Газопровод магистральный

Магистральные газопроводы представляют собой комплексы сооружений, которые предназначены для перемещения горючих газов с мест их добычи или производства к конечным местам потребления.

Классификация магистральных газопроводов (согласно рабочему давлению):

  • І класса – высокого давления, более 25 кгс/см2;
  • ІІ класса – среднего давления, 12-25 кгс/см2;
  • ІІІ класса – низкого давления, до 12 кгс/см2.

Кроме того, газопроводы могут быть:

  • магистральными – сооружают с целью передачи газа из мест добычи к конечным пунктам (как уже говорилось ранее);
  • местными – с целью сбора природного газа для распределения его в городах, промышленных предприятиях.

Магистральные газопроводы России имеют разную производительность. Она определяется, исходя из данных по топливно-энергетическому балансу тех районов, где предполагается создание газопровода, определение рационального годового количества газа с учетом объемов использования ресурса на перспективу лет после начала эксплуатации магистрального газопровода.

Газ по газопроводам и сетям подается под определенным избыточным давлением

Обычно производительность магистрального газопровода характеризуют как количество газа, которое поступает в него за год. В основном, производительность будет иметь показатель, меньший за это значение из-за неравномерного использования газа по дням недели или сезонам года. Это обусловлено колебаниями температуры внешнего воздуха и режимом работы пользователей газа. Это обусловлено колебаниями температуры внешнего воздуха и режимом работы пользователей газа.

Для увеличения производительности магистральных газопроводов на разных участках могут быть сооружены лупинги. В случае расчетов стационарных режимов работы газопроводов во время решения некоторых задач место расположения лупинга не имеет значения.

Существенным образом увеличить производительность газопровода может монтаж на компрессорных станциях центробежных нагнетателей с приводом от газовых турбин или мощных электромоторов. Первый тип машин использует топливо в виде газа, а именно – транспортируемый газ. Сжигание такого газ в камерах сгорания этих аппаратов не представляет большой проблемы по сравнению с применением жидкого топлива.

Для того чтобы полностью охарактеризовать процесс автоматического регулирования производительности магистральных газопроводов, недостаточно определить устойчивость системы. Важной частью этого процесса является анализ неустановившихся процессов в системах, которые занимаются дальним транспортом газа.

Это один из главных факторов, который влияет на выбор определенной системы автоматического регулирования производительности объектов. Протекание переходных процессов в газопроводах не должно осуществляться произвольно. Переходные процессы в системах с автоматическим регулированием обычно имеют затухающий характер.

Лупинг газопровода

Во время расчета и исследования динамики процессов регулирования производительности магистральных газопроводов, исследователи имеют дело с инерционными процессами, которые обязаны своей спецификой движущемуся потоку газа по трубопроводу; с другой стороны – малоинерционными процессами, порожденными влиянием масс подвижных элементов компрессионных аппаратов. Принимая к вниманию сложность этого автоматизированного комплекса, вполне допустимо рассмотрение влияние этих факторов разных порядков отдельно.

Управление магистральным газопроводом России обычно осуществляется государственной компанией, которая следит за состоянием всей системы и нанимает квалифицированных работников. Также она следит за регулярным повышением уровня квалификации последних.

Обозначения для газопроводов

Знаки магистральных газопроводов России используют для обустройства и оборудования всех необходимых элементов магистрального газопровода таким образом, в котором соблюдены все безопасные условия его функционирования и эксплуатации. Знаки выполняют предупреждающие и информационные функции, а также обеспечивают визуальное распознавание магистральных газопроводов, определяют место расположения нитей газопровода при выполнении каких-либо работ в его охранной зоне. Также могут быть использованы разные знаки и их обозначения.

Такие газопроводы России маркируются с помощью знака «Закрепление трассы газопровода на местности». Знаки магистральных газопроводов устанавливают с целью привязки газопровода на определенной местности, для обозначения размеров охранной зоны магистрального газопровода, а еще — глубины его залегания от земной поверхности.

Этот знак выглядит как столбик, который оборудован двумя плакатами: первый отображает информацию о ширине зоны, которая охраняется, месте пролегания и дополнительных технических параметрах газопровода его устанавливают вертикально.

Второй плакат используют для визуального поиска и определения нужных участков с воздуха, и устанавливается под небольшим углом к плоскости земли, не более 30 градусов. На нем промаркировано расстояние в километрах по трассе всего газопровода.

Создание проекта

Проектирование магистральных газопроводов России может быть разделено на несколько разных направлений. Это создание проектов и проектирование газопроводов, и другие подобные задания.

Проектирование магистральных газопроводов имеет несколько этапов. Во-первых, это – предпроектная подготовка. Она основана на выборе главного для процесса оборудования. Этот этап важен не только во время создания проекта котельное, но и проектирования самого газопровода.

