Государственный совет

Государственный совет Российской Федерации

Не следует путать с Советом Федерации. У этого термина существуют и другие значения, см. Государственный совет.

Государственный совет Российской Федерации

Тип

Тип

совещательный орган

Руководство

Председатель

Владимир Путин

Секретарь

Игорь Левитин

Председатель Совета Федерации

Валентина Матвиенко

Зал заседаний

Государственный совет Российской Федерации — совещательный орган при Президенте Российской Федерации, образованный указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 года № 1602, которым также было утверждено положение о Государственном совете Российской Федерации.

Госсовет рассматривает насущные политические вопросы страны; он не является органом государственной власти, поскольку не обладает властными полномочиями.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/2 Просмотров:90 634 13 980
  • ✪ Обществознание ЕГЭ Органы государственной власти РФ
  • ✪ Политика. 3.3. Государственные органы власти (полномочия). Гр. Ф. ЕГЭ

Субтитры

  • 1 История
  • 2 Основные задачи и порядок работы
    • 2.1 Основные задачи
    • 2.2 Порядок работы
  • 3 Структура
    • 3.1 Председатель
    • 3.2 Члены
    • 3.3 Президиум
    • 3.4 Консультативная комиссия
    • 3.5 Секретарь
  • 4 Хронология заседаний
  • 5 См. также
  • 6 Примечания

Государственный совет РФ Одним из органов с особым статусом, который возглавляет Президент России, является Государственный совет Российской Федерации. Он был образован в 2000 г. Государственный совет РФ — совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти . Орган формируется Президентом России. Помимо председателя совета в его входят члены. Имеется и секретарь, который не входит в состав органа. Данные обязанности возлагаются Руководителем Администрации Президента РФ на одного из помощников Президента РФ. Сейчас это Левитин И.Е. Членами Государственного совета РФ являются:

  • Председатель Совета Федерации ФС РФ;
  • Председатель Государственной Думы ФС РФ;
  • полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;
  • высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов федерации;
  • руководители фракций в Государственной Думе ФС РФ;
  • могут включаться иные лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности .

Основными задачами совета выступают:

  • содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
  • обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ;
  • обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента России, постановлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту России;
  • содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • рассмотрение по предложению Президента России проектов федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение;
  • обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;
  • обсуждение информации Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета;
  • обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;
  • обсуждение по предложению Президента России иных вопросов, имеющих важное государственное значение .

Организационно Государственный совет РФ выглядит следующим образом.Ключевую роль в деятельности совета играет его председатель. Помимо формирования персонального состава госсовета и его органов, он:

  • определяет место и время проведения заседаний Государственного совета РФ и его президиума;
  • председательствует на заседаниях совета и президиума;
  • формирует на основе предложений членов президиума план работы госсовета и повестку дня его очередного заседания;
  • дает поручения членам и секретарю Государственного совета РФ .

Немалая нагрузка ложится на секретаря, который:

  • обеспечивает подготовку проекта плана работы совета, составляет проекты повестки дня его заседаний, организует подготовку материалов к заседаниям, а также проектов соответствующих решений;
  • информирует членов госсовета о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания, обеспечивает их необходимыми материалами;
  • подписывает протоколы заседаний Государственного совета РФ;
  • несет ответственность за обеспечение деятельности совета;
  • организует работу консультативной комиссии и обеспечивает деятельность постоянных и временных комиссий и рабочих групп, создаваемых Государственным советом РФ и президиумом;
  • исполняет иные поручения председателя госсовета .

Сегодня в совете 100 членов, плюс председатель и секретарь. В целях решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета РФ в составе 9 членов совета. В частности, он рассматривает план работы госсовета, а также повестку дня очередного заседания и материалы к нему. Персональный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации раз в полгода. Заседания проводятся, как правило, не реже 1 раза в 3 месяца. Консультативная комиссия оказывает консультационную помощь членам госсовета и президиума по вопросам, включенным в план работы Государственного совета РФ. Отличием консультационной комиссии от других органов госсовета в том, что ее члены участвуют в работе совета. Для подготовки материалов по вопросам, которые предполагается рассмотреть на заседании Государственного совета РФ или его президиума, создаются постоянные и временные комиссии и рабочие группы. Отдельные виды работ могут выполняться учеными и специалистами на договорной основе.

