Государственной историко культурной экспертизы

Государственная историко-культурная экспертиза

Государственная историко-культурная экспертиза

Историко-культурная экспертиза проводится в рамках соблюдения Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица – то есть заказчика.

Виды экспертиз

  • Экспертиза проектов на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия

  • Экспертиза проектов зон охраны объекта культурного наследия

  • Экспертиза выявленных объектов культурного наследия для включения в реестр

  • Экспертиза документов, обосновывающих исключение объектов культурного наследия из реестра

  • Экспертиза документации или разделов документации, обосновывающих меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия

  • Экспертиза земель, подлежащих воздействию работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации

  • Экспертиза документации о выполненных археологических полевых работах

  • Экспертиза документов, обосновывающих изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия

  • Экспертиза документов, обосновывающих отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, к особо ценным объектам культурного наследия

Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы устанавливает Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» (с изменениями и дополнениями).

При проведении историко-культурной экспертизы эксперты в договорные сроки рассматривают представленную проектную документацию, представленные документы, проводят историко-архитектурные, архивные, историко-градостроительные и иные необходимые исследования, результаты которых излагают в заключении историко-культурной экспертизы.

Принципы проведения историко-культурной экспертизы

Историко-культурная экспертиза проводится на основе принципов:

  • научной обоснованности, объективности и законности;

  • презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности;

  • соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия;

  • достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу;

  • независимости экспертов;

  • гласности.

Заключение историко-культурной экспертизы

В соответствии с вступившими в силу изменениями в Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» заключение историко-культурной экспертизы оформляется в электронном виде на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF) и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью каждого работника (эксперта), проводившего исследование, и усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица. Каждая страница заключения экспертизы нумеруется.

Заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором указываются:

а) дата начала и дата окончания проведения историко-культурной экспертизы;

б) место проведения историко-культурной экспертизы;

в) заказчик историко-культурной экспертизы;

г) сведения об эксперте (экспертах):

фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты решения уполномоченного органа по аттестации экспертов на проведение экспертизы с указанием объектов экспертизы — для физического лица;

полное и сокращенное наименование организации, ее организационно-правовая форма, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, а также фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты решения уполномоченного органа по аттестации экспертов на проведение экспертизы с указанием объектов экспертизы — для юридического лица;

д) информация о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении историко-культурной экспертизы;

е) цели и объекты историко-культурной экспертизы;

ж) перечень документов, представленных заявителем (при значительном количестве документов их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);

з) сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты историко-культурной экспертизы (если имеются);

и) сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов;

к) факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований (при значительном объеме информации факты и сведения излагаются в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения историко-культурной экспертизы );

л) перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении историко-культурной экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы (при значительном количестве документов и литературы их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения историко-культурной экспертизы);

м) обоснования вывода историко-культурной экспертизы;

н) вывод историко-культурной экспертизы в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 20 Положения о государственной историко-культурной экспертизе;

о) перечень приложений к заключению историко-культурной экспертизы;

п) дата оформления заключения экспертизы, являющаяся датой его подписания экспертом, индивидуально проводившим экспертизу, или членами экспертной комиссии.

К Акту государственной историко-культурной экспертизы прилагаются:

а) приложения, указанные в заключении историко-культурной экспертизы;

б) копии протоколов заседаний экспертной комиссии (если имеются);

в) документы, представленные заказчиком экспертизы, или их копии (п.16 Положения);

г) копии документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы (если имеются);

д) иные документы и материалы по усмотрению эксперта, индивидуально проводившего историко-культурную экспертизу, или председателя экспертной комиссии.

Экспертная организация, Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, или председатель экспертной комиссии оставляет у себя на хранении копию заключения государственной историко-культурной экспертизы с прилагаемыми к нему документами и материалами.

Историко-культурная экспертиза и ее цели

В заключении государственной историко-культурной экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы:

а) об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение):

-включения объекта культурного наследия в реестр (Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).

Эксперты при проведении данной экспертизы проводят комплекс необходимых исследований, обосновывающих обладание объекта историко-культурной экспертизы признаками объекта культурного наследия, установление историко-культурной ценности объекта экспертизы с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры, присвоение категории историко-культурного значения.

По результатам проведенной историко-культурной экспертизы уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия принимается решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения или об отказе от включения указанного объекта в реестр;

определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия:

В заключении государственной историко-культурной экспертизы отражаются результаты проведенного экспертом комплекса исследований о присвоении объекту экспертизы одной из категорий историко-культурного значения в соответствии со ст. 4 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями):

  • объект культурного наследия федерального значения, к вышеуказанному относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

  • объект культурного наследия регионального значения, к вышеуказанному относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, к вышеуказанному относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

-исключения объекта культурного наследия из реестра.

Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения. (Статья 23 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации:

1) в отношении объекта культурного наследия федерального значения — по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы;

2) в отношении объекта культурного наследия регионального значения — по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — согласованного с органом местного самоуправления).

-изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

В целях определения необходимости и целесообразности изменения уже присвоенной категории объекта проводится государственная историко-культурная экспертиза. Заключение историко-культурной экспертизы проводится и выдается за подписью 1 аттестованного эксперта.

-отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;

Объекты федерального значения могут быть отнесены к особо ценным или к объектам мирового культурного наследия. Данный статус может быть присвоен объекту культурного наследия только после проведения государственной историко-культурной экспертизы

б) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ при определении отсутствия или наличия выявленных объектов археологического наследия на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ;

в) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ;

г) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия:

-требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия;

-требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места;

-требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

-установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия и особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия;

Зоны охраны объекта культурного наследия (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта) либо объединенная зона охраны, обеспечивающая сохранность нескольких объектов культурного наследия устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде.

Необходимый состав зон охраны определяется проектом зон охраны, проектом объединенной зоны охраны.

В целях определения соответствия требований государственной охраны объектов культурного наследия проводится государственная историко-культурная экспертиза.

Экспертная комиссия рассматривает:

-соответствие разработанной проектной документации нормативным правовым актам в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, градостроительства и земельных отношений;

— обеспечение сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде на сопряженной с ними территориях;

-обеспечение научной обоснованности предлагаемых проектных решений.

-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

В целях определения соответствия проектной документации требований государственной охраны объектов культурного наследия проводится государственная историко-культурная экспертиза. Проектная документация должна быть разработана в соответствии с заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

Комиссия экспертов проводит историко-архивный, историко-архитектурный и инженерно-технический анализ в объеме, достаточном для обоснования вывода государственной историко-культурной экспертизы.

Выводом заключения историко-культурной экспертизы является соответствие (положительное заключение) или не соответствие (отрицательное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия и рекомендацию экспертов о согласовании проектной документации в порядке, установленном действующим законодательством.

-установления защитной зоны объекта культурного наследия.

Защитные зоны объектов культурного наследия — это территории, которые прилегают к памятникам и ансамблям, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия. В пределах защитных зон запрещено строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Если памятник расположен в границах населенного пункта, граница его защитной зоны будет установлена на расстоянии 100 м от внешних границ территории памятника. Для памятников, расположенных вне населенных пунктов, защитная зона увеличена до 200 м. Что касается ансамблей, для них эти показатели составляют 150 м и 250 м соответственно.

Если у объекта культурного наследия нет утвержденных границ, границы защитной зоны объекта, расположенного в пределах населенного пункта, устанавливаются на расстоянии 200 м от внешней стены памятника либо от общего контура ансамбля, образуемого соединением точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. Для случаев, когда объект культурного наследия расположен не в населенном пункте, граница защитной зоны возрастает до 300 м.

Изменение границы защитной зоны объекта культурного наследия, установленной на расстоянии, отличном от предусмотренных законом расстояний, может быть согласовано органом охраны объектов культурного наследия на основании проекта защитной зоны объекта культурного наследия, получившего положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.

Историко-культурная экспертиза – согласование органа охраны объектов культурного наследия

Для принятия в установленном порядке решения на основании заключения историко-культурной экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия заключение экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF), подписанного усиленными квалифицированными электронной подписями.

Орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 рабочих дней со дня получения заключения историко-культурной экспертизы рассматривает его вместе с прилагаемыми к нему документами и материалами, предусмотренными пунктом 26 Положения о государственной историко-культурной экспертизе.

Орган охраны объектов культурного наследия в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения государственной историко-культурной экспертизы размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для общественного обсуждения.

В течение 15 рабочих дней со дня размещения Акта государственной историко-культурной экспертизы в адрес органа охраны объектов культурного наследия на официальный сайт могут поступать предложения от общественности. Госорган в установленном порядке обязан зарегистрировать поступившие предложения. Датой поступления предложений считается дата регистрации обращения в органе охраны объектов культурного наследия.

Орган охраны объектов культурного наследия, разместивший заключение экспертизы, в течение 10 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте в сети «Интернет» размещает сводку зарегистрированных предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения государственной историко-культурной экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия.

Орган охраны объектов культурного наследия обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения размещенных заключений историко-культурной экспертизы.

По результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы.

В случае несогласия с выводами заключения историко-культурной экспертизы орган охраны объектов культурного наследия уведомляет об этом заказчика письменно с указанием мотивированных причин несогласия. К причинам несогласия относятся:

-несоответствие заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия;

-истечение 3-летнего срока со дня оформления заключения историко-культурной экспертизы;

-выявление в отношении эксперта, подписавшего заключение экспертизы, обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 Положения № 569 «О государственной историко-культурной экспертизе;

-нарушение установленного порядка проведения государственной историко-культурной экспертизы;

-представление для проведения экспертизы документов, указанных в пункте 16 вышеуказанного Положения, содержащих недостоверные сведения.

Уведомление органа охраны объектов культурного наследия о несогласии с заключением экспертизы вручается заказчику. В соответствующем органе охраны объектов культурного наследия хранится экземпляр заключения экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF), а также копия уведомления.

В случае несогласия органа охраны объектов культурного наследия с заключением экспертизы по причинам, предусмотренным пунктом 30 Постановления Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе», заказчик вправе заново представить в указанный орган заключение экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в уведомлении.

В случае несогласия с заключением экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную историко-культурную экспертизу в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».

Эксперт, подписавший заключение экспертизы (за исключением эксперта, подписавшего его с пометкой «особое мнение»), не вправе участвовать в проведении повторной экспертизы.

Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569

Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе

В соответствии со статьями 31 и 32 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о государственной историко-культурной экспертизе.

Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

Положение о государственной историко-культурной экспертизе

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее — экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.

2. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия организует проведение экспертизы, необходимой для обоснования принятия Правительством Российской Федерации решений:

а) о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр) объекта культурного наследия федерального значения;

б) об отнесении объекта культурного наследия федерального значения к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации;

в) об отнесении достопримечательного места к историко-культурным заповедникам федерального значения;

г) об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения;

д) об исключении объекта культурного наследия из реестра;

е) о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета.

3. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия организует проведение экспертизы, необходимой для обоснования принятия Службой решений:

а) об утверждении границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах указанных зон;

б) о направлении предложений о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО;

в) о возможности проведения работ по сохранению отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, организуют проведение экспертизы, необходимой для обоснования принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в установленном порядке решений:

а) о включении объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения в реестр и об определении категории его историко-культурного значения;

б) об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения;

в) об отнесении достопримечательного места к историко-культурным заповедникам регионального или местного (муниципального) значения;

г) об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации или объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон;

д) о возможности проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).

5. Порядок организации проведения экспертизы определяется соответственно Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия (далее — органы охраны объектов культурного наследия).

6. Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее — заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее — договор).

При проведении экспертизы несколькими экспертами заказчик заключает договор с каждым из них.

7. В качестве экспертов привлекаются:

а) физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям:

высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности (в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности);

предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет;

знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы;

б) юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта.

8. К проведению экспертизы не привлекаются лица:

а) имеющие родственные связи с заказчиком (его должностным лицом или работником) (дети, супруги и родители, полнородные и неполнородные братья и сестры (племянники и племянницы), двоюродные братья и сестры, полнородные и неполнородные братья и сестры родителей заказчика (его должностного лица или работника) (дяди и тети));

б) состоящие в трудовых отношениях с заказчиком;

в) имеющие долговые или иные имущественные обязательства перед заказчиком (его должностным лицом или работником), а также в случае, если заказчик (его должностное лицо или работник) имеет долговые или иные имущественные обязательства перед экспертом;

г) владеющие ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах) заказчика;

д) заинтересованные в результатах исследований либо решении, вытекающем из заключения экспертизы, с целью получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера или имущественных прав для себя или третьих лиц.

9. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 7 настоящего Положения, осуществляет аттестацию экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации.

10. В случае если эксперту известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные статьей 29 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в том числе если указанные обстоятельства стали известны ему в период проведения экспертизы, эксперт обязан отказаться от участия в проведении экспертизы.

Заключение эксперта, в случае если указанные обстоятельства стали известны ему после оформления заключения экспертизы, считается ничтожным. В случае если вывод такого эксперта повлиял на результат экспертной комиссии, экспертиза проводится заново.

11. Экспертиза проводится одним экспертом либо экспертной комиссией из 3 и более экспертов.

Для обоснования принятия решений, предусмотренных подпунктами «б» — «е» пункта 2, пунктом 3, подпунктами «б» — «д» пункта 4 настоящего Положения, экспертиза проводится в обязательном порядке экспертной комиссией.

