ФЗ о национальной платежной

Содержание

161 ФЗ о национальной платежной системе РФ: краткое изложение и текст для скачивания

Закон о национальной платежной системе (НПС) как дополнительная гарантия того, что гражданам России будут доступны качественные услуги относительно перевода денег и осуществления транзакций без участия иностранных агентов, собирающих персональную информацию.

Закон о НПС, общие сведения кратко

Определяет НПС Федеральный закон 161. Это совокупность организаций, предоставляющих услугу по переводу. Следуя действующим нормам, получить ее можно на основании договоров.

Перевод производится с помощью безналичной формы, с оглядкой на действительные рекомендации нормативной документации РФ.

ФЗ-161 рассматривает массу вопросов, затрагивающих систему национальных платежей. Кратко закон состоит из следующих подразделов, рассматривающих отдельные вопросы:

  1. Общие понятия и термины (Глава 1).
  2. Требования к деятельности каждого из участников процесса перевода денег (Глава 2).
  3. Рекомендации к организации системы (Глава 3).
  4. Установленные нормы значимости НПС (социальная, системная). Перечень может быть дополнен.
  5. Определение требований к юрлицам, зарегистрированным в РФ, желающим поучаствовать в трансграничных системах (Глава 4).
  6. Порядок определения клиринга и формы расчетов по платежной системе.
  7. Отслеживание всех операций по Национальной платежной системе (Глава 5).
  8. Порядок создания гарантийного фонда и использования его средств.

Национальная платежная система РФ

Под понятием НПС в России принято подразумевать объединение (совет) банков, эмитирующих свои карты под логотипом системы.

Вступать в национальные платежные системы могут все финансовые учреждения, если они будут являться резидентами России. Она имеет определенное значение для развития денежно-кредитной политики государства и должна стать альтернативным вариантом международных систем, среди которых MasterCard и VISA.

Главное предназначение НПС РФ заключается в тщательном сохранении личной информации владельцев банковских карт. Благодаря введению собственной НПС, которая призвана регламентировать и регулировать все аспекты, обработка всех финансовых операций осуществляется в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией российского правительства, и как следствие, персональные данные россиян не уходят за границу.

Отечественная система способна обеспечить оборот финансовых активов в стране, управлять общей денежной массой, снизить расценки на разнообразные расчетные услуги, а также в состоянии оказать существенную поддержку при регулировке курса рубля.


Субъекты национальной платежной системы

Фактически, к субъектам НПС относят:

  • оператор платежной системы, следовательно, организация, предоставляющая услугу по переводу, устанавливающая правила предоставления финансовых возможностей;
  • государственный оператор по переводу. По ст.2 ФЗ-161, такими являются структуры, владеющие правом осуществлять и предусмотреть перевод финансов по требованиям российской законодательной базы (Банк России и иные кредитные структуры, наделенные правом проведения переводов);
  • оператор электронных средств;
  • банковский платежный агент – компания или российский ИП (не считая кредитные фирмы), вовлеченный в пределах деятельности, обозначенной в ФЗ-161;
  • платежеспособные агенты;
  • банковский субагент – организации или ИП, которым интересен банковский агент для реализации переводов. Фактически, проведение платежа пройдет через посредника;
  • Федеральная почтовая служба – еще один законный участник системы.

Особенности участия в НПС

Законодатель предусматривает, что услуги по переводу денег могут осуществлять те банковские контрагенты, с которыми у потребителей имеются договоренности.

Касательно участия в НПС банка, то должны тщательно соблюдаться требования ст.14 ФЗ-161. Однако, допускается участие почтовых организаций в национальной платежной системе. Их роль и обязанности регулируются действующим нормативным актом №176 от 17.07.1999 года.

Относительно участия в предоставлении услуг уполномоченных на то платежных агентов, то здесь стоит ознакомиться с правилами и рекомендациями, утвержденными в положениях ФЗ-103, принятом 03.06.2009 года.

Правила переводов

В ФЗ-161 обозначено, что предоставление услуг оператором возможно лишь на основании имеющихся распоряжений клиента, которым выступает получатель, отправитель финансовых средств. Оно выполняется в четком соответствии действующим правилам.

