Функции права принципы права

3. Принципы и функции права.

Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

1) регулятивная, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами;

2) охранительная, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения

3) гуманистическая, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты

4) воспитательная, отражающуюся в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов;

5) идеологическая, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.

Все функции права находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.

Итак, под функциями права понимаются основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Принципы права — это основополагающие, руководящие начала права, определяющие и выражающие его сущность. Они отражают закономерности общественного развития, потребности данного общества. Принципы права не результат субъективного усмотрения законодателей или ученых, а органически присущие праву качества. Общепринятым является деление принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

принцип социальной справедливости. Особенность юридической справедливости заключается том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально определенный характер, часто связана с государственным принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты.

Принцип справедливости имеет нормативно-оценочный характер, заложен в самом содержании права и находит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п. равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии.

гуманизм в широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. отражает взаимоотношение общества и личности. Принцип гуманизма работает не только в уголовном праве, он пронизывает все отрасли права (административное, финансовое, трудовое, гражданское и др.); сочетание убеждения и принуждения в праве — важнейшая форма проявления демократизма, гуманизма и справедливости.

Убеждение и принуждение составляют методы государственного руководства обществом. Главная задача демократического правового государства достоит в установлении разумного их сочетания. демократизм означает принадлежность всей власти народу. законности – точное, строгое неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права, всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов. Виды принципов права:

Общеправовые (общие) выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства.

К числу эти принципов, в частности, относятся следующие:

— верховенства права;- законности;- равенства всех перед законом (равноправия);.- взаимной ответственности личности и государства;- ответственности при наличии вины.

Межотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при отправлении правосудия).

Отраслевые лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права. Например, принципом гражданского права является принцип полного возмещения убытков.

4. Предмет и метод правового регулир-я как основания деления права на отрасли.

Критериями разделения права на отрасли выступают предмет и метод правового регулир-я. Предмет – качественный однородный тип обществ. отн-й, кот-е регулируются соответств. отраслью права. Предмет правового регулир-я явл-ся главным фактором, обусл. отличие одной отрасли от другой. Доп. критерием выступает метод правового регулир-я – совокупность приемов, способов воздействия на человеческое поведение. Метод правового регулир-я опред. хар-ром взаимоотношений субъектов права. Когда участники нах-ся в отн-ях власти и подчинения, применим императивный метод. Он свойствен уголовному, адм., конст. праву. Нормы этих отраслей воздействуют на общ. отн-я путем устан-я властных предписаний, категорических требований следовать опр. вариантам поведения. В гражд. праве, где стороны правоотношения выступают как равноправные субъекты, а само правоотн-е возникает путем выраж-я их свободной воли, применяется диспозитивный метод правового регулир-я. Также он прим. в семейном, трудовом праве и т.д. Кроме того, в правовом регулир-ии исп-ся и другие методы: поощрительный, рекомендательный, метод гарантий и пр.

Функции и принципы права

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая12

Право как социальный институт функционирует наряду с государ­ственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.

Функции права — это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных, отношений. Име­ются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого дан­ного явления.

С помощью понятия «функции права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинте­ресованы общество, государство, иные субъекты. Право придает дей­ствиям лиц необходимую организованность, согласованность, устой­чивость, уверенность.

Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зави­симости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:

экономическая(право, устанавливая «правила игры» в экономичес­кой сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общест­венного богатства и т.п.);

политическая(право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламен­тирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказы­вает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

коммуникативная (право, являясь информационной системой, вы­ступает способом связи между субъектом и объектом управления, спе­цифическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятив­ную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функцияимеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые сти­мулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая про­стор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Формами осуществления регулятивной функции выступают: опре­деление соответствующих юридических фактов в гипотезах юридичес­ких норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволе­ний; фиксацию моделей правоотношений.

Охранительная функцияреализуется с помощью правовых ограничений и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и при­звана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать, тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо пре­пятствия. Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей — жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.

Специфика охранительной функции состоит в следующем: во-пер­вых, она характеризует право как особый способ воздействия на пове­дение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану по­средством правовых предписаний; в-третьих, она является показате­лем политического и культурного уровня развития общества, его гу­манных начал, содержащихся в праве, ведь способы охраны весьма часто зависят от гражданской зрелости данного общества, от его поли­тической сущности (Т.Н. Радько).

