Инвентаризация земельного участка

от __09.01.2019__

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

р. п. Тальменка

№ ___1____

О создании комиссии

по проведению инвентаризации земель

сельскохозяйственного назначения

В целях обеспечения своевременного и качественного проведения работ по повышению эффективности муниципального земельного контроля за целевым и рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения.

П О С Т А Н О В Л Я Ю:

1. Создать Рабочую комиссию по проведению инвентаризации и обследованию земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования Тальменский район.(приложение №1)

2. Утвердить Положение о Рабочей комиссии по проведению инвентаризации и обследованию земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования Тальменский район.(приложение №2)

3. Комитету по агропромышленному комплексу(Аксенову Н.А.),(по согласованию) комитету по управлению муниципальным имуществом Тальменского района(Пешкова И.В.) в срок до 22 февраля 2019 года разработать «План мероприятий по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения», с указанием, напротив каждого поля/контура наименования вида мероприятий, плановых сроков выполнения, результат, ответственных исполнителей и примечание.

4 Комитету по агропромышленному комплексу(АксеновуН.А.) после проведение работ по инвентаризации и обследованию земель сельскохозяйственного назначения, внести изменения в границы полей/контуров и в сведения о площадях с культурами в ведомственной информационной системе АИС «Респак».

5. Контроль исполнения настоящего постановления возлагаю- на заместителя главы Администрации района, председателя комитета по агропромышленному комплексу

Аксенова Н.А.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит размещению в сети Интернет.

Исп. Костюков Е.И.

Начало формы

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И ОСЛЕДОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ТАЛЬМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования Тальменского района Алтайского края.

1.2. Комиссия создается и ее состав утверждается постановлением главой Тальменского района Алтайского края.

Комиссия образуется в целях повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе контроля за их целевым использованием и использованием разрешенными способами, выявления факторов ненадлежащего использования и неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения собственниками, землепользователями, землевладельцами.

1.3. Комиссия в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края, решениями Совета депутатов Тальменского района, постановлениями (распоряжениями) Главы Тальменского района Алтайского края, настоящим Положением.

2. Задачи комиссии

2.1. Документальный анализ и натурное обследование земель сельскохозяйственного назначения для установления фактов их ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением.

2.2. Рассмотрение иных вопросов, связанных с использованием земель сельскохозяйственного назначения, на территории Тальменского района Алтайского края.

3. Права комиссии

Комиссия по вопросам, входящим в ее компетенцию, имеет право:

3.1. Запрашивать необходимые для деятельности комиссии документы, материалы и информацию:

— от уполномоченных исполнительных органов государственной власти по осуществлению функций в сфере землеустройства и иных органов государственной власти;

— от структурных подразделений администрации Тальменского района, органов местного самоуправления поселений;

— от иных заинтересованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

3.2. Выявлять в составе земель сельскохозяйственного назначения земельные участки, неиспользуемые, используемые не по целевому назначению, ненадлежащим образом или неразрешенными способами.

3.3. Составлять акты, протоколы обследования земель сельскохозяйственного назначения.

3.4. Передавать в установленном порядке акты и фотоматериалы обследования земель сельскохозяйственного назначения и информацию в Министерство сельского хозяйства Алтайского края в Управление Россельхознадзора по Алтайскому краю, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайского края и иные органы государственной власти Алтайского края и Российской Федерации.

3.5. Привлекать на безвозмездной основе к работе в комиссии специалистов различных организаций и учреждений для проведения обследования инвентаризируемых земель сельскохозяйственного назначения.

3.6. Решать иные вопросы, относящиеся к ее компетенции, возникшие в процессе работы.

4. Организация работы комиссии

4.1. Комиссию возглавляет председатель комиссии, который имеет одного заместителя.

4.2. Председатель комиссии:

— руководит работой комиссии;

— координирует деятельность членов комиссии по выполнению возложенных на комиссию задач;

— в случае отсутствия секретаря комиссии назначает секретаря комиссии из состава членов комиссии;

— ведет переписку от имени комиссии;

— создают очередное и внеочередное заседания комиссии;

— ведет заседание комиссии;

— подписывает акты и протоколы комиссии;

— при необходимости приглашает для участия в работе представителей государственных органов, общественных организаций, иных лиц.

4.3. Заместитель председателя комиссии:

— участвует в заседаниях комиссии;

— руководит натурным обследованием земель сельскохозяйственного назначения;

— в отсутствие председателя комиссии выполняет его функции.

4.4. Члены комиссий:

— принимают участие в заседаниях комиссии;

— выполняют поручения председателя комиссии;

— подписывают акты, протоколы комиссии.

4.5. В случае отсутствия члена комиссии (невозможности явки) он может быть заменен лицом, исполняющем его обязанности, или сотрудником отдела по письменному поручению. Замена оформляется путем указания в акте, протоколе комиссии и не требует внесения изменений в состав комиссии постановлением главы Тальменского района Алтайского края.