Перевод производится за счет плательщика. Деньги могут находиться на личном банковском счете клиента (их можно свободно использовать), либо предоставляться в форме наличных средств.

Нужно указать, что перевод исполняется посредством учета денежных средств, которые поступают адресату, не имеющему расчетного счета. Данная схема в последние годы приобретает востребованность, и характерна при выводе денег с различных электронных кошельков.

Обязательства оператора

Как только деньги поступят на счет, оператор снимает с себя ответственность по переводам.

Пока адресат не получит свои деньги, оператор должен своевременно предоставлять клиентам информационную поддержку касательно всех условий по выполнению услуги. Одним из важнейших критериев является доступность информации. Все представленные сведения должны быть понятными для восприятия.

В целом, функции оператора будут заключаться в следующих моментах:

  1. Ознакомление пользователя с суммой комиссионного сбора и порядком его взимания, если это указано в договоре. Работник банка сразу же сообщает все данные.
  2. Консультирование клиентов относительно определения курса обмена валют, если денежный перевод выполняется в валюте иностранного государства.
  3. Разъяснение моментов, связанных с порядком оформления претензий. Это позволяет установить более доверительные отношения.
  4. Информирование относительно иных значимых при оказании платежных услуг сведений.

Важный момент! Если оператор не выполняет законодательные требования относительно информирования своего потенциального клиента о сумме комиссионных сборов, в ч.4 ст.9 ФЗ-161 предусматривается, что он будет должен возместить обратившемуся к нему человеку всю сумму, о списании которой тот не был осведомлен. Именно такой проект Государственная Дума одобрила.

Возврат денег

Владельцы банковских карт часто сталкиваются с проблемами возраста денег, которые были списаны незаконно, или без желания пользователя. Согласно последним поправкам в ФЗ-161, банк, выпустивший карту, обязан обеспечить техническую защищенность финансового инструмента.

Фактически, новые правила ФЗ-161 вводят понятие презумпции невиновности клиента. Это означает, что при возникновении проблемных ситуаций, банк или оператор должны доказать свою непричастность к пропаже средств, и возврат денег осуществляется ими же.

В противном случае, они обязаны возместить пропавшую сумму, а также могут столкнуться с возмещением морального ущерба. Однако сделать это можно, если клиент обратился с заявлением о пропаже средств не позднее следующего дня после того, как был получено сигнал о списании денег.

Прекращение использования электронного средства

Возможно приостановить или полностью прекратить процесс перевода, если клиент изъявил такое желание. Подобное установлено на законодательном уровне. Чтобы остановить систему, клиенту нужно обратиться к банковскому оператору, и уведомить его о принятом решении.

Электронное средство перестает использоваться по инициативе оператора. Как правило, подобные ситуации возникают, если клиент совершил некие нарушения условий предоставления услуги. При этом приостановка или прекращение использования не избавляет операторов и клиентов от возложенных на них обязательств. Исключение составят ситуации, когда перевод денег не осуществился, о нарушениях стало известно до момента отправки средств со счетов отправителя.

Изменения и поправки в законе

Закон о платежной системе является одним из лидеров по количество корректировок и правок. Последние изменения зафиксированы 1 мая 2017 года, и они вступили в силу спустя несколько дней. Впрочем, некоторые правки стали действительны лишь на июнь 2017 года. Все вносимые поправки основывались на требованиях ФЗ-59, и в основном затронули лишь 3-ю главу ФЗ-161.

Статья 2

Текст этого положения ФЗ регламентирует взаимоотношения, возникающих между участниками НПС. В статье 2 указывается:

  • закон об электронных платежах соответствует нормам Конституции РФ, и не противоречит международным контрактам;
  • Российская Федерация в лице Правительства вправе принимать дополнительные нормативные акты, нацеленные на контроль НПС;
  • ЦБ РФ может принимать непосредственное участие в процессе регулирования НПС посредством принятия законов, рекомендаций, нормативов.

