Содержание
Институты системы местного самоуправления
Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Поиск материалов
Конституционное право
- похожие работы
- все работы по предмету
- задать вопрос
В современных условиях местное самоуправление рассматривается в качестве одной из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. За период, прошедший после принятия Конституции России 1993 года, местное управление, которое в условиях бывшего Советского государства традиционно воспринималось в качестве государственного управления, кардинальным образом реформировано и обрело новый конституционный статус, отвечающий интересам самоорганизации населения в решении вопросов местного значения.
Институты системы местного самоуправления предусмотрены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Основными институтами являются:
1) прямое волеизъявление граждан в решении вопросов местного значения;
2) органы и должностные лица местного самоуправления;
3) территориальное общественное самоуправление.
2. Роль и место органов местного самоуправления в
системе местного самоуправления.
Местное самоуправление представляет самостоятельный уровень реализации народом своей власти. При этом власть на уровне самоуправления народ осуществляет как самостоятельно (путем различных форм волеизъявления), так и через органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом юридических и иных местных традиций.
Однако органы местного самоуправления — это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.
Специфичность положения органов местного самоуправления характеризуется целым рядом отличительных признаков.
Во-первых, органы местного самоуправления организационно обособлены, имеют свою самостоятельность. Они не являются составной частью, структурным подразделением государственного механизма управления. Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов власти.
Во-вторых, органы местного самоуправления, как правило, избираются непосредственно населением, проживающим на соответствующей территории на основе демократических начал.
В-третьих, органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В-четвертых, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае их деятельность подконтрольна государству.
В-пятых, деятельность органов местного самоуправления носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Принятые ими в пределах своих полномочий акты обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан, общественных объединений.
В-шестых, близость органов местного самоуправления к населению и зависимость их структуры от его потребностей и взглядов позволяет с большей эффективностью, нежели при жестко централизованной системе государственного управления на местах, обеспечивать учет потребностей и интересов населения.
3. Задачи и функции органов местного самоуправления
Органы и должностные лица местного самоуправления являются основным звеном в системе местного самоуправления. Они осуществляют разнообразную деятельность по реализации задач и функций местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.
Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами.
Органы местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяется уставом муниципального образования
4. Представительные органы местного самоуправления.
В статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указывается два вида органов местного самоуправления. К первому относится представительный орган местного самоуправления, создание которого является обязательным для всех муниципальных образований, за исключением тех из них, где в силу малочисленности населения и компактности его проживания функции представительного органа могут исполнять общие собрания (сходы) или конференции граждан. Второй вид представляют собой иные выборные, а также формируемые другими способами органы местного самоуправления, создание, полномочия и порядок деятельности которых полностью зависят от мнения населения муниципального образования, отраженного в его уставе.
Наименование органов местного самоуправления в соответствии с законодательством устанавливается уставом муниципального образования с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Наиболее распространенными являются: в городах — городские думы, в районах, улусах, аймаках, волостях, сомонах и иных муниципальных образованиях — собрания представителей, собрания депутатов, хуралы, советы депутатов, комитеты самоуправления, земские собрания, волостные управления.
В системе местного самоуправления ведущее место занимает представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления проводятся в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах.
На территории любого муниципального образования наличие выборного представительного органа является обязательным. В связи с этим интерес представляют такие муниципальные образования, как города с районным делением. В городах республиканского, краевого и областного значения на территории городских районов избираются представительные органы и должностные лица. В ряде регионов представительные органы в районах городов не избираются, а деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района возглавляется главами администраций, являющимися должностными лицами.
Численный состав представительного органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования. К примеру, в Законе Приморского края «О местном самоуправлении в Приморском крае» указывается, что в муниципальных образованиях представительным (выборным) органом местного самоуправления являются муниципальные комитеты (думы, собрания и т.д.) численностью от 5 до 25 депутатов).
