Формальные негативные санкции

Урок обществознания по теме «СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ». 10 КЛАСС план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

ТЕМА: «СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ». 10 КЛАСС

Цель: сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Задачи:

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

1. Социальные нормы, их значение.

2. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль.

3. Социальные санкции

Х о д у р о к а

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Мотивация (беседа по вопросам) – 3 мин.

— Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо?

— Существуют ли правила поведения для всех?

— Какой человек может стать преступником?

— Чем опасны алкоголь и наркотики?

III. Изучение нового материала.- 30 мин.

1. Социальные нормы, их значение. – 10 мин.

Социальные нормы – это общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.

Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений.

З а д а н и е. Изучив материал § 16 стр. 173-174 «Социальные нормы», составить кластер или схему, какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь.

Функции социальных норм:

1. Регулируют общий ход социализации.

2. Интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество.

3. Контролируют отклоняющееся поведение.

4. Служат образцами, эталонами поведения.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

1. Как стандарты поведения (обязанности, правила).

2. Как ожидания поведения (реакция других людей).

З а д а н и е. Приведите примеры норм-требований (обязанности одного лица по отношению к другому лицу) и норм-ожиданий (от человека окружающие ждут однозначного поведения в соответствии с нормой).

2. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль. – 10 мин.

Отклоняющееся поведение.

1) поведение которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество.

2) форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

Отклоняющееся поведение.

Негативное.

Позитивное.

На уровне личности: преступления, правонарушения, аморальное поведение.

На уровне государства: коррупция, бюрократия.

Творчество, новаторство, эксцентричность т.е. направлены на улучшение жизни.

Преступление – это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом.

УК РФ выделяет следующие виды преступлений:

— Против личности

— В сфере экономики

— Против общественной безопасности и общественного порядка

— Против государственной власти

— Против военной службы

— Против мира и безопасности

Задание – стр. 182 – работа с документом «Девиантное поведение: благо или зло»

Ответьте на вопросы:

1. Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.

2. К какому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идём в баню», «раздельное обучение чёрных и белых», «солидарность рабочих всех стран»?

3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?

4. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?

Социальный контроль – способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.

Социальный контроль – особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.

3. Социальные санкции — 10 мин.

Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.

Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.

Позитивные

Негативные

Формальные

Ф+

Ф-

Неформальные

Н+

Н-

З а д а н и е. Изучив материал § 16 стр. 176-179. Изучив четыре типа санкций, на примерах покажите их действие.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение фельетона, разоблачительная статья.

II. Закрепление изученного. – 6 мин.

Ответить на в о п р о с ы:

1) Что такое социальная норма?

2) Какие социальные нормы существуют в обществе? Объясните их назначение.

3) Какую роль играет социальный контроль?

Подготовка к ЕГЭ

1. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ ВИДЫ САНКЦИИ

А) проявление недружелюбия

Б) наложение штрафа 1) формальные негативные санкции

В) объявление выговора

Г) объявление бойкота 2) неформальные негативные санкции

Д) отказ от сотрудничества

2. Установите соответствие между функциями и государственными институтами, должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИ

A) санкционированы государством

Б) обеспечиваются общественным мнением 1) моральные

B) закрепляют представление о прекрасном и безоб­

разном 2) правовые

Г) основаны на представлениях о добре и зле

Д) обеспечиваются государственным принуждением 3) эстетические

Е) чаще проявляются в художественном творчестве

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Поощрение, санкция, наказание, премирование, увольнение.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Моральные нормы, позитивные санкции, социальный контроль, правовые нормы, негативные санкции.

5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) замечание 2) санкция 3) социальная норма 4) политическая идеология

5) осуждение 6) духовная культура

Домашнее задание: § 16, вопросы 1-6 – 1 мин.

Литература к уроку:

Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл.М.Просвещение,2005.

Кравченко А.И. Введение в социологию. Учеб. Пособие для 10-11кл.М. “На Воробьевых” 1994.

Общество состоит из множества самостоятельных личностей со своими запросами, интересами, ценностями. Чтобы не только выстроить нормальные отношения между людьми, но и создать из разрозненных элементов единое целое, нужны очень действенные инструменты. Социальная психология рассматривает несколько таких инструментов. Например, групповые нормы и обеспечивающий их социальный контроль. В свою очередь контроль общества опирается на социальные санкции, которые управляют поведением людей.

