Инфраструктура

Термины и определения

Элементы функционально–планировочной структуры

Функциональные зоны — зоны, для которых Генеральным планом города Москвы установлены функциональное назначение, типы и виды функционально–планировочных образований, которые могут быть образованы в пределах таких зон, и (или) иные параметры планируемого развития таких зон (зоны жилого, общественно–делового, производственного, в том числе промышленного, рекреационного назначения).

Функционально–планировочные образования — территории жилого, общественно–делового, производственного, в том числе промышленного, рекреационного назначения, в пределах которых в соответствии с региональными нормативами формируются системы объектов транспортного обслуживания, инженерного обеспечения, социальной инфраструктуры, территорий общего пользования, необходимых для организации комплексного жизнеобеспечения и обслуживания территорий таких функционально–планировочных образований и связанного с ними населения.

Территориальные зоны — жилые, общественно–деловые, производственные, в том числе промышленные, зоны, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых природных территорий, зоны специального назначения и иные зоны, границы которых определяются правилами землепользования и застройки в границах функционально–планировочных образований, линейных объектов, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий объектов культурного наследия, территорий объектов капитального строительства федерального, регионального значения и для которых правилами землепользования и застройки устанавливаются градостроительные регламенты и (или) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Подзоны территориальных зон — территория в территориальных зонах с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.

Общественные пространства — сооружения в виде имеющих наружные ограждения наружные ограждающие конструкции пешеходных улиц, площадей, пешеходных зон, галереи, пассажи, атриумы, иные сооружения, а также части сооружений и зданий, специально предназначенные для посещения неограниченным кругом лиц.

Объекты благоустройства территориия — объекты, создаваемые в целях обеспечения безопасности, комфорта и художественного облика городской среды.

Территории с особыми требованиями к осуществлению градостроительной деятельности

Территория объекта культурного наследия — земли историко–культурного назначения, исторически и функционально связанные с объектом культурного наследия, граница, режим охраны и использования которых установлены с учетом требований государственной охраны объектов культурного наследия в порядке, определенном федеральным законодательством.

Охранные зоны объектов культурного наследия — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность.

Заповедные зоны — территория со строгий режим регулирования застройки, предусматривающий сохранение и восстановление своеобразия и ценностных параметров традиционного городского ландшафта, а также обеспечения оптимальной взаимосвязи современных построек с исторической градостроительной средой.

Зоны строгого регулирования застройки — территория со строгим режимом градостроительного регулирования, предусматривающим сохранение, восстановление и обеспечение оптимального восприятия объектов градостроительного наследия — заповедных территорий, а также прилегающей ценной градостроительной среды в структуре городского ландшафта.

Зоны регулирования застройки — территория с режимом градостроительного регулирования, который обеспечивает сохранение общей композиционной роли памятников истории и культуры в городском ландшафте и осуществляется методами реконструкции и нового строительства с регулированием высотных параметров проектируемых зданий.

Зоны охраняемого ландшафта — территория со строгим режимом градостроительного регулирования, предусматривающим обеспечение оптимального взаимодействия природного и антропогенного ландшафта.

Зоны охраняемого культурного слоя — территория с режим содержания который предусматривает проведение охранных археологических раскопок с целью исследования, консервации и музеефикации историко–археологических памятников, а также осуществление археологических наблюдений с целью изучения культурного слоя и выявления историко–археологических памятников.

Водоохранные зоны — границы территорий, примыкающих к акваториям естественных и искусственных водных объектов.

Прибрежные защитные полосы — границы территорий внутри водоохранных зон, на которых в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Береговая полоса — границы территорий вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, предназначенных для общего пользования.

Природные и озелененные территории — территории города Москвы, в пределах которых расположены природно–антропогенные объекты.

Особо охраняемые природных территорий — границы зон с ограниченным режимом природопользования, устанавливаемые на прилегающих к особо охраняемым природным территориям участках земли и водного пространства.

Санитарно–защитные зоны — границы территорий между границами промплощадки и территориями жилой застройки, ландшафтно — рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Технические зоны поземных магистральных инженерных коммуникаций — границы территорий, предназначенных и используемых для строительства и эксплуатации наземных и подземных транспортных и инженерных сооружений и коммуникаций.

Технические зоны ВЛЭП — границы территорий, предназначенных и используемых для строительства и эксплуатации ВЛЭП.