В целом по России численный состав представительных органов местного самоуправления неоднороден: от четырех депутатов в сельских муниципальных образованиях, например, в Читинской области, до тридцати и более в городских. Срок полномочий представительных органов также различен: в большинстве субъектов Российской Федерации — 4 года, а в некоторых поселениях — 2 года (Приморский край, Владимирская, Иркутская, Камчатская области). В отдельных муниципальных образованиях Республики Татарстан, Ставропольского края и Тверской области срок полномочий представительных органов местного самоуправления составляет 5 лет.
Закон предусматривает возможность в отдельных поселениях осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Субъекты Российской Федерации сами определяют такие условия. В ст. 24 Закона Приморского края «О местном самоуправлении в Приморском крае» сказано, что в городских и сельских поселениях Приморского края с населением до 5 тысяч человек выборные органы не создаются, а местное самоуправление осуществляется непосредственно населением через общие собрания (сходы) граждан.
5. Полномочия представительных органов местного
самоуправления.
Полномочия представительного органа местного самоуправления состоят прежде всего из исключительных полномочий, определяемых Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их использовании;
4) установление местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
Кроме того к числу полномочий представительного органа относятся те, которые самостоятельно определяются каждым муниципальным образованием, исходя из собственных представлений о наиболее целесообразных подходах к разграничению предметов ведения и функций между различными органами и должностными лицами муниципальной власти.
Список литературы по теме.
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право
Российской Федерации: Учебник. — М.: Юристъ, 1997.
4. Князев С. Д., Хрусталев Е. Н. Российское муниципальное
право: Учебное пособие. — Владивосток: ДВГУ, 1997.
5. Шургина Е. С. Муниципальное право: Учебное пособие. —
Новосибирск, НГУ, 1995.
6. Закон Приморского края «О местном самоуправлении в
Приморском крае».
Описание предмета: «Конституционное право»
Конституционное право — отрасль права, система юридических норм, регламентирующих организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина, а также и другие отношения, которые закрепляются конституцией и нормативными актами, изданными в ее исполнение.
Литература
- Владимир Демченко. Феникс Ахти-Яра. Архивные находки. – М.: Манускрипт, 2006. – 232 с.
- В.А. Мальцев. Финансовое право. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
- В.И. Кузин, С.Э. Зуев. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления. – М.: Дело АНХ, 2010. – 120 с.
- В.Н. Шиханов. Уголовно-правовая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. – М.: Wolters Kluwer, 2011. – 168 с.
- Н.Л. Пешин. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2011. – 464 с.
- Представительная власть в России: История и современность. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. – 592 с.
- М.Н. Тищенко. Общедоступные (публичные) библиотеки в системе местного самоуправления. – М.: Профессия, 2006. – 368 с.
- Н.С Тимофеев. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. – М.: МГУ, 2005. – 176 с.
- С.Г. Соловьев. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. – М.: Юридический центр, 2003. – 360 с.
- В.И. Кузин, С.Э. Зуев. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 120 с.
- В.В. Бовыкин. Русская земля и государство в эпоху Ивана Грозного. Очерки по истории местного самоуправления в XVI в. – М.: Дмитрий Буланин, 2014. – 432 с.
- Дмитрий Сапрыкин. Местное самоуправление в Японии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 168 с.
- Виктор Муравченко. Муниципальная служба в системе институциональных образований. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 72 с.
- Михаил Мартынов. Местное самоуправление в политической системе России. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 484 с.
- Михаил Сербин. Правовые основы избирательной системы Российской Федерации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 492 с.
- Александра Климанова. Экономическая основа местного самоуправления. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 136 с.
- Александр Храмцов. Источники по истории городского самоуправления Тобольской губернии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 280 с.
