Использование транспортного средства

Калькулятор:

Согласно единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства в рамках ОСАГО утвержденной Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014.

Износ автомобиля по ОСАГО (деталей, узлов, агрегатов) рассчитывается по следующей формуле:

где:
Ики — износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (процентов);
e — основание натуральных логарифмов (e ≈ 2,72);
ΔT — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), его срока эксплуатации;
Tки- срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата);
ΔL — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего (детали, узла, агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;
Lки — пробег транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия.

Значения коэффициентов ∆T и ∆L для различных категорий и марок транспортных средств приведены в приложении 5 к настоящей Методике.

Контактный телефон (812) 400-5-400

РСТ РСФСР 778-91 Станции автозаправочные. Общие технические требования

РСТ РСФСР 778-91

Группа Д28

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СТАНДАРТ РСФСР

СТАНЦИИ АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ

Общие технические требования

Дата введения 1991-10-01

РАЗРАБОТАН Концерном «Роснефтепродукт»

ИСПОЛНИТЕЛИ Варфоломеева В.С.

ВНЕСЕН Концерном «Роснефтепродукт»

УТВЕРЖДЕН постановлением Госкомэкономики РСФСР от 27.03.91 г. № 11

ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт распространяется на станции автозаправочные (далее АЗС), предназначенные для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов транспортным средствам (кроме гусеничного транспорта), продажи масел, консистентных смазок и спецжидкостей в мелкой расфасовке, запасных частей, принадлежностей к транспортным средствам и оказания услуг владельцам индивидуальных автотранспортных средств.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Автозаправочные станции классифицируются:

1) по исполнению зданий и сооружений на:

стационарные;

передвижные;

контейнерные;

блочно-модульные.

2) по функциональным возможностям:

автозаправочные станции;

автозаправочные станции с комплексом автосервиса.

3) по пропускной способности в зависимости от обслуживания потока автомашин АЗС: 35, 57, 100, 135 авт/ч.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. АЗС следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, с учетом технических условий и заданий, по типовым или индивидуальным проектам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. Основные технические характеристики АЗС должны соответствовать показателям, указанным в таблице.

2.3. Требования к конструкции контейнерных и блочно-модульных АЗС должны соответствовать ГОСТ 22853.

2.4. Топливораздаточные колонки должны соответствовать ГОСТ 9018 , а импортные — пройти государственные приемочные испытания по ГОСТ 8.001.

2.5. Средний срок службы автозаправочных станций (без оборудования) должен быть, не менее:

20 лет — для стационарных;

12 лет — для контейнерных;

7 лет — для передвижных.

Таблица

Наименование показателей

Ед. величины показателей

Значение показателей

1. Максимальная пропускная способность, не менее

авт/ч

2. Количество:

ТРК

шт

МРК

шт

3. Количество резервуаров

шт

Вместимость резервуаров

25 куб.м.

5-10 куб.м.

4. Установленная мощность, не более

кВт

для передвижных АЗС

контейнерных

остальных

2.6. АЗС должны быть изготовлены в климатическом исполнении У категории 1 по ГОСТ 15150 , но эксплуатироваться в интервале температур от минус 40°С до плюс 40°С.

2.7. Конструкция и теплоизоляция помещений операторов должны обеспечить внутреннюю температуру согласно санитарным нормам.

2.8. Требования к рабочим местам обслуживающего персонала на АЗС должны соответствовать требованиям системы «Человек-машина».

2.9. АЗС должны быть оборудованы средствами наглядной информации:

— о марках выдаваемого топлива;

— о расположении АЗС и о пути подъезда к ней;

— о видах услуг;

— дорожными знаками для водителей автотранспорта;

— о размещении ближайших АЗС;

— о мерах пожарной безопасности.

2.10. АЗС должны быть оборудованы художественно-оформленными витринами, рекламами.

2.11. Окна зданий должны быть оборудованы защитными решетками.

2.12. Здания операторных должны оснащаться охранной звуковой сигнализацией.

2.13. Территория АЗС в темное время должна быть освещена в соответствии с существующими нормами.

2.14. Нестационарные АЗС должны транспортироваться автомобильным, водным и железнодорожным транспортом.

2.15. Условия транспортирования и хранения в части воздействия климатических факторов — по группе 8 ГОСТ 15150 .

2.16. Здания, сооружения и оборудование АЗС должны быть защищены от действия прямых ударов и вторичных проявлений молний согласно требованиям РД 34.21.122 .

2.17. На АЗС должно быть предусмотрено защитное заземление — все металлические нетоковедущие части электрооборудования должны быть заземлены.