Промышленные зоны — часть территории города Москвы в пределах установленных границ, сформированная в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы о порядке формирования границ промышленных зон, правилами землепользования и застройки города Москвы.

Информация плана линий градостроительного регулирования

Граница улично–дорожной сети ( Красные линии) — границы территории улично–дорожной сети, выделенной из остальной территории города. За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения.

Полосы отвода железных дорог — границы территории, предназначенной для размещения существующих и проектируемых железнодорожных путей, станций и других железнодорожных сооружений, ширина которой нормируется в зависимости от категории железных дорог, конструкции земляного полотна и др. и на которой не допускается строительство зданий и сооружений, не имеющих отношения к эксплуатации железнодорожного транспорта.

Производственные зоны — границы зон преимущественного размещения производственных объектов, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктур, обеспечивающих их функционирование.

Территория памятников истории и культуры (объекта культурного наследия) — границы особо охраняемых земельных участков, исторически и функционально связанных с недвижимыми памятниками истории и культуры и являющихся их неотъемлемой частью, с учетом современной градостроительной ситуации.

Охранные зон памятников истории и культуры (объекта культурного наследия) — границы территорий, непосредственно окружающих территорию недвижимого памятника истории и культуры, предназначенных для обеспечения сохранности памятника и его эстетического восприятия, с особо строгим режимом использования земель.

Заповедные территории — границы территорий, включающих в себя ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие особую историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, охрана которых осуществляется на основании особого о каждом из них положения.

Зоны регулирования застройки памятников истории и культуры (объекта культурного наследия) — границы территорий, окружающих охранную зону недвижимого памятника, необходимых для сохранения или восстановления характера исторической планировки, пространственной структуры, своеобразия архитектурного облика, для закрепления значения памятника в застройке или ландшафте, для обеспечения архитектурного единства новых построек с исторически сложившейся средой.

Охранная зона ансамбля Московского Кремля — территория, непосредственно прилегающая к памятнику, предназначенная для обеспечения его сохранности, поддержания и восстановления ценного градостроительного окружения, а также целостного зрительного восприятия объекта охраны. Для охранной зоны ансамбля Московского Кремля с учетом его всемирной историко — культурной значимости и исходя из специфики сложившейся градостроительной ситуации вводится несколько режимов содержания.

Зоны охраняемого ландшафта — границы территорий, устанавливаемых для сохранения ценного архитектурно–природного ландшафта Москвы (рельефа, водоемов, историко–градостроительной среды, зеленых массивов), с режимом регулирования градостроительной деятельности и нового строительства на этой территории

Территории природного комплекса, города Москвы не являющиеся особо охраняемыми — границы территорий городских лесов и лесопарков, долин малых рек, парков, садов, скверов, бульваров, озелененных и лесных территорий, объектов спортивного, медицинского, специализированного и иного назначения, а также резервных территорий, предназначенных для восстановления утраченных или формирования новых территорий природного комплекса

Особо охраняемые природных территории — границы территорий города с расположенными на них природными объектами, имеющими особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, на которых в соответствии с законодательством установлен режим особой охраны.

Охранные зоны особо охраняемых природных территорий — границы зон с ограниченным режимом природопользования, устанавливаемые на прилегающих к особо охраняемым природным территориям участках земли и водного пространства.

Водоохранные зоны — границы территорий, примыкающих к акваториям естественных и искусственных водных объектов (рек, озер, водохранилищ), на которых устанавливается специальный режим использования с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов; сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

Прибрежные зоны (полос) — границы территорий внутри водоохранных зон, на которых в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Технические зоны инженерных коммуникаций — границы территорий, предназначенных и используемых для строительства и эксплуатации наземных и подземных транспортных и инженерных сооружений и коммуникаций

Информация о проектных решениях, содержащихся в документации по территориальному планированию и планировке территории

Инженерная инфраструктура

Объекты инженерной инфраструктуры — объекты, обеспечивающие объекты жилищно–гражданского и производственного назначения, централизованными системами водоснабжения, канализации, дождевой канализации, теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, телефонизации и связи.

Линейные объекты инженерной инфраструктуры и городского коммунального хозяйства — сети водоснабжения, канализации, дождевой канализации, теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, телефонизации и связи.

