Государственная предпринимательская деятельность

Содержание

Принципы работы государства, как субъекта предпринимательской деятельности

Государство, как субъект предпринимательской деятельности, может выполнять множество ролей. Они будут зависеть от обстановки, сложившейся в бизнес среде страны, результатов, которых пытается достигнуть государство, и поведения общества.

Роль государства в управлении рынком

Государственное управление имеет как положительные, так и отрицательные моменты:

  • в стране предпринимательство находится под запретом либо государство будет возводить искусственные барьеры на пути развития
  • государство выступает в роли стороннего зрителя (не помогать развитию бизнеса, но и не мешать ему)
  • страна выступает участником развития предпринимательской сферы (постоянно ведется работа по созданию благоприятных условий для предпринимателей, поиск экономических агентов и прочее)

Страна в сфере развития предпринимательства может выполнять роли, описанные в таблице 1.

Наименование роли

Описание

Образовательная

Выражается в подготовке и учебе граждан предпринимательской работе. Достичь успехов в этой среде в современном обществе можно при правильном использовании нескольких составляющих:

  • общеэкономических знаний
  • практики предпринимательской работы
  • умения планировать и рассчитывать свою работу, что выражается в осуществлении верных расчетов при заключении сделок и планировании деятельности

Оказание содействия в развитии

Означает формирование и применение мер по поддержке граждан, решивших стать предпринимателями либо только вступивших в данную сферу. Поддержка может выражаться в использовании льготного режима кредитования, предоставлении налоговых каникул и прочее.

Участие страны в деятельности субъектов, смотрите на видео:

Рынок и госпредпринимательство

Госпредпринимательство уместно там, где работа предпринимателя сопряжена с большими рисками либо требует значительных капиталовложений. Если основной целью работы рынка является получение прибыли, то госпредпринимательство нацелено на социальное и экономическое развитие общества. Это выражается в стремлении к увеличению темпов экономического роста, снижении безработицы, стимуляции научно-технических процессов, балансировке периодических колебаний и прочее.

Для обеспечения жизнедеятельности граждан страны от государства, как субъекта предпринимательской деятельности, требуется поддержка и развитие таких сфер экономики, которые обладают низкой рентабельностью, но в то же время являются социально значимыми.

Например, предприятия жилищно-коммунальной сферы, энергетическая отрасль, некоторые транспортные организации.

Госпредпринимательство выполняет следующие функции:

  • формирование и внедрение для граждан и юрлиц с госучастием системы льгот при оплате и использовании социальных услуг
  • поддержка капитало- и наукоемких отраслей народного хозяйства для стимулирования науки и техники, и улучшения позиций на международной арене
  • поддержка субъектов страны: открытие в депрессивных регионах производственных и промышленных предприятий, повышение уровня занятости, охрана окружающей среды (возведение очистных конструкций, использование безотходного метода производства)
  • производство товарной продукции
  • поддержка фундаментальных научных начинаний

Сферы деятельности между государством и бизнесом разделены. Госучастие осуществляется на тех предприятиях, которые не привлекательны для бизнеса из-за низкой прибыльности. Даже если госорганизация будет обладать широкими полномочиями, ей это не поможет добиться экономической самостоятельности, которой пользуется частный бизнес. Для госпредприятий характерно сочетание рыночного и нерыночного направления хозяйственной деятельности.

Госсектор экономики не может конкурировать с частным бизнесом. Госпредприятия используют систему преференций, предоставляемых властями страны: льготным налогообложением, получением дотаций, каналов сбыта продукции. Госпредприятия редко инициируют процедуру банкротства, акционеры, кроме государства, отсутствуют. Такие факторы отрицательным образом сказываются на развитии производства, оптимизации затрат, на ценообразовании и так далее.

Госразвитие предпринимательства

Госразвитие предпринимательства характеризуется следующими признаками:

  • наличием стабильных социальных выплат гражданам страны (заработные платы, пенсионное обеспечение, система льгот, пособия, премиальные и прочее)
  • поддержка жизненно важных отраслей экономики
  • создание промышленных и производственных предприятий
  • содействие занятости граждан
  • финансирование научно-технической сферы
  • внедрение природоохранных технологий
  • выпуск продукции, монополизированной государством

Задачи госпредпринимательства в РФ

Важнейшей задачей госрегулирования в экономической среде является работа, направленная на достижение поставленных целей, способствующих применению государственных функций в экономике.

При этом значение имеет развитие среды, благоприятной для роста экономических показателей и развития предпринимательства в сегодняшнем обществе.

