Фискальная память

Фискальный чек — это что за документ и чем он отличается от кассового чека

В различных нормативных актах, разъяснениях к ним, материалах СМИ, дискуссиях на форумах в сети и обычных разговорах между людьми часто употребляется термин «фискальный чек». Рассмотрим подробнее, что это значит и как соотносится с понятием «кассового чека» — которое также применяется при разных обстоятельствах регулярно.

Фискальный чек: что это такое

Понятие «фискальный чек» пока что не закреплено в федеральном законодательстве и не используется там. Примечательно, что не так давно оно могло там появиться: в одной из первых редакций законопроект № 551847-7 (вносящий ряд изменений в НК РФ и иные федеральные законы) содержал формулировки, по которым определялись санкции за непредоставление фискального чека в ФНС физическими лицами, имеющими статус плательщика налога на профессиональный доход. Законопроект был принят в ноябре 2018 года, но в окончательной редакции формулировки, содержащие термин «фискальный чек» были заменены на те, что содержат понятие «сведения о произведенных расчетах».

Таким образом, трактоваться рассматриваемый термин может вольно — но с учетом сложившейся практики его употребления. Безусловно — в том числе и с учетом факта его замены в указанном законопроекте на отмеченный выше термин. Более того, мы вправе дать определение фискальному чеку как раз опираясь на смысл итоговой формулировки по соответствующему законопроекту.

То есть, фискальный чек — это, прежде всего, некий документ, в котором отражены «сведения о произведенных расчетах». В случае с предметом регулирования закона, что был принят по итогам рассмотрения законопроекта (речь идет о Законе от 27.11.2018 № 425-ФЗ — ) это сведения о расчетах физического лица, что платит (в рамках известного эксперимента) налог на профессиональный доход, с заказчиками (клиентами). В более широком смысле фискальный чек может, таким образом, содержать сведения о любых расчетах того или иного субъекта с другими участниками экономических отношений.

Правомерно задаться вопросом — почему законодатель решил все же отказаться от применения термина «фискальный чек». Вполне вероятно, что это связано с тем, что «сведения о произведенных расчетах» необязательно должны быть представлены в виде документа, соответствующего признакам «чека». То есть — некоего бланка, на котором зафиксированы расчетные данные. По логике, эти сведения необязательно должны быть и «фискальными» — то есть, связанными с выполнением управомоченным государственным органом (в рассматриваемом случае — ФНС) функций, имеющих отношение к обеспечению представления интересов казны.

Чтобы понять обоснованность наших предположений — обратимся к источникам права, что регулируют (в соответствии с Законом № 425-ФЗ) обмен «сведениями о произведенных расчетах». Речь пойдет, прежде всего, о статье 14 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ (), в которой сказано, что:

  1. Физическое лицо, уплачивающее налог на профессиональный доход, при получении оплаты за товары или услуги обязуется — используя мобильное приложение «Мой налог» (либо действуя через управомоченного оператора электронной площадки либо банк):

  • передать сведения о расчетах в ФНС;
  • сформировать чек и передать его покупателю (если иное не предусмотрено законом).
  1. Состав сведений о расчетах определяется порядком применения приложения «Мой налог».

Таким образом, сразу фиксируем, что законодатель разделяет:

  • сведения — подлежащие передаче в ФНС;
  • чек — подлежащий передаче покупателю (клиенту).

Выходит, что изменение содержания закона в разных чтениях вполне оправдано: чек создается, действительно, в нефискальных целях (поскольку его получатель, очевидно, не выполняет фискальных функций), а «сведения» передаются в ФНС (субъект, в свою очередь, выполняющий фискальные функции) в установленном формате независимо от чека. И обобщать их в некий «фискальный чек», действительно, не требуется. Образуются 2 разные процедуры — «фискализация» (вне процедуры работы с чеком) и передача чека покупателю (вне механизма фискализации).

Вместе с тем, общего между «сведениями» и чеком все же много: в соответствии как раз с правилами пользования приложения «Мой налог» () состав «сведений» должен быть идентичен перечню реквизитов кассового чека в соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона № 422-ФЗ. Так что, в каком то смысле «фискальные» сведения — это все же некий «чек» (поскольку в рассматриваемом случае повторяет его реквизиты).

В свою очередь, обращает на себя внимание также тот факт, что в состав обязательных реквизитов чека входит идентификационный номер, присваиваемый ФНС (подпункт 12 пункта 6 статьи 14 Закона № 422-ФЗ). Поэтому, говорить о полной «нефискальности» чека будет не совсем верно. Да, он подлежит передаче только покупателю — но ФНС «в курсе» о его существовании (поскольку выдает идентификатор).

Таким образом, на уровне федерального законодательства понятие «фискальный чек» пока не закреплено — но можно выделить основные принципы его применения. Это, так или иначе, будет документ, который:

  1. Содержит сведения о расчетах (между поставщиком товаров и услуг и их покупателем).
  1. Содержит сведения, которые в установленном порядке подлежат передаче в ФНС.
  1. Представлен документом, который может включать реквизиты, аналогичные тем, что характерны для чека.