Сооружения инженерной инфраструктуры:

  • Водопроводные сооружения;
  • Канализационные сооружения;
  • Сооружения дождевой канализации;
  • Сооружения теплоснабжения;
  • Сооружения электроснабжения;
  • Сооружения газоснабжения;
  • Сооружения телефонной связи;
  • Сооружения почтовой связи;
  • Сооружения телевизионной сети;
  • Сооружения объектов проводного вещания.

Транспортная инфраструктура

Объекты транспортной инфраструктуры — объекты транспортной системы, обеспечивающие транспортное обслуживание населения и перевозку грузов.

Линейные объекты транспортной инфраструктуры — улично–дорожная сеть, система городского внеуличного общественного пассажирского транспорта.

Сооружения транспорта:

  • станции городского, пригородно–городского общественного пассажирского транспорта, транспортно–пересадочные узлы;
  • сооружения паркирования, хранения индивидуальных легковых автомобилей, в том числе автостоянки, паркинги, гаражи;
  • объекты грузового транспорта и обслуживания перевозок грузов, в том числе объекты логистики, склады, терминалы, оптовые базы;
  • объекты технического обслуживания транспортных средств, в том числе автозаправочные станции, станции технического обслуживания, транспортно–эксплуатационные предприятия городского транспорта.

Социальная инфраструктура

Объекты социальной инфраструктуры — объекты, обеспечивающие потребности человека в получении, приобретении жизненно важных услуг, продуктов, товаров.

К объектам социальной инфраструктуры относятся:

  • объекты здравоохранения, образования, социального обеспечения и социальной защиты населения;
  • объекты потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
  • объекты культуры, досуга, физической культуры и спорта;
  • объекты кредитно–финансового, жилищно–коммунального, ритуального и похоронного обслуживания населения;
  • иные социально значимые объекты.

Природные территории

Природные и озелененные территории — территории, выполняющие санитарно–защитные и водоохранные функции, формирующие микроклимат и своеобразный климат города.

Производственные территории

Производственные территории — территории, предназначенные, для размещения производственно–деловых, транспортных и инженерных объектов. Участок производственной застройки — территория до 25 га в установленных границах, на которой размещены сооружения производственного и сопровождающего производство назначения.

Производственная зона — территория специализированного использования от 25 до 200 га в установленных границах, примыкающая к магистральной улице, формируемая участками производственной застройки.

Жилые территории

Жилые территории — территории, предназначенные для организации жилой среды, отвечающей современным социальным, гигиеническим и градостроительным требованиям.

Жилой микрорайон — территория, размером не более 35 га с населением не более 25—30 тыс. человек, обеспеченных объектами приближенного и повседневного обслуживания в пределах своей территории.

Жилой район — территория жилого назначения сформированная на межмагистральных территориях размером более 500 га в пределах границ городского района.

Жилой квартал — часть территории города Москвы в пределах района, ограниченная красными линиями улиц и переулков, другими границами.

Участок жилой — территория, размером до 1 га, на которой размещается жилой дом (дома) с придомовой территорией.

Участок территории — часть территории города Москвы в пределах квартала, ограниченная границами земельного участка, другими границами;

Объекты капитального строительства — здания, строения, сооружения, включая линейные объекты, подземные, надземные сооружения, подлежащие государственной регистрации в качестве объектов недвижимости.

Что значит Инфраструктура: виды и функции

Мир существует благодаря инфраструктурам, где бы мы не находились, чтобы не делали всё на ней завязано. Общество не могло бы развиваться без продуманных и бесперебойно работающих систем.

Осознание того, как строятся и функционируют эти системы, даёт полноценное понимание внутренних механизмов социума.

В этой статье мы подробно рассмотрим понятие «инфраструктуры» в контексте самых значимых общественных структур.

Что надо понимать под инфраструктурой

Инфраструктура ― понятие, образованное от латинского «infra» – внизу и «structura» – строение.

Это комплекс связанных между собой объектов, которые вкупе составляют основу системы.

Под объектами понимаются разные вещи: это может быть, как конкретное предприятие, так и целая отрасль.

Что значит Секуляризация, Шовинизм, Феминизм, Сублимация и Диверсификация

Например, здравоохранение – это отрасль, а больница – учреждение, но вместе они относятся к социальной сфере.

Виды инфраструктур и их функции

Мы рассматриваем инфраструктурное разнообразие на примере постиндустриального, современного общества.