Выполнению задачи способствует решение сопутствующих проблем:

  • стабилизация экономики
  • создание условий для стабильного экономического развития и обращения финансов
  • развитие конкуренции
  • обеспечение стабильности цен
  • увеличение трудовой занятости граждан
  • создание среды для развития социальных взаимоотношений и так далее

Формы госпредпринимательства

Государственная предпринимательская деятельность имеет множество форм:

  1. Акционерные организации, где 100% уставного капитала находится в собственности государства.
  2. Государственные организации (юрлица унитарной формы с правом хозяйственного ведения и оперативного управления).
  3. Юрлица со смешанной формой. Слияние частного и госкапитала в одной организации позволяет государству привлекать и использовать частный капитал в социально-экономических целях. Частный инвестор за счет влияния в предприятие с госучастием получает преференции в виде льготного кредитования, налогообложения и прочее. Такие юрлица формируются в случае, если государство приобретает акции юрлица частной формы собственности либо если частный бизнес закупает акции у государства.
  4. Государство может передать активы и госкапитал частному юрлицу либо физлицу. Например, передача активов в доверительное управление. Такой прием используется, если госсобственник не способен эффективно управлять и распоряжаться активами. При этом после их передачи у приемника не возникает право собственности. государство может определять принципы и правила распоряжения переданными объектами.

Бизнес-партнерство государственного и частного сектора позволяет добиться лучших результатов деятельности госучастнику и обрести устойчивое финансовое положение частному партнеру. Таким образом, сотрудничество государственного и частного бизнеса способствует улучшению экономической ситуации.

Видео о госзакупках:

Программа развития госсектора

Программа развития госсектора представляет собой составляющую плана экономического развития страны. Выполнение условий программы является обязательным для предприятий госсектора.

Госпредприятия осуществляют свою деятельность в соответствии со следующей документацией:

  • план-приказ
  • план развития организации

Эти акты утверждаются вышестоящими организациями. Также госпредприятия пользуются полномочиями на осуществление самостоятельной производственной деятельности в пределах, дозволенных вышестоящим органом.

Каждые 3 месяца госпредприятие предоставляет отчет о выполнении показателей планов, программ и за самостоятельную хоздеятельность.

То есть, со стороны государства осуществляется постоянный контроль над работой предприятий государственного сектора. Для совершения финансовых операций госпредприятия используют собственные средства от реализации производимой продукции, услуг. Если обязательства за счет собственных доходов не покрываются, то недостаток средств компенсируется бюджетными деньгами. Перед закрытием финансового года сэкономленные денежные средства подлежат возврату в бюджет.

Для усиления государственного присутствия в руководстве предприятий, относящихся к государственному сектору экономики, внедряются следующие программы:

  1. Для улучшения качества управления пакетами акций, принадлежащих государству, планируется создание подробного перечня государственного имущества. Возникла данная необходимость, в том числе, в связи с тем, что акции госорганизации «А» принадлежат юрлицу «Б» с госучастием. При этом предприятие «А» осуществляет деятельность, как частное юрлицо.
  2. При планировании экономического развития страны следует сформировать индиактивную программу совершенствования, основываясь на структуризации государственной отрасли.

Признаки госпредприятия

Важнейшими признаками предприятия государственной формы собственности являются:

  1. Осуществление государственного контроля над собственностью организации и ее финансово-хозяйственной деятельностью. Контролирующими органами могут выступать министерства, ведомства, объединения, обладающие безраздельными полномочиями по использованию имущества и принятию управленческих решений. Также в процессе управления может участвовать частный бизнес, но он полностью контролируется государством.
  2. Цели деятельности госпредприятий заключаются не только в получении наибольшей прибыли, но и в удовлетворении потребностей граждан страны. Этот факт не всегда совпадает с экономическими интересами юрлица с госучастием, но подтверждает его социальную направленность. При этом выполнение социальных функций может сопрягаться с возникновением убытков.

Общие черты государства, как субъекта предпринимательства в разных странах

На сегодняшний день выявляется единственный фактор, объединяющий процедуру госуправления во множестве стран. Он выражается в формировании министерств и ведомств, в чьи функциональные обязанности входит контроль и регулирование областей государственного сектора страны.

Таким образом, предпринимательская деятельность государства направлена на выполнение социально значимых задач для граждан страны. Получение прибыли является второстепенным, а ее недостаток покрывается за счет бюджетных средств.

