Индексация бюджетникам

Зарплаты бюджетников погнались за инфляцией

Ближайшая индексация зарплаты бюджетникам обойдется Татарстану в 5 млрд рублей

Фото: Максим Платонов

Вторая волна очередного повышения заработной платы ожидает работников бюджетной сферы. Вице-премьер российского правительства Татьяна Голикова объявила о грядущей индексации на 3,8%, которая будет проведена с 1 октября 2020 года. А с 1 октября этого года, во исполнение майских указов Путина, зарплата бюджетников в Татарстане поднимется на 4,3%, что потребует дополнительных бюджетных расходов — около 5 млрд рублей. Как выяснило «Реальное время», в татарстанском Минфине пока не рассчитали, какие расходы повлечет за собой новая инициатива. Тем временем в государственных учерждениях отмечают, что значимую роль в доходах сотрудников играют доплаты и премии, получаемые от оказания платных услуг.

Индексация на 3,8% зарплат и маткапитала

Рост заработной платы бюджетников продолжает разгоняться, хотя и на уровне годовой инфляции. На заседании российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вице-премьер Татьяна Голикова напомнила, что правительство будет контролировать соотношение зарплат бюджетников (врачей, учителей, соцработников), упомянутых в майских указах президента, и средних зарплат в регионах — должно быть не меньше уровня заработной платы в реальном секторе экономики. По ее словам, правительство будет контролировать, чтобы не было нарушений в этой части и разница в зарплатах постепенно сокращалась.

Для этого правительство продолжит индексировать зарплату бюджетникам и в 2020 году. Татьяна Голикова сообщила на заседании, что в следующем году зарплата будет повышена на 3,8% и коснется тех категорий бюджетников, которые не попали в майские указы Путина. Речь идет о тех, кто трудится в социальной сфере и науке, ветеринарных лабораториях, гидрометеорологической службе, учреждениях медико-социальной экспертизы, центрах гигиены Роспотребнадзора, спасательных центрах МЧС, центрах стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта и других.

В Минфине РТ пока не подсчитали, какие дополнительные расходы потребуются для выполнения этой задачи. Но ежегодное увеличение заработной платы бюджетников требует до 5 млрд рублей. Добавим, что это не последнее повышение.

Татьяна Голикова напомнила, что правительство будет контролировать соотношение зарплат бюджетников (врачей, учителей, соцработников), упомянутых в майских указах президента, и средних зарплат в регионах — должно быть не меньше уровня заработной платы в реальном секторе экономики. Фото kremlin.ru

«В 2021 году запланирована индексация еще на 4 процента»,— говорила ранее замминистра труда и соцзащиты Любовь Ельцова на заседании генерального совета Федерации независимых профсоюзов России.

Таким образом, общая динамика повышения выглядит так: с 1 октября 2019 года — 4,3%, с 1 октября 2020 года — 3,8% и с 1 октября 2021 года — на 4%. Правда, индексацию еще предстоит утвердить премьер-министру Дмитрию Медведеву.

Одновременно с этим на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений одобрили законопроект Минтруда РФ об увеличении с 1 января 2020 года минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 12 130 рублей. Ожидается, что суммарный объем расходов бюджетов на повышение МРОТ составит 20,9 млрд рублей, а увеличение коснется 3,2 млн россиян.

Впрочем, на этом заседании Татьяна Голикова преподнесла еще один приятный сюрприз. В будущем году материнский капитал будет проиндексирован на 3,8%, до 466 тыс. руб. Это будет первая индексация материнского капитала с 2015 года. Тогда размер выплаты был увеличен на 5,5%, при этом инфляция, по официальным данным, в 2014 году равнялась 11,36%. В бюджете ПФР на общее финансирование маткапитала предусмотрено 325 млрд рублей.

