Государственный экологический контроль

Тема 5. Понятие, виды и содержание экологического контроля.

Понятие экологического контроля

Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды — экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности — контроль и надзор.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Объектом экологического контроля является, с одной стороны, окружающая среда (ее компоненты), с другой — деятельность органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению экологических правил и нормативов.

Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью неподчиненных им органов лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

Функции экологического контроля:

  • предупредительная;

  • информационная;

  • карательная.

Предупредительная функция заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.

Виды экологического контроля

Виды экологического контроля (в зависимости от субъекта и сферы действия контроля):

  • государственный;

  • ведомственный;

  • муниципальный;

  • производственный;

  • общественный.

Задачи экологического контроля

  1. контроль выполнения правовых требований, планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

  2. контроль соблюдения нормативов предельно допустимых воздействий на природу;

  3. контроль выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

Иначе, задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

Понятие и задачи экологического контроля

Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности — контроль и надзор.

Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.

Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил*. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различие между этими видами деятельности уловить трудно. Так, в соответствии с Законом РФ от 26 июня 2008 г. «Об обеспечении единства измерений» таким органом является Государственная метрологическая служба Госстандарта России. Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических правил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды Федеральный закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.08, №102-ФЗ. Ст.12..

Мероприятие по контролю — совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — это комплекс мер, проводимых в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Содержание экологического контроля объединяет такие категории, как качество окружающей природной среды и его нормирование, экологический мониторинг, экологическая экспертиза и др.

Хозяйственная и иная деятельность сопровождается использованием природных ресурсов и объектов. Одна часть последних перерабатывается в конечный продукт, а остальная идет в отходы. Твердые и жидкие складируются на поверхности, зарываются в землю, сливаются в водоемы, а газообразные выбрасываются в атмосферу. Экологический контроль призван минимизировать ущерб окружающей среде, наносимый скапливающимися отходами хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и объектов и эффективного проведения мероприятий по охране окружающей среды.

Главная задача экологического контроля — выявление любых изменений качества окружающей природной среды и поддержание его на установленном уровне. Качество окружающей природной среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.

Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормативы и в соответствии с закрепленной процедурой их утверждения облекаются в форму нормативно-правовых актов.

В системе показателей качества окружающей природной среды выделяют нормативы, которые определяют:

а) предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах;

б) предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;

в) предельно допустимые уровни вредных воздействий — вибрации, электромагнитных излучений и т.д.

Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности хозяйственная и иная деятельность одновременно действует на различные по величине и виду природные объекты и комплексы, загрязняя их вредными веществами и оказывая иное негативное воздействие.

Содержание экологического контроля сводится к проверке соблюдения хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) требований экологического законодательства, нормы которого призваны обеспечить благоприятную для здоровья и жизни обстановку, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов.

Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций — предупредительную, информационную и карательную.

— Предупредительная функция, её роль заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений.

— Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.

— Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.

В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

Виды, формы и методы экологического контроля

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Споры по недвижимости » Экологическое право » Виды, формы и методы экологического контроля

Экологический контроль представляет вид государственного управления в сфере экологического права, реализующийся в комплексе мер, направленных на соблюдение общеобязательных норм и правил путем применения норм властного принуждения. Статья раскрывает понятие и виды, а также описывает формы и методы осуществления экологического контроля.

Экологический контроль рассматривается отечественной правовой системой как комплекс правоустанавливающих норм и одновременно как перечень конкретных мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление и пресечения нарушения законодательства в сфере охраны природной среды.

Таким образом, можно выделить следующие аспекты экологического контроля:

  • Функция государственного управления. Государство в лице уполномоченных органов обобщает информацию о состоянии правоотношений в сфере экологического права и охраны окружающей среды, после чего реализует ее в принятии конкретных нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу. Именно государство уполномочено разрабатывать нормы в отношении охраны природных объектов, которые должны соблюдать все субъекты;
  • Реализация законодательных норм на практике. Государство не ограничивается принятием комплекса нормативных актов, оно еще и контролирует их исполнение. В случае нарушения указанных норм по охране окружающей среды государство имеет возможность привлечь виновных лиц к различным видам ответственности.