1.4. Роль государства как субъекта предпринимательского процесса. Государственная поддержка развития малого бизнеса в Российской Федерации

Предпринимательство, как одна из конкретных форм проявления общественных отношений, не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

  • • посторонним наблюдателем, когда прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
  • • ускорителем предпринимательского процесса, когда ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к буму предпринимательства).

Каковы же функции государства как ускорителя предпринимательского процесса?

Во-первых, государство берет на себя образовательные функции, т.е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания по крайней мере трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности:

  • а) общеэкономической теории;
  • б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний;
  • в) количественных методов в предпринимательстве, т. е. умения осуществлять предпринимательские расчеты применительно к любой планируемой сделке или операции, а также умения предусмотреть движение средств на счетах своего предприятия при планировании и осуществлении какой-либо сделки.

Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью государство разрабатывает специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто бере гся за реализацию каких-либо предпринимательских проектов.

В-третьих, государство обычно берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т.е. всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с представлением их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе. Государство стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.

Формы государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом.

Одно из традиционных оснований классификации — характер воздействия государства на деятельность малых предприятий, в зависимости от которого выделяют два вида этого воздействия: прямое и косвенное. К прямому воздействию можно отнести, например, непосредственное введение налоговых льгот для малых фирм, выделение бюджетных средств для льготного финансирования их перспективных инвестиционных проектов, предоставление в бесплатное пользование или льготную аренду малым предприятиям государственного имущества и т.п.

Косвенная поддержка малых предприятий осуществляется государством опосредованно, т.е. через стимулирование крупных (и средних) промышленных корпораций, банков, страховых компаний, общественных организаций, а также задействование элементов инфраструктуры малого бизнеса, обеспечивающих общие условия его развития (учебных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых, консалтинговых и аудиторских фирм и т.д.). К косвенному виду могут относиться такие формы поддержки, как выделение субвенций и дотаций регионам и муниципальным образованиям в качестве поощрения за высокий уровень развития малого предпринимательства. Пример косвенной формы — широко применяемое в США предоставление крупным корпорациям государственного заказа при условии размещения ими на малых предприятиях заказов на производство установленного процента комплектующих.

Второе классификационное основание — функциональное направление государственной поддержки. Здесь можно выделить три вида поддержки: организационно-структурную, финансово-налоговую и имущественную. Первый из перечисленных видов поддержки охватывает формы, связанные с регламентированием деятельности малых предприятий, а также с созданием различных структур предоставляющих услуги малому бизнесу. К ним относятся, например, упрощенная регистрация субъектов малого предпринимательства, предоставление маркетинговой информации на льготных условиях, проведение консалтинга и аудита. К финансово-налоговому виду поддержки относятся различные формы прямого и косвенного финансирования малого бизнеса и применение налоговых рычагов для стимулирования его развития. В эту группу входят предоставление налоговых и таможенных льгот, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию или страхованию малых предприятий; финансовые и налоговые формы государственной поддержки малого предпринимательства.

Имущественный вид поддержки малого бизнеса предполагает активное задействование в этом процессе государственной и муниципальной собственности (причем не только материальной, но и интеллектуальной); например, внедрение на малых предприятиях новых технологий, проведение лизинговых операций, применение гарантийных механизмов с использованием государственного имущества.

Комбинирование первой и второй классификаций позволяет выделить шесть конкретных групп, объединяющих формы государственной поддержки малых предприятий (табл. 1.5).

Наше государство, так же как и другие, пытается поддерживать малый бизнес. Так, в 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а также был образован Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (далее — Фонд). Согласно закону Фонд определен государственным заказчиком Федеральной программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Основными задачами Фонда являются финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и создание эффективно действующего финансового механизма для реализации Федеральной программы, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.

Таблица 1.5

Комбинированная классификация форм и видов государственной поддержки малого предпринимательства

Прямые

Косвенные

Организационно-структурная поддержка

Ведение реестра малых предприятий Упрощенный порядок регистрации:

  • — взимание минимальной платы за лицензирование деятельности и сертификацию продукции;
  • — упорядочение системы контроля и проверок малых предприятий, а также защита прав предпринимателей от чиновничьего рэкета;
  • — обеспечение социальной безопасности (борьба с криминальным рэкетом)

Стимулирование связей между крупными и малыми фирмами на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга (нормативно-правовое обеспечение, государственный заказ для крупных фирм с обязательным привлечением мелких и т.д.)

В том числе информационно-маркетинговое обеспечение (центры но изучению внутреннего и внешнего рынков, организация ярмарок, выставок- продаж и т.н.)