По данным портала «Госучетник», в Татарстане оклад в здравоохранении составляет 26,9 тысячи рублей, в образовании — 25,7 тысячи рублей, в социальной сфере — 21,1 тысячи рублей. Фото Максима Платонова

Сократить разрыв в зарплатах бюджетников и работников предприятий

Напомним, что в майских указах главы государства были перечислены категории бюджетников, чьи зарплаты должны были быть доведены до 100% или 200% от средних трудовых доходов по региону. В число этих категорий входили школьные учителя, медсестры, работники культуры, соцработники (их зарплаты требовалось довести до 100%), а также врачи, преподаватели вузов, научные работники (до 200%).

По данным портала «Госучетник», в Татарстане оклад в здравоохранении составляет 26,9 тысячи рублей, в образовании — 25,7 тысячи рублей, в социальной сфере — 21,1 тысячи рублей. Чтобы понять, насколько же эти оклады отстают от средней зарплаты в регионе, надо знать хотя бы актуальную величину средней зарплаты в промышленности. В Ассоциации промпредприятий РТ не располагают свежими официальными данными о ней. Не смогли ее назвать и в Федерации профсоюзов Татарстана. Пресс-секретарь ФП РТ Ирина Пузакова, по запросу «Реального времени», в течение рабочего дня настойчиво пыталась выяснить эту цифру, но ей так и не удалось. Однако ранее Минпромторг РТ сообщал о 34,5 тысячи рублей по итогам 2018 года.

Реальный источник — платные услуги населению

Под действие майских указов попадают не все бюджетные учреждения, поэтому остальные оказались в роли догоняющих. И вот им тоже пообещали благоденствие.

В Центре гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора и в ФГБУ «Татарская межрегиональная ветеринарная лаборатория» заявили «Реальному времени», что рады любому повышению зарплаты, хотя индексация на самом деле лишь погашает инфляционные издержки, а реального роста не происходит. Источники в татарстанском Центре гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора рассказали, что зарплата врачей с высшим медицинским образованием варьируется от 30 до 32 тысяч рублей, а у лаборантов-фельдшеров — от 20 до 23 тысяч рублей (суммы указаны за вычетом НДФЛ).

«Оклад в 20 тысяч для лаборанта — это очень мало. Объем работы с инфекциями очень большой», — сообщили «Реальному времени» в Центре гигиены и эпидемиологии.

Заработная плата врачей с высшим медицинским образованием варьируется от 30 до 32 тысяч рублей, а лаборантов-фельдшеров — от 20 до 23 тысяч рублей (суммы указаны за вычетом НДФЛ). Фото Максима Платонова

Чтобы довести до 100% уровня в республике, медицинским работникам производили внебюджетные выплаты от оказания платных услуг по хозяйственным договорам с клиентами центра, рассказали его работники. «Однако осенью этого года выплаты по хоздоговорам прекратили. Это вызвало недовольство среди врачей и некоторые уволились», — рассказали работники центра.

В приемной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» не смогли соединить с главным врачом Василем Зиятдиновым, который смог бы прокомментировать эту информацию. Однако главбух центра Светлана Исмагулова опровергла эти сообщения, отметив, что внебюджетные доплаты медицинскому и лабораторному персоналу за счет оказания платных услуг не прекращались и продолжают выплачиваться. Правда, она не смогла обозначить средний уровень зарплат в центре с учетом этих доплат, ссылаясь на то, что не находится на рабочем месте и не помнит этих показателей. «Я не на работе, на выезде, поэтому не могу назвать эти цифры», — сказала Исмагулова.

В ФГБУ «Татарская межрегиональная ветеринарная лаборатория» также отказались от комментариев. В приемной сообщили, что директора лаборатории Раиса Каримова нет на рабочем месте и сегодня, скорее всего, не будет. Здесь также признали, что зарплата растет больше не от индексаций, а от оказания платных услуг населению и разным предприятиям. Заместитель директора по общим вопросам Марат Сафин сообщил, что с каждым годом идет увеличение средней зарплаты, чтобы выдерживать планки, которые ставит центральный аппарат. Какая эта планка, он отказался назвать, ссылаясь на отсутствие полномочий озвучивать показатели зарплаты.

В остальных бюджетных учреждениях неофициально признали, что значимую роль в начисленной зарплате играют доплаты и премии, получаемые от оказания платных услуг.

