Информация о СМИ

ОКВЭД 73.12 Представление в средствах массовой информации

ОКВЭД и коды деятельности — всё это очень часто пугает потенциальных будущих индивидуальных предпринимателей и владельцев компаний. Распространено мнение, что целиком и полностью в этой теме смогут разобрать исключительно юристы и сотрудники налоговых органов.

На деле ситуация всё же несколько иная. Для того, чтобы вникнуть в суть хитросплетений кодов ОКВЭД достаточно просто внимательно почитать соответствующую информацию. Потратив совсем немного времени, вы поймёте, зачем же всё-таки они нужны и, что, думаю, волнует вас больше всего, как выбрать правильный код ОКВЭД.

Что такое ОКВЭД и зачем он нужен?

Открываем справочник, и видим там следующее «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (сокращ. ОКВЭД) — часть Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК).»

А теперь переведем эту фразу с русско-казённого на русско-человеческий: ОКВЭД — это сборник кодов деятельности для предпринимателей, где код означает тип деятельности, сферу производства или оказания услуг.

С помощью ОКВЭДа государство:

  • определяет оптимальный размер налоговой ставки для предпринимателя
  • собирает и анализирует статистику о всех отдельных видах деятельности и типах предприятий
  • упрощённо классифицирует каждый тип деятельности и присваивает ему уникальный код

Стоит заметить, что ни форма собственности предприятия, ни источник инвестиций не влияют на классификацию предприятия по ОКВЭД. Но, повторимся, коды деятельности всё же будут различаться.

Разновидности кодов ОКВЭД.

Можно сказать, что классификатор ОКВЭД содержит коды всех видов деятельности, которые не запрещены законом в РФ, поэтому очевидно, что кодов в справочнике превеликое множество. Вполне логично, что для удобства использования кодов и их классификации придумали специальную структуру, которая имеет следующий вид:

  • XX. — класс;
  • ХХ.Х — подкласс;
  • ХХ.ХХ — группа;
  • ХХ.ХХ.Х — подгруппа;
  • ХХ.ХХ.ХХ — вид.

Класс, подкласс, группа, подгруппа и вид обозначаются цифрами, которые разделяются точками. Классы собраны в отдельные разделы, каждый из которых имеет свое уникальное буквенное обозначение.

Средства массовой информации (СМИ). Понятие, виды и функции СМИ.

Понятие СМИ.

Понятие средств массовой информации в XXI веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.

Первые СМИ появились еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь оглашать новый королевский указ и последние события королевства.

С развитием современных технологий, развились и средства массовой информации. У классической прессы (газеты, журналы и другая периодика) появились конкуренты – радио, телевидение, а затем и интернет.

Виды СМИ.

К видам средств массовой информации относятся:

С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

Функции СМИ.

В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:

  1. Информационная функция – сбор и передача населению каких-либо сведений, касающихся любой из сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной).
  2. Функция формирования общественного мнения к различным явлениям любой из сфер общества (здесь уже начинают прослеживаться элементы навязывания точки зрения).
  3. Образовательная функция – донесение знаний, расширение познавательных способностей человека (например, передачи History Channel, которые, кстати, тоже могут содержать некоторую идеологическую составляющую).
  4. «Тиражирование» образцов поведения государственных органов, политиков, политических партий и других субъектов политической сферы.
  5. Управленческая функция – средство мобилизации масс для решения конкретных социальных, экономических, политических задач. Пример – передачи и статьи на тему «Заплати налоги и живи спокойно», «Не выбрасывай мусор в лесу», «Не гоняй на дорогах» и т.д.
  6. Функция политического маркетинга — представляет из себя «продажу» политического товара (политических идей, политических программ кандидатов на выборах и т.д.).

Политика и СМИ.

Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.

Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.

Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:

  1. Лень и не желание людей копаться в информации. По телевизору сказали, что Слободан Милошевич преступник и диктатор, значит так и есть. Зачем копаться в источниках, чтобы найти синонимичную информацию?
  2. Незнание того, что существуют альтернативные точки зрения. По телевизору сказали, что Панадол – эффективное средство от головной боли, но не сказали, что его состав идентичен Парацетамолу, который стоит во много раз дешевле.
  3. Некоторые люди осознанно идут на поводу рекламы или пропаганды. «В этом списке политических кандидатов я знаю только одного, потому что видел его на местном телеканале, значит проголосую за него». «Возьму эту зубную пасту, а не другую, потому что первую я видел в рекламе». Человек где-то глубоко понимает, что от этого средства пятна, как в рекламе, не исчезнут волшебным образом, и придется замачивать, стирать, оттирать, короче прилагать усилия, но он все равно купит его. Так же и в политике. Если реклама – двигатель торговли, то агитация – двигатель политики.
  4. Развитие новых технологий и интернета повлияло не только на возможность людей получать информацию из конкурирующих или независимых источников, но и повлияло на развитие самих средств массовой информации. Технические возможности некоторых устройств (видеокамер, фотокамер, диктофонов) в совокупности с возможностями Фотошопа, видеоредакторов и других программ монтажа позволяют преподнести информацию в выгодном свете. Пример – использование ракурса, эффекта света и тени, перспективы при видеосъемке. Если стать практически между двумя артиллерийскими орудиями, направленными в одну сторону, то, имея определенную сноровку и навыки, можно их снять так, что на ролике будет казаться, что орудия направлены почти в противоположные стороны. Пример взят, как говорится, из жизни.