При этом, свойство «фискальности» документ приобретает как раз по той причине, что подлежит передаче в контролирующий орган. Если такой передачи не происходит, то чек правомерно рассматривать как «нефискальный» — пусть он и соответствует двум другим признакам.

Наиболее распространенный «фискальный» чек — кассовый. Но он не единственный, что может быть отнесен к данной категории документов. Рассмотрим, какие документы в принципе — исходя из приведенного определения, правомерно классифицировать как «фискальные» и «нефискальные» чеки, подробнее.

Примеры «фискальных» и «нефискальных» документов

К числу типичных фискальных документов относятся:

  1. Отмеченные выше кассовые чеки.

Формируются они в соответствии с Законом № 54-ФЗ и могут быть представлены в бумажном и электронном вариантах. При этом, передаче в ФНС подлежит именно электронный чек либо «файл» чека — хранящийся в фискальном накопителе.

Первый вариант — когда налоговикам передается электронный чек, можно считать основным. Он предполагает, что электронный чек будет передан в ФНС через интернет при посредничестве Оператора фискальных данных: это и есть механизм «фискализации». По умолчанию договор с ОФД должны иметь все пользователи онлайн-касс.

Второй вариант — предоставление доступа к файлу чека в накопителе, можно считать альтернативным. Он предполагает, что ФНС сама считает данные с фискального накопителя, который хозяйствующий субъект принесет в ведомство (письмо ФНС России от 16.02.2018 № АС-4-20/3107@ — ). Данный вариант реализуется, если касса используется в режиме без передачи данных: в самом общем случае такой режим задействуется при нахождении хозяйствующего субъекта на территории населенного пункта в отдаленной от сетей связи местности (пункт 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ — ).

  1. Бланки строгой отчетности.

В современном виде применение БСО также регулируется положениями Закона № 54-ФЗ. По основным признакам БСО равноценен кассовому чеку: механизмы его «фискализации» (передачи в ФНС) аналогичны.

Отличие в одном: кассовый чек может быть оформлен и при продаже товаров, и при оказании услуг. БСО — только при оказании услуг. Применение именно бланка строгой отчетности целесообразно в случаях, когда у хозяйствующего субъекта есть риск, что его экономическая деятельность будет ошибочно отнесена при налоговой проверке к продажам — когда реально оказываются услуги (и, как следствие, есть вероятность нежелательной переквалификации текущей системы налогообложения в другую).

Раньше применение БСО регулировалось постановлением Правительства России от 06.05.2008 № 359. Бланки распечатывались на типографских бланках в двух экземплярах — и один из них ФНС при необходимости могло запросить у хозяйствующего субъекта в ходе проверки. В этом и заключался механизм «фискализации».

Сейчас постановление № 359 формально действует, но на практике не применяется. Но не исключено принятие законодателем норм, по которым действие данного акта будет распространено на те или иные механизмы фискализации.

Такой чек применяется все менее часто — но ранее был общераспространен и использовался регулярно в подтверждение совершения покупки в магазине человеком. Такое подтверждение могло ему пригодиться, если он, к примеру, был в командировке и должен был задокументировать расходы, совершенные в другом городе. Сейчас подтверждение расходов может быть произведено по кассовому чеку. Но в ситуации, когда он не может быть выписан — на выручку придет товарный чек.

Так, во время известного массового сбоя онлайн-касс в декабре 2017 года, когда крупнейшие супермаркеты и многие другие ритейлеры не могли распечатывать чеки ККМ, вместо этих чеков рекомендовалось применять именно товарные. В соответствующем режиме товарные чеки, к слову, выполняли роль как раз фискальных документов: в рамках последующих налоговых проверок ФНС была управомочена запрашивать у хозяйствующих субъектов копии данных документов.

Но даже в контексте сценариев, не относящихся к тем, что могут быть характерны для сбоев в работе касс, товарный чек, так или иначе, остается фискальным — поскольку оформляется в двух копиях, и одна из них хранится в бухгалтерии торгового предприятия. В установленном порядке она может быть «фискализирована» — то есть, истребована ФНС при проверке.

В свою очередь, к числу типичных нефискальных чеков можно отнести:

  1. Товарный чек — альтернативный кассовому и составляемый в соответствии с Законом № 54-ФЗ.

Некоторые хозяйствующие субъекты в соответствии с Законом № 54-ФЗ вправе не применять онлайн-кассы — но только при условии выдачи покупателям (клиентам) документа, альтернативного кассовому чеку — в подтверждение оплаты. Он должен содержать реквизиты, в целом, соответствующие тем, что присутствуют на кассовом чеке, а точнее — те, что отражены в абзацах 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ (). При этом, возможна не просто выдача, а «направление» чека — то есть, теоретически, документ может быть передан покупателю в электронном виде.