12. Перед началом проведения экспертизы экспертной комиссией проводится ее организационное заседание, на котором эксперты:

утверждают состав членов экспертной комиссии;

избирают из своего состава председателя экспертной комиссии и ее ответственного секретаря;

определяют порядок работы и принятия решений экспертной комиссии и при необходимости утверждают ее регламент;

определяют основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании);

утверждают календарный план работы экспертной комиссии исходя из срока проведения экспертизы;

определяют перечень документов, запрашиваемых у заказчика для проведения экспертизы;

определяют иные положения и условия, необходимые для работы экспертной комиссии и проведения экспертизы.

Организационное заседание экспертной комиссии оформляется протоколом, подписываемым всеми ее членами.

13. При выборе председателя экспертной комиссии преимущество отдается эксперту, имеющему ученую степень (звание) по специальности, соответствующей исследованиям, подлежащим проведению экспертной комиссией.

При необходимости обязанности председателя и ответственного секретаря экспертной комиссии исполняет один эксперт.

14. В случае невозможности председателя экспертной комиссии исполнять свои обязанности или его отказа от участия в проведении экспертизы в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения, члены экспертной комиссии проводят организационное заседание и избирают из своего состава нового председателя экспертной комиссии.

В период до выборов нового председателя экспертной комиссии его обязанности исполняет ответственный секретарь экспертной комиссии.

15. Председатель и ответственный секретарь экспертной комиссии организуют ее работу, в частности:

а) взаимодействуют от имени экспертной комиссии с заказчиком и иными лицами, в том числе по вопросам получения экспертами необходимых документов, материалов и информации;

б) организуют проведение заседаний экспертной комиссии, оформляют и подписывают протоколы этих заседаний;

в) организуют при необходимости выезды членов экспертной комиссии для исследования на месте объектов культурного наследия и объектов экспертизы;

г) контролируют выполнение экспертами плана работы экспертной комиссии и при необходимости совместно принимают решения о его изменении исходя из срока проведения экспертизы;

д) формируют при необходимости экспертные группы по основным направлениям экспертизы;

е) при необходимости готовят и представляют для утверждения на заседаниях экспертной комиссии предложения об изменении состава ее членов, порядка работы и принятия решений;

ж) взаимодействуют от имени экспертной комиссии с заказчиком по вопросам изменения при необходимости договоров, в том числе в части, касающейся изменения сроков проведения экспертизы, количества и состава привлекаемых экспертов;

з) разрешают споры, возникающие между экспертами при проведении экспертизы;

и) обобщают мнения и выводы экспертов и обеспечивают подготовку заключения экспертизы.

16. Для проведения экспертизы заказчик в зависимости от ее целей представляет эксперту (экспертной комиссии) следующие имеющиеся документы:

а) материалы, содержащие информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;

б) фотографическое изображение объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы;

в) копия паспорта объекта культурного наследия;

г) копия охранного обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя указанным объектом (охранно-арендного договора, охранного договора);

д) копия решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр;

е) копия решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия и правового режима земельных участков в указанных границах;

ж) копия документа, удостоверяющего право на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;

з) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;

и) сведения об объекте культурного наследия и о земельных участках в границах его территории, внесенные в государственный кадастр недвижимости (копии соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);

к) технический план объекта культурного наследия, составленный в результате выполнения кадастровых работ;

л) справка организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, содержащая сведения об адресе объекта культурного наследия, о его технических характеристиках и состоянии, а также копия технического паспорта на объект культурного наследия и (или) его поэтажного плана с указанием размеров и приведением экспликации помещений;

м) проект зон охраны объекта культурного наследия;

н) копия акта (актов) органа государственной власти об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;

п) копия утвержденного в установленном порядке проекта границ земельного участка (земельных участков) в границах территории объекта культурного наследия и (или) его зон охраны;

р) копии документов, подтверждающих принадлежность земельного участка (земельных участков) в границах территории объекта культурного наследия и (или) его зон охраны к определенной категории земель и установленное разрешенное использование указанного земельного участка;

с) межевой план земельного участка (земельных участков) в границах территории объекта культурного наследия и (или) его зон охраны, составленный в результате выполнения кадастровых работ;

т) копия градостроительного плана земельного участка, на котором предполагается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

у) историко-культурный опорный план или его фрагмент для объектов недвижимости и зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в границах исторического поселения;

ф) историко-культурный опорный план или его фрагмент либо иные документы и материалы, в которых обосновывается предлагаемая граница историко-культурного заповедника;

х) сведения о прекращении существования утраченного объекта культурного наследия, внесенные в государственный кадастр недвижимости, а также акт обследования, составленный при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия;

ц) акт уполномоченного органа (органов) государственной власти (судебного органа, органа прокуратуры, органа внутренних дел, органа государственного пожарного надзора или организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности), подтверждающий прекращение существования (утрату) объекта культурного наследия;

ч) сведения о принятых органами прокуратуры, органами внутренних дел и иными уполномоченными органами государственной власти мерах по привлечению должностных лиц, физических и юридических лиц к установленной законодательством Российской Федерации ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия;

ш) документы, обосновывающие воссоздание утраченного объекта культурного наследия.

