К педагогической деятельности не допускаются лица имеющие

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Комментарий к статье 331 ТК РФ

1. Комментируемая статья содержит специальные требования для осуществления педагогической деятельности. Закон предусматривает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, и не допускаются лица, которые в качестве уголовного наказания лишены права заниматься педагогической деятельностью, имеют судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления либо совершили отдельные виды преступлений, недееспособны и имеют отдельные виды заболеваний.

2. В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Педагогическая деятельность может осуществляться как в специальных образовательных учреждениях, так и индивидуально. По смыслу комментируемой статьи наличие образовательного ценза предусмотрено законом для заключения трудового договора, если в качестве работодателя выступают образовательные учреждения. Для заключения трудового договора с иными работодателями образовательный ценз не является обязательным. Например, в числе требований к работнику физическим лицом может быть предусмотрено наличие определенных умений или навыков, но не образовательного ценза.

3. Под образовательным цензом понимается наличие профессионального образования: начального, среднего или высшего, а также послевузовского профессионального. Образовательный ценз, как правило, не содержит уточнения о специальности или направлении профессиональной подготовки, за исключением работников образовательных учреждений среднего специального и общего образования. Образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. Понятие «образовательный ценз» не предусматривает дифференциации высшего профессионального образования по ступеням (бакалавр, дипломированный специалист, магистр).

4. Комментируемая статья не предусматривает принятия специального федерального закона, содержащего условия, по которым лица не допускаются к педагогической деятельности, а отсылает к запретам, которые уже установлены действующими федеральными законами либо могут быть приняты по отдельным вопросам. Перечень медицинских противопоказаний специально не утвержден, но некоторые запреты содержатся в законодательстве о психиатрической помощи.

Перечень заболеваний утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. В настоящее время таким органом является Министерство здравоохранения РФ (п. 1 Положения о нем, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608).

5. Осуществление педагогической деятельности может быть запрещено приговором суда в случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК). Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

6. Педагогическая деятельность запрещается лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ст. 15 УК).

В соответствии со ст. 86 УК судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет, а в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — восьми лет после отбытия наказания. Судимость может быть снята и ранее указанных сроков. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то суд может по ходатайству осужденного снять с него судимость ранее истечения срока ее погашения.

7. Педагогическая деятельность запрещена лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. В данном случае законодатель полностью исключил возможность занятия педагогической деятельностью указанных лиц, в том числе и в случаях, когда судимость уже снята или погашена.

В качестве критерия для установления запрета были избраны отдельные виды преступлений против несовершеннолетних, половой неприкосновенности и иные. Однако указанная формулировка оказалась чрезмерно широкой и позволяла охватывать в том числе и такие составы преступлений, которые не имеют никакого отношения ни к воспитательной, ни к образовательной деятельности. В связи с этим КС РФ Постановлением от 18 июля 2013 г. N 19-П признал положения абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью и в силу этого предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей; а также предусматривают обязательное и безусловное прекращение трудового договора с работником, осуществляющим педагогическую деятельность, если это лицо подвергается уголовному преследованию — до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу.

При этом КС РФ не исключил возможность установления запрета на занятие педагогической деятельностью для лиц, имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также лиц, имевших судимость за совершение иных преступлений, и лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении указанных преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, поскольку на основе оценки опасности таких лиц для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних обеспечивается соразмерность введенного ограничения целям государственной защиты прав несовершеннолетних.

8. Недееспособность как препятствие к осуществлению педагогической деятельности в качестве самостоятельного основания встречается впервые. Поскольку признание гражданина недееспособным производится вследствие наличия психического расстройства, которое приводит к неспособности гражданина понимать значение совершаемых им действий и руководить ими (ст. 29 ГК), постольку такое препятствие являлось подразумеваемым и, как правило, охватывалось перечнем медицинских заболеваний. Специального указания, запрещающего занятие педагогической деятельностью, в решении суда о признании гражданина недееспособным не требуется. Порядок и основания признания лица недееспособным устанавливаются гражданским (ст. 29 ГК) и гражданско-процессуальным (гл. 31 ГПК) законодательством.

Другой комментарий к статье 331 Трудового Кодекса РФ

Дифференциация трудового законодательства предполагает установление специальных норм для регулирования труда некоторых категорий работников. К таким специальным нормам относятся ст. ст. 331 — 336 ТК, закрепляющие особенности правового регулирования труда педагогических работников.