Подобные документы обязаны выдавать, в частности:

  • индивидуальные предприниматели, освобожденные в соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ от использования онлайн-касс;
  • хозяйствующие субъекты, расположенные в труднодоступных местах — и также имеющие право не использовать онлайн-кассы в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

Товарный чек в рассматриваемом случае может выдаваться в единственном экземпляре: хозяйствующему субъекту необязательно оставлять у себя ее копию. Поэтому, документ правомерно считать нефискальным — ФНС не будет истребовать такие чеки при проверке. Хотя может наложить на магазин санкции в случае невыдачи чека покупателю — если узнает об этом (но это не налоговый контроль).

  1. Разработанный хозяйствующим субъектом самостоятельно документ, подтверждающий факт оплаты товара или услуги.

В свою очередь, некоторые хозяйствующие субъекты — в частности, те, что поименованы в пункте 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, вправе не использовать онлайн-кассы в принципе, и не выдавать покупателям (клиентам) никаких документов в подтверждение покупки.

На практике таким правом пользуются далеко не все продавцы: клиент будет удивлен отсутствию выданного чека, и даже если продавец сошлется на Закон № 54, человек не поймет его. Покупка совершена — должны выдать чек, будет уверен он. А если не получит — то впредь будет относиться к магазину с недоверием. А то и пойдет жаловаться в инстанции — с которыми в любом случае иметь дело не слишком приятно.

Поэтому, на практике ИП и юридические лица, кому можно обходиться и без кассы и без чеков, все же выдают покупателям в подтверждение некий документ, часто — очень похожий на чек (как вариант, напечатанный на чековом принтере, что, в свою очередь, похож на онлайн-кассу). Состав его реквизитов продавец определяет самостоятельно, но может при этом ориентироваться:

  • на реквизиты товарного чека, что рекомендованы Минфином;
  • на реквизиты товарного чека, что применяется в качестве альтернативы кассовому по Закону № 54-ФЗ;
  • на реквизиты кассового чека по Закону № 54-ФЗ;
  • на реквизиты БСО по постановлению № 359.

Любой документ будет законным. Если он, действительно, похож на чек — у покупателя не возникнет лишних вопросов.

Понятное дело, соответствующий неофициальный по сути документ, также относится к нефискальным. ФНС даже не станет выяснять, выдавал ли продавец подобные чеки или нет — если, конечно, не посчитает сомнительным наличие у него права на отказ от применения ККТ. Но это уже совсем другой повод для общения между магазином и контролирующими органами.

  1. Эквайринговый чек — применяемый при расчетах по карте.

Большинство современных магазинов (по крайней мере, почти все сетевики и относительно крупные торговые точки) принимают оплату по картам. Для этого используется эквайринговый терминал — который считывает карту, связывается с банком через интернет и, если банк одобрил платеж, печатает чек в подтверждение оплаты по карте.

Важно знать, что этот чек ни технологически, ни юридически не связан с кассовым чеком, что печатается на онлайн-кассе (как и любым другим фискальным документом). Применение онлайн-касс регулируют одни нормативные акты, эквайринг — другие. И это несмотря на то, что в кассовом чеке (при оплате картой):

  • дублируется сумма, что проведена по эквайринговому чеку;
  • указывается, что оплата проведена электронно — по безналичной оплате.

Более того, онлайн-касса и эквайринговый терминал иногда представляют собой одно устройство — состоящее, таким образом, из двух модулей, разного назначения, размещенных в одном корпусе. Но это не играет роли. Эквайринговый чек — это документ для покупателя. ФНС его запрашивать не может, и потому данный документ следует считать нефискальным.

Вместе с тем, нужно иметь в виду, что вполне себе «фискальной» процедурой будет обращение ФНС к расчетному счету — к которому привязан эквайринговый терминал. Но там налоговиков будет интересовать только выручка (или расходы) хозяйствующего субъекта. Возможно — суммы по отдельным чекам. Но содержание самих эквайринговых чеков налоговикам ни к чему.

Итак, мы определили, что означает «фискальный чек» и рассмотрели основные его разновидности. Мы определили, что основная разновидность фискального чека — кассовый чек (и БСО), оформляемые в соответствии с Законом № 54-ФЗ.

Вместе с тем, понятие кассового чека — закрепленное в Законе № 54-ФЗ, следует разграничить от различных расширенных трактовок и неофициальных вариантов использования термина «кассовый чек» (в том числе с учетом необходимости его обособления от понятия «фискальный чек»).

Фискальный чек и кассовый чек: в чем разница?

С учетом вышесказанного правомерно говорить о том, что наиболее корректна классификация чеков (бланков с расчетными данными) на 2 разновидности:

  • фискальные (подлежащие тем или иным способом передаче в ФНС);
  • нефискальные (не подлежащие в общем случае передаче в ФНС — выдаваемые только покупателю).