Образцы работ
Тема и предмет | Тип и объем работы |
Разработка принципов организации и оценка эффективности местного самоуправления Муниципальное право |
Диплом 80 стр. |
Структура органов государственной власти и местного самоуправления в городе федерального значения Москва Государственное и муниципальное управление |
Диплом 99 стр. |
Органы местного самоуправления в РФ Государственное и муниципальное управление |
Дипломный проект 77 стр. |
Компетенция местного самоуправления Государственное и муниципальное управление |
Дипломный проект 94 стр. |
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Гладышева Марина Михайловна
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
Институты местного самоуправления
Курсовая работа
По дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»
На тему «Организационные основы местного самоуправления»
Выполнил: студент гр. ГМУб-14-1
Семёнова Татьяна Сергеевна.
Проверила:к.п.н. доцент Зимина Н.В.
Чита 2015
ВВЕДЕНИЕ | 3-4 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ | |
1.1. Институты местного самоуправления | 5-9 |
1.2. Правовые основы местного самоуправления | 9-14 |
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ | |
2.1. Концепция организации местного управления в субъектах Российской Федерации | 15-17 |
2.2. Проблемы организации местного самоуправления | 18-25 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 26-28 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 29-30 |
ВВЕДЕНИЕ
В современной России важным направлением цивилизованной государственности является организация эффективного управления территориями и общественно – политическими процессами. Такое управление в нашем государстве распределено в соответствии с Конституцией Российской Федерации между федеральной государственной властью субъектов Российской Федерации и местным самоуправлением.
На каждом уровне управления органы власти решают свои задачи в пределах той компетенции, которая установлена законодательством, а конечными результатами их деятельности являются уровень социально- экономического развития и качество жизни населения соответственно государства в целом, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
В настоящее время местное самоуправление для большинства граждан, проживающих в нашем государстве, стало достаточно обыденной и стабильной частью объективной реальностью.
Конституция Российской Федерации 1993 г. гарантировала местное самоуправление на всей территории Российской Федерации, определив население, как основной субъект местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, несколько обособив в правовом и организационном отношениях местное самоуправление от государственной власти.
Соответственно появилось как бы два вида деятельности органов публичной власти в Российской Федерации: государственное управление (управление государственными делами и решение государственных задач) и муниципальное управление (решение вопросов местного значения, управление делами муниципального образования).
Реализация муниципального управления как компетентной профессиональной деятельности муниципальных служащих и функционирования соответствующих органов управления невозможна без местного самоуправления в Российской Федерации и на этом фоне объяснить особенности российского муниципального управления.
Таким образом, тема курсовой работы представляется весьма актуальной и важной. Именно, построение крепкой, внешне устойчивой организационной основы на местном уровне, определяет функции и полномочия государственных структур.
Целью курсовой работы является изучение организационных основ местного самоуправления.
Задачами данной курсовой работы является рассмотреть:
– институты местного самоуправления
– правовые основы местного самоуправления
– концепция организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации
– проблемы организации местного самоуправления
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Институты местного самоуправления
Термин «местное самоуправление» в силу своей сложной многоаспектной природы обусловил противоречивость взглядов на свою сущность и породил множество теорий, объясняющих свое содержание и происхождение. В связи с этим обстоятельством, представления о нем постоянно варьировались в зависимости от различных исторических периодов, национальных традиций, государственных приоритетов. Суть проблематики сводится к тому, что без четкого понимания сущности данного института (а значит и его роли) станет невозможным и его внедрение в политическую систему государства. В данной работе будет рассмотрен понятийно – категориальный аппарат института местного самоуправления, исходя из основных подходов, определяющих его сущность, роль и место в политической системе государства, выделены основные принципы деятельности института, а также дана попытка сформулировать его определение. Одной из главных проблем трактовки местного самоуправления является факт ее неоднозначности. При рассмотрении научной литературы можно столкнуться с самыми разнообразными определениями местного самоуправления, число которых свыше тридцати и каждое из них различно по форме и содержанию. Словосочетание «местное самоуправление» впервые в истории встречается в научной литературе XIX столетия. Экономист А. И. Васильчиков дает понятию такое определение: «участие народа в местном внутреннем управлении своего отечества» . Рассматривая сущность института, автор приходит к выводу о том, что «местное самоуправление» определяется смежным понятием — «самоуправление». Этот термин (англ.