Групповая норма

Групповые нормы

Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система функций. Функции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы – повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения.

Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть такие психологические методы воздействия как бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др. Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений исповедуют, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей.

В целом, возможны четыре варианта его отношения к данному вопросу:

— сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

— вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

— демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу — не такой как все);

— свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.

Второй и третий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы — либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной конкретной группе.

При этом и тот и другой вариант позволяют человеку найти свое место в группе – либо в рядах «законопослушных», либо в рядах «козлов отпущения», «мелкопоместных бунтарей». Как показывают исследования, второй вариант поведения человека по отношению к группе является очень распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Коммуникации в группе напрямую связаны с динамикой групповых процессов. Любая группа имеет свои групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.

Система «групповых ожиданий» — является важной составляющей характеристики положения индивида в группе. Каждый член группы воспринимается и оценивается другими ее членами. От каждой позиции, каждой роли ожидается качественное выполнение ряда функций. Таким образом, группа контролирует деятельность своих членов через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли. В отдельных случаях может быть рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для определения системы ожиданий в группе существуют два очень важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Групповые нормы.

Все групповые нормы представляют собой набор правил, выработанных и принятых группой. Все они являются социальными нормами и поведение членов группы должно им подчиняться, чтобы была возможна их совместная деятельность. Таким образом, нормы выполняют регулятивную функцию по отношению к этой деятельности.

Нормы группы напрямую связаны с ценностями группы, поскольку любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Принятие или отвержение групповых норм и правил характеризует взаимоотношения индивида с группой. Более точно эти взаимоотношения можно понять, если определить, какие нормы группы индивид принимает, какие отвергает, и почему он так поступает. Особенно важным это становится в ситуациях, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества. Актуальным также является вопрос границ принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы.

Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы.

Группа может воздействовать на своих членов в форме поощрения или закрепления желаемых форм поведения. Группа поощряет тех своих членов, которые соблюдают принятые в группе нормы и правила: повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. При необходимости воспитательного влияния на членов группы, не выполняющих групповые нормы и правила, группа использует такие психологические методы воздействия, как бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений для них важны, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей.

В целом возможны четыре варианта его отношения к данному вопросу:

1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

2) вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу — не такой как все);

4) свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.

Второй и третий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы — либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной группе. При этом и тот и другой вариант позволяют человеку найти свое место в группе — либо в рядах «законопослушных», либо в рядах «козлов отпущения», «бунтарей».

Групповые санкции являются механизмом, при помощи которого группа заставляет своего члена следовать групповым нормам. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные (основанными на отношении с точки зрения позитива или негатива). Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, а для того, чтобы обеспечить соблюдение групповых норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Как показывают исследования, вынужденное принятие человеком норм группы под угрозой санкций или своего устойчивого положения в ней является очень распространенным. Оно получило название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Конформизм — это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы.

Обычно различают два вида конформизма:

1) внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротивляться;

2) внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы.

В свою очередь, внутренний конформизм предполагает две линии поведения:

1) некритическое принятие мнения большинства;

2) сознательное признание личностью норм и стандартов группы.

Конформизм проявляется, когда человек предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. Причем необходимо разделять конформизм (или социальное приспособленчество) и конформность (черта личности, склонность индивида разрешать конфликт в пользу группы, когда человек убеждает себя в необходимости выбрать точку зрения группы).

Уровень конформности личности зависит:

— от значимости для него высказываемого мнения (чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности);

— от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы — тем выше конформность членов группы;

— от количества членов группы, высказывающих, поддерживающих ту или иную позицию, их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большинство, и оно единодушно в своих убеждениях;

— от возраста и пола человека. Так, женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети более конформны, чем взрослые. Хотя, если говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников и негативизм — в общении со взрослыми.

Референтная группа — это реальная или идеальная группа, на которую ориентирован человек, чьи ценности, идеалы и нормы поведения он разделяет.

Группа членства — является антиподом референтной группы. Человек может являться членом этой группы, но внутренне оставаться равнодушным к ее целям и нормам.

