Инструменты торговой политики

Общая торговая политика

⇐ ПредыдущаяСтр 44 из 82

Если бы процесс европейской интеграции ограничился созданием зоны свободной торговли, то тарифы в торговле с третьими странами по-прежнему устанавливались бы национальными государствами, которые должны были бы самостоятельно определять свою торговую политику за пределами зоны свободной торговли. Однако государства – члены ЕС сразу же перешли к таможенному союзу, который в соответствии с правилами ГАТТ предполагает не только отмену тарифов в торговле между государствами-участниками, но и установление единого внешнего тарифа. Для управления им необходима общая, согласованная линия.

Для выработки и осуществления такой линии и предназначена общая торговая политика. Ее цели определены статьей 133 Договора и включают:

• установление и управление общим таможенным тарифом в торговле с третьими странами;

• заключение общих торговых соглашений с третьими странами;

• единообразное применение инструментов торговой политики.

Римский договор наделил Европейскую комиссию правом вступать в переговоры с третьими странами по вопросам тарифов и торговли от имени Сообщества и государств-членов. Комиссия имеет исключительное право готовить предложения по вопросам общей торговой политики. В этом процессе принимают участие несколько ее Генеральных директоратов (торговли, внешних сношений, сельского хозяйства, конкуренции и др.).

Представленные Комиссией проекты решений рассматриваются Советом и принимаются квалифицированным большинством голосов, за исключением решений о начале антидемпинговых процедур и введении компенсационных сборов, где достаточно простого большинства, и заключения соглашений об ассоциации, которые требуют единогласия. Окончательная утряска интересов государств-членов осуществляется в «Комитете 113» при Совете ЕС, который состоит из постоянных представителей и других чиновников. Как правило, этот процесс сопровождается острыми дискуссиями, поскольку, несмотря на «коммунитаризацию» торговой политики, интересы государств-членов в конкретных вопросах расходятся. Например, государства, имеющие собственную автомобильную промышленность, стремятся к всемерной защите рынка от иностранной конкуренции. Государства, которые импортируют автомобили, напротив, заинтересованы в свободном доступе автомобилей из третьих стран на европейский рынок.

Европейский парламент имеет ограниченные права в области общей торговой политики. В большинстве случаев действует процедура консультаций, в рамках которой Комиссия и Совет информируют Парламент о рассматриваемых ими вопросах, но мнение Парламента не имеет обязательной силы. Единственным исключением являются соглашения об ассоциации и торговле и сотрудничестве, которые в обязательном порядке должны утверждаться Парламентом. История ЕС знает несколько случаев, когда Парламент использовал свое право вето.

Что касается принципов общей торговой политики ЕС, то они всегда вызывали и до сих пор вызывают острые дискуссии как в самой Западной Европе, так и за ее пределами.

С одной стороны, в официальных документах утверждается, что ЕС не проводит протекционистскую политику и стремится к максимальной либерализации международной торговли. В обоснование этого тезиса приводятся несколько аргументов. Во-первых, ЕС как крупнейший в мире экспортер кровно заинтересован в продвижении товаров на иностранные рынки. Для того чтобы успешно справиться с этой задачей, он должен соблюдать принцип взаимности и открывать свой рынок для иностранных экспортеров. Во-вторых, ЕС только выигрывает от усиления конкуренции на своем рынке, поскольку конкуренция является главным двигателем научно-технического и технологического прогресса, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики. В-третьих, режим свободной торговли – необходимое условие привлечения прямых иностранных инвестиций и, следовательно, ускорения экономического роста.

Многие факты подтверждают правдивость этих заявлений. На протяжении последних 40 лет Европейское сообщество внесло свой вклад в успешное завершение многосторонних торговых переговоров в рамках «раунда Диллона», «раунда Кеннеди», «Токийского» и «Уругвайского» раундов, в результате чего общий уровень таможенных тарифов во всем мире, в том числе и в ЕС, снизился более чем наполовину.

С другой стороны, в мире широко распространено мнение, что ЕС создан в первую очередь как протекционистский торговый блок, оставаясь таковым и по сей день. В подтверждение этих обвинений приводятся конкретные шаги ЕС, направленные на обеспечение максимальной защиты европейского рынка от иностранной конкуренции. Эксперты и представители третьих стран обращают внимание, в частности, на широкое использование властями ЕС дискриминационных нетарифных ограничений в торговле, которые в современных условиях являются более эффективным орудием протекционизма, чем тарифы.

В общей торговой политике ЕС действительно заложено противоречие, но противоречие естественное, вытекающее из самой логики международной торговой системы как сплава соперничества и сотрудничества ее участников. Европейское сообщество является одним из главных поборников всемерной либерализации международной торговли и строгого соблюдения совместно установленных правил. Однако в тех достаточно редких случаях, когда жизненно важный практический интерес ЕС вступает в противоречие с идеалом либерализации, как правило, в жертву приносится идеал, а не интерес (достаточно красноречивым примером является торговля сельскохозяйственной продукцией). Впрочем, в полном соответствии с искусством нахождения компромиссов, которое получило столь высокое развитие в ходе интеграционного строительства, ЕС стремится и идеал сохранить, и своими материальными интересами не поступиться. Действуя в рамках согласованных международных правил, ЕС искусно использует любую разрешенную лазейку для поддержки своих экономических операторов. Точно так же строят свою политику и все остальные государства – члены ВТО.

Несмотря на то что общая торговая политика является исключительной прерогативой ЕС, механизм ее осуществления дает государствам-членам широкие возможности для оказания воздействия на ее формирование и осуществление, в первую очередь через Совет ЕС. Философия, которой придерживаются отдельные страны, различна. Великобритания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Дания и Люксембург традиционно являются твердыми приверженцами «свободной торговли». Франция, Италия, Испания и Португалия, напротив, слывут сторонниками протекционизма. Швеция, Финляндия и Австрия выступают за максимальную либерализацию торговли промышленными товарами, но проводят протекционистскую политику в области торговли услугами и сельскохозяйственными товарами. Столкновение различных подходов не может не оказывать воздействия на формы и пределы применения либеральных принципов в общей торговой политике ЕС.

Большую роль играют и сугубо прагматические моменты. Как правило, при выработке согласованной позиции ЕС происходит торг, в ходе которого страна, заинтересованная, скажем, в защите рынка обуви, получает поддержку со стороны страны – производителя автомобилей в обмен на свое согласие с мерами по защите автомобильного рынка. Общеизвестно, что не только правительства национальных государств, но и службы ЕС находятся под влиянием сильных отраслевых лобби.

Инструменты общей торговой политики ЕС включают:

· Общий внешний тариф. Импортные товары, пересекающие границу любого из государств – членов ЕС с какой-либо третьей страной, облагаются таможенной пошлиной в соответствии с общим внешним тарифом ЕС. Таможенная процедура осуществляется один раз: в какое бы другое государство – член ЕС в дальнейшем ни поступил импортный товар, таможенная пошлина с него больше не взимается. Общий таможенный тариф содержит около 9500 товарных позиций. Первоначально он представлял собой среднеарифметическое национальных тарифов. Его дальнейшая эволюция была результатом общей торговой политики ЕС.

· Количественные ограничения. Статья 115 Римского договора (ныне статья 134) сохранила за национальными государствами право устанавливать свои собственные количественные ограничения на импорт, даже если речь шла об импортных товарах из третьих стран, которые уже поступили на территорию другого государства – члена ЕС. Это делалось для того, чтобы дать возможность отдельным государствам защитить «чувствительные» отрасли национальной промышленности в условиях, когда конкурирующие товары из третьих стран могли без ограничений ввозиться на территорию других государств. Например, Франция и Италия могли таким образом защитить свои рынки автомобилей от неконтролируемого наплыва японских автомобилей через территорию Дании, не имевшей собственной автомобильной промышленности и, следовательно, мотивов для ограничения импорта автомобилей из третьих стран. С созданием Единого внутреннего рынка и упразднением таможенных границ между государствами – членами ЕС сохранение национальных количественных ограничений стало невозможным. В 1994 г. они были отменены. Взамен были введены общие для всего Сообщества квоты по семи товарным позициям.

