Как проходит аттестация педагогических работников?

Адрес: г. Самара, Ново-Садовая, 106 «Ж», кабинет № 108 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Телефоны
Вы можете задать конкретный вопрос по портфолио

  • учителей общеобразовательных организаций 955-00-64 (доб. 1);
  • педагогических работников профессиональных образовательных организаций: преподаватель ПОО, руководитель физического воспитания, мастер производственного обучения 955-00-64 (доб. 2);
  • педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов-организаторов, старших вожатых, инструкторов-методистов, тренеров-преподавателей, концертмейстеров, преподавателей (образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры) 955-00-64 (доб. 3);
  • воспитателей дошкольных образовательных организаций, групп продленного дня, классных воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре 955-00-64 (доб. 4);
  • учителей-дефектологов, учителей-логопедов, учителей и воспитателей школ-интернатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогических работников учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области 955-00-64 (доб. 5)

Руководитель отдела +7(846)955-00-64 (доб. 7)
Методисты отдела +7(846)955-00-64 (доб. 6)

К сведению педагогических работников, планирующих пройти аттестацию с целью получения квалификационной категории в 2020 году.

График заседаний аттестационной комиссии министерства образования и науки Самарской области (далее — АКМ) на 2020 календарный год утвержден распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 23.01.2020 № 25-р.

Напоминаем:

  • конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника определяется индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
  • продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала её проведения (дата экспертизы предоставленных педагогом материалов) и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней;
  • приказы об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории размещаются на сайте министерства образования и науки Самарской области в разделе Деятельность/Кадры системы образования/Аттестация педагогических работников.
  • педагогические работники с «электронным» портфолио могут познакомиться с результатом проведённой экспертизы в Личном кабинете (поле «Статус» экспертиза положительная/отрицательная>) до заседания АКМ (см. ниже в таблице 4 столбец); педагогические работники с «бумажным» портфолио могут познакомиться с результатом проведённой экспертизы после опубликования приказа (см. ниже в таблице 5 столбец);
  • заявления на очередную аттестацию целесообразно подать не ранее, чем за 3 месяца до окончания срока аттестации. Впервые аттестующийся педагог принимает решение о сроках подачи заявления самостоятельно.

Аттестация учителей по новым правилам в 2020 году: что об этом уже известно?

Российских педагогов серьезно встревожила информация о том, что с 2020 года вводится новая система аттестации, которую обещали привести к одному виду по всей стране. Больше всего людей пугает то, что им придется отчитываться с помощью видеозаписи урока. Мы постарались разобраться, так ли это на самом деле и чем новая система будет отличаться от старой.

Что такое национальная система учительского роста

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов. Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач:

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает именно второй пункт.

Как аттестация проходит по старым правилам

По еще действующим правилам порядок аттестации педагогических работников оговаривается приказом Министерства образования и науки N 276 от 7 апреля 2014 года .

Аттестация педагогических работников бывает двух видов:

  • аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Ее проходят все учителя раз в 5 лет (за некоторыми исключениями);
  • аттестация в целях установления квалификационной категории: первой или высшей. Эта аттестация полностью добровольная.

По первому виду аттестации (на соответствие занимаемой должности) в школе создается специальная аттестационная комиссия. В нее входят педагоги школы, могут быть представители руководящего органа и профсоюзной организации.

Пока единые правила по всей России не введены, процесс аттестации оговаривается соответствующим Положением в каждой школе (пример ). Включает такая аттестация письменное испытание в виде экзамена. В нем встречаются вопросы касательно нормативных актов в сфере образования, теоретических основ преподаваемого предмета, методики преподавания, педагогики и психологии, информационных технологий.

Не проходить такую аттестацию могут те педагоги, которые:

  • уже имеют квалификационную категорию;
  • работают на своей должности менее 2 лет;
  • беременные женщины и женщины в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком;
  • более 4 месяцев отсутствуют на рабочем месте из-за болезни.

Второй вид аттестации сложнее. Если школа находится в ведении Минпросвещения, то аттестацию организует Министерство, а если в ведении региона или муниципального образования – то органами государственной власти региона (региональным Министерством или департаментом образования).