Развертывание консалтинга (налогового, экономического, юридического, и др.) и аудита

Обучение и переподготовка кадров Пропагандистская поддержка (создание положительного образа предпринимателя через средства массовой информации и т.д.)

Организация работы с зарубежными донорскими структурами (МОТ, ЕБРР и др.)

Финансово-налоговая поддержка

Задействование упрощенного порядка представления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета Разрешение использования ускоренной амортизации

Введение льготного (специального) режима налогообложения Льготное кредитование высокоэффективных инвестиционных проектов, связанных с государственными (региональными, местными) интересами Обеспечение государственным заказом Применение льготных таможенных тарифов и другие формы таможенной поддержки

Стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию малых предприятий Предоставление дополнительных субвенций и дотаций регионам и муниципальным образованиям в качестве поощрения за высокий уровень развития малого предпринимательства

Имущественная поддержка

Установление льготных условий предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности, а также формирование государственных лизинговых компаний Научно-технологическая поддержка

11редоставление льгот лизинговым компаниям, работающим с малыми предприятиями

Обеспечение гарантий по кредитам за счет государственного имущества

Для исполнения этих задач реализуются основные направления деятельности:

  • 1. Выработка финансовой стратегии по привлечению российского и международного банковского капитала, а также других кредитно-финансовых организаций под государственные гарантии Правительства Российской Федерации для обеспечения развития малого бизнеса в Российской Федерации.
  • 2. Содействие формированию льготного налогового режима для работающих в сфере малого бизнеса.
  • 3. Формирование системы лизинга как одной из наиболее перспективных возможностей создания и развития производственного базиса малого и среднего предпринимательства.
  • 4. Содействие развитию внешнеэкономической активности субъектов малого предпринимательства.
  • 5. Подготовка и переподготовка кадров для работы в структурах малого бизнеса.
  • 6. Создание условий для успешного развития предпринимательской деятельности путем формирования благоприятной инфраструктуры.
  • 7. Информационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности предпринимателей в сфере малого бизнеса.
  • 8. Развитие рекламно-выставочной и издательской деятельности в этой сфере.
  • 9. Развитие инновационной деятельности в предпринимательских структурах, содействие освоению новых технологий и изобретений.

Для реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки развития малого предпринимательства при участии Фонда созданы 76 региональных фондов и центров, которые находятся под контролем местных органов власти.

Результатами деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства являются федеральные программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Основные цели и задачи таких программ подробнее можно рассмотреть на примере проекта Федеральной программы поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002-2005 годы (далее — Программа).

С учетом характера накопившихся проблем основной целью Программы является обеспечение условий для развития малого бизнеса путем повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Достижение этой цели без проектирования программно-целевого инструментария и его профессионального использования практически невозможно.

Для продвижения к цели в Программе поставлены четыре задачи, призванные решить ключевые вопросы (с учетом ограничений на время решения и предоставленные ресурсы):

I. Создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, преодоление барьеров на пути развития малого предпринимательства.

II. Отработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, консолидация средств и инструментов для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства (по отраслям, территориям), интеграция финансовых механизмов малого предпринимательства в общую кредитно-финансовую систему России.

III. Концентрация ресурсов и оптимизация их использования в работе объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

IV. Практическое содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, укрепление социального статуса, повышение престижа предпринимателей, расширение информационного поля для малого предпринимательства.

В качестве функциональных направлений при решении задач выбраны:

  • • нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства;
  • • развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;
  • • реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства;
  • • повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем;
  • • научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
  • • управление Программой и контроль за ходом ее реализации.

Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частной предпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.

В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. После августа 1998 г. от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабов своего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала и оплаты его труда.

Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Однако государственная поддержка малого предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями.

К главным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, можно отнести:

  • • несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;
  • • неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
  • • ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
  • • организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами;
  • • административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Для решения данных проблем необходимо:

  • 1) совершенствование нормативных правовых актов в сфере налогообложения, государственного контроля и использования государственной собственности;
  • 2) создание новых схем работы с кредитно-финансовыми организациями, предусматривающих содействие реструктуризации банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов;
  • 3) обеспечение гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий, предусматривающих организацию национальной системы гарантирования частных инвестиций в сферу малого бизнеса и их экономическую защиту;
  • 4) создание различных форм финансирования лизинга и схем проведения лизинговых операций, систем самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитования; франчайзинга;
  • 5) участие малых предприятий в поставках продукции для государственных нужд и в инвестиционных конкурсах, финансируемых из бюджета развития Российской Федерации.

