Гимназия почему и

Почему мой сын пошел в гимназию, а не в обычную школу — чем гимназия лучше?

«Вот и стали мы на год взрослей, и пора настает…» Смотрю я на нашего Максимку и не верю, что в этом году он пойдет в первый класс. Мальчишка вырос смышленый: читает бегло, хорошо считает и пишет. Поэтому мы с мужем никак не можем решить, что же все-таки выбрать: гимназию или обычную школу?

Школа или гимназия для ребенка: вот в чем вопрос?

В гимназии, куда я с самого начала хотела отдать своего ребенка, тестирование было пройдено успешно. Максима взяли, но нас предупредили, что серьезная нагрузка у него начнется уже с первого класса. Это меня немного напрягло, и я на всякий случай записала сына в среднюю школу, которая находится в трех минутах ходьбы от нашего дома. Школа хорошая, и учитель нам очень понравился. Вот теперь мучаюсь вопросом: может не следует мальчишку с младших классов так сильно загружать, а проще отдать его в обычную школу? Хотя «наш сын — гимназист» звучит намного красивее, чем «школьник».

Школа и гимназия — эти два слова известны каждому, а вот откуда они пошли, знают далеко не все.

«Школа» переводится с греческого как «досуг». Но в нашем понимании школа — это учебное заведение с определенной образовательной программой.

Слово «гимназия» тоже имеет греческое происхождение и дословно означает «помещение для занятий гимнастикой». Да, когда-то древние греки возможно и занимались там только одной гимнастикой. Современная же гимназия — это по большому счету та же школа с утвержденной программой, но позволяющая детям получать более углубленные знания по всем предметам.

Стоит ли отдавать ребенка в общеобразовательную школу?

Так что же нам все-таки выбрать: гимназию или школу? На кону стоит будущее сына, поэтому я не рискнула действовать наугад, а решила подробно разобраться в плюсах и минусах того и другого учебного заведения. Начала я с обычной районной школы.

Преимуществом средней школы является ее близкая расположенность к дому и доступность. Для поступления не надо проходить никакое дополнительное тестирование, просто приносите пакет документов и все, вашего ребенка без лишних разговоров записывают в первый класс.

Нагрузка на учеников в школах не выходит за рамки нормативных требований. У школьников больше свободного времени, чем у гимназистов. Программа общеобразовательной школы подходит именно для тех детей, кто дополнительно серьезно занимается в музыкальной, художественной или спортивной школе.

Увы, но недостатков в школе я обнаружила намного больше, чем достоинств.

  • Наполняемость классов. Иногда за партами может сидеть и до 40 человек. Получается, что за урок преподаватель просто не в состоянии уделить внимание каждому ребенку. Поэтому многие родители чуть ли ни с младших классов подыскивают своим детям репетиторов по разным предметам.
  • Дети зачастую не могут посещать факультативы. В этом виновата не только нехватка квалифицированного преподавательского состава, но и отсутствие свободных кабинетов. Увы, но до сих пор многие школы страны работают в две смены.
  • Проблема с дисциплиной. В школах учатся дети из разных социальных слоев, поэтому драки, порча школьного имущества, словесные оскорбления давно стали привычными. Многие молодые и перспективные педагоги отказываются работать в школах именно из-за плохого поведения учеников.
  • Вечная проблема муниципальных школ — плохое финансирование. Из-за этого там годами идет ремонт, мебель в классах старая, из окон дует и пр.

Так со школой мне все стало ясно. Теперь также подробно разберу достоинства и недостатки гимназии.

Так ли хороша гимназия для обучения?

Гимназия – среднее образовательное учебное заведение, предлагающее более высокий, чем школа, уровень обучения.

Гимназия считается элитным заведением, казалось бы, недостатков она иметь не должна. Но я покопалась и все же их отыскала.