Виды экологического контроля

Виды экологического контроля нашли свое отражение в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

  • Государственный экологический контроль. Осуществляется уполномоченными государственными органами и обеспечивается мерами властного принуждения в случае нарушения норм по охране природной среды;
  • Общественный экологический контроль. Осуществляется некоммерческими организациями, гражданами и их объединениями. Указанные субъекты по итогам общественного контроля имеют право направить в государственные и муниципальные органы свои предложения по устранению нарушений правил охраны природного мира, которые являются обязательными для рассмотрения.
  • Производственный экологический контроль. Осуществляется организациями и предпринимателями в ходе хозяйственной деятельности путем разработки и утверждения программы производственного экологического контроля в отношении каждого объекта природной среды, получающего негативное воздействие в процессе производства.

Также экологический контроль можно разделить по отдельным видам в зависимости от стадии контроля:

  • Предупредительный экологический контроль. Происходит на стадии подготовки к осуществлению хозяйственной деятельности (согласование, проектирование, получение разрешений на допустимый вред окружающей среде и т.д.). Позволяет предусмотреть профилактические меры для недопущения причинения вреда объектам природного мира, а также предотвратить потенциально опасную экологическую деятельность на стадии согласования.
  • Текущий экологический контроль. Осуществляется в рамках текущей хозяйственной деятельности и состоит в контроле за хозяйствующими субъектами. Такой контроль заключается в запросе документальной информации, выездных проверках и инспекциях.
  • Последующий экологический контроль. Заключается в сборе информации по итогам хозяйственной деятельности, ее обобщении и систематизации с целью дальнейшего регулирования природоохранных мероприятий.

Формы экологического контроля

В экологическом праве выделяют следующие формы экологического контроля:

  • Информационный экологический контроль. Реализовывается путем постоянного мониторинга за ситуацией в сфере охраны окружающей среды и позволяет своевременно отслеживать положительные или негативные изменения как в отношении отдельных объектов природы, так и в экологической ситуации в целом.
  • Карательный (принудительный) экологический контроль. Состоит в применении мер властного принуждения к субъектам, нарушающим нормы экологического права. Привлечение к ответственности осуществляется в пределах установленных санкций.

Методы экологического контроля

По методам проведения экологический контроль подразделяется на следующие виды:

  • Инспекционный экологический контроль. Уполномоченные органы в сфере охраны окружающей среды имеют право проводить инспекции хозяйствующих субъектов на предмет контроля за выполнением норм по охране окружающей среды. В процессе проверки инспекционные органы имеют доступ ко всей разрешительной и технической документации организации;
  • Аналитический экологический контроль заключается в анализе информации, полученной в ходе инспекционного контроля, а также обязательной отчетности хозяйствующих субъектов;
  • Инструментальный экологический контроль производится путем сбора проб и анализов на предмет причинения вреда объектам окружающей среды и дальнейшего их исследования в лабораторных условиях.

Государственный экологический контроль ( надзор )

Государственный экологический контроль (надзор) – это деятельность за соблюдением экологического законодательства, нормативов и правил, выполнением мероприятий по охране окружающей среды.

Предназначен для защиты от экологической опасности и состоит из надведомственных: контроля, экспертизы, мониторинга, нормирования, аудита и других методов регулирования природоохранной деятельности на уровне государства и юридических лиц.

Система государственного экологического контроля состоит из службы наблюдения за состоянием окружающей среды, производственного и общественного экологического контроля, проводимых органами представительной и исполнительной власти всех уровней.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Должностные лица и специалисты этой службы контролируют соблюдение норм и правил природоохранного законодательства. При выявлении нарушений они ограничивают, приостанавливают или запрещают выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, запрещают освоение и использование объектов, дают предписания об аннулировании лицензий на пользование отдельными видами природных ресурсов, предъявляют штрафные санкции, иски о возмещении ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды и пр.