- self-government) возникает еще раньше — во времена буржуазно-демократической революции Англии в XVII веке. На этом историческом этапе под ним подразумевалась специфическая, самоуправляющаяся при помощи парламента общественная система, исключающая, однако административный контроль со стороны правительства. В середине прошлого столетия термин был заимствован Россией и Германией. Если говорить о фактическом проявлении института, истории известны такие его формы проявления как муниципии, сложившиеся еще в глубокой древности. В средневековой России подобная организация называлась общиной. Традиционно считается, что община – наиболее ранняя из известных ячеек общества, которая обладает своей территориальной границей и самостоятельностью в хозяйственно-экономическом смысле. Несмотря на различные авторские интерпретации, надо отметить, что основная суть института состоит в предоставлении гражданам, проживающим на одной территории, права решать возникающие проблемы, и тем самым управлять своей жизнью. В отдельных моделях института местного самоуправления подчеркивается его экономическая самостоятельность, связанная с возможностью распоряжения сборами и налогами, по результатам местных сходов. Диалектическая природа местного самоуправления является его главной сущностной особенностью. Состоит она, по мнению В. Г. Игнатова, в том, что с одной стороны, муниципальная власть – ветвь государственная, навязывающая свою волю, а с другой – ветвь общественная, наиболее полно учитывающая нужды и потребности населения . К тому же мнению подобно Игнатову склонялся и известный ученый Г. В. Барабашев: «Оно призвано защищать права и свободы населения от диктата Центра и доводить до населения упорядочивающую волю этого Центра» . Именно неоднозначное понимание природы института местного самоуправления, сочетающего в себе как общественные, так и государственные элементы, привело к отсутствию в современной науке универсального подхода к идентификации явления. В политологическом толковом словаре, например, встречается следующее определение местного самоуправления – это «административное учреждение, власть которого распространяется на определенную территорию внутри страны». Местное самоуправление по определению В. Н. Коновалова – это «самостоятельная, ответственная деятельность местных сообществ людей по решению вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в соответствии с Конституцией России, федеральными и иными законами, нормами, правовыми актами». В первом контексте местное самоуправление фигурирует в качестве «административного учреждения», своеобразной политической структуры, осуществляющей власть на отведенной территории. Во втором случае речь идет о некоторой деятельности людей, предполагающей принятие самостоятельных решений по вопросам местного порядка, прослеживается определение сущности местного самоуправления как источника и формы народовластия. Как «организацию власти на местах» рассматривает местное самоуправление В. Г. Игнатов, акцентируя внимание на его третьем понимании. Несколько иначе определяет самоуправление С. И. Ожегов . В словаре русского языка им выделено два основных значения :
– право на внутреннее управление своими местными делами;
– право решать дела внутреннего управления по собственным законам в пределах национально-территориальной единицы.
Основываясь на этом определении, справедливо сравнить местное самоуправление с иными типами общественного управления, организованными по тому же принципу, что позволит выявить общие закономерности, функции и четче определить сущность явления. К первому такого рода типу можно отнести территориальное общественное самоуправление , под которым федеральный закон подразумевает самоорганизацию граждан по месту их жительства для самостоятельной реализации инициатив в вопросах местного значения. На практике такой вид управления представлен в виде совета микрорайона, уполномоченных от улиц, избираемых «старших» на уровне улицы или дома. Общим у ТОС с местным самоуправлением — право на внутреннее управление своими делами, а существенным отличием служит отсутствие у ТОС обязательного властного полномочия, которое закреплено законом за местным самоуправлением. Второй вид управления –коллективный. В наибольшей степени он преобладает в сфере предприятий, учреждений, образовательных структур. На практике же представлен профсоюзными, студенческими и иными советами. Примечательным является тот факт, что в начале XIX века в России университетский совет осуществлял выборы ректора, присвоение научных званий, занимался подготовкой кадрового аппарата. В качестве сословного самоуправления может быть приведено в пример казачество, которое осуществляло свое управление по средствам общины, каждый из членов которой по достижению шестнадцатилетнего возраста имел право голоса на выборах атамана и есаула. Проявление очевидных принципов самоуправления на религиозной основе иллюстрирует шведский религиозный приход, на уровне которого решения о местных вопросах принимаются церковными уполномоченными. Сравнив местное самоуправление с иными видами самоуправления, мы можем выделить его основные функции и характеристики.