  • В гимназию ученика зачисляют только после того, как он успешно пройдет специальное тестирование.
  • Редко кому везет так, что интересующее их учебное заведение находится рядом с домом, удаленность гимназии от места проживания считается нормой.
  • По окончании четвертого класса ученики сдают серьезные экзамены и в пятый зачисляют только тех, кто их успешно прошел. Это огромный стресс для еще неокрепшего детского организма.
  • Деньги. Учеба в гимназии (даже государственной) обойдется родителям намного дороже, чем в обычной школе. Возможно, придется оплатить дополнительное обучение, учебники и пр.
  • Повышенная учебная нагрузка и высокие требования к успеваемости. Бывает так, что ученик не справляется, над ним начинают посмеиваться одноклассники, и тогда у ребенка появляется проблема с самооценкой.

Недостатки существенные, одно радует: их немного и они полностью перекрываются большим количеством достоинств.

  • Да, нагрузка в гимназии намного выше, чем в простой школе, но небольшая укомплектованность классов, не превышающая 20 учеников, позволяет найти к каждому из них индивидуальный подход.
  • Учебная программа в гимназии насыщенная и разнообразная. В гимназиях, кроме обще профильных классов, есть узкопрофильные. В них ученики имеют возможность углубленно изучать любой предмет по своему выбору. Для изучения некоторых предметов классы делятся на две или даже три подгруппы.
  • Укомплектованность педагогическим составом составляет 100%, а некоторые гимназии даже имеют резерв. Большинство учителей — это педагоги высшей категории, прошедшие конкурсный отбор.
  • Дополнительные знания учащиеся получают за счет различных факультативов. Несмотря на то, что многие дополнительные уроки не бесплатные, родители не скупятся их оплачивать. У детей, педагогов и родителей одна цель — подготовка к поступлению в высшее учебное заведение.
  • Большое внимание уделяется дисциплине. В гимназиях за детьми присматривают лучше, чем в школах, поэтому «громкие» истории и скандалы там происходят довольно редко.
  • Материальное обеспечение гимназии отличное. Все классы оснащены современными компьютерами с обязательным выходом в интернет. Кабинеты заполнены всем необходимым лабораторным и демонстрационным оборудованием. Внешний и внутренний вид помещений находится в достойном состоянии.
  • Огромное значение имеет и различная атрибутика. В гимназии принято поддерживать «корпоративный дух», выражающийся, например, в единой форме, эмблеме и гимне. В некоторых гимназиях даже есть свои экскурсионные автобусы.

Почему мы выбрали сыну гимназию, а не школу?

Несмотря на то, что учеба сына в гимназии существенно отразится на нашем материальном положение, мы с мужем, взвесив все «за» и «против», пришли к выводу, что Максимка все же станет гимназистом.

Почему? Расписывать подробно не буду, просто перечислю те достоинства, которые стали решающими для нас.

  1. Программа средних школ ограничивается общеобразовательными стандартами, а гимназическая программа включает в себя глубокое изучение естественных, гуманитарных или математических предметов. В гимназиях высокий уровень подготовки, а это означает, что у гимназиста больше шансов поступить в ВУЗ, чем у школьника.
  2. В школе преподавательский состав часто недоукомплектован. Случаи, когда трудовик параллельно преподает физкультуру, а учитель химии — биологию, к сожалению, нередки, а в гимназии такое совмещение недопустимо.
  3. Муниципальная школа обучает ученика одному иностранному языку, как правило, английскому. Не секрет, что у них это плохо получается. Всем родителям известно: если они хотят, чтобы ребенок знал английский, то без помощи репетитора тут не обойтись. В гимназиях же кроме обязательного языка дополнительно изучается еще один (французский или немецкий). Первый язык там вводится со второго класса, а второй — с пятого.
  4. В обычной районной школе учится большое количество детей из «неблагополучных» семей, много «трудных», которые состоят на учете в детской комнате полиции. Как это ни печально, но они приносят в класс «уличный» негатив со всеми вытекающими отсюда последствиями. Можете меня за это осуждать, но я не хочу, чтобы Максим общался с такими детьми.

Итак, мы с мужем решили, что гимназия больше подходит нашему сыну, но это не значит, что обычные средние школы плохие, и в них могут учиться только «лузеры».