17. При проведении экспертизы эксперт обязан:

а) соблюдать принципы проведения экспертизы, установленные статьей 29 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

б) обеспечивать объективность, всесторонность и полноту проводимых исследований, а также достоверность и обоснованность своих выводов;

в) самостоятельно оценивать результаты исследований, полученные им лично и другими экспертами, ответственно и точно формулировать выводы в пределах своей компетенции;

г) обеспечивать конфиденциальность полученной при проведении экспертизы информации;

д) соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы;

е) информировать экспертную комиссию и соответствующий орган охраны объектов культурного наследия о случаях воздействия на экспертов в целях оказания влияния на результаты экспертизы.

18. При проведении экспертизы эксперты рассматривают представленные документы, проводят историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые исследования, результаты которых излагают в заключении экспертизы.

Эксперты, индивидуально проводившие экспертизу одного объекта экспертизы, рассматривают представленные документы и осуществляют исследования совместно с последующим оформлением единого или индивидуального заключения экспертизы.

19. Заключение экспертизы оформляется в виде акта, в котором указываются:

а) дата начала и дата окончания проведения экспертизы;

б) место проведения экспертизы;

в) заказчик экспертизы;

г) сведения об эксперте (экспертах):

фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты аттестации Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия — для физического лица;

полное и сокращенное наименование организации, ее организационно-правовая форма, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, а также фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты аттестации Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия экспертов, проводивших экспертизу, — для юридического лица;

д) информация о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении;

е) цели и объекты экспертизы;

ж) перечень документов, представленных заявителем (при значительном количестве документов их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);

з) сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы (если имеются);

и) сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов;

к) факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований (при значительном объеме информации факты и сведения излагаются в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);

л) перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы (при значительном количестве документов и литературы их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);

м) обоснования вывода экспертизы;

н) вывод экспертизы в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 20 настоящего Положения;

о) перечень приложений к заключению экспертизы;

п) дата оформления заключения экспертизы, являющаяся датой его подписания экспертом, индивидуально проводившим экспертизу, или членами экспертной комиссии.

20. В заключении экспертизы указывается однозначный понятный вывод экспертизы:

а) об обоснованности (положительное заключение) или необоснованности (отрицательное заключение):

включения объекта культурного наследия в реестр (в положительном заключении экспертизы указывается рекомендуемая категория историко-культурного значения объекта культурного наследия, а также излагаются особенности, определяемые как его предмет охраны);

отнесения объекта культурного наследия федерального значения к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или объектам всемирного культурного наследия;

отнесения достопримечательного места к историко-культурным заповедникам;

изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

исключения объекта культурного наследия из реестра;

б) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проекта зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;

в) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение):

проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

воссоздания утраченного объекта культурного наследия.

21. Каждая страница заключения экспертизы нумеруется и заверяется подписью ответственного секретаря экспертной комиссии или подписью эксперта, индивидуально проводившего экспертизу. Подчистки, дописки и незаверенные исправления в заключении экспертизы не допускаются.

22. Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, а также эксперты, индивидуально проводившие экспертизу одного объекта экспертизы, подписывают заключение экспертизы с указанием своей фамилии и инициалов.

В случае если в качестве эксперта привлечено юридическое лицо, заключение экспертизы подписывается всеми работниками, проводившими исследования, утверждается руководителем этого юридического лица и заверяется печатью организации.

23. Заключение экспертизы, проведенной экспертной комиссией, подписывается председателем, ответственным секретарем и остальными членами экспертной комиссии с указанием своей фамилии и инициалов и не изменяется без их согласия.

При подписании заключения экспертизы эксперт (за исключением председателя экспертной комиссии) вправе указать те исследования, которые он проводил непосредственно и за достоверность результатов которых он несет ответственность.

24. Член (члены) экспертной комиссии в случае своего несогласия с заключением экспертизы подписывает его с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется в виде подписанного членом экспертной комиссии документа, содержащего обоснование причин его несогласия с выводами экспертизы.