Чаще всего достаточно не лгать, а просто недоговорить или умолчать, вырезать кусок интервью или иначе смонтировать, чтобы преподнести информацию в выгодном свете.

Пропагандистский уклон имеют и российские, и западные СМИ, но и те, и другие редко скатываются в откровенную ложь (чего не скажешь о большинстве современных украинских средств массовой информации, или скорее – массовой дезинформации).

Однако не все так грустно, как кажется, и этому есть несколько причин.

Всегда остаются мыслящие люди среди населения. Не перевелись еще журналисты с независимым взглядом (пример – украинский блогер Анатолий Шарий).

Даже глубоко заангажированные СМИ порой выдают достоверную информацию. Иногда технические возможности играют злую шутку с некоторыми представителями средств массовой информации: возникают различные сбои, ляпы и казусы – при этом правда всплывает наружу. Чаще всего такое происходит в прямом телевизионном или интернет вещании. Вообще, прямой эфир – это такой способ подачи контента, где возможность скрыть информацию сводится к минимуму.

Возможно, одна маленькая девочка из Цхинвала изменила общественное мнение западных стран в отношении России, когда в прямом эфире CNN на вопрос: «Кто стрелял по городу?», ответила «Грузия». Это было незапланированно, и это попытались замять, но не получилось.

Развитие отношений общество-СМИ-власть продолжается, и, к чему оно приведет, неизвестно. Поэтому пока что мы может только согласиться с Бальзаком, что средства массовой информации – это «четвертая власть» государства.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Анхимова Р.В. 1 1 Министерство образования и науки Мурманской области Рассмотрено понятие «средства массовой информации» как часть коммуникативной системы общества. Особое внимание уделено сравнительному анализу содержания терминов «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации». Раскрыты функции и роли средств массовой информации, подчёркивающие возрастающую значимость данного института в жизни индивида и общества. Сделан вывод о необходимости отнесения к средствам массовой информации интернет-сайтов, вне зависимости от их регистрации в таком качестве. 940 KB детерминация преступного поведения средства массовой информации средства массовой коммуникации функции средств массовой информации коммуникативная система общества 1. Березкина О. П. Социально-психологическое воздействие СМИ: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2009. – 240 с. 2. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология». – М.: Аспект Пресс, 2010. – 191 с. 3. Большой Российский энциклопедический словарь. Репр. изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 1887 с. 4. Братко А.А., Кочергин А.Н. Информация и психика. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1977. – 198 с. 5. Лапина М.А., Ревин А.Г., Лапин В.И., Информационное право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2004. – 335 с. 6. Носкова И.А. Понятийный аппарат криминологии средств массовой информации // Вестн. Калининград. фил. Санкт-Петерб. ун-та МВД России. – 2008. – № 2 (16). – С. 75–80. 7. О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 15 июня 2010 г. № 16: ред. от 9 февр. 2012 г. // Российская газета. 2010. 18 июня. 8. О средствах массовой информации : закон Рос. Федерации от 27 дек. 1991 г. № 2124-1: ред. от 2 июля 2013 г. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс (дата обращения: 10.04.14). 9. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов. 21-е изд., перераб. и доп. М. : Рус. яз., 1989. 923 с. 10. Петрушин Е.В. Гражданское право. Является ли Интернет СМИ // Rg.ru: Российская газета. 2008. 25 авг. URL: http://www.rg.ru/2008/08/25/internet.html (дата обращения: 18.05.2013). 11. Полуэхтова И.А. Социология массовых коммуникаций: в 2 ч.: курс лекций. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. – Ч. 1. – 95 с. 12. Российская криминологическая энциклопедия: Преступность и борьба с ней в понятиях и коммент / Рос. криминол. ассоц. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2000. – 802 с. 13. Русфонд на «Первом»: мы помогаем помогать // Русфонд: Российский фонд помощи: сайт. – М., 1996–2013. URL: http://www.rusfond.ru/1tv (дата обращения: 14.05.2013). 14. Фило1софский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев . – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 839 с. 15. Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика». Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2012. – С. 22–23. 16. Человек как субъект и объект медиапсихологии: / МГУ им. М.В. Ломоносова . – М.: МГУ, 2011. – 823 с. 17. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций: учеб. пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 451 с.

Резкое возрастающее воздействие информационных процессов на социальный прогресс все острее ставит проблему научного исследования такого сложного и многообразного социального феномена, как средства массовой информации (СМИ). Определение содержания указанного понятия в криминологических исследованиях является важным для процесса предметизации и установления роли СМИ в детерминации преступности, поскольку разработка новых мер и совершенствование мер предупреждения криминогенного воздействия СМИ предполагает, прежде всего, четкое разграничение (конкретизацию), однозначную единую трактовку воздействующих объектов.

