa459c800a93104a0 Instagram — https://www.instagram.com/rosco.consulting/ https://rosco.su/

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕВИЗИИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

В свою очередь, лечебное исправительное учреждение выделило учебное помещение, оборудовав его телевизором с экраном большой диагонали (104 см), ноутбуком, веб-камерой. Класс оснащен необходимой мебелью, предоставленной администрацией Надвоицкой общеобразовательной средней школы.

Видеообмен между преподавателем и учениками осуществляется с помощью программы 8куре.

Доступ к сети Интернет обеспечивается посредством индивидуальных высокоскоростных каналов, предоставленных компаниями «Ростелеком» (ФКУ ИК-7) и «МегаФон» (ФКУ ЛИУ-4) в соответствии с заключенными договорами.

Контроль за усвоением учебного материала осужденными осуществляется методом «контрольного тестирования».

По каждой пройденной теме преподаватели направляют в лечебное исправительное учреждение специально разработанные тесты, которые осужденные решают самостоятельно. Передача тестов от преподавателей ученикам и обратно осуществляет сотрудник отдела воспитательной работы с осужденными учреждения. ^

УСПВРО ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия

Майор внутренней службы

а. в. Киселев,

старший ревизор контрольно-ревизионного отдела ГУФсИН России по Нижегородской области

оформление результатов ревизии финансово-хозяйственной деятельности

учреждений уис

Слово — одежда всех фактов, всех мыслей.

М. Горький

Водном из прошлых номеров журнала «Ведомости уголовно-исполнительной системы» (№ 12-2012) мы рассмотрели первые три этапа порядка проведения ревизии. Сегодня, продолжая начатый разговор, обратим внимание на самый ответственный этап ревизии, результаты которого отражают эффективность ревизионной работы.

Четвертый этап — составление акта ревизии, который имеет вводную, описательную (содержательную) и заключительную части, приложения к нему (п. 30 Инструкции по проведению ревизий (проверок) финансово-хозяйственной, производственной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений и органов ФСИН России, утвержденной приказом Минюста России от 30.09.2008 № 217.

Акт — документ, составленный несколькими лицами (коллегиально), специально на это уполномоченными, в подтверждение каких-либо фактов, событий, имеющих юридическое значение, и подлежащий утверждению руководителем учреждения и органа УИС (лицом, исполняющим его обязанности) или заместителями руководителя учреждения и органа УИС в пределах своей компетенции (п. 74 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и

органах уголовно-исполнительном системы, утвержденной приказом ФСИН России от 10.08.2011 № 463).

Акт ревизии (проверки) является особым документом, в котором указывается, излагается и подробно описывается с приложением подтверждающих документов нарушение бюджетного и иного законодательства.

Акт ревизии — официальный документ, на основании которого делаются выводы о деятельности учреждения и принимаются соответствующие финансовые, административно-правовые, экономико-хозяйственные решения. Поэтому он не должен содержать субъективных предположений и личных выводов ревизора, который несет полную ответственность за точность и правдивость составленного им акта ревизии. Ошибки и неточности в материалах ревизии недопустимы. Акт ревизии — основной документ, отражающий все недостатки и нарушения, выявленные в ходе ревизии. Кроме того, он свидетельствует о качестве ее проведения, уровне подготовленности, образованности, объективности и честности ревизора .

По решению начальника учреждения или органа УИС акты документальных ревизий могут относится к сведениям ограниченного распространения.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью (п. 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233).

В таком случае гриф «Для служебного пользования» (ДСП) и номер экземпляра на актах ревизии проставляются в правом верхнем углу первой страницы докумен-

та, титульном листе дела (тома), а также на первой странице сопроводительного письма к акту ревизии.

На практике часто возникает ситуация, когда сотрудники Росфиннадзора запрашивают акты ревизий, проводимых сотрудниками ФСИН России. В данном случае правовых оснований для предоставления актов ревизий, которые имеют характер ДСП, не имеется.

В заголовке акта содержится название или краткое содержание факта или события (абз. 2 п. 74 приказа ФСИН России от 10.08.2011 № 463).