Социальная

Смысл социальной инфраструктуры заключается в создании условий для жизнедеятельности населения. Эта сфера делится на бытовую и социально-экономическую.

Главная функция бытовой социальной инфраструктуры – это обеспечение людей комфортными для жизни условиями.

Создание и развитие пассажирского транспорта, коммунальных услуг, жилищного фонда, общественного питания, торговли – это всё составляющие системы.

Социально-экономическая сфера призвана организовать духовное и физическое развитие человека.

К её функциям относятся:

  • поддержание государственного здравоохранения,
  • образования,
  • культурного просвещения,
  • постройка спортивных объектов.

Благодаря существованию социально-бытовой структуры у людей есть все необходимые блага цивилизации прямо в квартире. Без социально-экономической сферы невозможно было бы разностороннее развитие человеческой личности.

Транспортная

Эта инфраструктура, объединяющая в себе транспортные пути сообщения, транспорт, обслуживающие сооружения, здания и учреждения.

Функции такой системы заключаются в выполнении перевозок пассажиров и груза, обслуживании отраслей и предприятий, связанных с транспортом.

Транспортные узлы и терминалы, логистические центры, автовокзалы, станции, аэропорты, оборудование и средства передвижения – это объекты инфраструктуры.

Они требуют регулярного совершенствования и ухода. Для этого существуют цехи техобслуживания и транспортные предприятия.

Что такое Транскрибация и как на этом заработать

Транспортные коммуникации – одна из самых важных отраслей хозяйства, поэтому на её финансирование отводится значительная часть бюджета государства, а на подготовку специалистов выделяются места в колледжах и университетах.

Информационная

Функциями информационной инфраструктуры являются сбор и обработка информации, а также её хранение и дальнейшее распространение в обществе.

Развитие информационной сферы ведёт к реализации прав и свобод личности, а также даёт возможность социальным институтам функционировать в рамках общественной жизни.

Гражданское общество не может развиваться без инфраструктуры, которая связана с информацией и информированием населения. Она позволяет отслеживать политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и в мире, быть в курсе деятельности государственной власти.

Кроме того, благодаря информации существуют полиграфическая и издательская промышленность, библиотечное дело и книготорговля, средства массовой информации.

Производственная

Производственная инфраструктура напрямую связана с созданием материальных предметов.

Она состоит из четырёх элементов:

  • Транспортные средства.
  • Связь с энергосистемами и между производствами.
  • Службы и здания, которые обеспечивают ресурсы.
  • Инженерное обеспечение производства.

Движение материальных благ и трудовых ресурсов, формирование ресурсной базы, развитие экономики – это всё функции производственной инфраструктуры.

Для её грамотной работы требуется подготовленная рабочая сила, которая может поддерживать и развивать производства по всей стране. Ведущие сферы в России: топливная энергетика, нефтегазовое дело, металлургия.

Военная

Военная инфраструктура объединяет объекты и сооружения военного характера, которые предназначены для обеспечения войск и выполнения поставленных государством задач.

Читаем ещё: 7 способов как заработать деньги в Инстаграм

Пункты управления, места подготовки и размещения войск, базы, аэродромы, позиции, а также узлы связи, техническое оборудование и склады – это объекты военной сферы.

Их функция заключается в постоянном поддержание готовности войсковых сил, обеспечении армии всем необходимым во время повседневной практики и боевых действий.

Торговая

Это вспомогательная инфраструктура, её основная функция – реализация возможности купли-продажи благ и услуг.

В эту структуру входят:

  • торговые предприятия,
  • предприятия-посредники,
  • связь,
  • транспорт,
  • коммунальные услуги,
  • учреждения для обслуживания людей.

Такой комплекс позволяет обеспечить коммерческую деятельность внутри и за пределами государства.

Материально-техническая база важна для формирования и развития торговли. Участки и здания, торговые и складские помещения, устройства погрузки-разгрузки, кассы, компьютерные системы ведения финансового учёта и, конечно, товар необходимы для работы.

Без всех этих предметов, или без их части, невозможно становление торговых отношений между продавцом и покупателем.

Экологическая

Экологическая инфраструктура – комплекс связанных природных, природно-антропогенных, антропогенных объектов и явлений. Их функция – обеспечивание сохранения и защиты природы.