Ведомственный экологический контроль осуществляются структурными экологическими подразделениями хозяйственных и силовых ведомств (управления, отделы, инспекции). При этом внимание обращается на соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований, внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий, снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, осуществление мероприятий по предупреждению производственных аварий и катастроф, оказывающих вредное воздействие на природную среду.

Производственный экологический контроль проводится должностными лицами, отвечающими за соблюдение требований охраны окружающей природной среды и специальными природоохранными структурными подразделениями.

Задачи производственного экологического контроля:

  • охрана окружающей среды от загрязнения, рациональное использование природных ресурсов (сырья), рекультивация земель;
  • планирование соответствующих мероприятий;
  • анализ результатов природоохранной деятельности;
  • участие в рассмотрении проектов строительства, расширения и реконструкции производств в части решений по защите окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • контроль за внедрением технологических процессов, позволяющих минимизировать поступление загрязнений в окружающую среду;
  • контроль за сточными водами;
  • расследование причин и последствий залповых выбросов и сбросов вредных веществ, подготовка предложений о мерах по их недопущению;
  • ведение экологических паспортов предприятия.

Общественный экологический контроль в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» проводится с целью независимой проверки исполнения требований природоохранного законодательства министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, должностными лицами. При этом граждане имеют право:

  • участвовать в собраниях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, заявлениями, требовать их рассмотрения;
  • ставить вопрос о привлечении к ответственности за нарушение экологических требований, предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу;
  • требовать отмены решений о деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий.

Большая часть контрольных мероприятий государственного экологического контроля (около 72 % проверок) проводится по годовым планам территориальных природоохранных органов. Они ориентированы в основном на деятельность крупных природопользователей и предприятий, оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду. Практически все мероприятия государственного экологического контроля имеют комплексный характер, осуществляются одновременно по всем видам природопользования и формам воздействия на окружающую среду.

Приоритет государственного экологического контроля при обеспечении гражданской защиты — выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций, включая:

  • прогнозирование, выявление возможных экологических угроз, оценку факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
  • разработку и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
  • разработку и совершенствование средств защиты населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций.

С 2003 года государственный экологический контроль приобрел характер планомерной деятельности.

Департаменты государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды федеральных округов координируют работу и осуществляют контрольные мероприятия по наиболее крупным объектам природопользования.

Государственный экологический контроль за использованием и охраной водных объектов ведут отделы государственного контроля бассейновых водных управлений.

Специализированные морские инспекции осуществляют государственный экологический контроль на море и континентальном шельфе.

В соответствии с законодательством РФ, государственный контроль за использованием и охраной лесного и земельного фонда вменяется в обязанности должностных лиц федеральных органов.

Аналитическое обеспечение государственного экологического контроля представлено лабораториями и специализированными инспекциями аналитического контроля (СИАК).

Источники: Экологическая доктрина РФ // Собрание законодательства РФ. 2002. №36. Cт. 3510. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2003 году». —М., 2004; Теоретические и методические основы технологии регионального контроля природной среды по данным экологического мониторинга. Левич А.П., Булгаков Н.Г., Максимов В.Н. —М., 2004; Государственное и муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды. Под общей редакцией Никитина А.Т. и Степанова С.А. —М., 2001.

Глава 4..Общественный экологический контроль.

Статья 11. Предмет общественного экологического контроля.

Общественный экологический контроль — это осуществление общественной проверки и оценки степени соблюдения законодательства по охране окружающей природной среды и экологической безопасности населения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями организациями, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.

Статья 12. Субъекты общественного экологического контроля.

Общественный экологический контроль осуществляется гражданами, группами граждан, общественными организациями, имеющими экологические функции, организациями общественного территориального самоуправления и иными общественными объединениями.

Статья 13. Объекты общественного экологического контроля.

