Как научиться не перебивать?

Содержание

Почему важно не перебивать другого

Скажите, вам нравится, когда вас перебивают? А вы-то сами как, перебиваете других? Задайте себе мысленно вопрос, почему вы это делаете. Скорее всего, ответы будут примерно такими:

  • Мне интересно общаться.
  • Я так поддерживаю разговор.
  • Я боюсь забыть, что хотел(а) сказать.

Я предлагаю не рассуждать об ошибках в общении. Я хочу, чтобы все, кто прочитает эту статью, вынесли для себя простую истину — вы нужны людям вокруг вас, а они нужны вам. Но вы не сможете найти точку соприкосновения, пока не научитесь слушать.

Случай из жизни

Начну, пожалуй, с жизненного примера. Я никогда не заморачивалась, если меня перебивали по ходу разговора. Раздражало, конечно, но ничего не поделаешь, сама грешила этим. А потом однажды крепко так втрескалась. Мой будущий парень оказался умным, прямолинейным и суровым программистом. Комсомолец, спортсмен и просто красавец. Пока в животе у меня порхали бабочки, а мозг растворялся в розовом тумане, я слушала парня с благоговейным трепетом и только кивала. Прошла неделя, месяц, полгода. Туман развеялся, бабочки в животе начали понемногу дохнуть, а во мне возродилось желание кормить свое небольшое, но все-таки эго. Мои реплики начали перерастать в монологи, и тут я обнаружила, что меня перебивают. При чем с какой-то фееричной наглостью. Я ловила себя на том, что начинаю говорить заново по пять раз, потому что парень регулярно еще что-то припоминал, и обязательно тут же об этом мне рассказывал. Не со зла, просто вот такой он есть. Мною очень редко овладевает бешенство. Но тут я почувствовала, что неиллюзорно хочу засунуть ему в рот кляп, связать и запихнуть в шкаф. И чтобы он там помолчал пару часов. И тут я, наконец-то, задумалась. Не о том, как перевоспитать парня. Задумалась о том, как нам на самом деле важно знать, что нас слушают и слышат. А не просто ищут повод распространить звуковые волны.

PathDoc/.com

Кто все эти люди?

Если вы все-таки принадлежите к темной стороне силы и считаете, что перебивать — это круто и замечательно, я напомню вам, что происходит с вами и вашим собеседником во время разговора. Вот вам что-то рассказывают. Важная для вашего собеседника история. Может, что-то, о чем он мало кому и может рассказать. А вам может. Внезапно одна его фраза пробуждает в вас воспоминание. Такое яркое и незабываемое, что просто грех не рассказать. Или изящное замечание, такое остроумное, что непременно нужно блеснуть. Вы уже не слушаете. Вы думаете о вашей истории и погружаетесь в ностальгию. Вы оттачиваете в уме остроумную фразу, стараясь не забыть. Ждете, пока собеседник закончит. Ждете с нетерпением и раздражаетесь, когда он продолжает говорить. Когда наконец-то эта сволочь соизволит замолчать, вы даже не выражаете никаких эмоций по поводу истории, а сразу же начинаете отвечать словами: “Кстати, вспомнил такой забавный случай…”. И знаете что? Это чувствуется. И это в лучшем случае просто неприятно. А в худшем — очень больно и обидно. Вы точно уверены, что хотите делать людям больно?

Умение слушать — не научная фантастика

Начнем с того простого факта, что не перевелись еще богатыри на земле русской есть еще люди, которые умеют слушать. Их мало, и поэтому это драгоценное умение ценится, словно вымирающий Амурский тигр. У меня таких друзей и знакомых наберется от силы десяток, все практически 30+ лет от роду. Разговаривая с ними, я отвожу душу. Их всех отличают несколько особенностей:

  • Разговаривая с другими, они никуда не спешат. Они внимательно и вдумчиво тебя слушают, и не ведут себя так, будто через 5 минут наступит конец света.
  • Они реагируют на ход твоего рассказа и искренне сопереживают.
  • Они никогда не станут вставлять посреди твоей речи собственные реплики.
  • Они выражают свое мнение насчет твоего рассказа, помогают советами.
  • Если все-таки идет жаркая дискуссия, и они хотят своевременно озвучить аргумент, они либо поднимут руку, либо вежливо поинтересуются можно ли тебя перебить.