Труд преподавателя представляет собой сознательную целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию студентов и учащихся. От преподавателя, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры во многом зависит успешное решение задач обучения и воспитания молодежи, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации, принятой Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 <1>. В связи с этим важное место в Национальной доктрине образования отведено педагогическим кадрам и педагогической деятельности.

———————————
<1> СЗ РФ. 2000. N 41. Ст. 4089.

Комментируемая статья определяет объем требований образовательного ценза для лиц, допускаемых к педагогической деятельности. Этот образовательный ценз установлен типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Так, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (в ред. от 10.03.2009) <1>, предусмотрено, что на педагогическую работу в общеобразовательных учреждениях принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (п. 62).

———————————
<1> СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1252; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225; 2005. N 7. Ст. 560; 2006. N 2. Ст. 217; 2007. N 31. Ст. 4082; 2008. N 34. Ст. 3926; 2009. N 12. Ст. 1427.

Такого же рода требования установлены п. 42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 <1>, п. 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 521, п. 40 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204 (в ред. от 10.03.2009) <2>, и др. Следовательно, наличие определенного образовательного ценза является общим и непременным условием реализации права на занятие педагогической деятельностью.

———————————
<1> СЗ РФ. 2008. N 39. Ст. 4432.
<2> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4542; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225; 2008. N 34. Ст. 3926; 2009. N 12. Ст. 1427.

Наряду с общими требованиями могут устанавливаться особые или специальные требования, которые обусловлены спецификой педагогической деятельности в соответствующих типах образовательных учреждений. Например, п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 288 (в ред. от 10.03.2009) <1>, требует наличия подготовки в области коррекционной педагогики либо соответствующей переподготовки по профилю коррекционного образовательного учреждения. Следует отметить, что Закон РФ «Об образовании» отнес установление образовательного ценза педагогических работников к исключительной компетенции Российской Федерации, а не ее субъектов, равно как и регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях (ст. 28).

———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1326; 2000. N 12. Ст. 1290; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225; 2005. N 7. Ст. 560; 2008. N 34. Ст. 3926; 2009. N 12. Ст. 1427.

Общие и специальные требования к профессионально-педагогической квалификации для занятия педагогической деятельностью определяются в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений образования.

Наличие соответствующего образования устанавливается на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании, а также документов о повышении специальной или психолого-педагогической квалификации.

Требования об образовательном цензе в действующих типовых положениях об образовательных учреждениях разных типов в настоящее время предусматривают, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (например, п. 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 521; п. 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 N 543; п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 N 71).

При замещении ряда педагогических должностей помимо соответствующего высшего или среднего профессионального образования могут предъявляться специальные требования к соответствию специальности профилю педагогической деятельности. Так, например, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, как правило, должны иметь высшее дефектологическое образование; педагоги- психологи — среднее или высшее психологическое образование или педагогическое образование с дополнительной специальностью «психология».

Для занятия должностей, отнесенных к руководящему составу вузов и их структурных подразделений, а также должностей профессорско-преподавательского состава вузов квалификационные требования на протяжении длительного времени предъявлялись в соответствии с Постановлением Минтруда России от 12.11.1992 N 34 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных требований по должностям работников бюджетной сферы Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации» (приложение N 2). Этот документ утратил силу с 1 декабря 2008 г. в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 <1> и изданием Приказа Минздравсоцразвития России от 24.11.2008 N 665 <2>.

———————————
<1> Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в ред. от 17.12.2010) // СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3852; N 40. Ст. 4544; 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7104.
<2> Приказ Минздравсоцразвития России от 24.11.2008 N 665 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Министерства труда и занятости населения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2009. N 2.

В настоящее время вузы руководствуются Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства от 14.02.2008 N 71, в соответствии с которым применяется более гибкий подход к квалификационным требованиям, которым должен отвечать претендент на замещение должности профессорско-преподавательского состава. В то же время указанное Типовое положение предусматривает вполне определенные требования к наличию ученой степени и (или) ученого звания при проведении выборов на должности декана факультета и заведующего кафедрой (п. п. 65, 66).