К функциям местного самоуправления относятся:
– организация участия лиц с целью решения вопросов местного характера;
– контроль муниципальной собственности и средств;
– обеспечение общественного порядка и др.
Сущность института составляют его характеристики:
– Деятельность института местного самоуправления регламентируется Конституцией и законами, его власть имеет публичный характер.
– Местное самоуправление имеет обособленный характер, находясь вне органов государственной власти, а его структура формируется самостоятельно местным населением.
– Реализация местного самоуправления происходит двумя основными путями: непосредственно (сход, референдум) или опосредованно (через представительные органы).
– Формирование и осуществление основных полномочий института происходит в соответствии с историческими и местными традициями. Основываясь на вышеизложенном, можно определить трактовку «местное самоуправление». Местное самоуправление –специфическая форма активности граждан, направленная на решение вопросов местного значения через непосредственное или опосредованное их волеизъявление. Данная формулировка отличается от всех ранее упомянутых тем, что, будучи достаточно краткой, включает в себя основные аспекты цели, сущности и деятельности института. Такое понимание характеризует МСУ в качестве демократического элемента, включающего гражданскую активность в вопросах управления страной, а также подчеркивает исключительно местный уровень функционирования власти.
5.6. Институт местного самоуправления
Местное самоуправление в РФ — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В литературе используется два термина: «местное самоуправление» и «муниципальное управление». Под местным самоуправлением понимается непосредственное участие населения в решении проблем местного значения; деятельность выбранных населением органов, направленная на выявление социальных проблем людей, проживающих на территории данного муниципального образования; выработка вариантов и способов их решения. Непосредственно население включено в такую деятельность через участие в принятии решений в процессе проведения референдумов, сходов граждан и т.п. Муниципальное управление представляет собой взаимодействие органов местного самоуправления с учреждениями, призванными осуществлять эти решения: учреждениями здравоохранения, образования, транспорта, ЖКХ, культуры, спорта и др. Основной целью органов местного самоуправления является повышение благосостояния людей, проживающих на территории данного муниципального образования, а муниципальное управление — в удовлетворении конкретных потребностей различных социальных общностей, решении вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
Органы местного самоуправления включают в себя как выборные структуры, так и организации, уполномоченные решать вопросы местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Так же, как и государственное управление, муниципальное управление содержит в себе внешний и внутренний аспекты. Внешний аспект муниципального управления включает в себя отношения с вышестоящим руководством, финансовый менеджмент, управление малым и средним бизнесом, правоохранительными органами, здравоохранением, образованием, городским пассажирским транспортом, жилищно-коммунальным комплексом, учреждениями социальной защиты. В основе внешнего взаимодействия местной администрации лежат правовые и административные институты. Внутренний аспект муниципального управления заключается в определении важнейших вопросов местного значения, законодательных актов, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления, управления коллективом администрации.
К законодательным актам, регулирующим организацию и деятельность органов местного самоуправления, относятся Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», федеральные законы по вопросам местного самоуправления, конституции и уставы субъектов Федерации. Все законы подразделяют на две группы:
1) законодательные акты по вопросам местного самоуправления, определяющие порядок передачи объектов федеральной государственной собственности субъектов РФ в муниципальную, наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями, установление государственных минимальных стандартов, регулирование муниципальной службы и др.;
2) законы, содержащие нормы муниципального права и связанные с предметами осуществления местного самоуправления — образованием, здравоохранением, охраной общественного порядка, социальной защитой и т.д.
Структура органов местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования, который принимается либо непосредственно населением, либо представительным органом местного самоуправления.