Теоретические аспекты изучения государственного предпринимательства в современной экономике

Сущность государственного предпринимательства и его формы

Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой. Его особенности в современной России обусловливаются наличием некоторых обстоятельств:

  • 1. В Российской Федерации современное государственное предпринимательство выступает как продолжение прежних экономических отношений, присущих дореформенной российской (советской) экономике, базировавшейся на почти повсеместном огосударствлении (национализации) предприятий.
  • 2. В России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.
  • 3. В России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на «государственнических» традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство.
  • 4. В России традиционно силен «государственнический» менталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных компаний, основанных «новыми русскими», наподобие описанной выше деятельности АО «МММ».

В прошлом занимавший господствующее положение в экономике СССР государственный сектор, действительно, обнаружил относительную неэффективность. В отсутствии легальной взаимной конкуренции государственные предприятия были подвержены застою. Самое важное — государственные предприятия «советского типа» ни при каких обстоятельствах нельзя было назвать полноценными и конкурентоспособными предпринимательскими фирмами.

Однако, неудачный эксперимент по «огосударствлению» экономики не следует воспринимать как доказательство принципиальной неэффективности государственного сектора экономики или неэффективность государственного предпринимательства как такового.

Во всем мире государственное предпринимательство представляет собой противоречивое явление. С одной стороны, во многих странах государственный бюджет и местные бюджеты часто содержат свободные финансовые ресурсы, которые вполне могли бы инвестироваться в предпринимательский бизнес, развиваемый непосредственно принадлежащими государству (или муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами. С другой стороны, в этом случае органы государственной власти и управления объективно оказываются в двойственном положении — организуя предпринимательскую деятельность принадлежащих им фирм, они, вместе с тем, обязаны выполнять роль арбитра деловых отношений между всеми субъектами предпринимательского бизнеса, в том числе и ими созданными.

Государственное предпринимательство можно определить как участие государства в производстве товаров и услуг, не представляющих собой услуги по государственному управлению, поддержанию правопорядка в обществе и т.п. Вопрос об оправданности его существования был и остается предметом острых теоретической полемики и политической борьбы. Неолиберальная неоклассическая экономическая доктрина, оказывающая сейчас большое влияние на экономическую политику во многих западных странах, исходит из необходимости освободить государство от несвойственных ему функций, одной из которых и считается предпринимательство1. Но есть и сторонники государственного предпринимательства, которые полагают, что эта деятельность для государства вполне органична. Тем не менее в последние годы наблюдается повсеместное сокращение государственного сектора в результате приватизации.

Таким образом, на современном этапе под влиянием объективных потребностей социальноэкономического развития и субъективных факторов доминирует тенденция к расширению сферы частного предпринимательства и сужению сферы государственного предпринимательства. Хотя эта смена тенденций вызвана тем, что государственное предпринимательство во многом не оправдывает возлагавшихся на него надежд, однако вряд ли кто рискнет утверждать, что эта смена тенденций носит окончательный и бесповоротный характер.

В России, исходя из длительного советского опыта огосударствления экономики, выявившего устойчивую тенденцию к снижению эффективности производства, возобладала политика приватизации. Большая часть принадлежавших государству предприятий акционировалась, хотя в силу слабого развития рыночных отношений, специфически складывающихся отношений собственности и т.д. их нельзя считать в полном смысле разгосударствленными, частными предприятиями.

Государственное предпринимательство в странах с рыночной экономикой развивается циклично. Периоды подъема государственного предпринимательства связаны в основном со скачками научно-технического прогресса, когда государство за счет бюджета создает новые отрасли и новые технологии. В этом случае, строго говоря, экономическую деятельность государства можно квалифицировать как предпринимательство лишь в период с момента выхода государственного предприятия на стадию рентабельности и до момента его приватизации. В переходной экономике значение и роль государственного предпринимательства неизмеримо выше, чем в развитой. Факторами, предопределяющими значительное участие государства в предпринимательской деятельности в трансформационный период, является: — недостаточность размеров капитала частного сектора, что не позволяет ему охватить весь воспроизводственный процесс; — наличие массы нерентабельных предприятий, требующих финансовой санации и технической модернизации накануне их приватизации.

