Содержание
- Термины и определения
- Элементы функционально–планировочной структуры
- Территории с особыми требованиями к осуществлению градостроительной деятельности
- Информация плана линий градостроительного регулирования
- Инженерная инфраструктура
- Транспортная инфраструктура
- Социальная инфраструктура
- Природные территории
- Производственные территории
- Жилые территории
- Что значит Инфраструктура: виды и функции
- Что надо понимать под инфраструктурой
- Виды инфраструктур и их функции
- Инфраструктура
- Инфраструктурный комплекс состав, значение. Виды транспорта
Термины и определения
Элементы функционально–планировочной структуры
Функциональные зоны — зоны, для которых Генеральным планом города Москвы установлены функциональное назначение, типы и виды функционально–планировочных образований, которые могут быть образованы в пределах таких зон, и (или) иные параметры планируемого развития таких зон (зоны жилого, общественно–делового, производственного, в том числе промышленного, рекреационного назначения).
Функционально–планировочные образования — территории жилого, общественно–делового, производственного, в том числе промышленного, рекреационного назначения, в пределах которых в соответствии с региональными нормативами формируются системы объектов транспортного обслуживания, инженерного обеспечения, социальной инфраструктуры, территорий общего пользования, необходимых для организации комплексного жизнеобеспечения и обслуживания территорий таких функционально–планировочных образований и связанного с ними населения.
Территориальные зоны — жилые, общественно–деловые, производственные, в том числе промышленные, зоны, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых природных территорий, зоны специального назначения и иные зоны, границы которых определяются правилами землепользования и застройки в границах функционально–планировочных образований, линейных объектов, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий объектов культурного наследия, территорий объектов капитального строительства федерального, регионального значения и для которых правилами землепользования и застройки устанавливаются градостроительные регламенты и (или) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Подзоны территориальных зон — территория в территориальных зонах с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
Общественные пространства — сооружения в виде имеющих наружные ограждения наружные ограждающие конструкции пешеходных улиц, площадей, пешеходных зон, галереи, пассажи, атриумы, иные сооружения, а также части сооружений и зданий, специально предназначенные для посещения неограниченным кругом лиц.
Объекты благоустройства территориия — объекты, создаваемые в целях обеспечения безопасности, комфорта и художественного облика городской среды.
Территории с особыми требованиями к осуществлению градостроительной деятельности
Территория объекта культурного наследия — земли историко–культурного назначения, исторически и функционально связанные с объектом культурного наследия, граница, режим охраны и использования которых установлены с учетом требований государственной охраны объектов культурного наследия в порядке, определенном федеральным законодательством.
Охранные зоны объектов культурного наследия — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность.
Заповедные зоны — территория со строгий режим регулирования застройки, предусматривающий сохранение и восстановление своеобразия и ценностных параметров традиционного городского ландшафта, а также обеспечения оптимальной взаимосвязи современных построек с исторической градостроительной средой.
Зоны строгого регулирования застройки — территория со строгим режимом градостроительного регулирования, предусматривающим сохранение, восстановление и обеспечение оптимального восприятия объектов градостроительного наследия — заповедных территорий, а также прилегающей ценной градостроительной среды в структуре городского ландшафта.
Зоны регулирования застройки — территория с режимом градостроительного регулирования, который обеспечивает сохранение общей композиционной роли памятников истории и культуры в городском ландшафте и осуществляется методами реконструкции и нового строительства с регулированием высотных параметров проектируемых зданий.
Зоны охраняемого ландшафта — территория со строгим режимом градостроительного регулирования, предусматривающим обеспечение оптимального взаимодействия природного и антропогенного ландшафта.
Зоны охраняемого культурного слоя — территория с режим содержания который предусматривает проведение охранных археологических раскопок с целью исследования, консервации и музеефикации историко–археологических памятников, а также осуществление археологических наблюдений с целью изучения культурного слоя и выявления историко–археологических памятников.
Водоохранные зоны — границы территорий, примыкающих к акваториям естественных и искусственных водных объектов.
Прибрежные защитные полосы — границы территорий внутри водоохранных зон, на которых в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации вводятся дополнительные ограничения природопользования.
Береговая полоса — границы территорий вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, предназначенных для общего пользования.
Природные и озелененные территории — территории города Москвы, в пределах которых расположены природно–антропогенные объекты.
Особо охраняемые природных территорий — границы зон с ограниченным режимом природопользования, устанавливаемые на прилегающих к особо охраняемым природным территориям участках земли и водного пространства.