Вводная часть акта ревизии должна содержать: тему ревизии (проверки); дату и место составления акта ревизии (проверки); номер и дату предписания на проведение ревизии (проверки); основание назначения ревизии (проверки), в том числе указание на плановый характер либо отдельные вопросы ревизии (проверки); фамилии, инициалы, специальные звания, должности лиц, проводивших ревизию (проверку); фамилии, инициалы, должности лиц, проводивших предыдущую ревизию (проверку), а также сведения об устранении нарушений, выявленных в ходе нее; проверяемый период; срок проведения ревизии (проверки); фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи финансовых документов в проверяемом периоде.

В вводной части акта ревизии могут отражаться другие сведения, характеризующие финансово-хозяйственную, производственную, предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность проверяемого учреждения (п. 31 приказа Минюста России от 30.09.2008 № 217).

Часто в вводной части акта ревизии (проверки) указывается, какой конкретно объем первичных документов и за какой период проверен выборочно (абз. 14 п. 8 Положения о ведомственном финансовом контроле в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом ФСИН России от 11.08.2005 № 712) .

Содержательная часть акта ревизии (проверки) должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу плана проведения ревизии (проверки) (п. 32 приказа Минюста России от 30.09.2008 № 217). Структура описательной части должна соответствовать последовательности, определенной Инструкцией по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности УИН, ГУИН и УЛИУ Минюста России, утвержденной ГУИН Минюста России от 30.07.2000 № 18/17/2-405 (абз. 17 п. 9 приказа ФСИН России от 11.08.2005 № 712):

I. Организаторская работа административно-управленческого аппарата, соблюдение штатной дисциплины.

II. Использование бюджетных ассигнований и внебюджетных средств, исполнение сметы содержания, расчетные операции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

III. Бухгалтерский учет и отчетность.

IV. Кассовые и банковские операции, авансовая дисциплина.

V. Договорно-правовая, претензионная и экономическая работа.

VI. Производственно-хозяйственная деятельность и капитальное строительство. Обоснованность затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности.

VII. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств. Сохранность материальных ценностей, возмещение причиненного ущерба.

VIII. Денежное довольствие и заработная плата.

IX. Использование автотранспорта, списание ТМЦ, ГСМ и запасных частей.

X. Состояние контрольно-ревизионной работы и предварительного финансового контроля, их эффективность. Выполнение предложений по актам предыдущих ревизий и проверок.

В акте по разделам кратко и конкретно отражается фактическое положение дел в организации. Все факты, заключения и выводы очень тщательно проверяются и

обосновываются неопровержимыми данными и существующими положениями закона. Не включаются в акт выводы и заключения, основанные на предположениях. Изложение должно быть объективным, обоснованным, достоверным, предметным, системным, четким и доступным (п.п. 30, 36 приказа Минюста России от 30.09.2008 № 217, п. 9 приказа ФСИН России от 11.08.2005 № 712).

Акт ревизии не следует загромождать описанием структуры ревизуемого учреждения, а также плановыми и отчетными данными, имеющимися в периодической и годовой отчетности (п. 6.7 Типовой инструкции о порядке проведения комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений (комбинатов), предприятий и хозяйственных организаций, проводимых контрольно-ревизионным аппаратом министерств и ведомств, утвержденной письмом Минфина СССР от 14.09.1978 № 85).

Выявленные нарушения описываются по следующей схеме (п. 37 приказа Минюста России от 30.09.2008 № 217):

нарушенный нормативный акт — содержание нарушения — к какому периоду относится нарушение — должностное лицо, допустившее нарушение — сумма нарушения и его квалификация (недоплата или переплата з/п, нецелевое или нерациональное использование бюджетных средств, недостача или хищение МЦ и т. д.).