В криминологической и иной специальной литературе при обозначении термина «СМИ» часто употребляются понятия «СМК» и «масс-медиа», каждое из которых продолжает вызывать научные споры в различных дисциплинах, что создает значительные сложности при уяснении содержания понятия «средства массовой информации».

В связи, с чем необходимо провести анализ содержания указанных терминов.

Справочная энциклопедическая литература дает следующее толкование понятия «средства массовой информации»: – «это печать, радио, телевидение и др.» . Далее следует отсылка к понятию «массовая коммуникация».

Под массовой коммуникацией в «Большом Российском энциклопедическом словаре» понимается «систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, звукозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и активного воздействия на оценки, мнения и поведение людей» .

«Философский энциклопедический словарь» трактует понятие массовой коммуникации более широко, добавляя к указанному определению ряд следующих положений: «Материальной предпосылкой возникновения массовой коммуникации в 1-ой пол. 20 в. стало создание технических устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и муз. информации. Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых работниками высокой проф. специализации, принято называть «средствами массовой информации и пропаганды» или «средствами массовой коммуникации». Массовая коммуникация представляет собой систему, которая состоит из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений (печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись)…» .

Ряд авторов, полагающих, что СМИ и СМК являются близкими по своему лексическому значению, или синонимами, трактуют массовую коммуникацию как: «общение, опосредованное техническими средствами» ; «процесс обращения массовой информации, который невозможен без использования специальных технических средств распространения этой массовой информации таких, как печать, радио, телевидение и Интернет» (СМК или СМИ)» ; «процесс, с помощью которого организованный институт с помощью технических средств систематически производит и распространяет общезначимые послания, которые предназначены для большой разнородной и рассредоточенной в пространстве аудитории с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей» .

Другие исследователи разграничивают указанные понятия как часть и целое. В частности, И.Д. Фомичева, отмечает, что средства массовой коммуникации – это «каналы, способы, материальные носители, приспособления для фиксирования хранения и распространения информации для, через и от массовой аудитории». Синоним масс-медиа (часть медиа), к которым относят, помимо печати, телевидение, радио, интернет-коммуникаций, кино, сериалы, поп-музыку, кинопроизводство, комиксы. Под средствами массовой информации понимается особый вид средств массовой коммуникации, в который входят периодическая печать, телевидение, радиовещание, часть ресурсов Интернета и часть ресурсов, создающихся на базе еще более новых, чем Интернет, технологий, которые отличаются институализацией, т.е. наличием постоянного специального аппарата для планирования, сбора, отбора, подготовки к распространению информации или ее производством .

«Российская криминологическая энциклопедия» даёт понятие «средства массовой информации», изложенное в статье 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года .

В соответствии со статьей 2 указанного Закона под массовой информацией понимается предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации – периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Под периодическим печатным изданием – газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой – совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год . Согласно положениям вышеуказанного Закона, интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы .

Многообразие дефиниций рассматриваемых терминов указывает на чрезвычайную неопределенность понятия «СМИ». В связи с этим представляется необходимым рассмотреть исходные категории, лежащие в основе терминов «СМИ» и «СМК», такие как «информация» и «коммуникация».

Существуют десятки научных определений понятия «информация». При этом, большинство современных ученых в различных областях знаний, мнение которых разделяется автором настоящего исследования, признают, что универсальное понятие «информация» сформулировать невозможно, так как оно будет зависеть от направлений научных исследований .

Сотни лет слово «информация» использовалось многими исследователями, но лишь в начале ХХ в. появился интерес к содержанию понятий «информация» и «количество информации». Р. Хартли в 1928 г. представил логарифмическую меру количества информации, а двадцать лет спустя К. Шеннон, определив понятие количества информации как меры уменьшения неопределенности, ввел в научный оборот термин «информация». До работ К. Шеннона Р. Фишер в 1921 году понятие «информация» пытался подвести под понятие «вероятность», а Л. Сциллард в 1929 году – связать с понятием «энтропия». Несостоятельность указанных попыток показала концепция Р.С. Ингардена и К. Урбанова, согласно которой понятие «информация» является более широким, чем понятие «вероятность» .

Аналогичные взгляды высказаны и основателем кибернетики Норбертом Винером, полагавшим, что «информация есть информация, а не материя и не энергия» . Позднее Н. Винер определял информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств» .

Согласно точке зрения А.А. Братко и А.Н. Кочергина, сущность реального феномена информации выражается в двойственности понятия «информация», отражающей неразрывное единство объекта (отражаемого) и субъекта (отражающего) .

Наиболее верным представляется определение информации Р. Тамместе, утверждавшим, что «информация – это некоторая абстрактная форма отражения мира в мышлении, которая в силу своей общности является категорией и не поддается содержательным определениям, в которых не выступают его эквиваленты» .

Понятие «коммуникация», введенное в научный оборот в 1909 году Чарльзом Хортоном Кули, определялось как средство актуализации «органически целого мира человеческой мысли». К средствам организации общения в начале ХХ в. им отнесены газеты, почта, телеграф, железные дороги, образование .