В соответствии с конституционными принципами участия граждан и их объединений в управлении государством общественный экологический контроль осуществляется в отношении любых актов и действий физических и юридических лиц на территории РФ, влияющих на состояние окружающей природной среды и экологической безопасности населения, в том числе в отношении:

— процесса подготовки, рассмотрения и принятия законодательных и иных нормативных актов, введение которых в действие может оказать воздействие на окружающую среду или на ущемление прав граждан на благоприятную окружающую среду и иных прав и свобод;

— процесса подготовки, рассмотрения и принятия проектов, программ и планов, могущих оказать воздействие на благоприятную окружающую среду и здоровье населения;

— соблюдения процедуры оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности и участия заинтересованной общественности в этой процедуре;

— обязательности государственной экологической экспертизы всех проектов и программ, могущих оказать влияние на окружающую среду;

— соблюдения нормативов качества окружающей среды;

— применения мер экономического стимулирования охраны окружающей среды;

— формирования и расходования экологических фондов и бюджетных средств, направляемых на реализацию природоохранных программ и планов;

— получения, анализа и распространения среди населения экологической информации;

— принятия решений о проектировании, строительстве и вводу в эксплуатацию объектов, влияющих на состояние окружающей среды и здоровье населения;

— применения предусмотренных законодательством мер ответственности по экологическим правонарушениям;

— выполнения природопользователями природоохранных мероприятий и требований природоохранного законодательства;

— эффективности государственного и производственного экологического контроля;

— рационального использования природных ресурсов;

— мониторинга окружающей природной среды;

— экологического воспитания и образования;

— создания и соблюдения режима особо охраняемых природных территорий;

— иных сфер производственной, общественной и государственной деятельности, могущей оказывать воздействие на окружающую среду и здоровье населения.

Статья 14.Формы осуществления общественного экологического контроля.

Общественный экологический контроль осуществляется в соответствии с настоящим Законом, Положением о порядке осуществления общественного экологического контроля, утверждаемом постановлением Правительства РФ по представлению специально уполномоченного органа по охране окружающей среды, уставами общественных объединений и может проводиться в следующих формах:

— создание общественных экологических инспекций при общественных объединениях или при специально уполномоченных государственных органах, деятельность которых регулируется положениями, утверждаемыми этими организациями или специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей природной среды в соответствии с настоящим Законом и Положением о порядке осуществления общественного экологического контроля;

— участие представителей общественных объединений или граждан в проверках соблюдения экологического законодательства природопользователями при соблюдении принципа максимальной открытости проводимых специально уполномоченными государственными органами проверок;

— участие представителей общественных объединений в осуществлении государственного контроля за эффективностью природоохранной работы специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды и управлению природными ресурсами, а также органов местного самоуправления;

— проведение общественными объединениями самостоятельных проверок соблюдения природопользователями законодательства об охране окружающей среды и рациональном природопользовании;

— проведение гражданами самостоятельных проверок соблюдения экологического законодательства в пределах административных территорий или природных объектов;

— получение и оценка информации о соблюдении экологического законодательства от природопользователей, органов местного самоуправления, государственных органов и некоммерческих организаций;

— принятие предусмотренных законодательством мер общественного реагирования по установленным нарушениям экологического законодательства;

— направление по результатам общественных проверок представлений о привлечении к ответственности должностных лиц, систематически не соблюдающих требования экологического законодательства, в их вышестоящие организации или вышестоящим должностным лицам;

— получение и оценка необходимой для проверки документации в организациях природопользователях и в специально уполномоченных государственных органах;

— свободный доступ уполномоченных представителей общественных объединений или общественных инспекторов на территорию, занимаемую или используемую природопользователем, при предъявлении удостоверения и поручения о проверке (за исключением объектов со специальным режимом);

— участие в рассмотрении и принятии органами государственной власти, органами местного самоуправления экологически значимых решений;

— иные, не запрещенные действующим законодательством формы общественного экологического контроля.

Статья 15. Общественный экологический контроль при совместных проверках соблюдения экологического законодательства.