Например: в нарушение приказа Минфина России от 15.12.2010 № 173н в табеле учета использования рабочего времени не указывались часы сверхурочной работы, на каждый день переработки, отмечалась только общая сумма переработки (сверхурочных часов) за расчетный период (месяц), вследствие чего, в нарушение п.п. 3 п. 12 Положения о денежном довольствии сотрудников УИС, утвержденного приказом Минюста России от 20.12.2006 № 376 и абз. 3 п. 14.3. Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Феде-

рации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 № 76, неправомерно начислялась компенсация за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени за первые два часа от общего количества сверхурочных часов в полуторном размере, а за последующие — в двойном размере часовой ставки. Ответственным за порядок работы табельщиков назначен заместитель начальника по КиВР, майор внутренней службы Л. Д. Троцкий (приказ ФКУ ИК-13 от 01.10.2011 № 42). Следовательно, переплата денежного довольствия за семь месяцев 2012 года составила 32 315,00 руб.

Действующая практика осуществления ведомственного финансового контроля показывает, что, оформляя акт ревизии (проверки), ревизоры делают ссылки только на законодательство или на общее наименование документа: «В нарушение Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, законодательства Российской Федерации, не имели права, не положено и т. д.».

Такие формулировки снижают правовую ценность акта ревизии (проверки) и минимизируют ответственность в ходе разбирательства по применению мер ответственности к нарушителю бюджетного и иного законодательства, особенно в судебном процессе .

Следует помнить, что иное толкование выявленного нарушения является не чем иным, как изложением личной точки зрения ревизора, и не является обязательным для исполнения проверенной стороной данного контрольного мероприятия, так как оно не основано на законодательстве Российской Федерации.

При изложении фактов нарушений излагается только главное, что характеризует нарушение конкретных нормативных документов. Однородные недостатки и нарушения группируются в соответствующем разделе акта или в приложении к нему (абз. 11 п. 9 приказа ФСИН России от 11.08.2005 № 712).

Важно помнить, что факты нарушений и недостатков, излагаемые в акте ревизии (проверки), должны подтверждаться копиями документов, относящихся к установленным фактам нарушений (счетов, ведомостей, ордеров, писем, приказов и других документов), а также письменными объ-яснениями должностных или материально-ответственных лиц, причем, копии документов заверяются подписью руководителя (либо уполномоченного им лица) и оттиском печати проверяемого учреждения (п. 36 приказа Минюста России от 30.09.2008 № 217, абз. 19 п. 8 приказа ФСИН России от 11.08.2005 № 712). Это необходимо для того, чтобы впоследствии не возникало вопросов о подлинности изложенных в акте фактов, так как после окончания проверки организация на этапе формирования донесения может изменить или удалить первичные документы из бухгалтерских дел, вследствие чего при повторной проверке невозможно доказать факт нарушения.

Когда при выборочной проверке выявлены факты нарушений, то ревизор производит сплошную проверку не только за весь ревизуемый период, но и период, охваченный предыдущей ревизией, причем не менее чем за три месяца, и отражает в акте ревизии (проверки) эти нарушения с указанием, когда и кем проводилась предыдущая ревизия (абз. 15 п. 8 приказа ФСИН России от 11.08.2005 № 712).

В ходе ревизии ревизор истребует справки и объяснения от должностных лиц, в случае отказа от их представления в акте ревизии (проверки) делается соответствующая запись (п. 24 приказа Минюста России от 30.09.2008 № 217).

В случае отказа должностного лица подписать справку на ней делается запись об отказе указанного лица от подписания справки (абз. 3 п. 26 приказа Минюста России от 30.09.2008 № 217).

Справки прилагаются к акту ревизии (проверки), а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта ревизии (проверки) (абз. 4 п. 26 приказа Минюста России от 30.09.2008 № 217).

Промежуточный акт ревизии (проверки) оформляется, когда нарушения могут быть скрыты, и составляется в том же порядке, что и основной акт ревизии (проверки) (п. 34 приказа Минюста России от 30.09.2008 № 217).

До издания приказа Минюста России от 30.09.2008 № 217 законодатель, по всей видимости, смешивал (отождествлял) понятия «справка по проверке отдельных вопросов» и «промежуточный акт», поскольку в абз. 11 и абз. 14 п. 9 приказа ФСИН России от 11.08.2005 № 712 упоминал одну и ту же норму дважды: «Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии».