Кассовый чек — с точки зрения Закона № 54-ФЗ, считается полноценным фискальным документом. Но далеко не только он может таким документом быть. Кроме того, под «кассовым чеком» неофициально могут пониматься, в принципе, любые бумажные бланки, что выдаются покупателю продавцом. С высокой вероятностью первый вообще не увидит принципиальных отличий между разными типами чеков.

Таким образом, трактовать термин «кассовый чек» правильнее двумя способами — в узком смысле (официально) и широком (неофициально). В рамках каждого из способов трактовки следует корректно соотносить статус документа, именуемого — официально или неофициально, «кассовым чеком» и его «фискальностью».

Попробуем наглядно отобразить связь между «фискальным чеком» и «кассовым чеком» в небольшой таблице.

Фискальный чек Кассовый чек (в узком смысле) Кассовый чек (в широком смысле, в том числе неофициально)
Определение Бланк, который:

· содержит сведения о расчетах (за товары или услуги);

· имеет установленные реквизиты — соответствующие типичным для чека (то есть, отражающие сумму и содержание покупки);

· подлежит передаче тем или иным способом в ФНС.

Фискальный чек, который:

· имеет реквизиты по Закону № 54-ФЗ;

· передается в ФНС в соответствии с Законом № 54-ФЗ (через интернет или посредством передачи накопителя на считывание)

Любой фискальный или нефискальный документ, выдаваемый покупателю в подтверждение оплаты товара или услуги (и определяемый им как «чек» или «очень похожий на чек»)
Основное назначение Информирование ФНС (предоставление ФНС возможности получить информацию) о сумме выручки хозяйствующего субъекта по факту оказания продажи товара или оказания услуг

Подтверждение совершения покупки товара (оплаты услуг) человеком

Аналогично, а также обеспечение доверия со стороны покупателя (субъектом, который не обязан использовать фискальные чеки)
Обязательно ли выдавать покупателю На примере кассового чека — обязательно, если используется онлайн-касса

На примере товарного чека:

· в общем случае по желанию продавца;

· в случае выхода кассы из строя — обязательно (в качестве альтернативы кассовому чеку)

Обязательно, если используется онлайн-касса Обязательно, если:

· используется онлайн-касса;

· вместо чека онлайн-кассы должен выдаваться товарный по Закону № 54-ФЗ.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

  1. Кассовый чек — разновидность фискального.

В широком смысле (в неофициальной трактовке) — может быть разновидностью нефискального (товарного чека по рекомендациям Минфина, эквайрингового чека).

  1. Фискальный чек — необязательно кассовый (может быть представлен БСО или товарным чеком по Закону № 54-ФЗ).

Когда лучше употреблять термин «кассовый чек» вместо «фискальный чек»: в официальной переписке с ФНС в рамках проверок и иных мероприятий налогового контроля. Это связано с тем, что в российском законодательстве понятие «фискальный чек» не закреплено.

Резюме

Покупатель, совершив оплату за товар или услугу, как правило, получает от продавца чек — бланк с данными по оплате. В большинстве случаев человек назовет данный документ «кассовым чеком». При этом, соответствующий чек может быть:

  1. Фискальным чеком (по которому сведения должны передаваться тем или иным образом в ФНС):
  • кассовым чеком по Закону № 54-ФЗ;
  • бланком строгой отчетности по Закону № 54-ФЗ;
  • товарным чеком по рекомендациям Минфина (его копия остается у продавца и может быть запрошена ФНС при проверке).
  1. Нефискальным чеком (выдаваемым, прежде всего, в интересах покупателя):
  • товарным чеком по Закону № 54-ФЗ;
  • документом в подтверждение покупки, разработанным продавцом самостоятельно;
  • эквайринговым чеком.

При этом, если тот или иной документ составляется в соответствии с Законом № 54-ФЗ, то он должен иметь реквизиты, что предусмотрены данным нормативным актом. В остальных случаях набор реквизитов либо рекомендуемый либо свободный. Но, как правило, при наличии полной свободы действий продавцы по внешнему виду приближают выдаваемые покупателям документы к кассовым или товарным чекам.

Можно ли найти товар по штрих-коду, где и как это можно сделать.

Какая древесина попадает под обязательную регистрацию и учет в ЕГАИС Лес.

Принципы и особенности фискальной политики

Принципы и механизмы воздействия фискальной политики

С помощью фискальной политики государство непосредственно может влиять на развитие экономики, добиваясь ее устойчивого роста, стабильности цен и полной занятости дееспособного населения.

Такая политика заключается в том, чтобы вовремя предвидеть спад производства и рост безработицы, а также нарастание инфляционных процессов в экономике и соответствующим образом воздействовать на них. При наступающем спаде производства правительство увеличивает государственные расходы и сокращает налоги с целью увеличения совокупных расходов и инвестиций. Тем самым оно содействует подъему производства и увеличению занятости. При наступлении инфляции, напротив, государственные расходы уменьшаются, а налоги увеличиваются.

