Как открыть маршрутное такси

Содержание

Городской маршрутный транспорт как вид бизнеса

В качестве идеи для организации собственного бизнеса стоит рассмотреть городской маршрутный транспорт, который ходит чаще и быстрее государственного. Люди всегда стремятся оптимизировать свое время и попасть из пункта А в пункт Б как можно быстрее, поэтому готовы заплатить немного больше, чтобы не ждать прихода транспорта, а уехать прямо сейчас.

Начать организацию такого бизнеса следует с регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. В первом случае человек получает, в качестве бонуса, упрощенную систему налогообложения, поэтому, делающим первые шаги в бизнесе лучше выбрать этот вариант.

После решения юридических вопросов, надо закупить все необходимое: автомобили, оборудование, а также найти стоянку для своего автопарка. Все водители должны проходить регулярное медицинское освидетельствование в обязательном порядке, поэтому надо либо заключить договор с медицинским учреждением, либо взять в штат сотрудников своей фирмы врача, который будет обладать соответствующей квалификацией.

Следующим шаг — заключить договор на перевозку людей, или оформление лицензии на право пассажирских перевозок. Условия получения такой лицензии можно узнать в местной транспортной инспекции. Минимальными требованиями будет наличие автомобилей в надлежащем состоянии, стоянки для них и места для проведения ремонтных работ. В некоторых городах обязательным условием является прохождение специализированных курсов для руководителей транспортных предприятий. Оформление лицензии займет не больше месяца.

После получения лицензии надо оформить право на следование автомобилей по определенному маршруту. Как правило, это утверждает транспортный комитет при городской администрации. Здесь могут возникнуть некоторые сложности, если выбран какой-то популярный маршрут и кандидатов несколько.

В этом случае, вероятнее всего, проведут тендер, по результатам которого будет выбран лучший претендент на перевозку пассажиров. Не стоит удивляться, если появятся дополнительные условия вроде скидок или бесплатного проезда для льготных категорий граждан.

При выборе маршрута стоит обратить внимание на то, какое количество людей ездит по тому или иному пути, насколько часто ходит здесь городской транспорт, какой процент населения района передвигается на собственном транспорте и есть ли альтернативные варианты проезда. С наибольшей долей вероятности в больших городах хорошую прибыль принесет перевозка пассажиров от спальных районов к метро.

Выгодно ли маршрутное такси и как открыть этот бизнес

Маршрутное такси есть практически во всех городах нашей страны; именно маршрутки берут на себя значительную часть пассажиропотока. Среди владельцев этого бизнеса довольно жесткая конкуренция, а влиться в эту нишу в больших городах достаточно сложно: популярные маршруты забиты пассажирами.

Это привлекает многих начинающих предпринимателей: спрос есть, а значит, при правильном выборе маршрута и грамотной стратегии можно выйти на стабильный доход и быстро отбить вложения. Но здесь не все так просто: прежде чем открыть свой маршрутный бизнес, нужно просчитать много факторов. О том, как заработать на маршрутке, поговорим в статье.

Нюансы бизнеса на перевозках пассажиров микроавтобусами

Прежде чем приступать к закупке машин и регистрации бизнеса, нужно учесть несколько важных моментов.

Согласно законодательству, в России не существует такого вида транспорта, как маршрутка. То, что обычно подразумевается под этим словом, на самом деле классифицируется как микроавтобус. Начиная с 2013 года такие микроавтобусы считаются общественным транспортом и должны осуществлять перевозку пассажиров по регулярным маршрутам с определенным графиком. Они могут быть двух типов:

  • те, которые останавливаются только на определенных остановках;
  • те, которые останавливаются в любых не запрещенных для этого местах.

Также принято разделять микроавтобусы по дальности пассажирских перевозок:

  • маршрутки, которые двигаются по регулярному маршруту в черте города;
  • маршрутки, которые осуществляют перевозки в пригородные районы (до 50 км от города);
  • маршрутки, которые курсируют между городами (больше 50 км от города);
  • маршрутки, которые осуществляют перевозки по международному маршруту с пересечением территории другой страны

От других видов общественного транспорта маршрутка отличается тем, что это частный вид транспорта, который финансируется исключительно от своей прибыли. Чтобы получить больше дохода при минимуме затрат, владельцы бизнеса часто экономят на техобслуживании и других необходимых затратах на бизнес. Это может отразиться на безопасности пассажиров и водителей.

Регистрация такого бизнеса предполагает получение лицензии, разрешений от уполномоченных органов и соблюдение ряда требований по безопасности и найме работников.