Следует подчеркнуть, что в ч. 2 комментируемой статьи перечень оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, значительно расширен. В частности, к педагогической деятельности не могут быть допущены лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также признанные недееспособными в установленном законом порядке. Так, например, имеется Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в ред. от 23.09.2002) <1>. Другие основания воспроизводят положения, закрепленные ранее в законе. Так, п. 2 ст. 53 Закона РФ «Об образовании» установлено, что к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составы преступлений устанавливаются законом. Перечень преступлений, при осуждении за которые не допускается занятие педагогической деятельностью, в настоящее время не установлен, но в качестве одного из видов наказаний УК предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК). Например, на основании ст. 15 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 29.04.2008) <2> по решению суда может быть установлено ограничение в части занятия педагогической и иной деятельностью в образовательном учреждении гражданину, участвовавшему в экстремистской деятельности. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается УК на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет — в качестве дополнительного. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 47 УК). В случае лишения преподавателя права заниматься педагогической деятельностью в течение, например, пяти лет он не может заниматься ею в образовательных учреждениях. С педагогическими работниками, которым приговором суда запрещено заниматься педагогической деятельностью, трудовой договор прекращается на основании п. 4 ст. 83 ТК.

Наряду с этим следует иметь в виду, что открытая форма туберкулеза также является противопоказанием к осуществлению педагогической деятельности в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 18.05.2011 N 394 <1> утвержден Перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией, вводящий ограничения для больных наркоманией на занятие педагогической деятельностью, а также деятельностью, непосредственно связанной и непосредственно не связанной с образовательным процессом, в образовательных организациях.

———————————
<1> СЗ РФ. 2011. N 21. Ст. 2979.

В целях охраны здоровья обучающихся, воспитанников в соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования. В этих же целях при выявлении заболеваний, являющихся противопоказанием к занятию педагогической деятельностью, преподаватели подлежат отстранению от работы в соответствии со ст. 76 ТК.

Статья 331 ТК РФ. Право на занятие педагогической деятельностью

1. Педагогическая деятельность — это деятельность по обучению и воспитанию граждан, которая осуществляется педагогическими работниками в образовательных учреждениях различных типов и видов.

2. Типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, устанавливающие образовательный ценз педагогических работников, утверждаются Правительством РФ. Так, в п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 (СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1252), установлено, что на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации. Аналогичные нормативные положения содержатся в п. 40 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4542).

В п. 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521 (СЗ РФ. 2008. N 29. Ч. II. Ст. 3519), и в п. 42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 (СЗ РФ. 2008. N 39. Ст. 4432), предусмотрено, что к педагогической деятельности в указанных образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз данной категории педагогических работников подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Согласно п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 (СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 731), п. 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543 (СЗ РФ. 2008. N 30. Ч. II. Ст. 3631), п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 (СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580), к педагогической деятельности в образовательном учреждении повышения квалификации допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Особые требования предъявляются к педагогическим работникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Так, согласно п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1326), образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

3. Приговором суда педагогический работник может быть лишен права заниматься педагогической деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается УК на срок от одного года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет — в качестве дополнительного (ч. 2 ст. 47).

Статьи 150 и 151 УК, посвященные вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления или в совершение антиобщественного действия, а также ст. 156 УК, устанавливающая наказание за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в качестве одной из санкций предусматривают лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Однако согласно ч. 3 ст. 47 УК это наказание может назначаться в качестве дополнительного вида и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. С педагогическими работниками, которым приговором суда запрещено заниматься педагогической деятельностью, трудовой договор прекращается на основании п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК.

5. Препятствием к осуществлению лицом педагогической деятельности является наличие неснятой и непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Уголовный кодекс предусматривает четыре категории преступлений. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 2 лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 5 лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, превышает 2 года лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 10 лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание.

6. Не допускаются к педагогической деятельности лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке. В ст. 29 ГК предусматривается, что гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над указанным гражданином устанавливается опека. Согласно ч. 2 ст. 281 ГПК дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения. Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства данного гражданина, а если гражданин помещен в психиатрическое или психоневрологическое учреждение — по месту нахождения этого учреждения.