Проектирование магистральных газопроводов учитывает количество используемого топлива, мощность стандартного оборудования, давление газа, которое необходимо для правильной работы газовых горелок и других систем газопотребления. При наличии расчета тепловых нагрузок обращаются для уточнения возможности газификации.

Для получения информации о возможности этого процесса, необходимо иметь ситуационную карту местности определенного участка России – это очень важно в проектирование магистральных газопроводов. Все условия должны соответствовать нормам СНИП.

Место расположения любого газопровода возле объекта, который планируют газифицировать, вовсе не значит, что точка врезки будет именно к этому газопроводу. Точка врезки для потенциального пользователя определяется инженерами как в газопроводе, который находится возле объекта, так и в аналогичном «сооружении», которое расположено намного дальше, например – в нескольких километрах от газифицируемого объекта.

Для определения места врезки учитывают большое количество факторов. Например, техническая возможность обеспечения потенциального потребителя нужным количеством топлива с определенным давлением газа.

Другие факторы могут не быть обеспечены технически при врезке в близь лежащий газопровод – все аспекты определяются профессионалами-инженерами индивидуально в каждой ситуации, согласно существующим картам и схемам местности. Проектирование магистральных газопроводов – сложный и емкий процесс, который стоит доверять надежным организациям. Они сделаю все согласно нормам СНИП.

Такие организации обычно легко и просто могут решить вопросы, например – подключение к магистральному газопроводу. Для этого им необходимо:

  • получить документы и технические условия на присоединение к уже существующим структурам;
  • подготовить проект газоснабжения (на основании карт России) и полностью согласовать его с нужными инстанциями;
  • произвести монтаж внутридомового и внешнего газопроводов;
  • разработать и сдать исполнительно-техническую документацию в организации, которые отвечают за эксплуатацию зданий;
  • получить абонентскую книжку.

Переходы

Переходы бывают двух видов — надводные и подводные. Последние, сооружаются перпендикулярно оси потока воды. Предусматривают допустимые расстояния между уложенными параллельно трубопроводами в зависимости от ого, какой диаметр они имеют. Глубина залегания должна быть не меньше 0,5 метра от уровня предполагаемого размыва дна до поверхности трубы газопровода и не меньше, чем 1 м от проектных отметок дна.

Во время строительства переходов магистральных газопроводов в России сквозь водные или обводненные участки, трубы, для профилактики всплытия, пригружают с помощью специальных грузов. Кроме этого, могут использовать сплошное бетонирование или же засыпку с помощью минерального грунта.

К местам переходов через препятствия разных видов (как природных, так и искусственных) предъявляют требования, выполнение которых обеспечит надежность работы газопровода и его безопасное использование в будущем. Тип строительства перехода выбирается на основании сравнения показателей нескольких вариантов, между которыми и делают выбор. Очистку полостей переходов газопроводов осуществляют с помощью промывки.

Надземные переходы, которые сооружают для магистральных газопроводов, могут быть балочными, висячими и арочными. Все будет зависеть от условий строительства. Их используют на переходах через небольшие реки, балки или овраги. В балочном переходе в роли пролетного строения используется самонесущая труба.

Висячие переходы по своему строению могут быть гибкими, провисающими и вантовыми. В гибких висячих системах газопроводы прикрепляются с помощью подвесок к одному или нескольким тросам, которые перекинуты через пилоны. В провисающих системах газопровод может спокойно провисать под действием собственной массы и веса газа.

В вантовых системах труба газопровода удерживается в проектном положении благодаря наклонным тросам или жестким фермам. Арочные переходы преимущественно используют при пересечении каналов. В их состав входят жесткие арочные конструкции.

Компрессорные станции

Компрессорные станции используют с целью поддержания в них рабочего давления, обеспечения транспортировки газа в определенных ранее объемах. Их сооружают по всей трассе газопровода. В компрессионной станции газ очищается от примесей, осушается, компримируется и охлаждается. После этого под определенным давлением он возвращается обратно в газопровод.

В большинстве случаев, компрессорные станции магистральных газопроводов сооружают в комплекто-блочном варианте. Это значит, что оборудование станции будет поставлено в виде блоков, которые уже полностью готовы к монтажу. Перекачивающие агрегаты устанавливают в групповых или отдельных зданиях, а еще специальных габаритных укрытиях.

Компрессорная станция

Групповые и индивидуальные сооружения компрессорных и насосных станций имеют каркасы (стальные облегченные). Стены и крыши таких зданий выполняют из легких двух- и трехслойных панелей. Трехслойная панель имеет специальную рамку-каркас, которая закрыта с двух сторон листами оцинкованной стали, асбестоцемента или алюминиевого сплава.

В зависимости от производительности давления в коллекторах, компрессорные станции могут работать по схемам, которые включают в себя один, два или даже три последовательно включенных нагнетателя. Кроме того, в процессе работы могут использоваться целые группы нагнетателей, состоящие из двух или трех последовательно подключенных единиц.