Конкуренция здесь очень высокая. Большинство прибыльных маршрутов уже заняты, и поставить свою маршрутку на них практически невозможно. Чтобы влиться в эту нишу, помимо оплаты всех расходов на открытие и закупку машин может понадобиться заплатить немалую сумму за то, чтобы вам разрешили встать на маршрут.

Как можно поставить маршрутку на маршрут

Придумать собственный маршрут и просто запустить на него свою маршрутку нельзя. Чтобы встать на уже открытый маршрут, нужно обратиться в департамент транспорта или то транспортное предприятие, которое занимается обслуживанием маршруток. В случае, если в выбранном регионе парк микроавтобусов уже устарел и нуждается в замене, а вы можете предложить новые безопасные автобусы, вам, скорее всего, разрешат это сделать. Но сначала потребуется заключить договор для запуска своих микроавтобусов на маршрут.

Учтите, что в большом городе у вас вряд ли получится. Эта ниша там давно занята, поэтому стоит обратить внимание на небольшие и маленькие города. В каждом регионе ситуация может быть разной, поэтому стоит заранее провести мониторинг в выбранном регионе.

Если же вы хотите запустить свой маршрут, будьте готовы столкнуться с некоторыми сложностями:

  1. Новые маршруты утверждают и разрабатывают местные органы самоуправления и региональное Министерство транспорта. Чтобы они утвердили маршрут, необходимо собрать много бумаг. К этому списку относятся раздел по организации, экономические и технологические расчеты, а также другие документы.
  2. Процесс выбора той компании, которая будет перевозчиком на разработанном маршруте, происходит с помощью тендеров. Их проводят местные административные органы. Так как желающих получить место может быть много, возможно, что законно получить маршрут не получится.

Что иметь представление, как обстоят дела на самом деле и на что стоит рассчитывать, стоит пообщаться с владельцами маршруток и теми, кто работает в этой сфере в вашем регионе. Это поможет лучше понять, стоит ли открывать здесь бизнес и какими будут дополнительные расходы.

Какие документы и разрешения необходимы

Чтобы запустить бизнес, понадобится немало документов. Стоит заранее запастись терпением и достаточным количеством времени.

Работа микроавтобусов регулируется уставами (городской наземный и автомобильный транспорт) а также Федеральным законом (№ 220-ФЗ).

Согласно этим законам, к маршруткам выдвигается ряд требований:

  1. Наличие специальной парковки для стоянки транспортных средств.
  2. Наличие лицензии на перевозку пассажиров (больше 8 человек).
  3. Наличие карты с вашим маршрутом.
  4. Свидетельство на право осуществлять перевозки пассажиров. Оно выдается уполномоченными органами власти (областная, муниципальная или краевая).

Зарегистрировать бизнес можно и как ИП, и через ООО. Если вы планируете работать совместно с другими партнерами, то стоит открывать ООО. Читайте, как это сделать. При этом можно получать дополнительное финансирование. Через ИП сделать это не получится, но процесс регистрации будет проще и дешевле. При выборе системы уплаты налогов стоит отдать предпочтение ЕНВД, но если она не работает в выбранном регионе, то подойдет УСН.

Лицензия – самый главный необходимый документ для начала работы. Она свидетельствует, что транспортные средства и персонал соответствуют требованиям и безопасны для пассажиров.

Для получения лицензии понадобится:

  • Заполненные заявление (по форме) на получение лицензии.
  • Аттестат на право заниматься этой деятельностью.
  • Свидетельства о регистрации микроавтобусов (копии).
  • Лицензия на прохождение медицинских осмотров персоналом.
  • Копия договора с медучреждением (где проводятся осмотры персонала).
  • Наличие во владении или аренде транспортных средств, на которых будут осуществляться перевозки пассажиров, с документами о регулярных техосмотрах.
  • Документы о постановке на учет в налоговую.
  • Свидетельство о праве владения (аренды) гаражным помещением.
  • Копии документации, которая подтверждает стаж работы и квалификацию водителей, прохождение ими медосмотров.

Весь пакет необходимой документации на получение лицензии нужно отнести на рассмотрение в Ространснадзор. Учитывайте, что на каждый вид перевозки (городские, международные и т.д.) нужна разная лицензия.

За работу без лицензии вас ожидает штраф (для ООО – 400 000 руб., для ИП – 100 000 руб.). Если такая ситуация повторится – транспортные средства конфискуют.

От подачи заявки до получения лицензии нужно ждать 1-1,5 месяца, а перед её подачей уплатить пошлину (7500 руб.). В соответствии с действующим законом она бессрочная.

Чтобы не возникло проблем в процессе подачи документов, обязательно проверьте актуальную информацию. Сделать это можно на сайте Федеральной службы по надзору.