Формами осуществления охранительной функции права выступа­ют: установление запретов, приостановлений, мер пре­сечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций — наказа­ний и процедуры их реализации.

Право по своей сути направлено на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их групп, государства по отношению к своим гражданам. В нынешних условиях именно от права люди ждут надежных гарантий от произвола власти, корпоративных структур, засилия преступности.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодейст­вии и дополняют друг друга — каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.

Таким образом, право осуществляет различные функции, воздейст­вует на общественные отношения в различных направлениях и с по­мощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.

Принципы права.Принципы права — это исходные нормативно-руководящие начала (императив­ные требования), определяющие общую направленность правово­го регулирования общественных отношений, в которых выражается сущность и социальное назначение права.

Принципы права представляют опреде­ленные фундаментальные идеи и идеалы, которые сформулиро­ваны на основе научного и практического опыта. В этом плане они вместе с принципами правосознания являются важнейшими ком­понентами господствующей юридической идеологии. Однако разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выра­жены в нормативно-правовых актах или иных формах права.

На уровне национальных правовых систем принципы права чаще всего закрепляются в конституциях, конституционных или иных фундаментальных законах. «Все равны перед законом и судом», — записано, например, в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ (см. также: ст. 14 Конституции Испании, ст. 22 Конституции Белоруссии, ст. 1 Конституции Казахстана и др.). Принципы деятельности Конституционного Суда РФ (независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон) нашли отра­жение в ст. 5, 7, 13, 14, 15, 29, 35 и др. Федерального конститу­ционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. Содержание принципов справедливости и гуманизма в уголовном праве раскрывается соответственно в ст. 6 и 7 УК РФ.

В отличие от юридических идей (идеалов), составляющих части научного и профессионального правосознания, принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшими элементами системы права.

Наряду с нормами права исходные фундаментальные положения (принципы) составляют важнейший элемент содержания права. Поэтомy принципам права присущи многие черты, характерные для правa в целом. От норм права они отличаются тем, что не содержат санкций, а нередко и других элементов структуры нормы (гипотезу или диспозицию). Они имеют весьма высокий уровень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний и, как правило, требуют конкретизации и детализации в процессе воздействия на поведение людей.

В отличие от норм принципы права обладают значительной устойчивостью и стабильностью, носят фундаментальный харак­тер. Они выражаются, как правило, в максимально общих и уни­версальных нормативных предписаниях. На их основе формиру­ются те или иные системы, отрасли или институты права.

Исходные нормативно-руководящие начала обеспечивают существенную, устойчивую, необходимую связь между разнообраз­ными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важными ориентирами в правотворчестве и систематизации, толковании и реализации права. Так, при издании, изменении или отмене нормативных актов законодатель обязан учитывать действующие принципы национального и международного права. В случае обнаружения несоответствия тех или иных норм принципам права, он должен отменить указанные нормы, либо изменить их содержание, привести в соответствие с действующими нормативно-руководящими положениями.

Нередко принципы выступают важным средством устранения пробелов, противоречий и других недостатков в праве. На­пример, Конституционный Суд РФ со ссылкой на ст. 19 Консти­туции РФ (она устанавливает юридическое равенство людей) признал дискриминацией те положения трудового и административ­ного законодательства, согласно которым возможно было по ини­циативе администрации предприятия (организации) увольнение с работы граждан, достигших пенсионного возраста и имеющих право на получение соответствующей пенсии, без их согласия и желания. Конституционный Суд РФ защитил также право на со­хранение жилой площади и право на получение пенсии гражда­нами, отбывающими наказание в виде лишения свободы. Существенную роль играют принципы в процессе восполнения пробелов в праве. Необходимость их использования в случае при­менения аналогии права закреплена как в материальном праве, так и в процессуальных отраслях права.

Таким образом, принципы права— это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулято­ра. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Принципы – это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования. Они являются более фундаментальными и обобщен­ными правилами поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преиму­щественно в конституциях либо важнейших законах.

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструк­ции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобраз­ными ориентирами для правотворческой (оказывают огромное влия­ние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), пра­воприменительной и правоохранительной деятельности. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и по­ощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный прин­цип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое во­площение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные пращ и свободы и равные возможности для их реализации»;

3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для ее умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»;

4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны
быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений — субъектов права, и означает, что нет, и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

6) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые
существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном
обществе действуют две системы законодательства — общефедеральная и региональная;

7) законность — система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2.Органы государственной власти, органы местного само­управления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»;

8) сочетание убеждения и принуждения — универсальные методы
социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия. Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъектов; б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения Методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты не­скольких отраслей права, то их относят к межотраслевым.Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве — презумпция невиновности; в трудовом праве — принцип сво­боды труда; в земельном праве — принцип целевого характера исполь­зования земли и т. п.