Значит, все-таки, можно контролировать себя и не расстраивать других?

Почему мы хотим говорить так много?

На самом деле, нам не нужны советы или чужое мнение. Нам нужно высказаться.

При том, хронически. Нам нужно внимание, признание нашего авторитета, компетенции, доминантности. Нужно кормить наше, прямо скажем, зажравшееся эго. И даже если способности человека очень посредственные, он хочет самоутвердиться, засовывая свой бесполезный пятак куда ни попадя. И народная премудрость “Молчи — за умного сойдешь” таким индивидам не указ.

И почему мы хотим говорить когда попало?

Правильно — боимся потерять мысль. Существует несколько, как кажется на первый взгляд, справедливых доводов, почему перебивать других вроде бы и не так плохо. Доводы легкую проверку на адекватность не выдержали и оказались очередными отмазками для ленивого человеческого мозга.

1. Я забываю, что я хотел(а) сказать

Коллективный бред, передающийся воздушно-капельным путем. У всех что, Альцгеймер в последней стадии поголовно? Я лично пока могу зафиксировать в памяти все, что хочу сказать по данному поводу, чтобы сделать это, когда собеседник закончит. И никаких особо выдающихся интеллектуальных способностей для этого не надо.

Как я это делаю

Если вам нужно какое-то время, чтобы запомнить информацию, отвлекитесь. Мне хватает на пару секунд мысленно отгородиться от разговора, чтобы приклеить на кору мозга воображаемую заметку “Рассказать про ту историю во Львове”. И без проблем рассказать ее потом.

Кстати, о птичках

А вам вообще не приходило в голову, что пока вы будете быстренько вставлять свою реплику, собственно, ваш собеседник забудет, о чем он говорил. Или просто потеряет настроение и запал что-либо говорить. Как говориться: “Дорога ложка к обеду”.

2. Мне интересно с тобой общаться, я таким образом поддерживаю разговор

Поймите, наконец, никому не нужно пустословное “поддержание разговора”. Я сейчас не про заклеивание неловких пауз говорю, а про вашу коммуникацию с людьми, которые вам действительно дороги — любимые парни, девушки, мужья, жены, дети, мамы, папы, дорогие друзья, хорошие знакомые и давние коллеги. Да, к незнакомому человеку можно проникнуться симпатией за 5 минут разговора. Им не кивки головой нужны, а вы. Ваше внимание, участие, сочувствие, просто мнение, в конце концов. “Поддерживать разговор” можете в очереди за кофе. А с людьми, в которых вся ваша жизнь, нужно быть несколько бережнее.

Когда я начала обращать внимание на свою манеру говорить, то первым делом разработала удобный и понятный для себя прием. И назвала его “Медитация над собеседником”. Он заключается в том, что в ту секунду, пока мне что-то рассказывают, я концентрируюсь на своем собеседнике. Больше ничего в этом мире для меня не существует, кроме человека, который делится со мной чем-либо. Я вникаю в его проблему, историю, переживаю вместе с ним. Стараюсь чувствовать все, что чувствует он. Все, что мне приходит в голову по ходу, я откладываю на полочку и делаю заметки. Это, честно говоря, сложновато. Я такой же человек, как и все, мне хочется делиться. Но я стараюсь осознавать, что это можно сделать потом. Когда собеседник закончит. Когда мы полностью исчерпываем проблему, я приступаю к своему рассказу. Невозможное возможно 😉

3. ОК, ну а кто же тогда будет слушать меня?

Говорят, мы не можем слушать другого, пока сами не будем выслушаны. Справедливо, всем хочется быть понятыми, иначе бы не существовало в природе психологов, психиатров и иже с ними. Но поверьте мне на слово, если вы искренне выслушаете кого-то, он точно так же с радостью выслушает вас. И давайте не затевать диспуты на тему кто первый должен слушать. Люди — это не куры и не яйца, все-таки. Люди — это люди. Давайте попробуем ими быть. Вдруг получится?

Не перебивай меня: как достучаться до собеседника

Что вы чувствуете, когда вас перебивают? Наверняка, что вы и ваше мнение неинтересны собеседнику. Перебивать — вредная привычка, которая негативно сказывается на любых отношениях — личных, рабочих, общественных. Специалисты рассказали, откуда берется такая манера, что она означает на самом деле и можно ли научиться и научить вести себя иначе.