4.6. Секретарь комиссии:

— не является членом комиссии;

— ведет и оформляет акты и протоколы;

— представляет акты и протоколы на подпись членам комиссии и приглашенным представителям государственных органов, общественных организаций, иных лиц;

— выполняет поручения председателя комиссии.

5. Порядок деятельности комиссии

5.1. Комиссия осуществляет свою деятельность в форме выездов.

5.2. Порядок работы комиссии для установления факторов ненадлежащего использования или неиспользования в течение нескольких лет земель сельскохозяйственного назначения включает:

— выявление в составе земель сельскохозяйственного назначения земельных участков, используемых ненадлежащим образом или неразрешенными способами, или не используемых в соответствии с целевым назначением в течение нескольких лет, проводится в форме проверочных мероприятий, включая документальный анализ и натурное обследование.

По результатам каждого обследования земельного участка составляются акт и протокол. При необходимости к акту и протоколу прилагается иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушений, установленных правилами использования земель сельскохозяйственного назначения.

Полученные в ходе обследования земельных участков материалы рассматриваются, подписываются и направляются надлежащим образом в Министерство сельского хозяйства Алтайского края, в Управление Россельхознадзора Алтайского края. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и иные органы государственной власти Алтайского края и Российской Федерации.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Состав

комиссии по проведению инвентаризации и обследовании земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования Тальменского района

Заместитель председателя Комиссии: Пешкова Инна Валерьевна — Председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Тальменского района.

Секретарь комиссии Елишева Елена Сергеевна — Главный специалист комитета по агропромышленному комплексу.

Члены комиссии:

Тертишев Валентин Иванович – Заместитель председателя комитета по агропромышленному комплексу.

Костюков Евгений Иванович — Главный специалист комитета по агропромышленному комплексу.

Хохлова Ирина Сергеевна — Начальник Тальменского отдела Росреестра по Алтайскому краю(по согласованию).