Вывод:Принципы права участвуют в регулировании общественных отно­шений, так как они не только определяют общие направления право­вого воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Грамотное использование (соблюдение, применение и т.п.) принципов права в своей практической деятельности свидетель­ствует о высоком уровне правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц. Поэтому не только нормы, но и прин­ципы права должны быть достаточно четко и ясно сформулиро­ваны в законодательстве.

Понятие типа права

Право – это конкретно-историческое социальное явление.

В каждую историческую эпоху, при каждой цивилизации, в каждой стране оно отличается немалым, подчас весьма существенным своеобразием. Приемом или средством познания исторического процесса развития права является типология права.

Типология права – это его специфическая классификация, производимая по определенным критериям, в результате которой выделяются различные типы права.

Под типом права понимается та или иная ступень его развития, отличающаяся присущим только ей своеобразием.

В юридической литературе имеются разные варианты такой классификации. Но наиболее разработана и доступна для вас историческая типология права в формационном подходе. Ее мы и рассмотрим на лекции.

По взглядам представителей данной теории тип права отвечает на вопрос – какой экономический базис лежит в его основе, интересы и потребности какого класса оно защищает, воля какого класса выражена в действующем законодательстве и актах правосудия. При формационном подходе следует исходить из того по­ложения, что каждому типу государства соответствует свой тип права.

Исторически первым в отдельных странах возникает рабо­владельческое право. Оно рождается вместе с государством и представляет собой возведенную в закон волю, стоящих у вла­сти рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека челове­ком. Характерная его черта — открытое закрепление неравен­ства людей. Это выражалось в том, что рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты.

Рабовладельческое право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относитель­но своего «говорящего» орудия, была разработана сложная сис­тема жестоких наказаний рабов за сопротивление господину. В области имущественных отношений раб также был полно­стью бесправен. Все, что он приобретал, становилось собствен­ностью его владельца.

Рабовладельческое право открыто закрепляло неравенство и среди свободного населения. В Вавилоне это были мушкену, в Риме – плебеи и перегрины, в Афинах — метеки и т. д. Полная правоспособность признавалась лишь за патрициями, сокращенная — за плебеями, еще более ограниченная — за иностранцами. Рабы были полностью неправоспособны.

В рабовладельческом праве открыто признавался и обес­печивался принцип неравенства мужчины и женщины, господ­ства отца над детьми. Ни жена, ни дети не имели права приоб­ретать собственность, женщины отстранялись от участия в об­щественной жизни.

Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, детально регламентированный порядок приобретения, пользования, и распоряжения ею. Ох­рана частной собственности сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Наивысшего расцвета этот институт достиг в нормах римского права, которое было классической формой права, основанного на частной собствен­ности. В римском праве подробно регламентировалось все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обяза­тельственное право, долговое право и т. д.), и это привело к его рецепции (заимствованию) буржуазными государствами (дос­таточно сослаться на кодекс Наполеона).

С точки зрения формы рабовладельческое право было при­митивно. Преобладал правовой обычай. Обычное право было преимущественно неписаным, его нормы устно передавались из поколения в поколение. С развитием рабовладельческого об­щества возникла потребность ввести право в виде законов, роль которого все более и более возрастала. Немалое значение имела и такая форма, как судебный или административный преце­дент. Рабовладельческому государству было известно правотвор­чество в форме издания общеобязательных постановлений ор­ганами государственной власти (сенатом) или должностными лицами.

Рабовладельческое право было систематизировано. Так, римские юристы различали: цивильное право — право, которое каждый отдельный «народ» устанавливал для себя; естествен­ное право — право, установленное самой природой; право наро­дов, по которому аргументировалось рабство во всех его формах.

Цивильное право по чисто формальным моментам дели­лось на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан, утверждавший, что публичное право выражает интересы римского государства, частное – отдель­ных лиц. Публичное право включает святыни, деятельность жре­цов, государственные должности; частное делится на три час­ти: предписания собственно правовые, предписания народов и предписания государства. Частное право составляло совокуп­ность норм, регулирующих отношения собственности, наследо­вания, семейное право.