Радик Гайзатуллин докладывал, что на здравоохранение будет выделено 64,1 млрд рублей, образование — свыше 84 млрд рублей, социальную сферу — 36 млрд рублей, из них на соцподдержку — 14,9 млрд рублей. Фото tatarstan.ru

В какую сумму обойдется вторая индексация

Повышение зарплаты бюджетникам финансируется в зависимости от того, в чьем ведении находится учреждение. Если оно имеет статус федерального, то средства выделяет федеральный бюджет. Татьяна Голикова уточнила, что регионам в 2019—2021 годах на это выделят из федерального бюджета по 100 млрд рублей ежегодно.

Однако федеральных бюджетных структур в республике меньше, чем республиканских. Поэтому немалую нагрузку несет и республиканский бюджет. Выступая с прогнозом проекта бюджета на 2020 года в правительстве, глава Минфина РТ Радик Гайзатуллин докладывал, что на здравоохранение будет выделено 64,1 млрд рублей, образование — свыше 84 млрд рублей, социальную сферу — 36 млрд рублей, из них на соцподдержку — 14,9 млрд рублей. По оценкам Минфина республики, повышение зарплаты на 4,3% потребует дополнительных бюджетных расходов около 5 млрд рублей, а новая инициатива еще не обсчитана. Но очевидно, что расходы будут сопоставимыми.

Луиза Игнатьева ОбществоВластьОбразованиеМедицина Татарстан

Будет ли повышение зарплаты бюджетникам в 2021 году в России? Этот вопрос волнует всех работников бюджетной сферы, а таких категорий граждан в стране немало. Но как именно изменится заработок, кому полагается его увеличение?

Определение уровня заработной платы

В Конституции говорится, что каждый человек имеет право на оплату своего труда. И размер этой оплаты не может быть ниже, чем МРОТ.

МРОТ – это минимальный размер оплаты труда.

Его показатели устанавливаются правительством. Обычно происходит ежегодное повышение МРОТ. Такие действия направлены на балансировку уровня доходов населения и инфляции валюты в стране. Если уровень жизни в стране по каким-то причинам стремительно падает, то повышение МРОТ может происходить несколько раз в год. Потому то, насколько поднимут зарплату бюджетникам в 2021 году, интересует всех в первую очередь.

Обычно МРОТ часто связывают и с таким показателем, как прожиточный минимум. Повышение зарплаты бюджетникам в 2021 может осуществляться как на общегосударственном уровне, так и на региональном.

Органы власти тех или иных регионов могут утвердить у себя повышение МРОТ для граждан. Но региональное законодательство не может закреплять показатели по финансовым выплатам, которые были бы ниже общегосударственных.

Но оценивая покупательскую способность населения, положение вещей в социальной сфере, местная власть может увеличивать выплаты.

Сферы финансирования

Говоря о повышении размера оплаты труда, актуальным становится вопрос, каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году. Пример прошлого года показал, что индексация не была предусмотрена для таких работников бюджетной сферы, как судьи, сотрудники ряда силовых структур и прочие. Однако продолжается выполнение указов Президента от 2012 года по обеспечению мероприятий в области социальной политики и поддержки детей. Данными указами было предусмотрено увеличение зарплаты бюджетникам в 2021 году на 100%. В некоторых случаях это повышение составит 200%. Но не так давно Президент выступил с предложением, чтобы индексация в 2021 году проводилась с учетом тех групп населения, которые не были упомянуты в «майских указах».

Минимальные зарплаты

Выплаты зарплат россиянам осуществляются в соответствии с законом, называющемся «О минимальном размере оплаты труда». МРОТ является минимальным заработком, который выплачивается любым категориям граждан РФ, включая бюджетников (сотрудников, работающих на предприятиях, которые финансируются за счёт бюджетных средств).

В январе прошлого 2019-го года по действующему законодательству МРОТ приравнялся к величине другого важного показателя – прожиточного минимума (ПМ). Такой ПМ распространяется на взрослое трудоспособное население, устанавливается в начале текущего года и соответствует минимуму за второй квартал предшествовавшего года.