Нет, я ни в коем случае так не думаю. Но к сожалению в нашем обществе еще существует мнение, что дети, которые учатся в общеобразовательных школах, имеют намного меньше шансов на поступление в хорошее высшее учебное заведение. Я считаю это мнение ошибочным, потому что все зависит исключительно от способностей самого школьника и его желания учиться.

Дорогие родители, мой вам совет: подходите к выбору учебного заведения индивидуально, исходя из возможностей своего ребенка, его наклонностей и интересов. Очень важно, чтобы то место, которое вы для него выбрали, и где он получит свое первое образование, помогло ему реализоваться во взрослой жизни. Ведь именно эта серьезная миссия возложена как на обычные средние школы, так и на престижные гимназии.

Чем лицей и гимназия отличаются от обычной средней школы?

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 февраля 2013 г. Регистрационный N 27025 В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3215; 2008, N 9, ст. 813; N 30, ст. 3616; 2009, N 46, ст. 5419; 2010, N 19, ст. 2291; N 46, ст. 5918; 2011, N 6, ст. 793), пунктом 6 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011г. N 184 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 13, ст. 1772; 2012, N 31, ст. 4362) и подпунктом 5.2.33 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; N 37, ст. 5257; N 47, ст. 6650, ст. 6662; 2012, N 7, ст. 861, ст. 868; N 14, ст. 1627; N 15, ст. 1796; N 26, ст. 3523; N 37, ст. 5001; N 42, ст. 5723), приказываю: Утвердить прилагаемый перечень показателей деятельности общеобразовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса. Министр Д.В. Ливанов Приложение Перечень показателей деятельности общеобразовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2012 г. N 1091) 1. Показатели деятельности, необходимые для установления государственного статуса образовательного учреждения, по типу: соответствие содержания и качества подготовки обучающихся, воспитанников и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования — до завершения их реализации в образовательных учреждениях). 2. Показатели деятельности, необходимые для установления государственного статуса образовательного учреждения, по виду: 2.1. Начальная общеобразовательная школа: реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования; реализация общеобразовательной программы дошкольного образования*; реализация дополнительных образовательных программ*; создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. 2.2. Основная общеобразовательная школа: реализация основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования; реализация общеобразовательной программы дошкольного образования*; реализация дополнительных образовательных программ*; создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. 2.3. Средняя общеобразовательная школа: реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; реализация общеобразовательной программы дошкольного образования*; реализация дополнительных образовательных программ*; создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. 2.4. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов: реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам; реализация общеобразовательной программы дошкольного образования*; реализация дополнительных образовательных программ*; создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. 2.5. Гимназия: реализация основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля; реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования*; реализация общеобразовательной программы дошкольного образования*; реализация дополнительных образовательных программ*; создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. 2.6. Лицей: реализация основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественнонаучного профиля; реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования*; реализация общеобразовательной программы дошкольного образования*; реализация дополнительных образовательных программ*; обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. _____________________________ * При условии реализации данной образовательной программы в образовательном учреждении в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.

Чем гимназия отличается от школы: особенности, отличия и отзывы

Любой родитель мечтает о том, чтобы его ребенок получил качественное образование, не только стал успешным в школе, но и смог поступить в престижное высшее учебное заведение на бюджетной основе, получить после завершения обучения хорошую должность. Попробуем выяснить, чем гимназия отличается от школы, оценить уровень преподавания в обычном и специализированном учебном заведении.

Общие и отличительные черты школ и гимназий

Рассуждая над тем, чем гимназия отличается от школы, выявим для начала их общие черты. Они относятся к общеобразовательным учреждениям, где у школьников есть возможность получать аттестаты государственного образца. Рассуждая над тем, чем гимназия отличается от школы, отметим разницу в правилах приема в учебное заведение.

Достаточно часто у школьников появляются серьезные проблемы с усвоением учебного материала из-за того, что неправильно был выбран тип учебного заведения.

Лицеи и гимназии: сходные характеристики

Между лицеем и гимназией, например, есть определенное сходство. Например, в обоих учебных заведениях процесс обучения основывается на федеральных образовательных стандартах. Преподаватели в такие заведения приглашаются на конкурсной основе.