В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значения своих действий или руководить ими (ч. 2 ст. 282 ГПК). Судья в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу (ст. 283 ГПК). Заявление о признании гражданина недееспособным суд рассматривает с участием самого гражданина, заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства. Гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть вызван в судебное заседание, если это возможно по состоянию здоровья гражданина (ч. 1 ст. 284 ГПК). Заявитель освобождается от уплаты издержек, связанных с рассмотрением заявления о признании гражданина недееспособным. Суд, установив, что лицо, подавшее заявление, действовало недобросовестно в целях заведомо необоснованного ограничения или лишения дееспособности гражданина, взыскивает с такого лица все издержки, связанные с рассмотрением дела (ч. 2 ст. 284 ГПК).

Решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства (ст. 285 ГПК).

7. Перечень заболеваний, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, который должен утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, в настоящее время не принят. До принятия указанного перечня следует руководствоваться Перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 (СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4916).

На практике к числу заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью, относят острые и хронические заразные заболевания, в т.ч. туберкулез (открытая форма) и сифилис (на период лечения).

8. Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (утв. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (САПП РФ. 1993. N 18. Ст. 1602)), общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для осуществления работниками учебно-воспитательных учреждений, дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах педагогической деятельности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.

9. Для выявления заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности, работники образовательных организаций всех типов и видов обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, что предусмотрено ст. 51 Закона об образовании и п. 22 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 (БНА РФ. 2004. N 38).

Медицинские обследования педагогических работников проводятся за счет средств учредителя соответствующего образовательного учреждения.

10. При выявлении заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности, педагогические работники подлежат в соответствии со ст. 73 ТК переводу с их письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную им по состоянию здоровья. Если педагогический работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до 4 месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить педагогического работника от работы с сохранением места работы (должности). Если в соответствии с медицинским заключением педагогический работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более 4 месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК.

11. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031) в целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к определенной деятельности и, в частности, к работе в образовательных учреждениях.

Комментарий к Статье 331 ТК РФ

Педагогическая деятельность может осуществляться как в специальных образовательных учреждениях, так и индивидуально. Статьей 331 ТК предусмотрено наличие образовательного ценза для заключения трудового договора. Данная норма имеет силу в случаях, когда в качестве работодателя выступают образовательные учреждения соответствующих типов и видов. Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством РФ, в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании».

Для заключения трудового договора с иными работодателями образовательный ценз не является обязательным.

Перечень образовательных учреждений, предусматривающих наличие образовательного ценза для педагогических работников, определяется Правительством РФ при утверждении типового положения об образовательном учреждении. На данный момент Правительством РФ утверждены следующие Типовые положения (положения):

о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237;

об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233;

о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420;

об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610;

об общеобразовательной школе-интернате, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612;

об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676;

о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677;

об общеобразовательной школе-интернате, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612;

о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;

об учреждении начального профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650;

о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;

о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288;

об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117;

об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204;

о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427;

об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867;

об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046;

о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 650;

о межшкольном учебном комбинате, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437;

об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160;

об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117;

об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196;

об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264.

Под образовательным цензом понимается наличие профессионального образования начального, среднего или высшего, а также послевузовского профессионального образования. К педагогической деятельности в высшем учебном заведении и образовательном учреждении повышения квалификации допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (п. 77 Типового положения о вузе, п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования). К педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование (п. 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования).

Чаще всего образовательный ценз не содержит уточнения о специальности или направлении профессиональной подготовки, кроме работников образовательных учреждений среднего специального и общего образования. Образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. Вместе с тем понятием «образовательный ценз» не предусматривается дифференциации высшего профессионального образования по ступеням (бакалавр, дипломированный специалист, магистр).

Образовательный ценз включен в квалификационные требования для занятия соответствующих должностей педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Однако допускаются отступления от этого правила. В частности, привлечение для ведения преподавательской деятельности специалистов-практиков не требует наличия у них образовательного ценза.

Министерством образования установлен порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников в соответствии с Положением Минобразования России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258. Приказом от 26 июня 2000 г. N 1908 Минобразования России утверждено Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, закрепляющее порядок аттестации по должностям, тарифно-квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий. Квалификационные категории вторая, первая и высшая присваиваются педагогическим работникам сроком на пять лет. Для работников высших учебных заведений присвоение квалификационных категорий не установлено. Наличие квалификационных категорий в настоящее время предусмотрено для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений дошкольного, дополнительного образования детей, среднего общего, начального и среднего профессионального.