Санитарно–защитные зоны — границы территорий между границами промплощадки и территориями жилой застройки, ландшафтно — рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Технические зоны поземных магистральных инженерных коммуникаций — границы территорий, предназначенных и используемых для строительства и эксплуатации наземных и подземных транспортных и инженерных сооружений и коммуникаций.
Технические зоны ВЛЭП — границы территорий, предназначенных и используемых для строительства и эксплуатации ВЛЭП.
Промышленные зоны — часть территории города Москвы в пределах установленных границ, сформированная в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы о порядке формирования границ промышленных зон, правилами землепользования и застройки города Москвы.
Информация плана линий градостроительного регулирования
Граница улично–дорожной сети ( Красные линии) — границы территории улично–дорожной сети, выделенной из остальной территории города. За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения.
Полосы отвода железных дорог — границы территории, предназначенной для размещения существующих и проектируемых железнодорожных путей, станций и других железнодорожных сооружений, ширина которой нормируется в зависимости от категории железных дорог, конструкции земляного полотна и др. и на которой не допускается строительство зданий и сооружений, не имеющих отношения к эксплуатации железнодорожного транспорта.
Производственные зоны — границы зон преимущественного размещения производственных объектов, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктур, обеспечивающих их функционирование.
Территория памятников истории и культуры (объекта культурного наследия) — границы особо охраняемых земельных участков, исторически и функционально связанных с недвижимыми памятниками истории и культуры и являющихся их неотъемлемой частью, с учетом современной градостроительной ситуации.
Охранные зон памятников истории и культуры (объекта культурного наследия) — границы территорий, непосредственно окружающих территорию недвижимого памятника истории и культуры, предназначенных для обеспечения сохранности памятника и его эстетического восприятия, с особо строгим режимом использования земель.
Заповедные территории — границы территорий, включающих в себя ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие особую историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, охрана которых осуществляется на основании особого о каждом из них положения.
Зоны регулирования застройки памятников истории и культуры (объекта культурного наследия) — границы территорий, окружающих охранную зону недвижимого памятника, необходимых для сохранения или восстановления характера исторической планировки, пространственной структуры, своеобразия архитектурного облика, для закрепления значения памятника в застройке или ландшафте, для обеспечения архитектурного единства новых построек с исторически сложившейся средой.
Охранная зона ансамбля Московского Кремля — территория, непосредственно прилегающая к памятнику, предназначенная для обеспечения его сохранности, поддержания и восстановления ценного градостроительного окружения, а также целостного зрительного восприятия объекта охраны. Для охранной зоны ансамбля Московского Кремля с учетом его всемирной историко — культурной значимости и исходя из специфики сложившейся градостроительной ситуации вводится несколько режимов содержания.
Зоны охраняемого ландшафта — границы территорий, устанавливаемых для сохранения ценного архитектурно–природного ландшафта Москвы (рельефа, водоемов, историко–градостроительной среды, зеленых массивов), с режимом регулирования градостроительной деятельности и нового строительства на этой территории
Территории природного комплекса, города Москвы не являющиеся особо охраняемыми — границы территорий городских лесов и лесопарков, долин малых рек, парков, садов, скверов, бульваров, озелененных и лесных территорий, объектов спортивного, медицинского, специализированного и иного назначения, а также резервных территорий, предназначенных для восстановления утраченных или формирования новых территорий природного комплекса
Особо охраняемые природных территории — границы территорий города с расположенными на них природными объектами, имеющими особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, на которых в соответствии с законодательством установлен режим особой охраны.
Охранные зоны особо охраняемых природных территорий — границы зон с ограниченным режимом природопользования, устанавливаемые на прилегающих к особо охраняемым природным территориям участках земли и водного пространства.
Водоохранные зоны — границы территорий, примыкающих к акваториям естественных и искусственных водных объектов (рек, озер, водохранилищ), на которых устанавливается специальный режим использования с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов; сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
Прибрежные зоны (полос) — границы территорий внутри водоохранных зон, на которых в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации вводятся дополнительные ограничения природопользования.
Технические зоны инженерных коммуникаций — границы территорий, предназначенных и используемых для строительства и эксплуатации наземных и подземных транспортных и инженерных сооружений и коммуникаций
Информация о проектных решениях, содержащихся в документации по территориальному планированию и планировке территории
Инженерная инфраструктура
Объекты инженерной инфраструктуры — объекты, обеспечивающие объекты жилищно–гражданского и производственного назначения, централизованными системами водоснабжения, канализации, дождевой канализации, теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, телефонизации и связи.