У каждого лицея, гимназии существует определенный спонсор, помогающий учебному заведению решать вопросы, касающиеся материально-технического обеспечения. Кроме того, среди сходных параметров можно назвать изучение некоторых предметов на профильном (углубленном) уровне.

Отличия между гимназиями и лицеями

Попасть в государственный лицей можно только после окончания семи или восьми лет обучения в основной школе. Большая часть лицеев, существующих в нашей стране, имеет техническую направленность. У каждого лицея существует определенный договор с высшим учебным заведением о поступлении выпускников, именно для конкретного вуза и осуществляется подготовка.

Рассуждая над тем, чем гимназии и лицеи отличаются от обычных школ, отметим, что в лицее особое внимание уделяется практической деятельности. Выпускник такого учебного заведения покидает его не только с классическим аттестатом об образовании, но и с конкретной специальностью.

К проведению занятий здесь привлекаются ведущие специалисты тех высших учебных заведений, с которыми у лицея заключен договор о плодотворном сотрудничестве.

У особо успешных ребят есть не только возможность приоритетного поступления, но и шанс сразу стать студентами второго курса вуза, закрепленного за лицеем.

Отличительные характеристики гимназии

Для того чтобы ответить на вопрос о том, чем отличается гимназия от общеобразовательной школы, выявим основные параметры данного типа учебных заведений. Поступить слюда может любой талантливый ребенок, который окончил обучение в начальной школе или в прогимназии.

Чем отличается гимназия от средней школы, помимо условий приема? Здесь можно получить крепкие теоретические знания, подготовиться к успешному поступлению в престижные высшие учебные заведения.

В отличие от лицея, специализирующегося на практических навыках, в гимназии уделяется пристальное внимание теоретическим знаниям, для этого в процессе обучения используются авторские программы и педагогические методики.

Учебная деятельность

Чем отличается гимназия от обычной школы в плане организации учебного процесса? Профиль в гимназиях школьники выбирают в старшем звене. К этому моменту ребята уже определяются со сферой своих интересов, будущей профессиональной деятельностью.

И лицеи, и гимназии обладают преимуществами по сравнению с муниципальными бюджетными школами, в материальном, техническом оснащении, а также в укомплектовании педагогическими кадрами.

Внеурочная работа

Чем гимназия отличается от школы по организации внеурочной деятельности? Все мероприятия, проводимые в гимназиях, направлены на совершенствование знаний и навыков гимназистов.

Например, для профильной химико-биологической группы, помимо специального учебного плана, в качестве дополнительных мероприятий организуются экскурсии, касающиеся химии и биологии. Ребята под руководством опытных наставников создают собственные учебные проекты, представляют результаты своей деятельности на научных конференциях.

Рассуждая над тем, чем отличается гимназия от школы, отметим и существование в гимназиях научных, патриотических, хореографических обществ и клубов.

Далеко не каждая школа, особенно если она располагается в сельской местности, располагает современной технической базой, позволяющей школьникам проводить исследования, создавать школьные проекты.

Педагогические кадры

Для того чтобы работать в лицеях и гимназиях, педагоги должны иметь высокую квалификационную категорию, принимать участие в различных конкурсах педагогического мастерства. При подаче документов в лицей либо гимназию учителя предоставляют результаты своей деятельности, и только на конкурсной основе происходит набор преподавательского состава гимназии и лицея.

Не секрет, что во многих общеобразовательных школах наблюдается нехватка учителей, а потому принимают на работу не только молодых специалистов, не имеющих опыта работы с детьми, но и людей, которые не обучались в профильных учебных заведениях, не имеют ни категории, ни диплома..

Безусловно, ни о каком внедрении инновационных педагогических технологий в таких ситуациях не идет речи. Основная задача, которую решает директор, заключается в укомплектовании школы работниками, обеспечении бесперебойного учебного процесса.

Далеко не в каждой образовательной школе уделяют внимание развитию талантливых и одаренных детей, обучение ориентируется на «среднего» ученика. Ребенок, имеющий повышенный интеллектуальный уровень, не сможет самореализоваться в такой школе.