Чтобы узнать, какова минимальная оплата труда бюджетника на 2021-ый год, нужно дождаться утверждения соответствующего закона (ФЗ-82, редактируемого ежегодно) или определить, каким был прожиточный минимум во 2-ом квартале текущего 2020-го. Но пока этот период не наступил, поэтому остаётся ждать решения правительства.

К сведению! Есть два прожиточных минимума: обязательный для всей территории РФ федеральный и устанавливаемый в отдельных субъектах региональный. В 2020-ом году государственный ПМ равен 12 тысячам 130 рублям.

Кому и насколько повысят размер довольствия в 2021 году

Если говорить об увеличении фонда оплаты труда, вопрос о том, каких служащих бюджетной сферы это коснется, становится особенно актуальным. К примеру, в минувшем году размер оклада некоторых категорий бюджетников (работники суда, сотрудники ряда правоохранительных органов и другие) остался на прежнем уровне, несмотря на изменение заработков в целом.

Недавно президент России В. Путин предложил провести индексацию в 2021 году с учетом тех категорий госслужащих, которые не были упомянуты в майских указах. Повышение заработной платы в 2021 году на 6,6% должно коснуться всех категорий бюджетников, но размер дополнительной компенсации будет определяться существующим уровнем оплаты труда в той или иной сфере.

Как начисляются зарплаты

Размеры заработков бюджетников определяются, как правило, на государственном уровне, но могут меняться в сторону увеличения на местах (то есть руководством). За основу обычно берётся МРОТ, ниже которого зарплата быть не может.

Обычно устанавливается определённый фиксированный оклад, зависящий от:

  • занимаемой должности;
  • категории специалиста;
  • ставки (полной, неполной);
  • условий осуществления трудовой деятельности (например, при работе в северных регионах или в сельских местностях положены надбавки).

Также к окладу могут добавляться премии и прочие стимулирующие выплаты, но из-за профицита большинства региональных бюджетов они всё чаще отменяются.

Фиксированный оклад каждый год в октябре увеличивается на размер индексации, заложенной в федеральный бюджет.

Реальная ситуация

Представители министерства финансов с большим скепсисом отнеслись к возможности повышение зарплаты хоть каким-то категориям населения. Но при рассмотрении данного вопроса были предложены некоторые пути выхода из ситуации:

  • урезание бюджета оборонно-военного комплекса;
  • сокращение государственных расходов.

Судя по всему, уменьшение финансирования военной отрасли не планируется. Но и тот факт, что урезаться будут государственные траты, не означает, что зарплаты бюджетников в 2021 будут урезаться. Повышение обещается таким категориям, как:

  • врачи;
  • педагоги;
  • работники культуры;
  • социальные служащие.

Им планируется повышение зарплаты бюджетникам в 2021 минимум на 6,6%. Данный процент высчитан, исходя из уровня инфляции в стране.С 2015 года существует мораторий на повышение окладов в военной отрасли. Но за истекший период времени инфляция существенно возросла, потому урезание расходов на эту сферу приведет к катастрофическому положению ее работников. Особенно если учитывать, что в данной сфере задействованы разнообразные специалисты:

  • военнослужащие;
  • врачи;
  • инженеры;
  • технический персонал;
  • работники научно-образовательной сферы.

Часто оптимизация расходов в этой области достигалась такой непопулярной мерой, как сокращение персонала. Но рост уровня безработицы является крайне нежелательным явлением.

Если решение по соответствующей индексации для данных категорий населения будет одобрено, то уже с 1 октября 2019 года можно ожидать возрастание уровня оплаты труда на 40% минимум.

Эксперты прогнозируют снижение темпа падения внутреннего валового продукта в стране, что также положительно отразится на госбюджете.

Чего ожидать в дальнейшем

Как обстоят дела на данный момент? Последние новости и статистические данные неутешительны. Так, майские указы в полной мере выполнены далеко не везде: зарплаты повысили в таких субъектах как Ленинградская, Тюменская, Тамбовская и Вологодская области, республики Чувашия, Бурятия и Татарстан. Муниципалитеты остальных регионов объясняют невозможность принятия мер отсутствием необходимых средств в бюджетах.