Такая аттестация добровольна для учителей и проводится по их заявлению в аттестационную комиссию. Всего на проведение аттестации и принятие решения комиссией отводится не более 60 дней.

Правила, по которым непосредственно проводится аттестация, можно найти на сайтах местных законодательных собраний или в системах вроде «Консультант.Плюс», «Гарант», «Кодекс» и других.

В ходе аттестации педагог может получить первую или высшую квалификационную категорию. Сначала можно получить только первую категорию, а не менее чем через 2 года – высшую (при условии прохождения аттестации).

Отличия в требованиях такие:

  • для первой категории требуется, чтобы учащиеся демонстрировали стабильные положительные результаты по итогам мониторингов, у них развиваются способности к научной, творческой и спортивной деятельности, а сам педагог внес личный вклад в повышение качества образования и т.д.;
  • высшую категорию присваивают, если у обучающихся есть положительная динамика успеваемости, они участвуют в олимпиадах и конкурсах, педагог активно участвует в работе педагогических объединений, конкурсах, внес личный вклад в совершенствование методов обучения, и т.д.

По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону. Как правило, педагогам приходится собирать портфолио (награды, благодарности и другие поощрения), собирать характеристики, и т.д.

Но все это нужно делать, так как после получения более высокой квалификационной категории учитель может претендовать на более высокую зарплату, возможность получить классное руководство, право заведования кабинетом и другие преференции.

Первая или высшая категория присваиваются сроком на 5 лет, продлить их нельзя (только пройти аттестацию заново).

Как будет проходить по новым правилам

В 2020 году ожидаются серьезные перемены в сфере общего образования. Помимо доплат учителям за классное руководство, уже с этого года может поменяться процедура аттестации учителей. Фактически система уже действовала – ее апробировали в нескольких регионах России. С 2020 года она может стать уже обязательной для всех.

Новая система аттестации призвана избавить от недостатков уже существующей модели: освободить учителей от избыточной отчетности и формализма. Теперь, как сказано выше, квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ.

Самое главное – вводится система оценки из трех блоков:

  • письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока, и т.д. В рамках апробации на этот блок отводилось 2 часа;
  • анализ образца профессиональной деятельности учителя. Это, как предполагалось, видеозапись урока, которую затем просмотрят независимые эксперты и дадут свою оценку навыкам учителя. К видео будет прилагаться план урока и образцы проверочных работ учеников. С этим блоком возникало больше всего вопросов – учителя беспокоились о правах детей, переживали за технические вопросы, просто не знали, как это все организовать.

    По некоторой информации, от видеозаписи урока в конечной версии ЕФОМ могут отказаться – в том числе и по перечисленным причинам.

  • решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

На все 3 блока, как предполагается, учителям будет отведено определенное время (с установленным графиком, в какие дни что можно сдавать).

Но это еще не все. ЕФОМ (то есть, 3 перечисленных блока) – это только максимум 60 баллов из возможных 100. Будут оцениваться и другие факторы:

  • успешность выпускников – 20 баллов;
  • индивидуальные достижения – 15 баллов;
  • условия профессиональной деятельности – 5 баллов.

Однако, снова по неофициальным данным, от оценки успешности выпускников в итоге решили отказаться. Возможно, причина в том, что их очень сложно более-менее формально оценить.

Скорее всего, первый экзамен по ЕФОМ учитель будет сдавать сразу по приходу на свое первое рабочее место – это так называемый «вход в профессию».

На самом деле схема намного более сложная:

Как видно, после первых 3 лет работы учитель тоже будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. Вместо мнения выпускников будут учитывать мнение учащихся (что логично в силу стажа учителя). Спустя 5 лет он сможет снова сдать ЕФОМ и получить первую квалификационную категорию, а затем – и высшую категорию.

Соответственно, новые правила аттестации фактически объединят два вида аттестации, и сведут их в единую систему. Однако, стоит понимать, что это все проект, и в действительности процедура аттестации может быть несколько иной.

Кроме того, пока точно не ясно, как именно будет влиять прохождение новой аттестации на уровень оплаты труда учителей. Вероятно, систему оставят прежней (с доплатами за категории), но цель НСУР – переход к эффективным контрактам (которые предполагают четкую зависимость оплаты труда от результатов).

