Содержание
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция)
- Обзор изменений законодательства о правовом положении ассоциаций (союзов)
- 1. Основные положения об ассоциациях (союзах)
- 2. Права и обязанности членов ассоциации (союза)
- Штатное расписание в общественной организации при выполнении функций на безвозмездной основе
Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция)
19 мая 1995 года N 82-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ Принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года
(в ред. Федеральных законов от 17.05.1997 N 78-ФЗ, от 19.07.1998 N 112-ФЗ, от 12.03.2002 N 26-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 19.05.2010 N 88-ФЗ, от 22.07.2010 N 164-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 20.07.2012 N 121-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 21.07.2014 N 236-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 08.03.2015 N 43-ФЗ, от 31.01.2016 N 7-ФЗ, от 02.06.2016 N 179-ФЗ, от 20.12.2017 N 404-ФЗ, от 02.12.2019 N 394-ФЗ, от 02.12.2019 N 407-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)
- Глава I. Общие положения
- Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
- Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона
- Статья 3. Содержание права граждан на объединение
- Статья 4. Законы об общественных объединениях
- Статья 5. Понятие общественного объединения
- Статья 6. Учредители, члены и участники общественного объединения
- Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений
- Статья 8. Общественная организация
- Статья 9. Общественное движение
- Статья 10. Общественный фонд
- Статья 11. Общественное учреждение
- Статья 12. Орган общественной самодеятельности
- Статья 12.1. Исключена
- Статья 12.2. Политические партии
- Статья 13. Союзы (ассоциации) общественных объединений
- Статья 14. Территориальная сфера деятельности российских общественных объединений
- Статья 15. Принципы создания и деятельности общественных объединений
- Статья 16. Ограничения на создание и деятельность общественных объединений
- Статья 17. Государство и общественные объединения
- Глава II. Создание общественных объединений, их реорганизация и (или) ликвидация
- Статья 18. Создание общественных объединений
- Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений
- Статья 20. Устав общественного объединения
- Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений
- Статья 22. Утратила силу
- Статья 23. Отказ в государственной регистрации общественного объединения и порядок его обжалования
- Статья 24. Символика общественных объединений
- Статья 25. Реорганизация общественного объединения
- Статья 26. Ликвидация общественного объединения
- Глава III. Права и обязанности общественного объединения
- Статья 27. Права общественного объединения
- Статья 28. Права и обязанности общественного объединения при использовании своего наименования
- Статья 29. Обязанности общественного объединения
- Глава IV. Собственность общественного объединения. Управление имуществом общественного объединения
- Статья 30. Собственность общественного объединения
- Статья 31. Источники формирования имущества общественного объединения
- Статья 32. Субъекты права собственности в общественных организациях
- Статья 33. Субъекты права собственности в общественных движениях
- Статья 34. Субъекты права собственности в общественных фондах
- Статья 35. Управление имуществом в общественных учреждениях
- Статья 36. Субъекты права собственности в органах общественной самодеятельности
- Статья 37. Предпринимательская деятельность общественных объединений
- Статья 38. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений
- Глава V. Ответственность за нарушение законов об общественных объединениях
- Статья 39. Равенство оснований ответственности всех субъектов, действующих в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом
- Статья 40. Ответственность за нарушение законов об общественных объединениях
- Статья 41. Ответственность общественных объединений за нарушение законодательства Российской Федерации
- Статья 42. Приостановление деятельности общественных объединений
- Статья 43. Последствия приостановления деятельности общественного объединения
- Статья 44. Ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность в случаях нарушения им законодательства Российской Федерации
- Статья 45. Обжалование решения о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения и последствия признания такого решения незаконным
- Глава VI. Международные связи общественных объединений. Международные общественные объединения
- Статья 46. Международные связи общественных объединений
- Статья 47. Международное общественное объединение
- Глава VII. Заключительные положения
- Статья 48. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
- Статья 49. О признании нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не действующими в Российской Федерации или утратившими силу
- Статья 50. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
- Статья 51. Об общественных объединениях, созданных с участием государства
- Статья 52. О государственной регистрации общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона
- Статья 53. Международные договоры с участием Российской Федерации
- Статья 54. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Открыть полный текст документа
- Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
- Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона
- Статья 3. Содержание права граждан на объединение
- Статья 4. Законы об общественных объединениях
- Статья 5. Понятие общественного объединения
- Статья 6. Учредители, члены и участники общественного объединения
- Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений
- Статья 8. Общественная организация
- Статья 9. Общественное движение
- Статья 10. Общественный фонд
- Статья 11. Общественное учреждение
- Статья 12. Орган общественной самодеятельности
- Статья 12.1.