Для того чтобы создавать оптимальные условия для гармонического развития подрастающего поколения, формирования не только интеллектуальных способностей, но и гражданственности, патриотизма, в нашей стране предлагаются разные типы учебных заведений.

Благодаря многочисленным методикам выявления ранней одаренности, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях, детские психологи оказывают родителям реальную помощь в правильном выборе не только направления обучения, но и в подборе школы, гимназии, лицея с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Не всегда удается понять к 7-8 летнему возрасту основные наклонности ребенка, поэтому многие родители, судя по отзывам, предпочитают отправлять детей в начальную школу обычного вида, а уже после ее окончания они отправляют ребенка в гимназию. При высоком интеллектуальном развитии школьника, отличном физическом здоровье, желании ребенка получать полноценное образование, а также одновременно заниматься исследовательской и научной деятельностью лучше выбирать лицей.

Более того, современные родители говорят, что после введения в российские образовательные учреждения федеральных стандартов второго поколения ситуация с образовательным и воспитательным процессом изменилась в лучшую сторону и в обычных школах. Все большее внимание отводится внеурочной деятельности, внедрению проектной и исследовательской технологий в школьное обучение, причем не только в лицеях и гимназиях, но и в обычных общеобразовательных учреждениях.

Рождение учебных заведений нового типа с новыми содержательно-целевыми функциями следует рассматривать как объективный социально-обусловленный процесс. Основные задачи, которые призваны решать новые учреждения, вытекают из задач современной образовательной системы: улучшение качества общего образования, обеспечение его непрерывности в целях интеллектуального и профессионального развития личности.

Образовательные учреждения нового типа основываются на имеющемся историческом опыте, используют прогрессивные методики и формы обучения и воспитания, обновленное содержание и передовую образовательную технологию и ведут к повышению качества знаний, пробуждают интерес к учебе, открывают путь одаренности и таланту. Учебные заведения нового типа – качественно новый шаг в образовании. В них заложены основы связей между ступенями образования.

Каждое новое образовательное учреждение своеобразно. Его лицо, содержание и формы определяются конкретными обстоятельствами: функциональным назначением, профилями обучения, месторасположением, социально-экономическими особенностями региона, составом учащихся и педагогов, культурно-эстетическими и другими аспектами.

Лицей – тип инновационного учебного заведения, реализующий принцип непрерывного профессионального образования. Это профессионально-ориентированное учебное заведение, обеспечивающее повышенный уровень общего среднего образования на старшей ступени в сочетании с профильной подготовкой учащихся по направлениям и специальностям высшей школы. Цель – подготовка наиболее способных учащихся школы к продолжению обучения в вузах. Лицей – это своеобразное связующее звено между общим средним и высшим образованием.

Специфика лицейского обучения предопределяет многообразие видов учебных занятий: уроки, лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия, рефераты, дискуссии и прочие. Усиливается компонент самостоятельной работы учащихся. Учащиеся привлекаются к научно — исследовательской работе, научному, техническому, художественному творчеству.

Лицеи могут иметь узкоспециальную и многопрофильную направленность. Независимо от профиля есть предметы для обязательного изучения: русский и национальный язык и литература, история и обществоведение, химия, биология, физика, математика, МХК, иностранный язык, физкультура и труд.

Гимназия – промежуточное звено между школой и вузом. Гимназическое образование в современных условиях – это образование повышенного типа с усложненной учебной программой, направленное на формирование творческого потенциала личности. Гимназия в отличие от лицея не дает профессиональных умений, это допрофессиональное общее образование, создающее возможность в дальнейшем сознательного выбора профессионального труда. Гимназии отличаются преимущественно теоретическим характером деятельности, это гуманитарное направление обучения, где формируется теоретический стиль мышления, осуществляется подготовка к поступлению в университеты.

Колледж как тип учебного заведения появился в системе образования на рубеже 1990 – 1991 годов. Это среднее специальное учебное заведение инновационного типа, где учащиеся с 8 класса изучают не только общеобразовательные предметы и предметы, избранные для углубленного изучения, но также осваивают профессиональное мастерство на уровне рабочих высокой квалификации и приобретают среднее специальное образование. В колледже очень высокие требования предъявляются к материально-технической базе, подбору преподавателей-специалистов, поскольку здесь сочетаются широкий общеобразовательный уровень и четко организованная специальная подготовка.