Что касается сроков, то они в «дорожной карте» Минобрнауки такие:

  • в январе-июне 2020 года: проведение итоговой апробации новой модели аттестации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: проведение комплексного исследования уровня квалификации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: создание базы данных с перечнем компетенций учителей.

То есть, проведение аттестации по новым правилам может начаться уже с июня этого года. Но все же «дорожная карта» – это только ориентировочный план, и от него могут отступить.

Что выяснилось в ходе апробации системы

Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

  • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
  • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
  • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
  • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе все равно еще много.

В частности, приводятся такие аргументы:

  • процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
  • само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
  • новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
  • для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.

Есть ли альтернатива?

Учитывая резко негативную реакцию российских педагогов на предстоящие нововведения, все чаще вспоминают то, как построена аттестация педагогов в Москве. Там действует особый порядок, который столичный Департамент образования использует более 5 лет.

Суть «московской» системы аттестации в том, что она почти полностью автоматическая. Все данные об учениках давно есть в электронных системах – по ним оценивают и учителей. Пройти аттестацию московский учитель может буквально «в два клика» – это можно сделать с компьютера и даже со смартфона.

Учитель не должен тратить свое время на сбор документов, составление портфолио и отчетов, заполнение различных форм. Все его результаты анализируются автоматически и уже есть в городских информационных системах.

Благодаря тому, что данные в системах собираются уже давно, получается отследить и их динамику. Например, если учитель взял класс с относительно низкими показателями, и вывел их на нормальный уровень, он вполне может повысить свою квалификационную категорию.

Есть и еще более упрощенные режимы аттестации, они доступны для учителей из топовых школ Москвы, экспертов ГИА, победителей и призеров конкурсов, тех, кто имеет звание заслуженного учителя Москвы, и т.д.

Поэтому представители педагогических объединений Москвы выступают однозначно против нововведений. Они настаивают на том, что по видеозаписи урока крайне сложно оценить динамику уровня учеников, а больше баллов наберет тот, кто решит банально сделать «спектакль», где все ученики будут заранее знать содержание урока.

В связи с этим возникает вопрос – зачем нужна новая система аттестации, когда в России уже есть гораздо более успешный пример?

Идеи самоценности дошкольного детства и необходимости со­здания условий для полноценного проживания этого периода каж­дым ребенком, ориентация на повышение качества дошкольного образования предъявляют высокие требования к профессиональ­ной компетенции, мастерству и к самим личностным особенно­стям воспитателя и руководителя ДОУ.

Педагогическая и управленческая деятельности имеют свои осо­бенности, основанные на взаимосвязи субъектов, их взаимовлия-

нии. В процессе педагогического труда неизбежно формируется от­ношение как к его результату, так и к самому процессу.

Профессиональное самосовершенствование — процесс непре­рывный. Педагогическое мастерство, зрелость, профессионализм требуют постоянного развития педагогической рефлексии, само­оценки. Именно адекватная оценка труда со стороны самого пе­дагога и государства позволит обеспечивать повышение его каче­ства.

Средством мониторинга профессионализма педагогических и руководящих кадров в образовании выступает их аттестация на основе экспертной оценки деятельности аттестуемого.

Под аттестацией педагогических и руководящих работниковгосу­дарственных, муниципальных учреждений и организаций образо­вания понимается процедура установления соответствия деятель­ности работников учреждения образования требованиям установлен­ных квалификационных категорий и разрядов оплаты труда на осно­ве Единой тарифной сетки.

Главным механизмом аттестации является комплексная экспер­тная оценка уровня квалификации, педагогического и управленче­ского профессионализма и продуктивности деятельности работ­ников учреждений образования.

Цель аттестации работников образования — стимулирование ро­ста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогичес­кого и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников отрасли в ус­ловиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.

К основным задачам аттестации относятся:

• целенаправленное непрерывное повышение профессиональ­
ного уровня педагогических и руководящих работников;

• установление соответствия между качеством и оплатой труда;

• управление качеством образования для создания оптималь­
ных условий развития личности.

