Избыточное налоговое бремя

Избыточное налоговое бремя возникает вследствие того,

  • •Раздел 1 основы общей экономической теории
  • •Экономическая теория как наука
  • •1.1. Роль экономики в жизни общества
  • •1.2. Возникновение и этапы развития экономической теории
  • •1.3. Предмет, структура и функции экономической теории
  • •1.4. Методы экономической теории
  • •2.2. Классификация экономических систем: типы и модели
  • •3.1. Понятие собственности и ее место в системе производ­ственных отношений
  • •3.3. Субъекты и объекты собственности. Типы и формы собственности
  • •Тема 3 50
  • •4.1. Понятие производства и его факторы 75
  • •6.1. Понятие рынка и условия его возникновения 118
  • •7.1. Спрос и закон спроса 136
  • •Тема 14 290
  • •14.1. Менеджмент в системе микрорегулирования 290
  • •Раздел 3 311
  • •Тема 15 311
  • •Тема 16 323
  • •Тема 22 439
  • •Тема 23 458
  • •4.1. Понятие производства и его факторы
  • •I подход
  • •4.4. Эффективность производства: понятие, виды, показатели
  • •5.1. Натуральное хозяйство и товарное производство: черты, условия возникновения и развития
  • •5.4.Теории стоимости
  • •Тема 6
  • •6.1. Понятие рынка и условия его возникновения
  • •Раздел 2
  • •Тема 7
  • •7.2. Неценовые факторы изменения спроса
  • •7.3. Эластичность спроса.
  • •7.4. Предложение и закон предложения.
  • •2 3456789 10 Рис. 7.9.Сдвиг кривой предложения
  • •7.5. Эластичность предложения в различные временные периоды
  • •7.6. Рыночное равновесие. Цена равновесия
  • •Тема 8 теория потребления. Предпочтения и равновесие потребителя
  • •8.1. Понятие полезности.
  • •Общая и предельная полезность
  • •(Бутерброды) (бутерброды)
  • •8.2. Предпочтения потребителя и их оценка.
  • •Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать:
  • •Чтобы оказаться в положении равновесия ( т.Е. Макси­мизировать полезность), потребитель должен:
  • •Предельная полезность товара растет, если:
  • •Тема 9 теория производства фирмы. Равновесие производителя
  • •9.1. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект.
  • •Типы предприятий и формы предпринимательской деятельности
  • •9.2. Понятие капитала. Кругооборот капитала и его стадии
  • •9.3. Оборот капитала. Основной и оборотный капитал.
  • •Тема 10
  • •Тема 11
  • •11.1. Понятие дохода.
  • •0123456 Q Рис. 11.2. Кривая общего дохода фирмы в условиях несовершенной конкуренции
  • •Тема 12
  • •12.2. Максимизация прибыли конкурентной формы
  • •12.3. Издержки и доход монополиста
  • •(В долгосрочном периоде)
  • •Тема 13
  • •13.1. Рынок труда и его особенности
  • •13.2. Спрос и предложение рабочей силы при совершенной и несовершенной конкуренции
  • •13.3. Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
  • •13.5. Рынок природных ресурсов.
  • •Тема 14 механизм микроэкономического регулирования
  • •14.1. Менеджмент в системе микрорегулирования
  • •14.2. Маркетинг в системе управления фирмой
  • •14.3. Роль государства в регулировании экономической деятельности субъектов хозяйствования
  • •Менеджмент — это:
  • •»Отцом» научного менеджмента принято считать:
  • •Налоговое бремя лежит только на покупателе, если:
  • •Менеджмент возможен лишь в условиях:
  • •Избыточное налоговое бремя возникает вследствие того,
  • •Если на товар абсолютно эластичного спроса установлен потоварный налог, то в таком случае:
  • •Раздел 3
  • •Тема 15 национальная экономика: цели и структура
  • •15.1. Понятие и основные цели национальной экономики
  • •II подразделение — производство предметов потреблемйя.
  • •15.2. Структура национальной экономики
  • •15.3. Основные пропорции общественного воспроизводства
  • •Тема 16
  • •16.1.Система национальных счетов и понятие национального продукта
  • •Тема 17
  • •17.1. Понятие совокупного спроса и его график
  • •17.2. Неценовые факторы (детерминанты) совокупного спроса
  • •17.4. Неценовые факторы (детерминанты) совокупного предложения
  • •17.5. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
  • •Тема 18
  • •18.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
  • •18.2. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
  • •Тема 19
  • •19.1. Циклические колебания экономики.
  • •19.2. Инфляция: сущность, виды, измерение, социально-экономические последствия
  • •19.4. Кривая Филлипса
  • •Тема 20
  • •20.2. Инструменты государственного воздействия на экономику
  • •20.4. Теоретические взгляды на государственное регулирование: классический, кейнсианский и либеральный подходы
  • •Тема 21
  • •21.1. Финансовая система: понятие, структура и функции
  • •21.5. Бюджетный дефицит и его виды (структурный и циклический)
  • •21.6. Государственный долг: понятие, причины, виды и последствия
  • •Тема 22
  • •22.2. Спрос на деньги и его мотивы: трансакционный, спекулятивный, на непредвиденные расходы
  • •50 100 150 200 250 300 350 Рис. 22.1. Спрос па деньги для сделок
  • •Тема 23
  • •23. 1. Понятие социальной политики и ее основные направления
  • •23. 2. Доходы населения и роль государства в их формировании. Кривая Лоренца
  • •Тема 3 50
  • •4.1. Понятие производства и его факторы 75
  • •6.1. Понятие рынка и условия его возникновения 118
  • •7.1. Спрос и закон спроса 136
  • •Тема 14 290
  • •14.1. Менеджмент в системе микрорегулирования 290
  • •Раздел 3 311
  • •Тема 15 311
  • •Тема 16 323
  • •Тема 22 439
  • •Тема 23 458