Как полагает А. Черных, термин «коммуникация» до сих пор не имеет общепринятого определения, но большинством исследователей принимается дефиниция, предложенная руководителем Анненбергской школы (США), профессором Джоном Гербнером, – «социальная интеракция через сообщение» .

В «Большом Российском энциклопедическом словаре» понятие информации трактуется как «разъяснение, изложение, первоначальные сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другими способами (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с середины XX в. общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в растительном и животном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики» .

Коммуникация в указанном словаре рассматривается как «путь сообщения, связь одного места с другим; общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательной трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем); сигнальный способ связи у животных» .

Информация в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова определяется как «сведения об окружающем мире и протекающих в них процессах, воспринимаемых человеком или специальными устройствами; теория информации; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь; газетная информация» ; а коммуникация представляется как «путь сообщения; сообщение, общение. Речь как средство коммуникации» .

Таким образом, несмотря на отсутствие общего содержательного определения рассмотренных терминов, можно сделать вывод, что понятие «информация» имеет более узкое значение по сравнению с понятием «коммуникация» и является составляющей понятия «коммуникация», соответственно тождественными их назвать нельзя.

Традиционно под «средством» понимается прием, способ действия для достижения чего-нибудь, орудие, предмет, совокупность приспособлений для осуществления какой-либо деятельности, а под «массовой» – производимая для широких масс, общедоступная.

Из приведенных определений и анализа литературы по данному вопросу видно, что понятие СМИ не всегда имеет однозначные трактовки. Во многих работах термины СМИ, СМК, масс-медиа употребляются как синонимы, что свидетельствует об отсутствии единообразного понимания этого термина. Однако правильной представляется позиция авторов, рассматривающих СМИ и СМК как самостоятельные категории и полагающих, что: объем понятия средства массовой коммуникации шире, чем объем понятия средства массовой информации; понятие СМК включает в себя всю систему средств массовой информации; у СМК в отличие от СМИ нет обязательного требования к системности и/или периодичности информации.

Исходя из рассмотренных выше толкований, учитывая, что в отечественной криминологии вопрос содержания понятия «СМИ» также остается дискуссионным , можно предложить следующее определение понятия «средства массовой информации» – это часть коммуникативной системы, обеспечивающей периодическое распространение массовой информации посредством радио, телевидения, кино, звукозаписи, видеозаписи, печатных изданий, телекоммуникационных сетей.

Отнесение к СМИ интернет-сайтов независимо от их регистрации в качестве таковых обусловлено содержательной природой интернет-ресурсов: общедоступность и ориентация на неограниченный, неопределенный круг лиц.

Общественная значимость СМИ определяется многообразными функциями, которые они реализуют. Несмотря на отсутствие в настоящее время общепринятой классификации функций СМИ , обобщение имеющихся данных разных авторов без углубления в разнообразные подходы и контексты позволяет выделить следующие основные функции СМИ:

1. Информационная (в том числе, рекламно-справочная функция). Эту функцию СМИ реализуют путем обеспечения всех слоев населения оперативной информацией обо всех сферах общественной жизни. Думается, что данная функция включает в себя все нижеперечисленные.

2. Рекреативная. Реализуется, как правило, посредством предоставления средствами массовой информации развлекательного контента. Она направлена на удовлетворение потребности в организации досуга, отдыха и т.п.

3. Культурно-образовательная. Способствует формированию политической, экономической культуры, этическому и эстетическому воспитанию, овладению и повышению уровня знаний, умений, навыков в различных областях общественной жизни и науки.

4. Идеологическая. Обеспечивает выражение социальными группами и отдельными индивидуумами своих позиций, взглядов относительно тех или иных областей социальных отношений.

5. Коммуникативная. Организует общественный диалог и/или обращение государственной власти к народу. Так, например, С.Н. Ениколопов выделяет функцию социального общения в масштабах всего общества, охватывающую весь спектр воздействия – «от информирования и обучения до убеждения и внушения», благодаря чему СМИ удается «объединять общество и формировать общественное сознание» .

В зависимости от целей функционирования СМИ могут выступать в следующих ролях:

– посредника в диалоге между различными социальными институтами и группами, властью и народом. Примером могут являться трансляции посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, проводимые телемосты с Президентом;

– консолидатора общества для достижения социально-значимых целей. Ярким примером является совместная акция «Первого канала» и «Русфонда», собравшая для помощи тяжелобольным детям с 10.10.2011 г. денежные средства в сумме 1051168544 рублей (по состоянию на 22:54 14.05.2013 г.) ;

– регулятора социально-экономических процессов;

– стимулятора спроса на товары, услуги и технологии;

– агитатора в различных областях общественной жизни;

– катализатора научно-технического прогресса;

– регулятора общественного мнения, духовно-нравственных ценностей общества, индивидуального, группового и массового сознания и др.

Исходя из вышеизложенных функций и ролей СМИ, можно утверждать, что дальнейшее развитие гражданского общества, сложившихся производственно-экономических отношений, научно-технических областей невозможно без эффективного функционирования СМИ, отказ в глобальном масштабе от СМИ в принципе означает отказ от существующего порядка мировых социальных отношений.

