Содержание
- Избирательная система в РФ (типы, виды)
- Понятие избирательной системы
- Виды избирательных систем
- Избирательная система РФ
- Виды избирательных систем в России
- Мажоритарная избирательная система в России
- Пропорциональная и смешанная избирательные системы в России
- Виды избирательных систем в РФ
- Понятие и виды избирательных систем в России.
Избирательная система в РФ (типы, виды)
В российской юридической и научной литературе используются два разных понятия избирательной системы. Для их различия применяются два термина: «избирательная система в широком смысле» и «избирательная система в узком смысле».
Понятие избирательной системы
Избирательная система в широком смысле– совокупность правовых норм, образующих избирательное право. Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве.
Избирательная система в узком смысле –совокупность правовых норм, определяющих итоги голосования. Исходя из этих правовых норм определяются: вид выборов, тип избирательных округов, форма и содержание бюллетеня, правила подсчета голосов и т.д.
В зависимости от того, какой вид избирательной системы (в узком смысле) будет использован на конкретных выборах, результаты при одних и тех же итогах голосования могут быть разными.
Виды избирательных систем
Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и порядком распределения мандатов по итогам голосования. По сути, в мире существует столько типов избирательных систем, сколько существует стран, формирующих органы власти с помощью выборов. Но за многовековую историю выборов были созданы базовые типы избирательных систем, на основе которых происходят выборы во всем мире..
Три основных вида избирательных систем:
- Мажоритарная (фр. majorité – большинство) избирательная система. Согласно мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.
Существуют три разновидности мажоритарной системы:
- абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос;
- относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов;
- квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.
- Пропорциональная избирательная система.
Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.
- Смешанная избирательная система.
Избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе. То есть две избирательные системы используются параллельно.
- Гибридная избирательная система.
Это синтез мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).
Избирательная система РФ
Избирательная система в России включает в себя несколько основных видов избирательных систем.
Избирательная система РФ описывается следующими Федеральными законами:
- № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
- № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
- № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
- № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
До принятия соответствующего закона в 2002 году на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, а в некоторых субъектах РФ – не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.
При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.
При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.
С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%
Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.
Виды избирательных систем в России
Определение 1
Избирательная система – это установленный порядок, который занимается определением результатов выборного процесса, то есть выборов.
Избирательная система – это своего рода способ или вариант подсчета голосов с последующим распределением числа мандатов. Стоит отметить, что в строгой зависимости от процесса распределения установленных депутатских мандатов определяется результат всего выборного процесса, то есть выборов. Именно такими методами определяются и характеризуются пропорциональная и мажоритарная избирательная система.
Мажоритарная избирательная система в России
В основе самой распространенной мажоритарной избирательной системы установлен принцип большинства. Иными словами, это говорит о том, что избранными считаются те кандидаты, которые набрали наибольшее количество голосов в ходе выборного процесса. Выборы могут проводиться на определенной территориальной зоне, которая определяет избирательный круг. Соответственно, этими избирательными зонами устанавливаются избиратели и их количество. Например, во время выборов президента страны избирательный круг будет определен всем государством.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Если говорить о мажоритарной избирательной системе, то в результате полученного минимального количества голосов могут быть определены три разновидности данной избирательной системы, которая существует на территории Российской Федерации:
- Избирательная система абсолютного большинства.
- Избирательная система квалифицированного большинства.
- Избирательная система относительного большинства.
Пропорциональная и смешанная избирательные системы в России
Современная пропорциональная избирательная система отличается имеющимся принципом пропорционального политического объединения, которое отражается среди всех участников выборного процесса, то есть выборов. В виду этого избиратель может голосовать не за конкретного кандидата, а именно за имеющуюся политическую партию, или политическое объединение. Любое политическое объединение должно предоставить список, где будут перечислены все представленные кандидаты в той очереди, которая соответствует занимаемым местам в представительном политическом органе.