- Статья 12.2. Политические партии
- Статья 13. Союзы (ассоциации) общественных объединений
- Статья 14. Территориальная сфера деятельности российских общественных объединений
- Статья 15. Принципы создания и деятельности общественных объединений
- Статья 16. Ограничения на создание и деятельность общественных объединений
- Статья 17. Государство и общественные объединения
- Глава II. СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИХ РЕОРГАНИЗАЦИЯ И (ИЛИ) ЛИКВИДАЦИЯ
- Статья 18. Создание общественных объединений
- Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений
- Статья 20. Устав общественного объединения
- Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений
- Статья 22.
- Статья 23. Отказ в государственной регистрации общественного объединения и порядок его обжалования
- Статья 24. Символика общественных объединений
- Статья 25. Реорганизация общественного объединения
- Статья 26. Ликвидация общественного объединения
- Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
- Статья 27. Права общественного объединения
- Статья 28. Права и обязанности общественного объединения при использовании своего наименования
- Статья 29. Обязанности общественного объединения
- Глава IV. СОБСТВЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
- Статья 30. Собственность общественного объединения
- Статья 31. Источники формирования имущества общественного объединения
- Статья 32. Субъекты права собственности в общественных организациях
- Статья 33. Субъекты права собственности в общественных движениях
- Статья 34. Субъекты права собственности в общественных фондах
- Статья 35. Управление имуществом в общественных учреждениях
- Статья 36. Субъекты права собственности в органах общественной самодеятельности
- Статья 37. Предпринимательская деятельность общественных объединений
- Статья 38. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений
- Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
- Статья 39. Равенство оснований ответственности всех субъектов, действующих в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом
- Статья 40. Ответственность за нарушение законов об общественных объединениях
- Статья 41. Ответственность общественных объединений за нарушение законодательства Российской Федерации
- Статья 42. Приостановление деятельности общественных объединений
- Статья 43. Последствия приостановления деятельности общественного объединения
- Статья 44. Ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность в случаях нарушения им законодательства Российской Федерации
- Статья 45. Обжалование решения о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения и последствия признания такого решения незаконным
- Глава VI. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
- Статья 46. Международные связи общественных объединений
- Статья 47. Международное общественное объединение
- Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Статья 48. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
- Статья 49. О признании нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не действующими в Российской Федерации или утратившими силу
- Статья 50. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
- Статья 51. Об общественных объединениях, созданных с участием государства
- Статья 52. О государственной регистрации общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона
- Статья 53. Международные договоры с участием Российской Федерации
- Статья 54. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Обзор изменений законодательства о правовом положении ассоциаций (союзов)
12 февраля 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 8-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Вышеуказанным нормативно-правовым актом внесены существенные изменения в правовое положение ассоциаций (союзов). Целью внесения изменений является обеспечение профессиональных интересов граждан и реализация конституционного права граждан на объединение.
1. Основные положения об ассоциациях (союзах)
1.1. Общие положения
Законодателем предоставлена возможность членства в ассоциации (союзе) юридическим лицам, являющимися коммерческими и некоммерческими организациями, и (или) физическим лицам.
Согласно ст. 121 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)
ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных, не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер, целей.
В ранее действующей редакции ст. 121 ГК РФ членами ассоциации (союза) могли быть только юридические лица. При этом не допускалось объединение в одной ассоциации (союзе) коммерческих и некоммерческих организаций.
Концепция объединения в ассоциации (союзы) юридических и физических лиц неоднократно обсуждалась в 2009 году Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
При этом возможность одновременного членства в ассоциации (союзе) юридических и физических лиц не является безусловной и будет зависеть от целей деятельности ассоциации (союза).