Сколько стоят маршрутки и как много их нужно на старте

Транспортные средства – самая внушительная статья расходов. От того, какие автомобили вы будете закупать и в каком количестве, зависит количество денег, которое понадобится вложить.

Самый распространённый вид маршруток на старте бизнеса – «Газель». Такая популярность обоснована относительной дешевизной и недорогим техобслуживанием. Для начала будет достаточно от 5 до 10 автомобилей. Стоимость 1 такой машины составит примерно 450-500 тыс. рублей. Читайте, как купить залоговое авто у банка.

Закупка «Газелей» позволит сэкономить на старте бизнеса и сократить срок окупаемости. Но здесь есть и минусы – они быстро выходят из строя и обычно служат не больше 4-5 лет.

Можно выбрать и более качественные зарубежные марки. Например, Фольксваген, Форд или Мерседес. Они прослужат дольше (около 6-7 лет), но стоить будут значительно дороже.

Затраты на автомобили – не меньше 4-4,5 млн. рублей.

Гаражное помещение

Для размещения машин в нерабочее время обязательно должно быть место под стоянку. Даже не рассматривайте вариант оставлять их под открытым небом.

Чтобы затраты на гараж не оказались слишком большими, выбирайте помещение на окраине. В интернете часто сдают в аренду гаражи, поэтому найти подходящий вариант не займет много времени. В среднем, стоимость за месяц аренды составит 20-25 тыс. рублей.

Выбор персонала

Для нормальной работы, помимо водителей, вам также понадобятся механики (5 человек), диспетчеры (2 человека) и бухгалтер. Такое количество рабочих достаточно для парка из 5 машин. Количество водителей, которые будут посменно работать – 10. Также вам потребуется бухгалтер.

Найти квалифицированных водителей с необходимым стажем работы – достаточно сложно. Каждый водитель должен иметь права категории Д и минимальный опыт работы – 3 года. Из-за недостатка квалифицированного персонала владельцы маршруток часто не соблюдают правила и нанимают неквалифицированных работников.

Некоторые из них работали водителями общественного транспорта, но за определенные проступки их уволили, а некоторые не имеют достаточного опыта вождения.

Чтобы не навлечь проблем со стороны органов надзора и не испортить свою репутацию как перевозчика, не рискуйте, нанимая неквалифицированных работников. Лучше потратить больше времени на поиски, чем решать последствия возникших проблем.

О чем ещё нужно позаботиться

Кроме транспортных средств, найма рабочих и выбора помещения также стоит учитывать и ряд других расходов.

Техобслуживание и автосервис. На техобслуживание понадобится около 200-250 тыс. рублей (на 5 автомобилей). Также учитывайте затраты на мойку, сервисное и техобслуживание. В месяц на это уходит около 100 тыс. рублей.

Бензин. Эта статья расходов будет зависеть от количества авто и маршрутов. Для небольшого города на месяц она может составлять примерно 200-230 тыс. рублей.

Сколько денег нужно на старте

Составим примерный перечень расходов, который понадобится на открытие бизнеса

Статья расходов

Сумма в рублях

Закупка автомобилей

4 200 000

Аренда гаража

25 000

Страховка, автосервис и техобслуживание

320 000 (220 000 + 100 000)

Оплата труда персонала (18 человек)

590 000

Затраты на бензин

220 000

В итоге

5 355 000

Сумма расходов на старте получилась 5 355 000 рублей. Такое вложение может быть слишком внушительным для 1 человека, поэтому при возможности стоит найти партнеров для совместной работы.

Сколько можно зарабатывать на маршрутках и когда окупятся расходы

Для начала узнаем, сколько примерно зарабатывает 1 маршрутка в день.

Исходные данные:

Количество посадочных мест в машине – 14

Количество микроавтобусов в автопарке – 5

Количество рейсов в день – 12

Цена проезда – 45 руб.

При полной заполненности на каждом маршруте прибыль за 1 день составит: 14х5х12х45 = 37 800 руб., а за месяц – 1 134 000 руб.

Рассчитаем, какую чистую прибыль получим за месяц (с учетом ежемесячных

расходов) 1 134 000 – 25 000 – 100 000 – 590 000 – 220 000 = 199 000 руб.

Бизнес окупится через:

5 365 000 / 199 000 = 26 месяцев. Это возможно при условии, что маршрутки будут полностью заполнены каждый день и будут исправно работать. Но в реальности срок окупаемости обычно увеличивается, и вам может потребоваться около 3 лет.

Показатели могут отличаться в зависимости от региона, удачности маршрута, количества машин и других факторов. Нужно просчитывать все возможные варианты и учесть форс-мажоры, прежде чем приступать к закупке машин.