Главы сельсоветов Тальменского района – по согласованию

Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках

1. Общие положения
Настоящие указания являются нормативно-техническим документом для территориальных органов Росземкадастра, устанавливающим технические правила подготовки и оформления сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре»* (далее – ранее учтенные земельные участки) к отражению в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте.
1.1. Отражение сведений о ранее учтенных земельных участках в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте является подготовительной работой к кадастровому учету вновь образованных земельных участков и проводится с целью: обеспечения проверки представленных документов о межевании на соответствие данным государственного земельного кадастра; обеспечения уникальности кадастровых номеров, присваиваемых земельным участкам при их кадастровом учете.
1.2. Подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в государственный реестр земель кадастрового района и дежурную кадастровую карту заключается в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала, (далее – инвентаризационная опись).
1.3. Инвентаризационная опись представляет собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале (далее – инвентаризационный план) и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело.
1.4. В перечень ранее учтенных земельных участков включаются сведения, подлежащие отражению (внесению) в государственный реестр земель кадастрового района. На инвентаризационном плане земельных участков в квартале и в каталоге координат узловых и поворотных точек границ земельных участков отражаются сведения, подлежащие отражению на дежурной кадастровой карте.
2. Составление перечня ранее учтенных земельных участков
2.1. В перечень ранее учтенных земельных участков последовательно включаются:
земельные участки, которым присвоены кадастровые номера в соответствии со структурой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации* (расположенные в порядке возрастания кадастровых номеров); земельные участки, которым присвоены кадастровые номера со структурой, не соответствующей указанной выше (расположенные в порядке возрастания кадастровых номеров);
земельные участки, которым при проведении учета не присвоены кадастровые номера.
2.2. Для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся в комитете документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках:
поземельные книги;
журналы учета кадастровых номеров;
списки плательщиков земельного налога и арендной платы по состоянию на дату инвентаризации сведений с подтверждением осуществления указанных платежей.
2.3. При составлении перечня используются сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащиеся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра:
во вторых экземплярах свидетельств о праве собственности на землю (государственных актах и иных аналогичных документах);
во вторых экземплярах зарегистрированных в установленном порядке договоров аренды земельных участков.
2.4. В качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках используются:
утвержденные материалы инвентаризации земель;
сведения земельно-информационных систем территориальных органов Росземкадастра.
2.5. Рекомендуемая форма перечня основана на форме списков плательщиков земельного налога и арендной платы и приводится в приложении 1. Заполнение перечня выполняется в соответствии с заголовками граф, за исключением граф «Категория земель» и «Разрешенное использование земельного участка», где помимо перечисленных сведений дополнительно записывается номер дела по номенклатуре дел организации, осуществляющей хранение документа, и через дробь номер документа в деле.
3. Составление инвентаризационного плана земельных участков и каталога координат точек границ земельных участков
3.1. Для создания инвентаризационного плана земельных участков в квартале используются документы, которые содержат графическое описание земельного участка. Если графические описания земельного участка содержатся в нескольких документах, устанавливается следующая последовательность приоритетности применения документов:
правоудостоверяющие документы;
правоустанавливающие документы;
дежурная кадастровая карта (план) (в бумажном или электронном виде);
межевые дела;
землеустроительные дела;
материалы изысканий и обследований.
3.2. План выполняется в масштабе, позволяющем понять взаимное расположение и конфигурацию участков.
В качестве картографической основы для изготовления инвентаризационного плана (нанесения границ земельных участков, отраженных на планах, приложенных к правоудостоверяющим документам) применяется:
топографическая основа соответствующего масштаба;
картографический материал (адресная схема квартала), изготовленный для Всероссийской переписи населения 2002 года;
чистый лист бумаги.
3.3. Земельные участки на инвентаризационном плане идентифицируются инвентаризационными номерами из графы 1 перечня. На плане инвентаризационные номера земельных участков размещаются примерно по центру участка и подчеркиваются одной тонкой линией.
3.4. На инвентаризационном плане проставляются номера узловых и поворотных точек границ земельных участков, использованные для обозначений точек в правоудостоверяющих документах.
3.5. Если ранее для идентификации поворотных точек границы земельного участка в правоудостоверяющем документе использовалась собственная нумерация точек, то на инвентаризационной схеме проставляются инвентаризационные номера точек, обведенные в круг. Присвоение инвентаризационных номеров точек осуществляется по порядку слева направо, сверху вниз, включая узловые и поворотные точки границ земельного участка, состоящего из свободных земель кадастрового квартала («участок неучтенных земель»). Фрагмент инвентаризационного плана земельных участков приведен в приложении 2.
3.6. С использованием подготовленного инвентаризационного плана составляется каталог координат поворотных точек границ земельных участков с указанием инвентаризационных номеров участков. При составлении каталога координат совпадающие значения координат точек записываются один раз. В соответствующих строках в графе «Примечания» делается ссылка на ту строку каталога, где записаны необходимые значения координат точек границ земельных участков (пример заполнения приведен в приложении 3). При необходимости в графе «Примечания» записывается другая дополнительная информация, например, используемая система координат.
3.7. Список узловых и поворотных точек границ земельных участков в кадастровом квартале (пример заполнения приведен в приложении 4) используется для установления соответствия между инвентаризационными номерами точек на инвентаризационном плане и номерами точек в каталоге координат. Инвентаризационные номера узловых и поворотных точек предназначены для идентификации точек при описании земельных участков в формах ГРЗ КР (Ф.1.7 – Ф.1.9) и на дежурной кадастровой карте.
4. Оформление инвентаризационной описи После подписи составителем и утверждением руководителем райгоркомзема оригинала описи (далее подлинник) изготавливается второй экземпляр – копия (при изготовлении копии возможно использование копировально-множительной техники), которая подлежит заверению. Подлинник описи хранится в рай(гор)комземе, заверенная копия описи передается в орган кадастрового учета для дальнейшей работы. Передача описи оформляется актом приема – передачи.
5. Автоматизация работ по инвентаризации сведений
5.1. При наличии соответствующих технических возможностей
инвентаризационная опись составляется с использованием средств автоматизации. При автоматизированном способе составления инвентаризационной описи возможно использование программного комплекса » Единый государственный реестр земель» или программных средств на основе стандартных систем управления базами данных и геоинформационных систем с форматами представления данных, позволяющими импортировать сведения в указанный программный комплекс.
5.2. В случае использования программного комплекса » Единый государственный реестр земель» данные вводятся в программный комплекс в ходе выполнения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. По окончании этих работ осуществляется печать форм журнала учета кадастровых номеров, государственного реестра земель кадастрового района, дежурной кадастровой карты на соответствующий кадастровый квартал. Внесение сведений (соответствие внесенных сведений сведениям в исходных документах) удостоверяется руководителем земельного комитета. Инвентаризационная опись в данном случае представляет собой удостоверенные формы журнала учета кадастровых номеров, государственного реестра земель кадастрового района, дежурной кадастровой карты.
5.3. В случае использования стандартных систем управления базами данных и геоинформационных систем осуществляется печать сведений базы данных на соответствующий квартал. Изготовленные таким образом и подписанные руководителем земельного комитета документы приравниваются к инвентаризационной описи и являются основанием для конвертации данных в программный комплекс » Единый государственный реестр земель». При наличии компьютерных баз данных делаются электронные (поквартальные) копии баз данных для конвертации их в программный комплекс » Единый государственный реестр земель кадастрового района».

По заключению Минюста РФ от 20 июня 2001 г. № 07/6236-ЮД в государственной регистрации не нуждаетсяПриложения

Инвентаризация земель населенных пунктов: особенности

Что такое инвентаризация земель: проведение учета, основные этапы, материалы, сущность

Правила инвентаризации земель существенно изменились с введением в РФ системы кадастрового учета – теперь эти мероприятия проводят не учреждения БТИ, а кадастровые инженеры.