2.18. Для защиты от статического электричества все резервуары, автоцистерны, трубопроводы, подвижные средства перекачки, рукава и наконечники во время слива и налива должны быть заземлены.

2.19. Все электрооборудование АЗС и электропроводка, располагаемые во взрывоопасной зоне, должны быть выполнены во взрывобезопасном исполнении в соответствии с действующими нормами и правилами.

2.20. Монтаж электрооборудования и электропроводок должен производиться в соответствии с Правилами устройства электроустановок ( ПУЭ ).

2.21. Категория производства, класс (зона) взрывоопасности по ПУЭ :

контейнера управления — нормальная;

контейнера хранения топлива — А, В — 1 г.

2.22. Общие требования монтажной технологичности АЗС — по ГОСТ 24444 .

2.23. Наружные детали АЗС должны быть изготовлены из материалов, стойких к воздействию окружающей среды в условиях эксплуатации, или защищены соответствующими покрытиями.

2.24. Лакокрасочные покрытия должны соответствовать группам эксплуатации:

У1 — наружных поверхностей;

У2 — остальных поверхностей — по ГОСТ 9.104.

2.25. Металлические и неметаллические неорганические покрытия деталей АЗС — по ГОСТ 9.303 и ГОСТ 9.306.

2.26. АЗС должна быть оборудована телефонной и диспетчерской связью.

2.27. Здания со стороны размещения пультов управления должны иметь достаточную площадь остекления для обеспечения достаточного обзора оператором топливо-маслораздаточных колонок.

2.28. АЗС должна быть оснащена средствами измерений согласно «Табелю оснащенности СИ АЗС», разработанному в установленном порядке.

2.29. АЗС должна быть обеспечена дополнительным оборудованием для торговли маслами, смазками, запчастями.

2.30. АЗС должна быть оборудована производственно-ливневой канализацией и очистными сооружениями.

2.31. Выброс вредных веществ должен соответствовать «Методике нормирования выбросов вредных веществ в атмосферу на предприятиях Госкомнефтепродукта РСФСР», г. Астрахань, 1988 г.

Текст документа сверен по:

официальная рассылка

Транспорт для перевозки детей: специальные требования, учет расходов на приобретение и ввод в эксплуатацию

Ларцева Л., эксперт журнала

Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение» № 8/2018

Перевозки детских спортивных команд, а также прочих несовершеннолетних спортсменов для участия в различных соревнованиях должны осуществляться организованно. К таким перевозкам предъявляются довольно жесткие требования (в частности, к используемому транспорту). На что нужно обратить внимание при приобретении транспортных средств для организованных перевозок детей? Каков порядок принятия к учету такого автотранспорта? Включаются ли расходы на регистрацию, техосмотр и обязательное страхование в первоначальную стоимость транспортного средства?

Под организованной перевозкой группы детей понимается перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 человек и более, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий при организованных перевозках групп детей автобусами в Российской Федерации введены специальные требования к таким перевозкам. Эти требования установлены Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 177 (далее – Правила № 177), и Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 090 (далее – ПДД). Согласно указанным правилам к автобусам, осуществляющим перевозку детей, предъявляются следующие требования:

1. Используются автобусы, с года выпуска которых прошло не более 10 лет (п. 3 Правил № 177). Эти требования вступили в силу с 1 июля 2018 года для автобусов с разрешенной максимальной массой, не превышающей 5 тонн на маршрутах, пункты отправления и (или) назначения организованной перевозки группы детей которых расположены в Ленинградской и Московской областях, а также Москве и Санкт-Петербурге. На автобусы с разрешенной максимальной массой свыше 5 тонн аналогичное правило в перечисленных регионах распространится с 1 октября 2018 года. В части перевозок детей по иным маршрутам ограничения начнут действовать позже – с 1 апреля и 1 октября 2019 года.

2. Автобус по назначению и конструкции должен соответствовать техническим требованиям к перевозкам пассажиров, а также должен быть допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

3. Автобус должен быть оснащен также проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета, который устанавливается на его крыше или над ней и должен быть включен при движении автобуса с детьми (п. 3 Правил № 177, п. 3.4 ПДД). Указанное требование введено с 1 июля 2018 года и распространяется на автобусы в порядке, аналогичном требованию к возрасту автобусов (см. выше п. 1).

4. Автобус должен иметь опознавательные знаки «Перевозка детей» (п. 22.6 ПДД) в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы – 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 («Дети»). Сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади – 400 мм.