О роли, особой значимости, сложности и важности рассматриваемого института может свидетельствовать, в частности, множественность нормативных правовых актов, регулирующих деятельность СМИ, а также принятие Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 года № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» .

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

Все общественные отношения содержат информационную составляющую. Информация оказывает огромное влияние на становление и развитие человека как личности, является не только неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры, но и необходимым условием, как прогресса общества, так и его регресса.

Изучение понятийной сущности терминов СМИ и СМК показало, что данные понятия различны по содержанию, соотносятся как часть и целое, где СМК включает в себя понятие СМИ. В основе разграничения данных понятий лежат исходные категории – «информация» и «коммуникация», которые не являются аналогами. В свою очередь коммуникация не существует без информации, в то же время, СМИ в отличие от СМК имеет обязательное требование к системности и/или периодичности распространения информации.

Единообразное понимание различий СМК и СМИ по их содержательной природе на фоне исторически сложившейся тенденции постоянного видоизменения способов распространения массовой информации и средств массовой информации позволит эффективно определять средства массовой информации, не отнесенные к СМИ в законодательном плане, посредством постоянного мониторинга, что будет способствовать своевременной подготовке предложений по изменению законодательства в данной сфере.

Так, например, в связи с возрастающим воздействием Интернета на социально-политическую, культурно-идеологическую и другие области жизни общества и отдельной личности, содержание понятия «средство массовой информации» (периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)), указанное в законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» требует, по мнению автора, уточнения в части отнесения к СМИ интернет-сайтов, вне зависимости от их регистрации в таком качестве.

Функции и производные от этих функций роли СМИ, широкое законодательное регулирование их деятельности обусловливают возрастающую значимость данного института в жизни индивида и общества, определяют высокую степень их влияния на сознание и поведение людей.

Библиографическая ссылка

Анхимова Р.В. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ЧАСТЬ КОММУНИКАТИВНОЙ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 3-3. – С. 464-468;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6569 (дата обращения: 01.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Средства массовой информации, виды, функции, роль и влияние

Будучи развитой цивилизованной страной, Россия на законодательном уровне закрепляет ключевые критерии, которым должны отвечать современные СМИ:

  1. Средства массовой информации направлены на взаимодействие с многочисленной аудиторией;
  2. Периодичность выхода;
  3. Определенная форма изложения материала – печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма.

Основой функционирования СМИ в РФ является принцип свободы массовой информации. Он закреплен в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации».

Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает законодательно установленное правило о недопустимости цензуры массовой информации.

Цензура массовой информации – требование от редакции средства массовой информации, выдвигаемое со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации»

Однако, свобода массовой информации не коим образом не является безграничной. Закон N 2124-1 закрепляет тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Согласно нормам действующего законодательства категорически запрещается использование СМИ:

  1. для совершения уголовно наказуемых деяний,
  2. для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну,
  3. для осуществления экстремистской деятельности,
  4. для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Российским законодательством полностью запрещено использование информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Средства массовой информации относятся к числу объектов права. Однако ряд специалистов выражают сомнения по этому поводу, мотивирую свою точку зрения следующим:

  1. СМИ придана способность продуцировать отдельные издания, выпуски, тиражи и программы
  2. СМИ придана способность к осуществлению деятельности
  3. СМИ, как и юридическое лицо, должно быть учреждено
  4. Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена

Исходя из вышеперечисленных признаков СМИ, они к субъекту права, нежели к его объекту. Но в числе поименованных юридических лиц, точнее их организационно-правовых форм, средства массовой информации не значатся. Роль юридической личности СМИ играет редакция.

Функции средств массовой информации (СМИ)

Современные средства массовой информации отличаются полифункциональностью, при чем в различных сферах общества. Данный аспект не мог не вызвать интереса в научной среде. К проблеме функций СМИ обращались различные авторы. В их числе особенно хотелось бы выделить Е. П. Прохорова. Он считал журналистику наукой многогранной и систематизированной. Исходя из этого, он выделял шесть функций журналистики представленные на рисунке 1.

Рисунок 1. Функции журналистики по версии Е. П. Прохорова

Однако сомнение вызывает выделение организационной функции, так как журналистика считается в обществе четвертой властью. Исходя из этого влияет на мировосприятие и мировоззрение людей. Поэтому идеологическую и организационную функции можно объединить в одну.

С. Г. Корконосенко выделяет 4 сферы, где СМИ выполняют разные функции: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.

В экономической области социальная функция СМИ превращается в элемент системы производства и приобретает качества товара. В духовной сфере средства массовой информации выполняют познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.

Общество играет роль генерального субъекта по отношению к современной журналистике. Отсюда и функции интеграции, познания, которые характерны для современных СМИ. Личность в обществе также определяет отдельные функции СМИ, такие как функции ориентации, морально – психологического удовлетворения.

Однако вызывает сомнение само деление субъектов, поскольку журналист может выполнять не только творческую и профессиональные функции, но также использовать прессу в своих собственных интересах.