Как снизить налоги

В любом государстве налоговые поступления в бюджет являются основным источником дохода. Каждый гражданин обязан уплачивать налоги со своего имущества движимого и недвижимого, а также со своих доходов. Это же касается и юридических лиц. От компаний с миллионными оборотами поступления по налогам имеют большой вес для местного бюджета.

Компании часто идут на различные ухищрения, чтобы не платить налоги в полном размере, так как это значительно снижает чистую прибыль. Однако существует масса законных способов, как можно снизить налоги. В основном эти способы касаются налоговой оптимизации.

Если вы не хотите платить больше, чем положено, следует привлечь экономиста со знанием налогового законодательства. У крупных организаций такой специалист зачастую является штатным. Если же вам нужно уточнить лишь пару вопросов, то вы всегда можете обратиться за консультацией к специалисту.

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! По этой услуге подключено 14 компаний Начать подбор в несколько кликов >

Какие налоги должны платить юридические лица

Виды налогов, которые обязана платить организация, зависят от режима налогообложения. На данный момент в России выделяется всего пять режимов налогообложения: патент (только для ИП), ОСНО (общий режим налогообложения), УСН (упрощенка), ЕНВД (налог на вмененный доход), ЕСХН (единый сельхозналог).

Каждая система налогообложения имеет свои плюсы и минусы, а также явные различия по расчету налогов и налогооблагаемых доходов. Чтобы перейти с общего режима, необходимо наличие определенных условий и соблюдение критериев по численности персонала, наличию филиалов и т.п.

Есть налоги, которые являются общими для всех режимов. К ним относятся: социальные взносы, имущественные налоги и НДФЛ (налог на доходы физ.лиц). Каждый режим налогообложения либо освобождает от уплаты каких-то конкретных налогов, либо вводит единый налог, сочетающий в себе несколько других.

Больше всего налогов выплачивается по общему режиму налогообложения. Помимо общих налогов компании по ОСНО выплачивают налог на прибыль в размере 20% и налог на добавленную стоимость в размере 13%. Юридические лица, работающие по общей системе, стремятся снизить налоговую базу, чтобы 20% было уплачено с меньшей суммы.

При упрощенной системе налогообложения компании платят единый налог, который упраздняет НДС, налог на прибыль и НДФЛ (для ИП). На выбор есть два варианта уплаты налога. Различия — в налоговой базе. В первом случае налог платится только с доходов организации и составляет 6%. Во втором случае налог уплачивается с суммы доходов за минусом расходов и составляет 15%.

При ЕНВД и ЕСХН также существует единый налог, который рассчитывается по конкретной формуле.

Способы снижения налогов

Желание любого руководства компаний снизить налоги является вполне логичным. Чем меньше налогов заплатит фирма, тем больше останется прибыли. Существует несколько способов налоговой оптимизации. Для того чтобы приступить к разработке мероприятий по снижению налогов необходимо убедиться, что:

  • бухгалтерия фирмы правильно рассчитывает налоги и своевременно их уплачивает;
  • налоговые обязательства организации исполняются;
  • не возникает дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
  • система бухгалтерского и налогового учета корректно отражает текущее положение дел.

Если все вышеперечисленные шаги соблюдаются, можно приступать к налоговому планированию. Оптимизировать налоговые платежи фирмы можно с помощью минимизации налогов и снижения налоговой базы.

Снижение налогов в рамках организации можно осуществить следующими способами:

  1. Переход на льготные режимы налогообложения. Каждый режим налогообложения имеет свои преимущества и недостатки по сравнению с другими. Как уже отмечалось выше, больше всего видов налогов уплачивается по общему режиму. Это дополнительная отчетность, расчеты, налоговые декларации со стороны бухгалтерии. Если позволяют условия, то оптимальнее всего использовать специальные режимы налогообложения, где единый налог заменяет несколько других.
  2. Использование льгот на налоги. Классические налоговые льготы предлагают использование пониженной ставки, амортизационную премию, льготы в отношении доходов и имущества, не подлежащего налогообложению. Согласно налоговому законодательству РФ, льготы могут быть связаны с осуществлением определенной деятельности, с географическим месторасположением. Например, если организация является резидентом технопарка или индустриального парка и занимается инновационной деятельностью, то фирма может снизить налоги на прибыль, а иногда и полностью освободиться от уплаты имущественных налогов и НДС. Льготное налогообложение действует на территориях особых экономических зон (ОЭЗ). Если деятельность фирмы попадает под региональные инвестиционные программы, то налоговая нагрузка может быть значительно снижена за счет вклада организации в развитие региона.
  3. Применение налоговых кредитов. Налоговое кредитование — это вычет какой-то суммы из налогового платежа, который возмещается за счет государства. Другими словами, это субсидия. Государственные органы возмещают налогоплательщику часть платежа. Чаще всего такие вычеты применяются в отношении части НДС, налога на доходы или имущества. Этот способ снижения налогов используется властями для стимуляции экономической деятельности фирм.