Таким образом, конформность является важным механизмом поддержания целостности группы, который служит поддержанию группового постоянства в уровнях изменения и развития группы.

Основой межличностных отношений в группе является, прежде всего, эмоциональная межличностная привлекательность членов группы.

Привлекательность — важный фактор человеческих взаимоотношений, который во многом определяет характер общения и успешность совместной деятельности.

Чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями. Однако было бы неправильно думать, что вне взаимного притяжения невозможно ни нормальное общение, ни успешная деятельность людей. Связано это с тем, что удовлетворенность внутригрупповыми отношениями может быть высокой и при успешной совместной деятельности, даже если при этом не формируются близкие эмоциональные отношения.

Как показали исследования, удовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироваться совместимостью партнеров, которая вызывает межличностную привлекательность, и срабатываемостью, которая рождает удовлетворенность результатами совместной деятельности.

Межличностная совместимость — сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей.

Различают структурную и функционально-ролевую совместимость.

Структурная совместимость — это совместимость темперамента, характера и других личностных качеств партнеров. Причем если в отношении двух первых подтверждается гипотеза о комплементарности, взаимодополняемости качеств партнеров, то в отношении личностных свойств нашла экспериментальное подтверждение противоположная идея — сходства и близости. Совместимость партнеров высока при обладании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера (сангвиник — меланхолик, холерик — флегматик) и сходными личностными ориентациями и особенностями (общительность, тревожность, мечтательность и др.).

Функционально-ролевая совместимость — это соответствие в представлениях партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от другого в процессе общения и взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на межличностной привлекательности.

Срабатываемость — это еще один эффект сочетания и взаимодействия людей, который позволяет добиваться высокой успешности совместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг другом.

Срабатываемость, как правило, не приводит к возникновению таких феноменов межличностного общения, как эмоциональная близость, идентификация, ориентация па интимно-личностное общение партнеров. Это, скорее, результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождает хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе.

В условиях, когда члены группы не смогли достигнуть хорошего уровня срабатываемости или оказались малосовместимыми по своим характерологическим, личностным свойствам или ролевым представлениям, развиваются различные межличностные внутригрупповые конфликты (о конфликтах мы подробно поговорим в следующем разделе нашего лекционного курса).

Сплочение группы — это процесс, сопровождающий группу на всех этапах ее развития. Он заключается в формировании неповторимого типа связей в группе, которые дают возможность формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическое сообщество. Сплоченность проявляется по-разному. Это может быть и эмоциональная притягательность, и взаимопривязанность членов группы, и стремление их к сохранению своего группового членства, и единство ценностей и целей участников группы.

Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому надо стремиться. Примером этому могут служить подростковые группы, стремящиеся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, построенных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов.

Групповые нормы

Все группы имеют установленные, но чаще всего неписаные нормы поведения, т.е. допустимые стандарты поведения, принимаемые всеми членами группы. Например, в нормально функционирующей группе крайне редко можно столкнуться с прилюдной критикой руководителя. И дело здесь не в трусости подчиненных или опасении мести со стороны начальника. Просто так поступать не принято.

Нормы диктуют, что членам следует и не следует делать при определенных обстоятельствах. С позиции личности они определяют, что от нее требуется в конкретной ситуации. Когда нормы принимаются группой, они начинают действовать в качестве средств влияния на поведение членов группы с минимумом внешнего контроля. Нормы различаются в разных группах, объединениях и сообществах, но являются их неотъемлемой частью.

Официальные нормы написаны в руководствах организации и определяют правила и процедуры, которым должны следовать сотрудники. Забегая вперед, нужно сказать, что главенство норм в организациях не соответствует правилам. Человеку ведь не нужен кто-то, чтобы указал, что длительная болтовня по телефону или компьютерные игры в рабочее время неуместное поведение. Все также знают, что беседуя в ходе интервью перед приемом на работу о причинах неудовлетворенности предыдущим местом, не следует упоминать о некоторых вещах, например трудностях в общении с коллегами или начальником, в то время как вполне уместно рассказать о других вещах, например, о сложностях в продвижении но службе или работе, не способствующей росту профессионального мастерства.