Заказчиком инвентаризационных работ являются региональные и муниципальные власти, а их результаты подлежат отражению в госреестре ЕГРН.

В этом обзоре рассмотрим все нюансы инвентаризации земель, ее виды и цели, а также практическое значение указанных работ.

Что такое инвентаризация земель

Правовое понятие инвентаризации земель регламентировано в ст. 13 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ.

Она включает в себя комплект работ, связанных с выявлением неиспользуемых, нерационально используемых земель, либо участков, используемых с нарушением целевого назначения и разрешенного использования.

Также в ходе инвентаризационных мероприятий могут выявляться и устанавливаться характеристики земель.

Об инвентаризации земель поведает этот видеоролик:

Понятие и цели

В ранее действовавшей редакции ст. 13 Закона № 78-ФЗ, инвентаризация включала в себя уточнение и установление местоположения земельных объектов, а также их границ. Теперь эти виды работ выполняются не в рамках инвентаризации, а в ходе межевания. Выделим наиболее важные нюансы, которыми характеризуются инвентаризационные мероприятия с землями:

  • работы выполняются не на конкретных участках, а в отношении больших массивов земли – территории населенных пунктов и поселений, кадастровых кварталов и т.д.;
  • инвентаризационные мероприятия могут носить плановый и внеплановый характер, а все сведения об их проведении подлежат официальному опубликованию;
  • по итогам выполненных работ осуществляется учет земель и их характеристик, в том числе с внесением в госреестр ЕГРН.

С учетом поправок в законодательство, к целям инвентаризации относятся:

  • выявление неиспользуемых земельных наделов, которые впоследствии могут распределяться гражданам или юридическим лицам;
  • выявление земель, используемых нерациональным способом (данный вид работ, прежде всего, применяется в отношении земель сельхозназначения);
  • выявление случаев, когда при эксплуатации участка нарушаются целевое назначение и разрешенный вид землепользования;
  • выявление характеристик земель, влияющих на их последующее распределение – плодородность почвы, наличие растительности, наличие размещенных построек и линейных объектов, и т.д.

Основная причина для назначения инвентаризационных мероприятий – своевременное выявление случаев негативного воздействия на качественное состояние участка, принятие мер для их устранения.

Инвентаризационные мероприятия

Для выполнения инвентаризационных работ заключается договор подряда с кадастровым инженером, либо специализированной организацией. Для проведения работ на земельных объектах у инженера должен иметься действующий квалификационный аттестат и допуск СРО. Учет земель после инвентаризации осуществляется по следующим направлениям:

  • уточнение состава градостроительных планов и зон землепользования в пределах административных единиц (населенные пункты, поселения, муниципальные районы и т.д.);
  • выведение земель из хозяйственного оборота на период рекультивации и повышения качественных характеристик участка;
  • подготовка территории для формирования участков при их распределении в аренду или собственность.

Если массив земельных участков принадлежит частному собственнику, он может назначить и провести инвентаризацию с целью уточнения характеристик объектов – качественного состояния, стоимости и т.д.

Виды

Инвентаризационные работы могут классифицироваться по нескольким критериям. Например, в отношении охватываемой территории выделяются следующие виды инвентаризации:

  • территории РФ;
  • территории одного или нескольких регионов страны;
  • муниципальные образования – районы, поселения, межпоселенческие территории;
  • отдельные территориальные зоны;
  • административно-территориальные единицы (например, инвентаризация земель населенных пунктов), и т.д.

По способу проведения и поставленным целям можно выделить полную (сплошную) инвентаризацию – когда работы охватывают весь массив участка на данной территории. Комплексная инвентаризация связана с проведением натурных работ на местности, тогда как формальная инвентаризация может осуществляться на основании документов и кадастровых сведений ЕГРН.

Объекты

В качестве объекта инвентаризации могут выступать как группа сформированных участков, так и неразграниченные земли.

  • В первом случае, для каждого обследуемого объекта используются исходные кадастровые сведения ЕГРН.
  • Во втором случае обследование происходит на единой неразграниченной территории, которая впоследствии будет разбита на отдельные участки.

Проведение

Инвентаризация может проводиться в плановом или внеочередном режиме. Назначаются эти работы распорядительным актом субъекта РФ или местных властей.

Состав работ

В состав работ, которых входят в единый комплекс инвентаризационных мероприятий, входят:

  • сбор и анализ правоустанавливающих материалов, а также сведений ЕГРН;
  • составление карты схемы территории, в том числе определение кадастровых кварталов;
  • изготовление инвентаризационной схемы (плана);
  • формирование землеустроительного дела;
  • обследование геодезической сети, установление четы населенного пункта;
  • иные виды работ.

Точный состав работ будет определяться заказчиком, исходя из целей и задач предстоящей инвентаризации.