Отдельно нужно выделить мнение журналиста-практика – руководителя еженедельника «Тайм», приведенное С. Г. Корконосенко в своей работе, является достаточно объективным: «Мы по-прежнему имеем дело с оценкой текущих событий и не претендуем на беспристрастность».

Рассмотрев различные трактовки и подходы, лучше всего выделить актуальное деление функций СМИ предложенное самими СМИ и отраженное на рисунке 2.

Рисунок 2. Современный подход к классификации функций СМИ

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию.

Роль средств массовой информации (СМИ) в жизни общества

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности населения играют средства массовой информации.

Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом.

В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Однако его доля постепенно снижается. Хотя население по прежнему сильно доверяет телевидению и считает, что оно справляется со своими задачами успешно, все больше россиян отправляются на поиски информации во всемирную паутину.

Ключевые задачи телевидения по важности с опорой на мнение населения представлены на рисунке 3. Исследование проводилось в 2014 году. По данным исследований современное телевидение несет в основном информационную функцию. Однако не всегда достоверная или искаженная информация вызывает у телезрителей желание проверить: А правду ли говорят по телевизору?

Рисунок 3. Результаты исследования ВЦИОМ 2014 год

По данным исследований ВЦИОМ , которые были проведены в 2014–2016 гг. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Объем выборки (при каждом опросе) 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше. Метод опроса – личные формализованные интервью по месту жительства респондента. ПО данным исследования 3/4 населения РФ хранят верность печатным СМИ: в том числе 12% читают бумажную прессу ежедневно, 31% читаю бумажную прессу два-три дня в неделю, 26% – пару раз в месяц, а 8% хотя бы несколько раз в год берут в руки газеты или журналы.

Эффективность деятельности СМИ неразрывно связана с учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории.

Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Её необходимо дополнить анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.

Рисунок 4. Результаты опроса ВЦИОМ (источник инфографики оф. сайт wciom.ru)

Современная аудитория включена во всю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса.

В последнее десятилетие отмечена тенденция, согласно которой не аудитория влияет на СМИ, а СМИ на аудиторию. Это обусловлена ростом тенденций глобализма. Ярким предметом подконтрольности населения валянию СМИ являются Соединенные штаты Америки. Именно в этой странен зародились ключевые манипулистские технологии, позволяющие направлять общественное мнение в нужное русло. Ярким примером стали выборы 45 президента США в 2016 году, когда СМИ накалили обстановку настолько, что казалось бы благоразумные люди доходили до актов самосожжения.

Рисунок 5. Доверие к СМИ в РФ

Современные медийные технологии позволяют превращать разумных людей в скот за несколько лет. Мы хорошо видели, как это было сделано на Украине. А теперь та же самая тусовка глобалистов попробовала по тому же сценарию радикализовать американское общество , препятствуя Дональду Трампу. То, что происходит в 2016-2017 годах в Штатах является отличным материалом для изучения роли современных СМИ. Однако роль эта далеко не всегда положительная. По этой причине во всем мире население все меньше доверяет официальным СМИ, и люди пытаются искать правду в Интернете. Однако, там правды уже почти нет. Манипулятивные технологии проникли и туда. Армии «ботов» трудятся для создания нужного общественного мнения.

Современные технологии позволяют:

  1. СМИ быть сверхоперативными;
  2. информационное пространство не только расширяется, но и становится крайне уплотненным;
  3. «производители» и «потребители» информации постоянно меняются местами – монолог заменяется не просто диалогом, а глобальным полилогом.

Начиная с конца двухтысячных по настоящее время маркетинг приобрел специфические черты в журналистике:

  1. разновидность духовного производства
  2. вариативность особой деятельности, направленной на производство информации.

Сложности массовых информационных процессов связаны с тем, что мы лишь с некоторой вероятностью можем предсказать конечную эффективность акта коммуникации при журналистском, рекламном воздействии. Тем более необходимо минимизировать количество ошибок на всех предшествующих «заключительному акту» этапах.

В настоящее время как в России, так и в зарубежных странах, общество может только пассивно сопротивляться, но противостоять пропаганде общество не может. Поэтому чтобы перехватить власть у трёх толстяков всегда нужны другие 3 толстяка .

История появления СМИ

Начиная с доисторических времен, человечество было заинтересовано в процессе коммуникации. Кроме того, человек стал выступать как средство коммуникации. В роли своеобразных разносчиков информации выступали вожди и шаманы, с целью создания определенного информационного повода создавались наскальные рисунки и рисунки на дощечках и глиняных пластинах. Различные оракулы и пророки несли в массы ту или иную информацию.

Однако появление прессы более или менее приближенной к нашему современному восприятию принято датировать V в. до н. э.. Именно тогда в Риме выходили первые газеты, которые стали напоминать современные при Юлии Цезаре – в 60 году до н. э. Наиболее известным является ежедневный бюллетень «Acta diurna» («События дня»). Вместе с тем имеются сведения, что и в Азии также имелись доисторические издания (например, в Ките в VIII веке нашей эры выходила «Дибао» – «Придворная газета»), являющиеся, по сути, прагазетными явлениями .