Статья 9 закона о национальной платежной системе

Характеризует процесс использования средств НПС, устанавливает ключевые рекомендации и требования последняя редакция ст. 9, где указывается:

  • использование финансов происходит при подписании договора;
  • оператор может отказать клиенту в совершении договорных обязательств;
  • диспетчер должен проинформировать потребителя об использовании им платежной системы, рассказать о проводимых операциях (номер перевода), дать актуальную информацию относительно размеров комиссии, если она предусмотрено договором;
  • нацоператор фиксирует и обрабатывает все уведомления клиента;
  • операторы обязуются уведомить клиентов об их электронных средствах платежа;
  • регламентируются возможные споры, методы их разрешения, связь между участниками;
  • пользование услугами НПС приостанавливается по просьбе клиента или по инициативе оператора;
  • утерянные банковские карты можно восстановить по заявлению;
  • если оператор не сообщил своему пользователю о денежных транзакциях, он возмещает сумму перевода.

Статья 19.1

После запретов Украиной на денежные переводы из России была введена ст.19.1 ФЗ-161. Данный норматив рассматривает особенности проведения трансграничных переводов в ситуациях, когда иностранное государство установило запрет. Теперь нужно одобрять перевод, и принятие этой нормы позволило создать правила, которые должны соответствовать законодательной базе.

Для того чтобы требования, обозначенные в ст.19.1, исполнялись в четком соответствии законодательной базе, проводится тщательный контроль. Все его критерии обозначены в положениях ст.19.1, и соответствуют Международным стандартам финансовой отчетности, действующими на территории РФ.

Ст.30.1

Данная статья говорит об организации национальной системы платежных карт (НСПК). Она необходима для обеспечения бесперебойности выполнения услуги.

Отдельно указывается, что официальным знаком обслуживания НСПК является графическое изображение рубля, утвержденное банком России. Следовательно, карта банков-партнеров НСПК имеет такую отметку.

Статья 30.5

Эта статья определяет участников НСПК «МИР» (субъекты), а также обозначает, какие кредитные организации могут быть операторами при предоставлении услуги денежного перевода. Также указываются основные рекомендации к операторам, и регулируется система подачи информации относительно всех проводимых операций клиенту.

Скачать 161 ФЗ о национальной платежной системе, последняя редакция

Скачать и ознакомиться с полным текстом текущей редакции ФЗ-161 «О НПС» вы можете на нашем сайте по следующей ссылке. ⇐

Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 N 161-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу 27 июня 2011 года N 161-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ Принят Государственной Думой 14 июня 2011 года Одобрен Советом Федерации 22 июня 2011 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 267-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.12.2013 N 403-ФЗ (ред. 05.05.2014), от 05.05.2014 N 110-ФЗ, от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 22.10.2014 N 319-ФЗ, от 29.12.2014 N 455-ФЗ, от 29.12.2014 N 461-ФЗ, от 03.07.2016 N 288-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ, от 03.04.2017 N 59-ФЗ, от 01.05.2017 N 88-ФЗ, от 18.07.2017 N 176-ФЗ, от 27.06.2018 N 167-ФЗ, от 27.06.2018 N 169-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ, от 18.03.2019 N 33-ФЗ (ред. 03.07.2019), от 03.07.2019 N 173-ФЗ, от 02.08.2019 N 259-ФЗ, от 02.08.2019 N 264-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Глава 2. Порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, и использования электронных средств платежа
    • Статья 4. Порядок оказания платежных услуг
    • Статья 5. Порядок осуществления перевода денежных средств
    • Статья 6. Особенности осуществления перевода денежных средств по требованию получателя средств
    • Статья 7. Особенности осуществления перевода электронных денежных средств
    • Статья 8. Распоряжение клиента, порядок его приема к исполнению и исполнения
    • Статья 9. Порядок использования электронных средств платежа
    • Статья 9.1. Требования к приему на территории Российской Федерации электронных средств платежа и обслуживанию клиентов
    • Статья 10. Порядок использования электронных средств платежа при осуществлении перевода электронных денежных средств
  • Глава 3. Субъекты национальной платежной системы и требования к их деятельности
    • Статья 11. Оператор по переводу денежных средств и требования к его деятельности
    • Статья 12. Оператор электронных денежных средств и требования к его деятельности
    • Статья 13. Требования к деятельности оператора электронных денежных средств при увеличении остатков электронных денежных средств физических лиц — абонентов оператора связи или физических лиц — пользователей услугами связи
    • Статья 14. Требования к привлечению банковского платежного агента (субагента) оператором по переводу денежных средств
    • Статья 14.1. Требования к привлечению платежного агрегатора оператором по переводу денежных средств
    • Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
    • Статья 15. Оператор платежной системы и требования к его деятельности
    • Статья 16. Оператор услуг платежной инфраструктуры и требования к его деятельности
    • Статья 17. Требования к деятельности операционного центра
    • Статья 18. Требования к деятельности платежного клирингового центра
    • Статья 19. Требования к деятельности расчетного центра
    • Статья 19.1. Особенности осуществления трансграничного перевода денежных средств в случае введения запретов иностранным государством
    • Статья 19.2. Требования к функционированию иностранных платежных систем на территории Российской Федерации
  • Глава 4. Требования к организации и функционированию платежных систем
    • Статья 20. Правила платежной системы
    • Статья 21. Участники платежной системы
    • Статья 22. Признание платежной системы значимой
    • Статья 23. Порядок проверки Банком России соответствия правил значимой платежной системы установленным требованиям
    • Статья 24. Требования к значимой платежной системе
    • Статья 25. Осуществление платежного клиринга и расчета в платежной системе
    • Статья 26. Обеспечение банковской тайны в платежной системе
    • Статья 27. Обеспечение защиты информации в платежной системе
    • Статья 28. Система управления рисками в платежной системе
    • Статья 29. Обеспечение исполнения обязательств участников платежной системы
    • Статья 30. Счет гарантийного фонда платежной системы
  • Глава 4.1. Национальная система платежных карт
    • Статья 30.1. Организация национальной системы платежных карт
    • Статья 30.2. Порядок образования оператора НСПК
    • Статья 30.3. Особенности формирования органов управления оператора НСПК
    • Статья 30.4. Утратила силу
    • Статья 30.5. Участники НСПК
    • Статья 30.6. Порядок оказания услуг платежной инфраструктуры в рамках НСПК
  • Глава 5. Надзор и наблюдение в национальной платежной системе
    • Статья 31. Цели надзора и наблюдения в национальной платежной системе
    • Статья 32. Осуществление надзора в национальной платежной системе
    • Статья 33. Порядок проведения инспекционных проверок поднадзорных организаций
    • Статья 34. Действия и меры принуждения, применяемые Банком России в случае нарушения поднадзорной организацией требований настоящего Федерального закона или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России
    • Статья 35. Содержание и приоритеты наблюдения в национальной платежной системе
    • Статья 35.1. Взаимодействие Банка России с субъектами национальной платежной системы посредством личного кабинета
    • Статья 36. Взаимодействие Банка России с федеральными органами исполнительной власти при осуществлении надзора и наблюдения в национальной платежной системе
    • Статья 37. Международное сотрудничество Банка России по вопросам надзора и наблюдения в национальной платежной системе
  • Глава 6. Заключительные положения
    • Статья 38. Заключительные положения
    • Статья 39. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