Квалификационные характеристики являются основой для экс­пертной оценки деятельности аттестуемого.

В теории управления квалификационная категория рассматрива­ется как соответствующий нормативным критериям уровень квали­фикации, профессионализма и продуктивности педагогического (уп­равленческого) труда, позволяющий решать профессиональные за­дачи определенной степени сложности.

Критерии квалификационных категорий указывают на качествен­ные особенности уровня квалификации, профессионализма и про­дуктивности педагогического (управленческого) труда, а требова­ния к разрядам характеризуют дифференциацию специалистов од­ной категории с точки зрения стажа и образования. Специалист более высокого разряда получает и более высокую категорию. Сама

категория также определяет те разряды, которые соответствуют специалисту данной категории.

Механизм профессионального роста, таким образом, предус­матривает движение как по разрядам, так и по категориям. При­чем движение по разрядам в пределах одной категории является условием перехода к другой категории. Специалист может претен­довать сразу на высшую категорию при условии, что он соответ­ствует требованиям всех предшествующих категорий.

Основными принципами аттестации являются:

добровольность аттестации на вторую, первую и высшую ква­лификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работ­ников;

обязательность аттестации руководящих работников и лиц, пре­тендующих на руководящую должность, на первую квалифи­кационную категорию;

открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педаго­гическим и руководящим работникам.

Технология экспертной оценки при аттестации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений

Нормативно-правовым документом, определяющим технологию экспертной оценки, является Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и му­ниципальных образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 26.06. 2000 № 1908).

Данное Положение определяет единую федеральную основу для разработки положений об аттестации в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образова­ниях, городах Москве и Санкт-Петербурге, министерствах и ве­домствах РФ.

Согласно данному документу аттестация проводится на основе обобщения итогов деятельности педагогических и руководящих ра­ботников, экспертной оценки уровня квалификации, профессио­нальной компетентности, продуктивности и качества педагогичес­кой и управленческой деятельности работника.

Основанием для включения в списки аттестуемых является лич­ное заявление работника с указанием квалификационной катего­рии, на которую он претендует, с обоснованием.

Процедура аттестации независимо от того, на какую квали­фикационную категорию претендует работник, проходит в два этапа.

Первый этап — обобщение итогов деятельности педаго­гических и руководящих работников, выявление профессиональ­ной компетенции, знания теории, методики воспитания и обу­чения детей дошкольного возраста, педагогической психологии. При аттестации руководящих работников важно выявить знание основ управленческой деятельности, тенденций развития совре­менной системы образования, новых педагогических технологий, правовых документов, определяющих работу учреждений образо­вания.

При аттестации вновь назначаемых руководителей дошкольных учреждений содержанием квалификационных испытаний на дан­ном этапе является проверка знаний правовых документов и тре­бований при лицензировании и аттестации образовательных уч­реждений, принципов и порядка аттестации педагогических кад­ров, понимания перспективы развития образовательного учрежде­ния, программы действий на начальном этапе его управления, наличия коммуникативной культуры.

Первый этап аттестации проводят Институт повышения квали­фикации, районные квалификационные комиссии. Выбор аттес­туемым квалификационных испытаний разнообразен: защита ре­ферата, авторских программ и разработок, собеседование, твор­ческий отчет и т.д.

Первый этап обязательной аттестации вновь назначаемых ру­ководителей проводится в форме собеседования, защиты программы развития образовательного учреждения.

Второй этап — экспертная оценка практической деятель­
ности педагогических и руководящих работников. Предметом эк­
спертизы на данном этапе являются коммуникативная культура,
профессиональная компетентность и результативность деятельно­
сти. Экспертная оценка может осуществляться путем выбора экс­
пертами различных форм психолого-педагогической диагностики
и изучения результативности профессиональной деятельности.
Экспертные группы образуются при аттестационных комиссиях:
центральной, создаваемой Министерством образования Россий­
ской Федерации, а также федеральными ведомственными органа­
ми управления образованием, — для аттестации педагогических и
руководящих работников образовательных учреждений федераль­
ного подчинения на высшую и первую квалификационные кате­
гории; ,-с, o.*0″Mf

главной, создаваемой органом управления образованием субъекта Российской Федерации, — для аттестации педагогических и руко­водящих работников на высшую квалификационную категорию; педагогических и руководящих работников образовательных уч­реждений, находящихся в подчинении органов управления обра­зованием субъектов Российской Федерации, на первую квалифи­кационную категорию;

муниципальной, создаваемой соответствующим местным (муни­ципальным) органом управления образованием, — для аттеста­ции педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную кате­горию;

аттестационной комиссии, создаваемой образовательным учреж­дением, — для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию.