Линейные объекты инженерной инфраструктуры и городского коммунального хозяйства — сети водоснабжения, канализации, дождевой канализации, теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, телефонизации и связи.
Сооружения инженерной инфраструктуры:
- Водопроводные сооружения;
- Канализационные сооружения;
- Сооружения дождевой канализации;
- Сооружения теплоснабжения;
- Сооружения электроснабжения;
- Сооружения газоснабжения;
- Сооружения телефонной связи;
- Сооружения почтовой связи;
- Сооружения телевизионной сети;
- Сооружения объектов проводного вещания.
Транспортная инфраструктура
Объекты транспортной инфраструктуры — объекты транспортной системы, обеспечивающие транспортное обслуживание населения и перевозку грузов.
Линейные объекты транспортной инфраструктуры — улично–дорожная сеть, система городского внеуличного общественного пассажирского транспорта.
Сооружения транспорта:
- станции городского, пригородно–городского общественного пассажирского транспорта, транспортно–пересадочные узлы;
- сооружения паркирования, хранения индивидуальных легковых автомобилей, в том числе автостоянки, паркинги, гаражи;
- объекты грузового транспорта и обслуживания перевозок грузов, в том числе объекты логистики, склады, терминалы, оптовые базы;
- объекты технического обслуживания транспортных средств, в том числе автозаправочные станции, станции технического обслуживания, транспортно–эксплуатационные предприятия городского транспорта.
Социальная инфраструктура
Объекты социальной инфраструктуры — объекты, обеспечивающие потребности человека в получении, приобретении жизненно важных услуг, продуктов, товаров.
К объектам социальной инфраструктуры относятся:
- объекты здравоохранения, образования, социального обеспечения и социальной защиты населения;
- объекты потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
- объекты культуры, досуга, физической культуры и спорта;
- объекты кредитно–финансового, жилищно–коммунального, ритуального и похоронного обслуживания населения;
- иные социально значимые объекты.
Природные территории
Природные и озелененные территории — территории, выполняющие санитарно–защитные и водоохранные функции, формирующие микроклимат и своеобразный климат города.
Производственные территории
Производственные территории — территории, предназначенные, для размещения производственно–деловых, транспортных и инженерных объектов. Участок производственной застройки — территория до 25 га в установленных границах, на которой размещены сооружения производственного и сопровождающего производство назначения.
Производственная зона — территория специализированного использования от 25 до 200 га в установленных границах, примыкающая к магистральной улице, формируемая участками производственной застройки.
Жилые территории
Жилые территории — территории, предназначенные для организации жилой среды, отвечающей современным социальным, гигиеническим и градостроительным требованиям.
Жилой микрорайон — территория, размером не более 35 га с населением не более 25—30 тыс. человек, обеспеченных объектами приближенного и повседневного обслуживания в пределах своей территории.
Жилой район — территория жилого назначения сформированная на межмагистральных территориях размером более 500 га в пределах границ городского района.
Жилой квартал — часть территории города Москвы в пределах района, ограниченная красными линиями улиц и переулков, другими границами.
Участок жилой — территория, размером до 1 га, на которой размещается жилой дом (дома) с придомовой территорией.
Участок территории — часть территории города Москвы в пределах квартала, ограниченная границами земельного участка, другими границами;
Объекты капитального строительства — здания, строения, сооружения, включая линейные объекты, подземные, надземные сооружения, подлежащие государственной регистрации в качестве объектов недвижимости.
Что значит Инфраструктура: виды и функции
Мир существует благодаря инфраструктурам, где бы мы не находились, чтобы не делали всё на ней завязано. Общество не могло бы развиваться без продуманных и бесперебойно работающих систем.
Осознание того, как строятся и функционируют эти системы, даёт полноценное понимание внутренних механизмов социума.
В этой статье мы подробно рассмотрим понятие «инфраструктуры» в контексте самых значимых общественных структур.
Что надо понимать под инфраструктурой
Инфраструктура ― понятие, образованное от латинского «infra» – внизу и «structura» – строение.
Это комплекс связанных между собой объектов, которые вкупе составляют основу системы.
Под объектами понимаются разные вещи: это может быть, как конкретное предприятие, так и целая отрасль.