Перед началом оптимизации налогообложения фирмы нужно детально изучить законодательство. На этом этапе можно выяснить, положены ли вашей фирме льготы по налогам, отсрочка по платежам, возможное снижение ставки налога или освобождение от уплаты налога. Чаще всего именно незнание законодательства является причиной неприменения льгот различного вида.

Как известно, по налогу на прибыль базой налогообложения являются доходы, уменьшенные на расходы. Таким образом, чтобы заплатить меньший налог, нужно либо снизить доходы, либо увеличить расходы. Другими словами, необходимо снизить налоговую базу.

Сделать это можно следующими способами:

  1. Создать резервы. Компании имеют право создавать резервы, которые должны финансово обезопасить фирму. Это своего рода страхование. Так, можно создать резерв по сомнительным долгам, на оплату отпусков, на ремонт основных средств. Создание резервов и периодические отчисления в течение года создают рост расходов и снижают налоговую базу по налогу на прибыль.
  2. Использовать амортизационную премию. В зависимости от того, к какой амортизационной группе относится новый объект, компания может единовременно учесть при расчете налога на прибыль от 10 (для I, II, VIII, IX, X амортизационных групп) до 30 (для III-VII групп) процентов расходов от стоимости объекта. Данная премия используется как при покупке нового имущества, так и в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации ранее приобретенных основных средств.
  3. Применить инвестиционный вычет. Этот способ можно использовать при капитальном ремонте или приобретении основных средств III-VII амортизационных групп. Возможность его использования должна быть закреплена региональным законодательством. Вычет не может составлять более 90% от суммы расходов на приобретение, модернизацию и реконструкцию основных средств. Важно, что основные средства, по которым был применен инвестиционный вычет в дальнейшем не смогут амортизироваться. Применение инвестиционного вычета позволяет единовременно учесть при расчете налога на прибыль значительную часть расходов на приобретение, модернизацию и реконструкцию основных средств.
  4. Произвести переоценку, что снизит стоимость имущества. Для имущественных налогов базой является их стоимость. Но если вы приобрели оборудование 5 лет назад, то его рыночная стоимость за это время значительно уменьшилась. Необходимо произвести переоценку и поставить имущество на учет по восстановительной стоимости. Она будет ниже, чем первоначальная, следовательно, и налог будет снижен.
  5. Перевести сотрудников в статус ИП. Каждая компания выплачивает за своих сотрудников страховые взносы и налог на доходы физических лиц. Для того чтобы сократить выплаты данного вида, всех сотрудников фирмы переводят в статус ИП и начинают с ними работать по гражданско-правовому договору оказания услуг. Однако данный способ подойдет не для всех видов деятельности.
  6. Провести реструктуризацию организации. Разделение может происходить следующими способами: создание новой организации, разделение действующей фирмы или выделение. Можно отдельно выделять производство, опт, розницу и другие бизнес-направления. Сейчас очень распространен аутсорсинг, на который переводят бухгалтерию, кадровую службу, маркетинг и др. Дробление бизнеса, как способ налоговой оптимизации, потому и распространен, что позволяет экономить на налогах, использовать все возможности «упрощенки» или ЕНВД, а также подконтрольные организации, ИП для минимизации НДФЛ и страховых взносов.

Так, мы рассмотрели основные способы снижения налогов на прибыль и имущество организаций. Все они являются законными и полностью легальными. Прежде чем прибегать к использованию «серых» схем, достаточно детально изучить законодательство и найти ряд способов, удобных именно вам.

Коротко о главном

Главная задача любой коммерческой организации — это получение максимальной прибыли. Часто налоговая нагрузка компаний настолько высока, что прибыль значительно снижается. В этом случае необходимо снижать налоги и прибегать к механизмам оптимизации существующего налогообложения.

Двумя основными способами снижения налоговых отчислений является минимизация налогов, которая включает в себя различные льготы и уменьшение налоговой базы. Основной причиной неприменения существующих льгот является незнание налогового законодательства. При должном подходе эта причина легко устраняется.

Для этого необходимо привлечение грамотного специалиста по части налогообложения, который проанализирует текущую учетную политику фирмы и предложит пути налоговой оптимизации.

Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.1991 N 2116-1 (последняя редакция).

НК РФ Глава 30. Налог на имущество организаций.

Что такое основные средства

Есть еще вопросы?