Существует несколько разновидностей колледжа:

  1. Профессиональный – модернизированное среднее специальное учебное заведение, где осуществляется подготовка специалистов среднего звена на основе интеграции среднего, среднего специального и высшего образования.
  2. Региональный – сориентирован на экономические интересы и культурные нужды региона.
  3. Альтернативно-образовательный – реализация новых образовательных концепций и технологий.

В обсуждении приняли участие начальник отдела дошкольного и общего школьного образования министерства образования Нижегородской области Виктор Шмелев, директор лицея № 38 Ирина Кучерова и директор лицея № 165 Наталья Созинова.

Виктор Шмелев:

— В Нижегородской области работают 9777 образовательных учреждений. 66 из них имеют повышенный статус — лицеи, гимназии и школы с углубленным изучением отдельных предметов. Если говорить отдельно о лицеях, их в регионе 17 — в Нижнем Новгороде, Семенове, на Бору, в Арзамасе, Кстове, Сарове и Дзержинске. Программу лицейского образования осваивают около 17 тысяч учащихся.

Начальник отдела дошкольного и общего школьного образования министерства образования Нижегородской области Виктор Шмелев.

Поясню, что лицейская программа — это программа повышенного статуса, имеющая, как правило, техническую или естественнонаучную направленность. И обучаться туда идут дети, которым интересна математика, физика, биология, химия, и они готовы в дальнейшем продолжить образование по этому направлению в ведущих вузах.

Наша задача — чтобы лицеи как организационная форма существовали. Программы углубленного изучения остались, изменилось лишь название образовательного учреждения. Так что каких-либо опасений, что лицеи прекратят свое существование, нет. Другой вопрос, что необходимо понимание на уровне округов или муниципалитетов о необходимости сохранения финансирования, которое у общеобразовательных учреждений повышенного статуса всегда было выше, в том числе я говорю и о надбавках педагогам, привлеченным из вузовской среды. Сейчас в связи с новым законом финансироваться все должно на общих основаниях.

Что касается отбора детей в лицеи — он должен быть. Учиться в лицее — трудно, сложно, и не каждый ребенок к этому готов как физически, так и психологически. И очереди, которые появляются каждую весну, это прежде всего претензии родителей. В этом году набор происходил так, чтобы свести к минимуму возникающие проблемы.

Наши лицеи и гимназии входят в рейтинги, в частности, в «500 лучших школ России». И среди призеров различных олимпиад большинство — лицеисты. Это говорит о том, что лицейское образование — более широкое. Гуманитарию быть успешным в математике сложнее, чем математику в гуманитарных науках. Кстати, из 213 «стобалльников» ЕГЭ в Нижегородской области 84 являются лицеистами. Ирина Кучерова:

— Наш Лицей № 38 выполняет запрос родителей и вузов на подготовку выпускников с углубленными знаниями физики и математики. Думаю, что эта система продолжит существование, и изменение названия образовательного учреждения не приведет к потере сути.

Здесь уже была затронута тема отбора детей в лицеи. Мы – единственные, кто набирает школьников, начиная с 9 класса. Предварительно ведем каждый год серьезную работу в рамках Дней открытых дверей, консультаций, выступлений в СМИ. И к нам, как правило, приходят те, кто мотивирован на нашу программу. В этом году набор составил 225 человек и, могу сказать, что приняты были все, кто действительно хочет учиться.

Директор лицея № 38 Ирина Кучерова.

Большое внимание наш лицей уделяет сотрудничеству с вузами. С 1991 года мы начали сотрудничество с техническим университетом, годом позже — с ННГУ и архитектурно-строительным университетом. Именно эти вузы стали базовыми для лицея, и поэтому наша образовательная программа выстроена на основе совместной деятельности. Так, например, один день в неделю лицеисты занимаются в университетах на соответствующих специальных курсах. К слову, недавно у нас была проверка из управления по контролю и надзору в сфере образования. И, кроме того, что к нам не было никаких замечаний, представители этой структуры отметили нашу уникальность, которая дает весомые результаты.