Документ, в котором изложено особое мнение, в обязательном порядке прилагается к заключению экспертизы и является его неотъемлемой частью.

25. Подписи экспертов должны быть подлинными и четкими, использование факсимильных подписей не допускается.

26. Заключение экспертизы оформляется экспертом, проводившим индивидуальную экспертизу, или экспертной комиссией в 4 экземплярах, имеющих равную силу. К каждому экземпляру экспертного заключения прилагаются:

а) приложения, указанные в заключении экспертизы;

б) копии договоров;

в) копии протоколов заседаний экспертной комиссии (если имеются);

г) документы, представленные заказчиком экспертизы, или их копии;

д) копии документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы (если имеются);

е) иные документы и материалы по усмотрению эксперта, индивидуально проводившего экспертизу, или председателя экспертной комиссии.

27. Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, или ответственный секретарь экспертной комиссии в течение 10 рабочих дней с даты оформления заключения экспертизы вручает (направляет) заказчику 3 его экземпляра со всеми прилагаемыми документами и материалами.

Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, или председатель экспертной комиссии оставляет у себя на хранении 1 экземпляр заключения экспертизы с прилагаемыми к нему документами и материалами. Эксперты, участвовавшие в проведении экспертизы, вправе получить от председателя экспертной комиссии копию заключения экспертизы, а также копии прилагаемых к нему документов и материалов.

28. Для принятия в установленном порядке решения на основании заключения экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия 2 экземпляра заключения экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами.

29. Орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 дней с даты получения документов и материалов, предусмотренных пунктом 28 настоящего Положения, рассматривает заключение экспертизы, прилагаемые к нему документы и материалы.

В процессе рассмотрения орган охраны объектов культурного наследия может проводить консультации с заказчиком и экспертами для получения необходимых разъяснений по представленному заключению экспертизы, прилагаемым к нему документам и материалам, а также в целях приведения их в соответствие с установленными требованиями.

30. В случае несогласия с заключением экспертизы орган охраны объектов культурного наследия уведомляет об этом заказчика экспертизы письменно с указанием мотивированных причин несогласия. К причинам несогласия, в частности, относятся:

а) несоответствие заключения экспертизы законодательству Российской Федерации;

б) несоответствие заключения экспертизы принципам ее проведения, установленным статьей 29 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

в) наличие в заключении экспертизы, прилагаемых к нему документах и материалах недостоверных сведений, оказывающих влияние на вывод экспертизы;

г) выявление в отношении эксперта, подписавшего заключение экспертизы, обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения;

д) нарушение установленного порядка проведения экспертизы;

е) несоответствие заключения экспертизы требованиям, предусмотренным пунктами 19-25 настоящего Положения;

ж) отсутствие прилагаемых к заключению экспертизы документов и материалов;

з) истечение 2-летнего срока с даты оформления заключения экспертизы.

31. Уведомление органа охраны объектов культурного наследия о несогласии с заключением экспертизы (далее — уведомление) направляется (вручается) заказчику вместе с 1-м экземпляром заключения экспертизы и прилагаемыми к нему документами и материалами.

В соответствующем органе охраны объектов культурного наследия хранятся в порядке, установленном правилами организации документооборота, 2-й экземпляр заключения экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы, а также копия уведомления.

32. В случае несогласия соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с заключением экспертизы по причинам, предусмотренным подпунктами «е» и «ж» пункта 30 настоящего Положения, заказчик вправе заново представить в указанный орган 2 экземпляра экспертного заключения и прилагаемые документы и материалы при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в уведомлении.

33. Орган охраны объектов культурного наследия вправе назначить повторную экспертизу в случае:

а) несогласия с заключением экспертизы по причинам, предусмотренным пунктами «а» — «д» и «з» пункта 30 настоящего Положения;

б) непредставления в срок, указанный в уведомлении, доработанного экспертного заключения и прилагаемых документов и материалов с учетом замечаний и предложений в соответствии с пунктом 32 настоящего Положения;

в) поступления в период рассмотрения заключения обоснованного заявления заинтересованного лица, чьи права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате принятия решения на основании заключения экспертизы, о назначении повторной экспертизы.

34. Повторная экспертиза проводится в порядке, установленном настоящим Положением для проведения экспертизы.

Эксперт, подписавший заключение экспертизы (за исключением эксперта, подписавшего его с пометкой «особое мнение»), не вправе участвовать в проведении повторной экспертизы.

35. Размер оплаты экспертизы, касающейся объекта культурного наследия федерального значения, устанавливается договором и определяется исходя из объема и сложности выполняемых экспертом работ и общей суммы следующих расходов:

а) оплата труда эксперта;

б) оплата документов, материалов, техники, средств и услуг, необходимых для проведения экспертизы;

в) оплата транспортных и командировочных расходов, связанных с проведением экспертизы.