Причём финансовые эксперты настроены скептически и полагают, что вряд ли удастся когда-либо добиться повсеместного увеличения заработков бюджетников, особенно в стране, где диапазон доходов столь велик. Например, в центральных и северных местностях средние зарплаты действительно соответствуют статистическим данным (порядка 46 тысяч рублей). Но в отдалённых и медленно развивающихся городах реальные доходы на порядок ниже и равны МРОТ (после принятия соответствующего закона).

Печально и то, что иногда повышение заработков достигается нежелательными или неприемлемыми путями. Хуже всего дела обстоят в медицинской и образовательной сферах, в которых для обеспечения окладов необходимых минимальных размеров сокращаются штаты. В итоге нагрузка на работников увеличивается, а зарплаты остаются несоразмерными объёмам работ и становятся несоответствующими должностным обязанностям. Это приводит к массовым увольнениям и дефициту персонала.

Усугубляет ситуацию и финансовая политика, приводящая к нехватке бюджетных средств. Так, Центробанк по действующему бюджетному правилу часть доходов от продажи нефти (при реализации по цене больше 40 долларов за баррель) направляет не в бюджет, а на пополнение золотовалютных резервов (для покрытия возможных убытков в будущих периодах). И страдают от этого в большей мере как раз бюджетники.

Чего ожидать в будущем? Это будет зависеть от действий органов исполнительной власти на местах, а также от решений правительства на высшем уровне. Вероятно, в 2021-ом году некоторые регионы всё же смогут выполнить майские президентские указы и повысить зарплаты до предписанного уровня. Но гарантировать это невозможно. А вот ежегодная индексация будет планово проводиться в обязательном порядке, так что повышение в 2021-ом всё же будет. Но реальные доходы бюджетников после вычета налогов и отмены некоторых стимулирующих финансовых мер (надбавок) могут увеличиваться незначительно.

Остаётся дождаться 2021-го года и выяснить, как изменится в этом периоде законодательство, регламентирующее назначение выплат сотрудникам бюджетных учреждений.

Подводя итоги

В 2021 году заработная плата отдельных категорий работников бюджетной сферы, упомянутых в «майских» указах президента увеличится на 6,6%. Также предусмотрено повышение окладов госслужащим, не включенным в основной список на 3,8%.
Денежные средства будут изысканы за счет сокращения государственных расходов, а также бюджета военно-оборонного комплекса.
Индексация окладов работников силовых структур, органов правопорядка и приравненных к ним организаций будет проходить в штатном режиме, то есть в октябре.

Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2020 году

Заработная плата в бюджетной сфере — это важный социально-экономический показатель, который так или иначе влияет и на размер окладов в коммерческих организациях. Поэтому у многих руководителей и работников часто возникает вопрос: какое предусмотрено повышение зарплаты бюджетникам в 2020 году? Ведь исходя из его размеров, можно провести индексацию окладов и в своей фирме. Обратите внимание: Росстат опубликовал средние зарплаты бюджетников по отраслям и регионам за первое полугодие 2020 года.

В 2018 году Правительство, исполняя «майские указы» президента о повышении зарплаты бюджетникам (2020), одобрило выделение 14,5 млрд рублей на финансирование повышения зарплаты отдельных категорий работников бюджетных учреждений. В 2020 году индексация окладов также запланирована. Посмотрим, что это за отдельные категории работников. Но начнем с новостей.

Повышение окладов с 01.10.2019

В связи с опубликованным распоряжением Правительства РФ ОТ 13.03.2019 N 415-Р будут повышены на 4,3% заработные платы:

  • работникам федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;
  • работникам федеральных государственных органов, гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2019 № 279 «Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации» с 1 октября 2020 года зарплаты повысятся и у судей всех рангов: от судей Конститционного и Верховного судов до мировых судей субъектов РФ — на те же 4,3%.