Современность

Современные газопроводы России представляют собой сложные сооружения, использование которых возможно только при наличии автоматизированных систем управления сложными технологическими процессами. Эксплуатация таких систем должна быть основана на результатах технических исследований трубопроводов.

Современные газопроводы России с большим давлением, по сравнению с предыдущими поколениями, с напряжениями продольного сжатия.

Сооружение современных магистральных газопроводов требует от организации больших материальных и финансовых вложений, поскольку основные месторождения газа обычно удалены от конечных потребителей. Кроме того, в этот период необходимо ожидать увеличения объемов реконструкций газопроводов, которые находятся в эксплуатации вследствие старения элементов компрессорных станций и труб линейных частей.

Если сравнить целую страну с организмом, то магистральные газопроводы вполне имеют право называться ее кровеносной системой. И, как в обычном организме, нарушение работы такой системы приводит к очень тяжелым последствиям.

Что дешевле и лучше – газгольдер или магистральный газ? Сравнительный обзор

Использование газа в частном домовладении позволяет существенно экономить на отоплении, ГВС и готовке. Несмотря на все экономические кризисы, голубое топливо остается наиболее дешевым энергоносителем.

Но что лучше – газгольдер или магистральный газ – выбрать для своего дома? У каждого из этих способов газоснабжения свои преимущества и цена. Чтобы выбор сделать правильно, надо учесть все нюансы обеих схем газификации коттеджа.

Что такое магистральный (природный) газ?

У далеких от нефтегазодобычи обывателей разбор всех нюансов “газового” вопроса в подробностях нередко вызывает головную боль. Существует природный, сжиженный, баллонный, сжатый, магистральный газ и т.д. Плюс есть куча аббревиатур (КПГ, СПГ, СУГ, ГМТ, АПГ). И все это о топливе, которое мы используем в быту для нагрева воды (теплоносителя) и готовки.

Разобраться с нуля во всех видах этого такого привычного для многих россиян горючего довольно сложно.

Необходимо четко различать газ природный в магистральном трубопроводе и сжиженный в газгольдере – у них разные характеристики и состав

Как таковой природный газ, добываемый из недр земли, представляет собой смесь из:

В зависимости от месторождения доля первого компонента в этой смеси достигает 70–98%.

Однако «природный газ», поступающий в квартиры и дома по трубам, – это уже очищенный от примесей метан с мизерным количеством одоранта (вещества с резким неприятным запахом, облегчающим обнаружение утечек).

Подавать по газопроводам для бытовых нужд всю добываемую из земли смесь без обработки небезопасно. В ней немало взрывоопасных и вредных для человека компонентов. Проще и безопасней очистить метан от всего остального.

После очищения на месторождении этот уже сугубо метановый газ поступает в ГТС (газотранспортную систему). А из нее посредством газораспределительных и компрессорных станций его подают по газопроводам сначала в населенные пункты, а затем потребителям.

Так природный газ поступает в дома частников и городские квартиры, чтобы быть сожженным в газовых плитах, котлах и бойлерах.

Помимо сжигания в газовых котлах и плитах метан также используется в качестве газомоторного топлива (ГМТ), он безопасней пропан-бутановой смеси и в два раза дешевле бензина

Газ в квартире и ГМТ на основе метана одинаковы по составу. Однако первый по трубам “течет” в газообразном состоянии. А вот второй в баллоны автомобилей закачивается в сжатом до давления 200–220 бар виде. Такое газомоторное топливо называют компримированным (КПГ). Именно его продают на газозаправках «Газпрома».

При этом существует еще и СУГ (сжиженный углеводородный газ), также нередко применяемый для заливки в автомобили. Но он состоит уже не из метана, а из смеси пропана с бутаном. О нем дальше – это как раз то, что закачивается в газгольдеры.

К метановому классу также относятся природные газы:

  1. СПГ (сжиженный).
  2. АПГ (адсорбированный).

Первый для упрощения транспортировки и хранения сжижается охлаждением при минус 1600С. Именно его возят в громадных танкерах по океанам.

Второй вариант – это метан, который адсорбирован на твердом пористом сорбенте. В отличие от СПГ для его хранения не требуется оборудование для поддержания сверхнизких температур.

При этом давление в емкости не поднимается выше 30–50 бар, поэтому хранить и перевозить его гораздо проще и безопасней. Однако эта технология в России и мире пока еще не получила широкого распространения, сказывается дороговизна производства адсорбента.

Особенности газгольдерного (сжиженного) топлива

Газгольдер (GasHolder) – это банальный резервуар для хранения газа (пропана + бутана). Туда он закачивается в сжиженном виде. Потом постепенно эта “жидкость” переходит в газообразное состояние, поднимая давление в емкости. И уже за счет высокого давления газ выдавливается из резервуара в трубы для подачи в дом.