36. Размер оплаты экспертизы не может зависеть от ее результатов. Эксперт не вправе получать от заказчика (в том числе в процессе проведения экспертизы, а также после оформления заключения) в качестве вознаграждения, поощрения и (или) благодарности за ее результаты деньги, ценности, иное имущество, услуги имущественного характера или имущественные права для себя или третьих лиц.

37. В случае если заказчиком экспертизы является федеральный орган исполнительной власти, оплата услуг по проведению экспертизы производится за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных этому федеральному органу исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на обеспечение его деятельности.

Историко-культурная экспертиза

Историко-культурная экспертиза проводится с целью выяснения, является ли тот или иной объект культурным наследием Российской Федерации или нет. Если да – он включается в единый государственный реестр. Права на его использование, таким образом, сильно ограничиваются. Объект культурного наследия должен быть сохранен собственником в первозданном виде и хорошем состоянии. Более того, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия или участка, на котором он находится, требует согласования с органами исполнительной власти.

Историко-культурная экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица – то есть заказчика.

Правовые аспекты

  • Историко-культурная экспертиза проводится в рамках Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
    «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и регулируется главой 5 настоящего Закона.
  • Согласно статье 15 настоящего Закона, объекты культурного наследия включены в единый государственный Реестр.
  • Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы устанавливает постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569.
  • Права пользования объектом культурного наследия, а также земельным или водным участком, на территории которого располагается искомый объект, регулируются статьей 52 настоящего Закона. В статье 53 указываются ограничения при использовании объекта культурного наследия или территории, на которой он располагается.

Задачи, которые решает историко-культурная экспертиза

Государственная историко-культурная экспертиза (далее — историко-культурная экспертиза) проводится в целях:

  • обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;
  • определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  • обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;
  • определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия;
  • отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия.

Исследуемые объекты

Согласно статье 30 настоящего Закона, в рамках историко-культурной экспертизы исследуются:

  1. объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона;
  2. земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению;
  3. документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
  4. документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;
  5. документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  6. документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
  7. проекты зон охраны объекта культурного наследия;

Пункт первый требует пояснений, которые подробно приводятся в статье 3 настоящего Закона. Согласно ей, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники. А также иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

Памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями

  • Памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения;
  • Произведения монументального искусства;
  • Объекты науки и техники, включая военные;
  • Частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия).

Ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений следующего назначения:

  • Фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного;
  • Памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;
  • Произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

Достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе

  • Места бытования народных художественных промыслов;
  • Центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;
  • Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;
  • Культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок;
  • Места совершения религиозных обрядов.

Согласно статье 4 Закона, объекты культурного значения имеют разную ценность и подразделяются на три категории:

  • Объекты федерального значения – ценные для РФ, сюда также относят объекты археологического наследия,
  • Объекты регионального значения – то есть имеющие ценность для культуры и/или истории конкретного региона,
  • Объекты муниципального (местного) значения – имеющие значение для местной истории и/или культуры.

Методы исследования

Методами исследования объекта является изучение предоставленных документов, историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые изыскания, проводимые отдельным экспертом или экспертной комиссией составом более 3-х человек, во главе с председателем.

В качестве экспертов привлекаются физические лица, имеющие научные и практические знания в исследуемой области, со стажем работы по профилю не менее 10 лет. Все эксперты проходят аттестацию.

По окончании исследования формируется экспертное заключение, которое предоставляется заказчику.

Вопросы, которые следует задать эксперту

  1. Является ли исследуемый объект культурным наследием РФ или нет?
  2. Нужно ли включать его в единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ?
  3. Относится ли исследуемый объект к особо ценному культурному наследию РФ?
  4. Является ли он объектом всемирного культурного наследия?
  5. Относится ли исследуемое достопримечательное место к историко-культурным заповедникам?
  6. Требуется ли изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия?
  7. Нужно ли исключить исследуемый объект из реестра?
  8. Соответствуют ли требованиям государственной охраны объектов культурного наследия
    • проекты зон охраны объекта культурного наследия,
    • режим использования земель,
    • градостроительный регламент.
  9. Возможно ли проведение работ по сохранению объекта культурного наследия?
  10. Возможно ли воссоздание утраченного объекта культурного наследия?