· Антидемпинговые и компенсационные меры. Под демпингом в практике ЕС понимают либо экспорт товаров по ценам ниже себестоимости, либо установление различных цен на один и тот же товар на разных рынках. Компенсационные меры принимаются в том случае, если экспортеры пользуются государственными субсидиями и это наносит ущерб производителям ЕС. В обоих случаях устанавливаются достаточно высокие сборы на импорт соответствующих товаров, которые делают их сбыт на территории ЕС практически невозможным. С 1990 г. действие антидемпинговых мер распространяется на всю территорию ЕС. Заявления о принятии таких мер обычно представляются в Европейскую комиссию отраслевыми союзами предпринимателей или одной из компаний, действующей от имени значительного числа производителей данного товара. Из 100 заявлений удовлетворяется в среднем 14. Комиссия проводит расследование, которое может длиться более полутора лет. Пока оно продолжается, могут быть установлены временные сборы. Окончательные решения по вопросу о принятии антидемпинговых мер принимаются Советом ЕС. Во многих случаях иностранным компаниям удается избежать введения антидемпинговых процедур путем принятия на себя определенных ценовых обязательств. Если Комиссия все же вводит антидемпинговые ограничения, их срок обычно ограничивается тремя годами (иногда – пятью).

· Защитные оговорки. Как правило, такого рода оговорки содержатся в торговых соглашениях ЕС с третьими странами. Они предусматривают введение временных ограничений на импорт определенного вида товаров в том случае, если этот импорт наносит серьезный ущерб или угрожает нанести серьезный ущерб соответствующей отрасли промышленности внутри ЕС. С 1990 г. защитные меры распространяются на всю территорию ЕС. Порог защитных мер обычно значительно выше, чем порог антидемпинговых и компенсационных мер. Защитные меры вводятся Комиссией. Однако в течение 90 дней она обязана вынести этот вопрос на рассмотрение Совета. Срок действия защитных мер ограничивается временем существования угрозы, которая сделала их необходимыми.

· Добровольное ограничение экспорта. Соглашения об ограничении экспорта товаров из одной страны в другую практиковались отдельными государствами – членами ЕС в их отношениях со странами Юго-Восточной Азии. Они касались главным образом экспорта японских автомобилей. В 1993 г. было заключено специальное соглашение, которое регулировало импорт автомобилей, произведенных японскими фирмами и их филиалами в третьих странах. Оно предусматривало отмену всех ограничений на импорт как в пределах территорий национальных государств, так и территории ЕС в целом начиная с 1999 г.

· Правила происхождения товара. Одним из острых вопросов общей торговой политики ЕС является установление происхождения товара и определение порога, при котором товар, содержащий иностранные компоненты, признается товаром, произведенным на территории ЕС. Интернационализация производства делает все более трудным непротиворечивое решение этого вопроса. В связи с этим в Европейском сообществе создана сложная система правил определения происхождения товаров.

· Применение норм охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителей и т.д. Широко распространено мнение, что Европейское сообщество использует эти нормы в протекционистских целях. Хотя отдельные случаи такого рода действительно имеют место, подвергать сомнению добросовестность политики ЕС в этом вопросе в целом не приходится. Более того, строгое применение этих норм на крупнейшем рынке мира, несомненно, способствует «облагораживанию» мировой экономики.

Как видно из перечня, национальные государства, передав институтам ЕС главные направления общей торговой политики, вопреки духу Римского договора сохранили в своих руках достаточно мощные инструменты. Это, несомненно, ослабляло наднациональную природу таможенного союза.

Положение радикально изменилось после создания Единого внутреннего рынка, уничтожившего материальные предпосылки национальной торговой политики и действительно сосредоточившего решение вопросов торговли с третьими странами в руках институтов ЕС.

В 1994 г. в связи с окончанием «Уругвайского раунда» и необходимостью определения порядка ратификации достигнутых соглашений институты ЕС обратились к Суду ЕС с просьбой разъяснить, какие аспекты общей торговой политики находятся в исключительной компетенции Сообщества, какие – в совместном ведении Сообщества и национальных государств, а какие по-прежнему должны решаться на национальном уровне. Суд ЕС опубликовал свое мнение по этому вопросу. В данных им разъяснениях говорится, что общая торговая политика однозначно распространяется на торговлю промышленными товарами, продукцией сельского хозяйства, угольной и сталелитейной промышленности. Общая торговая политика охватывает и те виды трансграничной торговли услугами, которые не предполагают переезда продавца или покупателя услуг на постоянное местожительство в другое государство. Торговля теми видами услуг, которые предполагают такого рода перемещение, как установил Суд, не относится к сфере общей торговой политики. Что касается прав интеллектуальной собственности, то борьба с их нарушениями входит в исключительную компетенцию сообществ, но все остальные проблемы, согласно терминологии ГАТТ, «связанные с торговлей аспекты прав интеллектуальной собственности», представляют собой предмет «параллельных» полномочий ЕС и национальных государств. Исходя из неизбежности возникновения споров между институтами ЕС и правительствами национальных государств, Суд подчеркнул необходимость «единства» в международном представительстве ЕС и тесного сотрудничества в процессе переговоров и подписания соглашений с третьими странами. В последующие годы были предприняты попытки централизации полномочий в области услуг и интеллектуальной собственности, однако существенных изменений достичь не удалось.

Общая торговая политика ЕС концентрируется вокруг двусторонних и многосторонних торговых соглашений. Их содержание с точки зрения интересов ЕС определяется соотношением сил между договаривающимися сторонами. Так, например, в отношениях с США силы примерно равны, и ЕС приходится добиваться уступок ценой встречных уступок. В отношениях с Японией значительный дефицит торгового баланса делает санкции со стороны партнера маловероятными. Поэтому ЕС обладает большими возможностями для получения односторонних уступок, например в форме добровольного ограничения экспорта. Переговорный потенциал ЕС особенно велик в отношениях со сравнительно небольшими третьими странами и ассоциированными государствами.

Взятые в совокупности торговые соглашения ЕС представляют собой огромную пирамиду уступок и преференций, которые предоставляются партнерам в соответствии с политическими целями и торговыми интересами Сообщества.

На самой вершине пирамиды находится Соглашение о европейском экономическом пространстве, обеспечивающее странам ЕАСТ практически полный доступ на Единый внутренний рынок ЕС.

Далее идут так называемые Европейские соглашения, предоставляющие странам-кандидатам обширный, но дозированный доступ на западноевропейские рынки.

Следующий уровень – это Ломейская конвенция, в соответствии с которой 70 бывших колоний западноевропейских государств имеют в торговле с ЕС преференциальный режим на асимметричной основе: их промышленные и сельскохозяйственные товары, экспортируемые в страны ЕС, в одностороннем порядке освобождаются от таможенных пошлин. Некоторые сельскохозяйственные продукты имеют гарантированный доступ на рынок ЕС. Конвенция предусматривает также оказание финансовой и технической помощи.

Соглашения об ассоциации с 12 средиземноморскими странами являются менее «щедрыми» (с точки зрения торгово-политического режима), чем Ломейская конвенция, особенно в том, что касается торговли сельскохозяйственными продуктами. Тем не менее соглашения предоставляют партнерам ЕС ощутимые преимущества в торговле по сравнению со странами, не охваченными Соглашением о ЕЭП, Европейскими соглашениями или Ломейской конвенцией. В них включены и положения об оказании финансовой и технической помощи со стороны ЕС.

Соглашения о партнерстве и сотрудничестве или торговле и сотрудничестве, заключенные главным образом с теми бывшими социалистическими странами, которые не являются кандидатами на вступление в ЕС, содержат некоторые торговые уступки и обязательства ЕС об оказании различных форм помощи, но далеко отстают от уровня более продвинутых форм общей торговой политики ЕС.

И наконец, обычные соглашения в рамках статьи 133, в число которых входят как непреференциальные соглашения с промышленно развитыми странами, так и преференциальные соглашения с рядом развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Ближнего Востока. В последнем случае речь идет о применении Генеральной системы преференций, предусматривающей одностороннее снижение импортных пошлин развитыми странами в пределах определенных импортных квот, в основном на промышленные товары. Эти преференции значительно меньше, чем преференции в рамках Ломейской конвенции.