5. Скорость движения автобуса, осуществляющего организованную перевозку детей, не должна превышать 60 км/ч (п. 10.3 ПДД). В связи с этим на задней части кузова слева у автобуса должен быть установлен опознавательный знак «Ограничение скорости» в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 («Ограничение максимальной скорости») с указанием разрешенной скорости «60 км/ч» (диаметр знака – не менее 160 мм, ширина каймы – 1/10 диаметра).

В связи с ужесточением требований с 1 июля 2018 года учреждения, осуществляющие организованную перевозку детей, обязаны провести проверку имеющихся автобусов на соответствие указанным требованиям и при необходимости произвести закупку новых транспортных средств.

Помимо вышеперечисленных требований к автобусам, при организованной перевозке детей также Правилами № 177 установлены специальные требования к водителям, сопровождающим лицам, документальному оформлению перевозки, уведомлению о предстоящей перевозке, направляемому в подразделения ГИБДД.

Нарушение требований к перевозке детей грозит штрафами, преду­смотренными п. 3 – 6 ст. 12.23 КоАП РФ. Согласно данной статье минимальный штраф составляет для водителя 3 00 руб., должностных лиц – 25 00 руб., юридических лиц – 100 00 руб.

Особенности закупки автобусов для перевозки детей.

В случае закупки новых автобусов казенные и бюджетные учреждения (при закупке за счет субсидий, предоставляемых из бюджета) обязаны руководствоваться Законом № 4-ФЗ, автономные учреждения – Законом № 23-ФЗ.

Как правило, закупки автобусов осуществляются на конкурентной основе путем проведения торгов. Поскольку стоимость новых автобусов, используемых для перевозки детей, довольно высока (примерная минимальная стоимость составляет 1 00 00 руб.), их закупка у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ (распространяется на закупки на сумму до 100 00 до 400 00 руб.) невозможна.

По Закону № 23-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика фиксируется в положении о закупках. Таким образом, в данном случае возможность закупки автобусов у единственного поставщика зависит от включения таких закупок в упомянутый перечень.

При закупке автобусов важно учитывать Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 56, устанавливающее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой запрет введен в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей. Согласно указанному постановлению под запрет подпадают в том числе автобусы и прочие автотранспортные пассажирские средства с числом мест для сидения не менее 10.

Таким образом, при закупке названных транспортных средств учреждениям следует ориентироваться на российских товаропроизводителей.

Принятие автобусов к учету и расходы, возникающие при вводе в эксплуатацию.

Автобусы, приобретаемые для организованной перевозки детей, используются учреждениями не один год, поэтому согласно положениям СГС «Основные средства» и Инструкции № 157н такие транспортные средства следует учитывать как объекты ОС в составе группы «Транспортные средства».

Для установления конкретного срока полезного использования автобусов применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № . Согласно данной классификации в зависимости от технических характеристик и функционального назначения автобусов (коды 310.29.10.30.111, 310.29.10.30.112, 310.29.10.30.119 ОКОФ) они могут быть отнесены к третьей, четвертой и пятой амортизационным группам, максимальные сроки по которым составляют 5, 7 и 10 лет соответственно.

Для учета транспортных средств предназначен счет 101 5 «Транспортные средства».

Принимая во внимание высокую стоимость автобусов, а также их особую значимость в деятельности учреждений, последние зачастую включают данные объекты в перечень особо ценного движимого имущества (счет 0 01 5 00 «Транспортные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»). Если автобус не упомянут в указанном перечне, для его учета применяется другой аналитический счет – 0 01 5 00 «Транспортные средства – иное движимое имущество учреждения».

В соответствии с п. 14, 15 СГС «Основные средства» объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом сумм НДС, предъявленных поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (кроме приобретения объекта основных средств в рамках деятельности субъекта учета, облагаемой НДС), если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. В частности, в первоначальную стоимость включается цена приобретения, а также любые фактические затраты на приобретение объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации.

Формирование первоначальной стоимости транспортного средства осуществляется на счетах:

  • 0 06 1 00 «Вложения в основные средства – особо ценное движимое имущество»;

  • 0 06 1 00 «Вложения в основные средства – иное движимое имущество».

Далее рассмотрим, какие расходы могут быть включены в первоначальную стоимость автобуса.

Уплата госпошлины при регистрации. Транспортные средства, в том числе автобусы, допускаются к эксплуатации только при наличии соответствующих регистрационных знаков, которые выдаются при государственной регистрации в ГИБДД.

Регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии:

  • с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденными Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 001 (далее – Правила № 001);

  • с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД РФ от 07.08.2013 № 05.