В отдельных странах исторически первым возникает фео­дальное право, для которого характерен принцип формального неравенства: права и обязанности определялись по принадлеж­ности к тому или иному сословию.

Феодальное право — это право-привилегия. Оно носило партикулярный (местный) характер. Хозяйственной разобщен­ности, неразвитой технике и медленному развитию сельского хозяйства способствовала политическая децентрализация.

Классовая сущность феодального права заключалась в за­щите интересов крупных землевладений и личности феодалов, в закреплении крепостной зависимости крестьянства. Земель­ная собственность — это непосредственные отношения господ­ства и порабощения, отсюда феодальное право — это кулачное право. Ему не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принужде­ния непосредственно вытекает из земельной собственности и является одним из правомочий землевладельца, а политиче­ская власть составляет атрибут земельной собственности. Им­мунитеты ограждали частные интересы собственников.

Феодальное право носило религиозный характер, что оп­ределялось местом и ролью церкви в средневековом обществе. Церковь как крупный земельный собственник, независимый от светской власти, имела свое право (каноническое), свой суд, свои тюрьмы. Она была идеологической силой, монополизировавшей дело образования. Ее догмы лежали в основе мировоззрения, носившего теологический характер, авторитет феодального за­конодательства подкреплялся религиозными постулатами. Санкции за нарушение пра­вил поведения во многом определялись церковным судом.

Буржуазное право появилось как результат правотворче­ской деятельности буржуазного государства для укрепления капиталистического общественного и государственного строя.

Буржуазное право устраняет сословное деление общества, провозглашает принцип «священной и неприкосновенной част­ной собственности», идеи естественных и неотчуждаемых прав человека, деление права на частное и публичное и т. п.

Социалистическое право провозглашает равенство, спра­ведливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как открыто предоставляет преимущество пролетариату и его клас­совым союзникам. В последующем оно объявляется общенарод­ным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находя­щейся у власти партийно-государственной бюрократии.

Вывод:Типология исторически известныхвидов права – это их классификация по единому критерию, их деление на однородные (однотипные) группы. Все типы права – это исторические формообразования определенным образом понимаемой сущности права, определенная форма его исторического выражения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращаясь к решению проблемы сущности права, мы следуем общей закономерности познания этого социального явления. Его познание позволяет сделать вывод, что право, как и государство, возникает из необходимости управления социальными процессами.

Итак, с позиций сегодняшнего дня, право – это система общих правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством, отражающих идеи социальной справедливости и свободы, направленных на регулирование общественных отношений путем установления определенного порядка, и охраняемых от нарушений государством.

Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права, исходя из исторических условий, на первый план может выходить любое из начал (классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое).

Условия развития общества накладывают на право свой отпечаток, что выражается в том или ином его типе. Тип права – это историческая определенность сущности права, обусловленная общественно-экономическим развитием.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Понятие объективного и субъективного права

2. Соотношение права и государства

Литература

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993. Ст.Ст. 17-19.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т. 1. — М.: Юристъ, 1996. С. 96-111.

3. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации. // Государство и право. 1996. № 11.

4. Корельский В.М., Перевалов В.Д. /ред./. Теория государства и права. М., Изд..гр. ИНФРА. М-НОРМА, 1997.

5. Корнев А.В. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России. // Государство и право. 1998. № 5. С. 93-98.

6. Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика. // Государство и право. 1996. № 6. С.12.

7. Матузов Н.И., Малько А.В. /ред./. Теория государства и права. М., Юрист, 1997.

8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник. – М.: Издательство НОРМА. 2000. С. 236-245.

9. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Курс лекций. — СПб.: издательство АООТ «ГПНИИ-5», 1995. С. 88-97.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Во вступительном слове через содержание предмета теории государства и права обращается внимание на то, что право является узловым моментом предмета ТГП: право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Следует обратить внимание курсантов на многозначность понятия «право», раскрыть им понимание этого термина с точки зрения философии и социологии.

В ходе изложения учебного материала необходимо обращать внимание курсантов на общеупотребительное значение слов, обозначающих юридические термины (такие как: субъект, объект, функция, принцип, классификация, критерий и т.д.)

При рассмотрении первого вопроса подробно следует остановиться на различии понятия права в объективном и субъективном смысле. Необходимо обратить их внимание на тот факт, что предметом ТГП в большей части является объективное право. Далее следует сформулировать его определение, раскрыть признаки и ценность права для общества.