Что значит Секуляризация, Шовинизм, Феминизм, Сублимация и Диверсификация
Например, здравоохранение – это отрасль, а больница – учреждение, но вместе они относятся к социальной сфере.
Виды инфраструктур и их функции
Мы рассматриваем инфраструктурное разнообразие на примере постиндустриального, современного общества.
Социальная
Смысл социальной инфраструктуры заключается в создании условий для жизнедеятельности населения. Эта сфера делится на бытовую и социально-экономическую.
Главная функция бытовой социальной инфраструктуры – это обеспечение людей комфортными для жизни условиями.
Создание и развитие пассажирского транспорта, коммунальных услуг, жилищного фонда, общественного питания, торговли – это всё составляющие системы.
Социально-экономическая сфера призвана организовать духовное и физическое развитие человека.
К её функциям относятся:
- поддержание государственного здравоохранения,
- образования,
- культурного просвещения,
- постройка спортивных объектов.
Благодаря существованию социально-бытовой структуры у людей есть все необходимые блага цивилизации прямо в квартире. Без социально-экономической сферы невозможно было бы разностороннее развитие человеческой личности.
Транспортная
Эта инфраструктура, объединяющая в себе транспортные пути сообщения, транспорт, обслуживающие сооружения, здания и учреждения.
Функции такой системы заключаются в выполнении перевозок пассажиров и груза, обслуживании отраслей и предприятий, связанных с транспортом.
Транспортные узлы и терминалы, логистические центры, автовокзалы, станции, аэропорты, оборудование и средства передвижения – это объекты инфраструктуры.
Они требуют регулярного совершенствования и ухода. Для этого существуют цехи техобслуживания и транспортные предприятия.
Что такое Транскрибация и как на этом заработать
Транспортные коммуникации – одна из самых важных отраслей хозяйства, поэтому на её финансирование отводится значительная часть бюджета государства, а на подготовку специалистов выделяются места в колледжах и университетах.
Информационная
Функциями информационной инфраструктуры являются сбор и обработка информации, а также её хранение и дальнейшее распространение в обществе.
Развитие информационной сферы ведёт к реализации прав и свобод личности, а также даёт возможность социальным институтам функционировать в рамках общественной жизни.
Гражданское общество не может развиваться без инфраструктуры, которая связана с информацией и информированием населения. Она позволяет отслеживать политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и в мире, быть в курсе деятельности государственной власти.
Кроме того, благодаря информации существуют полиграфическая и издательская промышленность, библиотечное дело и книготорговля, средства массовой информации.
Производственная
Производственная инфраструктура напрямую связана с созданием материальных предметов.
Она состоит из четырёх элементов:
- Транспортные средства.
- Связь с энергосистемами и между производствами.
- Службы и здания, которые обеспечивают ресурсы.
- Инженерное обеспечение производства.
Движение материальных благ и трудовых ресурсов, формирование ресурсной базы, развитие экономики – это всё функции производственной инфраструктуры.
Для её грамотной работы требуется подготовленная рабочая сила, которая может поддерживать и развивать производства по всей стране. Ведущие сферы в России: топливная энергетика, нефтегазовое дело, металлургия.
Военная
Военная инфраструктура объединяет объекты и сооружения военного характера, которые предназначены для обеспечения войск и выполнения поставленных государством задач.
Читаем ещё: 7 способов как заработать деньги в Инстаграм
Пункты управления, места подготовки и размещения войск, базы, аэродромы, позиции, а также узлы связи, техническое оборудование и склады – это объекты военной сферы.
Их функция заключается в постоянном поддержание готовности войсковых сил, обеспечении армии всем необходимым во время повседневной практики и боевых действий.
Торговая
Это вспомогательная инфраструктура, её основная функция – реализация возможности купли-продажи благ и услуг.
В эту структуру входят:
- торговые предприятия,
- предприятия-посредники,
- связь,
- транспорт,
- коммунальные услуги,
- учреждения для обслуживания людей.
Такой комплекс позволяет обеспечить коммерческую деятельность внутри и за пределами государства.
Материально-техническая база важна для формирования и развития торговли. Участки и здания, торговые и складские помещения, устройства погрузки-разгрузки, кассы, компьютерные системы ведения финансового учёта и, конечно, товар необходимы для работы.
Без всех этих предметов, или без их части, невозможно становление торговых отношений между продавцом и покупателем.