Основные усилия государства при этом должны быть обращены на создание таких способов воздействия на предприятия, которые, с одной стороны, обеспечивали бы реализацию устанавливаемых государством как собственником приоритетов, а с другой, гарантировали бы предпринимательскую самостоятельность управляющих, оградив их от необоснованного вмешательства чиновников. Правовой статус субъектов государственного предпринимательства в различных странах отличается большим разнообразием. При этом даже в одной стране, как правило, не существует единого законодательного акта, регулирующего их положение и механизм деятельности. Часто по отношению к таким предприятиям государственные органы устанавливают индивидуальные регламенты, методы контроля и руководства, регулирующие их финансовые и имущественные отношения с государством и рынком. Государственное регулирование экономики посредством государственного предпринимательства придает национальному хозяйству характер определенной однородности. И частный, и государственный предпринимательский сектор представляют собой один и тот же рыночный тип или уклад хозяйствования. Механизм государственного предпринимательства включает разнообразные экономические инструменты. Одним из важнейших инструментов этого механизма в странах с развитой рыночной экономикой является система «государственных рынков».

Можно выделить два основных способа управляющего воздействия на предприятия и их объединения:

1. Государственное регулирование, которое включает установление нормативной базы рыночной экономики («правил игры») и применение косвенных, экономических методов управления по отношению к предприятиям всех форм собственности (включая государственные).

Государственное предпринимательство, то есть непосредственное воздействие на управление предприятиями и их объединениями, когда государство выступает в качестве собственника имущества или пакета акций акционерных обществ (АО). К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с государственным капиталом, относятся казенные предприятия (казенный завод, фабрика, хозяйство), государственные коммерческие предприятия, АО со 100-процентным государственным капиталом, а также АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет или золотая акция

Одновременно требуют регламентации взаимоотношения между органами государственного управления и новыми формами объединения предприятий — холдингами и финансово-промышленными группами. Необходима также конкретизация такой формы отношений, как передача акций, принадлежащих государству, в доверительную собственность (траст). При переходе к рыночной экономике её главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, даёт импульс развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентноспособное производство.

Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму двух выборов: социалистического переустройства плановой экономике в сторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказа от последних, глобальной приватизации и регресса к капиталистической модели. Однако независимо от этого при любой рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике, необходимость его воздействия на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимого государственного вмешательства в неё.

Одной из основных форм государственного предпринимательства являются казённые предприятия. Казенными» называются предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие казне», то есть государственные предприятия. Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства (директивное планирование, задания), политики цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями — потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние. Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета.

В государственные коммерческие предприятия входят предприятия, не преобразованные в АО и на базе которых не созданы казенные предприятия. Имущество закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения. Государственные коммерческие предприятия находятся на полном коммерческом расчете, имеют широкую самостоятельность и практически те же права, что и частные предприятия (за исключением права назначать руководителя и осуществлять операции с государственным имуществом). Трудно уяснить, какое реальное содержание вкладывается в термин «полный коммерческий расчет и в чем его принципиальное отличие от «полного хозяйственного расчета», который, несмотря на гигантские усилия аппарата, так и не был реализован за все годы господства социалистической доктрины. Как показала зарубежная практика, в определенных условиях можно добиться достаточно высокой производительности подобных предприятий.

В отличие от казенных предприятий АО с государственным капиталом участвуют в конкуренции. Их основной задачей является получение прибыли (коммерческие функции). Они могут быть объявлены банкротами, поскольку самостоятельно отвечают по своим долгам. Вместе с тем эти АО в критической ситуации могут рассчитывать на финансовую помощь государства. Последнее обстоятельство выводит государственные АО из жестких последствий конкуренции, что снижает стимулы эффективного функционирования. И, тем не менее, неверна установка на то, что государственное предприятие обречено на неэффективность. Нужно сделать все возможное, чтобы оно приносило прибыль не меньшую, чем предприятия частного сектора. По критерию участия в капитале и влияния государственных органов на управление можно выделить две группы АО: АО, в которых 100 процентов капитала принадлежит государству, и АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или золотая акция.

Можно обозначить три причины образования АО со 100-процентным капиталом:

Акционерная форма дает возможность в перспективе без каких-либо организационных преобразований выбросить на рынок пакет акций для частичной приватизации АО и привлечения дополнительных инвестиций не из государственной казны. Так, в соответствии с п.5.12.3 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года, приватизация активов объектов, не завершенных строительством, может происходить путем учреждения открытых АО со 100-процентным государственным капиталом с последующей продажей акций.

Форма АО по определению предполагает широкую хозяйственную самостоятельность. Нельзя забывать, что и в государственном АО формальным собственником имущества выступает АО, а не государство. Хозяйственная самостоятельность является условием коммерциализации деятельности предприятия.