Постановление и приказ

Для последующего проведения инвентаризации издается постановление о проведении открытого конкурса и определения подрядчика. Указанное постановление размещается на официальных ресурсах властных органов и доступно для общего ознакомления. После проведения конкурса и выбора подрядчика, издается распорядительный приказ, в котором определяются:

  • сроки проведения инвентаризации;
  • цели и состав работ;
  • территория, в пределах которой будут проводиться инвентаризационные работы;
  • сведения о документации, передаваемой подрядчику для проведения работ.

Постановление и приказ будут использоваться на стадии приемки выполненных работ и подписании итогового акта.

Как производится такая инвентаризация, расскажет видео ниже:

Правила

Инвентаризационные мероприятия проводятся в соответствии с техническим заданием, утвержденным заказчиком. Также кадастровые инженеры используют в работе Приказ Роскомзема от 02.08.1993 № 38.

Выбор способов и методов обследования земельных территорий осуществляется кадастровым инженером после получения технического задания и подписания подрядного договора.

Этапы

Инвентаризация состоит из подготовительного и производственного этапов. На подготовительном этапе происходит сбор и анализ документов, содержащих исходные сведения о земельных участках и территориях. Производственный этап включает в себя:

  • обследование территории на местности, определение точек геодезической сети;
  • выявление качественных характеристик и параметров земельных наделов;
  • изготовление схем и планов, а также инвентаризационных ведомостей;
  • составление итогового инвентаризационного акта, представление его заказчику для утверждения.

После завершения работ будет проведен учет земель согласно утвержденному акту, а итоги инвентаризации должны быть опубликованы на официальном ресурсе органа власти.

Акты

Итог выполненных работ формируется в виде акта, который представляется на утверждение заказчику. акта будет зависеть от поставленных задач, включенных в техническое задание.

Указанный документ составляется кадастровым инженером или организацией-подрядчиком после завершения работ. Заказчик должен утвердить акт, опубликовать его на официальном интернет-ресурсе, после чего результаты инвентаризации будут использованы для учета земель.

Учет такой инвентаризации

По итогам инвентаризации учет земель проводится заказчиком работы – региональными или местными органами власти. В зависимости от поставленных целей и задач, учет осуществляется по следующим направлениям:

  • вносятся изменения и уточнения в правила землепользования и застройки, градостроительный план муниципальных образований и субъектов РФ;
  • формируется перечень земельных наделов, которые могут выделяться гражданам и организациям на условиях аренды или купли-продажи;
  • уточняются кадастровые сведения госреестра ЕГРН в части характеристик и параметров земельных объектов.

Если проводилась внеплановая инвентаризация, учет может осуществляться только в отношении отдельных характеристик территории и участков (например, для перевода земель сельхозназначения в иные категории).

Стоимость услуги

Инвентаризация проводится в рамках комплексных кадастровых работ, а ее стоимость определяется по итогам государственного или муниципального конкурса. Также расценки на проведение инвентаризационных мероприятий будут зависеть от состава работ и объема технического задания. Выплата средств осуществляется из бюджета муниципального образования или субъекта РФ.

Об опыте инвентаризации земель в Волгограде расскажет видео ниже:

Инвентаризация земли: особенности, порядок проведения и описание


Закон 11 февраля 2017

Инвентаризация земель населенных пунктов – процедура, направленная на определение местоположения и принадлежности участков, установление их площадей, состава. Эти характеристики являются основными идентифицирующими признаками наделов. Они включаются в кадастр. Рассмотрим далее порядок инвентаризации земель.

Характеристики

Местоположением участка называют комплекс координат границ, установленных по принятой на данной территории системе. Составом называют перечень наделов и их площадей, присутствующих в пределах конкретной кадастровой единицы. Функциональное назначение выражает цель использования территории. Принадлежность определяется комплексом сведений о владельце и виде права.

Цели

Инвентаризация земли выполняется для:

  1. Формирования базы для ведения госкадастра.
  2. Обеспечения регистрации прав пользования, аренды, собственности, владения.
  3. Организации непрерывного мониторинга использования наделов.

В рамках процедуры:

  1. Выявляются все собственники, владельцы, пользователи, арендаторы.
  2. Устанавливаются и закрепляются границы.
  3. Определяются неэксплуатируемые и используемые нерационально наделы.

Инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения выполняется для определения наличия и состояния участков. В ходе процедуры оцениваются качество наделов: залесенность, закустаренность, закочкаренность и пр.

Инвентаризация сельскохозяйственных земель позволяет получить сведения о правовом статусе наделов, выявить невостребованные территории, а также используемые нерационально.

По результатам процедуры выполняется государственная регистрация участков.

Проведение инвентаризации земель

Процедура выполняется в 3 этапа:

  1. На подготовительной стадии осуществляется сбор и анализ сведений. На этом же этапе решается вопрос, касающийся границы территории, осуществляются геодезические работы.
  2. Производственный этап.
  3. Камеральная стадия.