Второй вопрос посвящен рассмотрению принципов права и его функций. Более детально рассматриваются общеправовые принципы, а так же специально-юридические функции права.

Третий учебный вопрос посвящен рассмотрению содержания права на различных исторических этапах развития общества. Главная задача – проследить динамику изменений, происходящих в праве со сменой общественно-экономической формации. Отдельно следует остановиться на особенностях права в современных демократических государствах.

Содержание учебных вопросов излагается методом устного изложения учебного материала, сопровождающегося демонстрацией видеоматериалов и схем, с использованием средств вычислительной техники и мультимедиа.

Свойства, функции и принципы права

Свойства права — качества, характеристики, отличающие это явление от иных, сходных с ним.

Можно выделить следующие объективные свойства права (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Свойства права

Нормативность права означает, что право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения. Нормативность показывает, что право вбирает и фиксирует отношения, нормальные для данного общества, принятые в нем.

Нормы права — это общеобязательные правила поведения.

Общеобязательность означает, что нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся.

Принудительность означает, что если лицо добровольно не исполняет требования норм права, то его можно заставить это сделать с помощью принуждения или насилия, либо можно наказать его за отступление от правовых требований.

Формальная определенность означает, что поведение людей фиксируется в праве жестко, четко; точно очерчиваются его границы. Содержание права должно быть выражено в определенной форме. Эти формы являются внешними проявлениями права, источниками, из которых мы получаем знания о действующем праве (например, формой права может быть закон, правовой обычай, судебный прецедент и др.). Именно формальная определенность дает возможность праву устанавливать границу поведения.

Системность означает, что в праве все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других. Все правила четко разделимы, по при этом согласованы друг с другом; понять содержание правовой нормы можно, только применяя ее в комплексе, в совокупности с другими нормами.

Динамизм и стабильность показывает взаимосвязь права и регулируемых общественных отношений. Общество постоянно меняется, право же призвано вносить стабильность в жизнь общества. Стабильность права означает его устойчивость, относительную постоянность. Но вместе с тем право предоставляет возможности развития, позволяет учитывать новые отношения, появляющиеся в обществе — в этом проявляется его динамизм. Динамизм права — это его изменчивость, способность меняться в зависимости от меняющихся условий общественной жизни. В праве должны гармонично сочетаться элементы стабильности и динамизма, только в этом случае оно может выступать эффективным регулятором общественных отношений.

Реальная применимость права означает, что оно должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует. Самые прогрессивные, демократичные нормы не будут действовать в обществе, не готовом к их восприятию. Лучшим считается вариант, когда правовые предписания будут пусть и несовершенны, не столь прогрессивны, но при этом пригодны для использования в данном конкретном обществе. Это во многом зависит и от самого содержания права: оно должно не только устанавливать некие правила, декларировать права и свободы индивида, но и предусматривать механизм их воплощения в жизнь.

Все эти свойства раскрывают понятие, сущность и социальное назначение права.

Социальное назначение права состоит в том, что оно является регулятором общественных отношений. Быть регулятором общественных отношений означает:

  • — закреплять сложившиеся общественные отношения;
  • — способствовать развитию существующих и появлению новых общественных отношений;
  • — обеспечивать защиту сложившихся общественных отношений от нарушений.

Социальное назначение права конкретизируется в его функциях.

Функции права — это определяемые его сущностью и социальным назначением основные направления воздействия права на поведение людей, общественные отношения (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Функции права

Функции права

Виды

Общесоциальные

  • — ценностная;
  • — воспитательная;
  • — информационная

Специально-юридические

  • — регулятивная;
  • — охранительная

Общесоциальные функции права понимают двояким образом. В одном варианте под общесоциальными функциями понимают направления действия права в различных сферах, областях общественной жизни (влияние нрава на экономику, отношения людей в семье, в коллективе и т.д.).

В другом варианте общесоциальные функции — это направления действия права, общие для права и иных социальных явлений. В этом случае право проявляет себя так же, как и другие явления общественной жизни (религия, политика, экономика и др.), оказывает на общество такое же воздействие, как и иные социальные феномены (это более распространенный вариант трактовки общесоциальных функций права).