11 января 2014 года стал для меня очень тяжелым днем… Решил с утра сходить за продуктами в «Ашан», примерно в 12:20 я уже набираю себе продукты и при попытке оплаты товара на кассе картой Сбербанка (маэстро), кассир говорит, что оплата не прошла, так как, скорее всего, на карте нет денег. Сразу начал нервничать и оплатив покупку наличными я отправился в ближайшее отделение Сбербанка для выяснения причин отказа в совершении оплаты по карте, в этом же отделении я карту и оформлял. Прибегаю я в офис (на улице Академика Хохлова на м. Университет) и вставляю карту в банкомат, запрашиваю баланс и вижу, что на балансе не хватает 36 000 руб!!! Я студент и для меня это очень большая сумма, тем более, что деньги откладывал вполне под определенную покупку.
Далее обратился за помощью к консультанту, которая перенаправила меня к сотруднице Банка, которая якобы должна была мне помочь. Описав ей всю ситуацию, я получаю ответ примерно такого содержания: «Ничем не можем Вам помочь, у нас нет доступа к информации по вашей карте и вообще обращайтесь в службу тех. поддержки по телефону, наверное это мошенничество и у Вас украли деньги». Звоню, объясняю все еще раз, и понимаю что забыл кодовое слово! Естественно служба поддержки мне отказывает и я вновь обращаюсь к работнику офиса, говорю, мол паспорт у меня с собой, скажите, что с деньгами и сделайте что-нибудь! Опять получаю отказ и заявление на восстановление кодового слова. После заполнения заявления отправляюсь ни с чем домой…
Сижу дома, переживаю и тут вспоминаю, что в новостях где-то видел, что новый закон позволяет вернуть утраченные средства. Лезу в интернет и гугл приводит меня на сайт Банки.ру, где я читаю про 161-фз. Далее звоню другу, который более компетентен в юридических вопросах, еще раз читаем 161 фз и даже письма ЦБ с ответами на вопросы!!! И тут я понял, что лучше бы все-таки сегодня сообщить в банк, о том что с моей картой что–то не так!! В итоге встречаюсь я со своим товарищем и едем обратно в отделение, приезжаем после 14 00 и конечно отделение уже закрыто!
Ладно, поехали в другое, ближайшее, которое нашли, на Ленинском 45. Тут уже попался хороший консультант, подключил услугу Сбербанк-онлайн и начали мы смотреть последние операции по карте. И в последних операциях указанно 11 часов 45 минут снятие 16 000 и 20 000 руб в банкомате города Климовска! Я говорю, какой Климовск ?!? Я в Ашане был в это время в Москве! Ок, дали заявление на опротестование (номер обращения 000407-2014-00205 и сказали еще от руки все подробно описать, все написали и тут друг начал выяснять по поводу 161-фз.
В конце разговора сложилось впечатление , что данный закон НИКАК Сбербанка не коснулся! Я спрашиваю консультанта: «Какие дальнейшие действия»? Ответ: «Пишите заявление в Полицию, а мы в течение 20 дней Вас уведомим о ходе рассмотрения претензии». Спрашиваем – А как же 161-фз, ст 9.? Вы меня не уведомили о совершении операции, узнал о списании случайно, когда спросил, какие есть бесплатные способы уведомления о совершении операции, вообще сказали, что бесплатных НЕТ! Далее отдаем заявления менеджеру в зале, друг спрашивает: «Это политика Банка такая, 20 рабочих дней и она идет в разрез с законодательством?» Ответ, ждите, Банк сделал все, что от нас зависит – мы приняли Ваше заявление, идите в Полицию. …. Это понятно что и в Полицию нужно сходить, только вот они будут (если будут) разбираться в этом деле месяца 2 и не факт что возместят! Получается нужно писать жалобы в ЦБ и Роспотребнадзор, что бы дело шло быстрее? Ответ менеджера был такой, что типа пишите куда хотите, мы будем делать так, как сказано в регламенте — 20 дней. Ну это все конечно хорошо, пусть расследуют и т.д. Но, сотрудники даже не предложили написать заявление на перевыпуск карты, пока им не напомнили.
Настроение испорчено, нервы потрачены, а закон в Сбербанке, как я понял, не действует. Ни бесплатных уведомлений, ни нормальной консультации с первого раза, ни возмещения я не получил. Будем надеяться, что внутренний регламент тоже работает хорошо и деньги вернут. А со временем ,возможно, тонны жалоб в ЦБ и Роспоребнадзор сделают свое дело и Сбер начнет исполнять законодательство.

Зарплата бюджетникам, пенсия пенсионерам и другие социальные выплаты должны переводиться на банковские карты национальной платежной системы МИР.

21 апреля 2017 года Госдума в третьем (окончательном) чтении приняла поправки к Федеральному закону № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе»:

  • установлены сроки, когда все бюджетники должны будут получать зарплату на банковские карты национальной платежной системы МИР;

  • это касается и социальных выплат, в частности, пенсий и пособий.

Сбербанк и ряд других банков уже сейчас предлагает дебетовую карту МИР в качестве зарплатной и социальной банковских карт, на которые можно получать эти выплаты.