Критерии квалификационных категорий должностей педагоги­ческих работников дошкольных образовательных учреждений оп­ределены в Типовом положении об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреж­дений и организаций образования РФ (приказ МО РФ от 17.06.93 № 256).

На основании определенной системы критериев осуществляет­ся экспертная оценка следующих направлений деятельности педа­гогических и руководящих работников:

• организация личностно-ориентированного взаимодействия с
детьми;

• знание и использование современных педагогических техно­
логий в работе с детьми;

• организация среды развития ребенка;

• осознание профессиональных смыслов и установок.

Экспертиза профессиональной компетентности осуществляет­ся на основе комплексной диагностики, которая предполагает ис­следование профессиональных установок, отношения к педагоги­ческой (управленческой) деятельности, уровня профессиональных знаний, умений и результатов деятельности. При этом эксперт должен помнить, что педагогическая экспертиза становится фак­тором совершенствования профессиональной компетентности, если помимо диагностической и контрольно-оценочной функций вы­полняет стимулирующую, прогностическую и конструктивную функции (С. С. Татарченкова).

Наблюдения деятельности педагога являются наиболее доступ­ным методом в ходе экспертной оценки. Практическая деятель­ность воспитателей оценивается также путем анкетирования ро­дителей воспитанников. Эксперты знакомятся с аналитическим ма­териалом, накопленным руководителем учреждения, самим педа­гогом. Предварительно составленные программы существенно об­легчают процесс наблюдения и последующий качественный и ко­личественный анализ его результатов.

С целью изучения отношения детей к воспитателю, которое в известной мере является косвенным показателем профессиональ­ного мастерства педагога, может быть использован детский рису­нок (Е.А. Панько). В этих целях эксперты предлагают такие темы; «Моя воспитательница», «Мой детский сад», «Я иду в детский сад»

и т. д. Экспертная оценка строится на основе анализа детских ри­сунков. Дети, как правило, рисуют предпочитаемого (одного из двух) воспитателя, изображают его светлыми, яркими красками. Старшие дети детально вырисовывают его лицо, одежду. Груст­ное, тревожное состояние, негативное отношение к детскому саду и воспитателю ребенок передает серым, коричневым, черным, фиолетовым цветами. В этих случаях он изображает воспитателя более схематично, использует меньшее число деталей. Чем мень­ше ребенок и менее высок уровень его изобразительных умений, тем большее значение имеют слова, сопровождающие процесс рисования. Поэтому при анализе рисунков следует принимать во внимание не только сами графические изображения, но и словес­ные дополнения, пояснения к ним ребенка.

Метод анализа продуктов детской деятельности целесообразно использовать в комплексе с другими методами экспертной оценки деятельности педагога.

Для оценки деятельности руководителя дошкольного образова­тельного учреждения эффективны методика полярных шкал, метод опроса на основе оценочного «шкалирования» (рейтинг).

Для экспертной оценки методов руководства, стиля отноше­ния с коллегами и детьми целесообразно использовать опрос на основе оценочного «шкалирования» по степени выраженности того или иного качества (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов). Данная методи­ка состоит из двух частей.

В первой части представлен опросник, в котором предлага­ются утверждения, касающиеся воспитания и обучения дошколь­ников. Опрашиваемому предлагается оценить их по пятибальной шкале:

5 — полностью согласен с тем или иным утверждением;

4 — в большей степени согласен, чем не согласен;

3 — согласен и не согласен в равной степени;

2 — в большей степени не согласен, чем согласен;

1 — полностью не согласен.

Опросник

1. Строгий воспитатель лучше, чем нестрогий.

2. Воспитатель — главная фигура, от него зависят успех и эф­
фективность воспитательной работы.