Само по себе утверждение коммерческих целей не создает достаточной основы для устойчивых финансовых результатов. Необходимо установление действенной системы внутрифирменного управления. Акционирование предполагает преобразование организационных структур и компетенции органов управления. В качестве общей цели создание АО со 100-процентным государственным капиталом призвано решить задачу совмещения достаточно плотной зависимости предприятия от структур государственного управления и достаточной самостоятельности для достижения коммерческих целей. Государственное влияние на промышленную политику предприятия обеспечивается отходом от традиционной организационной структуры управления АО.

Выпадает один из главных ее элементов — собрание акционеров. Его функции должен, видимо, выполнять совет директоров, состав которого определяется собственником — государством. Целесообразно ввести в состав совета директоров наряду с представителями отраслевого органа управления представителей администрации предприятия, трудового коллектива, местных органов власти.

В странах Западной Европы государственное предпринимательство является объектом жесткого финансового и ценового регулирования. Следует отметить, что государственных предприятий советского типа, т.е. хозяйствующих субъектов, работающих по директивным планам, в странах с рыночно ориентированной экономикой, по существу, нет. Ближе всего к такой форме стоят так называемые бюджетные (ведомственные) предприятия, доля которых в различных странах с рыночно ориентированной экономикой колеблется от нуля до 1,5-2% от общего числа предприятий (исключением являются службы связи, верфи, арсеналы). Однако данные предприятия лишены и возможности «делать самостоятельный бизнес», они не имеют ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности.

По-своему положению они входят в систему государственного административного управления и непосредственно подчиняются министерству, ведомству, либо органу местного самоуправления. Не исключены и случаи непосредственного их структурного вхождения в тот или иной орган исполнительной власти данного государства. Кроме того, указанные предприятия не платят налоги на получаемую прибыль, все их доходы и расходы в безакцептном порядке (без возражений со стороны предприятий и без специального уведомления их) перечисляются в государственный бюджет. В отсутствие у таких предприятий реальных возможностей самостоятельного распоряжения собственной прибылью и имуществом, а также самостоятельного проявления заботы о собственной конкурентоспособности их нельзя считать и самостоятельными субъектами предпринимательского бизнеса.

Государственное предпринимательство необходимо даже в условиях рыночной экономики. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Его основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.

Приоритетно государственное предпринимательство, в условиях рыночной экономики, должно осуществляться в следующих отраслях:

  • — обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей;
  • — стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций;
  • — координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды; создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение;
  • — выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом;
  • — поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Говоря о государственном предпринимательства относительно России необходимо отметить, что в современной законодательной базе еще недостаточно актов, направленных на обеспечение предпринимательства всеми правовыми гарантиями и обеспечение условиями для эффективной работы и развития.

государственный предпринимательство экономика

Государственное предпринимательство и государственный сектор в экономике развитых стран

Одной из форм прямого вмешательства государства в экономику является государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.

При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства; смягчение отраслевых и территориальных пропорций; стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

В России начался переход от всеобъемлющего планово-централизованного госпредпринимательства к новому его типу, соответствующему условиям развития многоукладной рыночной экономики. Этот переход включает, с одной стороны, резкое сокращение сферы госпредпринимательства вследствие приватизации объектов государственной собственности, с другой — его качественные изменения: преобразование структуры и форм хозяйственного механизма.

В то же время формирование предпринимательства нового типа пущено практически на самотек. Нет программы, раскрывающей его роль и функции в российской многоукладной экономике, параметры и взаимосвязь с частным предпринимательством. Утрачена управляемость государственными хозяйственными звеньями, предприятиями и объединениями. Они, по существу, сохраняя монопольное положение в производстве, нередко тесно связаны с теневыми структурами. Продолжение экономической реформы требует изменения подхода к преобразованию предпринимательства.

Государственное регулирование осуществляется в рамках государственного сектора. В мировой экономической науке понятие госсектора связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции.

Например, бюджет (часть госсектора, расположенного в сфере распределения) нужен ему для перераспределения доходов, финансирования выпуска общественных товаров и т.д. В сфере распределения удельный вес государства очень велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене — практически равно нулю.

Доля государственного сектора в разных странах различна. Европейский центр государственного предпринимательства для оценки его доли в экономике использует такие показатели, как:

  • — доля государства в ВНП;
  • — численность занятых на государственных предприятиях;
  • — инвестиции, доля субвенций и налогов в ВНП и др.