Экология активно развивается, потому что объём разработки ресурсов и последующие за этим загрязнения постоянно растут.

В её структуру входят:

  • Ресурсы, как возобновляемые, так и невозобновляемые.
  • Взаимодействие освоенных и неосвоенных территорий.
  • Система отслеживания загрязнений и экологическая экспертиза.
  • Организации, которые занимаются экологическими проблемами.

К инфраструктуре также относятся конкретные объекты: экологические материалы для производства материальных благ, энергосберегающие постройки, системы переработки отходов.

«Городские» экологи разрабатывают стратегии экологического образа жизни большого города. Проводят исследования загрязнённости воздуха и водных ресурсов, озеленяют ландшафт, обеспечивают возможность переработки материалов, внедряют безотходный транспорт.

Туристская

Туристская или туристическая инфраструктура – это совокупность объектов и отраслей, имеющих отношение к туризму.

Турфирмы, экскурсионные бюро, визовые центры, гостиницы, трансфер, предприятия общественного питания, музеи, галереи, театры, кинотеатры напрямую связаны с проведением отпусков и отдыхом.

Менее явной стороной структуры являются коммунальные услуги, связь, экономика (страховка и финансирование), обеспечение безопасности, а также производство сувенирной продукции.

Это интересно: Как избавиться от страха летать на самолете

К государственному влиянию относится система регулирования туристского бизнеса и расширение регионального туризма.

Функции:

  • Создание условий для организации отдыха.
  • Обслуживание туристов.
  • Формирование туристических комплексов.
  • Создание рабочих мест в сфере обслуживания и менеджмента.
  • Содействие налоговой системе: поступление налоговых отчислений в бюджет региона.
  • Формирование правовых основ туризма.

Инженерная

Объектами инженерной инфраструктуры признаются объекты, которые обеспечивают системы водоснабжения и теплоснабжения, газоснабжения и энергоснабжения, канализации и линии связи.

К таким объектам относятся: водопровод, канализационные сооружения, различные станции, тепловые сети, радиаторы, трансформаторы, сооружения газоснабжения, телефонные линии, генераторы и т.д.

Функции инженерной сферы:

  • Обеспечение жилых и производственных зданий коммунальными услугами.
  • Ресурсосбережение.
  • Отвод стоков и отходов.
  • Защита от природных катаклизмов.

Каждая инфраструктура занимается своей собственной деятельностью, которая позволяет функционировать обществу в комфортных для него условиях.

Инфраструктура

Инфраструктура в переводе с латинского означает infra— «ниже», «под» и structura — «строение», представляет собой комплекс взаимосвязанных объектов и подструктур, задачей которых является бесперебойное обеспечение функционирования всей системы.

Инфраструктуры бывают такого вида:

• Социальная — объединяет предприятия и отрасли, с целью обеспечения оптимальной жизнедеятельности населения. К перечню предприятий, относящихся к социальной инфраструктуре, принадлежит: жилищно-коммунальное хозяйство, строительные объекты, социально-культурные объекты, вся образовательная и здравоохранительная система, предприятия торговли и общепита и другие организации непосредственно касающиеся жизни каждого человека.

• Транспортная — подразумевает совокупность всех отраслей занимающихся транспортными перевозками, а также организаций, которые занимаются их выполнением и обслуживанием транспорта.

• Инженерная — данная система включает организацию сети инженерно-технического объединения. Инженерная инфраструктура состоит из коммуникаций и конструкций, созданных для бесперебойного обеспечения поставок воды, газа и электроэнергии. Без подобных благ цивилизации сложно представить хотя бы одно предприятие или жилище.

• Информационная — совокупность информационных подсистем, которые обеспечивают развитие информационно-обменного пространства в целом. С помощью информационной системы работают банки, информационные центры, государственные предприятия, а также осуществляется сбор, хранение передача информации для аппаратно-программных технологий.

• Экономическая — объединяет все сферы деятельности для обеспечения производственной и хозяйственной систем.

• Военная — состоит из специализированных объектов и сооружений. Обеспечивает необходимую боевую подготовку для ведения военных действий.

• Инновационно-научная — система состоит из научно-исследовательских институтов, исследовательских и технологических центров и других организаций, которые обеспечивают материально-техническое, финансовое, информационное и консультационное обслуживание государства.