Заседания госсовета проводятся регулярно, как правило, не реже 3-х раз в год. По решению председателя могут проводиться внеочередные заседания. Обеспечение деятельности госсовета осуществляют подразделения Администрации Президента РФ и Управление делами Президента РФ. П. 1 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).
П. 7 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602). П. 4 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602). П. 9 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602). П. 11 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

Новый Госсовет: зачем он нужен Путину?

Правообладатель иллюстрации KREMLIN.RU Image caption Заседание Госсовета, декабрь 2018 года

Президент Владимир Путин в понедельник внес в Госдуму пакет поправок в Конституцию. Одно из самых важных изменений — поправка о Госсовете, которая наделяет этот орган конституционным статусом и — в перспективе — существенными полномочиями. По мнению экспертов, Путин может готовить место главы Госсовета для себя.

Как сейчас

Госсовет сейчас не является конституционным органом, его статус не закреплен в основном законе страны. Это совещательный орган без каких-либо полномочий, который Путин образовал своим указом в 2000 году «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти».

Председательствует в Госсовете президент России, а в его состав входят спикеры Совфеда и Госдумы, полномочные представители президента в федеральных округах, губернаторы, а также руководители партийных фракций Госдумы. По решению президента в Госсовет могут быть включены бывшие чиновники и губернаторы.

У Госсовета есть президиум, в него входят восемь человек, его состав определяет президент, ротация происходит раз в полгода, а заседает он не реже чем раз в месяц.

В полном составе Госсовет заседает один-два раза в год. Помимо этого в нем есть 16 тематических рабочих групп — «Государственное и муниципальное управление», «Здравоохранение», «Экономика и финансы» и т.д. Эти группы периодически собираются в течение года.

Общие заседания Госсовета небогаты на новости. В минувшем году они прошли в июне и в конце декабря. Летнее заседание было посвящено вопросам развития автомобильных дорог, декабрьское — развитию сельскохозяйственных территорий. На заседании в конце 2018 года обсуждалось волонтерство.

Правообладатель иллюстрации KREMLIN.RU Image caption Расширенное заседание президиума Госсовета, ноябрь 2018

Как будет

Поправка о Госсовете вносится в статью 83 Конституции, в которой прописаны полномочия президента. Согласно этой поправке (она будет пунктом «ж1» в соответствующей статье) президент получит право формировать Госсовет — тот таким образом станет конституционным органом с полномочиями. В поправке перечислено две цели, для которых будет нужен Госсовет:

  • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти
  • определение основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства

Полномочия и статус Госсовета в поправке не обозначены — их пропишут в специальном законе.

«Считаю необходимым кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне… За прошедшее время Госсовет показал свою высокую эффективность, его рабочие группы обеспечивают профессиональное, всестороннее и качественное рассмотрение наиболее значимых для граждан и страны вопросов. Считаю целесообразным закрепить в Конституции России соответствующий статус и роль Государственного совета», — так Путин объяснял необходимость поправки о Госсовете в послании Федеральному Собранию на прошлой неделе.

Правообладатель иллюстрации KREMLIN.RU Image caption Глава администрации, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев (в центре), губернатор Забайкальского края Александр Осипов (справа) на расширенном заседании президиума Госсовета

Зачем это нужно

Нет никаких оснований создавать из консультативного органа что-то более серьезное в рамках нынешней политической модели, считает политтехнолог Аббас Галлямов. «У нас нет вакуума, который нужно было бы заполнять, все можно решить, перераспределив полномочия внутри существующих органов. Предположительно, Путин сам собирается занять это место — других причин формировать такой орган нет», — говорит эксперт.

Самым разумным для Путина, считает Галлямов, было бы занять существующую позицию — например, спикера Госдумы: она избирается населением, у такого варианта есть задаток легитимности.