Необходимые данные

Как правило, собираются сведения:

  1. Полученные при топографических съемках, геодезических мероприятиях. Необходимые сведения можно запросить в территориальном подразделении Госгеонадзора, местных отделах градостроительства и архитектуры, в организациях, имеющих собственные фонды.
  2. Генплана.
  3. Прошлых инвентаризаций.
  4. Выносу в натуре, установлению/восстановлению границ надела и населенного пункта.
  5. По отводу участков.
  6. Обследования площадей индивидуальной застройки.
  7. Съемок, содержащих данные о пользовании, собственности, аренде, владении.

Техзадание

Его формируют на основании собранной информации. В техзадании указывают:

  1. Основания, по которым осуществляется инвентаризация земли.
  2. Наименование заказчика и исполнителя.
  3. Цели мероприятий.
  4. Перечень нормативных и методических документов, согласно которым осуществляется процедура.
  5. Наименование субъекта, обеспечивающего координацию и контроль работ.
  6. Сведения о наличии информации о предыдущих мероприятиях.
  7. Необходимость установления/восстановления границ.
  8. Виды и объем работ.
  9. Систему координат.
  10. Особые и дополнительные требования к работам.
  11. Сроки и порядок предоставления материалов по инвентаризации.

Производственный этап

В ходе него выполняются:

  1. Геодезические работы. Они нужны для получения кадастровых сведений о расположении наделов.
  2. Исследование границ пользования.
  3. Согласование пределов надела с соседними владельцами.
  4. Выявление фактов нерациональной эксплуатации, самовольного занятия участков, обременений, спорных границ.
  5. Сбор семантической кадастровой информации.

В ходе геодезических работ выстраивается базовая сеть, составляется съемочное обоснование.

Камеральный этап

Инвентаризация земли завершается анализом полученных сведений и их документальным оформлением. Специалисты обобщают измерения, которые были выполнены на производственной стадии для определения геометрических и семантических кадастровых характеристик. Камеральная стадия предполагает:

  1. Проверку полевых журналов.
  2. Составление кадастрового плана. Он формируется в таком масштабе, который позволит обеспечить требуемую полноту и точность информации.
  3. Уравнивание базовых сетей и съемочного обоснования.
  4. Расчет координат для поворотных участков на границах территорий.
  5. Определение площадей наделов аналитическим методом.
  6. Составление каталогов координат, содержащих поворотные точки границ, инвентаризуемую линию объекта.
  7. Формирование планов пределов кварталов, всей территории.
  8. Составление чертежа.
  9. Заполнение ведомости кадастровых данных.
  10. Составление отчета.
  11. Создание базы.

Кадастровый план

В нем присутствуют данные об элементах территории, расположенных на ней сооружениях, зданиях, инженерных сетях (под- и надземных). Эта информация используется для установления границ наделов с обременением. Согласно плану, формируется чертеж. На нем присутствуют:

  1. Черта административно-территориальной единицы или граница, в рамках которой осуществляется инвентаризация земли.
  2. Линии кварталов, участков, массивов, зон и их номера.
  3. Пределы территорий, на которых установлен специальный режим использования.

Особенности масштабирования

Если площадь участка менее 20 кв. км, применяется квадратная разграфка. Она включает в себя рамки 40х40 см для листов с масштабом 1:5000. Их принимают за основу. Номенклатура обозначается арабскими цифрами. Каждой соответствует 4 листа с масштабом 1:2000.

Номенклатура составляется посредством присоединения к номеру страницы плана масш. 1:5000 одной из первых букв алфавита (русского). Рамки 50х50 см применяют для страниц с масштабом 1:500, 1:1000 и 1:2000. Последней соответствуют 4 листа с масштабом 1:1000.

Их обозначают римскими цифрами.

Если площадь надела больше 20 кв. км, используют единую схему. В ней основным масштабом является страница 1:100 000. Схемы составляют на специальной бумаге, закрепленной на жестком материале.

Завершающая стадия

На последнем этапе формируются инвентаризационные материалы. В них включают:

  1. Пояснительную записку.
  2. Каталог координат выявленных поворотных участков территории в местной или условной системе.
  3. Экспликацию состава земли по массивам, объекту, зонам или населенному пункту.

Погрешности и ошибки

Ситуационный план, контуры, которые должны отображаться на схеме, показывают условными обозначениями, согласно требованиям нормативно-технических документов.

В соответствии с принятыми стандартами, средние погрешности расположения линий, имеющих четкое очертание, относительно близлежащих участков на съемочном обосновании незастроенной области не могут быть больше 0.5 мм.

На территориях, занятых строениями, сооружениями, другими объектами, в том числе включающими поворотные точки границ пользования, углы капитальных зданий, центры выхода коммуникационных сетей, водоразборные колонки, опоры ЛЭП, предельные ошибки не могут превышать 0.4 мм.