В настоящее время центральное место в общей торговой политике ЕС занимают многосторонняя экономическая дипломатия в рамках ГАТТ/ВТО, решение торгово-политических вопросов, связанных с расширением ЕС и попытка построения новой системы торгово-экономических отношений с Россией.

Date: 2015-09-03; view: 534; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

РОЛЬ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТА

Сущность торговой политики: понятие, цели, инструменты

В классическом представлении торговая политика рассматривалась как совокупность действий государства, направленных на регулирование внешней торговли товарами. Однако с течением времени область регулирования торговой политики расширилась за счет услуг, предметов интеллектуальной собственности, инвестиций, миграционных процессов, интеграционного сотрудничества Торговая политика тождественно понятию «внешнеэкономическая политика», что связано с постепенным расширением сферы регулирования на услуги, капитал, интеллектуальную собственность..

Основная цель торговой политики является продвижение интересов страны на мировых рынках путем создания внутренних и внешних предпосылок для развития национальной экономики и защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции.

Торговая политика включает в себя два направления. Внешняя политика ориентирована на взаимодействие из вне (членство в международных организациях, создание интеграционного объединения и др.) Внутренняя — направлена на защиту национальных производителей и продвижение отечественной продукции на внешних рынках.

Осуществление двух направлений связано с применением экономических, технических, административных мер. Применение тех или иных мер должно согласовываться с основным принципом торговой политики.

В основе торговой политики содержится принцип согласования интересов отечественных производителей и потребителей. Производители пытаются с помощью государства воздействовать на конкуренцию на внутреннем рынке. Интересы потребителей диаметрально противоположны: им выгодна наличие конкуренции для получения доступа к качественным и доступным по цене товарам вне зависимости страны происхождения. Найти баланс регулирования между двумя интересами и является задачей торговой политики.

Степень вовлеченности страны систему международного разделения труда является непосредственным результатом торговой политики, что требует открытости национальной экономики, т.е. взаимозависимости от других государств и мировых рынков.

Взаимозависимость может быть сбалансированной, где выигрыш и проигрыш уравновешивают друг друга, а также несбалансированный, как следствие снижение конкурентоспособности национальных производителей, благосостояния экономики в целом.

Для достижения сбалансированной открытости экономики важен набор и эффективность применяемых инструментов торговой политики. Инструменты торговой политики делятся на ограничивающие импорт и стимулирующие экспорт.

Применяемые инструменты торговой политики можно разделить на две группы: тарифные и нетарифные.

К тарифным мерам относятся импортные и экспортные тарифы и пошлины.

Под нетарифными мерами торговой политики понимают все проявления торговой политики, кроме тарифных мер, которые прямо или косвенно влияют внешнюю торговлю.

К наиболее часто применяемым нетарифным мерам относятся:

· технические и фитосанитарные, ветеринарные барьеры;

· косвенные налоги;

· лицензирование;

· квотирование;

· правила происхождения товаров;

· субсидирование;

· антидемпинговые меры.

Таможенно-тарифное регулирование — это классический метод регулирования государством внешней торговли. Однако его уровень не постоянен во времени. Как правило, страны прибегают к применению данного метода в период дисбалансов мировой и/или национальной экономики. Основная задача увеличения импортных пошлин заключается в предотвращении раскручивания инфляционной «спирали», стимулировании спроса на продукцию отечественного производства, что сохранить занятость и доходную часть бюджета.

При этом, если имеет место повышение таможенного тарифа, то на лицо протекционизм, но, по мнению ряда ученых и практиков в области международной торговли, обратное не тождественно. Снижение среднего уровня таможенных пошлин вовсе не всегда ведет к либерализации. К примеру, широко применяется практика таможенных пиков и таможенной эскалации.

Большинство развитых стран среднеарифметические таможенные тарифы не превышают 7%, что связано 0% ставками по большей части товарных позиций. Однако существуют товарные пики (как правило, продукция сельского хозяйства), где ставка пошлин по некоторым группам товаров доходит до 379% в США, 2550% в Японии, 219% ЕС Дюмелен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник/ Дюмелен И.И. — 3 изд. — М.:ВАВТ, 2011 — 112-113 с..

Кроме того, странами применяется таможенная эскалация, которая представляет собой повышение импортной пошлины на продукцию с более высокой степенью переработки, что снижает объемы импорта и повышает цену импортной продукции. К примеру, в развитых странах тарифы на сырье — 0,8%, полуфабрикаты — 2,8%, готовые изделия — 6,2% Там же ..

Довольно просто количественно определить таможенно-тарифное, поэтому с середины 90-хх годов активно применяются меры нетарифного регулирования.

Нетарифные меры косвенно проявляются в увеличении цены импорта, скорости проникновения импортной продукции на внутренний рынок.

На сегодняшний день наиболее часто используемыми методами определения нетарифной защиты являются расчет тарифного эквивалента нетарифной защиты через приведение к виду адвалорной пошлины, а также расчет частоты применения нетарифной защиты.

Зависимость тарифных и нетарифных барьеров от уровня экономического развития (в данном случае ВВП на душу населения).

Рисунок 1.1 — Зависимость тарифных и нетарифных барьеров от уровня экономического развития

Источник: отчет по исследованию «Сравнительный анализ программ модернизации и развития экономик государств ЕЭП и разработка предложений по формированию Единой торговой политики», 2012 г. С. 113-114.

Полученные результаты показывают, что по мере роста уровня развития страны переходят от таможенно-тарифной защиты к нетарифным барьерам.

Однако в условиях глобализации и повышения роли межотраслевой торговли, либерализации внешней торговли страны, у которых высокие таможенные пошли и нетарифные барьеры растут с более низкими темпами, что ввиду догоняющего развития снижает конкурентоспособность национальной продукции, а также ведет к нерациональному использованию ограниченных.

С 1994 г. ведущее место в торговой политике стран стала занимать либерализация внешней торговли через унификации норм и правил. В основе многостороннего регулирования внешней торговли стран лежат соглашения ВТО, которые базируются на не дискриминации.

Переход к от протекционизма к либерализации связан с множеством факторов. Во-первых, к 50-ым годам XX в. страны заключили множество двусторонних торговых соглашений, в рамках которых нередко встречались противоречия, что привело к необходимости создания многостороннего регулирования торговых соглашений.

Во-вторых, после распада колониальной системы резко возросли объемы движения капитала между странами, что способствовало появлению транснациональных корпораций через интернационализацию производства, созданию глобальных цепочек стоимости.

В-третьих, появление глобальных экономических проблем, которые касаются всех стран: проблема продовольствия, проблема энергетики, валютные войны и иные.

Как считаю многие ученые (П. Кругман Paul R. Krugman Is Free Trade Passe?Economic Perspectives— Volume 1, Number 2—Fall 1987— р. 131-14, Т. Бэлох, Г. Харисон) причина усиления протекционистских мер, начиная с 1990-х, связана с активизацией интеграционных процессов на региональном уровне.

Страны, создавая региональное интеграционное объединение, создают искусственные барьеры на пути движения, прежде всего, товаров, что искажает либерализацию.

Одной из форм стратегического планирования на государственном и внутрифирменном уровне является разработка политики в определенной сфере или области деятельности. Вначале политика разрабатывалась только на государственном уровне, при этом различали внутреннюю и внешнюю государственную политику. Термин «политика» в переводе с греческого означал «умение управлять государством». В нашей стране в советское время каждые пять лет на очередном съезде КПСС планировалась и принималась государственная политика в разных отраслях народного хозяйства и называлась в 50-х – 70-х годах «Директивы развития народного хозяйства», а позднее – «Основные направления развития народного хозяйства» (на очередные пять лет).

В современной России такая государственная политика в целом для народного хозяйства не принимается, что обусловлено переходом на рыночную экономику и планированием деятельности на государственном и внутрифирменном уровне в отдельных отраслях или организациях. Особенно усилился этот процесс в начале 2000-х годов, когда на государственном уровне принимаются политики в разных областях деятельности.