Кроме этих двух избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, существует третья разновидность – это смешанная избирательная система. Смешанная избирательная система представляет собой следующий принцип: некоторая часть депутатов от представительного органа должна быть избрана по мажоритарной избирательной системе, а вот вторая часть должна быть избрана по правовому принципу пропорциональной избирательной системе. Стоит отметить, что при применении смешанной избирательной системе голоса избирателей никаким образом не могут быть смешаны. Каждые голоса будут рассматриваться избирательной комиссией в отдельности.
Современная избирательная система может быть рассмотрена в широком смысле своего определения. Избирательная система – это установленная совокупность определенных общественных отношений, которые связаны между собой процессами проведения выборов. Что касается узкого определения избирательной системы, то стоит говорить о определенном способе подведения итогов в соответствии с полученными голосами и процессом подсчета соответствующих голосов.
Как уже было сказано ранее, современная избирательная система, которая активно применяется на территории Российской Федерации, разделена на три разновидности:
- Во-первых, это мажоритарная избирательная система.
- Во-вторых, это пропорциональная избирательная система.
- В-третьих, это смешанная избирательная система, которая характеризуется непередаваемостью голосов.
Виды избирательных систем в РФ
В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.
Мажоритарная система — это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.
Мажоритарная система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность — система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в России. Часто она используется при местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.
Мажоритарная система абсолютного большинства — система, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов (50 % + 1 голос). В качестве базы для подсчета выступает, как правило, общее число поданных голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными.
Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.
Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
Полупропорциональные системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее число голосов.
Избирательный процесс выступает самостоятельной юридической формой определенного комплекса государственно-правовых отношений, замыкающихся на обслуживании подготовки и проведения выборов, и является автономным элементом в структуре избирательного и в целом государственного права Российской Федерации. Избирательный процесс следует характеризовать как урегулированную процессуальными нормами деятельность участников избирательного процесса (субъектов избирательного права), состоящую из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера.
Избирательный процесс является технологической инфраструктурой и формой реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и процедур.
В избирательном законодательстве Российской Федерации в соответствии с конституционной моделью организации системы органов публичной власти представлены федеральный, региональный и муниципальный уровни выборов. Сообразно этому можно говорить о федеральном, региональном и муниципальном избирательных процессах. Общие принципы организации избирательного процесса в Российской Федерации очерчены соответствующими положениями Конституции, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами. Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.
Среди стадий избирательного процесса в РФ различают следующие:
— назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов);
— образование избирательных округов, в том числе единого избирательного округа, избирательных участков, составление списков избирателей на основе сведений о государственной регистрации (учете) избирателей;
— выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
— информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации; голосование и определение итогов голосования, установление результатов выборов, их официальное опубликование.
Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов представительных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.
Выборы органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации.
При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.
Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка.
Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей.
Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно — территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно — территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно — территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через пять дней после ее утверждения. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на выборах.
Статья 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет право выдвижения кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением. Статья 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. Федеральными законами, законами субъектов РФ может быть предусмотрено, что для регистрации кандидатов в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.
Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него). Кандидатам и избирательным объединениям и блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законами, как правило — с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.
Понятие и виды избирательных систем в России.
В науке конституционного права термин «избирательная система» употребляется в двух значениях – широком и узком.
Избирательная система (в широком смысле) – это система общественных отношений, возникающих в ходе выборов в органы власти и должностных лиц.
Избирательная система (в узком смысле) – это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов победил на выборах, чей список кандидатов допущен к распределению депутатских мандатов, т.е. порядок определения результатов голосования.
Можно выделить три основных вида избирательных систем:
1) мажоритарная;
2) пропорциональная;
3) смешанная.
В Конституции РФ даётся конституционно-нормативное представление лишь об основах формирования федеральных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, и не содержится каких-либо положений об основах избирательной системы при выборах в органы государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, федеральный законодатель и органы государственной власти субъектов РФ, основываясь на конституционных положениях, имеют возможность самостоятельно определять избирательную систему для формирования представительных органов власти всех уровней.
Мажоритарная избирательная система (от франц. majorite – «большинство») – система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов. Существуют три основные разновидности мажоритарной избирательной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.