Для теории и практики муниципального управления важное значение имеет управление коллективом администрации. Кадровый менеджмент в муниципальном управлении отличается жесткой регламентацией нормативными актами.
Полномочия главы муниципального образования определяются уставом муниципального образования. Институты муниципальной службы регламентируют профессиональную деятельность работников управления на постоянной основе в органах местного самоуправления, устанавливают их полномочия на решение вопросов местного значения и ответственность за осуществление этих полномочий.
Местные органы ближе всего к населению. Вопросы структуры и полномочий органов местного самоуправления являются частью организационных основ местного самоуправления, которая включает в том числе установление границ муниципальных образований, законодательное определение порядка признания, упразднения или объединения муниципальных образований.
Правовой статус органов местного самоуправления определен Конституцией РФ, которая признает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а также Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», где закрепляется обязанность наличия только выборных органов. Предусматривается возможность вхождения главы муниципального образования, избранного непосредственно населением, в состав представительного органа местного самоуправления с правом председательствовать на его заседаниях. Это, в свою очередь, означает возможность совмещения представительных, контрольных, исполнительно-распорядительных и иных функций в одном органе.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Образование органов местного самоуправления, назначения должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Целесообразность применения принципа разделения властей на уровне муниципального образования определяется самим местным сообществом и закрепляется в уставе муниципального образования.
Органами местного самоуправления являются: представительный орган местного самоуправления; глава муниципального образования; исполнительный орган местного самоуправления.
Основными чертами органов местного самоуправления являются:
1) органы местного самоуправления являются способом децентрализации власти и управления;
2) эти органы обеспечивают самостоятельное решение от имени и по поручению граждан вопросов местного значения;
3) они наиболее приближены к населению города, района, иного муниципального образования и его проблемам;
4) не обладают правовыми полномочиями и соответствующим аппаратом принуждения, необходимым для проведения в жизнь государственной воли;
5) имеют только горизонтальные административно-правовые отношения;
6) спецификой деятельности органов местного самоуправления являются требования оперативности на изменения условий жизни, потребностей населения и необходимость решения самых сложных социальных проблем;
7) необходимость непрерывного взаимодействия с органами государственной власти и управления;
8) большое разнообразие организационно-правовых форм, используемых на местном уровне.
Обособленные административно и организационно органы местного самоуправления — это самостоятельное, но все же органичное звено в общей системе управления обществом, общественными делами, то есть государственного управления.
Существуют попытки классифицировать основные организационно-правовые формы местного самоуправления с целью определить специфику моделей местного самоуправления. Более часто встречается следующая классификация:
— форма «сильный совет — слабый мэр». При этой модели представительный орган избирает из своего состава исполнительный орган, обладает большим объемом прав в сфере управления. Мэр исполняет в основном представительские и оперативно-исполнительные функции, имеет ограниченные права по координации деятельности исполнительных органов и контроля за их деятельностью, подотчетен совету;
— форма «сильный мэр — совет». Для этой модели местного самоуправления характерно избрание исполнительного органа непосредственно населением. Мэр самостоятельно решает многие текущие вопросы, обладает правом отлагательного вето на решения совета, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов совета. Исполнительная и представительная власть существует как самостоятельные и равные ветви власти;
— форма «совет — управляющий». Эта модель отражает стремление к устранению коррупции, авторитарного правления. Управляющий (администратор, менеджер) — профессионал в сфере социального управления, назначается и увольняется советом или по результатам конкурса;
— форма комиссий, которые образуются из выборных депутатов совета — уполномоченных, каждый из которых управляет каким-либо отделом, а наличие высшего должностного лица не предусматривается;
— «сильный мэр — сильный совет — управляющий». Здесь управляющий подчиняется мэру, а не совету. Наличие специалиста-управляющего обеспечивает профессионализм, а избиратели имеют возможность прямого влияния на политику. В рамках этой модели и представительный, и исполнительный орган (мэр) избираются населением.