Статья 331 ТК не предусматривает принятия специального федерального закона, содержащего перечень негативных условий, отсылая к уже установленным действующим федеральным законом. Часть запретов предусмотрена Законами об образовании и о высшем профессиональном образовании. Одновременно с тем перечень медицинских противопоказаний специально не утвержден. Однако некоторые запреты содержатся в законодательстве о психиатрической помощи.

Статья 331 ТК предусматривает, что подобный запрет может быть введен только федеральным законом. Но в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ перечень медицинских противопоказаний устанавливается Правительством РФ.

В случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью, осуществление педагогической деятельности может быть запрещено приговором суда в случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Педагогическая деятельность может быть запрещена лицам, имеющим судимость за определенные преступления. Перечень преступлений устанавливается федеральным законом. В данный момент статьей 53 Закона об образовании определены категории преступлений в зависимости от их характера и степени общественной опасности, а не конкретные составы преступлений. В частности, педагогическая деятельность запрещается лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Тяжкие преступления — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает 10 лет лишения свободы. Под особо тяжкими преступлениями понимаются умышленные деяния, за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание. К числу тяжких преступлений относятся как умышленные, так и неосторожные деяния. Педагогическая деятельность запрещена только лицам, имеющим судимость за умышленные тяжкие преступления.

Другой комментарий к Ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья содержит специальные требования для осуществления педагогической деятельности. Закон предусматривает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, и не допускаются лица, которые в качестве уголовного наказания лишены права заниматься педагогической деятельностью, имеют судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, недееспособны и имеют отдельные виды заболеваний.

2. Педагогическая деятельность может осуществляться как в специальных образовательных учреждениях, так и индивидуально. По смыслу ст. 331 ТК РФ наличие образовательного ценза предусмотрено законом для заключения трудового договора, если в качестве работодателя выступают образовательные учреждения соответствующих типов и видов. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством РФ (ст. 56). Для заключения трудового договора с иными работодателями образовательный ценз не является обязательным. В числе требований к работнику может быть предусмотрено наличие определенных умений или навыков, но не образовательного ценза.

3. Перечень образовательных учреждений, которые предусматривают наличие образовательного ценза для педагогических работников, определяется Правительством РФ при утверждении Типового положения об образовательном учреждении. В настоящее время Правительством РФ утверждены следующие Типовые положения:

об учреждении начального профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650;

о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237;

об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233;

о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420;

об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610;

об общеобразовательной школе-интернате, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612;

об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676;

о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677;

о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;

о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;

о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288;

об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117;

об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204;

о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427;

об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867;

об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046;

о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 650;

о межшкольном учебном комбинате, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437;

об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160;

об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196;

об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264.

4. Под образовательным цензом понимается наличие профессионального образования: начального, среднего или высшего, а также послевузовского профессионального образования. Например, к педагогической деятельности в высшем учебном заведении и образовательном учреждении повышения квалификации допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (п. 77 Типового положения о вузе, п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования), к педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование (п. 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования).

5. Образовательный ценз, как правило, не содержит уточнения о специальности или направлении профессиональной подготовки, за исключением работников образовательных учреждений среднего специального и общего образования. Образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. Понятие «образовательный ценз» не предусматривает дифференциации высшего профессионального образования по ступеням (бакалавр, дипломированный специалист, магистр).

6. Квалификационные требования для занятия соответствующих должностей педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, как правило, включают образовательный ценз. Вместе с тем допускаются и отступления от этого правила. Так, привлечение для ведения преподавательской деятельности специалистов-практиков не предусматривает наличия у них образовательного ценза.

Министерство образования и науки устанавливает порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников (Положение о Минобрнауки России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258). В настоящее время указанные функции выполняются Министерством образования и науки РФ (п. 5.2.12 Постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280) Минобразования России Приказом от 26 июня 2000 г. N 1908 утвердило Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, закрепляющее порядок аттестации по должностям, тарифно-квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий. Квалификационные категории первая, вторая и высшая присваиваются педагогическим работникам сроком на пять лет. Наличие квалификационных категорий в настоящее время предусмотрено для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений дошкольного, дополнительного образования детей, среднего общего, начального и среднего профессионального образования (см., например, п. 53 Типового положения о среднем специальном учебном заведении). Для работников высших учебных заведений присвоение квалификационных категорий не установлено.