Специально уполномоченные государственные органы по охране окружающей среды и иные контролирующие органы обязаны проводить проверки соблюдения законодательства по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, как правило, с участием представителей общественных формирований и обеспечивать доступность для общественности полученной в результате проверки информации.

При проведении комплексных проверок природопользователей или проверок по вопросам, имеющим общественную значимость, администрация города (района) или специально уполномоченный государственный орган издает распоряжение о создании комиссии с включением в ее состав представителей общественных организаций по представлению органа управления каждой заявившей об участии общественной организации.

Представитель общественной организации пользуется равными с государственными инспекторами правами на доступ к информации и осмотр объектов, за исключением случаев прямо предусмотренного законодательством ограниченного доступа.

Представитель общественной организации вправе вносить предложения по программе проверки, по методике сбора и оценки данных, выводам и предложениям комиссии, получать пояснения от должностных лиц проверяемого объекта, знакомиться с документацией, подписывать или отказаться от подписи акта проверки, излагать особое мнение в акте проверки, вносить предложения по применению мер ответственности за обнаруженные нарушения или мер поощрения за природоохранную работу.

Предложения представителя общественности подлежат обязательному рассмотрению и учитываются при принятии решений по результатам проверки.

Статья 16.Общественный экологический контроль при самостоятельных проверках соблюдения экологического законодательства.

При проведении общественными организациями самостоятельных проверок соблюдения природопользователем законодательства по охране окружающей среды должен соблюдаться следующий порядок:

— выносится решение органа управления общественной экологической организации о проведении проверки и утверждается состав комиссии;

— в состав комиссии могут быть включены представители специально уполномоченных государственных органов, научных учреждений, местного самоуправления, правоохранительных органов, народные депутаты;

— решение о проведении проверки доводится до сведения руководителя объекта- природопользователя и до сведения администрации города (района) с указанием цели и программы проверки, места, времени и состава комиссии;

— проверка производится в присутствии представителя проверяемого объекта с соблюдением мер техники безопасности и правил технической эксплуатации;

— в ходе проверки члены комиссии производят осмотр объектов, ознакомление с документацией, заслушивают объяснения ответственных лиц, при необходимости производят в установленном порядке отбор проб компонентов окружающей среды для анализов;

— по результатам проверки составляется акт, содержащий вводную и констатирующую часть, выводы и предложения, подписываемый членами комиссии и представителем администрации проверяемого объекта, в двух экземплярах, один из которых передается под роспись руководителю проверяемого объекта;

— при установлении нарушений экологического законодательства общественным экологическим инспектором составляется протокол (протоколы) на виновных должностных лиц и отбираются их письменные объяснения по факту нарушения;

— акт проверки (протокол) в течение трех дней передается в специально уполномоченный государственный орган по территориальности для рассмотрения и принятия мер;

— копии акта (протокола) хранятся в общественной организации, организовавшей проверку;

— должностное лицо специально уполномоченного государственного органа обязано в течение двух недель со дня получения акта (протокола) сообщить в письменной форме общественной организации, проводившей проверку, о результатах рассмотрения дела и принятых мерах;

— информацию о результатах проверки общественная организация вправе направить в средства массовой информации для опубликования;

— в случае несогласия с должностным лицом, вынесшим решение по результатам проверки, общественная организация вправе обжаловать его решение в вышестоящей организации, направить мотивированные возражения в органы прокуратуры или обжаловать такое решение в суде.

Статья 17. Общественный экологический контроль, осуществляемый гражданами.

Граждане или группы граждан вправе проводить проверки соблюдения экологического законодательства на объектах на основании разрешения администрации этих объектов.

Проверка экологического состояния административных территорий или природных объектов, находящихся в общем пользовании, производится без каких-либо разрешений и согласований.

Результаты проверки оформляются актом, подписываемым не менее чем тремя лицами, с последующей передачей акта для принятия мер в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды.

Мотивированный ответ по итогам рассмотрения акта направляется заявителю в двухнедельный срок со дня поступления акта на рассмотрение.