Использование в газгольдерах пропана и бутана обусловлено наличием этих газов в достаточно больших объемах и простоте технологии их сжижения

По сути, бутан и пропан – это побочные компоненты, остающиеся после выделения метана из поднятого из недр «природного газа». Их доля в выкачанной из земли смеси нередко достигает 30%.

Плюс они же образуются при переработке попутного газа, который выходит из скважин вместе с нефтью. Их приходится либо сжигать в факелах на месторождении, либо искать способы применения в энергетике.

Газгольдеры могут быть применены для хранения различных газов. Но для автономного газоснабжения частных домов принято использовать оборудование, рассчитанное на пропан-бутановую смесь. Ее еще называют сжиженным углеводородным газом (СУГ). Заниматься сжижением метана для закачки в подобные бытовые емкости слишком дорого и невыгодно.

Смесь сжиженного пропана с бутаном (СУГ) различается на:

  • зимнюю;
  • летнюю.

Бутан дешевле пропана. Но он быстрее замерзает при отрицательных атмосферных температурах, поэтому в зимнюю смесь его добавляют в меньших долях. Зимой СУГ стоит дороже не из-за желания энергетиков заработать побольше, а из-за технологической необходимости увеличивать в нем процентное содержание дорогостоящего пропана.

Однако закупать сжиженный газ летом впрок не стоит. В зимний период при сильных морозах летний состав может “замерзнуть”. В лед он не превратится, а вот переходить из жидкого состояния в газообразное станет в меньших объемах.

Емкость газгольдера обычно рассчитывают так, чтобы углеводородного газа в нем хватало на полгода бесперебойной работы всего установленного в коттедже газового оборудования

Газгольдеры бывают вертикальными и горизонтальными, а также подразделяются на:

  • подземные;
  • надземные.

В российских климатических условиях рекомендуется монтировать только подземный вариант. При низких температурах на улице сжиженный пропан-бутан начинает менее эффективно испаряться.

Легче вырыть глубокий котлован, чтобы дно газгольдера оказалось ниже уровня промерзания грунтов на участке. Утеплять и искусственно поддерживать в емкости нужные для испарения температурные параметры, устанавливая специальные испарители, выходит дороже.

Некоторые “специалисты” утверждают, что вертикальные газгольдеры в сравнении с горизонтальными аналогами имеют более низкие показатели тепловой отдачи. Зеркало испарения внутри них гораздо меньше. И это действительно так. Меньше площадь жидкости сверху – меньше ее испаряется.

Однако в вертикальных резервуарах СУГ процесс испарения протекает с несколько более высокой скоростью, что полностью компенсирует меньший размер «зеркала». Результат в итоге получается практически одинаковым. Не зря же в Скандинавии, где климат во многом схож с российским, предпочитают монтировать газгольдерные емкости как раз в вертикальном исполнении.

Сравнение газа из магистрали и газгольдера

Сравнивая оба варианта газоснабжения частного дома, необходимо смотреть как на стоимость покупки кубометра газа, так и на смету монтажа оборудования и цену его эксплуатации в последующем.

Учитывать следует все параметры обеих систем. При этом выбирая, что изначально дешевле – газгольдер и магистральный газ, надо анализировать и то, что проще в ремонте и обслуживании.

Главное преимущество газгольдера над газом из трубы – это высокая скорость подключения, если в первом случае достаточно 1–3 дней, то во втором все может затянуться на долгие месяцы

Газгольдер – это в первую очередь полная автономность в энергообеспечении частного дома. Магистральный газ могут в любой момент отключить. От аварий на газовых трубопроводах полностью застраховаться невозможно.

В этом отношении трубное голубое топливо схоже с электричеством. Рухнула общая сеть, и коттедж оказался без электро- и газоснабжения. А газгольдерное топливо всегда в наличии. Надо только следить за наполненностью резервуара.

Фактор #1: Стоимость подключения

Если смотреть по средним ценам на подсоединение магистрального газа и монтаж газгольдера, то первый вариант сильно выигрывает. Подсоединить коттедж к газовой магистрали сейчас можно за 50-100 тысяч рублей.

При выборе второго способа только на газгольдерное оборудование придется потратить порядка 200 тысяч рублей. Чем большего оно объема, тем дороже стоит. Плюс еще монтаж и земляные работы. Но здесь есть ряд нюансов.

Если газовой магистрали в поселке нет, то газгольдер – это превосходный способ устройства обогрева дома. По энергоэффективности и тратам на топливо СУГ превосходит уголь, дрова и электричество в разы

Основная проблема с подключением магистрального газа заключается в сроках выполнения всех необходимых работ и согласований. Если труба в поселке уже есть, то все произойдет относительно быстро и достаточно недорого. Но если от дома до магистрали более двухсот метров, то мороки с подсоединением будет много.