«Занимая пост лидера «Единой России» и пост лидера Госдумы, Путин мог бы оставаться главным политиком и сохранить свои политические рычаги — а преемникам на посту президента и премьера поручить технические рычаги. Почему он этого не сделал и хочет неизбираемый орган ? Потому что он боится идти на выборы. Он не хочет низких рейтингов. Он хочет зависеть от преемника, а не от избирателя», — рассуждает Галлямов.

Есть и другие мнения о том, зачем нужен новый конституционный орган и почему бы Путину, например, перестав быть президентом, не стать в будущем главой Совбеза?

«Думаю, Госсовет удобнее тем, что в нем, в отличие от Совбеза, можно организовать прямой контакт с ключевыми игроками: приглашать корпорации, госбанкиров, министров, депутатов — да кого угодно. Путин получит инструмент, который он сможет применять комфортно. Для него важен статус, чтобы он мог заниматься тем, что он любит. Ему бы хотелось сохранить причастность к внешней политике», — говорит политолог Татьяна Становая.

Формирование Госсовета — это новое полномочие для президента, поэтому в этой части можно говорить о расширении президентских полномочий, говорит старший партнер Pen&Paper, бывший сенатор Константин Добрынин.

«Сейчас это лишь совещательный орган при главе государства, а теперь он будет определять основные направления внутренней и внешней политики и приоритетные направления социально-экономического государства. Из кого этот орган будет состоять — не определено. Поэтому есть серьезная опасность, что он превратится в надпарламентский орган, по аналогии с тем, чем Госсовет был в Российской империи в начале ХХ века», — говорит Добрынин.

Госсовет — это площадка, на которой Путин солировал все эти годы, говорит политтехнолог Аббас Галлямов.

«Это не независимый орган, который вырабатывает решения. Мнение губернаторов Путина не волнует, они для него подчиненные даже не первого уровня. Мы видим, что за время его правления региональные органы лишаются полномочий, а губернаторы ослабевают. Он не доверяет губернаторскому корпусу, туда идут технократы, люди без бэкграунда», — отмечает Галлямов. Поэтому Госсовет останется «фейковой» структурой, какой он является и сейчас, считает он.

Что такое Госсовет и чем он занимается?

  1. Госсовет был создан в 2000 году по указу Путина

    Важно понимать, что Государственный совет — это не новая государственная структура, а наделенная новым статусом старая. Сейчас Госсовет является совещательным органом, роль которого никак не закреплена в Конституции. В состав Госсовета по умолчанию входят главы регионов, а президиум назначается Владимиром Путиным.

    Фото: ТАСС

  2. Чем Госсовет занимается сейчас?

    У Государственного совета нет никаких полномочий. Его главная функция — внесение предложений по развитию страны в разных сферах. 16 тематических рабочих групп, среди которых «Государственное и муниципальное управление», «Здравоохранение» и другие, периодически собираются в течение года и обсуждают доверенные им вопросы.

  3. Новый Госсовет: что изменится?

    Государственный совет превратится в конституционный орган. Это говорит о том, что он будет наделен определенными полномочиями. Раньше Госсовет только вносил предложения, которые носили рекомендательный характер. Теперь с его мнением придется считаться и Госдуме, и будущему президенту страны.

    Фото: Администрация Президента России

  4. Чем будет заниматься новый Госсовет?

    В законопроекте указаны некоторые аспекты деятельности Государственного совета. Согласно нему, он будет:

    — обеспечивать взаимодействие органов государственной власти

    — определять основные направления внутренней и внешней политики РФ

    — определять направления социально-экономического развития страны.

    Можно заметить, что полномочия нового Госсовета указаны очень расплывчато, в них нет конкретики. Скорее всего, это сделано намеренно, чтобы впоследствии их можно было трактовать по-разному.

  5. После 2024 года Госсовет может возглавить Путин

    Такого мнения придерживаются некоторые политологи. Занимая эту должность, Владимир Путин сможет и после окончания своего президентского срока оставаться причастным к внешней и внутренней политике страны. Вот что говорит по этому поводу политолог Татьяна Становая:

    Путин получит инструмент, который он сможет применять комфортно. Для него важен статус, чтобы он мог заниматься тем, что он любит.