Уровень огосударствления производства и размеры государственного сектора существенно различаются по странам. Так, в Китае государственный сектор дает свыше 50% валового общественного продукта. В Италии удельный вес госсектора составляет 39-42%, в том числе в промышленности — 30%. Во Франции госпредприятия производят 1/3 ВНП.

Важнейшими причинами исторического роста государственного сектора в экономике выступали и выступают войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (равенство).

Государственное предпринимательство охватывает отрасли, которые ему оставляет частный сектор. Прежде всего это отрасли, в каких отдача либо невелика, либо наступает через длительное время. Это капиталоемкие и малорентабельные звенья производственной и социальной инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь, сферы образования и здравоохранения.

Кроме того, сюда относится и деятельность государства по “оздоровлению” отраслей, переживших кризис, или активизации экономики в целом (национализация либо убыточных предприятий и отраслей, либо таких отраслей, ускоренное развитие которых необходимо для повышения конкурентоспособности негосударственного сектора). Государственное предпринимательство распространяется на национальную оборону и безопасность, поддержание экологической безопасности и др.

Рис. 1. Схема сферы государственного предпринимательства

государственный собственность экономика

Государственное предпринимательство

Цель таких организаций состоит в обеспечении стабильных рабочих мест, развитии заведомо убыточных сфер бизнеса, научно-технический прогрессе. Традиционно, государственное предпринимательство занимает нерентабельные для коммерческих структур ниши: образование, сельское хозяйство, разработка месторождений полезных ископаемых.

Задачи государственного предпринимательства

Организации, находящиеся под контролем правительства, занимаются стратегическими отраслями промышленности, действуют в соответствии с собственными нормами и стандартами качества.

  • Обеспечение рабочих мест. Государственные предприятия в области добычи и переработки сырья, сельского хозяйства и животноводства относятся к градообразующим. Такой бизнес создает инфраструктуру для населения и решает проблему занятости в небольших городах, отдаленных местностях.
  • Обеспечение развитой социальной инфраструктуры. Стабильные государственные предприятия предлагают регулярную выплату заработной платы, пенсий и пособий социально уязвимым слоям населения: малоимущим, инвалидам, пенсионерам.
  • Развитие производства. Государственный сектор обеспечивает нужный уровень финансовой поддержки для стабильного роста промышленности, внедрения новых технологий, нужного объема производства и сбыта. Предприятия работают на основе государственных заказов, пользуются налаженными каналами реализации.
  • Инвестирование в науку, технику и стратегические отрасли экономики. Государственный бизнес в аграрном секторе, электроэнергетике и добыче полезных ископаемых обеспечивает независимость страны от внешних поставщиков. Научно-исследовательские центры и лаборатории, работающие при финансовой поддержке властных структур, создают новые технологии, конкурентоспособную продукцию для внутреннего рынка.

Основные черты государственного предприятия

Этот сектор в РФ представляют государственные унитарные предприятия (ГУП) — коммерческие организации, не обладающие правом собственности на имущество. Такой бизнес не подлежит разделению на доли (акции, паи) и управляется уполномоченным лицом, назначенным и подотчетным органам власти. ГУП создаются для решения социальных задач путем коммерческого применения собственности, не подлежащей приватизации.

  • Наличие активов (зданий, сооружений, производственных мощностей), находящихся в государственном (муниципальном) управлении. Активы государственного бизнеса регистрируются на правах хозяйственного владения или оперативного управления. Этот подход защищает организацию от продажи, приватизации долей.
  • Изменение структуры бизнеса согласовывается с органами муниципальной (федеральной) власти. Создание, реорганизация или ликвидация компаний решается напрямую представителями властных структур. Управляющий бизнесом не имеет права голоса.
  • Учредительные документы готовятся по единым стандартам для ГУП. Наименование государственного бизнеса должно указывать на собственника (например, ГУП Водоканал), содержать подробную информацию об уставном капитале и видах деятельности.

Разновидности государственных предприятий

  • ГУП, предполагающие право хозяйственного ведения бизнеса — государственные и муниципальные предприятия. Например, Пассажиравтотранс управляет собственностью (автобусами, троллейбусами, трамваями, парками) для стабильной прибыли и управления потоком пассажиров.
  • ГУП, предполагающие право оперативного управления бизнесом — казенные предприятия, находящиеся под надзором правительства РФ. Например, Дирекция транспорта и дорожного хозяйства города или области управляет постройкой магистралей, проводит текущий ремонт и обслуживание дорог.