Согласно принятым Госдумой поправкам к Федеральному закону № 161-ФЗ:

  • установлена обязанность российских банков использовать только национальные платежные инструменты при осуществлении операций по счетам физлиц, получающих денежные выплаты из бюджета РФ или государственных внебюджетных фондов;

  • положения закона № 161-ФЗ будут распространяться на выплаты денежного содержания, зарплат работников государственных и муниципальных учреждений, пенсий и стипендий;

  • при этом обслуживание банковских карт МИР для пенсионеров должно быть бесплатным;

  • с 1 июля 2017 года банковские карты МИР будут выдаваться всем гражданам, обратившимся за открытием нового банковского счета в целях получения выплат из бюджета;

  • остальные граждане должны будут получить банковские карты национальной платежной системы МИР до 1 июля 2018 года;

  • для пенсионеров срок получения карты МИР установлен до 1 июля 2020 года;

  • закон сохраняет возможность получать указанные выплаты наличными деньгами или на банковские счета, не привязанные к банковским картам;

  • поправки также не распространяются на получение физлицами вычетов по НДФЛ и на нерегулярные выплаты;

  • при этом за правительством остается право установить по согласованию с Центральным Банком перечень иных выплат, в отношении которых будет действовать требование об их перечислении на банковские карты национальной платежной системы МИР;

  • закон также обязывает продавцов, выручка от реализации товаров которых за год превышает 40 млн рублей, обеспечить прием банковских карт национальной платежной системы МИР. Эта обязанность наступает после 1 октября 2017 года;

  • закон расширяет также список участников «Национальной системы платежных карт» (НСПК) за счет включения иностранных банков, зарубежных национальных банков и международных финансовых организаций. Кроме того, в перечень участников НСПК планируется включить и Внешэкономбанк. Это позволит обеспечить расширение сети приема карт МИР и возможность их эмиссии за рубежом;

  • банки должны не позднее 1 июля 2017 года обеспечить прием карт МИР во всех своих технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов, в том числе банкоматах.

Помимо этого, поправки к закону № 161-ФЗ регулируют размер комиссии по банковским картам МИР — он не должен превышать размер комиссионного вознаграждения, взимаемого банком по платежным картам платежных систем аналогичного вида.

Для чего потребовался переход на банковские карты МИР

Как мы уже знаем из предыдущих материалов, большинство дебетовых банковских карт принадлежит двум самым крупным платёжным системам:

  • VISA и
  • MasterCard.

Обе эти платежные системы американские, и в условиях санкций против нашей страны с банковскими картами этих платежных систем уже возникал ряд проблем. Так, ещё в 2014 году эти платежные системы уже прекращали обслуживание нескольких российских банков, которые попали под санкции.

С учетом этого Банк России принял решение о срочном создании национальной платёжной системы, получившей название МИР. Оператором национальной платёжной системы МИР стала АО «Национальная система платёжных карт» (НСПК), через которую с 2015 года проходят все безналичные платежи в России, включая платежные системы VISA и MasterCard.

В производстве банковских карт МИР использованы передовые технологии, а сама платежная система МИР отвечают всем требованиям безопасности. Бюджетников и получателей пенсий и социальных выплат переводят на банковские карты платёжной системы МИР для того, чтобы платежная система МИР быстрее и эффективнее развивалась.

На сегодня выпущено уже более 3 млн. таких банковских карт, а планируется довести их выпуск до 16 млн. карт. Выпускают и обслуживают карты МИР 225 российских банков, в том числе Сбербанк, ВТБ24, «Россельхозбанк» и другие крупные банки.

Среди тех, кто работает с новыми банковскими картами, судя по информации на официальном сайте платежной системы МИР:

  • более 60 крупных торговых сетей таких как «Ашан», «Эльдорадо», «Макдональдс», «Тануки», «Связной» и др,
  • АЗС, рестораны, сотовые операторы («Мегафон» и Tele2) и др.

Сколько придется платить за обслуживание карты МИР

По новому закону стоимость обслуживания банковских карт платежной системы МИР устанавливает банк – эмитент карты. При этом в законе прописано, что обслуживание карт МИР не должно быть дороже, чем у других платёжных систем, а пенсионерам оно будет предоставляться бесплатно.

За обслуживание банковских карт МИР зарплатных проектов платит работодатель.

Основные положения поправок к Федеральному закону № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе», принятые Госдумой 21 апреля 2017 года

До 1 июля 2017 года все банки должны обеспечить прием банковских карт национальной платежной системы МИР во всех предназначенных для расчетов с использованием платежных карт устройствах, включая банкоматы и кассовые терминалы.

С 1 июля при обращении бюджетников за открытием нового зарплатного счета банки будут обязаны выдавать карту МИР. Все бюджетники должны перейти на новую банковскую карту МИР до 1 июля 2018 года.