Мажоритарная избирательная система относительного большинства. При такой системе избранным считается тот кандидат, который набрал большее количество голосов, чем любой из его соперников. По мажоритарной системе относительного большинства проводились выборы членов Совета Федерации первого созыва 12 декабря 1993 г., а также половина депутатов ГД РФ предыдущих четырёх созывов. В настоящее время она применяется на выборах определённой части депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти большинства субъектов РФ, глав муниципальных образований, депутатов представительных органов ряда муниципальных образований.
Мажоритарная система абсолютного большинства. Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов – 50% голосов + 1 голос. Если этого не происходит, проводится второй тур, где участвуют два кандидата, получившие относительное большинство голосов. Мажоритарная система абсолютного большинства в России используется на выборах Президента РФ. Она может применяться на выборах глав муниципальных образований. Данная система ранее использовалась и на выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Мажоритарная система квалифицированного большинства – это система, при которой избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство голосов устанавливается законом и превышает большинство абсолютное (2/3, 3/4 голосов). В России эта система не применяется.
Пропорциональная избирательная система – это система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти.
Важной особенностью пропорциональной избирательной системы является часто закрепляемое в законодательстве правило, которое называется заградительным пунктом (барьером). Он устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Согласно этому правилу, к распределению мест в парламенте допускаются те политические партии, которые набрали определённый процент голосов в масштабах всей страны. В разных странах количество этих голосов различное. Например, в Израиле это всего 1% голосов, в Дании – 2, в Аргентине – 3, в Швеции – 4, в ФРГ – 5%-ный заградительный пункт. В некоторых странах он бывает и выше (в Японии – 17%, в Лихтенштейне и Португалии – 18%).
На выборах в ГД РФ к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах в ГД в 2007 г. и 2011 г., чтобы списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов, требовалось получить 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. С 1 января 2013 г. этот барьер снижается до 5%.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 17 ноября 1998 г. № 26-П, так называемый процентный барьер означает некоторое ограничение пропорциональности представительства. Однако такое ограничение позволяет избежать раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп и обеспечить нормальное функционирование парламента, стабильность законодательной власти и конституционного строя в целом.
При смешанной избирательной системе допускается одновременное использование элементов различных избирательных систем. Это связано со стремлением уменьшить негативные последствия применения мажоритарной либо пропорциональной систем. Смешанная избирательная система – это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть – на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.
Смешанная избирательная система использовалась на выборах депутатов ГД РФ первых четырёх созывов. Половина (225) депутатов ГД избиралась по мажоритарной системе в 225 одномандатных избирательных округах. Избрание происходило на основе относительного большинства. При этом выборы признавались состоявшимися при условии явки более 25% избирателей округа. Вторая половина депутатов ГД РФ избиралась по пропорциональной системе на основе партийного представительства в едином общефедеральном 225 мандатном избирательном округе. Выборы считались состоявшимися при условии 25% явки избирателей, а также если по итогам голосования победившие партии получали в совокупности не менее 50% голосов проголосовавших избирателей. Заградительный барьер тогда равнялся 5%.
Данная система применяется сегодня на уровне субъектов РФ. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ», не менее 50% депутатов законодательного органа субъекта РФ должны избираться по единому избирательному округу.
Пропорциональную систему, согласно федеральному законодательству, возможно использовать и на выборах в представительный орган муниципального образования. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинуты политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов (ст. 23).
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 г. предложен ряд мер, направленных на демократизацию политической системы, включая и избирательную систему.
Президент РФ предложил:
— отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в ГД и в региональные законодательные органы;
— сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента РФ, до 300 тыс., а для кандидатов от непарламентских партий – до 100 тыс.;
— изменить систему выборов в ГД, считая целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам.
2 мая 2012 г. был принят ФЗ № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов ГД Федерального Собрания РФ, в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления». На выборах Президента РФ сбор подписей избирателей в поддержку кандидата сохранен за кандидатом, выдвинутом в порядке самовыдвижения (он обязан собрать не менее 300 тыс. подписей избирателей) и политическими партиями (за исключением тех, что освобождены от сбора подписей), которые обязаны собрать не менее 100 тыс. подписей избирателей.