О хорошей подготовке наших выпускников всем известно, приведу несколько последних цифр. В прошлом учебном году лицей окончили 243 выпускника, из них 238 человек (98%) стали студентами вузов, 5 человек – средних специальных учреждений, в том числе и музыкального училища им. Балакирева. Причем студентами наших базовых университетов стали более 70% выпускников. 29 человек учатся сегодня в ведущих вузах Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых СПбГУ, МИФИ, МГТУ им. Баумана. Тем не менее, как и в прошлом году, 76% выпускников поступили в вузы именно по профилю обучения в лицее, т.е. стали студентами естественно-математических и инженерных специальностей.

Наталья Созинова:

— Сохранение системы лицейского образования — стратегическая задача поистине национального значения. Сейчас много говорится о повышении конкурентоспособности нашей экономики, внедрении инновационных технологий. Однако, возникает вопрос: а кто все это будет осуществлять, где и как растут будущие разработчики нанотехнологий? Креативный человеческий ресурс необходимо взращивать, поддерживать. Одаренные дети — наиболее мотивированная часть школьников, которая способна добиться выдающихся успехов, они — достояние нации. Это всегда понимали в России. Лицейское образование возникло еще в ХVIII в. Парадоксально, но и коммунистическая власть не отбрасывала идею элитарного образования. В 70-е годы прошлого века была создана уникальная система физико-математического образования. Недаром Джон Кеннеди заявил, что русские выиграли битву за космос за школьной партой. Система лицейского образования должна сохраниться. К сожалению, в обществе есть определенное недопонимание важности этого процесса, что нашло отражение и в законодательстве даже на федеральном уровне.

Директор лицея № 165 Наталья Созинова.

Вопрос о приеме детей в учебные заведения повышенного статуса очень болезненный. Но полагаю, что отбор, конкурс должен быть. В Нижнем был положительный опыт приема детей, через медико-психолого-педагогические комиссии. Все было гласно, открыто, корректно и понятно. Жалоб родителей не было, как не было и унизительных для всех родительских очередей. В этом году правила вновь изменились. Мы сформировали почти два класса из так называемых льготников — детей, прописанных на микроучастке, и тех, чьи братья и сестры уже учатся в лицее. Раз дети зачислены, то уже нет и предмета для споров. Мы, педагоги, обязаны обеспечить максимальные действия, чтобы, по возможности, дети были успешны. Но не могу не подчеркнуть, что родители должны отдавать себе отчет в том, что учиться в лицее — великий труд. Думать надо прежде всего о комфорте ребенка, его реальных возможностях, а не о своем честолюбии и амбициях.

Кластер «школа-вуз» — аксиома для любого образовательного заведения повышенного статуса. Уже шестнадцать лет мы сотрудничаем с Нижегородской государственной медицинской академией и Высшей школой экономики. С удовольствием участвуем в ряде проектов НГТУ и ННГУ. Это тоже давняя российская традиция. Еще в XIX веке существовали университетские округи, когда вузы опекали определенные учебные заведения, обеспечивающие их наиболее талантливыми абитуриентами. Замечательно, что и в наши дни эта практика продолжается. У нас в лицее в системе дополнительного образования успешно работают преподаватели вузов. Со дня основания лицея курс химии в естественнонаучных классах читает профессор НижГМА, доктор химических наук Александр Сергеевич Гордецов. Именно партнерское сотрудничество с вузами позволяет создавать уникальные образовательные проекты. Например, устная геометрическая олимпиада «Угол», которую мы проводим с ВШЭ. В ней участвуют дети из Нижнего, Кстова, Сарова, Заволжья и других городов области. В результате совместных усилий наши дети успешно поступают в вузы Нижнего, Москвы, Петербурга, а лицей занимает почетные места в городских, областных и федеральных рейтингах лучших образовательных заведений.

На заметку:

Лицей № 38.

Н. Новгород, ул. Ванеева