7. Статья 331 ТК РФ не предусматривает принятия специального федерального закона, содержащего условия, по которым лица не допускаются к педагогической деятельности, а отсылает к тем запретам, которые уже установлены действующими федеральными законами либо могут быть приняты по отдельным вопросам. В частности, часть запретов предусмотрена законами об образовании и о высшем профессиональном образовании. Перечень медицинских противопоказаний специально не утвержден, но некоторые запреты содержатся в законодательстве о психиатрической помощи.

Статья 331 предусматривает, что перечень заболеваний утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. В настоящее время таким органом является Министерство здравоохранения и социального развития (п. 1 Положения о Минздравсоцразвития России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321). Вид нормативного акта определяется полномочиями и видом актов, издаваемых министерством. Поскольку ранее данный перечень устанавливался исключительно федеральным законом, законодатель понизил уровень нормативного акта, устанавливающего перечень заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности.

8. Осуществление педагогической деятельности может быть запрещено приговором суда в случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК). Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

9. Педагогическая деятельность запрещается лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК РФ и УК РСФСР. Данная норма полностью совпадает с требованиями ст. 53 Закона об образовании. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ст. 15 УК).

В действующей редакции законодатель более корректно обращается к понятию уголовно-правового института судимости. Ранее действовавшая редакция запрещала занятие педагогической деятельностью всем лицам, которые имели судимость, т.е. всем лицам, когда-либо осужденным за тяжкие или особо тяжкие преступления. Между тем п. 6 ст. 86 УК предусматривает, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Следовательно, по смыслу уголовного закона погашение или снятие судимости устраняет препятствия для занятия педагогической деятельностью. В соответствии со ст. 86 УК судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении 6 лет, а в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — 8 лет после отбытия наказания. Судимость может быть снята и ранее указанных сроков. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то суд может по ходатайству осужденного снять с него судимость ранее истечения срока ее погашения.

10. Недееспособность как препятствие к осуществлению педагогической деятельности в качестве самостоятельного основания встречается впервые. Поскольку признание гражданина недееспособным производится вследствие наличия психического расстройства, которое приводит к неспособности гражданина понимать значение совершаемых им действий и руководить ими (ст. 29 ГК РФ), постольку такое препятствие являлось подразумеваемым и, как правило, охватывалось перечнем медицинских заболеваний. Специального указания, запрещающего занятие педагогической деятельностью, в решении суда о признании гражданина недееспособным не требуется, порядок и основания признания лица недееспособным устанавливаются гражданским (ст. 29 ГК РФ) и гражданско-процессуальным (гл. 31 ГПК) законодательством.

Комментарии к статье 331 ТК РФ, судебная практика применения

Разъяснения Верховного Суда РФ

В п. 11 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2017)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017 года приведена следующая правовая позиция:

Педагогический работник подлежит отстранению от работы в случае получения от правоохранительных органов сведении об уголовном преследовании

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) педагогического работника помимо случаев, названных в ст. 76 ТК РФ, также в случае получения от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе за умышленные преступления категорий, не названных в абзацах третьем и четвертом части второй ст. 331 ТК РФ, на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда (извлечение из п. 11 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)»; утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017 года в ред. от 26.04.2017).

Верховный Суд РФ об увольнении педагогического работника за судимость

Трудовые отношения, возникшие до 7 января 2011 года с работником, осуществляющим педагогическую деятельность и имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса РФ, после вступления в силу Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 387-ФЗ и Трудовой кодекс РФ» подлежат прекращению на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ, то есть в связи с возникновением установленных данным Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, которые исключают возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»)

Позиция Конституционного Суда РФ

Кто с судимостью может, а кто не может быть допущен к педагогической деятельности

В Постановлении от 18 июля 2013 года N 19-П Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса РФ не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — означают, что к занятию педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются (а работавшие на момент вступления в силу Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» — подлежат увольнению) лица, имеющие судимость за совершение указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 и статье 351.1 Трудового кодекса РФ преступлений, а также лица, имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Этим же Постановлением Конституционный Суд РФ признал указанные нормы в их взаимосвязи не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей.