Тот, кто перебивает, в первую очередь хочет высказаться сам. Даже если его об этом не просили, он всё равно уличит удобный момент и вставит свою реплику. Особенно обидно становится, когда рассказываешь свою личную историю, которую никому другому бы её не доверил; и ждёшь, что после рассказа проявят сочувствие или дадут совет, а вместо этого: «Кстати, был забавный случай…». После этого, вряд ли захочется делиться сокровенным с этим человеком, ведь каждый раз будешь чувствовать, что собеседника больше волнуют его собственные мысли.

Или другой типичный сценарий. Нередко все начинают говорить хором на рабочих совещаниях, родительских собраниях и других дискуссионных обсуждениях, что делает их совершенно неконструктивными.

Плохое воспитание?

Считается, что культурный и хорошо воспитанный человек никогда не будет перебивать собеседника, он дослушает речь другого до конца, а потом выскажет своё мнение. И, казалось бы, все мы выросли не в тайге… Почему же не даем высказываться собеседникам?

Есть несколько объяснений такого поведения, и одно из них — социокультурное. Собеседник, который чувствует себя выше другого, будет чаще прерывать и вставлять свои «пять копеек».

Исследователи поставили эксперимент — они попросили несколько пар поговорить на одну и ту же тему, их разговор записывали на аудио- и видеоплёнку. Участников разбили на пары: мужчина-женщина, женщина-женщина, мужчина-мужчина, человек с более высоким социально-экономическим положением и с более низким, а также равные друг другу. Наблюдатели подсчитывали, кто чаще перебивал и давали оценки поведению каждого из участников эксперимента.Как мы попадаемся в руки кукловодов

Оказалось, что мужчины в два раза чаще прерывали речь женщин, а начальники подчинённых. У наблюдателей люди, которые чаще перебивали, вызывали неприязнь, но женщин, прерывавших мужчин, оценивали более негативно. При этом если дама перебивала даму, то это во внимание практически не принималось.

«Женщина, перебившая мужчину, не только нарушает правила общения, но и ставит под сомнение стереотипные полоролевые нормы приличия, принятые в обществе. Действия женщины воспринимаются как словестное оскорбление и расцениваются больше как дерзость, чем стремление оспорить точку зрения мужчины», — комментирует доктор психологических наук, профессор Тамбовского государственного университета Игорь Грошев.

Эксперимент проведён ещё в 1970-х годах в США. Но и сегодня, в эпоху гендерного равенства многие мужчины всё ещё чувствуют за собой моральное право наглым образом оборвать речь оппонентки. Новосибирский психолог Евгения Дашкова отмечает, что мужчина может внимательно слушать женщину примерно 15 секунд, а потом ищет первую зацепку, чтобы начать доказывать свою точку зрения.

Таким образом, перебивать — означает показывать своё преимущество, доминировать, демонстрировать превосходство. Это подтверждает и эксперимент, в котором люди одного пола или равные друг другу в обществе реже прерывали разговор собеседника.

«В любом диалоге лидер тот, кто чаще говорит, занимает канал коммуникации. Мужчину-врача перебивать нельзя, даже если пациент тоже мужчина. А вот с женщиной-врачом пациент будет вести себя по-другому, думая, что имеет право её перебить. Так что пол и социальные нормы очень важны в коммуникации, от женщины ждут мягкости и деликатности, а от мужчины напористости», — поясняет Дашкова.

«Извините, что я говорю, когда вы перебиваете….»
Михаил Жванецкий

Нервы шалят?

Кроме культурных норм, которые обуславливают наше поведение, имеют значение психологические особенности человека. «Я боюсь забыть, что хотел сказать», — самое частое оправдание, которое можно услышать от «говорунов». Это, уверена невролог новосибирской клиники «Сибнейромед» Ксения Доронина, может быть одним из симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Его чаще всего диагностируют у детей, но если в детстве с этим не боролись, то синдром может проявлять себя всю оставшуюся жизнь.