В рамках ревизии может возникнуть потребность проведения встречной проверки. По сути, такая проверка представляет собой получение от контрагентов проверяемого учреждения документов, касающихся его деятельности, и сопоставление сведений в первичных документах, бухгалтерских регистрах с данными, отраженными в учете его партнерами. Результаты встречной проверки оформляются отдельным актом сверки расчетов и прилагаются в качестве приложений к акту ревизии.

Приложения к акту ревизии (проверки), подтверждающие нарушения, составляются и подписываются ревизором и работниками ревизуемого подразделения (учреждения), а аналитические справки информационного характера составляются и подписываются ответственными работниками ревизуемого подразделения, учреждения, службы.

Стилистика составления акта ревизии (проверки) должна отвечать требова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ниям делового языка, то есть язык акта как документа должен реализовать официально-деловой стиль. Этот стиль относится к книжно-письменному и близок к научному.

Для официально-делового стиля характерны:

наличие слов, употребляемых в официальных документах;

широкое использование профессиональных терминов (бухгалтерские и юридические термины);

логическая основа и недопустимость использования образного изложения содержания;

последовательность и точность изложения фактов, объективность, четкость и определенность формулирования результатов проверки, при отсутствии эмоциональной лексики и субъективных оценок;

нейтральность и целенаправленность изложения с элементами стандартизации делового языка .

Ревизору следует всегда помнить, что понятность и максимальная точность -это основное требование к оформлению и содержанию акта ревизии. Именно требование точности и понятности письменной деловой речи приводит к языковому единообразию и стандартности служебных документов. Языковая точность предполагает прежде всего однозначность понимания содержания, изложенного в тексте, то есть адекватность восприятия текста автором и его адресатом.

Итак, в отличие от других стилей речи языковые штампы деловой письменной речи и особенно языка документа — явление объективно необходимое, поскольку употребление одних и тех же конструкций способствует ускорению и облегчению понимания текста, предостерегает от возможных ошибок в управленческой практике, удобно для машинной обработки.

Применяя официально-деловой язык, следует помнить, что акт ревизии (проверки) изучают специалисты разных профессий, которые не всегда владеют бухгалтерскими и юридическими терминами. Изобилие юридической терминоло-

гии придаст акту юридическую квалификацию, что выходит за пределы правовой компетенции контрольно-ревизионной деятельности. Поэтому нежелательно употреблять в акте ревизии такие термины, как, например: «злоупотребление служебным положением», «мошеннические действия», «халатность», «преступное отношение к сохранности ценностей» и т. п. Давая оценку хозяйственным операциям или действиям должностных лиц, необходимо применять экономическую терминологию: «недостача», «материальный ущерб», «причиненный вред».

В акте ревизии не должны даваться правовая (абз. 9 п. 9 приказа ФСИН России от 11.08.2005 № 712) и морально-этическая оценки действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации и квалифицироваться их поступки, намерения и цели (п. 38 приказа Минюста России от 30.09.2008 № 217), в частности: «расхитил денежные средства», «присвоил государственное имущество», «допускал преступную практику» и т. п.

При этом в справке о финансовых нарушениях (ф. 1 — справка) имеется такой вид нарушений, как «хищение денежных средств и материальных ценностей» (шифр 2001), следовательно, несмотря на вышеуказанный запрет, ревизору дается возможность дать правовую оценку действиям должностных лиц, поскольку в акте отражается не только факт нарушения в виде хищения, но и виновное лицо, допустившее его (п. 37 приказа Минюста России от 30.09.2008 № 217; абз. 22 п. 8 приказа ФСИН России от 11.08.2005 № 712).

Излагать факты в акте ревизии и оценивать их следует литературным языком, отвечающим требованиям официально-делового стиля, не злоупотреблять профессиональной лексикой («санирование, реформация баланса», «сальдирование» «коллация», «рекапитуляция», «пермута-ция» и т. п.), и уж тем более не следует употреблять профессиональный сленг («рас-крыжовка», «сальдовка», «незавершенка», «первичка», «дебиторка», «икспенсы»

и т. п.). Не рекомендуется приводить коды счетов бухгалтерского (бюджетного) учета и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, без их расшифровки.