Экологическая
Экологическая инфраструктура – комплекс связанных природных, природно-антропогенных, антропогенных объектов и явлений. Их функция – обеспечивание сохранения и защиты природы.
Экология активно развивается, потому что объём разработки ресурсов и последующие за этим загрязнения постоянно растут.
В её структуру входят:
- Ресурсы, как возобновляемые, так и невозобновляемые.
- Взаимодействие освоенных и неосвоенных территорий.
- Система отслеживания загрязнений и экологическая экспертиза.
- Организации, которые занимаются экологическими проблемами.
К инфраструктуре также относятся конкретные объекты: экологические материалы для производства материальных благ, энергосберегающие постройки, системы переработки отходов.
«Городские» экологи разрабатывают стратегии экологического образа жизни большого города. Проводят исследования загрязнённости воздуха и водных ресурсов, озеленяют ландшафт, обеспечивают возможность переработки материалов, внедряют безотходный транспорт.
Туристская
Туристская или туристическая инфраструктура – это совокупность объектов и отраслей, имеющих отношение к туризму.
Турфирмы, экскурсионные бюро, визовые центры, гостиницы, трансфер, предприятия общественного питания, музеи, галереи, театры, кинотеатры напрямую связаны с проведением отпусков и отдыхом.
Менее явной стороной структуры являются коммунальные услуги, связь, экономика (страховка и финансирование), обеспечение безопасности, а также производство сувенирной продукции.
Это интересно: Как избавиться от страха летать на самолете
К государственному влиянию относится система регулирования туристского бизнеса и расширение регионального туризма.
Функции:
- Создание условий для организации отдыха.
- Обслуживание туристов.
- Формирование туристических комплексов.
- Создание рабочих мест в сфере обслуживания и менеджмента.
- Содействие налоговой системе: поступление налоговых отчислений в бюджет региона.
- Формирование правовых основ туризма.
Инженерная
Объектами инженерной инфраструктуры признаются объекты, которые обеспечивают системы водоснабжения и теплоснабжения, газоснабжения и энергоснабжения, канализации и линии связи.
К таким объектам относятся: водопровод, канализационные сооружения, различные станции, тепловые сети, радиаторы, трансформаторы, сооружения газоснабжения, телефонные линии, генераторы и т.д.
Функции инженерной сферы:
- Обеспечение жилых и производственных зданий коммунальными услугами.
- Ресурсосбережение.
- Отвод стоков и отходов.
- Защита от природных катаклизмов.
Каждая инфраструктура занимается своей собственной деятельностью, которая позволяет функционировать обществу в комфортных для него условиях.
Инфраструктура
Инфраструктура в переводе с латинского означает infra— «ниже», «под» и structura — «строение», представляет собой комплекс взаимосвязанных объектов и подструктур, задачей которых является бесперебойное обеспечение функционирования всей системы.
Инфраструктуры бывают такого вида:
• Социальная — объединяет предприятия и отрасли, с целью обеспечения оптимальной жизнедеятельности населения. К перечню предприятий, относящихся к социальной инфраструктуре, принадлежит: жилищно-коммунальное хозяйство, строительные объекты, социально-культурные объекты, вся образовательная и здравоохранительная система, предприятия торговли и общепита и другие организации непосредственно касающиеся жизни каждого человека.
• Транспортная — подразумевает совокупность всех отраслей занимающихся транспортными перевозками, а также организаций, которые занимаются их выполнением и обслуживанием транспорта.
• Инженерная — данная система включает организацию сети инженерно-технического объединения. Инженерная инфраструктура состоит из коммуникаций и конструкций, созданных для бесперебойного обеспечения поставок воды, газа и электроэнергии. Без подобных благ цивилизации сложно представить хотя бы одно предприятие или жилище.
• Информационная — совокупность информационных подсистем, которые обеспечивают развитие информационно-обменного пространства в целом. С помощью информационной системы работают банки, информационные центры, государственные предприятия, а также осуществляется сбор, хранение передача информации для аппаратно-программных технологий.
• Экономическая — объединяет все сферы деятельности для обеспечения производственной и хозяйственной систем.
• Военная — состоит из специализированных объектов и сооружений. Обеспечивает необходимую боевую подготовку для ведения военных действий.
• Инновационно-научная — система состоит из научно-исследовательских институтов, исследовательских и технологических центров и других организаций, которые обеспечивают материально-техническое, финансовое, информационное и консультационное обслуживание государства.