Маршрутное такси: стоит ли заниматься и какие отзывы на этот бизнес

Такой бизнес может приносить стабильный хорошую прибыль. Не стоит ожидать огромных доходов, но при правильном выборе маршрута и марок авто возможно получать достаточно денег вне зависимости от сезонности. Отзывы об этом бизнесе разные: как положительные, так и не очень. Но если не спешить и правильно все рассчитать, то существенных трудностей возникнуть не должно.

Ждать сразу больших доходов от маршрута не стоит. Ведь люди поначалу могут воспринимать нового перевозчика и новый маршрут с опаской. Но уже спустя некоторое время процесс наладится.

Маршрутки – стабильный бизнес, который приносит хорошую, хоть и не заоблачную прибыль. При правильном выборе маршрута, автомобилей, персонала и контроле за всеми рабочими процессами через 2-3 года можно окупить все вложения и выйти в плюс.

Читайте о стратегиях успешного инвестирования в автомобили.

Елена Пронина

Бизнес-тренер, действующий предприниматель
Окончила Московский экономический институт, направление бизнес-информатика
Эксперт в построении отделов продаж

Маршрутный бизнес привлекает предпринимателей своими невысокими капиталовложениями, быстрой окупаемостью, постоянным спросом на услугу. Несмотря на все плюсы, поставить машину на маршрут совсем не просто: ниша конкурентная и пробиться бывает очень сложно. Маршрутное такси – один из наиболее популярных видов общественного транспорта, ценят его за быстрое передвижение по городу и относительно недорогой проезд.

Что такое маршрутка с точки зрения закона?

Таких определений как «маршрутка» или «маршрутное такси» в законодательстве не существует, это сугубо народные названия. Но у этих названий есть конкретное описание, состоящее из двух пунктов:

  1. Маршруткой называют преимущественно микроавтобусы марок «Газель» или «Mercedes-Benz», а также небольшие автобусы и их модификации.
  2. Маршрутные такси принадлежат частным фирмам (ИП и ООО), они не получают поддержки от государства и сами оплачивают все расходы.

В 2013 году закон приравнял все транспортные средства, занимающиеся перевозкой людей, независимо от владельцев, к транспорту общественного пользования. Частные фирмы обязали выполнять Автомобильный устав и Правила перевозок людей, так же, как и государственный транспорт. Но, зачастую, все происходит наоборот: гонки на дорогах, остановки в неположенных местах, забитые остановки, автобусы не в лучшем состоянии. Все это служит причинами частых жалоб людей на транспорт и условия перевозки.

Что нужно для открытия маршрутного такси?

Бизнес-план маршрутного такси должен учитывать в расчетах два пункта: экономический и административный.

Экономический пункт включает в себя:

  1. Покупку транспортного средства.
  2. Расходы на обслуживание машины.
  3. Налоги, оформление лицензии.
  4. Расчеты доходности бизнеса.

Административный пункт связан с покупкой прав на определенный маршрут. Именно от маршрута зависит поток пассажиров, доход бизнеса. Лучше всего, перед покупкой транспорта и начала оформления всех документов, определиться по какому именно маршруты вы планируете ездить, узнать, сколько будет стоить покупка прав на маршрут.

Оформление бизнеса и налогообложение

Большая часть владельцев маршрутного такси регистрируют себя как Индивидуального предпринимателя, так получается дешевле, быстрее и освобождает от нужды вести бухгалтерский учет.

Документы для регистрации ИП:

  • Паспорт, копия паспорта, ИНН.
  • Заявление и регистрации.
  • Оплата госпошлины (квитанция).

Пример написания заявления можно посмотреть на сайте налоговой.

Коды ОКВЭД, подходящие для такого бизнеса:

  • 31.21 — пассажирские перевозки по городским маршрутам.
  • 39.11 — пассажирские перевозки по межгороду.
  • 39.1 — пассажирские перевозки на экскурсии, в туристические туры.

При регистрации указывайте все возможные виды кодов, даже если они вам не понадобятся. Но в случае, если захотите работать по ним, придется опять идти и регистрировать новые коды.

Налогообложение пассажирских перевозок самое выгодное – ЕНДВ, при условии, что автопарк не превышает двадцать транспортных средств. Суть такого налогообложения заключается в том, что не нужно вести учет доходов и расходов, налог взимается с начальной доходности на одно посадочное место.

Лицензия на пассажирские перевозки

Межгородские, пригородные и городские перевозки свыше восьми человек относятся к деятельности, на которую нужно оформлять лицензию. Вместимость автобуса определяют по его техническим характеристикам. Ее выдают органы Ространснадзора, получить которую может как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.

Заявление на выдачу лицензии подается в Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН).

Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению:

  1. Документы о регистрации ИП и выборе системы налогообложения.
  2. Документы на транспорт, свидетельства из ГИБДД.
  3. Полис страхования транспортного средства, копия техосмотра.
  4. Документы о включении транспорта в Реестр категорированных объектов и присвоение ему категории.
  5. Декларация о наличии стоянки, либо ее аренде.
  6. Бумаги о наличии помещения для ремонта и техобслуживания машин.
  7. Трудовые книжки, медосмотр, водительские права сотрудников.
  8. Документы об оборудовании машин системами спутниковой навигации.
  9. Наличие штатного медработника, для проведения плановых осмотров персонала.

Выбор автобуса и внесение его в реестр

Предприниматель сам должен решить, какие автобусы приобрести. Все зависит от финансовых возможностей, условиях местности, расходов на обслуживание. Специалисты не рекомендуют покупать б/у транспортное средство старше трех лет, новую машину можно взять в кредит или лизинг.

Главным преимуществом маршруток всегда считали мобильность, поэтому владельцы отдают предпочтения автобусам малой вместимости.

Отдав предпочтение покупке б/у средству, уточните у владельца, включена ли машина в реестр. Без этого невозможно будет получить лицензию.

Новую машину предстоит оформлять лично. Этим занимается Федеральное дорожное агентство, куда необходимо направить информацию письмом или в электронном виде.

Предоставить нужно такие данные:

  • Документы о регистрации перевозчика.
  • Копии ПТС и регистрации ТС.
  • Свидетельство о балансовой стоимости машины.
  • Документы о праве собственности на машину.

Требования к обслуживанию маршрутного такси

Список необходимых документов для получения лицензии собрать совсем не сложно. Но в перечень требований входит еще несколько пунктов:

  1. Соблюдение требований закона о безопасности дорожного движения.
  2. Соблюдение Устава дорожного движения и Правил перевозки пассажиров.

За выполнением этих требований следят сотрудники ДПС и Ространснадзора.

К лицензионным требованиям относятся:

  1. Предрейсовый контроль состояния транспорта.
  2. Оформление путевого листа на каждую машину.
  3. Медицинский осмотр водителей перед выездом.
  4. Страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства.
  5. Комплектация транспорта техническими средствами контроля.

Как поставить автобус на маршрут

Выбор и согласования маршрута занимает у начинающего предпринимателя много времени и доставляет некоторые проблемы. Перевозить людей там, где хочется, просто невозможно, никто не даст право на это начинающему владельцу. В крупных городах почти все маршруты забиты до отказа, а свободные остаются только самые неудобные маршруты или менее прибыльные.

Чтобы узнать о свободных местах, нужно обратиться в местный департамент транспорта, заключить с ними договор для выхода на маршрут.

Открыть новый маршрут тоже довольно сложно, их разрабатывает Министерство транспорта и органы местного самоуправления с учетом множества экономических, социальных факторов.

Насколько реально открыть новое направление

Задумываясь над тем, как открыть маршрутное такси, тщательнее всего необходимо распланировать маршрут. Планируя собственный рейс, с учетом пассажиропотока, ценовой политики, можно быть уверенным в его рентабельности.

Для успешного запуска маршруток необходимо тщательно все изучить и взвесить. Люди с осторожностью будут относиться к инновациям в данной сфере. Так же потребуется время, чтобы люди узнали о новом маршруте, стали на нем ездить – это может занять 1-2 месяца.

Сколько зарабатывают на маршрутном такси

Чтобы рассчитать возможную прибыль маршрутного такси, нужно определить среднюю выручку за день. Зачастую, одна машина приносит от 3 000 до 5 000 рублей в день. Из этой суммы уходит 1000 на оплату труда водителя, 500 – в пенсионный фонд, расходы на топливо и ремонт – 1000 рублей. Итого, мы получаем чистую прибыль с одной машины в 500 – 2 500 рублей.

Главные требования к водителям маршрутного такси – наличие водительских прав нужной категории и стаж езды за рулем от 5 лет. Лучше всего, чтобы водитель был спокойным, доброжелательным человеком, чтобы не возникало конфликтных ситуаций с пассажирами. Помимо этого, водитель не должен иметь какие-либо медицинские противопоказания к работе.

Так же следует нанять людей на такие должности:

  • Бухгалтер, для ведения отчетности.
  • Автомеханик, для обслуживания транспортных средств, проведения ремонтных работ.
  • Медработник, для проверки здоровья водителей перед выездом.
  • Контролер, для большего удобства водителей, чтобы они не отвлекались от дороги.

О чем еще стоит позаботиться

Маршрутный бизнес довольно многогранный. Можно запросто обеспечить себе дополнительный заработок, развесив в своем транспортном средстве рекламу.