Нормы, устанавливающие порядок работы в группе, подобно почеркам, являются уникальными. Все же исследователям удалось выделить некоторые общие классы норм, существующих в большинстве рабочих групп. Это нормы выполнения работы, нормы внешнего вида, нормы социальной организации и нормы распределения ресурсов.

Нормы выполнения работы — это, пожалуй, самый общий класс норм. Членам рабочих групп обычно даются категорические указания на то, как усердно им работать, добиваться выполнения задания, каким должен быть уровень производительности, допустимое количество опозданий и т.п. Эти нормы чрезвычайно сильно воздействуют на работу каждого сотрудника: они способны коренным образом менять планы работы и отношение к выполнению задания.

Вторая категория включает нормы внешнего вида и поведения. В ней содержатся такие моменты, как соответствие требованием в одежде, негласные «предписания» как демонстрировать преданность организации, когда выглядеть занятым и когда можно расслабиться и продемонстрировать это. В некоторых организациях имеются формальные требования к одежде. Но даже если таковые отсутствуют, нормы часто сами диктуют вид одежды, надлежащий для работы. Демонстрация преданности важна во многих рабочих группах и организациях. Например, во многих организациях, особенно среди специалистов и административных чинов, не одобряется открытый поиск другой работы, или существуют определенные ритуалы выражения преданности организации, например, возгласы восторга и удовлетворения по поводу возросших показателей ежемесячных продаж.

Другая категория затрагивает нормы социальной организации. Они берут начало от неформальных рабочих групп и в основном регулируют социальное взаимодействие внутри группы. Нормы влияют на то, с кем члены группы обедают, дружат на работе и вне ее, вступают в общественное взаимодействие. Также они могут допускать (а чаще запрещать) «служебные романы».

Последняя категория имеет дело с нормами распределения ресурсов. Эти нормы могут возникать в самой группе или организации и касаться таких вещей, как зарплата, надбавки за повышенную трудность работы, летнее время предоставления отпусков, распределение новых инструментов и оборудования, предоставление более удобных мест для работы и т.п. Часто «по традиции» (т.е. в соответствии с групповыми нормами) преимущества получают, например, работники с большим стажем работы или женщины, имеющие маленьких детей, или наиболее квалифицированные специалисты и т.п.

Как развиваются нормы? Почему они существуют в реальной жизни? Как правило, нормы развиваются постепенно, по мере того, как члены группы понимают, какое поведение способствует эффективному функционированию группы. Конечно, кризисные события в группе могут ненадолго прервать этот процесс, однако даже если кризис внесет существенные изменения в состав и работу группы, процесс формирования норм продолжится.

Американский исследователь Роббинс отмечает, что большинство норм развивается в одном или нескольких следующих четырех направлениях.

  • 1. Категорические утверждения, высказанные каким-то членом группы — чаще начальником или влиятельным членом. Лидер группы имеет право, к примеру, запретить личные звонки во время работы или установить не более чем десятиминутные перерывы для кофе.
  • 2. Кризисные события в истории группы. Они устанавливают важные прецеденты. Посторонний, стоявший слишком близко к работающей в цехе машине, был ранен и, во избежание повторения подобных случаев, члены рабочей группы напоминают новому оператору о необходимости следить за тем, чтобы никто, кроме него, не подходил к машине ближе, чем на пять футов.
  • 3. Первенство. Самая первая модель поведения, возникшая в группе, часто формирует групповые представления в будущем. Дружные группы студентов часто бронируют места друг возле друга в первый день учебы и недовольны, когда новичок занимает «их» место в ходе последующих занятий.
  • 4. Модели поведения, заимствованные из ситуаций в прошлом. Члены группы привносят свои представления из других групп, членами которых они когда-то являлись. Это объясняет, почему рабочие группы предпочитают набирать новых сотрудников из числа тех, которые работали в подобных условиях и имеют схожий опыт. Это увеличивает вероятность того, что привносимые новичками представления совпадают с представлениями, уже усвоенными группой.