Точность плана оценивается по параметрам средних расхождений положений контуров и предметов относительно полевых измерений. Предельные погрешности не должны превышать двойного значения средних отклонений. При этом их число не может быть больше 10 % от совокупного количества измерений.

Заключение

Инвентаризация земли, таким образом, является одним из важнейших мероприятий в рамках госконтроля пользования территорией. Периодичность выполнения процедуры устанавливается правительственными постановлениями.

В регионах, а также муниципалитетах формируются уполномоченные структуры, осуществляющие учет инвентаризации земель. Всю полученную информацию органы направляют в надзорные вышестоящие инстанции.

Регулярная инвентаризация позволяет обеспечить контрольно-надзорные органы актуальной информацией о состоянии ресурсов и соблюдении предписаний нормативных актов при их использовании.

В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О землеустройстве».
Инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Инвентаризация земель населенных пунктов может проводиться на территории Российской Федерации, на территориях субъектов РФ, на территориях муниципальных образований и других административно-территориальных образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.
Как правило, инвентаризация проводится при отсутствии или неполноте правоустанавливающих документов на земельные участки, несоответствии их фактическому местоположению и площади, изменению правообладателей земельных участков. Процедура инвентаризации обязательна при проведении реорганизации юридического лица для составления разделительного баланса или договора о присоединении (слиянии).
Утвержденные в установленном порядке материалы инвентаризации являются основой для подготовки действительных правоустанавливающих документов, согласования и закрепления границ земельных участков, проведения межевания и дальнейшего прохождения государственного кадастрового учета.
Порядок инвентаризация земель обеспечивается проведением комплекса мероприятий:
-подготовительных работ по сбору и анализу имеющихся правоустанавливающих документов;
-аэрофотосъемочных, топографо-геодезических, картографических работ;
-других необходимых изысканий и обследований;
-согласованием границ земельных участков;
-формированием отчетной землеустроительной документации.
По результатам инвентаризации формируется землеустроительное дело (отчет), содержащее необходимые землеустроительные документы и карту (план) территории, на которой отображены местоположение, размеры, границы земельных участков, границы ограниченных в использовании частей, а также прочно связанные с землей объекты недвижимости.
Материалы, полученные в процессе инвентаризации земель, предназначаются для:
-уточнения данных о количественном и качественном состоянии земель;
-использования при проведении территориального землеустройства и составления планов объектов землеустройства (планов поселений), базовых планов и карт;
-организации контроля за использованием и охраной земель.

Как проходит инвентаризация земельных участков

Инвентаризационные мероприятия по принадлежащим предприятию земельным наделам необходимо осуществлять для уточнения границ их территории, установления периметра соприкосновения со смежными участками. Государственные органы инициируют такие проверки для выявления площадей, которые используются не по прямому назначению или с низким уровнем эффективности.

Порядок инвентаризации земельных участков на предприятии

Инвентаризация земельных наделов используется государством в качестве основного инструмента контроля целевого характера эксплуатации земель, рациональности ведения деятельности на них и соблюдения пользователями обозначенных в документах территориальных границ. Эта процедура может быть начата для оформления правоустанавливающей документации на соответствующий участок, внесения изменений в уже имеющиеся документы или кадастровые данные.

К случаям обязательной инвентаризации земельных наделов предприятий относятся:

  1. Смена собственника территории.
  2. Документальное оформление прав на владение участком.
  3. Выявление расхождений между сведениями и границами надела по документам и в реальности.
  4. Реорганизация субъекта предпринимательской деятельности с составлением разделительного балансового отчета.
  5. Составление соглашения о слиянии или присоединении, которое затрагивает объекты недвижимости в виде земельных участков.

Инвентаризация позволяет оценить состояние почв, дать развернутую характеристику участка (по количественным и качественным показателям). Эта процедура дает возможность решить задачи по уточнению актуального списка владельцев земель, фактических их пользователей, выявлению пустующих и заброшенных наделов, территорий, которые используются с нарушением законодательных норм и целевого предназначения. Благодаря инвентаризационным мероприятиям повышается результативность природоохранных программ, нарабатывается база для составления картографических схем, планов объектов.

ВАЖНО! Инвентаризация может проводиться только в пределах государственных границ Российской Федерации.

Финансирование мероприятий, связанных с проверкой земель в населенных пунктах, осуществляется бюджетом. Источником средств для бюджетного финансирования являются поступления от земельного типа налога и арендных платежей за участки. Оплата всех этапов может быть произведена землепользователями, если они являются заказчиками инвентаризационных мероприятий.

В рамках инвентаризации проводятся такие виды работ:

  • ознакомление специалистов с имеющейся у землепользователей правоустанавливающей документацией;
  • реализации аэрофотосъемки;
  • работы по топографо-геодезическому направлению, картографические мероприятия;
  • обследование границ, их согласование и установление;
  • подготовка отчетных документов.