Примером могут служить:

– Федеральный закон «О промышленной политике» .

– Распоряжение Правительства РФ «Об основах государственной политики в области здорового питания» .

– Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении основ государственной молодежной политики».

– Постановление Правительства РФ «О Правительственной комиссии по миграционной политике».

Кроме того, в научной и научно-практической литературе широко применяются термины «товарная политика», «ассортиментная политика», «политика в области качества», «сбытовая политика», «коммуникативная политика», «ценовая политика» и др. (Danchenok, Nikolaeva, Fadeev, 2015; Kotler, Keller, 2015; Nikolaeva, 2016). Зачастую авторы применяют, но не определяют термин. Иногда вместо товарной или маркетинговой политики рассматривается комплекс маркетинговых или иных мероприятий, которые являются лишь частью политики в определенной области деятельности.

Единственным документом, в котором определен термин «политика в области качества», является международный стандарт ГОСТ ИСО 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения» .

Термины «товарная политика» и ее составные элементы (ассортиментная политика, ценовая, коммуникативная, конкурентная политики) определены в учебнике Николаевой М. А. «Товарная политика» (Nikolaeva, 2016).

В доступных нам литературных источниках (Mezhetskaya, Mezhetskiy, 2015; Salov, 2011; Vechkanov, Vechkanova, 2011) мы не нашли определения «торговая политика». Лишь в ранее опубликованном одним из авторов учебной лекции (Nikolaeva, 2009) приведено определение рассматриваемого термина, но оно сегодня нуждается в уточнении. Кроме того, определение термина установлено в ГОСТ Р 51303 «Торговля. Термины и определения» . Согласно этому стандарту дано следующее определение термина: «Торговая политика – совокупность организационных, правовых, экономических, информационных и иных мер, реализуемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, а также их объединениями в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности в соответствии с законодательством».

Однако стандартизируемое определение термина, которое может применяться на добровольной основе, не раскрывает в полной мере сущности торговой политики, поэтому в данной статье приведено авторское определение термина.

Торговая политика – намерения, возможности и основные направления деятельности организации в области торговли, сформированные ее руководством, оформленные и принятые в качестве документа. Намерения руководства торговой организации формируются в виде целей и задач как путей достижения этих целей. Конечным результатом целей и задач торговой политики являются обеспечение оптимальной степени удовлетворенности потребителей реализуемыми товарами и оказываемыми услугами как средствами удовлетворения разнообразных потребностей и за счет этого обеспечение запланированной прибыли, рентабельности организации торговли, а также повышение ее конкурентоспособности.

Возможности торговой организации определяются ее ресурсами: финансовыми, кадровыми, материально-техническими, технологическими и информационными. При обосновании выбора основных направлений структурных элементов торговой политики важнейшую роль играют возможности организации.

Основные направления конкретизируют торговую деятельность в определенных областях: формирование ассортимента, уровня качества, стратегий ценообразования и др.

Цель торговой политики – оптимизация деятельности организации, обеспечивающая высокую степень удовлетворенности запросов потребителей, а также потребностей самой организации, в том числе и достижения запланированной прибыли.

Задачи торговой политики:

– выявление запросов и ожиданий внешних и внутренних потребителей организации;

– рационализация торгово-технологических процессов товародвижения;

– определение товаров, в том числе услуг, как средств удовлетворения разнообразных запросов и ожиданий внешних потребителей, в том числе за счет основополагающих характеристик товаров (ассортиментной принадлежности, качества, количества и цены);

– обоснованный выбор основных направлений торговой политики, которые должны быть конкретизированы для каждой политики, входящей в структуру торговой политики;

– прогнозирование возможных рисков от выбора и реализации каждого направления, а также мер по предотвращению или смягчению последствий указанных рисков.

Структура торговой политики представлена на рисунке.

Предшествующим элементом торговой политики является корпоративная политика организации, которая, кроме торговой политики, включает маркетинговую, финансовую, учетную, кадровую, имиджевую политики.

Рисунок. Структура торговой политики

В данной статье мы рассмотрим лишь торговую политику и ее структурные элементы (закупочную, технологическую и сервисную политику). Это объясняется тем, что вопросы товарной политики и ее составных элементов нашли широкое отражение в маркетинговой литературе (Kalendzhyan, Nikolaeva, 2015; Sinyaeva, 2015; Zabolotskikh, 2016).

Кроме того, товарную политику разрабатывают и реализуют не только торговые организации, но и производители, а также исполнители услуг. Принципиальные различия в товарной политике производственных и торговых организаций заключаются в том, что первые могут разрабатывать и реализовывать новые товары с измененными (улучшенными или пониженными) потребительскими свойствами, а торговые организации, если у них нет производственных подразделений, могут лишь закупать предлагаемые на рынке новые товары с уже сформированным качеством. Незначительное улучшение качества может достигаться помощью предреализационной товарной обработки (например, мойки овощей, разделки рыб, фасовки товаров и т. п.)

В то же время другие составляющие товарной политики могут иметь много общего как по выбору направлений, так и возможных рисков от их выбора, а также мероприятий по их предупреждению (Tyunik, Pankina, 2015).

Поэтому более подробно мы остановимся на структурных элементах торговой политики, которые отличаются существенно у производственных и торговых организаций. К ним относятся закупочная, технологическая и сервисная политики.

Закупочная политика – это намерения, возможности и основные направления торговой организации, сформированные ее руководством в области закупок. Закупочная политика оформляется как один из разделов документа «Торговая политика».

Цель закупочной политики – обеспечение торговой организации товарами согласно разработанной в ней ассортиментной матрице и выбранным направлениям политики в области качества, обеспечивающими оптимальную степень удовлетворенности потребителей.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

– выявить запросы потребителей в отношении ассортиментной принадлежности товаров, уровня их качества и цен;

– осуществить поиск товарных предложений на рынке, отвечающих выявленным запросам;

– обосновать выбор основных направлений закупочной политики;

– предусмотреть возможные риски и мероприятия по их предупреждению или смягчению.

Закупочная политика торговых организаций существенно отличается от закупочной политики производственных организаций. Основное различие заключается в том, что производители закупают в основном товары, необходимые им для профессиональной деятельности (основное и вспомогательное сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т. п.), которые относятся к сырьевым и/или технологическим товарам производственного назначения. Торговые организации, выступающие в сфере обращения как посредники между производителями и конечными потребителями, закупают готовые товары, предназначенные для непосредственного использования в быту или для иных целей.

Таким образом, производители закупают товары для внутренних потребителей (своих структурных подразделений), которые предназначены для промышленной переработки, а оптовые и розничные продавцы – для продажи внешним потребителям. При этом запросы внешних потребителей более неопределенны, поэтому их выявить значительно труднее, чем запросы внутренних потребителей.

Определенные различия отмечаются в закупочной политике оптовых и розничных торговых организаций.

У оптовых продавцов внешними потребителями являются розничные продавцы или производственные организации, или другие оптовые (мелкооптовые) продавцы. Поэтому закупка и реализация товаров осуществляется оптовыми партиями. Количество поставщиков меньше, чем количество внешних потребителей. Розничные продавцы закупают товары у производителей и/или оптовых продавцов для их последующей перепродажи, как правило, физическим лицам, реже юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, при этом количество внешних потребителей у них значительно больше, чем у оптовых продавцов. Это затрудняет выявление их многочисленных запросов, порой сильно отличающихся друг от друга.

В этой связи при разработке закупочной политики оптовых и розничных продавцов эти отличия должны учитываться.

Основные направления закупочной политики торговых организаций:

– увеличение количества поставщиков и объемов закупаемых товаров;

– сокращение количества поставщиков;

– стабилизация количества поставщиков;

– замена одних поставщиков другими;

Обоснование выбора указанных направлений и их возможные риски рассмотрены нами в другой статье (Nikolaeva, Bolgar, 2016).

Следующим элементом торговой политики является технологическая политика, которая определяется как намерения, возможности и основные направления организации, сформированные ее руководством в области технического оснащения процесса товародвижения (Nikolaeva, 2016).