Чтобы подключить коттедж к газовой трубе, необходимо:

  1. Подготовить расчет потребления газа.
  2. Подать заявление на получение техусловий.
  3. Получить эти ТУ (времени уходит до месяца).
  4. Подготовить проект газовой сети в доме и от него до магистрали (еще пара недель).
  5. Заключить с газовщиками договор на подключение, предоставив им проектную документацию.
  6. Выполнить монтаж газового оборудования (несколько дней при условии быстрого нахождения свободных монтажников).
  7. Проверка представителем поставщика магистрального метана работоспособности оборудования и разводки как в доме, так и снаружи с последующим заключением договора обслуживания (приход этого человека можно прождать еще месяц).

В итоге по минимуму получается 3–4 месяца. И это в случае, если по ходу согласований и выполнения монтажа не возникнет проблем. Обычно все затягивается на полгода, цена подключения к централизованному газоснабжению тоже заставляет задуматься о его необходимости.

Если поселок не включен в региональную программу газификации, благодаря чему многие вопросы подключения уже решены, то самому заниматься этой темой вообще не стоит. Головной боли и хождений по инстанциям будет много.

А вот процесс газификации частного дома с помощью газгольдера происходит всего за 1–3 дня. Частникам проходить согласования на монтаж подобной установки на своей земле в надзорных органах не требуется. Определиться со стоимостью установки газгольдера поможет рекомендуемая нами статья.

Необходимо лишь выкопать котлован под резервуар для СУГ, установить его туда и подключить к нему трубы. Все необходимые датчики, контрольная автоматика и клапана идут уже в комплекте газгольдера.

И еще один нюанс. Ввод от магистрали до дома можно сделать практически на любом участке. С газгольдером ситуация кардинально иная. Он должен быть удален на определенное расстояние от зданий, колодцев и дорог. Не каждая усадьба подходит для размещения газгольдерного оборудования, подходящего места для емкости можно и не найти.

Фактор #2: Энергоэффективность и цена обслуживания

При анализе трат на газовое топливо необходимо разделять кубатуру (литраж) метана в трубе и пропан-бутанового СУГ в машине, привозящей сжиженное топливо к заказчику. Если смотреть на ценник в рублях/м3, то получается, что магистральный газ стоит в три–четыре раза дешевле пропан-бутана.

Однако в первом случае горючее поставляется в газообразном состоянии, а во втором в жидком. В результате испарения литр этой “жидкости” превращается 200–250 литров газа. Причем здесь еще надо учитывать соотношение пропана и бутана в газгольдерном СУГ. У них разная плотность.

С одной стороны, магистральный природный газ дешевле СУГ для газгольдера по стоимости за куб, но с другой – у него более низкая удельная теплоемкость

Если сравнивать калорийность двух видов газового топлива, то пропан-бутан готов будет дать фору метану. При сжигании одного куба пропан-бутановой смеси в газообразном состоянии выделяется порядка 28 кВт, тогда как метан способен дать всего около 9 кВт.

При усредненном расчете коттеджу в 100 квадратов для отопления необходимо в год порядка 3000–3100 м3 метана либо около 1000 м3 СУГ. При этом за первый газ придется заплатить в три–четыре раза меньше. В результате выходит, что расходы на топливо в целом за год в итоге получаются приблизительно равными.

Обслуживанием газгольдеров и газовых труб от магистрали до дома занимаются специализированные организации, которые также поставляют и газ

По нормам МЧС, магистральный природный газ относится к 4-ой, наиболее безопасной категории взрывоопасных газовых веществ. А вот пропан-бутан входит в более опасную 2-ю группу. Даже при небольших концентрациях СУГ в помещении он может взорваться от малейшей искры.

Причем метан сам по себе легок, при утечках он поднимается под поток и рассеивается либо уходит в вентиляцию. А вот пропан-бутановая смесь тяжела и опускается к полу или земле, постепенно накапливаясь там до критических значений.

С точки зрения безопасности магистральный газ сильно выигрывает у газгольдерного. Не зря газгольдеры категорически запрещено монтировать рядом с колодцами и подвалами, куда он может просочиться при утечках из емкости.

Нормативные расстояния расположения газгольдера на участке . В рекомендуемой нами статье детально изложены правила выбора места для установки оборудования этого типа.

Чтобы избежать проблем с СУГ, резервуары для него и помещения с котлами часто оснащаются специальными газовыми датчиками. Они моментально реагируют на повышение концентрации газа, предупреждая хозяина дома о потенциальных проблемах. Не стоит экономить на них.

Выводы и полезное видео по теме

Нижеприведенная подборка видеоматериалов поможет вам разобраться во всех нюансах выбора оборудования для газификации коттеджа.

Видео #1. Подключение магистрального газа пошагово:

Видео #2. Достоинства автономной газификации:

Видео #3. Все нюансы монтажа газгольдера:

По всем параметрам магистральный газ по подключению и потреблению обойдется дешевле СУГ из газгольдера. Особенно это касается вопроса первоначальных трат. Но если газовой магистрали рядом с домом нет, то протягивание трубы может также влететь в большую копеечку.