К общесоциальным функциям права относятся:

  • • ценностная (ценностно-ориентационная) функция. В праве содержится, выражается определенная система ценностей. Право аккумулирует ценности, принятые в данном обществе. У каждого человека складывается своя система ценностей и когда человек сталкивается с правом, то эти две системы взаимодействуют. При этом право ориентирует людей на общепринятые ценности, закрепленные в нем; побуждает людей строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями, направляет их поведение на достижение и признание (уважение) этих ценностей (например, право фиксирует ценность человеческой жизни, собственности, ряда нематериальных благ, таких как здоровье, достоинство, безопасность, деловая репутация и др.);
  • • воспитательная функция. В качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными системами общества — традиционной (обычной), нравственной, религиозной (конфессиональной), — право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны;
  • • информационная функция. Право представляет собой определенную информацию — о правовом и неправовом, законном и незаконном, правомерном и неправомерном; о содержании неких правовых категорий и т.д. Воздействие состоит в том, что право доносит эту информацию до человека; через определенные источники — законы, постановления, указы и т.д. — люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка.

Специально-юридические функции — такое воздействие права, которое свойственно только праву, специфично для права, в них право реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе, юридические средства. Эти функции права различаются в зависимости от задач и целей, которые они решают, а также в зависимости от правовых средств, используемых для достижения этих целей.

Специально-юридические функции права делятся на регулятивные и охранительные.

Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права — регулировать общественные отношения. В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы.

В содержание охранительной функции вкладывается понятие такого правового воздействия, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и, соответственно, на вытеснение и ликвидацию отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия.

Все функции права реализуют основное социальное назначение права — упорядочивать общественные отношения и обеспечивать их стабильность, устойчивость, независимость от внешних негативных влияний.

Принцип понимается как начало, основа чего-либо. Соответственно, принципы права — это основы права, определяющие содержание и направленность правового регулирования. Каждый принцип — это представления людей о том, каким должно быть право, как надо регулировать общественные отношения.

В правовой системе можно выделить множество различных принципов (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Принципы права

  • 1. Общеправовые действуют во всей правовой системе. Именно эти принципы составляют предмет общей теории права.
  • 2. Межотраслевые действуют в нескольких отраслях права (например, принципы судопроизводства, такие как гласность, состязательность, принцип национального языка судопроизводства, независимости судей, тайны совещательной комнаты и др., действуют и в уголовном, и в гражданском процессе; принципы диспозитивности, материальной ответственности, неотвратимости наказания также являются межотраслевыми).
  • 3. Отраслевые действуют в отдельных отраслях права (например, принцип единобрачия, принцип равенства супругов в семейном праве, принцип обязательности выборов в избирательном праве, принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, презумпция виновности ответчика в гражданском праве и т.д.).
  • 4. Принципы правовых институтов — положения, определяющие ту или иную группу норм в составе отрасли права (например, институт договора в гражданском праве строится на основе таких принципов, как обязательность выполнения условий договора, недопустимость одностороннего отказа от исполнения договора и др.).

Прежде всего, нас интересуют общеправовые принципы права, г.е. те, которые характеризуют право в целом, применимы ко всем его отраслям и институтам, действуют в рамках данной правовой системы.

Общенравовые принципы делятся на общесоциальные и специально- юридические.

Общесоциальные принципы права характеризуют общество в целом; фиксируют, закрепляют основы общественных отношений, устои общества.

К общесоциальным принципам права относят:

  • — политические начала права (например, принципы демократизма, разделения властей);
  • — экономические начала права (например, свобода экономической деятельности);
  • — нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прав и свобод человека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости).

Специально-юридические принципы характеризуют право с юридической стороны, представляют собой начала правового регулирования. К ним относят:

  • — принцип законности;
  • — принцип равенства перед законом;
  • — принцип ответственности за вину и презумпцию невиновности;
  • — принцип судебной защиты прав и свобод граждан;
  • — принцип единства прав и обязанностей;
  • — принцип сочетания убеждения и принуждения в праве.

9. Социальные функции права

Функции права – это основные направления правового воздействия юридических норм на общественные отношения.

Социальные функции права – это функции права, в которых право и правовые явления рассматриваются в широком понимании функций права, то есть в общесоциальных или социально-политических рамках.

К общесоциальным функциям относит:

1. Экономическая – это функция права, в рамках которой рассматривают то, как устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.;

2. Политическая – это функция права, в рамках которой рассматривают то, как право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.;

3. Воспитательная функция права – это функция права, в рамках которой рассматривают то, как право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения;

4. Коммуникативная – это функция права, в рамках которой рассматривают то, как право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами.