Кто такие госслужащие и бюджетники

Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2020 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2020 году в России (последние новости).

Бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 49 348 рубллей (данные за июнь 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

23 июля Росстат опубликовал данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-июнь 2020 года.

Оклады бюджетников в 1-м полугодии 2020 года, таблица:

Для сравнения: данные Росстата по заработным платам чиновников различного уровня (за 2018 год).

Среднемесячная з/п гражданских (муниципальных) служащих

Справочно: среднемесячная з/п работников организаций а субъекте РФ

Территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

органов исполнительной власти субъектов РФ

органов местного самоуправления

рублей

% к 2017 г.

рублей

% к 2017 г.

рублей

% к 2017 г.

рублей

% к 2017 г.

Российская Федерация

105,3

112,2

111,2

Центральный федеральный округ

103,8

118,8

106,2

111,7

Белгородская область

103,2

147,5

116,1

108,7

Брянская область

106,2

105,3

105,2

110,6

Владимирская область

106,9

107,4

110,9

109,9

Воронежская область

104,6

111,8

106,6

111,6

Ивановская область

107,6

104,6

Калужская область

105,6

131,7

122,4

110,7

Костромская область

100,5

111,4

105,3

Курская область

102,8

118,9

110,3

Липецкая область

103,5

114,2

107,3

110,1

Московская область

102,1

102,6

109,8

Орловская область

103,5

99,3

103,9

Рязанская область

105,6

108,9

106,4

109,9

Смоленская область

102,5

116,3

104,9

111,2

Тамбовская область

104,5

105,6

106,4

109,1

Тверская область

102,6

99,4

99,8

110,9

Тульская область

103,2

109,3

109,3

Ярославская область

105,6

100,3

102,5

110,4

г.Москва

101,3

125,8

105,4

110,8

Северо-Западный федеральный округ

103,8

107,6

106,6

111,6

Республика Карелия

105,8

135,7

110,1

111,9

Республика Коми

102,7

108,3

110,2

Архангельская область

107,3

107,3

в том числе:

107,5

104,8

96,5

109,5

Ненецкий авт.округ

Архангельская область без авт.округа

110,1

108,5

108,3

111,3

Вологодская область

105,4

109,8

108,7

111,1

Калининградская область

105,4

107,4

105,7

110,2

Ленинградская область

108,6

114,2

106,9

109,8

Мурманская область

105,1

104,7

106,9

111,2

Новгородская область

107,4

106,2

Псковская область

103,7

111,7

г.Санкт-Петербург

97,5

103,7

101,6

111,9

Южный федеральный округ

106,2

104,7

106,6

110,7

Республика Адыгея

104,6

109,8

108,8

111,1

Республика Калмыкия

112,1

100,6

106,4

112,3

Республика Крым

104,4

101,8

113,1

Краснодарский край

103,6

104,3

106,7

110,2

Астраханская область

108,5

128,6

106,7

113,2

Волгоградская область

103,6

105,4

110,4

Ростовская область

105,8

103,7

105,9

109,8

г.Севастополь

108,5

101,9

110,9

Северо-Кавказский федеральный округ

104,7

110,4

Республика Дагестан

106,6

116,7

107,7

112,7

Республика Ингушетия

108,6

103,3

104,8

110,5

Кабардино-Балкарская Республика

104,8

102,9

104,2

111,1

Карачаево-Черкесская Республика

108,3

111,9

108,9

112,1

Республика Северная Осетия – Алания

104,6

101,4

102,9

110,1

Чеченская Республика

96,9

104,4

102,2

110,9

Ставропольский край

106,9

109,5

108,7

Приволжский федеральный округ

105,7

112,2

109,1

109,8

Республика Башкортостан

114,8

120,5

123,6

Республика Марий Эл

100,3

105,9

105,9

Республика Мордовия

103,2

120,2

108,6

108,7

Республика Татарстан

101,7

120,8

115,7

109,1

Удмуртская Республика

105,7

110,5

103,7

Чувашская Республика

106,1

107,5

109,7

Пермский край

103,3

104,2

108,8

Кировская область

107,3

104,9

105,6

109,7

Нижегородская область

105,9

104,9

108,1

Оренбургская область

104,9

103,3

112,4

Пензенская область

108,1

104,1

105,5

111,1

Самарская область

98,9

112,2

107,2

110,2

Саратовская область

113,6

103,3

110,2

Ульяновская область

104,1

110,9

111,9

110,2

Уральский федеральный округ

106,2

109,8

109,1

108,3

Курганская область

104,6

97,2

106,7

109,7

Свердловская область

109,2

111,6

107,4

108,6

Тюменская область

106,3

109,9

109,3

в том числе:

Ханты-Мансийский авт.округ – Югра

106,3

104,7

Ямало-Ненецкий авт.округ

111,9

112,3

107,5

Тюменская область без авт.округов

105,9

109,5

115,6

110,1

Челябинская область

103,1

108,4

109,2

Сибирский федеральный округ

107,4

112,7

110,4

111,6

Республика Алтай

103,5

109,7

109,8

116,3

Республика Тыва

109,9

112,4

114,6

Республика Хакасия

104,2

98,8

110,5

109,6

Алтайский край

106,4

110,4

112,2

Красноярский край

105,9

112,3

109,8

Иркутская область

108,3

106,8

110,5

Кемеровская область

106,5

120,9

121,1

114,7

Новосибирская область

110,2

126,7

110,2

111,6

Омская область

110,1

113,7

106,6

112,8

Томская область

103,7

106,4

103,8

110,2

Дальневосточный федеральный округ

106,2

109,3

107,8

111,5

Республика Бурятия

105,3

112,8

111,5

Республика Саха (Якутия)

106,4

109,7

105,9

109,4

Забайкальский край

104,6

99,7

Камчатский край

104,8

124,3

107,3

111,6

Приморский край

108,8

123,2

108,5

111,1

Хабаровский край

106,2

107,7

111,2

Амурская область

101,6

107,5

115,2

Магаданская область

109,6

104,3

102,9

Сахалинская область

107,2

106,6

106,7

108,7

Еврейская авт.область

112,1

110,9

Чукотский авт.округ

105,3

99,8

101,7

107,1

Зарплата бюджетников в 2020 году

Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597, называемый иногда «приказ 597 президента: дорожная карта 01.01.2018». Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2020-му в первую очередь учителям и врачам.

Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

  • от 07.05.2012 № 597;
  • от 01.06.2012 № 761;
  • от 28.12.2012 № 1688.

Повышение зарплат является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты должен составить не менее 200 % от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты не должен быть ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. Поэтому чиновники пообещали не обойти их стороной и также провести индексацию их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории бюджетников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Врачи

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений.

Социальные психологи

Юристы

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Следователи

Пожарные

Судьи, прокуроры

Военнослужащие и приравненные к ним

Повышение окладов
с 1 сентября 2020 — на 6,0 %,
в 2020 — на 5,4 %,
в 2021 — на 6,6 %
Повышение окладов
с 1 октября 2020 на прогнозный уровень инфляции — 4,3 %,
1 октября 2020 — на 3,8 %,
1 октября 2021 — на 4 %

Повышение окладов бюджетников с 01.01.2019

Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны будут повысить независимо от индексации. Ведь с 1 января запланировано увеличение минимального уровня оплаты труда (повышение МРОТ), которое повлияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 рублям. Такое повышение окладов затронет примерно 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

Региональные решения о повышении окладов бюджетникам

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры по каждому году по повышению окладов. Так, дорожная карта Свердловской области по повышению заработной платы 2020 утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников должен составить не менее 100 процентов от среднемесячных зарплат по Свердловской области. А на повышение зарплаты бюджетникам в 2020 в Красноярском крае Правительство выделило дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы можно было учитывать районные надбавки и северный коэффициент.

В конце года региональные власти традиционно готовят соответствующие решения относительно повышения окладов на будущий год. Например, в Липецкой области депутаты приняли решение о повышении зарплаты в 2020 году бюджетникам, не подпадающим под майские указы, на 10 %.