Причин у СДВГ много, это могут быть и проблемы перинатального развития или гипоксия при родах. Кроме этого, воспитание и отношение взрослых могут наложить определённый отпечаток на психике, и даже строение мозга может стать причиной синдрома.

«Привычка перебивать не является самостоятельным неврологическим заболеванием, но бывают состояния, при которых наиболее вероятно, что человек будет перебивать, например, СДВГ. В детстве они не могли долго удерживать на чём-то внимание, а на уроках плохо слушали, были гиперподвижными, брались за несколько дел одновременно и ничего не доводили до конца. Если с ними не занимались, то вырастали в гиперактивных взрослых», — прокомментировала Доронина.

Человек, который перебивает, упускает шанс узнать важное. Когда вам планируют сообщить или объяснить что-то значимое, как правило, главному сообщению предшествует «подготовительная» речь. И таким образом, оборвав собеседника на подготовительном этапе… возможно, вы не услышите какого-то признания, предложения или решения.

Как с этим жить?

По словам невролога, скорректировать симптомы СДВГ можно и у взрослого, чаще всего для этого достаточно высокой мотивации побороть вредную привычку перебивать. Нужно просто следить за своим поведением, одёргивать себя каждый раз и делать в голове мысленные «зарубки» — какую фразу сказать после того, как собеседник договорит. Если сложно справиться самому, то помочь могут психологи.

А как быть пострадавшей стороне? Специалисты советуют — если можно, то дистанцируйтесь от того, кто всё время норовит заткнуть вам рот. Если это невозможно, потому что такой привычкой страдает близкий человек, то надо попробовать выстроить коммуникацию так, что бы был шанс закончить речь. Для этого важно знать несколько волшебных фраз.

«Первое, что нужно сделать во время разговора — обозначить сам факт того, что человек прервал вас. Прям так и сказать: «Ты меня перебил». Без эмоций и претензий, не указывать, что делать. Можно сделать пазу, потом сказать: «Ты меня перебил, я продолжу свою речь»», — посоветовала психолог. Интроверт любит вас: как об этом догадаться?

Это может удивить «говоруна», ведь он, скорее всего, и не замечал, что страдает такой привычкой. Второй шаг — сказать человеку о своих чувствах. Фраза может начинаться так: «Когда ты меня перебиваешь …», далее сказать, что чувствуете: «… мне становится обидно», «… я сбиваюсь с мысли и потом не знаю, что сказать», «… мне кажется, тебе безразлично, что я говорю».

И третий шаг — сделать конкретное предложение, чтобы всем в этой ситуации стало лучше. Фразы должны подчёркивать, что вы настроены вести диалог на равных: «Я прошу, дослушай меня до конца», «Давай я договорю, и ты выскажешься», «Давай, когда ты меня перебьёшь, я тебе остановлю».

«Эта привычка не уйдёт, если вы сказали эти фразы однажды, их нужно произносить каждый раз. И через какое-то время человек научится сдерживать себя. Правда, нельзя утверждать, что он раз и навсегда изменится, если сам не заинтересован в этом», — добавила Дашкова.

Умение слушать ценно по ряду причин. Это помогает налаживанию и укреплению межличностных отношений — с вами, умеющими слушать и следить за ходом рассказа, людям комфортно и спокойно. А в целом умение воспринимать и быть открытым к информации способствуют анализу, обучению и развитию личности.

Как бороться с привычкой перебивать собеседника?

Умение вести беседу — ключевой навык, определяющий успешность человека в обществе. А показатель качества этого навыка — умение слушать. Манеры речевого поведения — это своего рода одежка, по которой встречают, а желание перебить говорящего, способно подпортить репутацию не хуже жирного пятна на рубашке. Перебивание во время разговора — типичная ошибка слушания. Это неосознанное действие имеет психологическую подоплеку, первопричина которой может идти из детства, может быть сформирована характером человека или типом его отношений с собеседником. К счастью, избавиться от пагубной привычки можно без особого труда, если разобраться в природе ее появления.

Причины возникновения такой привычки

В своем интервью для американского издания The CUT доктор психологии Джоэл Минден говорит, что «перебивание — способ демонстрации силы в межличностной коммуникации». Проявление этой привычки можно рассматривать и как стремление к самоутверждению. Преобладающее желание показать себя побуждает человека начать общение с целью похвастаться своими знаниями перед собеседником, принизить значимость его мнения и поставить под сомнение актуальность информации, которой он располагает. Таким образом, прерывая говорящего, перебивающий сообщает, что мысли собеседника менее ценные и полезные, чем его собственные. А также, что он уже владеет всей той информацией, которую говорящий хочет до него донести.