В Европе пресса распространялась в качестве так называемых «летучих листков». В средние века их можно было назвать информационно-прикладными. Толчком в развитии прессы стало изобретение процесса печати с помощью подвижных литер. Данная технология была открыта в 1440 г. И. Гуттенбергом.

Будучи социальным институтом пресса с момента своего зарождения влияла на умы людей. Родиной прессы как социального института многие ученые называют Западную Европу. Первой газетой в собственном смысле этого слова принято считать бельгийскую «Niewe Tydingen» («Все новости»), которая стала выходить в Антверпене приблизительно с 1605 года в типографии Авраама Вергевена. С 11 марта 1702 г. в Англии, в Лондоне, стала издаваться первая ежедневная газета «Daily Courant» («Ежедневный вестник») .

В древние времена формы языка реализовывалась в летописях, хрониках, анналах, жизнеописаниях, историях, путешествиях, в многообразных эпистолярных формах – от личного письма до официальных посланий, от поучений и наказов до булл, рескриптов, прокламаций.

С появлением печатной журналистики стала возникли первые жанры. К ним можно отнести:

  1. информацию-хронику,
  2. репортаж
  3. памфлеты

Впоследствии появилось множество другие газетно-журнальные жанров.

Рисунок 6. Исторически сложившиеся типы журналистики

В средневековье, в период религиозно-клерикального типа, диапазон творчества был резко ограничен. Это объяснялось не столько малым числом грамотных людей, сколько влиянием религии на все сферы жизни. Не допускалось инакомыслия, которое находило отражение в периодических изданиях.

Феодально-монархический тип отражает невысокую экономическую развитость общества и начало перехода от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям. Развитие торговли требовало обмена информацией о товарах, прибытии кораблей, ценах. В XIX в. журналистика стала важнейшей частью общественно-политической жизни и хозяйствования. Она превратилась в орудие политической борьбы – 80 процентов прессы носили ярко выраженный политический и общественно-политический характер. Произошло классическое разделение прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). К концу ХХ в. к ней прибавился тип промежуточных СМИ. Социалистическая журналистика всецело была ориентирована на идеологическую зависимость, главной константой в ней была партийность. К настоящему времени мы можем говорить о формировании общегуманистической журналистики. Давая оценку существовавшим типам, нужно отметить, что не везде они существовали обязательно в таком порядке и чистой форме – их наличие зависело от конкретной ситуации в государстве .

Феномен массовой информации – обращение к широчайшей аудитории, возможность системно, многоступенчато влиять на палитру мнений в обществе.

В конце двадцатого века начала свое формирование общегуманистическая журналистика. Она формировалась при помощи следования следующему принципу: отказ от ее любого силового воздействия на другие институты. Журналисты работающие в этом направлении считали и считают, что журналистика представляет собой средство коммуникации, а не дубинку.

В какой момент СМИ перестали нести просто информацию и превратились в машину придумывающую и раздувающую информационные поводы с целью прямого и косвенного воздействия на людей, сказать довольно-таки не просто. Однако сейчас во втором десятилетии 21 века под влиянием глобалистики, СМИ работают не для людей, а для потребителей.

Роль средств массовой информации (СМИ) в современной культуре

Уже в двадцатом веке средства массовой информации превратились в важнейший элемент культуры, занимаясь преимущественно популяризацией того или иного культурного направления.

В первой половине XX века культура начала отходить от аксиологии эпохи просвещения и веры в ценность познания, а понятие прогресса заменила понятием немедленной прибыли и влияния. Это выразилось в мировых войнах, которые велись во имя имперских интересов, жажды власти и экономического господства над другими. Продолжением этого способа мышления стал современный неолиберализм и деятельность ради выгоды .

Важно помнить, что профессия журналиста зародилась в лоне культуры. Журналист должен был быть не только носителем истины и просвещения, но и художественного слова. В это трудно поверить, читая современную прессу, переполненную жаргонной лексикой, грамматическими и стилистическими ошибками. О какой культуре может идти речь, если в России даже именитые федеральные каналы допускают к ведению телепередач людей безграмотных и не умеющих формулировать свои мысли.

Кроме того, в современных СМИ ключевое место заняло мнение не профессионалов, а шарлатанов. Так, место философов заняли маги и экзорцисты, место учёных – предсказатели и так называемые эксперты, место научных, художественных и моральных авторитетов – знаменитости, чей моральный облик порой далек от традиционных ценностей.

Как отмечают многие современные специалисты в сфере массовых коммуникаций и журналистики, современный СМИ падки кратковременные сенсации. Журналисты слишком часто используют шок/ Это способствует тому, что общество уже не реагирует на культурные события, не может воспринимать новости представленные в ключе «классической журналистики». В потоке бессмысленной и часто бесполезной информации, как сенсации предстают казалось бы заурядные события. Казалось бы в чем новость: «Мужчина украл 2 шоколадки в супермаркете и был пойман при попытке выйти на улицу». Такие события довольно таки обыденны, однако, новости посвящён жирный заголовок на первой полосе региональной газеты.