Цель технологической политики – обеспечение процесса товародвижения торговой организации и достижения оптимальной степени удовлетворенности потребителей за счет удобства приобретения товаров.

Задачи технологической политики:

– выявление запросов внутренних и внешних потребителей к средствам технического оснащения торговой организации;

– определение возможностей торговой организации в области ее технического обеспечения;

– выбор и обоснование основных направлений технологической политики;

– прогнозирование возможных рисков и мер по их предупреждению или смягчению.

Основными направлениями технологической политики являются:

– совершенствование технического оснащения предприятия за счет современного торгово-технологического оборудования;

– стабилизация технического оснащения предприятия;

– отказ от модернизации торгово-технологического оборудования и работа на устаревшем оборудовании.

Совершенствование технического оснащения предприятия за счет закупки современного торгово-технологического оборудования. Основанием для выбора этого направления служат:

– наличие у предприятия финансовых, кадровых и материально-технических возможностей для закупки оборудования;

– намерения руководства торговой организации обеспечить технологическое подкрепление реализуемых товаров (например, оборудование для выкладки товаров в торговом зале), а также удобства для потребителей при их приобретении;

– необходимость создания и поддержания условий хранения для минимизации товарных потерь;

– наличие на рынке товарных предложений торгово-технологического оборудования, отвечающего запросам организации;

– необходимость удовлетворения престижных потребностей внешних потребителей торговой организации.

Возможные риски от выбора этого направления:

– повышенные финансовые затраты на приобретение современного торгово-технологического оборудования, которые отрицательно влияют на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации;

– экономическая эффективность приобретенного оборудования может оказаться ниже ожидаемой, что негативно скажется на рентабельности организации.

Для предотвращения или смягчения последствий указанных рисков необходимо осуществлять следующие мероприятия:

– определить финансовые ресурсы организации, предназначенные для закупки оборудования, с тем чтобы не нанести ущерб основной деятельности (например, закупке товаров для последующей их реализации);

– при недостаточности собственных финансовых средств изыскать приемлемые для организации деньги для закупки оборудования (например, банковские кредиты под умеренные проценты);

– проанализировать товарные предложения оборудования путем сравнения технических характеристик отдельных видов, но разных моделей или торговых марок по эксплуатационным документам и сопоставления их с технологическими потребностями организации;

– предусмотреть при необходимости затраты на обучение персонала работе на новом оборудовании или включение в штат технических работников для работы на этом оборудовании;

– спланировать полную или частичную замену имеющегося оборудования на новое с учетом его технического состояния и целесообразности замены.

Стабилизация технического оснащения предприятия выбирается с учетом следующих оснований:

– оборудование современное и не нуждается в замене, его модернизация произошла сравнительно недавно;

– ограниченность финансовых возможностей организации при работающем оборудовании, которое вполне удовлетворяет ее технологические потребности;

– отсутствие на рынке товарных предложений оборудования, которое по своим техническим характеристикам и ценам удовлетворяет технологические потребности организации.

Возможные риски от выбора и реализации указанного направления:

1. несовременное, хотя и работающее оборудование, может не удовлетворять престижные потребности внешних потребителей, чувствительных к качеству торгового обслуживания, частью которого являются эстетические свойства интерьера торгового зала, в том числе и внешний вид торгово-технологического оборудования;

2. появление у фирм-конкурентов нового, более совершенного оборудования, обеспечивающего комфорт и удобство приобретателей товаров, может переориентировать их на организации, осуществляющие модернизацию технического оснащения с учетом достижения научно-технического прогресса;

3. имеющееся оборудование характеризуется повышенными затратами на его эксплуатацию (например, больший расход электроэнергии в холодильниках старых моделей по сравнению с современными энергосберегающими моделями).

Меры по предотвращению указанных рисков:

– постоянное поддержание имеющегося оборудования в рабочем состоянии путем его технического осмотра и контроля, а при необходимости и ремонта;

– переориентация внимания посетителей торгового зала с внешнего вида оборудования на другие, более красочные элементы интерьера;

– отказ от этого направления в части рекламного оборудования, так как длительно работающую одну и ту же рекламу потребители перестают замечать.

Третье направление технологической политики – отказ от модернизации торгово-технологического оборудования, низкий уровень технической оснащенности и работа на устаревшем оборудовании.

Основаниями для его выбора являются:

– отсутствие финансовых, материально-технических и кадровых возможностей у организации на закупку и установку современного оборудования (например, недостаточность торговых площадей на размещение оборудования);

– непонимание руководством организации целесообразности модернизации устаревшего оборудования, а также технического оснащения всех операций торгово-технологического процесса необходимым оборудованием;

– слабая или отсутствующая конкурентная среда у организации, при этом у приобретателей товаров нет возможности выбора других предприятий, и они вынуждены обращаться в одно имеющееся торговое предприятие, несмотря на негативное отношение к его техническому оснащению (например, наличие одного магазина в отдаленной местности).

При выборе этого направления возможны следующие риски:

1. повышенные затраты на эксплуатацию и ремонт устаревшего оборудования увеличат издержки торговой организации, снизят ее прибыль и рентабельность;

2. высокая вероятность повышенных товарных потерь при хранении продукции на складах и в торговом зале, особенно если эта продукция скоропортящаяся или требующая регулируемого температурно-влажностного режима, а оборудование часто выходит из строя;

3. неудовлетворенность посетителей торгового предприятия качеством обслуживания и переориентирования при возможности на другие торговые организации – конкуренты.

Меры по предотвращению указанных рисков:

– отказ от данного направления и периодическая модернизация технического оснащения торгового предприятия;

– постоянный технический контроль и диагностика состояния оборудования, а при необходимости систематическое обслуживание и своевременный ремонт оборудования для устранения мелких неполадок и предупреждения крупных дефектов.

Технологическая политика торговой организации должна быть взаимосвязана с сервисной политикой.

Сервисная политика – это намерения, возможности и основные направления организации, сформулированные ее руководством в области оказания торговых услуг и являющиеся составным элементом торговой политики.

Ассортимент розничных торговых услуг и регламентируется ГОСТ Р 51301-2013 «Розничная торговля. Требования к услугам» и носит рекомендательный характер. Ассортимент оптовых услуг не регламентируется в нормативных документах, но может быть определен во внутрифирменных документах. Несмотря на наличие или отсутствие такой регламентации каждый оптовый или розничный продавец имеет право самостоятельно определять перечень торговых услуг, которые делятся на основные и дополнительные.

Основная услуга торговли – реализация товаров, дополнительные – информационно-консультативные, упаковывания, фасования, примерки и др. Эти услуги служат подкреплением реализуемых товаров: информационным и организационно-технологическим, – а также являются средством удовлетворения эргономических, технологических, престижных и информационных потребностей приобретателей товаров, а в ряде случаев и развлекательных потребностей посетителей торгового зала. Качество торгово-технологических процессов оказания услуги обусловливает качество торгового обслуживания.

Исходя из этого, можно следующим образом сформулировать цель сервисной политики: обеспечение оптимальной степени удовлетворенности приобретателей реализуемых товаров за счет приемлемого уровня качества торгового обслуживания, а также формирование и поддерживание потребительских предпочтений торговой организации как преобладающего места возможных покупок товаров.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

– определить уровень качества торгового обслуживания, востребованный потребителями сегмента рынка, на который ориентирована данная организация;

– оценить возможности организации по достижению и поддержанию уровня качества торгового обслуживания;

– выбрать и обосновать целесообразность выбора одного из направлений сервисной политики;

– предусмотреть возможные риски от выбора и реализации основного направления и меры по их смягчению или предупреждению.

Основные направления сервисной политики:

– обеспечение безопасности оказываемых услуг;

– постоянное улучшение качества торгового обслуживания;

– стабилизация уровня качества торговых услуг;

– снижение уровня качества торгового обслуживания, но без утраты безопасности оказываемых услуг.

Обеспечение безопасности оказываемых услуг – общее для всех торговых организаций направление, а также обязательное требование к процессам оказания услуг. Основанием для его выбора служат требования федеральных законов , правил торговли и других нормативных актов.