Акт ревизии не должен носить поверхностный характер. В таком случае глубокое исследование финансово-хозяйственной деятельности будет подменено обследованием, как общим ознакомлением с фактами нарушений и недостатков, без анализа и разработки предложений по их профилактике. Аббревиатуры, если они необходимы, нужно расшифровывать при первом их упоминании.

В акте ревизии (проверки) не допускается: излагать выводы, предположения, а также факты, не подтвержденные соответствующими документами;

включать сведения из документов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами проверяемого учреждения или органа ФСИН России;

прилагать документы проверок учреждений или органов ФСИН России иными организациями (п. 38 приказа Минюста России от 30.09.2008 № 217)*. ^

2. Контроль и ревизия: учебное пособие / под ред. М. Ф. Овсийчук. — М.: КНОРУС, 2006. — С. 32.

3. Бирюков А. И. Финансовый контроль в теории и практике // Бюджетный учет. — 2007. № 3.

* Продолжение статьи будет опубликовано в следующем номере журнала.

Аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности

Основные показатели (содержание, объем и формы) принятой в Российской Федерации бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов определяются соответствующим законом Российской Федерации.

Аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности включают в себя, прежде всего подтверждение достоверности установленной действующим законодательством публичной отчетности предприятий (бухгалтерского баланса, бухгалтерской и финансовой отчетности). Они могут иметь и такие задачи, как подтверждение расчетов по налогообложению и обязательным платежам, правильности постановки учета материальных ценностей, расчетов с покупателями и поставщиками, установления цен на продукцию и услуги, распределения доходов и др.

В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности аудитор применяет следующие основные методы получения знаний о деятельности субъекта:

  • · изучение общеэкономических условий;
  • · анализ региональных особенностей;
  • · учет отраслевых особенностей сферы деятельности субъекта;
  • · знакомство с организацией и технологией производства;
  • · сбор информации о персонале, ассортименте выпускаемой продукции, применяемых методах бухгалтерского учета (форма, учетная политика, автоматизация);
  • · сбор информации об организационной и производственной структурах, о маркетинговой политике, основных покупателях и поставщиках;
  • · учет наличия и взаимоотношения с филиалами и дочерними обществами;
  • · сбор информации об обязательствах (важно на этапе планирования при определении уровня существенности и расчета внутрихозяйственного риска);
  • · знакомство с организацией средств внутреннего контроля.

Основными источниками информации о финансово-хозяйственной деятельности являются:

  • · официальные публикации в журналах, монографиях;
  • · статистические данные, официальные отчеты;
  • · нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность субъекта;
  • · разъяснения и подтверждения, полученные от персонала, внутреннего аудитора;
  • · запросы третьим лицам;
  • · консультации с предыдущим аудитором;
  • · учредительные документы, протоколы собраний, контракты и договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов, планы и бюджеты, положения об учетной политике, бухгалтерии, документообороте, схема организационной и производственной структур;
  • · осмотр цехов, складов, опрос персонала, непосредственно не связанного со сферой учета;
  • · результаты проведения аналитических процедур, выявление необычных хозяйственных операций;
  • · сведения, полученные от экспертов;
  • · материалы налоговых проверок и судебных процессов;
  • · знакомство с реестром акционеров.

Собранная информация отражается в рабочих документах аудитора. Информация используется на всех аудита в целях его рационального проведения, определения аудиторского риска и его составляющих, уточнения уровня существенности и оценки средств внутреннего контроля, выбора видов и методов выполнения аналитических процедур и др.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и данным Федеральным законом.

Однако в настоящее время ответственность за не проведение обязательного аудита законодательно не установлена.

При этом надо обратить внимание на то, что в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ организация обязана представлять в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии со ст. 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), должна состоять из:

  • — бухгалтерского баланса;
  • — отчета о прибылях и убытках;
  • — приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
  • — аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки.

При отсутствии аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности организации (индивидуальные предприниматели) могут быть привлечены к налоговой ответственности в соответствии со ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. А должностные лица организаций и индивидуальные предприниматели — к административной ответственности на основании ст. 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ за представление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в неполном объеме.