Здесь лучше предпочесть вариант с газгольдером: он дорог, но зато полностью автономен и с ним не нужно будет опасаться аварий на газопроводе.

Газопровод

У этого термина существуют и другие значения, см. Газопровод (значения).

Газопрово́д — инженерное сооружение, предназначенное для транспортировки газа (в основном природного газа) с помощью трубопровода. Газ по газопроводам и газовым сетям подаётся под определённым избыточным давлением.

Типы газопроводов

Газопроводы подразделяются на:

  • Магистральные газопроводы — предназначены для транспортировки газа на большие расстояния. Через определённые интервалы на магистрали установлены газокомпрессорные станции, поддерживающие давление в трубопроводе. В конечном пункте магистрального газопровода расположены газораспределительные станции, на которых давление понижается до уровня, необходимого для снабжения потребителей.
  • Газопроводы распределительных сетей — предназначены для доставки газа от газораспределительных станций к конечному потребителю.

По давлению в магистрали:

  • Магистральные:
    • первой категории — до 10 МПа
    • второй категории — до 2,5 МПа
  • Распределительные:
    • низкого давления — до 0,005 МПа;
    • среднего — от 0,005 до 0,3 МПа;
    • высокого — второй категории от 0,3 до 0,6 МПа и первой категории — от 0,6 до 1,2 МПа (для СУГ до 1,6 МПа).

По типу прокладки:

  • Наземные;
  • Надземные;
  • Подземные;
  • Подводные.

Резервные газопроводы сооружаются по стратегическим соображениям, для обеспечения гибкости в погрузке газовозов и для снижения длины маршрута транспортировки.

Составные части газопроводов

  • Нефтегазовая арматура
  • Краны
  • Компрессорная станция
  • Газораспределительная станция

История

Использование газа для освещения и отопления началось в первой половине XIX века, тогда же появились и первые газопроводы. В Санкт-Петербурге первый газовый завод (производивший светильный газ из импортного каменного угля) и система распределения построены в 1835 году, в Москве — в 1865 году. Затраты на сооружение и эксплуатацию газопроводов велики, поэтому первые газопроводы большой длины появились с началом эксплуатации месторождений природного газа.

Первый в СССР газопровод от Дашавских промыслов до Львова был построен в 1940—1941 гг. (первый газопровод от Дашавы — до Стрыя был построен в 1924 году). Во время Великой Отечественной войны были построены газопроводы от Бугуруслана и Похвистнево до Куйбышева (160 км, диаметр трубы 300 мм), а также от Елшанки до Саратова.

Первым магистральным газопроводом в СССР стал газопровод Саратов — Москва вступивший в строй в 1946 году.

Крупнейшей системой газопроводов в мире является Единая система газоснабжения.

Газопроводы

  • Подводный газопровод Норвегия-Великобритания (1200 км), компании Gassco
  • «Набукко» (Туркмения и Азербайджан — ЕС, 3300 км)
  • Газопровод Баку-Ново-Филя
  • Южнокавказский газопровод

Российские магистральные

  • Уренгой — Помары — Ужгород (4451 км, 1983 г.)
  • Ямал — Европа (2000 км, 2006 г.)
  • Голубой поток (1213 км, 2003 г., подводный)
  • Северный поток (1200 км, подводный)
  • Южный поток (строящийся, 900 км, подводный)
  • Сахалин — Хабаровск — Владивосток
  • Якутия — Хабаровск — Владивосток (проектируемый)
  • «Алтай» (проектируемый, 6700 км)
  • «Союз»
  • «Прогресс»

См. также

  • Трубопровод
  • Нефтепровод
  • Газовоз

Литература

Ссылки

В Викисловаре есть статья «газопровод»

  • Карты нефте- и газопроводов
  • Металлопластиковые трубы в газораспределительных сетях
  • Гео плюс — монтаж, прокладка газопроводов в центральном регионе России
  • Союз Молодых Специалистов

Примечания

  1. СНиП 2.05.06-85:Магистральные трубопроводы
  2. Кязимов К. Г. Основы газового хозяйства: Учебник. — М.: Высш. школа, 1981. — 320 с.
Экспортные газопроводы из России в ЕС
Действующие

Уренгой — Помары — Ужгород • «Союз» (Оренбург — Западная граница СССР) • Ямбург — Западная граница СССР • Ямал — Европа • Северный поток • Газотранспортная система Украины • Газотранспортная система Белоруссии (белор.)русск.