Юриспруденция стала обращать внимание на социальное назначение права и его общественные функции в начале XX в. По сути дела сложность функций права появилась сначала как задача социальных функций права.

Не секрет, что социальное назначение права формируется на основании запросов общественного развития. Со временем обязательно появляется необходимость этих потребностей, которая выражается в правовом виде. В соответствии с запросами, общественными нуждами устанавливаются определенные нормы, издаются законодательные акты, необходимые для закрепления системы определенных отношений, их контроль, управление, координации и защиты. Причем любой смысл права проявляется тем очевиднее и нагляднее, чем сильнее возникает надобность (тяготение) именно в его соответствующей социальной роли – закрепление, защита или направление на формирование конкретных социальных отношений в государстве.

Закономерность социальных отношений, их взаимозависимость, упорядоченность и стремительность являются важными признаками деятельности и прогрессирования общества. Соответственно социальное назначение права заключается во взаимодействии всех сфер социальной жизни, их систематизации, придании обществу необходимой устойчивости, постоянства и динамизма. Другими словами – это разработка и организация законных условий для естественного и динамичного процесса развития человека и общества.

Замечание 1

Между тем, важно понимать, что социальные функции – это индивидуальный вектор нрава, в котором управление и защита выражаются в отдельной, особенно гомогенной сфере социальных отношений – экономике, политике, идеологии.

Таким образом, структура социальных функций в определенной степени условна, потому что в реальной жизни невозможно провести четкое разделение правовых действий на урегулирование экономических, социальных, политических и общевоспитательных задач. Это говорит о том, что составляющие любой функции, например, политической, могут отражаться в других функциях и наоборот.

Определено это двумя причинами:

  • взаимодействие функций. Каждая из функций существует в границах единой системы социальных функций права, вплотную взаимодействуя с другими;
  • Целостность социального общества. Области общественной жизни, на которые оказывает воздействие право, тесно связаны друг с другом, потому что являются составляющими по отношению к социальному обществу в целом.

Замечание 2

Следует сделать вывод, что социальные функции права пребывают не отдельно, плотно взаимодействуют между собой, взаимодополняют друг друга, что позволяет обществу и государству в целом быть полноценным.

Виды функций социального права

В чем же конкретно проявляется осуществление правом своих основных социальных функций?

Экономическая функция

Экономическая функция как одна из самых важных социальных функций права имела огромную ценность на всех периодах становления товарно-денежных отношений. Право всегда выступало важнейшим поручителем имущества, свободы предпринимательства.

Опираясь на законодательные акты, правовые нормативы в экономических отношениях устанавливались урегулированные правом отношения. Основной правовой формой таких отношений был и остается договор. В рамках правового поля стороны корректируют права и обязанности, определяют условия наступления тех или иных правовых последствий (результата).

Суть договора определяет меры воздействия для стороны, которая не выполняет свои обязательства. А также правовые санкции применяются в случаях совершения умышленных преступлений в сфере экономики (мошенничество, шантаж, хищение, уничтожение имущества, лжепредпринимательство, незаконное использование товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг и др.)

Таким образом, экономическая функция права реализовывается как напрямую через регулирование законных действий сторон в экономических отношениях, так и косвенно – с помощью угрозы наступления договорных санкций или мер воздействия за совершение экономических правонарушений.

Политическая функция

Политическая функция права проявляется как правило в урегулировании отношений власти, отношений между социальными группами и, что немаловажно, национальных отношений. История доказывает положение о том, что политика – это причастность к государственным делам, это определение целей государства, это отношения между классами и народами. Важность права в управлении указанных отношений с момента возникновения государства, классов и наций была очень значительной и таковой остается до настоящего времени.

Права и свободы человека – это тоже важные составляющие политической функции права, которые не теряют своей значимости и сегодня.

Воспитательная функция

Воспитательная функция права представляет собой слияние способности права выражать взгляды на жизнь определенных классов и социальных групп и его способность оказывать воздействие на мысли и чувства людей. Следовательно, основной целью воспитательной функции права является развитие высокого правосознания, организация мотивации законного образа жизни у населения.

Замечание 3

В праве выражаются передовые, гуманные, соответствующие интересам личности установки, в результате чего оно получает психологическую поддержку с самого начала образования правовой нормы. А если правовые требования не отвечают желаниям и настроениям граждан, не находят поддержки в их сознании, то право получает негативную оценку. В таких случаях воспитательная функция права не добивается своей основной цели.