Санкции как инструменты регулирования поведения людей

Под социальными санкциями понимаются любые меры воздействия на людей, связанные с групповыми нормами или ролевым поведением. Санкции – это система поощрений и наказаний, которая опирается или на поддержку большинства членов группы, или на силу и власть официальных институтов.

К санкциям можно отнести, например, всеобщее осуждение поступка или всеобщее одобрение, наказание в виде лишения свободы или в форме изоляции члена сообщества, поощрение с помощью денежной премии или повышения социального статуса. Разные сферы использования санкций, разные ситуации и их виды, приводят к большому разнообразию мер поощрения и наказания.

Неправильно рассматривать этот инструмент как проявление, например, мести за содеянное преступление или поддержку какой-то незначительной группы людей, угодных лидеру. Подобные факты могут встречаться, как и использование санкций в своих корыстных целях. Но такое использование не является обязательным условием. Вне зависимости от особенностей санкций, главная их задача: защита стабильности общества и защита социальных норм, традиций и формальных законов.

Без поддержки общества санкции недействительны. Для их эффективности должны соблюдаться определенные условия:

  • Общественное согласие – это главное условие работы санкций. С их необходимостью и характером должны быть согласны большинство членов социума. Если санкции не поддерживаются общественным мнением, то они перестают работать.
  • Всеобщий характер – обязательность для всех вне зависимости от социального статуса и положения в обществе. Если какие-то группы людей оказываются недоступны для применения санкций, то это девальвирует всю систему поощрений и наказаний, и она перестает работать.
  • Целевой характер — санкции должны быть привязаны к конкретному поступку и иметь четкую цель, например, благодарность за бескорыстную помощь или наказание за предательство. Беспричинное или несправедливое поощрение снижает значимость и эффективность санкций.
  • Соответствие поступку — превышение наказания или неоправданно высокое поощрение тоже могут привести к утрате доверия к санкциям.

Большинство социальных санкций имеют долгую историю формирования, их система складывалась постепенно на основании конвенции – соглашения. Так называется механизм принятия того или иного социального явления в процессе взаимодействия людей в социуме. Конвенциальными становятся те нормы и санкции, которые в процессе совместной деятельности и общения людей в группе доказали свою полезность, действенность и эффективность.

Виды социальных санкций

Несмотря на разветвленную систему и разнообразие санкций, существует всего две их классификации, каждая из которых включает тоже по два вида: формальные и неформальные, позитивные и негативные.

Формальные и неформальные

Формальные санкции – предусмотренные законом меры поощрения и наказания членов общества. Все такие санкции закреплены в официальных документах и применяются к индивидам на основании указов, приказов, постановлений, решений и т. д.

Когда-то в глубокой древности законы составлялись на базе неформальных традиций и обычаев, так называемого обычного права. Но в настоящее время формальные санкции могут очень сильно отличаться от неформальных и даже противоречить им. Этот вид системы поощрений и наказаний, как правило, не изучается психологией. Поэтому мы акцент сделает на другом виде.

Неформальные санкции исходят от членов социума. Очень часто их проводниками являются близкие нам люди: родные, друзья, коллеги. Складываются неформальные санкции в зависимости от традиций и характера группы.

Например, в одной семье поощрением за хорошее поведение, успехи в учебе и помощь по дому может быть денежное вознаграждение, а за проступок – лишение карманных денег. И это считается нормальным, приемлемым и вполне рабочим инструментом регулирования поведения ребенка.

А в другой семье такие санкции воспринимаются с возмущением и используются исключительно меры морального поощрения: похвала, искренняя благодарность за помощь, уважение. А самым сильным наказанием будет обида родителей и осознание ребенком того, что мама очень переживала, когда он вовремя не пришел с прогулки.

Главное — это принятие и признание санкций всеми членами группы. Тогда они работают и действительно управляют поведением людей.

Даже в формальных группах, таких как трудовые коллективы, школьные классы, спортивные команды, есть неформальные санкции. Причем часто они действуют более эффективно, чем формальные. И осуждение своих коллег переживается тяжелее, чем приказ с выговором.