Согласно п. 4 Правил № 001 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

К сведению:

Регистрация транспортных средств представляет собой комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска ТС к участию в дорожном движении на территории РФ и за ее пределами. На зарегистрированный автомобиль выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства, регистрационные знаки, а также паспорт транспортного средства, в котором проставляются необходимые отметки (п. 40 Правил № 001).

Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения данных лиц либо по месту нахождения их обособленных подразделений. Регистрация ТС, поставленных по государственному или муниципальному контракту, производится за конечным получателем транспортных средств, который будет осуществлять их непосредственную эксплуатацию, без проведения регистрационных действий за заказчиком или промежуточным получателем ТС (п. 24.3 Правил № 001).

За государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий взимается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных п. 36 – 39 ст. 333.33 НК РФ. Стоит отметить, что с 3 августа 2018 года порядок уплаты такой пошлины несколько изменился. Приведем в таблице виды и размеры госпошлин, уплачиваемых при регистрации транспортных средств.

Действовавшие госпошлины

Госпошлины, взимаемые с 03.08.2018

Наименование

Размер, руб.

Наименование

Размер, руб.

За выдачу государственных регистрационных знаков на автомобили

2 00

За выдачу государственных регистрационных знаков на автомобили

2 00

За выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины

1 00

За выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины

1 00

За выдачу паспорта транспортного средства

За выдачу паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники

За выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства

За выдачу свидетельства о регистрации машины

За выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства:

изготавливаемого из расходных материалов на бумажной основе

изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе нового поколения

1 00

За временную регистрацию ранее зарегистрированных транспортных средств по месту их пребывания

За временную регистрацию ранее зарегистрированных транспортных средств по месту их пребывания

За внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства

За внесение изменений в выданные ранее паспорт транспортного средства, паспорт самоходной машины и других видов техники

Государственная пошлина уплачивается до подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в случае направления заявления посредством Единого портала – до подачи соответствующих документов.

Для справки:

Действующими правилами регистрации транспортных средств предусмотрена возможность сохранения ранее выданных регистрационных знаков при покупке нового автотранспорта. Если при приобретении автобуса (например, при покупке подержанного транспорта) сохраняются ранее выданные регистрационные знаки, госпошлину за выдачу таких знаков все равно придется уплатить (письма Минфина РФ от 31.03.2011 № 3-05-06-03/21, от 10.12.2010 № 3-05-06-03/133, от 09.12.2010 № 3-05-06-03/131).

В соответствии с Указаниями № 65н расходы на уплату госпошлины отражаются по коду вида расходов (КВР) 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и статье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ.

Пунктом 15 СГС «Основные средства» предусмотрено включение в первоначальную стоимость сумм госпошлин, уплачиваемых в связи с приобретением основного средства и доведением его до состояния, пригодного к эксплуатации. Уплата госпошлин за регистрацию транспортного средства обязательна и осуществляется в целях допуска транспорта к эксплуатации. В связи с этим сумму такой госпошлины можно включать в первоначальную стоимость приобретаемого транспортного средства. Аналогичный вывод делал Минфин при рассмотрении вопроса об учете суммы госпошлины за регистрационные действия в целях налогообложения (Письмо от 01.06.2007 № 3-03-06/2/101). В случае принятия решения о включении указанной суммы в первоначальную стоимость автотранспорта целесообразно закрепить его в учетной политике.

Оплата техосмотра.

Технический осмотр проводится в целях оценки соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности.

Порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств устанавливаются в соответствии:

  • с Федеральным законом от 01.07.2011 № 70-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 70-ФЗ);

  • с Правилами проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 008 (далее – Правила № 008).

Автобусы подлежат техосмотру каждые шесть месяцев со дня проведения первого технического осмотра, пройденного до заключения договора ОСАГО в году, следующем за годом выпуска транспортных средств (пп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 15 Федерального закона № 70-ФЗ).

Техосмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке, за плату, установленную в договоре, заключаемом с владельцем транспортного средства или его представителем. Оплата услуг по техосмотру, предусмотренных договором, осуществляется до начала проведения технического диагностирования (п. 5, 6, 11 Правил № 008).

В ходе техосмотра эксперты осуществляют техническое диагностирование транспортного средства. По завершении данной процедуры оператор техосмотра оформляет и выдает заявителю диагностическую карту, в которой содержится заключение о возможности или невозможности эксплуатации ТС.

Согласно Указаниям № 65н плата за техосмотр транспортного средства отражается по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

С учетом вышеизложенного нужно отметить, что техосмотр проводится с целью подтверждения возможности эксплуатации транспортного средства.