Можно использовать:

  • Рекламу внутри салона. Расклеить плакаты, вложить буклеты.
  • Реклама на наружной поверхности машины.
  • Устраивать заказные перевозки на экскурсии, праздники.

Предпринимателю стоит так же позаботиться о своевременном осмотре транспортных средств и персонала, можно нанять охранника на автостоянку.

Подводные камни бизнеса

Бизнес на маршрутках является довольно закрытой сферой, из-за большого количества денежных средств находящихся в нем. В крупных городах все самые прибыльные маршруты давно и так забиты до отказа. Новичку в этой сфере, решивши играть по-честному, будет нелегко.

Сфера очень высококонкурентна. Предприниматели часто недооценивают количество затрат на ремонт и обслуживание техники. Они сталкиваются с проблемой ремонта транспорта, который из-за жесткой эксплуатации машины является дорогим и недолговечным.

Повысить выручку предприниматель не может, ему запрещено самостоятельно повышать тариф проезда. Тарифные планы маршруток не меняются годами, а затраты на обслуживание постоянно растут.

Бизнес-план маршрутного такси является удачным вложением средств, если вы готовы к жесткой конкуренции и уверены в своих силах. Услуги маршруток пользуются огромным спросом у населения, что гарантирует стабильную выручку. Но, нужно с умом подойти к выбору маршрута. Данный бизнес требует серьезных вложений денег и сил, но специалисты утверждают, что все непременно окупится.

Маршрутное такси – это не только стандартные «Газельки», соперничающие с автобусами в черте города. Сегодня бизнес расширился до средних и малых населенных пунктов, практически полностью вытеснив автобусное сообщение. Объяснение простое – микроавтобус дешевле, комфортнее и быстрее. Несмотря на высокую конкуренцию, грамотный бизнес-план маршрутного такси поможет начать зарабатывать, если предприниматель собирается освоить это дело.

Общее описание проекта

Описание – предоставление услуг в сфере пассажирских перевозок.

Цель – быстрая окупаемость и выход на доход выше 100 тысяч рублей в месяц.

Реализация – приобретение транспорта, регистрация деятельности и постановка автомобилей на маршрут.

Наиболее востребованной нишей является именно перевозка людей в условиях среднего и крупного города. Несмотря на большое количество маршрутных такси, в утренние и вечерние часы каждый наблюдал ситуацию, что машины проезжают мимо остановок не останавливаясь. Это означает, что салон переполнен и мест для новых пассажиров нет.

Для начинающего предпринимателя это означает также то, что актуальность и востребованность услуги на высоком уровне, а конкуренция хоть и присутствует, но необходимость для населения в дополнительном транспорте также имеется.

Анализ отрасли

Потенциал потребителей услуг такси и иных пассажирских перевозок в России

Анализ будущего вида деятельности – важная составляющая бизнес-плана, которая даст объективное представление о перспективах.

Предприниматель должен выбрать район маршрута, изучив весь план города с передвижением городского транспорта. Нужно определить, где имеется избыток автобусов и маршруток, а где дефицит. Стоит также обратить внимание, почему именно по конкретному маршруту работает малое количество перевозчиков. Возможно, что актуальность бизнеса в данном районе низкая, поэтому не имеет смысла работать в этом направлении.

Имея на руках объективные данные, будет ясно, какой маршрут наиболее выгодный в плане передвижения. Одни предприниматели делают упор на утреннее и вечернее время, зарабатывая за несколько часов дневную выручку. Другие акцентируют внимание на средней проходимости пассажиров, осуществляя перевозки в течение всего рабочего дня.

Оценка уровня конкуренции

Оценивая конкурентов, следует узнать количество машин в автопарке, а также на каких маршрутах работает бизнесмен. Нередко в городе действует монополия, когда более 60% всех маршрутных такси принадлежит одной фирме. Запустить собственный бизнес в таком случае будет несколько сложнее.

Также следует обращать внимание на марки транспорта – отечественные «Газели» стали реже использоваться в качестве маршруток, потому что перевозчики переходят на импортного производителя. В этом плюс и для пассажиров (комфорт передвижения), и для предпринимателей (более качественный транспорт).

Анализ рисков

Основные риски при организации бизнеса маршрутного такси:

  • Высокая конкуренция – организационные действия необходимо провести таким образом, чтобы войти в сферу перевозок с минимальными потерями. К примеру, выбор оптимального времени передвижения по городу с учетом следующих впереди маршруток.
  • Транспорт – касается приобретения б/у машин. Следует уточнить у продавца и по возможности проверить самостоятельно, каким образом использовался автомобиль, какие были повреждения и степень износа деталей. Если транспорт эксплуатировался в условиях маршрутного такси, то риск скорейшего выхода из строя основных узлов приближен к 100%.
  • Водители – отдельное внимание стоит уделить набору персонала. У водителей должен иметься необходимый стаж работы и желательно опыт в данной сфере, иначе в условиях городских пробок неопытный шофер спровоцирует ДТП или попросту не будет укладываться во временные рамки передвижения между остановками.