  • Узнай решение у профильных компаний
  • Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно

По этой услуге подключено 14 компаний Подобрать компанию в несколько кликов >

Контрольная работа: Налоговое бремя

Тема: Налоговое бремя

Раздел: Бесплатные рефераты по анализу и оптимизации налогооблагаемой базы

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.50K | Скачано: 68 | Добавлен 13.06.10 в 13:58 | +8 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2010

Введение 3

1. Содержание понятия налогового бремени и факторы, на него влияющие 4

2. Определение налогового бремени 6

Заключение 16

Список литературы 17

ВВЕДЕНИЕ

Оптимально построенная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы. Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика, как правило, не более трети его доходов.

Проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы, в том числе за счёт отмены льгот, вовлечением в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, дальнейшим укреплением налоговой и финансовой дисциплины.

В настоящее время, тема оптимизации налоговой нагрузки на налогоплательщика особенно актуальна, так как играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства – как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.

Основными задачами контрольной работы, является:

  • рассмотрение содержания понятия налогового бремени и факторов, на него влияющих
  • определение налогового бремени на организацию

Содержание понятия налогового бремени и факторы, на него влияющие

Одной из важных в практике налогового планирования является проблема расчета налогового бремени, подходы к которой претерпевают изменения на различных исторических стадиях развития экономики России.

В современной отечественной экономической литературе по-разному подходят к определению налогового бремени.

Так, в современном экономическом словаре указано, что налоговое бремя — это мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.

На макроэкономическом уровне налоговое бремя — это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту (СОП).

Под налоговым бременем понимается в целом для страны отношение общей суммы взимаемых налогов к величине СОП. а для конкретного налогоплательщика — отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.

Таким образом, общепринятого определения понятия налогового бремени в зарубежной и отечественной экономической литературе нет.

Можно дать следующее определение: налоговое бремя на уровне хозяйствующего субъекта — это относительный показатель характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах. рассчитанных с учетом требований налогового законодательства но формированию различных элементов налога.

Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя.

Несмотря на то, что налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что финансовая схема каждой сделки и налоговая политика каждой организации во многом уникальны и практические советы даются только в конкретном случае после предварительной экспертизы, мы считаем возможным перечислить основные факторы, оказывающие влияние на размер налогового бремени хозяйствующего субъекта:

1) элементы договорной и учетной политики для целей налогообложения;

2) льготы и освобождения, в т.ч. от исполнения обязанностей налогообложения;

3) основные направления развития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов;

4) получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам;

5) размещение бизнеса и органов управления хозяйствующих субъектов в оффшорах, в т.ч. в свободных зонах, действующих на территории России.

Определение налогового бремени

В современной экономической литературе сложилось мнение, что для понимания налогового бремени максимально подходящей базой является на макроуровне ВВП, на уровне фирмы — добавленная стоимость.

Цифровые значения налогового бремени, содержащиеся в совре­менной отечественной экономической литературе, различаются.

Существует большое количество мнений по расчету налогового бремени, и, адаптируя данные предложения к современным услови­ям расчета тяжести налогового бремени хозяйствующих субъек­тов, целесообразно учитывать в нем следующие основные факто­ры, как снижающие, так и повышающие тяжесть обложения:

1) уровень развития соответствующей страны и характер государ­ственных расходов;

2) особенности первоначального накопления капитала и формирования финансовых ресурсов соответствующего хозяйствующего субъекта с учетом формы собственности и организационно-правовой формы;

3) участие или нет в государственных инвестиционных и других аналогичных программах, соглашениях о разделе продукции, по­лучение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам.

Таким образом, тяжесть налогового бремени для каждого хозяйствующего субъекта носит индивидуальный характер, для ее определения необходимо учитывать не только экономические, но и политические факторы.

В экономической литературе предлагаются различные модели математически формализованного расчета налогового бремени, которые возможно сгруппировать в основные группы:

  • суммовые;
  • мультипликативные.

Нельзя сравнивать показатель налоговой нагрузки в РФ с показателями налогового бремени в развитых странах, поскольку в последних значительно выше доход на душу населения, высокая социальная защищенность членов общества, сформировавшиеся рыночные отношения, стабильная экономика, а российские предприятия работают в условиях нестабильных рыночных отношениях, постоянно изменяющейся налоговой системы, отсутствия поддержки со стороны государства. Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая нагрузка в РФ находится на уровне налоговой нагрузки развитых стран при более низком качестве услуг со стороны государства.

В настоящее время в научной литературе идет дискуссия в отношении сумм налогов, включаемых в расчет:

  • включать ли в расчет налоговой нагрузки на предприятии налог на доходы физических лиц;
  • принимать ли в расчет косвенные налоги;
  • уменьшать ли величину косвенных налогов на установленные налоговые вычеты (акцизы, НДС);
  • учитывать ли в расчете задолженность по налогам и сборам.

Нет единства и в определении обобщающего показателя, к которому могут относиться налоговые платежи. К таким показателям относят:

  • выручку от реализации;
  • добавленную стоимость;
  • вновь созданную стоимость;
  • прибыль до налогообложения;
  • чистую прибыль и др.

Согласно этой методике коэффициент налогового бремени на хозяйствующие субъекты оценивается, как отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации продукции, включая выручку от прочей реализации:

НБХС= (НП/ВР)*100,

где НБХС – коэффициент налогового бремени на хозяйствующий субъект;

ВР – общая выручка от реализации продукции и прочей реализации,

включая косвенные налоги;

НП — все налоговые платежи, уплачиваемые организацией.