Все мероприятия, предусматривающие подобного рода государственное регулирование экономики, получили название дискреционной политики. Вместе с денежно-кредитной политикой она играет важнейшую роль в руководстве государства макроэкономикой, т.е. явлениями, связанными с занятостью, расходами и доходами населения, стабильностью цен и устойчивым развитием производства.

Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов управления. Если бы не существовало никаких других регуляторов, то нам оставалось бы лишь ждать, когда представители правительства заметят негативные явления в экономике и примут меры к их устранению. А реализация таких мер потребует известного времени, пока они будут точно сформулированы, утверждены законодательной властью, а потом, наконец, реализованы.

Принцип саморегулирования который лежит в основе этих стабилизаторов, аналогичен принципу, на котором построен автопилот или терморегулятор холодильника. Когда автопилот включен, то он поддерживает курс самолета автоматически, на основе поступающих сигналов обратной связи. Любое отклонение от заданного курса благодаря таким сигналам будет скорректировано управляющим устройством. Подобным образом работают и экономические стабилизаторы, благодаря которым осуществляются автоматическое изменение налоговых поступлений; выплаты социальных пособий, в частности по безработице; различные государственные программы помощи населению и др.

В настоящее время есть немало экономистов, придерживающихся противоположной точки зрения и даже заявляющих, что объективные принципы, лежащие в основе встроенных стабилизатор следует предпочесть некомпетентному вмешательству государственных органов управления, которые нередко руководствуются субъективными мнениями, склонностями предпочтениями.

Выплаты пособий по социальной помощи безработным, малоимущим, многодетным семьям, ветеранам и другим категориям граждан, а также государственная программа поддержки фермеров, агропромышленного комплекса тоже осуществляются на основе встроенных стабилизаторов, ибо большая часть таких выплат реализуется за счет налогов. А налоги, как известно, растут прогрессивно вместе с доходами населения и предприятий. Чем выше эти доходы, тем больше налоговых отчислений в фонд помощи безработным, пенсионерам, малоимущим и другим категориям нуждающихся в государственной помощи делают предприятия и их работники.

Несмотря на значительную роль встроенных стабилизаторов, они не могут полностью преодолеть любые колебания экономики. Подобно тому, как при трудных ситуациях автопилоту приходит на помощь настоящий пилот, так и при значительных колебаниях экономической системы включаются более мощные государственные регуляторы в виде дискреционной фискальной, а также монетарной политики.

Рассмотрим кратко основные элементы дискреционной политики. Основной элемент — изменение программ общественных работ. Такие работы были развернуты во время Великой депрессии 30-х годов с целью борьбы с безработицей путем увеличения рабочих мест. Поскольку, однако, подобного рода проекты составлялись наспех и ориентировались на то, чтобы занять людей какой угодно работой, например, строить дороги без необходимого количества машин и механизмов или даже сгребать сухие листья в парках, то экономическая эффективность этих программ была весьма незначительной. К тому же следует иметь в виду, что в настоящее время в развитых странах спады производства бывают гораздо менее продолжительными, поэтому с ними можно бороться понижая налоговые ставки и используя монетарную политику.

Дискреционная фискальная политика предусматривает также дополнительные расходы на социальные нужды. Хотя пособия по безработице, пенсии, пособия малоимущим и другим категориям нуждающихся регулируются с помощью встроенных стабилизаторов (повышаются или понижаются по мере поступления налогов, зависящих от доходов), тем не менее, правительство может осуществить специальные программы помощи этим категориям граждан в трудные времена экономического развития.

Таким образам, приходим к выводу, что эффективная фискальная политика должна опираться, с одной стороны, на механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с другой — на тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической системы со стороны государства и его органов управления. Следовательно, самоорганизующиеся регуляторы экономики должны функционировать согласованно с сознательным регулированием, организованным государством.

Вообще говоря, весь опыт развития рыночной экономики, в особенности нашего столетия, свидетельствует о том, что в развитии экономики и других систем социальной жизни самоорганизация должна идти нога в ногу с организацией, т.е. сознательным регулированием экономических процессов государством.

Однако такое регулирование достигается непросто. Начнем с того, что необходимо своевременно прогнозировать спад или инфляцию, когда они еще не начались. Опираться в таких прогнозах на статистические данные вряд ли целесообразно, поскольку статистика подводит итог прошлому, и поэтому из нее трудно определить тенденции будущего развития. Более надежным инструментом прогнозирования будущего уровня ВВП является ежемесячный анализ опережающих индикаторов, к которому часто обращаются политические деятели развитых стран. В этом индексе указывается 11 переменных, характеризующих текущее состояние экономики, в числе которых средняя продолжительность рабочей недели, новые заказы на потребительские товары, цены рынка акций, изменение заказов на товары длительного пользования, изменение цен некоторых видов сырья и т.п. Ясно, что если происходит, например, сокращение рабочей недели в обрабатывающей промышленности, уменьшаются заказы на сырье, сокращаются заказы на потребительские товары, то с известной вероятностью можно ожидать в будущем спада производства.