В рамках одного предприятия проверке подлежит не только принадлежащая ему на правах собственности недвижимость, но и арендованные активы, имущество, принятое на ответственное хранение. При внутренней инвентаризации компании в отношении земельных ресурсов могут ограничиться проверкой документации. В описях результаты отражаются в разрезе собственников участков. В случае аренды недвижимости один из экземпляров итогового документа направляется арендодателю.

НА ЗАМЕТКУ! Обязательств по самостоятельной сверке площади надела (фактической и задокументированной) во время плановой инвентаризации у субъектов предпринимательства нет.

Инвентаризация проводится комиссией, которая утверждается главой администрации. В ее состав включают председательствующее лицо в комитете по земресурсам, делегированных специалистов от служб природоохранного, архитектурного и санитарного направления деятельности. Обязательно в комиссионном органе должны присутствовать представители структур, контролирующих сферу лесного и сельского хозяйства.

ДЛЯ СПРАВКИ! Инвентаризация земель может носить характер первичной или текущей проверки. Первичная проверка требуется для оформления правоустанавливающих документов, текущая проводится для уточнения границ или подтверждения целевого характера использования надела.

При первичном типе юридические лица должны подготовить распоряжение на право владения земельным наделом, ситуационный план с актом приемки участка. Если территория находится в аренде, то от предприятия потребуется представить проверяющим договор аренды.

Этапы инвентаризации

Земельные наделы проверяются в три этапа:

  1. Подготовительная работа. Она предполагает сбор информации об обследуемом участке, его владельцах и лицах, фактически осуществляющих эксплуатацию. Изучается содержание правоустанавливающих документов. На данном этапе анализируется состояние кадастрового плана, начинается составление техпроекта инвентаризационных мероприятий.
  2. Комплекс полевых работ. В них задействуются специалисты по проведению геодезических измерений. Перед ними ставится задача по уточнению границ участка и его местоположения. На данном этапе осуществляются картографические мероприятия с учетом результатов аэрофотосъемки.
  3. Камерные операции, объединяющие набор действий по обработке собранного материала и оформлению на его базе землеустроительной документации (ей присущи свойства отчетных форм).

Оформление материалов инвентаризации, подведение итогов

При разработке проекта инвентаризационных действий необходимо учитывать:

  • площадь исследуемой территории;
  • предполагаемую область эксплуатации земли;
  • расположение объекта недвижимости по отношению к другим территориям;
  • существующие границы надела.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Готовый проект инвентаризации должен пройти процедуру согласования. Утверждение его возможно только при наличии согласия всех заинтересованных сторон, в том числе владельцев смежных участков.

Для реализации инвентаризационных мероприятий составляется техническое задание. Оно формируется на основании сведений, собранных на подготовительном этапе. В этом документе необходимо отразить основания и причины проведения инвентаризации, цели проверки. В тексте выделяется нормативная база, которой руководствуются участвующие в инвентаризационных действиях лица.

В техзадании обязательно прописывается лицо, которому предоставлены полномочия по контролю и координации действий членов комиссии. Если инвентаризация не относится к категории первичной проверки, то в задании должны быть указания на результаты предыдущих инвентаризационных отчетов. Документом идентифицируется объем предстоящих работ, их полный список, приводится система координат, обозначаются дополнительные параметры проверки, условия ее осуществления. В конце документа обязательно прописывается временной интервал, на протяжении которого проверка должны быть начата и закончена, сроки подготовки отчетной документации.

На камеральном этапе комиссионным органом проводится проверка полевой документации. На ее базе разрабатывается кадастровый план. Для его оформления подбирается уровень масштабирования, достаточный для соблюдения полного набора требований к точности и полноте отображения данных. Дальнейшими шагами будет составление чертежа инвентаризации и заполнение ведомости по кадастровым сведениям. Далее осуществляется оформление технической отчетной документации и заполнение базы данных.

Материалы проведенных инвентаризационных действия отображаются в таком наборе документов:

  • пояснительной записке;
  • каталоге координат;
  • экспликации по составу земельного участка.

Комиссия при составлении акта инвентаризации земельных участков приводит пофамильный список проверяющих специалистов, координаты обследованного объекта недвижимости и список изученных правоустанавливающих документов. В акте необходимо отразить реквизиты полного набора справок, бланков и договоров, имеющих отношение к установлению прав собственности и пользования участком. При наличии сведений о предыдущих проверках они также должны быть упомянуты.

В завершающем блоке акта члены комиссии могут зафиксировать свое особое мнение о результатах проверки.

Все систематизированные результаты произведенных манипуляций и итоги аналитической работы заносятся в единый отчет. В нем должна присутствовать карта обследованного участка или его плановая схема. В землеустроительную документацию включают информацию о размерах территории, граничащих с нею объектах, уточненных границах надела. Если по проверенному объекту недвижимости имеются ограничения в отношении направлений его эксплуатации, все они находят отражение в землеустроительных документах.