Показатель налогового бремени, рассчитанный по данной методике, позволяет определить долю налогов в выручке от реа­лизации продукции. Естественно, чем больше его величина, тем выше налоговое бремя на организацию.

В определенной мере аналогом данного показателя налогово­го бремени является доля налоговых платежей в структуре цены на тот или иной товар.

Существенный недостаток такого расчета состоит в том, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на пока­затель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реаль­ной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик.

Е. А. Кирова предложила еще одну методику расчета налого­вой нагрузки, согласно которой:

1) сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Ины­ми словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, т.е. суммой начисленных платежей;

2) в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама орга­низация только перечисляет платежи;

3) сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюд­жет, включается в состав налоговых платежей при расчете, по­скольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

4) сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стои­мостью продукции, которая определяется как разность добав­ленной стоимости и амортизации.

Согласно данной методике, налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во вне­бюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией. Она может быть исчислена следующим образом:

АНН=НП + ВП + НД,

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка;

НП — налоговые платежи, уплаченные организацией;

ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды;

НД—недоимка по платежам.

Однако абсолютная налоговая нагрузка отражает лишь сумму нало­говых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учиты­вает тяжесть налогового бремени. Для определения уровня налоговой нагрузки Е.А. Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты. Вновь созданная стоимость продукции организации определяется следующим образом:

ВСС = В-МЗ-А + ВД-ВР

или

ВСС = ОТ + НП + ВП + П ,

где ВСС — вновь созданная стоимость;

В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);

МЗ — материальные затраты;

А — амортизация;

ВД — внереализационные доходы;

ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей);

ОТ — оплата труда;

НП — налоговые платежи;

ВП — платежи во внебюджетные фонды;

П — прибыль организации.

В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:

ОНН = (АНН/ВСС) * 100%.

Достоинства данной методики заключаются в том, что на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги; в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией; на объективность расчета не влияет принадлежность к той или иной отрасли, а также масштабы организации.

Главным недостатком этой методики является отсутствие возможности прогнозирования изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Иной подход определения налоговой нагрузки предложен М. И. Литейным; согласно этому подходу понятие «налоговая нагрузка» включает:

  • количество налоговых платежей;
  • структуру платежей;
  • механизм взимания налогов.

Согласно методике М.И. Литвина показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника» средств для их уплаты:

где Ʃ (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;

Ʃ ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.

В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

НН=( Ʃ (НП+ВП) /( Ʃ ИС)) * 100%

М.И. Литвин предлагает рассчитывать налоговую нагрузку по вышеперечисленным группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех нало­гов является добавленная стоимость, которая, исчисляется следую­щим образом:

ДС = В — МЗ

или

ДС=ОТ + НП + ВП + П + А,

где ДС — добавленная стоимость;

ОТ — оплата труда;

НП — налоговые платежи;

ВП — платежи во внебюджетные фонды;

П — прибыль организации;

А — амортизация.

В отличие от Е. А. Кировой, М.И. Литвин не исключает из добавленной стоимости амортизационные отчисления.

Предложенная М. И. Литвиным методика «счисления налогового бремени имеет практическую значимость, поскольку она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции. Отрицательным моментом является то, что в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация выступает в роли налогового агента

Способ расчета, предложенный А. Кадушкиным и Н. Михайловой, позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Они определяют налоговое бремя как долю добавленной стоимости, отдаваемую государству. При этом налоги соотносятся с источником их уплаты.

Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + ВН) + НДС + Но + П,

ДС — добавленная стоимость;

А — амортизация;

ОТ — оплата труда;

ВН — платежи во внебюджетные фонды, начисляемые на оплату НДС — налог на добавленную стоимость;

Но — налоги с оборота;

П — прибыль.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат:

В=ДС + МЗ.

где ЕСН — единый социальный налог.

Согласно методике А. Кадушкина и Н. Михайловой вводятся структурные коэффициенты:

  • доля заработной платы в добавленной стоимости (включая на­числения на заработную плату):

Кот = (ОТ + ЕСН) / ДС

  • удельный вес амортизации в добавленной стоимости:

Ка = А /ДС

  • удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке:

Кс = ДС / В

Достоинством данной методики является то, что сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, т.е. с источником дохода. Недостатком метода, разработанного А. Кадушкиным и Н. Михайловой, является то, что в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.

Основные принципы предлагаемой методики заключаются в следующем:

  • расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, т.е. сумма начисленных платежей. Это связано с тем, что определение налоговой нагрузки по сумме уплаченных налогов, как правило, уменьшает действительный уровень налогового бремени;
  • налог на доходы физических лиц не включается в расчет, поскольку организация выступает лишь налоговым агентом при его уплате;

общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи, является добавленная стоимость продукции (ДС = В — МЗ).