Но группы не устанавливают и не проводят в жизнь нормы для каждой возможной ситуации. Нормы, проводимые группой в жизнь, должны быть важными для группы. Что же делает норму важной? Роббинс следующим образом отвечает на этот вопрос. Норма важна, если она:

Способствует дальнейшему существованию группы. Группам не нравится терпеть неудачи, поэтому они стараются проводить в жизнь нормы, увеличивающие их шансы на успех. Это означает, что они попытаются защититься от вмешательства со стороны других групп или индивидов.

Повышает возможность предсказания поведения членов группы. Нормы, увеличивающие предсказуемость, дают возможность членам группы предвидеть действия друг друга и подготовить подходящие ответные действия.

Уменьшает количество межличностных проблем у членов группы. Нормы становятся важными, когда они обеспечивают удовлетворение сотрудников и предотвращают межличностный дискомфорт.

Позволяет работникам выражать главные ценности группы, проливает свет на то, что характеризует идентичность группы. Такие нормы укрепляют и поддерживают целостность группы.

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ

Смотреть что такое «ГРУППОВЫЕ НОРМЫ» в других словарях:

  • Групповые нормы — (от лат. norma руководящее начало, образец) совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Групповые нормы — правила, образцы поведения, способы мышления и переживания, принятые в качестве норм в данной социальной группе, разделяемые и активно защищаемые большинством ее членом. * * * совокупность правил и требований, вырабатываемых группой и играющих… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Групповые нормы — совокупность требований, предъявленных группой к своим членам с целью формирования деятельности (поведения) установленного типа (образца). Основное назначение Г. н.обеспечение сохранения и нормального функционирования группы как организованной… … Социологический справочник

  • НОРМЫ ГРУППОВЫЕ — НОРМЫ ГРУППОВЫЕ. См. групповые нормы … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Нормы групповые — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Групповые санкции — принятые в группе Ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • нормы групповые — (от лат. norma руководящее начало, точное предписание, образец) совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их… … Большая психологическая энциклопедия

  • Нормы потребления при оказании муниципальных услуг — Нормы потребления отдельные или групповые материальные параметры потребностей, необходимые муниципальным учреждениям и иным муниципальным организациям (далее учреждения (организации) для оказания муниципальных услуг (работ), определенные в… … Официальная терминология

  • Нормы расхода топлива, тепловой и электрической энергии — классифицируются по следующим признакам: по степени агрегации – на индивидуальные и групповые; по составу расхода – на технологические и общепроизводственные; по периоду действия – на годовые и квартальные (на предприятиях могут устанавливаться… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • НОРМЫ ГРУППОВЫЕ — правила регуляции поведения членов группы на основе представления о должном, одобряемом, желательном. Вырабатываются в рез те совместной групповой деятельности и общения, связаны с групповыми ценностями и сформулированы на их основе. По своему… … Российская социологическая энциклопедия

Групповые санкции

Смотреть что такое «Групповые санкции» в других словарях:

  • Нормы групповые — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ГРУППА СЕМЕЙНАЯ — малая соц. группа состоящая из членов семьи, связанных между собой отношениями брака или родства. Г.с. может быть нуклеарной состоит из супругов или одного из них и детей, а также расширений включает в себя членов нуклеарной семьи и их прямых… … Российская социологическая энциклопедия

  • Саддам Хусейн — араб. صدام حسين عبد المجيد التكريتي‎‎ … Википедия

  • Саддам Хусейн Абд аль-Маджид ат-Тикрити — Саддам Хусейн صدام حسين عبد المجيد التكريت Саддам Хусейн в 2000 году … Википедия

  • Саддам Хуссейн — Саддам Хусейн صدام حسين عبد المجيد التكريت Саддам Хусейн в 2000 году … Википедия

  • Саддам ат-Тикрити Хусейн — Саддам Хусейн صدام حسين عبد المجيد التكريت Саддам Хусейн в 2000 году … Википедия

  • Хусейн, Саддам — Саддам Хусейн صدام حسين عبد المجيد التكريت Саддам Хусейн в 2000 году … Википедия

  • Хусейн Абд аль-Махид ат-Тикрити, Саддам — Саддам Хусейн صدام حسين عبد المجيد التكريت Саддам Хусейн в 2000 году … Википедия

  • Хусейн, Саддам ат-Тикрити — Саддам Хусейн صدام حسين عبد المجيد التكريت Саддам Хусейн в 2000 году … Википедия

  • Хусейн Абд аль-Маджид ат-Тикрити, Саддам — Саддам Хусейн صدام حسين عبد المجيد التكريت Саддам Хусейн в 2000 году … Википедия

Правила, по которым живёт группа: а законы б моральные нормы в правовые нормы г групповые нормы

Проверь себя. 7 класс.