Тем не менее, определить точное время, когда наступит спад, довольно трудно. Но даже в этих условиях пройдет немало времени, прежде чем правительство предпримет соответствующие меры. К тому же в интересах наступающей избирательной кампании оно может осуществить такие популистские меры, которые не оздоровят, а только ухудшат экономическое положение. Все такого рода внеэкономические факторы будут идти вразрез с потребностями достижения стабильности производства.

Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать государственные расходы.

Фискальный накопитель: для чего нужен и как правильно выбрать

Модель устройства

При выборе фискального накопителя обратите внимание на его маркировку: ФН-1 и ФН-1.1 — это и есть модель устройства. Модель фискального накопителя формирует разные виды кассовых чеков и используется в разных сферах бизнеса. В данный момент опубликованы три формата кассовых чеков (форматы фискальных документов или ФФД): 1.0. 1.05, 1.1. Налоговая служба анонсировала скорый переход на единый формат документации, которым станет 1.1.

Модель фискального накопителя ФН-1 можно использовать только с форматами 1.0 и 1.05, в то время как ФН-1.1 подходит для всех форматов. На формирование кассовых документов напрямую влияет модель фискального накопителя, а также программное обеспечение, установленное на контрольно-кассовую технику.

Предпринимателям, которые используют в работе модель ФН-1 на кассовых аппаратах с устаревшей прошивкой и передают фискальные документы в формате 1.0, до 1 января 2019 года нужно обновить программное обеспечение и прошивку ККТ и перейти на формат 1.05. Однако если ваша онлайн-касса работает с форматами 1.05 или 1.1, то менять ничего не нужно.

В продаже можно встретить еще одну модель фискального накопителя с маркировкой МГМ-ФН-1. Этот ФН является тестовым устройством, не предназначенным для эксплуатации. Модель используют разработчики программ для кассовых аппаратов для настройки и тестирования работы с использованием тестового оператора фискальных данных. МГМ-ФН-1 не формирует кассовые чеки и не передает данные в налоговую, поэтому для реальной работы не годится.

Почем нельзя купить ФН сразу на 36 месяцев

Многие предприниматели спрашивают: зачем покупать накопитель на 13 месяцев, если в продаже есть модели на 36 месяцев? Вопрос кажется резонным — почему бы не установить ФН сразу на три года. На практике оказывается, что сэкономить таким образом не удастся, поскольку срок, указанный на ФН редко соответствует действительности.

Другой нюанс состоит в том, что фактическая память у накопителей с разным сроком действия одинаковая. И хотя объем памяти внушительный, если у вас будет более 200 продаж за одну смену, на три года вам ее точно не хватит. В конечном итоге всегда оказывается, что купить ФН рекомендованного срока действия выгоднее и надежнее.

Как быть, если выбран неправильный фискальный накопитель

Рассмотрим на примере: вы на специальном налоговом режиме и должны поставить ФН сроком на 36 месяцев. Однако если вы по какой-либо причине используете чип на 13 или 15 месяцев, то пользуйтесь им до тех пор, пока не закончится место во встроенной памяти. Несмотря на то, что за это предусмотрен штраф, сама налоговая открыто заявляет, что обойти этот пункт закона можно. Достаточно перевести свою организацию на режим сезонной работы, для которого не обязательно наличие накопителя сроком в 36 месяцев. Дело в том, что закон не растолковывает понятие «сезонная работа», чем оставляет для предпринимателей лазейку.

Где можно купить подходящий фискальный накопитель

При покупке фискального накопителя учитывайте наличие у продавца сертификата. Выбранный накопитель обязательно должен числиться в реестре Федеральной Налоговой службы, иначе его использование автоматически приравнивается отсутствию ФН на вашей контрольно-кассовой технике. Чтобы избежать штрафов, покупайте кассовое оборудование только у проверенных продавцов.

Сертифицированный ФН вы можете заказать у компании «Калуга Астрал». У нас представлены фискальные накопители разного срока действия — от 13 до 36 месяцев, все они занесены в реестр ФНС и продаются с гарантией. Гарантийный срок на любую модель 12 месяцев. Обращаем ваше внимание, что в некоторых моделях онлайн-касс фискальный накопитель входит в комплектацию.