При соблюдении этого требования риски для торговой организации в основном отсутствуют. Единственный возможный риск – это повышенные затраты на обеспечение безопасности, если требования к ней оказываются чрезмерно высокими, хотя в ФЗ «О техническом регулировании» устанавливается, что обязательные требования должны быть минимально необходимыми.

Меры предупреждения указанного риска: приведение в соответствие требований безопасности процесса оказания услуг к минимально необходимому уровню.

Основные риски возникают при несоблюдении обязательных требований к безопасности оказываемых услуг. К ним относятся штрафы, запреты определенных видов услуг, административная и уголовная ответственность. Меры их предупреждения – соблюдение торговой организацией действующего законодательства.

Постоянное улучшение качества торгового обслуживания. Основаниями для выбора этого направления являются:

– намерение руководства организации улучшать качество торгового обслуживания за счет высокого уровня качества реализуемых товаров и торгово-технологического процесса, а также создания и поддержания имиджа торговой организации как предприятия высокой культуры обслуживания класса премиум;

– финансовые, кадровые, материально-технические, технологические и иные возможности организации обеспечивать затраты на постоянное улучшение качества;

– финансовые, кадровые, материально-технические, технологические и иные возможности организации обеспечивать затраты на постоянное улучшение качества;

– наличие у организации системы менеджмента качества оказания услуг, основным принципом которой и является постоянное улучшение качества;

– выход на рынок потребителей, чувствительных к качеству и нечувствительных к ценам, запросы и ожидания которых связаны с высоким качеством оказываемых услуг.

Возможные риски от выбора этого направления:

1. повышение затрат на постоянное улучшение качества оказываемых услуг, что приведет к увеличению издержек обращения и цен на реализуемые товары, а при стабилизации цен – снижению прибыли и рентабельности торговой организации;

2. повышение цен за счет высоких затрат на улучшение качества вызовет уменьшение конкурентоспособности организации, реализуемых ею товаров и оказываемых услуг;

3. приобретатели товаров могут не оценить постоянное улучшение качества услуг и товаров, а также сопряженное с этим повышение цен, вследствие чего переориентируются на другие торговые организации – конкуренты.

Мероприятия по предотвращению указанных рисков:

– снижение затрат на постоянное улучшение качества за счет внутренних резервов систем менеджмента качества;

– поиск на рынке предложений товаров необходимого ассортимента и заданного уровня качества;

– закупка преимущественно фасованных товаров необходимого ассортимента, что позволит минимизировать товарные потери и издержки обращения.

Стабилизация уровня качества выбирается в тех случаях, когда уровень качества оказываемых услуг соответствует запросам и ожиданиям потребителей. Кроме того, финансовые и иные возможности для улучшения качества у торговой организации недостаточны.

Возможные риски от этого направления:

1. достигнутый уровень качества торгового обслуживания достаточно высок и дальнейшее улучшение качества может быть не оценено потребителями, а возникшие при этом затраты повысят цены и снизят конкурентоспособность товаров и организации;

2. появление на рынке товаров и услуг конкурентов более высокого уровня качества и переориентация на них лояльных потребителей, в результате чего могут уменьшиться объемы продаж, прибыль организации, ее доля на рынке, а следовательно, и конкурентоспособность.

Меры по предупреждению указанных рисков:

– мониторинг рыночной конъюнктуры, в том числе и по вопросам качества торгового обслуживания у торговых организаций – конкурентов, и быстрое реагирование на ее изменения;

– бенчмаркинг в области сервисной политики других торговых организаций, в том числе и более успешных;

– применение маркетинговых коммуникаций для формирования и поддержания потребительских предпочтений как основы для обеспечения лояльности потребителей.

Снижение уровня качества торгового обслуживания должно происходить без утраты безопасности оказываемых услуг.

Основание для выбора этого направления:

– выход организации на сегмент потребителей, чувствительных к цене, но нечувствительных к качеству (с низким уровнем доходов или бережливых);

– отсутствие у организации финансовых, кадровых, технологических и иных возможностей для улучшения или стабилизации уровня качества торгового обслуживания (например, отсутствия средств на поддержание эстетичности витрин, вывесок, инвентаря торгового зала и т. п.);

– слабая или отсутствующая конкурентная среда у торговой организации, вследствие чего у потребителей нет возможности переориентироваться на другие предприятия с более высоким уровнем качества услуг;

– отнесение торговой организации к категории эконом-класса;

– намерения руководства организации снижать затраты, влияющие на улучшение или стабилизацию качества торгового обслуживания, с целью получения максимальной прибыли, вследствие чего наносится ущерб интересам потребителя и имиджу организации;

– низкий уровень профессиональной компетентности обслуживающего персонала (невнимание, грубость, незнание потребительских свойств реализуемых товаров, недостоверность предоставляемой информации и т. п.).

Возможные риски от выбора этого направления:

1. утрата лояльности потребителей и переориентация на фирмы-конкуренты, как следствие, уменьшение объемов продаж, прибыли и рентабельности организации;

2. низкая степень удовлетворенности потребителей качеством торгового обслуживания, вследствие чего отказ от приобретения, вследствие чего отказ от приобретения реализуемых товаров;

3. снижение имиджа торговой организации как одного из факторов обеспечения ее конкурентоспособности.

Меры по предупреждению указанных рисков:

– выявление запросов потребителей к уровню качества и обеспечению ожидаемого ими уровня;

– применение экономического подкрепления реализуемых товаров и оказываемых услуг в виде скидок, пониженных цен, соответствующих качеству товаров и услуг;

– сокращение затрат на рекламу и другие маркетинговые коммуникации, что позволит торговой организации обеспечить запланированную прибыль при одновременном снижении цен.

Указанные направления технологической и сервисной политики должны быть скоординированы с направлениями других составных элементов торговой политики: товарной и закупочной, – а также со стратегиями ценообразования. Так, улучшение качества торгового обслуживания взаимоувязано с улучшением качества закупаемых и реализуемых товаров как одного из направлений политики в области качества, а также повышением цен (направлением ценовой политики) и совершенствованием технического оснащения предприятия.

В заключение необходимо отметить, что торговая политика организаций – это многофункциональный документ, определяющий цели, задачи и основные направления в наиболее важных областях деятельности торговых организаций для достижения и поддержания оптимальной степени удовлетворенности потребителей, вследствие чего обеспечивается получение запланированной прибыли как важнейшей цели организации.

Торговая политика России: современное состояние и перспективы

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • основные цели государственной торговой политики Российской Федерации;
  • • нормативную базу торговой политики Российской Федерации;
  • • современную российскую систему регулирования экспорта и импорта;

уметь

  • • определять инструменты торговой политики России;
  • • давать оценку роли государства в регулировании внешнеторговой деятельности России;

владеть навыками

• анализа эффективности применения основных методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в торговой политике Российской Федерации и интерпретации полученных в процессе анализа результатов в виде сформулированных выводов и рекомендаций.

Институциональные рамки и нормативная база торговой политики Российской Федерации

Развитие внешнеэкономических связей любой страны объективно приводит к необходимости разработки государством комплекса мер ее регулирования. Это связано с тем, что экспорт и импорт составляют существенную часть ВВП и от их объемов объективно зависят размеры экономики. Поступления от внешней торговли составляют существенную часть бюджета (в России практически 40%). Велика производственная и социальная функция этой сферы, так как по ее каналам происходят поступления инвестиционных и потребительских товаров, необходимых для нормального функционирования экономики и жизни населения.

Государственное регулирование внешней торговли, как правило, осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях, с одной стороны – это защита внутреннего рынка и отечественных производителей от иностранных товаров (т.е. регулирование и контроль импорта), а с другой – повышение конкурентоспособности отечественных товаров в целях завоевания новых рынков (поощрение экспорта). Следовательно, каждое государство стремится создать необходимые благоприятные условия для развития национальной экономики страны и получения ею максимальной прибыли и от экспорта, и от импорта. В этом и заключается одна из основных целей торговой политики, достижение которой требует решения ряда задач, к которым можно отнести:

  • – защиту национальной экономики торгово-политическими методами;
  • – достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке, т.е. обеспечение благоприятных условий для вывоза товаров и услуг и выхода на мировой рынок отечественных производителей;
  • – создание и развитие общей правовой базы взаимоотношений внешнеторговых партнеров;
  • – осуществление внешнеторговых связей с различными регионами, странами и интеграционными объединениями.