Вариант №1.

  1. Наказание за нарушение установленных правил:

А) мораль Б) санкция В) конституция Г) действие

  1. Различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки):

А) приговор Б) санкция В) поздравление Г) внимание

  1. Отношения, связанные с соблюдением каких-либо формальностей, правил:

А) официальные Б) дружеские В) личные Г) родственные

  1. Позитивные чувства в отношениях между людьми чаще всего вызывают:

А) антипатию Б) негатив В) симпатию Г) отрицание

  1. Под межличностными отношениями понимают особенную связь человека:

А) с животными Б) с техникой В) с окружающими людьми Г) с природой

  1. Внешние формы поведения, получившие оценку окружающих:

А) этикет Б) правила В) манеры Г) обычаи

  1. Правила, по которым живёт группа:

А) законы Б) моральные нормы В) правовые нормы Г) групповые нормы

  1. К какой социальной группе человек принадлежит с момента рождения?

А) к семье Б) к классу В) к коллективу Г) к группе

  1. Угроза ядерной войны в современном мире является:

А) частной Б) внутренней В) региональной Г) глобальной

  1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей:

А) общение Б) ритуал В) деятельность Г) нормы

  1. Выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо:

А) общение Б) ритуал В) традиция Г) табу

12.Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий:

А) сотрудничество Б) избегание В) приспособление Г) компромисс

  1. Случай, происшествие, недоразумение:

А) инцидент Б) конфликт В) аргумент Г) поведение

  1. Чувство, прямо противоположное симпатии:

А) стереотип Б) антипатия В) уважение Г) любовь

  1. Официальное приглашение, обязательный вызов:

А) контракт Б) повестка В) присяга Г) договор

  1. Смета расходов и доходов ____________________________________

17. Потребитель – тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих _________________________________________

  1. К исчерпаемым природным ресурсам относятся:

А) ветер Б) Солнце В) почва Г) приливы и отливы

  1. Главная проблема всех экономических систем:

А) рост населения Б) плохие дороги В) загрязнение окружающей среды

Г) ограниченность ресурсов

  1. Чтобы правильно рассчитать затраты производства надо знать:

А) прибыль и постоянные затраты Б) доход и переменные затраты

В) доход и прибыль Г) прибыль и переменные затраты

  1. Установите соответствие:

1. общеобязательная дисциплина

А) соблюдение режима дня

2. внутренняя дисциплина

Б) своевременный выезд полиции

3. внешняя дисциплина

В) переход улицы на зелёный свет

Ответ:_____________________________

  1. Какие формы организации бизнеса существуют?

  2. Для чего нужна реклама товаров и услуг?

  3. Приведите три причины конфликтов. Приведите два примеры.

Проверь себя. 7 класс.

Вариант №2.

  1. Наиболее распространённый вид межличностных отношений:

А) дружба Б) знакомство В) приятельство Г) товарищество

  1. Что из перечисленного является самым высоким уровнем межличностных отношений?

А) знакомство Б) приятельство В) дружба Г) товарищество

  1. Правила, по которым живёт группа:

А) закон Б) кодекс В) норма Г) регламент

  1. Что из перечисленного соответствует понятию «конфликт»?

А) столкновение Б) розыгрыш В) обсуждение Г) состязание

  1. Переход конфликта из внутреннего состояния во внутреннее действие:

А) причина Б) осознание В) инцидент Г) посредничество

  1. Чем отличается один народ от другого?

А) занятиями людей Б) традициями В) устройством государства Г) религией

  1. Что из перечисленного обеспечивается привычками и обычаями?