Законодательная база Российской Федерации

не действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация

Наименование документ УКАЗ Президента РФ от 01.09.2000 N 1602 «О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа положение, указ
Принявший орган президент рф
Номер документа 1602
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 01.01.1970
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Собрание законодательства РФ», 04.09.2000, N 36, ст. 3633
  • «Российская газета», N 172, 05.09.2000
Навигатор Примечания

УКАЗ Президента РФ от 01.09.2000 N 1602 «О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Государственный совет Российской Федерации (далее именуется — Государственный совет) является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

2. Государственный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение о Государственном совете утверждается Президентом Российской Федерации.

II. Основные задачи Государственного совета

4. Основными задачами Государственного совета являются:

содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации;

обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение;

обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;

обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета;

обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;

обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, имеющих важное государственное значение.

III. Состав и организация работы Государственного совета

5. Государственный совет формируется в составе председателя Государственного совета и членов Государственного совета.

Председатель Государственного совета и члены Государственного совета участвуют в его работе на общественных началах.

6. Председателем Государственного совета является Президент Российской Федерации.

7. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

По решению Президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации два и более срока подряд.

8. Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе семи членов Государственного совета.

Персональный состав президиума определяется Президентом Российской Федерации и подлежит ротации один раз в полгода.

Президиум Государственного совета рассматривает план работы Государственного совета, а также повестку дня его очередного заседания.

Президиум Государственного совета анализирует реализацию плана работы Государственного совета и его решений.

Заседания президиума Государственного совета проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в месяц.

9. Председатель Государственного совета:

определяет место и время проведения заседаний Государственного совета и его президиума;

председательствует на заседаниях Государственного совета и его президиума;

формирует на основе предложений членов президиума Государственного совета план работы Государственного совета и повестку дня его очередного заседания;

дает поручения членам Государственного совета и секретарю Государственного совета.

10. Обязанности секретаря Государственного совета по решению Президента Российской Федерации возлагаются на общественных началах на одного из заместителей Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Секретарь Государственного совета не входит в его состав.

11. Секретарь Государственного совета:

обеспечивает подготовку проекта плана работы Государственного совета, составляет проекты повестки дня его заседаний, организует подготовку материалов к заседаниям Государственного совета, а также проектов соответствующих решений;

информирует членов Государственного совета о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания Государственного совета, обеспечивает их необходимыми материалами;

подписывает протоколы заседаний Государственного совета;

несет ответственность за обеспечение деятельности Государственного совета;

исполняет иные поручения председателя Государственного совета.

12. Члены Государственного совета вносят в президиум Государственного совета предложения по плану работы Государственного совета, повестке дня его заседаний и порядку обсуждения вопросов, участвуют в подготовке материалов к заседаниям Государственного совета, а также проектов его решений.

Члены Государственного совета не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.

13. Государственный совет и его президиум могут создавать постоянные и временные рабочие группы для подготовки вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседании Государственного совета, привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

14. Обеспечение деятельности Государственного совета осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации.

IV. Порядок работы Государственного совета

15. Заседания Государственного совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца. По решению председателя Государственного совета могут проводиться внеочередные заседания Государственного совета.

Заседание Государственного совета является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа членов Государственного совета.

16. Заседания Государственного совета проводятся, как правило, в Московском Кремле.

17. Решения Государственного совета принимаются на его заседании путем обсуждения.

По решению председателя Государственного совета голосование может проводиться по любому вопросу повестки дня.

Председатель Государственного совета вправе также устанавливать порядок принятия решений по вопросам, имеющим особое государственное значение, путем достижения консенсуса.

18. Решения Государственного совета оформляются протоколом, который подписывает секретарь Государственного совета.

При необходимости решения Государственного совета оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента Российской Федерации.

В случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного закона или федерального закона проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Президента Российской Федерации.