В Постановлении от 18 июля 2013 года N 19-П также указывается, что впредь до внесения федеральным законодателем в действующее правовое регулирование надлежащих изменений к педагогической деятельности, а также иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних во всяком случае не могут допускаться (а работающие — подлежат увольнению) лица, имеющие судимость за совершение указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 и статье 351.1 Трудового кодекса РФ преступлений, лица, имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2014 N 22-О)

Кто имеет право на занятие педагогической деятельностью

Вопрос-Ответ

11 мая 2017

Ответ:

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профессиональный стандарт) утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016).

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 544н Профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Согласно требованиям к образованию и обучению Профессионального стандарта должность учителя в общеобразовательной организации может занимать лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Из этого следует, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации – «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности – «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Если же у учителя нет соответствующего преподаваемому предмету образования, то необходимо получить дополнительное профессиональное образование.

В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

В части, касающейся обучения, следует отметить, что согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и получения ими дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и обеспечение получения ими дополнительного профессионального образования осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Обучение по дополнительным профессиональным программам в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям Профессионального стандарта должно осуществляться за счет средств работодателя.

Вместе с тем, работодатель не обязан направлять абсолютно всех работников, чей уровень образования не соответствует требованиям Профессионального стандарта, для получения профессионального или дополнительного образования.

Однако, если в результате принятия Профессионального стандарта будет установлено, что образование работника не соответствует требованиям стандарта, уволить его на этом основании работодатель не имеет права, поскольку такого основания увольнения Трудовым кодексом не предусмотрено.

Это следует из Письма Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.

В то же время из данного письма можно сделать вывод, что работнику необходимо подтвердить свою квалификацию и соответствие занимаемой должности.

Для этого работодатель может провести аттестацию работников.

При этом, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Так, в письме Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2015 г. № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования» Департамент обращает внимание на то, что пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация «Воспитатель детского сада», учителя технологии, имеющие квалификацию «Инженер-технолог» (независимо от специальности), и т.д. Критериями соответствия данных педагогических работников занимаемым ими должностям, прежде всего, являются не только квалификации, указанные в документах о профессиональном образовании, но и результаты их профессиональной деятельности, практический опыт, компетентность, а также выполнение качественно и в полном объеме возложенных на них должностных обязанностей.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации вынесение рекомендаций работодателю о возможности, назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме, возложенные на них должностные обязанности, относится к компетенции аттестационных комиссий организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Отметим, что если по результатам аттестации будет установлено несоответствие работника занимаемой должности (выполняемой работе) из-за недостаточной квалификации, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ он подлежит увольнению.

При этом, перед увольнением данному работнику работодатель обязан предложить перевод на другую работу, соответствующую его квалификации.

Следует также отметить, что при аттестации педагогических работников необходимо по-прежнему руководствоваться Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённым приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 и являющимся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия.

Заметим, что для подтверждения квалификации работника, не имеющего документов об образовании можно воспользоваться институтом независимой оценки квалификации работников — процедурой подтверждения соответствия квалификации положениям Профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Положения этого закона применяются с 01 января 2017 года.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ предусматривает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работника или лица, претендующего на определенную должность, в результате проведения которой будет установлено, соответствует ли работник требованиям Профессионального стандарта или квалификационным требованиям, определенным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В тоже время, статьей 11 указанного Закона определено, что в случае, если федеральным законом и иными нормативными актами РФ установлен иной порядок оценки квалификации, данное мероприятие осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом и иными правовыми актами (например, порядок оценки квалификации педагогических работников).

Тем не менее с 01 июля 2019 г. все принятые ранее специальные порядки проведения независимой оценки квалификации персонала утратят силу и работодатели, работники будут руководствоваться Законом № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Что касается квалификационной категории педагогических работников, то Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276, является действующим, следовательно, действующими являются положения об аттестации в целях установления квалификационной категории, которая проводится на добровольных началах.

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию, которое педагогический работник выражает посредством подачи заявления в аттестационную комиссию (пункты 27-30 Порядка аттестации).

Отсутствие у педагогических работников высшего образования либо несоответствие их среднего профессионального образования или высшего образования направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должностям работников образования, само по себе не является основанием для отказа в прохождении ими аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от них заявления о прохождении аттестации. Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка аттестации.

При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.