Склонность к прерыванию чужой речи может быть сформирована еще в детстве. Ребенок перенимает манеры поведения и привычки взрослых из своего окружения. Если родители или учителя преподносят такой вариант поведение как способ доминирования или самоутверждения, то он воспринимается ребенком как безоговорочно верный.

Всплеск эмоций как источник желания перебить

Иногда оживленная беседа может перерасти в бурный диспут, в ходе которого становится труднее контролировать эмоции. В ситуации спора желание перебивать обычно возникает у более неуверенного участника беседы, которому трудно признать собственное поражение. Когда человек понимает, что убедительность его аргументации падает или его компетентность в теме диспута недостаточно высока, он наиболее подвержен эмоциональному всплеску, в результате которого начинает использовать в споре неблагородные приемы. Он начинает перебивать собеседника, пытаться оборвать его мысль, доказывая свою правоту, даже если для этого придется перейти на повышенные тона.

Хотя не всегда привычка прерывать мысли говорящего обусловлена всплеском негативных эмоций. Иногда благородный, на первый взгляд, порыв к сопереживанию может произвести такой же пагубный эффект, как и стремление доказать собственное превосходство. Допустим, человек переживает какое-то эмоциональное потрясение и чувствует необходимость высказаться. Желая показать неравнодушие к чужой проблеме, слушающий может использовать фразу типа «Я с этим тоже сталкивался, и…». Неосознанно он переключает внимание на себя. Доверие и расположение собеседника к нему падает, а попытка показаться внимательным и чутким претерпевает крах.

Выступая в роли слушателя, нужно попробовать понять эмоции и переживания говорящего, соблюдая баланс между сопереживанием и здравомыслием. Важно уважать чужой опыт, а не пытаться доказать собеседнику несерьезность его проблемы.

Общение требует уважения к собеседнику

Здоровое общение помогает построить доверительные отношения, а умение терпеливо слушать является важным инструментом, который помогает сохранять и укреплять сложившееся доверие. Даже если речь собеседника медленная, сбивчивая или слишком хаотичная, важно дать ему закончить свою мысль в привычном для него стиле. Выслушать говорящего и принять во внимание его высказывание — значит проявить уважение к его мнению, опыту и достойно оценить передаваемую им информацию.

Для воспитания культуры общения существует ряд несложных упражнений, которые можно выполнять прямо во время диалога:

  1. Образ идеального собеседника. Суть упражнения в том, чтобы создать в голове некий идеал слушателя и стараться максимально соответствовать его манере поведения. Этот образ можно взять и с реального человека, достаточно вспомнить кого-то, с кем интересно и приятно общаться.
  2. Вовлеченность в диалог. Нужно попытаться максимально сосредоточиться на речи говорящего: вслушиваться в его интонацию, стараться поймать каждое слово, иногда кивать или поддакивать, показывая свою вовлеченность в беседу. Главное в этом упражнении — не позволять посторонним мыслям занимать голову слушателя во время диалога.
  3. Перерыв в пару секунд. После того, как собеседник закончит говорить, следует выдержать небольшую паузу. Это послужит подтверждением того, что реплика окончена и теперь говорящий готов стать слушающим.

Способна ли привычка испортить отношения между людьми?

Пренебрежение правилами речевого этикета влечет за собой неприятные последствия. Причем масштаб этих последствий непредсказуем. Это может быть бытовая ссора с другом — досадная неприятность, которую, тем не менее, довольно легко исправить. Но, допустим, потеря престижного рабочего места из-за дурных привычек уже не является чем-то столь же легко поправимым.