А) закон Б) постановление В) этикет Г) указ

  1. Какие права не закреплены в международных документах?

А) гражданские Б) социальные В) культурные Г) партийные

  1. Основной закон страны______________________________

  2. Абсолютная надёжность, правильное устройство:

А) закон Б) мораль В) порядок Г) государство

  1. Что из перечисленного в наибольшей степени характеризует понятие «анархия»?

А) монархия Б) безвластие В) закон Г) мораль

  1. Специалист, который должен хорошо разбираться в законах:

А) философ Б) чиновник В) учёный Г) юрист

  1. Дисциплина, основанная на осознанном решении самого человека:

А) внешняя Б) специальная В) технологическая Г) внутренняя

  1. Что из перечисленного означает запрет?

А) талион Б) закон В) мораль Г) табу

  1. Тайное хищение чужого имущества:

А) вымогательство Б) кража В) попрошайничество Г) разбой

  1. Мера воздействия, применяемая к нарушителям установленных норм, правил:

А) норма Б) порядок В) право Г) санкция

  1. Армия, имеющая правильную и постоянную организацию:

А) регулярная Б) ополчение В) наёмная Г) войска специального назначения

  1. Процесс создания новых видов продукции:

А) производство Б) потребление В) торговля Г) распределение

  1. Предприятие, которым владеет и управляет один человек:

А) госкорпорация Б) АО В) товарищество Г) индивидуальное предприятие

  1. Ядовитый туман над мегаполисами:

А) атмосфера Б) смог В) кислота Г) облака

  1. Установите соответствие:

1. работник опоздал на работу

А) уголовная ответственность

2. хулиган разбил окно в подъезде

Б) дисциплинарное наказание

3. рецидивист совершил кражу

В) возмещение ущерба

Ответ: _________________________________

  1. Что отличает членов одной группы от другой?

  2. Назовите различные потребности человека, приведите примеры.

24. Назовите основные функции денег.

Итоговая контрольная работа по обществознанию за 7 класс.

Вариант №3.

  1. Человек, который берёт руководство группой на себя:

А) отличник Б) противник В) лидер Г) спортсмен

  1. Деловое общение характеризуется:

А) соблюдение этикета Б) выражением эмоций В) дружеским тоном общения

Г) неформальным поведением

  1. Противозаконное поведение характеризуется:

А) нарушением норм морали Б) нанесением вреда В) несоблюдением правил

Г) несоответствием эстетическим нормам

  1. Что из перечисленного следует отнести к проступкам?

А) оскорбление Б) вымогательство В) побои Г) причинение вреда чужому имуществу

  1. Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом:

А) привычка Б) натура В) обряд Г) поведение

  1. Правило, которое устанавливает государство:

А) закон Б) аксиома В) порядок Г) мораль

  1. Возможность каждого получать то, на что он имеет право:

А) справедливость Б) закон В) мораль Г) желание

  1. Совокупность норм и правил, отражающих представление о должном поведении:

А) закон Б) привычка В) этикет Г) диспут

9.Особые действия, совершаемые специальными лицами в строгой последовательности:

А) привычка Б) ритуал В) обряд Г) закон

  1. Последовательность операций, необходимых для изготовления какого-либо продукта:

А) технология Б) техника В) производительные силы Г) ресурсы

  1. Количество продуктов, произведённых за единицу времени:

А) натуральное хозяйство Б) товарное хозяйство В) производительность труда

Г) качество труда

  1. Одним из основных элементов экономики является:

А) судопроизводство Б) гуманитарная помощь В) потребление Г) общение

  1. Трудовое денежное вознаграждение:

А) заработная плата Б) рента В) капитал Г) налог

  1. Степень и уровень профессиональной подготовки к какому-либо виду труда:

А) производительность Б) способность В) квалификация Г) заработная плата

  1. Живая оболочка Земли:

А) атмосфера Б) смог В) биосфера Г) литосфера

  1. Человек, который губит природу, незаконно охотится:

А) охотник Б) егерь В) браконьер Г) лесник

24. Каковы мотивы потребителя? Приведите по одному примеру потребительских мотивов.