Позитивные и негативные санкции

Так как нам с вами более интересны неформальные санкции, то остановимся на двух их видах: позитивных и негативных. Позитивные – это разные формы поощрения, как материального, так и морального:

  • денежное вознаграждение, как в примере выше;
  • подарки;
  • публичное одобрение;
  • похвала;
  • выражение благодарности;
  • повышение авторитета и социального статуса;
  • доверие и передача лидерских полномочий.

Негативные санкции проявляются в разных формах демонстрации неудовольствия и наказания:

  • публичное осуждение;
  • лишение каких-то преимуществ и благ, в том числе материальных;
  • замечания и предупреждения;
  • насмешки и обидные прозвища;
  • оскорбления;
  • игнорирование;
  • изоляция – жесткое наказание, которое можно рассматривать как изгнание из сообщества индивида, не желающего соблюдать его нормы.

Человек всегда тяжело реагирует на негативные санкции, неприязнь сообщества и тем более изоляция могут вызвать нервное расстройство и даже депрессию.

Несмотря на это, психологи более действенными считают позитивные санкции. Они не только регулируют поведение индивида, но и стимулируют совершение правильных поступков, пробуждают у человека стремление стать еще лучше, полезнее и т. д. Негативные меры могут вызвать обиду, раздражение, злость и нередко демонстративно асоциальное поведение. Отталкивая и презирая оступившегося человека, сообщество делает из него изгоя, которому уже наплевать на социум, и он считает, что может поступать, не считаясь ни с кем.

Поэтому напрашивается вывод о том, что не всегда санкции срабатывают на пользу обществу и отдельным его членам.

Социальные санкции: плюсы и минусы

Нельзя не признать, что санкции – очень действенный инструмент регулирования поведения людей. Это доказывается и многотысячелетним существованием человечества, и историческими фактами. Там, где люди отказались уважать нормы и традиции, а санкции переставали работать, происходили настоящие катастрофы: разрушались империи, исчезали с лица земли целые народы с их культурой и традициями. Самый яркий пример – Римская империя. Но о ней хотя бы помнят, а многие социумы канули в безвестность, не оставив следа.

Однако, признавая значимость и важность социальных санкций, нельзя не заметить их минусы и даже ощутимый вред, который они могут принести не только отдельным личностям, но и обществу в целом. Вот некоторые явно негативные аспекты социальных санкций:

  • Консерватизм. Общество развивается и меняется быстрее, чем традиции, нормы и, соответственно, защищающие и поддерживающие их санкции. Нередко привычные стереотипы и правила мешают двигаться вперед, а изгоями становятся самые прогрессивные и творческие личности.
  • Возможность использовать социальные санкции в корыстных целях. Отдельные люди или группы всегда находили возможность поставить, казалось бы, справедливые санкции себе на службу в соответствии с поговоркой: «Закон, что дышло – как повернешь, так и вышло».
  • Уравниловка. Уравнивая членов социума, санкции препятствуют проявлению индивидуальности. Ведь наказывается любое поведение, выходящее за рамки стандартного, общепринятого.
  • Жесткость, а нередко и жестокость. Воздействие санкций может нанести серьезный вред психическому здоровью отдельных наиболее чувствительных личностей. К тому же есть социальные группы (например, подростки или криминальные сообщества), где практикуются и физические наказания.
  • Поддержка конформизма, приспособленчества. Необходимость подстраиваться под требования общества, чтобы избежать наказания, побуждает людей приспосабливаться. А конформизм – это часто сделка с совестью, подавление собственной личности, отступление от своих принципов и идеалов.

Однако, несмотря на серьезные недостатки, санкции – пока самая эффективная форма организации сообщества. Какими бы они ни казались нам несправедливыми и подавляющими свободу личности, но ничего более правильного и действенного за десятки тысяч лет своего существования человечество не придумало.

1.3. Социальные санкции

Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Санкции – охранники норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон – со стороны ценностей и со стороны санкций.

Социальные санкции – разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиан-тносгь.

Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятыми нормами, когда внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том.