Высказывается также мнение о том, что при уклонении от проведения обязательного аудита к должностным лицам организации могут быть применены санкции, предусмотренные ст. 15.11 КоАП РФ (Кодекс РФ об административных правонарушениях), за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Однако, учитывая примечание к указанной статье, применение мер ответственности, предусмотренных ст. 15.11 КоАП РФ (Кодекс РФ об административных правонарушениях), невозможно, поскольку под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов либо искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. При не проведении же обязательного аудита указанный состав отсутствует.

Кроме того, следует отметить, что Государственной Думой РФ принят в первом чтении законопроект о внесении дополнения в КоАП РФ (Кодекс РФ об административных правонарушениях), которым предполагается установить ответственность за уклонение организации или индивидуального предпринимателя от проведения обязательного аудита.

Перечень документов для проверки финансово-хозяйственной деятельности

Перечень документов для проверки финансово-хозяйственной деятельности

Устав
Лицензия с приложением
Свидетельство об аккредитации
Коллективный договор
Учетная политика
Положение о бухгалтерии
Баланс (итоговая отчетность)
Отчет об исполнении бюджета
Главная книга
Договора о материальной ответственности
Должностные инструкции работников

По обоснованности расчетов сметных назначений, исполнения бюджетных назначений

Утвержденная смета расходов за проверяемый период с расшифровками и расчетами
Дебиторская и кредиторская задолженность на отчетные даты периода
Акты сверки с поставщиками
Причины корректировки сметы расходов
Договора по хозяйственной деятельности

По банковским и кассовым операциям, учету расчетов с подотчетными лицами

Журналы операций N°1,2,3 с приложениями
Приказы о назначении или возложении обязанностей кассира, должностные инструкции
Лимит кассы
Акты инвентаризации кассы, приказ о назначении комиссии
Кассовая книга
Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров
Журналы регистрации депонированных сумм
Приказы о круге лиц, получающих средства под отчет имеющих разъездной характер работы, на командировки

Документы к проверке начислений и учета заработной платы

Списки сотрудников с занимаемыми должностями (с учетом совмещения, совместительства)
Справка о вакансиях на текущую дату
Штатное расписание
Тарификация
Положение об оплате труда
Кадровые приказы
Приказы по заработной плате
Протоколы заседания комиссии по рассмотрению стимулирующих выплат
Карточки-справки
Табеля учета рабочего времени и графики учета рабочего времени
Приказы по аттестации
Журнал операций N°6

Документы к проверке назначения и выплаты стипендии, учета расчетов по материальному обеспечению обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Положение о совете училища
Положение о стипендиальной комиссии
Протоколы стипендиальной комиссии
Журналы успеваемости
Движение контингента помесячно
Приказы по обучающимся
Справки из органа соц.защиты населения
Списки обучающихся льготников
Списки детей-сирот и детей из числа детей-сирот, а также находящихся под попечительством
Личные дела детей-сирот
Аналитический учет начисления и выплат обучающимся
Журнал операций N°6
Платежные ведомости по выплатам обучающимся (списки с отметкой банка)

По обеспечению питанием обучающихся

Приказы о назначении ответственных лиц и комиссии по проверке склада помещений
Оборотная ведомость по продуктам питания
Книга складского учета
Акты проверок столовой
Десятидневное меню
Бракеражный журнал
Меню-требования
Накопительные ведомости по расходу и приходу продуктов питания
Журнал операций N°4
Договора с поставщиками
Карточки по складу
Журналы операций N°4,6,7
Договора о полной материальной ответственности
Приказы об определении круга МОЛ
Инвентаризационные описи

По учету основных средств и материальных запасов

Нормы расхода ГСМ
Журнал учета движения путевых листов, путевые листы
Оборотная ведомость по забалансовым счетам
Карточки по складу
Инвентарные карточки, инвентаризационные описи
Оборотные ведомости по о.с. и материалам
Арматурные карточки
Журналы операций N°4,6,7
Договора о материальной ответственности
Приказы об определении круга МОЛ
Нормы расхода ГСМ