Вспомогательные

Торжок — Долина • Голубой поток

Строящиеся

Нефтегазовый комплекс

Геофизическая разведка

Нефтепромысловое дело (Моделирование пласта-коллектора) | Геология нефти | Сейсмология | Петрофизика

Методы добычи нефти и газа

Бурение | Вскрытие (нефтяного пласта) | Каротаж | Пробоотборник | Механизированная (насосно-компрессорная) добыча (Погружной насос | Газлифт) | Подземный ремонт скважины | Плазменно-импульсное воздействие | Третичный метод нефтедобычи (Нагнетание пара в пласт | Закачка химических реагентов)

Типы буровых установок

Буровая вышка | Станок-качалка | Нефтяная платформа (Стационарная нефтяная платформа | Морская нефтяная платформа, свободно закреплённая ко дну | Полупогружная нефтяная буровая платформа | Мобильная морская платформа с выдвижными опорами | Буровое судно | Нефтяная платформа с растянутыми опорами | Плавучая установка для добычи, хранения и отгрузки нефти)

Транспортировка и переработка

Нефтехранилище | Трубопровод ( Нефтепровод | Газопровод) | Нефтеперерабатывающий завод | (Основные стадии технологии переработки нефти | Многократное испарение | Нефтехимический синтез | Сухая перегонка | Нефтехимия | Висбрекинг | Гидрокрекинг | Каталитический крекинг | Каталитический риформинг | Крекинг | Процесс Клауса | Термолиз) | Коксование

Юридический аспект

Соглашение о разделе продукции | Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции | концессионное соглашение | Сервисное соглашение | Лицензия на добычу нефти и газа | Роялти

Крупные ТНК и
международные организации

ExxonMobil | Royal Dutch Shell | BP |Chevron Corporation | ConocoPhillips | Total S.A. | ОАПЕК | ОПЕК | (Корзина ОПЕК)

Сорта товарной нефти
(Классификация нефтей)

Brent | Dubai Crude | ESPO | REBCO | Sokol | Tengiz | Urals | West Texas Intermediate

Типы сырья

Нефть | Газовый конденсат | Нефтяные газы | Природный газ | Сжиженный нефтяной газ | Битуминозные пески | Мальта | Нефтяные воды | Озокерит | Природный битум | Природный асфальт

Нефтепродукты и газпродукты

JP-8 | HCNG | Авиакеросин | Асфальт | Асфальтены | Бензин | Галоша | Бензол | Битумы нефтяные | Вазелин | Газойль | Газолин | Гексадекан | Генераторный газ | Горюче-смазочные материалы | Гудрон | Дизельное топливо | Диметилбензолы | Керосин | Креолин | Лигроин | Мазут | Метан | Метан угольных пластов | Метил-трет-бутиловый эфир | Моторные масла | Нефтяной кокс | Нефтяные масла | Парафин | Петролейный эфир | Полипропилен | Присадка | Пропан | Пропилен | Свалочный газ | Синтез-газ | Технический углерод | Толуол | Уайт-спирит | Церезин | Этилен

История

Эмбарго нефти 1967 года | Нефтяной кризис 1973 года | Энергетический кризис 1979 года | Перепроизводство нефти в 1980-х годах | Энергетический кризис 2000х | Основатели нефтегазовой индустрии | История нефтегазовой индустрии | Национализация нефтедобычи | Семь сестёр | Standard Oil

Некоторые числовые параметры

Объёмный коэффициент нефти | Коэффициент теплового расширения | Глубина переработки нефти

См. также

Пик нефти | Банк качества нефти | Баррель (американский нефтяной) | Дебит скважин | Нефтеотдача | Энергетический кризис

Портал о нефти и газе — о добыче и использовании природных энергетических ресурсов

Вопрос 61. Классификация магистральных газопроводов.

  • •2. Парковое хозяйство для хранения исходного нефтегазового сырья и готовой нефтехимической продукции
  • •3. Классификация транспортных средств промышленных предприятий нгхк.
  • •4.Содержание работы подразделений транспортного хозяйства предприятия (функции и задачи).
  • •8. Парк подвижного состава и его использование
  • •13. Назначение внутризаводского (промышленного) железнодорожного транспорта, его состав.
  • •Оборот вагона мпс
  • •Сокращение длительности оборота вагонов мпс
  • •Нормативы оборота вагонов мпс
  • •Организация передвижения грузов на внутренних ж/д путях
  • •2. Маневровое движение
  • •Рациональная организация всех видов перевозок
  • •Управление работами внутризаводского ж/д транспорта
  • •14.Объектовые подъездные пути
  • •15. Расчет потребного количества объектового железнодорожного парка: локомотивов, цистерн, вагонов.
  • •31. Магистральный трубопроводный транспорт. Основные достоинства и недостатки трубопроводного транспорта.
  • •32. Возможности использования воздушного транспорта для транспортировки нефтепродуктов.
  • •34. Классификация и основные технико-экономические параметры погрузочно-разгрузочных машин и механизмов в местах перевалки грузов
  • •35. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ при перевозке различных видов грузов, в том числе наливных.
  • •36. Подготовительные операции перевозочного процесса
  • •37. Характеристика перевалочных пунктов (баз)
  • •38. Организация временного хранения грузов
  • •39. Экологическая безопасность эксплуатации транспортных средств при перевозке нефти, нефтепродуктов и газа.
  • •40. Схемы организации перевозочного процесса.
  • •41. Проектирование технологии организации перевозочного процесса грузов нгхк.
  • •42. Классическая транспортная задача.
  • •47. Трасса трубопровода и ее профиль
  • •48. Основные объекты и сооружения магистрального нефтепровода.
  • •49. Специальные технологии перекачки нефти.
  • •50. Гидротранспорт вязких нефтей
  • •51. Развитие нефтепродуктопроводного транспорта в России.
  • •52. Свойства нефтепродуктов, влияющие на технологию их транспорта.
  • •53. Особенности трубопроводного транспорта нефтепродуктов.
  • •54. Последовательная перекачка нефтепродуктов.
  • •55. Цикл перекачки.
  • •56.Разделение смеси нефтепродуктов в конце трубопровода.
  • •57.Единая система газоснабжения.
  • •Вопрос 59. Свойства газов, влияющие на технологию их транспорта.
  • •Вопрос 60. Подготовка газа к дальнему транспорту по газопроводу.
  • •Вопрос 61. Классификация магистральных газопроводов.
  • •Вопрос 62. Основные объекты и сооружения магистрального газопровода: компрессорные станции (кс), газоперекачивающие агрегаты (гпа), газораспределительные станции (грс), подземные хранилища газа (пхг).
  • •64. Производственная программа организаций транспорта и хранения газа.
  • •66. Структура себестоимости транспорта газа.