Конформизм – цель социального контроля. Однако целью социализации конформизм не может быть, ибо она должна завершаться внутренним согласием с общепринятым.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата:

Позитивные негативные

ФОРМАЛЬНЫЕ

НЕФОРМАЛЬНЫЕ

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. Санкции вместе с ценностями и нормами составляют механизм социального контроля. Социальные санкции представляют собой систему вознаграждений и наказаний. Они делятся на четыре типа: позитивные и негативные, формальные и неформальные. В зависимости от способа вынесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним и внутренним (самоконтроль). По степени интенсивности санкции бывают строгими, или жесткими, и нестрогими, или мягкими.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление – тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета.

Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц. Санкции никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

Санкции бывают формальные неформальные таблица плииз

щее «положение человека по отношению к государству, возможности человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах»? 1) право 2) права человека 3) социальные нормы 4) политика 2. Перечисление «гражданские (личные), экономические, социальные, политические, культурные» относится к 1) системе прав и свобод личности 2) основам религиозного учения 3) конкретной личности 4) государству и праву 3. К правам гражданина принято относить 1) права, закреплённые в юридическом документе 2) политические права 3) все без исключения права граждан 4) право на жизнь 4. Среди перечисленного к социальным правам относится право на 1) свободу передвижения 2) свободу вероисповедания 3) охрану здоровья 4) участие в отправлении правосудия 5. Среди перечисленного к реализации культурных прав относится 1) проведение выборов в Государственную Думу 2) назначение Уполномоченного по правам человека 3) соблюдение правил этикета в гостях 4) запись первоклассников в школу 6. Положение «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» означает, что 1) в соответствии с законами РФ действует всеобщая воинская обязанность 2) государство отказывается от защиты граждан 3) прохождение военной службы зависит от желания граждан 4) государство отказывается от предоставления гражданам права на замену военной службы альтернативной гражданской службой 7. Правосудие в Российской Федерации осуществляется 1) Президентом 2) высшими органами государственной власти 3) Правительством 4) только судом 8. Верны ли следующие суждения о защите прав граждан? А. Гражданин может защищать свои права сам или обратиться за содействием к государственным и негосударственным организациям. Б. Право на судебную защиту нарушенных политических, гражданских, социальных, трудовых, культурных прав и свобод гарантировано Конституцией РФ. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 9. Верны ли следующие суждения о правах ребёнка? А. Ребёнок не имеет особенных прав, отличающихся от прав взрослых людей. Б. До совершеннолетия человек не может быть участником правоотношений. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 10. Верны ли следующие суждения о прокуратуре Российской Федерации? А. Главная обязанность прокуратуры РФ — разрабатывать бюджет правоохранительных органов. Б. Прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор, которого выбирают судьи. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Неформальные негативные санкции: примеры. Социология личности

Социология личности (стр. 4 из 5)

3. Нормы — предписания того, как нужно вести себя в обществе.

4. Санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

5. Ценности — 1. Этические идеалы и убеждения. 2. Основные убеждения и цели индивидуума либо общества.

6. Самоконтроль — самостоятельное регулирование индивидом своего поведения в согласии с нормами и ценностями.

7. Внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

8. Общественное мнение — выражения позиций по политическимпроблемам или текущим делам членами общества.

9. Девиация — социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным» или социально приемлемым в обществе либо в социальном контексте.

10. Инновация — поведение, предполагающее согласие с целями общества, но отрицающее социально одобряемые способы их достижения.

11. Ритуализм — поведение, построенное на отрицании целей и преувеличении значимости законных средств их достижения.

12. Ретретизм — поведение, отрицающее и цели общества и способы их достижения.

13. Бунт — поведение, построенное на отрицании целей общества и способов их достижения и ведущее к формированию новых целей и средств.

14. Конформность — поведение, управляемое давлением группы. Ученые различают два типа конформности: 1) интериоризация – мнение группы принимается и становится внутренним для его членов; 2) подчинение – согласие во внешнем проявлении, но при внутреннем расхождении.

1.3.1. Социальный контроль, его основные элементы

Социализация личности протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, выступая, таким образом, агентами социального контроля.

Социальный контроль — суть особого механизма социальной регуляции поведения.

Он состоит из двух элементов — норм и санкций.

Нормы — предписания правильного поведения в обществе.

Социальные нормы выполняют важные функции:

— регулирование общего хода социализации;

— интеграция индивидов в группы, а групп в общество;

— контроль отклоняющегося (девиантного) поведения;

— образец поведения.