Сегодня в России существует опасность, особенно в небольших по территории и населению муниципальных образованиях, чрезмерного усиления исполнительных органов местного самоуправления, что проявляется в сокращении численности представительных органов, а значит, уменьшении числа комиссий, которые ими создаются. Другими словами, направления деятельности исполнительных органов выпадают в данном случае из-под контроля советов, исполнительные органы наделены правом вето, которое бывает трудно преодолеть.
Должность главы муниципального образования, как правило, предусматривается в уставах муниципального образования, но его функции, наименования и место в системе органов местного самоуправления различаются.
Глава муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, представляет его, возглавляет на принципе единоначалия местную администрацию.
На основе уставов муниципальных образований можно выделить следующие подходы к главам муниципальных образований:
1) глава муниципального образования является председателем представительного органа местного самоуправления, не являясь при этом депутатом и главой местной администрации;
2) глава муниципального образования является избранным депутатом и одновременно председателем представительного органа местного самоуправления и возглавляет местную администрацию;
3) глава муниципального образования, являясь главой местной администрации и представляя муниципальное образование, может председательствовать на заседаниях представительного органа в отдельных случаях.
В большинстве случаев в уставах муниципальных образований закреплена необходимость подписания нормативно-правовых актов, принятых представительным органом, главой данного муниципального образования. Право отлагательного вето главой муниципального образования в уставах одних муниципальных образований предусматривается, а в других не предусматривается.
Функции и полномочия главы муниципального образования состоят в следующем:
1) организует разработку и исполнение местного бюджета, осуществляет распределение кредитов при исполнении местного бюджета;
2) организует подготовку плана развития территории муниципального образования;
3) принимает меры по обеспечению правопорядка на территории муниципального образования;
4) осуществляет мероприятия по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
5) представляет населению и представительному органу местного самоуправления отчет о деятельности администрации;
6) назначает и освобождает других руководителей администрации;
7) назначает и освобождает других руководителей администрации и муниципальных предприятий;
8) определяет структуру, штаты администрации и вносит их на утверждение представительному органу местного самоуправления;
9) заключает договоры и соглашения с различными структурами;
10) издает постановления и распоряжения по вопросам своего ведения;
11) осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции в рамках своей компетенции.
Вместе с тем большинство уставов муниципальных образований вводят определенные ограничения для своего главы. Так, к примеру, глава муниципального образования не имеет права:
1) состоять в руководящих органах политических партий, движений;
2) состоять в правлениях или других органах управления предприятий, учреждений, организаций;
3) получать любые доходы от предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности либо действующих на соответствующей территории или связанных с местным бюджетом получением из него средств для своей деятельности, налоговыми или иными финансовыми льготами, кроме авторского гонорара, вознаграждение за научно-педагогическую и иную творческую деятельность;
4) участвовать в предпринимательской деятельности;
5) занимать оплачиваемые должности в других государственных органах, общественных объединениях, а также на предприятиях, учреждениях, организациях.
Полномочия главы муниципального образования могут прекращаться и досрочно в случаях:
1) на основании его личного заявления о сложении полномочий;
2) выезда на постоянное место жительства за пределы муниципального образования;
3) его отзыва избирателями;
4) утраты им гражданства РФ или приобретения двойного гражданства, подданства;
5) его смерти.
Кроме выборного главы муниципального образования могут создаваться другие исполнительные органы администрации муниципального образования, ее структурные подразделения. Эти органы создаются по усмотрению местных сообществ, выраженному в уставе муниципального образования.
Местная администрация является юридическим лицом, поэтому ее признаками как юридического лица является:
1) она имеет обособленное имущество, собственные средства финансирования из местного бюджета;
2) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности;
3) может выступать истцом и ответчиком в суде;
4) имеет гербовую печать, штампы, бланки, расчетные и иные счета в банковских учреждениях.