Межличностная коммуникация — это своего рода игра с довольно простыми правилами и очевидной последовательностью действий. Чтобы добиться мастерства в этой игре, необходимо в полной мере овладеть ее основными инструментами. Удобнее всего рассматривать коммуникацию на примере шахмат. Здесь шахматная доска — это сама речь, а ходы, которые делает игрок на доске — речевые приемы. Качество речевых приемов определяет успешность ходов. Когда победа превыше всего, игрок не брезгует нечестными трюками и лазейками, не задумываясь при этом о цене такой победы. Будет ли считаться достойным соперник, который игнорирует принципы игры и доказывает свое превосходство грязными уловками? Нет, ведь и в шахматах, и в общении уважение к партнеру — одно из самых главных правил. Прерывая речь собеседника, нельзя доказать ничего, кроме собственной неуверенности и невежественности.

Пройдите тестВаш характерЭтот простой тест позволит вам лучше узнать себя.

Использованы фотоматериалы

Как правильно перебивать собеседника

Свой рецепт предлагает известный писатель, телеведущий, автор ряда книг по психологии общения Андрей Максимов, который создал свою систему общения, не только помогающую людям избавиться от одиночества, но и меняющую их мировосприятие.

Вся наша жизнь — это бесконечная череда «говорений» и «слушаний». Даже поразительно, что, имея такой опыт, и то и другое мы делаем весьма и весьма дурно. Слушаем мы «из ушей вон плохо». Ученые подсчитали, что эффективность слушания у большинство людей составляет… 25 %! Представляете?!

Мы получаем лишь четверть той информации, которую до нас пытаются донести!

«Страна глухих», «мир глухих» — это вовсе не о глухонемых людях. Это — о нашем с вами мире. О нас с вами.

«Люди отвыкли слушать, что им говорят, — констатирует Ларри Кинг. — Вы говорите родным или друзьям, что ваш самолет прибывает в восемь, но разговор еще не закончился, а они уже спрашивают: «Так когда ты прилетаешь?». А попробуйте прикинуть, сколько раз вы слышали от кого-нибудь: «Я забыл, что вы мне сказали».

То, о чем пишет мой знаменитый американский коллега, попросту называется «невнимательность», другими словами: такая ситуация, когда мы разговариваем с человеком, не умея на нем сосредоточиться. Когда нам не удается сделать человека центром мира. Эта проблема обусловлена суетностью и бесконечным нашим бегом по жизни.

Пробегая мимо человека (необязательно физически, можно и просто в мыслях), вы никогда не сможете с ним поговорить и получить ту информацию, которая вам необходима.

Повторим еще раз: если вы хотите по-настоящему поговорить с человеком, если та полезная новость, которую вы жаждете от него получить, для вас чрезвычайно важна, — в момент разговора он должен стать для вас центром мира. В этот момент у вас не может быть никаких иных занятий и дел, вы должны сосредоточиться на собеседнике всеми своими чувствами и мыслями.

В жизни мы так много разговариваем, что нам кажется, будто разговор не требует от нас особых усилий. Мы не считаем беседу — интервью, получение информации — делом, требующим внимания и сосредоточенности.

Эта проблема вызвана не только суетностью нашей жизни, но и нашим непониманием того, что, направляясь на разговор, надо готовиться не к тому, чтобы высказаться, а к тому, чтобы слушать; не к тому, чтобы подтвердить то, что вам и так известно, а к тому, чтобы получить новую информацию.

Что происходит, если мы так не делаем?

Однажды мы понимаем, что пора уже взять интервью у собственного ребенка по поводу его успеваемости, но разговариваем с ним абсолютно формально, думая о своих важных, взрослых делах. После этого не стоит удивляться, что между нами и нашим собственным чадом возникает конфликт и исчезает взаимопонимание.

Нас раздирают родительские проблемы, но необходимо получить информацию от своего подчиненного по поводу неудач на работе. Мы вызываем подчиненного, задаем формальные вопросы, получаем формальные ответы… После этого не стоит удивляться, что на работе ничего не меняется.

Мы понимаем, что любая работа — от вбивания гвоздя до варки борща, от чтения книги до покупки шкафа — требует сосредоточенности.

Почему же нам кажется, что получить информацию от человека — это проще, чем купить шкаф или сварить борщ? Почему вы убеждены в том, что вы слышите любого, кого слушаете?

Сосредоточиться — это не такая уж сложная задача. Но она сама по себе, без вашего участия, не выполняется.

Если вы поймете необходимость сосредоточиться на вашем собеседнике, сделать его центром мира — у вас все получится. В данном случае, как почти всегда в психологии, постановка задачи — это львиная часть ее решения.