• Рыночная инфраструктура — представляет систему учреждений и организаций, которые обеспечивают движение товаров и услуг на рынке.
Рыночная инфраструктура
Понятие рыночная инфраструктура — означает определенную структуру организаций и объединений, в том числе государственных и коммерческих фирм, которые обеспечивают движение всех видов продаж на рынке.
Рыночная инфраструктура условна делится на 3 вида:
• Инфраструктура товарного рынка — представляет ярмарки, аукционы, товарные биржи, организации розничной торговли, а также фирмы-посредники.
• Инфраструктура финансового рынка — представляет банковские организации, страховые компании, валютные биржи и другие небанковские учреждения. Финансовая инфраструктура в целом обеспечивает движение финансовых потоков, от держателя средств к заемщику.
• Инфраструктура рынка труда — основными задачами данной структуры является биржи труда, службы занятости и организации, занимающиеся наймом и переселением рабочего персонала.
Рынки можно сгруппировать по таким признакам:
• В зависимости от легальности и соблюдения законодательства различают: легальный и теневой рынок.
• В зависимости от объекта экономических связей бывают: потребительские, информационные, валютные рынки, а также сюда относят рынок труда и капиталов.
• По пространственному значению отличают: местные, национальные, международные, региональные и мировые рынки.
Основной задачей создания рыночной инфраструктуры является обеспечение налаженного и цивилизованного характера деятельности между рыночными субъектами. Экономическая инфраструктура в сущности имеет большое влияние на работу экономической структуры государства.
Инфраструктура присутствует в любой отрасли. При этом она представляет собой ряд элементов, институтов, видов деятельности и сооружений, то есть является базой любой социальной и экономической деятельности. Соответственно, чем качественнее будет этот фундамент, тем крепче и эффективнее будет отрасль. Поэтому развитие любой отрасли влечет развитие инфраструктуры.
Инфраструктурный комплекс состав, значение. Виды транспорта
Инфраструктура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.
Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизни населения. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. В городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности. Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему, в которую входят транспорт, связь, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство – предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и страхования), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).
Услуги. Их виды
Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.
Услуга – это особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.
По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение) (рис. 1). По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные иногда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).
Характер услуг | Виды услуг | |
Материальные | Материализуемые в предметах своего воздействия | Торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание |
Нематериализуемые в предметах своего воздействия | Транспорт и связь | |
Нематериальные | Необходимые | Образование, культура, здравоохранение, физическая культура |
Вынужденно необходимые | Государственное управление, оборона, охрана общественного порядка |
Рис. 1. Классификация услуг по их характеру и видам
Услуги обеспечивают нормальную работу сельского хозяйства, промышлености и других звеньев экономики, обеспечивая качественный уровень жизни людей.
Транспорт. Транспортная система
Основная задача транспорта – обеспечить надёжную связь между отраслями хозяйства, регионами государства, а также между Россией и другими странами. Для этого существуют разные виды транспорта, между собой они должны быть взаимосвязаны, образуя транспортную систему. Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединённых транспортными узлами.
Транспортный узел – это центр, в котором сходятся несколько видов транспорта, и происходит обмен грузов между ними.
Крупными транспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Нижний Новгород и другие города (рис. 2).
Рис. 2. Крупные транспортные узлы России
Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, а также особый вид транспорта – трубопроводный. Единая транспортная система России – это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В это отрасли занято около 4,5 млн человек. Работа транспорта оценивается такими показателями как грузооборот и пассажирооборот.
Грузооборот – экономический показатель работы транспорта (показатель объема перевозки грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.
Ведущее место по грузообороту принадлежит водному и трубопроводному транспорту, который транспортирует большие объёмы грузов на дальние расстояния. По объёму перевозимых грузов выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растёт удельный вес автомобильного транспорта.
Пассажирооборот – показатель отражения объёма перевоза пассажиров в пассажирокилометрах, который исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозки по каждому виду транспорта.
В пассажирообороте его удельный вес приближается к 60%, а в объёме перевозки пассажиров он преобладает (около 90%).
Виды транспорта отличаются по следующим показателям:
- Себестоимость (складывается из стоимости транспортных средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций). Самый дорогой вид транспорта авиационный, а самый дешевый – морской.
- Скорость перевозок. Самый быстрый – авиационный транспорт, самый медленный – морской и речной.
- Надежность
- Комфортность
- Влияние природных условий. Этот фактор характерен для авиационного, морского и речного видов транспорта.
Список литературы