Справка: не меньший риск представляет неверно выбранный маршрут перевозок. Отсутствие спроса негативно скажется на затратах на ГСМ и заработной плате водителя.

Как организовать маршрутное такси: бизнес-план

Организационные мероприятия следует продумать на максимальном уровне. Это касается как вида предпринимательской деятельности, так и пошаговых действий с покупкой техники, поиском помещения для гаража и офиса, а также финансовых расчетов бизнеса.

Регистрация деятельности, документы

В качестве статуса предпринимателя можно выбрать ИП или ООО. Существенной разницы нет, включая ведение документации и бухгалтерскую деятельность.

Но есть отличия в оформлении и стоимости. Затраты на регистрацию ИП – 800 рублей госпошлина. Для учреждения юридического лица – 4 000. Кроме этого, потребуется уставной капитал компании не менее 10 000 рублей, непосредственно устав и решение о создании общества.

Совет: если автопарк не превышает 5 машин, то ООО не требуется. Если насчитывается большее количество техники, то плюсы юридического лица заключаются в ведении отчетности, подаче налоговых деклараций, а также в статусе предпринимателя перед банками – финансовые структуры охотнее выдают кредит ООО, чем ИП.

Документы на бизнес:

  • лицензия на предпринимательскую деятельность в направлении пассажирских перевозок;
  • страховка на весь транспорт;
  • пройденное ТО всех машин;
  • документация на открытие расчетного счета в банке;
  • договор аренды помещений;
  • заключение пожарной инспекции о соответствии гаража требованиям безопасности;
  • трудовые книжки на каждого сотрудника.

Аренда офиса

В качестве офиса можно снять любое нежилое помещение в черте города площадью 10–15 кв. м. Оно нужно для ведения отчетности, а также для урегулирования рабочих и конфликтных ситуаций. На входе здания следует расположить табличку с наименованием фирмы, юридическим адресом и режимом работы.

Аренда гаража

Гаражное помещение под автопарк выбирается с условием нахождения в черте города и близостью расположения с маршрутом, иначе невыгодно ежедневно оплачивать топливо, которое расходуется впустую. С другой стороны – это можно компенсировать низкой арендной платой помещения в промышленной зоне города. Выбор остается за предпринимателем.

Технические требования к гаражу:

  • площадь – необходимая для размещения всего количества транспорта с запасом места на 3–4 машины;
  • наличие смотровой ямы для ремонта (идеальный вариант – установка подъемника);
  • отсутствие влажности;
  • наличие водопровода и канализации;
  • возможность оборудования места для мойки транспорта;
  • температурный режим – наличие отопления, иначе в зимний период маршрутка может попросту не завестись, что негативно скажется на заработке;
  • подсобные помещения для отдыха и приема пищи водителей;
  • охранная система – иногда достаточно надежного замка, но нередко бизнесмены не брезгуют установкой сигнализации на гараж;
  • хорошее дорожное покрытие от гаража до маршрута.

Закупка оборудования

Для организации маршрутного такси потребуется несколько видов оборудования. В первую очередь это касается офисной техники для предпринимателя:

  • мебель;
  • компьютер/ноутбук;
  • принтер;
  • факс;
  • телефон;
  • принадлежности для подсобного помещения.

Минимальное оборудование для гаража включает в себя:

  • набор инструментов;
  • устройство для мойки;
  • расходные материалы;
  • устройство для балансировки колес;
  • инвентарь для подсобного помещения.

С развитием бизнеса потребуется множество другого оборудования, которое докупается в процессе работы.

Формирование автопарка

Создавать автопарк рекомендуется на базе одной марки автомобиля. Плюсы в этом следующие:

  1. Скидки при приобретении машин.
  2. Затраты на запчасти одного ценового сегмента.
  3. Возможность водителей пересаживаться на другую машину без привыкания к особенностям управления.
  4. Собственный стиль всего бизнеса.

Предпочтение отдается зарубежному автопрому, поскольку он надежнее, долговечнее и комфортнее.

Поиск опытных водителей

К водителю маршрутного такси предъявляются следующие требования:

  • открытая категория D для управления транспортным средством по типу маршрутки;
  • стаж вождения от 5 лет (на усмотрение предпринимателя);
  • отсутствие серьезных ДТП за последний год;
  • справка из наркологического диспансера об отсутствии состояния на учете;
  • сдержанный характер;
  • воспитанность;
  • приятная внешность.