Поскольку первый техосмотр автобуса проводится в году, следующем за годом его выпуска, при приобретении нового автобуса у учреждения не возникает расходов на оплату техосмотра. Значит, в этом случае расходы на оплату периодических техосмотров, проведенных уже после ввода автобуса в эксплуатацию, в бухгалтерском учете требуется относить к текущим расходам учреждения.

Необходимость проведения техосмотра в целях ввода автобуса в эксплуатацию может возникнуть при приобретении подержанного транспорта.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 96-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. По нашему мнению, в данном случае речь идет о документе, подтверждающем возможность эксплуатации транспортного средства, – диагностической карте (ранее это был талон техосмотра).

Таким образом, плата за проведение технического осмотра, уплачиваемая в связи с приобретением транспортного средства и вводом его в эксплуатацию, может быть включена в его первоначальную стоимость. Аналогичное мнение изложено в письмах Минфина РФ от 29.09.2009 № 3-05-05-04/61, от 05.07.2006 № 3-06-01-04/138.

Расходы на ОСАГО.

Эксплуатация транспортных средств невозможна без обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Правовые, экономические и организационные основы такого страхования определены:

  • Федеральным законом от 25.04.2002 № 0-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон № 0-ФЗ);

  • Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными ЦБ РФ 19.09.2014 № 31-П (далее – Правила № 31-П).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 0-ФЗ владельцы ТС обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т. п.) владелец ТС обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им.

В рамках такого страхования между страховой организацией и владельцем транспортного средства заключается договор. Договор может быть заключен как путем оформления и выдачи страхователю страхового полиса обязательного страхования на бумажном носителе, так и путем составления и направления ему страхового полиса в электронном виде (п. 1.1 Правил № 31-П).

При заключении договора ОСАГО страхователь единовременно уплачивает (наличными деньгами или в безналичном порядке) страховую премию (п. 2.2 Правил № 31-П).

Согласно Указаниям № 65н плата за услуги страхования гражданской ответственности (то есть страховая премия по договору ОСАГО) отражается по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Для справки:

С 2019 года расходы на оплату страховой премии по договору ОСАГО будут отражаться по новой подстатье 227 «Страхование» КОСГУ (Приказ Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»). Данное новшество необходимо учитывать при планировании указанных расходов на следующий год.

В соответствии с п. 302 Инструкции № 157н расходы, связанные со страхованием гражданской ответственности, следует отражать на счете 401 0 «Расходы будущих периодов». Согласно положениям данного пункта такие расходы рассматриваются как затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. Эти расходы подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Суммы страховой премии не учитываются при формировании первоначальной стоимости транспортного средства, поскольку такие расходы связаны не с приобретением автотранспорта, а со страхованием гражданской ответственности (Письмо УФНС по г. Москве от 02.03.2006 № 0-12/16322).

* * *

С 1 июля 2018 года ужесточены требования к автобусам, используемым при организованной перевозке детей. В частности, возраст таких транспортных средств должен быть не более 10 лет.

При закупке новых автобусов учреждения должны ориентироваться на отечественных товаропроизводителей.

В бухгалтерском учете приобретенные автобусы отражаются на счетах 0 01 5 00, 0 01 5 00 по первоначальной стоимости. Помимо цены приобретения, в первоначальную стоимость автобуса могут быть включены расходы на уплату госпошлины за регистрацию транспортного средства и расходы на техосмотр.

Расходы на ОСАГО в первоначальную стоимость транспорта не включаются несмотря на то, что они возникают еще до его регистрации.

Автомобиль в компании: принимаем к учету

Покупка авто в организации

Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи. Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи. Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.

На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.

Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.

Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Оформление автомобиля

Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).

Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль. Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

В случае, если автомобиль взили в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам.

Входной НДС, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Если организация примет к вычету НДС до регистрации авто в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами целесообразно принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.

Начисление амортизации

Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.

Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).

Срок полезного использования для грузовиков

Автомобиль Срок полезного использования (код ОКОФ)
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны Свыше 3 до 5 лет включительно (код 15 3410191)
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно (код 15 3410020)
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410195 — 15 3410197)
Автомобили-тягачи седельные Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410210 — 15 3410216)

Совет: Выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку

Что делать, если вы приобрели б/у авто и в учете продавца он полностью самортизирован?

Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Пример
Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

  • Дебет 01, Кредит 08 — 500 650 руб. — автомобиль принят к эксплуатации;
  • Дебет 20, 26, 44, Кредит 02 — 8344,16 руб. — начислена месячная сумма амортизации.

Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации. В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля. Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.

При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.

Как оформить ОСАГО бухгалтеру

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Транспортный налог на авто в компании

По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

Если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем.

По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).