Содержание
Инвентаризация финансовых вложений
Обновление: 20 декабря 2017 г.
Чтобы обеспечить своевременный и правильный учет своих инвестиционных вложений, организации понадобится проверка отражения соответствующих данных в учете. Инвентаризация финансовых вложений должна заканчиваться составлением итогового документа. Порядок проведения инвентаризации рассмотрим в статье.
Порядок инвентаризации финансовых вложений
Для начала инвентаризации следует понимать, что именно относится к финансовым вложениям:
- ценные бумаги с установленными сроками и стоимостью погашения;
- вклады в капиталы иных предприятий и организаций;
- выданные займы (за исключением беспроцентных) и депозиты;
- приобретенная дебиторская задолженность и др.
Они должны иметь:
- документальное подтверждение;
- финансовые риски от вложений;
- возможность принести экономический эффект в будущем.
К финансовым вложениям не относятся:
- выкупленные для аннулирования или последующей продажи собственные акции предприятия;
- выданные в правоотношениях купли-продажи и оказания услуг векселя;
- инвестиции в имущество, переданное в аренду за определенную плату;
- драгоценности, картины и т.п., если их приобретение не имеет отношения к обычной деятельности предприятия;
- основные средства;
- материальные запасы;
- нематериальные активы.
Необходимость проведения инвентаризации финансовых вложений, ее правила и сроки предприятию следует своевременно отразить в своей учетной политике с учетом ПБУ 19/02.
Контролю в ходе инвентаризации подлежат:
- суммы расходов на соответствующие активы и наличие подтверждающей документации к ним (например контракт, накладная, акт, платежные документы);
- верность исчисления процентов по выданным займам.
Документация должна быть оформлена без ошибок и в соответствии с действующим законодательством. В бумагах должны отсутствовать разночтения и несовпадения. Информация, отраженная в учете, должна соответствовать сведениям, содержащимся в документации.
Финансовые вложения в бухгалтерском учете формируются на счете 58. Для целей пересчета значений показателей учета финансовые вложения следует разделить на активы, в отношении которых подлежит установлению текущая рыночная стоимость, и на вложения, по которым такая стоимость не определяется.
Анализ данных по ценным бумагам проводится отдельно по каждому эмитенту. Если ценные бумаги хранятся в организации, то их проверка осуществляется наряду с инвентаризацией финансов в кассе. Если данный актив сдан на хранение специальным организациям, то сверяются остатки на счетах с данными выписок этих организаций.
В законодательстве предусмотрена специальная унифицированная форма для записи результатов данного контроля над активами. Это форма № ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности». Однако отражать данные инвентаризации в документации именно по этой форме не обязательно. Сведения, выявленные в ходе рассматриваемого нами контроля, могут вноситься в документ, форма которого разработана предприятием самостоятельно. В акте следует отразить:
- название;
- серии;
- номера;
- стоимость;
- сроки погашения;
- итоговые данные.
Подведем итог. Правила и сроки инвентаризации отражаются в учетной политике с учетом ПБУ 19/02. Проверяются суммы расходов на соответствующие активы и наличие подтверждающей документации к ним, а также верность исчисления процентов по выданным займам. Оформление результатов осуществляется по форме № ИНВ-16 либо форме, которая разработана предприятием самостоятельно.
Инвентаризационная проверка в организации затрагивает практически все сферы хозяйственной деятельности. Не становится исключением и инвентаризация финансовых инструментов, таких как ценные бумаги, БСО.
Для чего необходима инвентаризация ценных бумаг
Организациям, которые занимаются инвестированием в различные инструменты рынка, приносящие доход, необходимо периодически проверять фактическую стоимость ценных бумаг, а также корректность их заполнения. Инвентаризации подвергаются и бланки строгой отчетности (БСО), если таковые используются на предприятии.
В качестве целей проводимой проверки могут выступать следующие:
- выявление предполагаемых расхождений между фактическими данными и сведениями бухучета;
- смена материально-ответственных лиц.
Порядок проведения инвентаризации финансовых вложений схож с алгоритмом прочих проверок наличия активов. Включает следующие этапы:
- Формирование инвентаризационной комиссии, определение состава ее участников. Установление сроков проведения инвентаризации и причин обоснования.
- Проверка факта наличия ценных бумаг, выявление возможных неточностей при их заполнении. Сравнение полученной информации с текущими данными бухгалтерского учета.
- Документальное оформление итогов инвентаризации. Составление инвентарной описи ИНВ 16 в соответствии с результатами проведенных работ.
В каких случаях составляется ИНВ-16
Инвентаризационная опись ценных бумаг и БСО по форме ИНВ-16 формируется, как результат проведенной инвентаризации. Главное требование к документу – отражение реальных расхождений между фактическими и учетными данными.
На основании описи при необходимости проводится корректировка данных бухучета. При выявлении неучтенных ценных бумаг формируется проводка: Дт 58 – Кт 91. В обратной ситуации при обнаружении недостачи или порчи финансовых инструментов следует сделать запись: Дт 94 – Кт 58, уменьшающую фактическое наличие ценных бумаг.
При выявлении расхождений, затрагивающих документы БСО, корректировка данных проводится на забалансовом счете учета 006. Выявленные излишки появляются на дебете счета, недостача же формируется по кредиту.
ИНВ-16 ― образец заполнения
Форма ИНВ-16, которая представляет собой акт инвентаризации финансовых вложений – образец, разработанный Госкомстатом РФ. Как и прочие унифицированные документы, не является обязательной к применению. Но при составлении собственного бланка организациям необходимо взять разработанный акт за основу.
На сайте имеется доступ к унифицированной форме ИНВ-16, скачать бланк которой можно в конце статьи. При желании допускается возможность формирования документа собственного образца с указанием обязательных реквизитов: наименования формы, хозяйственные операции, подписи ответственных лиц и прочие данные.
Формирование документа подчиняется общим правилам:
- Заполнение возможно, как с использованием компьютерной техники, так и вручную.
- Допускаются исправления посредством зачеркивания неверных данных и написания точной информации сверху. Фиксируются исправления подписями членов комиссии.
- В пустых строках следует проставлять прочерки.
- Последний лист документа должен быть заверен подписями лиц, входящих в состав инвентаризационной комиссии.
По результатам проверки формируют 2 экземпляра описи или 3 (при передаче ценностей от одного материально-ответственного лица другому). Один из бланков хранится в бухгалтерии, прочие передаются ответственным лицам.