Торговая политика любой страны может рассматриваться и как составная часть ее внешней политики – в той мере, в какой внешняя политика определяет вектор взаимосвязей (взаимоотношений) с другими государствами, – и как составная часть внутренней экономической политики.

Меры регулирования внешней торговли регулярно рассматриваются в рамках так называемых обзоров торговой политики стран – членов ВТО. Частота проведения обзоров зависит от доли страны в мировой торговле. Например, такие страны, как ЕС, США, Япония и Канада, проверяются примерно один раз в два года. Другие страны (их 16) – каждые четыре года, остальные – каждые шесть лет, наименее развитые страны (страны, ВНП которых на душу населения менее 1 тыс. долл. США) могут проверяться реже . Страна, торговая политика которой подлежит очередному обзору, представляет национальный доклад, который позволяет получить представление о роли отдельных средств регулирования торговли, а также судить о тех направлениях, по которым развивается использование средств регулирования внешней торговли. Россия тоже представляет свои доклады на рассмотрение ВТО.

Торговая политика РФ является составной частью экономической политики страны, главная цель которой заключается в создании благоприятных условий для российских экспортеров и импортеров, а также производителей и потребителей товаров и услуг. В российской практике регулирования используются почти все известные инструменты экономической политики. Однако, по общему мнению экспертов, явное предпочтение отдается мерам нетарифного контроля с использованием административных норм – подзаконных актов и документов исполнительной власти: разрешений, запретов, норм, стандартов и т.д. Подобная практика позволяет государственному аппарату контролировать отечественный бизнес, как пишет профессор А. С. Булатов , «по своим часто меняющимся и довольно жестким правилам с сильной коррупционной окраской. Если правовые методы формируют либеральное лицо российской экономической политики, то административные – ее бюрократическую “изнанку”. Характер использования инструментов регулирования отражает государственно-олигархическую специфику с ее склонностью к застою, а не модернизации».

Превалирование административных форм регулирования создает базу для широкого распространения коррупции. Как известно, по индексу восприятия коррупции Россия стоит на 127-м месте в мире. По словам главы Российского союза промышленников и предпринимателей А. Шохина, коррупция в России является главным ограничивающим фактором развития бизнеса, причиной остановки каждого седьмого бизнеса . Честные торги на поставку продукции для государственных нужд составляют, по экспертной оценке, лишь около 10% общего количества проводимых открытых конкурсов . В соответствии с исследованиями Всемирного экономического форума из 15 проблем, влияющих на бизнес, в России на первом месте стоит коррупция (19% опрошенных). Также бизнес озабочен такими препятствиями, как налоговое регулирование –11,6% и неэффективность государственной бюрократии – 8,7% . Слабость государственной политики в России выражается, кроме того, в недостаточной поддержке бизнеса, частых и достаточно спонтанных изменениях законодательства и нормативных актов, вмешательстве государства в деятельность предпринимателей и т.д. В целом очевидно, что для России работа государственного механизма регулирования внешнеэкономической сферы на данный момент недостаточно эффективна.

Вместе с тем в области регулирования внешнеэкономической деятельности в России в постсоветский период создана достаточно обширная нормативно-правовая база, формально охватывающая практически все направления этой деятельности. Торговая политика РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и нормативно-правовыми актами, документами федерального и отраслевого уровня при соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров России.

Главным нормативным документом в сфере внешнеэкономической политики является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с послед. изм.), в котором определены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия федеральных органов государственной власти, в том числе Президента

и Правительства РФ; органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности .

Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» предусмотрено, что функции по таможенно-тарифному регулированию и функции, связанные с присоединением РФ к Всемирной торговой организации (ВТО), осуществляются Минэкономразвития России. А постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 1388 «Об установлении предельной численности Министерства экономического развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определены полномочия Министерства промышленности и торговли РФ, в которые включены функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, а также по применению мер нетарифного регулирования . Рядом функций в области международных связей наделены и другие ведомства федерального и местного уровня. Координатором всех действий в области международных отношений, в том числе внешнеэкономических, выступает Министерство иностранных дел РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1128-р «О реализации планов мероприятий “Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта”» (с послед. изм. и доп.) была утверждена «дорожная карта» действием до 2015 г. В результате выполнения предусмотренных в этом документе мер, как предполагается, должна быть сформирована стимулирующая экспорт институциональная среда, обеспечивающая конкурентоспособные условия деятельности российских компаний на мировом рынке; устранение таможенных, административных и фискальных барьеров для развития экспорта и другие меры .

В целом нормативную базу регулирования внешнеэкономической деятельности России формируют несколько десятков законодательных актов, принятых в разное время и действующих с соответствующими изменениями и дополнениями. Среди наиболее значимых документов следует отметить следующие: Гражданский кодекс РФ от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (часть четвертая), Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»; Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая); федеральные законы от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (с послед, изм. и доп.) и др.

С 1 января 2010 г. в связи с созданием Таможенного союза в составе России, Белоруссии, Казахстана произошли существенные изменения в регулировании внешней торговли России. Были приняты новые документы или внесены соответствующие изменения в действующие. В частности, вошли в силу Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 17, приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г.; Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Были внесены поправки в Федеральный закон от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», в Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран и т.д.

Значительная часть полномочий (по принятию решений в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования и ведению Единого таможенного тарифа) была передана на наднациональный уровень – Комиссии Таможенного союза. Важным этапом формирования нового подхода к регулированию внешней торговли стал перенос с 1 июля 2011 г. таможенного, санитарного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного, транспортного государственного контроля с российско-белорусской и российско-казахстанской границ на внешнюю границу Таможенного союза.

Комиссия Таможенного союза в соответствии с Договором от 18 ноября 2011 г. была преобразована в Евразийскую экономическую комиссию с полномочиями постоянно действующего наднационального органа Таможенного союза и Единого экономического пространства. Со 2 февраля 2012 г. она осуществляет свою деятельность в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, технического регулирования, установления торговых режимов в отношении третьих стран и др.

Работа по согласованию документов, обеспечивающих реализацию базовых соглашений и предусматривающих внесение необходимых изменений в национальное законодательство каждого из государств ТС, продолжается и рассчитана на долгий срок. Большая роль в этом деле принадлежит кодификации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства (ТС и ЕЭП) с целью создания условий для построения общего рынка со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Переломным этапом в развитии системы регулирования внешней торговли России стало присоединение к ВТО. Соответствующее соглашение вступило в силу с 22 августа 2012 г., и с этого момента Россия приняла на себя обязательства по Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г., включая все приложенные к нему многосторонние торговые соглашения с изменениями, которые были приняты членами ВТО на дату вступления в силу Протокола о присоединении , а также специфические обязательства, согласованные Россией по итогам переговоров с партнерами по ВТО. Это – Доклад Рабочей группы по присоединению России к ВТО, содержащий описание российского торгового режима и системные обязательства, подтверждающие соответствие этого режима нормам ВТО; перечни обязательств по доступу на рынки товаров и услуг; Протокол о присоединении Российской Федерации к ВТО и Решение Министерской конференции от 15 декабря 2011 г.; Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г. и другие нормативные правовые акты и документы. Данный комплекс договоренностей стал неотъемлемой частью нормативно-правовой базы торговой политики РФ.

Внешнеэкономическая деятельность России регулируется также различного рода межгосударственными соглашениями, в которые входят:

  • – международные договоры, заключенные Российской Федерацией на двусторонней основе с государствами – участниками СНГ и странами дальнего зарубежья;
  • – международные договоры, заключенные Российской Федерацией в рамках региональных объединений;
  • – международные договоры, заключенные в рамках регионального и приграничного сотрудничества с государствами – участниками СНГ; нормативно-правовая база СНГ, Таможенного союза, ЕЭП, включая решения, технические регламенты и иные нормативные документы Комиссии Таможенного союза, Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Евразийской экономической комиссии.