Самое главное: использовать правило одной минуты еще и для того, чтобы, отбросив суету, организовать свои мысли в направлении будущего разговора.

Не только суета, не только пренебрежение к важнейшему делу нашей жизни — получению информации — мешает нам сосредоточиться на собеседнике.

В данной ситуации наш враг — наше собственное неуемное стремление ощущать самого себя центром мира. Мы хотим рассказать о себе, а не услышать другого. Мы кричим: «А вот и я!» вместо того, чтобы обрадоваться: «А вот и вы!».

Очень часто мы не слышим своего собеседника только потому, что предпочитаем говорить: демонстрировать себя, ставить себя в центр мира. Вместо того чтобы слышать: видеть и понимать другого, ставить в центр мира его.

Подобное наше поведение часто закрепощает собеседника, делает его несвободным.

Ваш собеседник чувствует себя тем свободнее, чем большую заинтересованность в себе он ощущает.

Если вы не смогли заинтересоваться человеком хотя бы на момент беседы, то услышать его — понять, получить нужную информацию — вам не удастся.

Если продавец сметаны поймет, что он очень интересует вас как «гарант свежести сметаны», — он даст вам куда больше нужной вам информации, чем, скажем, ваша любимая дочь, с которой вы поговорили, пробегая из одной комнаты в другую.

Итак, сосредоточиться на собеседнике надо, чтобы его услышать. Только сосредоточенность поможет вам решить проблемы и семантического шума, и прорыва в чужой коридор реальности.

Когда мы констатируем: «Собеседника надо слышать», мы имеем в виду, что надо адекватно понимать смысл его слов, иначе общение не имеет смысла и никакую информацию получить невозможно.

Услышать собеседника — значит его понять

Что значит «понять другого человека»? Если отвечать на этот вопрос философски, то ему можно посвятить целую книгу. В сущности, вся мировая литература уже веками только и делает, что обсуждает проблему понимания людьми друг друга.

Но в русле нашего разговора все куда проще: понять человека — значит присвоить, сделать своей ту информацию, которую он вам дал.

В данном случае слово «присвоить» не имеет криминального оттенка. Оно идет от театрального искусства. Про хорошего артиста говорят: он присвоил себе походку героя, его речь, его реакции, в конечном итоге — он присвоил себе чужую судьбу.

Так же и мы в процессе общения должны присвоить, сделать своей чужую информацию. Как понять: удалось вам присвоить информацию или нет? Критерий тут один: можете ли вы пересказать другим людям то, что узнали от своего собеседника, или нет?

Вы беседуете с доктором по поводу состояния вашего друга — как важно четко и правильно понять полученную информацию. Вы услышали доктора? Вы присвоили его информацию? Вы убеждены, что сможете повторить все, сказанное врачом?

Вы берете интервью у учителя об учебе вашего сына — эта информация может на некоторое время стать решающей в ваших отношениях с ребенком. Вы уверены, что вы услышали учителя? Поняли? Можете передать не ваш взгляд на его позицию, а собственно позицию педагога?

Вы берете интервью у своей жены — эта информация может стать решающей для вашей дальнейшей семейной жизни. Вы уверены, что вы всегда настраиваете себя на то, чтобы слышать (понимать) близких людей, а не на то, чтобы высказываться самому? Вам удалось присвоить ее информацию? Оказаться как бы в ее шкуре?

Если вы можете свободно ориентироваться в той информации, которую только что получили, если вы можете пересказать ее, как говорят юристы, третьему лицу, — значит, вам удалось ее понять.

Даже когда вы берете интервью у незнакомого города, попробуйте услышать его, постичь, а не удовлетворяйтесь общепринятыми суждениями о нем. Понять чужой город — это значит постичь, в чем его своеобразие лично для вас.

Услышать себя — значит понять себя самого. Понять, что в жизни ты делаешь так — то есть приближаясь к счастью; а что не так — то есть удаляясь от него.

Познание (скажем, новых для вас фактов науки) — это тоже умение получать новую (полезную) информацию и понимать ее.

Нет понимания — нет и знаний. Мы знаем только то, что понимаем, и что, соответственно, можем объяснить другим.