Для организации важное значение имеет наличие реальных финансовых ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Следует учитывать, что сумма выручки рассчитывается по методу начисления, в результате добавленная стоимость определяется исходя из объема отгруженной продукции. Но при этом образовавшаяся дебиторская задолженность хозяйствующего субъекта может иметь длительные сроки погашения. Таким образом, денежные средства, полученные реально от реализации продукции в текущем периоде, как правило, значительно меньше той суммы, которую организация должна получить, если бы ее дебиторы своевременно оплатили поставки продукции. В целях компенсации недополученных денежных средств организации вынуждены привлекать заемные средства в виде кредитов банков или накапливать кредиторскую задолженность.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным ввести еще один показатель налоговой нагрузки — коэффициент денежного изъятия, представляющий собой отношение начислен­ных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам:

НН = ((НП) / (ДС – КБ)) * 100,

где НП — начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюд­жетные фонды (без учета налога на доходы);

ДС — сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период;

КБ — заемные денежные средства (кредиты), привлеченные орга­низацией в отчетном периоде.

Заемные денежные средства следует исключать из общей сум­мы полученных денежных средств, поскольку они привлекаются лишь в целях преодоления недостаточности денежной массы в об­ращении, а не в результате ведения организацией производственно­го процесса.

Таким образом, предложенная автором формула расчета позво­ляет определить удельный вес налогов, подлежащих уплате, в об­щем объеме полученной денежной массы от реализации продукции (работ, услуг) или имущества.

Налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения может быть определена по формуле:

Налоговая нагрузка Налоговые издержки, относимые на конечные финансовые результаты

на прибыль = ______________________________________________________________

до налогообложения Прибыль до налогообложения

С использованием подобного методического подхода мож­но определить и налоговую нагрузку на чистую прибыль пред­приятия:

Налоговая нагрузка Налоговые издержки, относимые на чистую прибыль

на чистую прибыль = ______________________________________________________________

предприятия Чистая нераспределенная прибыль

Достоинством рассмотренных методических подходов явля­ется то, что они позволяют рассчитать влияние каждого налога на источник его уплаты.

В экономической литературе предлагаются и другие методи­ческие подходы по определению налогового бремени на микро­уровне. На наш взгляд, преимуществом вышеперечисленных ме­тодических подходов является возможность их применения в лю­бой коммерческой организации, независимо от ее отраслевой принадлежности. К их достоинствам относится и то, что все используемые в расчете показатели отражаются в отчетности эко­номического субъекта, а это значительно сокращает процесс рас­четов и не требует дополнительных затрат по привлечению спе­циалистов в области налогового планирования.

Каждый из применяемых методов определения налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов имеет как свои преимуще­ства, так и недостатки. При этом не один из разработанных пока­зателей уровня налогового бремени не является универсальным, т. е. мог бы гарантировать сопоставимость налоговой нагрузки в различных отраслях экономики. Однако каждый из приведенных показателей может использоваться экономическим субъектом для оценки эффективности проводимой налоговой политики го­сударства в области налогообложения и ее влияния на результаты деятельности организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из важных в практике налогового планирования является проблема расчета налогового бремени, подходы к которой претерпевают изменения на различных исторических стадиях развития экономики России.

В современной отечественной экономической литературе по-разному подходят к определению налогового бремени.

Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя.

Существует большое количество мнений по расчету налогового бремени, и, адаптируя данные предложения к современным услови­ям расчета тяжести налогового бремени хозяйствующих субъек­тов, целесообразно учитывать в нем следующие основные факто­ры, как снижающие, так и повышающие тяжесть обложения.

Нельзя сравнивать показатель налоговой нагрузки в РФ с показателями налогового бремени в развитых странах, поскольку в последних значительно выше доход на душу населения, высокая социальная защищенность членов общества, сформировавшиеся рыночные отношения, стабильная экономика, а российские предприятия работают в условиях нестабильных рыночных отношениях, постоянно изменяющейся налоговой системы, отсутствия поддержки со стороны государства.

Каждый из применяемых методов определения налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов имеет как свои преимуще­ства, так и недостатки. При этом не один из разработанных пока­зателей уровня налогового бремени не является универсальным, т. е. мог бы гарантировать сопоставимость налоговой нагрузки в различных отраслях экономики. Однако каждый из приведенных показателей может использоваться экономическим субъектом для оценки эффективности проводимой налоговой политики го­сударства в области налогообложения и ее влияния на результаты деятельности организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+8 Размер: 18.50K Скачано: 68 13.06.10 в 13:58 dejlana

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Похожие работы

  • Контрольная по Налогам и налогообложению Вариант №8

Проблема определения оптимального уровня взимаемых налогов волновала экономистов еще в средние века. Министру финансов при дворе короля Людовика XIV Жану-Батисту Кольберу приписывают фразу: «Сбор налогов – это искусство ощипать живого гуся так, чтобы получить максимум перьев при минимуме писка». Количество собранных перьев, о котором говорил Кольбер — это и есть налоговая нагрузка, или как ее часто называют – налоговое бремя.

Понятие и расчет налогового бремени

Налоговое бремя – это показатель, отражающий влияние собираемых налогов на деятельность экономических субъектов. Оно может определяться как для отдельного налогоплательщика (юридического или физического лица), так и для экономики в целом.

Формула налогового бремени в общем случае – это отношение уплаченных налогов к доходу. Однако по поводу формул уровня налогового бремени применительно к конкретным экономическим субъектам среди экономистов на сегодня не существует единого мнения.