Особенности по внедрению карт МИР для пенсионеров

Пенсионеры смогут получить карты МИР взамен карт по истечении срока их действия, но не позже 1 июля 2020 года. банк, выдавший карту МИР не будет брать плату с пенсионеров.

И пенсионерам не нужно никуда специально приходить получать новую банковскую карту. Когда закончится срок действия текущей банковской карты, не важно, какой она платежной системы, ее просто заменят банковской картой МИР. Кроме того, сохраняется возможность получения пенсии наличными на руки.

Особенности по внедрению карт МИР для бизнеса

Специальные терминалы для приема банковских карт МИР бизнес должен установить до 1 октября 2017 года. Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием карт МИР предлагается не распространять на субъекты предпринимательской деятельности, выручка у которых не превышает 40 млн. рублей в год.

В местах, где отсутствует доступ к сотовой связи или коллективный доступ в интернет, продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием карты МИР. Продавцы с годовой выручкой менее 5 млн. рублей также освобождаются от данной обязанности.

Кому не потребуется переходить на банковскую карту МИР

Требования об обязательном переходе на банковские карты национальной платежной системы МИР не будут распространяться:

  • на получение гражданами налоговых вычетов по НДФЛ,

  • выплат на банковские счета, не предусматривающие по ним операций с использованием платежных карт,

  • выплат в наличной форме (в том числе через почтовые отделения), единовременных выплат или выплат, осуществляемых реже одного раза в год.

Требования об обязательном переходе на банковскую карту МИР не будут применяться и в отношении:

  • граждан, имеющих постоянное место жительства за пределами РФ,

  • сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.

Банковские карты МИР сделают также продуктовыми

Минпромторг предложил с помощью банковских карт МИР оказать социальную поддержку малоимущим гражданам. Пока о программе известно лишь в общих чертах. Предполагается, что на банковские карты платёжной системы МИР будут переводиться баллы, которыми можно будет расплачиваться в продуктовых магазинах.

На эти баллы малоимущие граждане в рамках социальной помощи малоимущим смогут приобрести продукты питания первой необходимости (хлеб, крупы, яйца, растительное масло, мясо, рыбу, молочные изделия, макароны, картофель, фрукты, овощи, сухофрукты).

К оплате баллами будут доступны только отечественные продукты питания. По имеющейся информации программа может начаться в 2018 году.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ВЫПЛАТЫ БЮДЖЕТНИКАМ И ПЕНСИОНЕРАМ НА БАНКОВСКИЕ КАРТЫ МИР

Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

Федеральный закон «О национальной платежной системе» (НПС) устанавливает правовые и организационные основы НПС и ее субъектов, определяет порядок оказания платежных услуг, в т. ч. проведения переводов электронных денежных средств, и осуществления надзора.

В документе дано определение НПС. Вводится понятие «значимые платежные системы».

В законе обозначены все участники НПС, обеспечивающие ее деятельность, установлены их функции и обязанности.

Описан порядок оказания платежных услуг: общие правила перевода денежных средств, особенности перевода по требованию получателя средств и перевода электронных денежных средств, порядок исполнения распоряжения клиента, порядок использования электронных средств платежа, в т. ч. при переводе электронных денежных средств, идентификация клиентов.

В документе впервые даны определения таких понятий, как «электронные денежные средства» и «электронное средство платежа».

Надзор в национальной платежной системе осуществляет Банк России. В законе прописано, как он выполняет эту функцию, а также указаны действия и меры принуждения, применяемые им в случае нарушения поднадзорной организацией требований, установленных законом.

Следует отметить, что закон «О национальной платежной системе» вступил в силу 29 сентября 2011 года, но ряд его положений еще не действует. В частности:

• пп. 12-16 ст. 3, ст. 5, 6 и 8 вступают в силу по истечении 180 дней после дня официальной публикации закона;

• ст. 1, 2, пп. 1, 6–11, 20-25 ст. 3, ст. 15 и 16, ч. 1-7 ст. 17, ст. 18-25, 27-37 – по истечении одного года;

• ч. 2, 4-8, 11-16 ст. 9 – по истечении 18 месяцев после дня официальной публикации.

Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

Карта-кошелек