Установлен перечень целей деятельности ассоциации (союза):
- координация предпринимательской деятельности;
- защита имущественных интересов;
- профессиональное объединение граждан, не имеющих целью защиту трудовых прав и интересов;
- профессиональное объединение граждан независимо от наличия или отсутствия у них трудовых отношений с работодателями (объединения нотариусов, адвокатов, лиц творческих профессий, оценщиков);
- объединение саморегулируемых организаций.
Выбор одной или нескольких вышеуказанных целей деятельности определяет возможность субъекта гражданских правоотношений на членство в ассоциации (союзе).
Например, если целью является координация предпринимательской деятельности, то членами такой ассоциации (союза) могут быть юридические лица и (или) физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями. Если же целью является профессиональное объединение граждан, то членами такой ассоциации (союза) могут быть только физические лица.
Возможность совместного членства в ассоциации (союзе) юридических и физических лиц должно способствовать расширению ассоциациями (союзами) своих членских баз, а также увеличению финансирования деятельности за счет привлечения новых членов — физических лиц.
Например, отраслевые ассоциации (союзы) смогут расширить членские базы за счет принятия новых членов — физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы или оказывающие услуги в сфере деятельности членов ассоциаций (союзов).
Норма ст. 121 ГК РФ об обязательном членстве в ассоциации (союзе) в силу закона позволяет предполагать возможное принятие законодателем в ближайшее время новых нормативно-правовых актов, предусматривающих обязательное членство в ассоциациях (союзах) субъектов гражданских правоотношений, выполняющих работы или оказывающие услуги в определенных видах экономической деятельности.
1.2. Создание ассоциации (союза)
Изменения затронули минимальное количество учредителей (не менее пяти), законом могут быть установлены и иные требования к минимальному количеству учредителей.
В ранее действующих нормах для учреждения ассоциации (союза) необходимо было наличие двух учредителей — юридических лиц.
Ст. 1211 ГК РФ установлены требования к уставу ассоциации (союзу), который должен определять:
- наименование и место нахождения;
- предмет и цели ее деятельности;
- содержать условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее;
- содержать условия о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
- об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза);
- о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации.
При этом п. 3 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» дополняет и конкретизирует вышеуказанные требования к уставу, который должен определять:
- наименование должно содержать указание на характер деятельности и организационно-правовую форму;
- сведения о филиалах и представительствах;
- источники формирования имущества;
- порядок внесения изменений в учредительные документы.
1.3. Предпринимательская деятельность ассоциации (союза)
Исключена норма, ограничивающая право ассоциации (союза) на ведение предпринимательской деятельности.
Теперь ассоциация (союз) может оказывать платные услуги третьим лицам, при этом члены ассоциации (союза) получают такие услуги бесплатно, если иное не предусмотрено законом.
Отмена ограничения на занятие предпринимательской деятельностью позволит ассоциациям (союзам) увеличить финансирование своей деятельности за счет доходов от оказания платных услуг третьим лицам.
2. Права и обязанности членов ассоциации (союза)
Установлены права и обязанности членов ассоциации (союза).
Согласно п. 1 ст. 123 ГК РФ члены ассоциации (союза) вправе:
- в порядке, установленном законом или уставом ассоциации (союза), участвовать в управлении делами ассоциации (союза);
- в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и уставом ассоциации (союза), получать информацию о деятельности ассоциации (союза), знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;
- в порядке, установленном законом, обжаловать решения органов ассоциации (союза), влекущие за собой гражданско-правовые последствия;
- в случаях, предусмотренных законом, оспаривать совершенные ассоциацией (союзом) сделки и требовать возмещения причиненных ассоциации (союзу) убытков;
- безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ассоциацией (союзом) услугами на равных началах с другими ее членами;
- по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода;
- осуществлять иные права, предусмотренные законом или уставом ассоциации (союза), в порядке, установленном уставом ассоциации (союза).
Вышеуказанный перечень прав членов ассоциации (союза) не является исчерпывающим, устав может быть дополнен иными правами.