Как же нормы помогают сохранению общества? Нужно запомнить, что нормы оформляют обязанности одного лица по отношению к другим.

Запрещая индивидам присваивать чужие вещи, убивать людей, клеветать и завидовать, нормы ставят их в определенные отношения с членами групп, с правящим классом, соседями. Нормы – это еще и ожидания. Если человек соблюдает нормы, он должен вести себя в соответствии с ожиданиями других.

При нарушении этого правила возникает хаос. Если пешеходы переходят улицу, не обращая внимания на светофор, уличное движение становится беспорядочным.

Почему общество строго следит за тем, чтобы все люди соблюдали нормы?

Нормы — стражники ценностей. Например, с древнейших времен высоко ценились честь и достоинство семьи потому, что семья — основная ячейка общества и заботиться о ней общество обязано в первую очередь. Если мужчина может защитить честь и жизнь своих домочадцев, его статус повышается. Если не может — он теряет свой статус.

В традиционном обществе мужчина, способный охранять семью, автоматически становится ее главой. Жена, дети играют вторые, третьи роли. Не возникает споров о том, кто главнее, умнее, изобретательнее, поэтому семьи – крепкие, единые в социально-психологическом отношении. В современном обществе мужчина в семье не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции.

Вот почему семьи в настоящее время так нестабильны и конфликтны.

Санкции — охранники норм. Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм (конформность), и наказаний за отклонение от них (т. е. девиантность).

Необходимо отметить, что конформность — представляет собой лишь внешнее согласие с общепринятым. Внутренне индивид может таить в себе несогласие с нормами, но никому не говорить о том.

Конформность есть цель социального контроля.

Различаются четыре типа санкций:

Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций, оформленное документами с подписями и печатями. К ним относятся, например, награждение орденами, званиями, премиями, допуск к высоким должностям и т. п.

Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, слава, аплодисменты и т. д.

Формальные негативные санкции: наказания, предусмотренные законами, инструкциями, указами и прочее. Это арест, заключение в тюрьме, отлучение от церкви, штраф и т. д.

Неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные законами — издевка, порицание, нотация, пренебрежение, распускание слухов, фельетон в газете, клевета и т. п.

Нормы и санкции соединены в одно целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она теряет свою регулирующую функцию. Скажем, в XIX в. в странах Западной Европы нормой считалось рождение детей в законном браке.

Незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, они не могли заключить достойные браки, ими пренебрегали в повседневном общении. Постепенно общество по мере осовременивания исключало санкции за нарушение данной нормы, смягчалось общественное мнение.

В итоге норма перестала существовать.

1.3.2. Типы и формы социального контроля

Выделяется два типа социального контроля:

— внутренний контроль или самоконтроль;

— внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм.

В процессе самоконтроля человек самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Проявляется данный тип контроля в чувстве вины, совести. Дело в том, что общепринятые норы, рациональные предписания остаются в сфере сознания (помните, у З.

Фрейда “Сверх-Я”), ниже которого расположена сфера бессознательного, состоящего из стихийных импульсов (“Оно” у З. Фрейда). В процессе социализации человеку приходится постоянно бороться со своим подсознанием, потому что самоконтроль является важнейшим условием коллективного поведения людей. Чем старше человек, тем по идее, у него должен быть сильнее самоконтроль.

Однако его становлению может помешать жестокий внешний контроль. Чем плотнее опекает своих граждан государство через милицию, суд, органы безопасности, армию и т. п., тем слабее самоконтроль. Но чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Таким образом, возникает порочный круг, ведущий к деградации индивидов как социальных существ.

Пример: Россию захлестнул вал тяжких преступлений против личности, в том числе убийств. До 90% убийств, совершаемых только в Приморском крае, являются бытовыми, т. е. совершаются в результате пьяных ссор на семейных празднествах, приятельских встречах и т. п.

По мнению практиков, подспудной причиной трагедий является мощный контроль со стороны государства, общественных организаций, партий, церкви, крестьянской общины, очень жестко опекавших россиян практически все время существования российского общества — со времен Московского княжества и до конца СССР.

Во время перестройки внешнее давление начало ослабевать, а возможностей внутреннего контроля оказалось недостаточно для поддержания стабильных социальных отношений. В итоге мы наблюдаем рост коррупции в правящем классе, нарушений конституционных прав и свобод личности. А население отвечает власти возрастанием преступности, наркомании, алкоголизма, проституции.

Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения, которое выражается через традиции, обычаи, либо средства массовой информации. Агенты неформального контроля — семья, род, религия — важные социальные институты. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах — законах, указах, инструкциях, постановлениях. Осуществляют его образование, государство, партии, средства массовой информации.

Методы внешнего контроля в зависимости от применяемых санкций делятся на жесткие, мягкие, прямые, косвенные. Пример:

— телевидение относится к инструментам мягкого косвенного контроля;

— рэкет — инструмент прямого жесткого контроля;

— уголовный кодекс — прямой мягкий контроль;

— экономические санкции международного сообщества — косвенный жесткий метод.

1.3.3. Девиантное поведение, сущность, виды

В основе социализации личности находится усвоение норм. Соблюдение норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от них называется в социологии девиацией.

Что такое формальные позитивные санкции – Юридический справочник бизнеса

Коллектив фирмы – это небольшая социальная группа, а значит, к нему применимы понятия социологии, в том числе и санкции. Эта статья даст ответ на вопрос, что такое формальные позитивные санкции и как они помогают регулировать отношения среди сотрудников.

Что такое санкция

Санкция – это термин, порядком уже набивший оскомину и, как правило, ассоциирующийся с чем-то плохим. Это слово латинского происхождения: sanctio обозначает «строжайшее постановление».

Санкция – это часть правовой нормы, которая предусматривает плохие последствия для того, кто нарушит установленные правила.

Термин «социальная санкция» имеет практически такое же значение. Только в смысл социальной санкции включается не только наказание, но и поощрение.

Социальная санкция управляет человеком не только «кнутом», но и «пряником». Следовательно, социальные санкции являются действенным механизмом социального контроля.

Цель – подчинить человека социальной группе, дабы он следовал установленным нормам и правилам.

Социальные санкции делятся на формальные и неформальные, позитивные и негативные.

Негативные социальные санкции предусматривают наказание для человека, который совершил нежелательные действия, отступил от общепринятых в конкретном коллективе норм. Позитивные санкции, наоборот, направлены на то, чтобы поддержать индивида в его стремлении следовать правилам.

Формальные социальные санкции действуют на официальном уровне, исходят от руководства фирмы. В противоположность им неформальные санкции – это реакция членов самой социальной группы.

На «пересечении» позитивных и негативных, формальных и неформальных, получаем еще 4 вида санкций:

  • формальные позитивные;
  • неформальные позитивные;
  • формальные негативные;
  • неформальные негативные.

Формальные позитивные санкции

Формальные позитивные санкции – это поощрение действий человека со стороны руководства компании. К примеру, повышение по службе, премии и грамоты.

Основная движущая сила формальных позитивных санкций – материальная.

Каждый работник заинтересован в увеличении своей заработной платы. Лучше работаешь, вписываешься в коллектив – значит, быстрее продвигаешься по социальной лестнице, получаешь признание, уважение окружающих. Формальные позитивные санкции лучше всего работают в сочетании с неформальными.

Прочие типы санкций

Если начальник похвалит сотрудника при всех, сделает ему комплимент – это уже неформальная позитивная санкция. Само собой, к неформальным позитивным санкциям следует отнести такие же элементы общения между самими сотрудниками.

За соблюдение установленных норм и правил человека нужно поощрять, а за несоблюдение – наоборот, наказывать. За наказание отвечают санкции негативного типа, формальные и неформальные.

Формальные негативные санкции, которые можно применить к сотруднику, – это штраф, выговор с занесением в трудовую книгу и без, и, конечно, увольнение с работы по статье. Негативные санкции «давят» на страх человека потерять свою работу.

К неформальным негативным санкциям относят жалобу, насмешки, замечания и т. д. Неформальные негативные санкции вызывают у человека дискомфорт, вплоть до чувства вины. Следом за такими негативными переживаниями приходит желание исправиться, следовать нормам и правилам, принятым в коллективе.

Резюмируя сказанное выше, приходим к выводу, что коллектив фирмы, организации – это до некоторой степени саморегулирующаяся система, отторгающая из своего «тела» индивидов, которые «плывут против течения», не вписываясь в общепринятые рамки.