ФН-1
на 13 мес.
РИК
ФН-1.1
исполнение 3 на 13
и 15 мес.
Автоматика
ФН-1
исполнение 2
на 36 мес.
РИК
ФН-1.1
исполнение 4
на 36 мес.
Инвента
Срок использования
410 дней 470 дней, есть
ограничения в
паспорте
1110 дней, есть
ограничения в
паспорте
1110 дней, есть
ограничения в
паспорте
Поддерживаемые форматы фискальных данных
ФФД 1.0 и 1.05 ФФД 1.0 , 1.05, 1.1 ФФД 1.0 и 1.05 ФФД 1.0 , 1.05, 1.1
СНО Условия Да — разрешено применять данный ФН при этих условиях для этой СНО
Нет — запрещено применять данный ФН при этих условиях для этой СНО
Да, но… — разрешено применять данный ФН при этих условиях для этой СНО,
но есть ограничения по сроку использования (в днях)
ОСН
Только ОСН ДА ДА ДА, 1110 ДА, 1110
Продакцизные товары ДА ДА, но 410 ДА, но 410 НЕТ
Услуги ДА ДА ДА, но 410 ДА
Автономный режим ДА ДА, но 410 ДА, но 410 НЕТ
Сезонные работы ДА ДА ДА НЕТ
Платежные агенты
(субагенты)
ДА ДА ДА НЕТ
УСН,
ЕСХН,
ЕНВД,
Патент
В чистом виде НЕТ НЕТ ДА ДА
Совмещение с ОСН ДА ДА ДА, но 410 ДА
Услуги НЕТ НЕТ ДА ДА
Продакцизные товары ДА ДА, но 410 ДА, но 410 ДА, но 410
Автономный режим ДА ДА, но 410 ДА, но 410 ДА, но 410
Сезонные работы ДА ДА ДА ДА
Платежные агенты
(субагенты)
ДА ДА ДА ДА

ДАННЫЕ ФИСКАЛЬНЫЕ

Смотреть что такое «ДАННЫЕ ФИСКАЛЬНЫЕ» в других словарях:

  • Фискальные данные ККМ (ККТ) — фискальные данные фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;… Источник: Федеральный закон от 22.05.2003 N 54 ФЗ (ред. от 27.06.2011) О… … Официальная терминология

  • Контрольно-кассовая машина — Контрольно кассовый аппарат «National» Контрольно кассовая машина (ККМ) предназначена для регистрации приобретения товара и печати кассового чека. ККМ в России это инструмент контроля со стороны государства за налично де … Википедия

  • Крестьяне — Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Демография Средних веков — Связать? Демография Средних веков в статье освещается демография человечества в Европе в Средних веках, включая тенденции и перемещения. Демографические изменения помогают очертить и определить Средние века. Грубо демографические тенденции… … Википедия

  • Платежный баланс — (Balance of payments) Платежный баланс это статистический документ, отражающий все внешнеэкономические операции данной страны Платежный баланс страны, методы и структура составления платежного баланса, отрицательное и положительное сальдо… … Энциклопедия инвестора

  • Акцизные марки Российской Федерации — Россия: федеральная специальная марка образца 2005 года Акцизные марки в Российской Федерации были вв … Википедия

  • Инфляция — (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… … Энциклопедия инвестора

  • Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

  • Россия. Экономический отдел: Промыслы — 1) Охота в России искони играла огромную роль. Весь быт наших предков неразрывно был связан с охотою и с разносторонним пользованием получаемыми от нее продуктами. Охота давала им и средства пропитания, и денежные знаки, и товары для торговли,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ — прямой массовый статистич. учет населения, проводимый с целью определения его численности, состава и размещения на определенный момент. Учет нас. возник в глубокой древности в связи с фискальной и воен. деятельностью раннеклассовых гос в и… … Советская историческая энциклопедия

Фискальные данные: от покупателя до налоговой

Россия стремительно входит в цифровую эпоху. По данным рейтинга Digital Society Index, мы в первой десятке самых продвинутых стран с цифровой экономикой. Не последнюю роль в информатизации нашей экономики играет перевод российской торговли на онлайн рельсы. Теперь вся информация о каждой покупке, осуществленной через онлайн кассу, уходит по интернету через операторов фискальных данных в контролирующие органы. А передаваемые данные (о цене, составе покупки, продавце, используемой контрольно-кассовой технике) называются фискальными.

В июле 2018 года исполняется ровно 2 года, как было принято решение о том, что российская торговля должна выйти из тени и встать на цифровые рельсы. В июле 2016-го законодателями были приняты поправки в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов». Согласно им, за довольно короткий срок вся российская розница обязана заменить традиционную контрольно-кассовую технику на онлайн кассы, новые участники этого рынка должны сразу начинать свою работу с применением техники новейшего образца, которая позволяет передавать по интернету через посредника — оператора фискальных данных (ОФД), информацию с товарных чеков в налоговый орган.

Часть розничных продавцов и представителей сфер, использующих при расчетах кассовые аппараты, перешла на онлайн кассы с 1 июля 2017 года. На год отсрочку получили те, кто работает на патенте и на «вмененке». Они в основной массе должны перейти на новую ККТ с 1 июля 2018 года. Еще немного — на год — цифровизацию перенесли лишь очень узкому кругу микропредпринимателей.

По разным оценкам, к концу 2018 года в стране данные чеков должны передавать в контролирующие органы от 2,5 до 3,5 млн. онлайн касс.