Типичным примером воспитания «недумающего» общества, удовлетворённого потребительско-развлекательным стилем жизни, являются сатирические телепередачи, ток-шоу со знаменитостями, сериалы или программы типа scripted documentaries (псевдо-документальный фильм), рассчитанные на широкого адресата. Они представляют образец поведения на уровне обыденной жизни, апеллируя часто к низкому интеллектуальному уровню. Пропагандируемую культуру массовой заурядности объясняет лозунг политиков и собственников информации: «глупый народ всё покупают» .

В завершении считаю важным сказать, что современные СМИ потеряли своё истинное предназначение, превратившись из инструмента просвещения в инструмент манипулирования. Если СМИ не пересмотрят концепции своей деятельности, то рискуют потерять большой процент аудитории и остаться не у дел.

Особенности освещения информации разными СМИ

Журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации – прессы, радио и телевидения. Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов – отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах. Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

Печатные СМИ имеют уникальное место в системе современных средств массовой информации. Печатная продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств.

Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств характерных для взаимоотношений прессы и аудитории. Они представлены ниже.

1. Имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения».

2. Можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» – после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.

У печатных СМИ есть ряд элементов, по которым они все больше и больше проигрывают другим средствам коммуникации по следующим направлениям:

  1. Непрерывность
  2. Оперативность

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы).

Радиосвязь, использующая радиоволны – эфирное вещание, осуществляемая по проводам – проводное вещание, позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи или – при передаче на очень большие расстояния – с небольшой задержкой.

Особенность радиовещания состоит в его оперативности. У радио имеется возможность передавать информацию о событии в момент происхождения того самого события. Помимо этого, в России радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов – звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или «цитировать» давно прошедшие передачи, и т.д.

Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров выдвинулось на первое место.

Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния – этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач, как из студии, так и с места событий. Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия».

На телевидении «аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд.

Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ – и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок и структуру, требует особенно тщательного подхода к составлению программ.

В третьем тысячелетии Интернет оформился как новое СМИ. Аудитория всемирной паутины продолжает стремительно расти. На рисунке 6 представлены данные ВЦИОМ, согласно которым в 2013 году 23% россиян считали Интернет источником новостей. В 2016 году этот показатель вырос почти в 2 раза.

Рисунок 7. Источники новостей для россиян (сравнение 1991 и 2013 гг.)

Печать, радио, телевидение и Интернет представляют собой систему средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Отход современных традиционных СМИ (печатные издания, радио, телевиденье) от изначальной цели существования средств массовой информации: развитие и просвещение, способствует снижение доверия к информационному потоку, передаваемому через них. Население планеты начинает уставать от постоянных манипуляций и ищет справедливый и независимый источник информации.

Литература

История появления первых СМИ

Невозможно представить жизнь среднестатистического жителя Казани без средств масс-медиа. Метко нареченные «четвертой властью», они информируют об определенных происшествиях и фактах, ловко манипулируют общественным сознанием, выполняют гедонистическую, образовательную, развлекательную функции. Но когда же появились первые средства массовой информации?

СМИ древнего мира и средневековая журналистика

Оказывается своими корнями журналистика уходит в античный мир, когда письменность только зарождалась, а знание алфавита было прерогативой исключительно вельмож и наиболее влиятельных государственных мужей. Именно тогда возникли первые специализированные службы, занимавшиеся сбором и профессиональным распространением всевозможных актуальных новостей. Изначально ведомости передавались устным путем через различных глашатаев и герольдов.

Однако желание обладать более достоверной информацией, не искаженной многочисленными пересказами и домыслами, стало катализатором для создания первых новостных рукописных вестников. Древнеримские издания «Acta Diurna Populi Romani», «Acta Publica» и «Acta Senatus» стали прообразами современных СМИ, пусть и примитивными. Повторяющееся первое слово в названии информационных источников переводится как «документ». Как видим, древние «газеты» имели статус государственной документации.

Примечательно, что этот вектор развития масс-медиа был типичным вплоть до шестнадцатого века, а пресса была доступна лишь «сливкам общества». И только на рубеже 16-го и 17-го столетий в Венеции появилось первое издание «Gazzetta», которое реализовывалось по приемлемым ценам, и доступно было львиной доли граждан.

История отечественных масс-медиа: от «Курантов» до «Ведомостей»

Первой отечественной газетой, дошедшей до наших времен, стали «Куранты». Датированные 1621-ым годом, они содержали подборку важнейших иностранных новостей и предназначались для царской семьи. Характерно, что весь материал черпался из зарубежных источников, а переводом и адаптацией каждой статьи занимались голландские, польские, немецкие и шведские агенты. Наиболее известным корреспондентом тех времен прослыл некий Юстас Филоманатус, мастерство которого неоднократно отмечалось августейшими персонами. История газеты «Куранты» продлилась вплоть до «петровских» времен. Император, прекрасно оценив всю мощь СМИ, понял, что страна нуждается в современном прогрессивном издании.

Так появились легендарные «Ведомости». Они стали той силой, которая профессионально пропагандировала державную политику и всячески поддерживала царские реформы. Отметим, что активное участие русских монархов в журналистике стало продолжением тенденции, которую основал новатор Петр I.

ИА » Тема Казань «. При использовании материала гиперссылка обязательна.