Нужен ли магистральный газ на участке?

Нужен ли магистральный газ на участке?

Если вы задумываетесь о приобретении земельного участка для строительства дачного дома и летнего отдыха, то вопрос газификации можно не затрагивать, в нем просто нет необходимости. А вот в случае, когда ваша цель – жилой дом, тогда нужно обязательно заранее решить этот вопрос, ведь с наступлением холодов, у вас не останется на это времени.

В Московском регионе отопительный сезон длится по срокам 6-7 месяцев в период с ноября по апрель, больше половины года. Поэтому, если подойти к вопросу отопления поверхностно, можно тратить большие и неоправданные суммы каждый год. Сейчас существует несколько возможных вариантов получения домашнего тепла. Рассмотрим каждый отдельно.

Способ №1. Электричество.

Большинство новых коттеджных поселков не имеет возможности газификации, поэтому собственники, недолго думая, приобретают электрические обогреватели, которые их спасают в холодные месяцы. Электричество есть в каждом доме, а расчетная мощность, выделяемая каждому жителю, составляет в среднем 15 кВт, чего вполне достаточно для обогрева крупного строения. Но этот метод весьма затратный, и плата может доходить до 20-25 тысяч рублей ежемесячно.

Способ №2. Газгольдер.

Второй способ менее распространен, так как он относительно новый и у будущих домовладельцев складывается неправильное мнение о безопасности данного устройства. Речь идет о газгольдере. Система представляет собой металлический бак, емкостью от 3,5 тонн, который закапывается в крайней части участка, подводится к дому по определенным технологиям и обеспечивает комфортную температуру в течение года. Заправлять его, конечно, нужно тем самым газом, который используется и в многоквартирных домах. В связи с чем, у большинства людей возникают опасения, что конструкция окажется ненадежной и они будут жить как на пороховой бочке. На самом деле, бак очень прочный, технологии проработаны инженерами разных стран, и компании предоставляют до 30 лет гарантии на работу газгольдера. По стоимости сама установка выйдет значительно дешевле, чем магистральный газ: 250-300 тысяч рублей — все «под ключ». Заправка такого бака обойдется в 65-75 тысяч рублей. И при хорошей теплоизоляции дома, одной заправки смело хватит на два сезона. По таким расчетам, газгольдер можно назвать практичным и выгодным вариантом.

Способ №3. Магистральный газ.

Самый популярный и известный способ домашнего отопления – магистральный газ. Главное условие – прохождение такой магистрали по границе или в максимальной близости к земельному участку. Но действительно ли он так выгоден как все думают?! Да, на первый взгляд – одни плюсы: оплата по тарифам региона и недорогая врезка в магистраль. Но если углубиться во все тонкости, такие как получение и согласование технических условий, согласование прохождения газопроводной магистрали, врезка и подключение к дому с установкой всего необходимого оборудования и много других нюансов, газоснабжение одного дома обходится в сумму от 400 тысяч до 1 миллиона рублей. Да и ежемесячно все равно придется платить не такие уж малые деньги. Так что если все рассчитать, то такой способ может окупаться не один десяток лет.

Помимо вышеуказанных вариаций домашнего отопления существуют и альтернативные, менее популярные, но тоже доступные и имеющие ряд преимуществ. Например, домовая печь – настоящая классика, по старым и добрым традициям отечественных деревень! Или наоборот, что-нибудь из будущего: система отопления, работающая на солнечных батареях. И в том, и в другом случае затраты у вас будут хоть и не малые, но единовременные, а вот тепло в доме поселится на долгие годы.