Если вы хотите понять, удалось ли вашему ребенку взять интервью у учебника и у учителя, — вы должны не просто заставить его пересказать вызубренное, но поговорить, дабы понять, насколько свободно ориентируется он в новой для себя информации.

Если ваш подчиненный берет у вас интервью, а потом просто повторяет то, что вы сказали, — это вовсе не значит, что он вас понял. Но если ваши слова порождают в нем собственные мысли, возможно, даже вызывают желание спорить — значит, он присвоил вашу информацию, сделал ее своей.

Помните, что Господь дал человеку один язык и два уха и два глаза, как бы намекая на то, что слышать и смотреть мы должны в два раза больше, нежели говорить.

Большинство поступков, которые мы совершаем в жизни и которые, собственно говоря, и составляют нашу жизнь, мы получаем, ориентируясь на информацию, которую нам предоставляют другие люди. Поэтому не будет большим преувеличением сказать, что понимание этой информации имеет для нас жизненно важное значение.

Однако как бы серьезно ни относиться к чужой речи, все равно собеседника иногда приходится перебивать.

Как перебивать собеседника так, чтобы это не уничтожило взаимопонимания?

Любой из нас знает, что это — серьезная проблема, причем не важно, касается ли она начальника, жены или инженера в ДЭЗе. Есть люди, которые говорят безостановочно, их речь течет как река, и, кажется, нет такой плотины, которая может остановить этот поток.

Мало того что человек беспрерывно говорит, но при этом не предоставляет нам необходимую информацию. Так еще и сама по себе ситуация, когда мы не можем пробиться к собеседнику, нас ужасно раздражает, мы начинаем нервничать, разговор разлаживается…

В общем, человека вроде послушали и даже, возможно, поняли, что он говорит, а все равно — время потратили напрасно.

Что же делать? Для начала заметим: никто и никогда не говорит без пауз. Так не бывает. Любому необходимо, что называется, перевести дыхание.

Если человек в момент разговора является для вас центром мира, если вы внимательно его слушаете — эту паузу вы уловите без труда.

Собеседник всегда предоставляет нам возможность его перебить.

Однако дальше возникает следующий вопрос: как перебить человека так, чтобы он не обиделся? Чтобы он не решил, будто ваши вопросы вам гораздо интересней, чем его ответы?

Если вы хотите перебить собеседника так, чтобы это не уничтожило возникшего понимания, то, уловив паузу, вы должны задать вопрос, который бы направлял тему разговора в нужное вам русло, но при этом отталкивался бы от слов собеседника.

На самом деле это только кажется сложным. Сама формулировка вывода, пожалуй, сложней, чем его исполнение.

Своим студентам я даю такое задание. Я говорю им фразу, оттолкнувшись от которой они должны задать определенный вопрос.

Например, они должны спросить у меня, какими главными критериями в оценке знаний я буду руководствоваться на экзамене, оттолкнувшись от фразы: «Я люблю яблоки».

Логическая цепочка такая:

— Вы сказали, что любите яблоки. Я тоже люблю яблоки. Говорят, что яблоки усиливают умственный процесс. Когда я готовлюсь к экзаменам, я всегда ем яблоки. Я вот все готовлюсь, готовлюсь, а до сих пор не знаю, какими критериями в оценке знаний вы будете руководствоваться на экзамене.

Еще пример.

Студенты должны узнать, какая у меня машина, оттолкнувшись от фразы: «Сегодня пошел первый снег».

Логическая цепочка очень простая:

— Сегодня пошел первый снег. Стало скользко. На улицах — много аварий. Вам страшно было ехать? Или у вас такой автомобиль, что на нем не страшно? Кстати, а какой у вас автомобиль?

Подобные упражнения вы легко можете проделывать сами, они весьма полезны. Уверяю вас, выстраивание таких логических цепочек поможет вам, когда придется перебивать собеседника.

Нет такого вопроса, который нельзя было бы задать, оттолкнувшись от любой мысли или фразы вашего собеседника.

Когда, воспользовавшись паузой в словах вашего собеседника, вы задаете вопрос, с одной стороны, подтверждающий, что вы его слышите, а с другой — направляющий беседу в нужное вам русло (в то русло, которое позволяет вам получить необходимую информацию), — взаимопонимание не только не исчезает, а укрепляется.