Например, для того, чтобы определить, чему равно налоговое бремя на работника, в числитель дроби можно поставить подоходный налог:

  • Бр. = НДФЛ / Д, где Д – доход налогоплательщика.

Но данный подход имеет как минимум два недостатка. Во-первых, физические лица платят не только подоходный налог, а еще некоторые другие – налог на имущество, транспортный и т.д. Во-вторых, здесь не учитываются косвенные налоги, включенные в цену товара, которые также являются нагрузкой на налогоплательщика. Правда, учесть влияние косвенных налогов применительно к конкретному физическому лицу достаточно сложно.

При расчете налогового бремени на уровне предприятия сумму начисленных налогов делят на показатель доходности, которым, в зависимости от принятой методики, может быть выручка, прибыль или добавленная стоимость.

  • Бр = Н / Д, где Д – показатель доходности.

На макроэкономическом уровне налоговое бремя определяют, как отношение всех поступивших в бюджет налогов к валовому внутреннему продукту.

  • Бр = Н / ВВП.

Избыточное налоговое бремя и пути его снижения

Так сколько же перьев можно вырвать у гуся? Другими словами, до какой степени допустимо повышать налоговые ставки?

График, выражающий зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня ставок, был предложен в 1974 г. американским экономистом Артуром Лаффером. Согласно его теории, при росте налоговых ставок объем поступлений в бюджет сначала возрастает и достигает максимума при некотором оптимальном размере ставки, а затем начинает падать, и при ставке 100% сумма собираемых налогов будет стремиться к 0.

Теория, позволяющая точно рассчитать размер оптимальной налоговой ставки, пока не создана, однако мировая практика показывает, что для эффективного функционирования экономики налоговое бремя не должно превышать 30-40% от доходов.

Если ставки существенно превышают этот уровень, то большинству экономических субъектов становится невыгодно заниматься бизнесом, и они либо полностью прекращают деятельность, либо «уходят в тень». И в том и в другом случае развитие экономики замедляется, а объем налоговых поступлений – сокращается. Следовательно – возникает необходимость в снижении налогового бремени.

Государство в этом случае может как снизить общий уровень фискальной нагрузки (путем снижения ставок или полной отмены некоторых налогов), так и осуществить переложение налогового бремени.

Распределение налогового бремени между экономическими субъектами зависит от фискальной политики государства.

Например, если большую часть поступлений в бюджет дают косвенные налоги, входящие в цену товара (НДС, акцизы), то большая часть нагрузки в итоге ложится на конечного потребителя.

Если же имеют место высокие ставки по налогу на прибыль юридических лиц, то налоговое бремя несут на себе производители.

Меняя уровень ставок по этим налогам, правительство может «перекладывать» налоговое бремя между населением и бизнесом.

Также возможно осуществить поддержку тех или иных отраслей экономики путем введения различных налоговых льгот.

Вывод

Налоговое бремя – это отношение суммы взимаемых налогов к доходу экономического субъекта или ВВП государства. Его оптимальная величина – не более 30-40% от дохода. Оптимизацию избыточной налоговой нагрузки можно осуществлять как путем снижения ставок, так и путем перераспределения бремени между хозяйствующими субъектами или отраслями экономики.

Налоговое бремя: Ключевые особенности и расчет

Игорь Бажин 06.06.2016 415 Просмотры 0 ЭкономияSavedRemoved 0

Налоговое бремя – финансовое ограничение на макроэкономическом уровне, которое создается для отчисления определенной суммы на уплату налогов. В отношении определенного налогоплательщика – доля его дохода, которая изымается в бюджет государства.

Данный показатель на каждом предприятии устанавливается индивидуально. К примеру, в строительном производстве он намного ниже, чем на винно-водочных и транспортных предприятиях.

Если ставка налога понижается, тогда увеличивается заработная плата сотрудников, появляется мотивация к дальнейшей работе, что в целом привод к тому, что и эффективность производства вместе с доходами увеличивается. А это приводит к росту государственного бюджета.

Если ставка налога, наоборот, увеличивается, тогда бюджет государства уменьшается, поскольку сумма доходов меньше, инвестиции и заработная плата тоже снижается, а у персонала пропадает мотивация работать эффективнее.

Налоговое бремя и нагрузка

Налоговое бремя и налоговая нагрузка – в принципе, два очень схожих понятия, однако налоговая нагрузка является показателем фактической уплаты налога. То есть это сумма средств, которая уже уплачена налогоплательщиком.

Чем выше уровень развития экономики в стране, тем выше уровень налоговой нагрузки. Так, в России этот показатель составляет 40%.

Согласно Приказу ФНС от 30,05,2007 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных проверок» существует ряд критериев, на которые обращается внимание при проведении проверки уплаты налогового бремени, с которыми можно ознакомиться в п.2 данного документа.

Рассмотрим несколько способов расчета налоговой нагрузки. По стандартной схеме высчитывают данный показатель следующим образом: отчисления в НС делят на показатель выручки налогоплательщика.

Но существует еще несколько простых и более сложных способов, которые предусматривают вычисление на основании разных показателей.