В структуре исполнительных органов местного самоуправления важнейшую роль могут играть коллегии администрации. Коллегия администрации муниципального образования — это консультативный совещательный орган, образуемый при главе местной администрации в составе руководителей структурных подразделений и ином составе. Коллегии создаются для обсуждения и принятия долгосрочных программ по важнейшим вопросам местной жизни. Решения коллегии оформляются постановлением главы муниципального образования, подписываются им и его заместителем, проводящим заседание коллегии.
Организация местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге регулируется федеральными законами. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ, то есть вопрос территории муниципальных образований является совместным ведением РФ и субъектов РФ.
Последнее время усилился контроль за нормотворческой деятельностью органов местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления или глава муниципального образования, издавший нормативный правовой акт, признанный судом противоречащим Конституции РФ, федеральным нормативно-правовым актам, нормативно-правовым актом субъектов РФ, обязан:
1) в установленной судом срок отменить данный нормативный акт или отдельные положения этого акта, признанные недействующими;
2) опубликовать информацию о решении суда в течение 10 дней со дня вступления решения суда в силу.
В случае неисполнения решения суда и при условии, что при этом произошло умаление прав и свобод человека и гражданина или нарушение иного вида, представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муниципального образования отрешен от должности.
Институт отрешения от должности предусматривает следующие процедуры:
1) письменное предупреждение со стороны законодательного органа государственной власти субъекта РФ по собственной инициативе или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ;
2) установлен срок после письменного предупреждения для принятия мер по исполнению решения суда, то есть восстановлению правопорядка;
3) если меры не приняты, то по истечении 1 месяца, но не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда по поводу неправомерности нормативного акта, осуществляется роспуск представительного органа местного самоуправления или отставка главы местной администрации;
4) роспуск осуществляется законом субъекта РФ или федеральным законом, а отрешение от должности — постановлением высшего должностного лица субъекта РФ либо указом Президента РФ. При этом данное полномочие не принадлежит главе муниципального образования — столиц и административных центров субъектов РФ;
5) если в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда представительным органом местного самоуправления не будут отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные судом недействующими, Президент РФ вправе внести в Государственную Думу проект Федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления.
Субъектами инициативы отрешения от должности главы местного самоуправления могут быть:
1) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
2) высшее должностное лицо субъекта РФ;
3) Правительство РФ;
4) Генеральный прокурор РФ.
Граждане вправе обжаловать роспуск представительного органа, отрешение от должности главы местного самоуправления в соответствующий суд в течение 10 дней со дня официального опубликования закона, указа (постановления), жалоба должна быть рассмотрена судом не позднее 10 дней со дня ее подачи.
Несколько слов нужно сказать о нормативных актах местного самоуправления.
Устав муниципального образования фиксирует предметы ведения, права, обязанности, статус муниципального образования. Устав муниципального образования имеет ряд особенностей:
1) наличие особого субъекта, который устанавливает или от имени которого принимается устав — население муниципального образования;
2) учредительный характер. Устав придает юридическую правовую базу всем сложившимся или формирующимся отношениям, институтам, учреждениям власти или местного сообщества;
3) всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования норм устава;
4) высшая юридическая сила в системе норм, принимаемых в муниципальном образовании;
5) особый порядок принятия, а также внесения изменений или дополнений;
6) должен включать все необходимые в местном самоуправлении нормы;
7) стабильность — обязательное требование к уставу, чтобы обеспечить стабильность и правопорядок на территории;
8) наличие в уставе механизма реализации положений и норм, заложенных в федеральном законодательстве;
9) подлежит обязательной государственной регистрации.
Другие нормативные акты местного самоуправления обладают следующими чертами:
1) содержат корпоративные нормы;
2) являются нормативно-правовыми актами, исходящими из властных структур местного самоуправления;
3) отражают делегированное государством право местного самоуправления на нормотворчество;
4) содержат только регулятивные нормы;
5) гарантированы правом на судебную защиту.
У муниципального правотворчества выделяются три основные функции:
1) обновление нормативно-правового материала;
2) выполнение пробелов в праве;
3) упорядочение действующих нормативно-правовых актов или кодификация.