Какую информацию должны передавать розничные продавцы в налоговую

Розничные продавцы должны передавать в Федеральную налоговую службу фискальные данные. Фискальные данные это – сведения, сформированные при расчете с покупателем посредством контрольно-кассовой техникой нового образца. Эти данные включают в себя следующие информационные блоки: информацию об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем продажу, информацию о контрольно-кассовой технике, используемой при данном расчете, сведения о покупке – наименования приобретаемых товаров, их стоимость и т.п.

Фискальные данные отражаются в фискальном документе, который может иметь форму кассового чека, бланка строгой отчетности или другого документа, предусмотренного законодательной базой о применении контрольно-кассовой техники. Фискальный документ может быть представлен как в бумажном виде, так и в электронном.

Содержание фискальных документов, а также алгоритм работы по передаче этих данных должен соответствовать определенному формату. Формат фискальных данных также устанавливается законодательно, причем, на протяжении небольшого периода работы с ККТ нового образца он уже корректировался.

Формат фискальных данных это — законодательно утвержденный алгоритм записи, обработки, хранения и передачи фискальных данных оператору фискальных данных, которые формируются онлайн кассой. Формат фискальных данных определяет в том числе и перечень обязательных и факультативных реквизитов чека, отчетов и бланков строгой отчетности. Документы, несоответствующие формату фискальных данных, при проверке ФНС могут быть интерпретированы как нарушение 54-го федерального закона. А это может повлечь за собой штраф для налогоплательщика.

Фискальные данные в кассах новейшего образца хранятся в накопителе фискальных данных. Попросту говоря – в отдельном блоке памяти онлайн кассы. В старых кассах эту роль выполняла ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная). Современный накопитель или еще его называют средством криптографической защиты фискальных данных — это программно-аппаратное шифровальное устройство для защиты фискальных данных, которое записывает, хранит и передает информацию оператору фискальных данных. От ОФД фискальный накопитель получает подтверждающую квитанцию. Накопитель фискальных данных находится в корпусе «под пломбой».

Кто отвечает за передачу фискальных данных

Под нововведения 54-ФЗ в созданной цепочке передачи информации о продаже от налогоплательщика к контролирующему органу предусмотрено передающее звено – это оператор фискальных данных (ОФД).

Оператор фискальных данных это — юридическое лицо, которое через интернет в режиме реального времени получает фискальные данные со всей закреплённой за ним контрольно-кассовой техники, обрабатывает, хранит и передает их в Федеральную налоговую службу.

Для ОФД разработаны обязательные требования. Так, оператор фискальных данных должен располагать специальными техническими средствами, которые в режиме реального времени позволяют осуществлять обработку фискальных данных, формировать и проверять фискальный признак, а также хранить у себя базы фискальных данных.

ОФД должен иметь:

  • разрешение на обработку фискальных данных от ФНС,
  • лицензия ФСТЭК на техническую защиту информации,
  • лицензия ФСБ на разработку и производство средств криптографической защиты,
  • лицензия ФСБ на деятельность по защите данных,
  • технические средства в собственности для обработки фискальных данных,
  • технические средства для защиты фискальных данных,
  • нежилое помещение в собственности или аренде.

Рынок операторов фискальных данных формируется здесь и сейчас, он молод и является примером того, как цифровая экономика создает с нуля новые рынки с огромными оборотами, новым оборудованием и программным обеспечением, а также рабочими местами. В 2016 г. на рынке работали 5 ОФД, в 2017 году их число уже увеличилось до 16, а на 1 мая 2018 года официально зарегистрировано уже 18 операторов фискальных данных.

СБИС ОФД – в ТОПе операторов фискальных данных

Весной 2018 года на Российском информационном форуме были представлены результаты исследования «Рейтинг операторов фискальных данных-2018». Согласно этому исследованию, в лидирующей группе оператор фискальных данных СБИС. В исследовании участвовали все ОФД из реестра ФНС, оператор СБИС ОФД находится в нем на 6 месте.

4 преимущества СБИС ОФД:

  1. Универсальность.
  2. СБИС ОФД совместим с любым кассовым оборудованием.

  3. Безопасность.
  4. СБИС использует свой собственный ЦОД (Центр обработки данных).

  5. Комплексность.
  6. СБИС может предложить все услуги по онлайн кассам: от оптимального выбора, покупки и установки ККТ, до получения электронной цифровой подписи в собственном Центре ЭЦП, регистрации техники, передачи данных в ФНС и последующей технической и консультационной поддержки.

  7. Дополнительные возможности. СБИС встроен в учетную систему, которая позволит получить следующую аналитическую информацию:
    • Статистика по магазинам (выручка, средний чек, состав покупки, совместные покупки и т.п.),
    • Рейтинг товаров (на основе программы сортировки товаров составляется рейтинг продаваемых товаров),
    • Отчеты о работе кассиров (считается число продаж и выручка каждого кассира, возможен расчет зарплаты),
    • Аналитика продаж (анализ продаж по заданным параметрам, отслеживание динамики продаж).

Хотите узнать больше о возможностях СБИС? Обращайтесь нашим специалистам!