• Рыночная инфраструктура — представляет систему учреждений и организаций, которые обеспечивают движение товаров и услуг на рынке.

Рыночная инфраструктура

Понятие рыночная инфраструктура — означает определенную структуру организаций и объединений, в том числе государственных и коммерческих фирм, которые обеспечивают движение всех видов продаж на рынке.

Рыночная инфраструктура условна делится на 3 вида:

• Инфраструктура товарного рынка — представляет ярмарки, аукционы, товарные биржи, организации розничной торговли, а также фирмы-посредники.

• Инфраструктура финансового рынка — представляет банковские организации, страховые компании, валютные биржи и другие небанковские учреждения. Финансовая инфраструктура в целом обеспечивает движение финансовых потоков, от держателя средств к заемщику.

• Инфраструктура рынка труда — основными задачами данной структуры является биржи труда, службы занятости и организации, занимающиеся наймом и переселением рабочего персонала.


Рынки можно сгруппировать по таким признакам:

• В зависимости от легальности и соблюдения законодательства различают: легальный и теневой рынок.

• В зависимости от объекта экономических связей бывают: потребительские, информационные, валютные рынки, а также сюда относят рынок труда и капиталов.

• По пространственному значению отличают: местные, национальные, международные, региональные и мировые рынки.

Основной задачей создания рыночной инфраструктуры является обеспечение налаженного и цивилизованного характера деятельности между рыночными субъектами. Экономическая инфраструктура в сущности имеет большое влияние на работу экономической структуры государства.

Инфраструктура присутствует в любой отрасли. При этом она представляет собой ряд элементов, институтов, видов деятельности и сооружений, то есть является базой любой социальной и экономической деятельности. Соответственно, чем качественнее будет этот фундамент, тем крепче и эффективнее будет отрасль. Поэтому развитие любой отрасли влечет развитие инфраструктуры.

Инфраструктурный комплекс состав, значение. Виды транспорта

Инфраструктура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.

Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизни населения. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. В городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности. Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему, в которую входят транспорт, связь, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство – предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и страхования), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).

Услуги. Их виды

Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.

Услуга – это особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение) (рис. 1). По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные иногда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).

Характер услуг Виды услуг
Материальные Материализуемые в предметах своего воздействия Торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание
Нематериализуемые в предметах своего воздействия Транспорт и связь
Нематериальные Необходимые Образование, культура, здравоохранение, физическая культура
Вынужденно необходимые Государственное управление, оборона, охрана общественного порядка

Рис. 1. Классификация услуг по их характеру и видам

Услуги обеспечивают нормальную работу сельского хозяйства, промышлености и других звеньев экономики, обеспечивая качественный уровень жизни людей.

Транспорт. Транспортная система

Основная задача транспорта – обеспечить надёжную связь между отраслями хозяйства, регионами государства, а также между Россией и другими странами. Для этого существуют разные виды транспорта, между собой они должны быть взаимосвязаны, образуя транспортную систему. Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединённых транспортными узлами.

Транспортный узел – это центр, в котором сходятся несколько видов транспорта, и происходит обмен грузов между ними.

Крупными транспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Нижний Новгород и другие города (рис. 2).

Рис. 2. Крупные транспортные узлы России

Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, а также особый вид транспорта – трубопроводный. Единая транспортная система России – это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В это отрасли занято около 4,5 млн человек. Работа транспорта оценивается такими показателями как грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот – экономический показатель работы транспорта (показатель объема перевозки грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Ведущее место по грузообороту принадлежит водному и трубопроводному транспорту, который транспортирует большие объёмы грузов на дальние расстояния. По объёму перевозимых грузов выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растёт удельный вес автомобильного транспорта.

Пассажирооборот – показатель отражения объёма перевоза пассажиров в пассажирокилометрах, который исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозки по каждому виду транспорта.

В пассажирообороте его удельный вес приближается к 60%, а в объёме перевозки пассажиров он преобладает (около 90%).

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

  • Себестоимость (складывается из стоимости транспортных средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций). Самый дорогой вид транспорта авиационный, а самый дешевый – морской.
  • Скорость перевозок. Самый быстрый – авиационный транспорт, самый медленный – морской и речной.
  • Надежность
  • Комфортность
  • Влияние природных условий. Этот фактор характерен для авиационного, морского и речного видов транспорта.

Список литературы