Разработка маршрута

Существует 2 варианта – работа по существующему маршруту или разработка собственного.

Работать по действующему маршруту намного проще. Единственное, что нужно учесть – конкуренция и востребованность услуги. К примеру, если путь следования предусматривает высокое количество общественного транспорта, но визуально видно, что его все равно не хватает, то конкуренция практически не скажется на «новичке» в пассажирских перевозках.

С другой стороны – действующий маршрут может не иметь сильной конкуренции, но при этом востребованность в таком направлении минимальна.

Разработка собственного маршрута требует согласования в городском министерстве транспорта. Если предприниматель считает, что это удачный путь следования, и он утверждается чиновниками, а затем оправдывается на практике, то такой маршрут можно назвать «золотой жилой». Пока он обрастет другими перевозчиками, действующая компания способна окупиться в кратчайшие сроки.

Финансовый план

Расчет расходов и доходов – неотъемлемая часть организации маршрутного такси. Чтобы посчитать чистую прибыль и срок окупаемости, необходимо учитывать расходы на обслуживание транспорта и другие затраты.

Инвестиции в проект на старте

Начальные вложения (в рублях):

  • стоимость автомобилей – 7 500 000 (из расчета – 5 машин в автопарке);
  • аренда помещения – 50 000;
  • покупка оборудования – 200 000;
  • дополнительные расходы – 40 000.

Итог: 7 790 000 рублей.

Текущие расходы

Ежемесячные траты (в рублях):

  • обслуживание авто и ГСМ – 225 000;
  • заработная плата – 250 000;
  • расходные материалы – 50 000.

Итог: 525 000 рублей.

Доходы

Валовая прибыль зависит от покупательской способности и конкретно выбранного маршрута. В среднем одна машина в день зарабатывает 5 000 рублей. В месяц – 150 000.

Таким образом, автопарк из 5 автомобилей принесет 750 000 рублей.

Прибыль

Для подсчета чистой прибыли необходимо из валового дохода отнять ежемесячные траты.

750 000 – 525 000 = 225 000 рублей.

Основное преимущество маршрутного такси – отсутствие необходимости в раскрутке бизнеса. Достаточно запустить проект и выйти на маршрут. Граждане не обращают внимание, новый ли перевозчик или старый, поэтому при необходимом количестве пассажиров бизнес начнет приносить прибыль практически сразу же. Стоит акцентировать внимание на высоких вложениях для покупки авто. Но даже если взять кредит, то при имеющемся доходе его можно погасить в 2 раза быстрее или взять ориентир на расширение автопарка.

Маршрутное такси как бизнес

Удобный и популярный вид транспорта – маршрутное такси – объединяет достоинства автобуса и такси. Пассажирские перевозки на нем довольно прибыльны.
Создание бизнеса в этой сфере начинается с подыскивания подходящего автопарка. В качестве маршрутного такси приходится выбирать отечественные авто, по качество несколько уступающие импортным аналогам, но удовлетворяющие по цене.

Транспортное средство для маршрутного такси должно отвечать ряду требований для перевозок пассажиров. Неприспособленный для работы на линии транспорт приходится переделывать, что в конечном итоге затратно и не имеет практического смысла. Поэтому опытные предприниматели не советуют тратить свое время и деньги на покупку таких автомобилей.

Для маршрутного такси вовсе не обязательно сразу покупать транспортное средство в собственность. Достаточно оформить его в лизинг, что позволит снизить первоначальные вложения в бизнес и избежать налога на имущество. При этом нужно иметь в виду, что 30% от стоимости маршрутки составит первоначальный взнос. В среднем срок службы транспортного средства в таксопарке составляет примерно 4 года. Страховка составляет до 8% от стоимости автомобиля.

Оформляя маршрутное такси, нужно хорошо представлять, что потребуются дополнительные расходы на его техническое обслуживание, ремонт, мойку и стоянку, не говоря уже о затратах на топливо. Расходная часть зависит от среднесуточного пробега автомобиля. Наличие собственного сервиса у предпринимателя уменьшит затраты.

Кроме того, многие владельцы маршруток арендуют помещение под автопарк за пределами города и заключают договора на прямые поставки топлива и запчастей. Эти меры позволяют значительно снизить расходы на содержание автопарка такси. Чтобы не допустить периоды простоя маршрутного такси, должна быть собрана команда водителей, способная сменять друг друга в случае необходимости.

Для окончательного оформления всех документов на маршрутное такси предприниматель должен обратиться в местное управление по транспорту (министерство) с целью получения лицензии на право перевозки пассажиров и обслуживания маршрута. Срок действия лицензии – 5 лет. Обязательна уплата лицензионного сбора.