Штатное расписание в общественной организации при выполнении функций на безвозмездной основе
Цитата: Статья 1. Благотворительная деятельность
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Статья 2. Цели благотворительной деятельности
1. Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
содействия защите материнства, детства и отцовства;
содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
охраны окружающей среды и защиты животных;
охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
содействия добровольческой деятельности;
участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.
2. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.
3. Проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается.
Статья 5. Участники благотворительной деятельности
Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).
Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.
Статья 6. Благотворительная организация
1. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
2. При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.
Статья 7.1. Правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности
1. Условия осуществления добровольцем благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя.
2. Условия участия добровольца в благотворительной деятельности юридического лица могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между этим юридическим лицом и добровольцем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица.
Обеспечение общественной безопасности имеет многоуровневый характер. В соответствии с п. «б» ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 132 Конституции Российской Федерации говорится, что осуществление охраны общественного порядка относится также и к ведению местного самоуправления.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения безопасности определено Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер, реализуется государственными и муниципальными органами власти на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом. Наряду с этим в ее реализации участвуют также граждане и общественные объединения.
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
— прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
— определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование;
— правовое регулирование;
— разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
— применение специальных экономических мер;
— разработку, производство и внедрение современных видов вооружения и спецтехники;
— организацию научной деятельности;
— координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов;
— международное сотрудничество, а также осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством РФ.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности на долгосрочную перспективу являются в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также создание единой системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.
В конце ноября 2013 года Президентом России утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности страны, является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности.
Понятие общественной безопасности определено как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Среди основных угроз общественной безопасности в Концепции названы терроризм, экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности России, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, увеличение количества преступлений, совершенных под влиянием указанных веществ и алкогольных напитков, коррупция, незаконная миграция, ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и опасных производственных объектах и ряд других.
Общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности.
Общественный порядок — это нормальное функционирование социальных отношений, отсутствие рисков и угроз, которые могут нарушить нормальную жизнедеятельность людей и их прогрессивное социальное и профессиональное развитие, создающие обстановку спокойствия и защиты личности и собственности физических и юридических лиц. Общественный порядок создает все необходимые условия для обеспечения общественной безопасности, делая зависимым соответствующие правовые категории.
В развитие ст. 132 Конституции РФ Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел два вопроса местного значения, касающихся общественного порядка: 1) п. 8 ч. 1 ст. 15 и п. 9 ч. 1 ст. 16 — организация охраны общественного порядка на территории муниципального района и городского округа муниципальной милицией; 2) п. 33 ч. 1 ст. 14 и п. 37 ч. 1 ст. 16 — создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка (в поселениях и городских округах).
Следовательно, законодатель закрепил для муниципальных образований два способа охраны общественного порядка на своей территории: профессиональными органами и силами общественности.
Однако, если Закон «О милиции» предусматривал существование муниципальных органов охраны общественного порядка (ч. 2 ст. 3), то пришедший ему на смену Закон «О полиции», реформировавший систему органов внутренних дел, не предусматривает создание в той или иной форме органов муниципальной полиции, а исходит из того, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, правовую и финансовую основу деятельности которой составляют исключительно федеральные источники.
Охрана общественного порядка силами общественности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.
Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) добровольности;
2) законности;
3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;
5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.
Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.
Законом определены следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:
- Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам
- Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести
- Внештатное сотрудничество с полицией
- Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.
Особое внимание в законе уделено порядку создания и деятельности народных дружин.
Народная дружина — основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр. Порядок формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности утвержден приказом МВД России от 21.07.2014 № 599, в соответствии с которым региональный реестр ведется территориальными органами МВД России на региональном уровне и формируется на основе информации, предоставляемой территориальными органами МВД России на районном уровне. Решение о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр принимается должностным лицом территориального органа МВД России на региональном уровне, уполномоченным приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России на региональном уровне, в течение месяца с момента регистрации заявления в книге учета.
Народной дружине или общественному объединению правоохранительной направленности в течение 14 дней после внесения в региональный реестр выдается свидетельство.
Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.
Основными направлениями деятельности народных дружин являются:
1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений настоящего Федерального закона.
В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.
В народные дружины не могут быть приняты граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок утвержден приказом МВД России от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи»
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:
1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.
Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.