По налогу на прибыль

1 способ по НДС

2 способ по НДС

Для ИП

Для УСН

Для ЕСХН

Для ОСНО

Все вышеприведенные формулы для расчета установлены согласно Письму № АС-4-2/12722.

Кроме этого, есть некоторые примечания. Для произведения расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО учитываются и другие налоги, которые уплачиваются плательщиком.

back to menu

Примеры расчета

Теперь давайте наглядно рассмотрим применение формул на примерах.

Пример 1

ООО «Мой дом» осуществляет свою деятельность в строительной индустрии. В 2015 г. в «Отчете о прибылях и убытках» в форме №2 строке 10 отражена выручка от реализации товара, составляющая 553 000 р.

В форме №2 строке 060 указаны проценты к получению, которые составляют 5 000 р.

Теперь рассчитаем весь доход, полученный за 2015 г. 553 000 + 5 000 = 558 000 р.

Сумма налоговой нагрузки в 2016 году составляет 15 000, налог, возвращенный на расчетный счет, имеет показатель в размере 3 000 р.

Из этого следует, что в 2015г. у предприятия «Мой дом» была следующая налоговая нагрузка:

15 \ 558 х 100% = 2,2.

Однако, в данной отрасли средний показатель нагрузки составляет 12,2%, а у рассматриваемого предприятия данный показатель меньше, поэтому необходимо обратиться в НС для уточнения своих обязательств и рассмотрению порядка вычислений.

Пример 2

ООО «Конфетка» осуществляет свою деятельность в рамках оптовой торговли.

В 2015 г. выручка от реализации товара предприятием составила 1 356 000 р.

Проценты к получению составили 5 000 р.

Прочие доходы, которые были получены внереализационным путем, составили 19 000 р.

Теперь подсчитаем общую сумму доходов, которые получало предприятие «Конфетка» за 2015г.:

1 356 000 + 5 000 + 19 000 = 1 380 000 р.

В 2014г. компания уплатила налоги в размере 63 000р. НС возвратила сумму размером 4 000.

Налоговая нагрузка фирмы «Конфетка» за 2015г.:

59\ 1380 х 10% = 4,3%.

Налоговая нагрузка в данной отрасли в среднем имеет показатель 2,4, что является меньшим от того, что получило рассматриваемое предприятие.

back to menu

Избыточное налоговое бремя и его последствия

Если вы хотите рассчитать показатель налоговой нагрузки по вышеприведенным формулам и использовать его для оценки риска проверки, то рекомендуется выполнить следующий ряд действий:

  1. Определить свою налоговую нагрузку.
  2. Рассчитать показатель по налогу на прибыль в соответствии с данными: менее 3% для производственных предприятий, менее 1% для торговых компаний.
  3. Согласно Письму № АС-4-2/12722 полученный показатель не должен превышать 89%.

Если вы получили показатель, который является для вашего бизнеса невыгодным и берет слишком большую долю от вашего дохода, то перепроверьте свои расчеты на наличие ошибок.

Налогоплательщик в РФ обязан уплачивать все налоги, которые начисляются касательно его деятельности и получаемых доходов. Есть также дополнительные взносы, которые на прямую не влияют на налоговое бремя, но все же относятся к нему и учитываются при расчетах.

Если рассматривать с точки зрения теории, то рост налога должен, прежде всего, увеличивать доходы бюджета.

Но с практической стороны мы видим, что избыточное налоговое бремя, наоборот, затормаживает развитие производства и не дает шансы для развития определенной деятельности. Поэтому гражданин уже не сможет выплачивать в полной мере налоги, что приводит к уменьшению бюджета.

К примеру, возьмем 2014 год, когда страховые взносы для ИП увеличились. Ожидалось, что бюджет увеличится, а это привело лишь к тому, что большинство ИП закрылись. Что в итоге не оправдало ожидания.

Поэтому увеличение налогового бремени приводит не к росту бюджета, как ожидалось, а к закрытию предприятий.

back to menu

Налоговое бремя в России в 2016 году

Минфин России утверждает, что существенных изменений на 2016г.не предусмотрено. Планируется лишь выделить некоторые сферы деятельности:

  • Производства, которые соответствуют критериям региональных инвестиционных проектов. Для данной категории предприятий планируется установить ставку 0% по налогу на прибыль в отношении фед. бюджета, 10% в отношении регионального бюджета.
  • Малое предпринимательство – может быть введена патентная система для определенных видов деятельности. Также может быть установлено освобождение на 2 г. на уплату платежей.
  • Самозанятые физ. лица. Будет упрощена система уплаты платежей и, в целом, процесс регистрации. Данные действия направлены на мотивацию к регистрации ИП и уплату всех платежей в полном объеме, что приведет к увеличению бюджета.

Налоговое бремя учитывается для всех лиц во всем мире. Это необходимо для того, чтобы важные сферы деятельности для государства, финансируемые за счет бюджета, продолжали свою работу.

Избыточное налоговое бремя может привести к закрытию многих предприятий. В данный момент Минфин РФ сосредоточен на том, чтобы бюджет пополнялся не за счет увеличенных платежей, а за счет развития организаций. Это дает возможность развиваться и параллельно уплачивать налог в полном объеме.