Заключения государственных историко-культурных экспертиз

Министерство Министерство

  • Полномочия
  • Руководство
  • Структура
  • Департаменты Департаменты
    • Департамент музеев Департамент музеев
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
      • Конкурсы
    • Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Департамент кинематографии Департамент кинематографии
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Департамент государственной охраны культурного наследия Департамент государственной охраны культурного наследия
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент науки и образования Департамент науки и образования
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
      • Конкурсы
    • Департамент экономики и финансов Департамент экономики и финансов
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент инвестиций и имущества Департамент инвестиций и имущества
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Нормативно-правовой департамент Нормативно-правовой департамент
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Планы
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент управления делами Департамент управления делами
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент регионального развития и приоритетных проектов Департамент регионального развития и приоритетных проектов
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Конкурсы
    • Департамент информационного и цифрового развития Департамент информационного и цифрового развития
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Отдел государственной службы, кадров и наград Отдел государственной службы, кадров и наград
      • Новости самостоятельного отдела
  • Подведомственные организации Подведомственные организации
    • Государственные академии наук
    • Театрально-зрелищные учреждения
    • Музеи
    • Библиотеки
    • Концертные учреждения
    • Киностудии
    • Цирковые учреждения
    • Продюсерские учреждения
    • Самостоятельные музыкальные коллективы
    • Научные организации
    • Образовательные организации высшего образования
    • Профессиональные образовательные организации
    • Общеобразовательные организации
    • Реставрационные учреждения
    • Музей
    • Прочее
  • Территориальные органы Территориальные органы
    • Положение о территориальных органах
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам Управление Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
  • Координационные и совещательные органы Координационные и совещательные органы
    • Коллегия Министерства культуры Российской Федерации Коллегия Министерства культуры Российской Федерации
      • Состав коллегии
      • Повестки
      • Доклады
      • Решения
    • Общественный совет при Министерстве культуры Российской Федерации Общественный совет при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Новости
      • Официальные документы
      • Рабочие группы Рабочие группы
        • Компетенции Рабочих групп Общественного совета
        • Документы рабочих групп Общественного совета
        • Состав Президиума Общественного совета
        • Рабочая группа №1 по вопросам музеев
        • Рабочая группа №2 по вопросам поддержки искусства и народного творчества
        • Рабочая группа №3 по вопросам кинематографии
        • Рабочая группа №4 по вопросам государственной охраны культурного наследия
        • Рабочая группа № 5 по вопросам науки и образования
        • Рабочая группа №6 по вопросам регионального развития и приоритетных проектов
        • Рабочая группа №7 по вопросам информационного и цифрового развития
      • Задачи и функции
      • Порядок ротации
      • Требования к кандидатам
      • Общественный совет в комиссиях Минкультуры России
      • Комиссии Общественного совета
      • Результаты общественных обсуждений законопроектов и отчетов Минкультуры России
      • Запросы членов Общественного совета
      • Комментарии, мнения, предложения
      • Публикации СМИ
      • Трансляция заседаний ОС
      • Обращение в Общественный совет
      • Общественный совет 2013-2015 гг. Общественный совет 2013-2015 гг.
        • Задачи и функции Общественного совета
        • Методика оценки и критерии эффективности деятельности Общественного совета
        • Порядок ротации членов ОС
        • Требования к кандидатам в члены ОС
        • Документы
      • Контакты общественного совета
    • Координационный совет по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации Координационный совет по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Положение
      • ХХIV заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХIII заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХII заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХI заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХ заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
    • Координационный совет по реализации государственной национальной политики при Министерстве культуры Российской Федерации Координационный совет по реализации государственной национальной политики при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Документы
    • Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры при Министерстве культуры Российской Федерации Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Документы
    • Экспертный совет при Министерстве культуры Российской Федерации
  • Открытое министерство
  • Государственная служба Государственная служба
    • Конкурсы на замещение вакантных должностей и в резерв
    • Условия прохождения гражданской службы
    • Квалификационные требования
    • Порядок обжалования
    • Регулирующие документы
    • Кадровый резерв
    • Порядок поступления на гражданскую службу
    • Документы, необходимые для поступления на государственную гражданскую службу
    • Конкурсная комиссия
    • Архив вакансий и конкурсов
    • Молодежная политика
  • Совет ветеранов
  • Национальный проект «Культура» Национальный проект «Культура»
    • О нацпроекте
    • Публикации
    • Телесюжеты
    • Документы
    • Культурно-образовательные комплексы
    • Федеральный проект «Культурная среда»
    • Федеральный проект «Творческие люди» Федеральный проект «Творческие люди»
      • Программа «Волонтеры культуры»
      • 15 центров образования и повышения квалификации
    • Федеральный проект «Цифровая культура»
    • Официальная символика