Таким образом, договорно-правовая база внешнеэкономических связей России, начавшаяся формироваться в 1990-е гг., в течение последних двух-трех лет подверглась значительной переработке, адаптировав новые реалии членства России в ВТО и Таможенном союзе.

Профессор В. Н. Бурмистров характеризует современную внешнеторговую политику России на концептуальном уровне следующим образом:

  • • последовательная либерализация системы внешнеэкономической деятельности как путем дальнейшего расширения состава участников ВЭД, так и через сокращение административных мер регулирования;
  • • существенное ослабление роли государства в вопросе формирования экспортных ресурсов и практического осуществления экспортных операций;
  • • переход в основном на тарифные методы регулирования (по крайней мере декларации такого рода намерений. – Примеч, авторов);
  • • ограниченное использование неэкономических средств регулирования экспорта (применяются к небольшому кругу спецтоваров – ядерным технологиям, вооружению и военной технике, продукции двойного назначения, поставкам по государственным заказам);
  • • ограничение таможенного обложения экспорта узким кругом позиций (460 из общего количества 11,5 тыс.) .

Подводя итог, можно сказать, что Россия сумела в последние годы сформировать систему регулирования внешней торговли, вполне соответствующую международной практике и нормам ВТО.

Нетарифные инструменты

ТЕМА 14. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Сущность, цели и показатели внешнеторговой политики

В области международной торговли выделяют два вида политики:

— внешнеторговую политику государства;

— международную торговую политику.

Внешнеторговая политика — целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Цели внешнеторговой политики:

1. изменение степени и способа включения страны в международное разделение труда;

2. изменение объемов экспорта и импорта;

3. изменение структуры внешней торговли;

4. обеспечение государства необходимыми ресурсами;

5. изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Существует два вида внешнеторговой политики:

— политика свободной торговли (фритредерства) – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

— политика протекционизма направлена на защиту национальной экономики от иностранных конкурентов путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Показатели для определения характера внешнеторговой политики

— средний уровень таможенного тарифа (средняя ставка импортной пошлины, взвешенная по стоимостному объему импортных товаров, которые облагаются пошлиной);

— средний уровень нетарифных ограничений (стоимостная часть импорта или экспорта, которая попадает под эти ограничения).

Режим ограничений считается:

— открытым, если их уровень меньше 10%;

— средним, если их уровень 10-15%;

— ограничительным, если их уровень более 25%;

— запретительным, если их уровень 40-100%.

В зависимости от сочетания данных показателей различают виды торговой политики, представленные в таблице 7.1.

Таблица 7.1 — Виды торговой политики

Режим нетарифных Режим ограничений тарифных ограничений Открытый Средний Ограничительный
Открытый Свободная торговля Средний (промежуточный) Протекционизм
Средний Средний (промежуточный) Средний (промежуточный) Протекционизм
Ограничительный Протекционизм Протекционизм Протекционизм

Инструменты внешнеторговой политики

Инструменты внешнеторговой политики — меры государственной торговой политики, направленные на расширение участия страны в международном разделении труда и стимулирование экономического роста.

Тарифные инструменты

Тарифные инструменты внешнеторговой политики (тарифные ограничения) включают: таможенный тариф, таможенную пошлину, тарифную квоту.

Таможенный тариф – это:

— инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

— свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

— конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Главная цель таможенных тарифов — это защита национального рынка.

Экономические последствия (эффекты) использования таможенных тарифов (по Ч. Киндлбергеру), которые нужно учитывать при выработке и реализации внешнеэкономической политики страны:

1) производственный

2) потребительский

3) бюджетный

4) эффект перераспределения прибылей

5) конкурентный

6) влияние на платежный баланс

7) влияние на условия торговли

Парадокс Метцлера — импортный тариф может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на импортный товар в случае сильного падения его относительной цены на мировом рынке в результате введения тарифа.

Оптимальная ставка тарифа (optimal tariff rate) — уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Оптимальный тариф имеет следующие основные черты, которые необходимо учитывать при осуществлении государственной внешнеэкономической политики:

1) ставка оптимального тарифа всегда положительна и находится в промежутке между 0 и запретительной ставкой тарифа;

2) ставка оптимального тарифа всегда относительно невелика.

3) ставка оптимального тарифа обратна эластичности импорта: чем ниже эластичность импорта по цене (объемы импорта изменяются несущественно при колебании цен на него), тем выше ставка оптимального тарифа, и наоборот. В экстремальном случае при бесконечно большой эластичности импорта оптимальный тариф равен нулю, то есть его просто не нужно вводить;

4) оптимальный тариф ведет к экономическому выигрышу одной страны, но к потерям международной экономики в целом, поскольку является лишь перераспределением доходов от одной страны к другой.

Тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Таможенная пошлина – налог на импорт или экспорт, который взимается в момент пересечения таможенной границы государства; обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют 3 основные функции:

1) фискальную, которая относится к импортным и экспортным пошлинам, т.к. они являются одной из статей доходной части государственного бюджета,

2) протекционистскую (защитную), которая относится к импортным пошлинам, т.к. с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции,

3) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренний цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Классификация таможенных пошлин:

— по способу взимания:

— адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (20% от таможенной стоимости товара).

Таможенная стоимость товара— нормальная цена товара, складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

— специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (10 долл. за 1т), накладываются на стандартизированные товары.

— комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (20% от ТСт, но не более 10 долл. за 1т)

— по объекту обложения:

— импортные — вид косвенного налога, накладываемого на ввозимые из-за рубежа товары и используемого для регулирования объемов и структуры импорта.

— экспортные — накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.

— транзитные — накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

— по характеру:

— сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не превышает нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается.

— антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

— компенсационные – применяются при импорте товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

4) по происхождению:

— автономные – вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством.

— конвенционные (договорные) – устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГААТ).

— преференциальные – имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

5) по типам ставок:

— постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

— переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).

6) по способу вычисления:

— номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

— эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Тарифная квота — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа.

Нетарифные инструменты

Нетарифные ограничения — это регулирование внешней торговли с помощью количественных, скрытых или финансовых инструментов.

Таким образом, нетарифные инструменты внешнеторговой политики включают такие подгруппы:

А) количественные инструменты (квотирование, лицензирование, «добровольные ограничения»)

Б) финансовые (субсидии, кредитование, демпинг)

В) скрытые (государственные закупки, требования о содержании местных компонентов, технические барьеры, налоги и сборы

А) Количественные инструменты или количественные ограничения — административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Квота – это количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенной суммой или количеством на определенный промежуток времени.

Контингент –это количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным суммой или количеством на определенный промежуток времени. Контингент является практически синонимом квоте, с тем лишь отличием, что применяется в основном к сезонной торговле.

Лицензирование – это регулирование внешнеэкономической деятельности посредством выдачи государственными органами разрешений на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

Виды лицензий: разовая, генеральная, глобальная и автоматическая лицензии.

«Добровольное» ограничение экспорта – это количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Б)Наиболее распространенными финансовыми инструментами внешнеторговой политики являются субсидии, кредитование, демпинг.

Субсидия — это денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

Классификация субсидий:

— прямая — это непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода.

— косвенная — это скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

— внутренняя — это наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

— экспортная — это финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Экспортное кредитование — это метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Демпинг — это метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Формы демпинга:

— спорадический — это эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам.

— преднамеренный – это временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.

— постоянный — постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой;

— обратный — это завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается редко.

— взаимный — это встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается редко.

Антидемпинговая пошлина – это временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

В) К наиболее распространенным инструментам скрытого протекционизма относятся:

технические барьеры – это скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа.

внутренние налоги и сборы – это скрытые методы торговой политики, вводимые центральными или местными органами государственной власти и направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке.

политика в рамках государственных закупок — это скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

требование о содержании местных компонентов — это скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.