3. На занятиях и в ходе режимных моментов ребенок должен
выполнять то, что намечено воспитателем.

4. Послушание детей — заслуга педагога.

5. Ребенок подобен глине: из пего можно лепить все, что угодно.

6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя.

7. Основная цель воспитателя — реализовать требования про­
граммы воспитания и обучения детей.

8. Центральная задача учебно-воспитательной работы — во­
оружение детей знаниями, умениями и навыками.

9. Главное в работе педагога — добиться исполнительности детей.

10. Воспитание — это прежде всего требовательность к детям.

11. Поощрять следует только те желания и инициативы детей,
которые соответствуют поставленным педагогом задачам.

12. Хорошая дисциплина — залог успеха в воспитании и обуче­
нии детей.

13. Наказание — не лучшая форма воспитания, но оно необхо­
димо.

14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле.
Обработка результатов осуществляется путем суммирования

баллов. Итоговый балл характеризует степень выраженности ори­ентированности на дисциплинарную или личностную модель взаи­модействия с детьми:

48 баллов и выше — выраженная ориентированность на дис­циплинарную модель взаимодействия с детьми;

43—47 баллов — умеренная ориентированность на дисципли­нарную модель;

38—42 балла — умеренная ориентированность на личностную модель;

37 баллов и ниже — выраженная ориентированность на лично­стную модель.

Вторая часть данной методики включает стандартизиро­ванное наблюдение, которое позволяет получить объективную ин­формацию о характере взаимодействия педагога с детьми. Эксперт, наблюдая за педагогом в различных ситуациях, фиксирует следу­ющие девять пар воздействий:

I) разрешает — 2) запрещает;
3) поощряет — 4) наказывает;
5) хвалит — 6) ругает;

7) организует — 8) дисциплинирует;

9) обращает внимание на ребенка — 10) игнорирует его;

II) помогает — 12) не оказывает помощи;

13) предоставляет самостоятельность — 14) контролирует; 15) просит — 16) требует (приказывает); 17) заинтересовывает ребенка — 18) не заинтересовывает. Эти данные заносятся в специальную таблицу.

Проявление того или иного качества отмечается галочкой. Мо­дальность отношения (ласковый или безразличный взгляд, теп­лый или холодный тон, улыбка или сердитое выражение лица) отмечается знаком «+» или «—».

При обработке результатов подсчитывают общее количество воздействий (число галочек). Затем подсчитывают количество тех

или иных воздействий со знаком «+» или «—». Количество каждого типа воздействий делят на общее количество воздействий и округ­ляют до сотых долей. Например, из ста разных воздействий педагог 21 раз помогал детям охотно, с улыбкой, а 4 раза оказывал по­мощь раздраженно, без особого желания. Следовательно, внизу таб­лицы под графой «Помогает» пишем: число со знаком «+» 17 : 100 = 0,17, а со знаком «-» 4 : 100 = 0,04. Так же поступают со всеми другими воздействиями.

Затем складывают все числа со знаком «+» по параметрам: раз­решает, поощряет, хвалит, обращает внимание, организует, помо­гает, предоставляет самостоятельность, просит, заинтересовывает (параметры с 1-го по 9-й). Получают итоговое число, например 0,89. Затем складывают все числа со знаком «—» по этим же пара­метрам, получают итоговое число, например 0,02. То же делают по параметрам с 10-го по 18-й со знаком «+», получают, например 0,06, и со знаком «—», например 0,03. В сумме все четыре числа должны составить единицу:

0,89 + 0,02 + 0,06 + 0,03 = 1.

Затем из первого полученного числа (0,89) вычитают последнее (0,03), получают число, которое характеризует степень ориентиро­ванности воспитателя на дисциплинарную или личностную мо­дель взаимодействия с детьми (0,89 — 0,03 = 0,86).

0,86—1,00 — выраженная ориентированность на личностную модель;

0,73 — 0,85 — умеренная ориентированность на личностную модель;

0,62 — 0,72^— умеренная ориентированность на дисциплинар­ную модель;

0,61 и ниже — выраженная ориентированность на дисципли­нарную модель.

Выводы о характере и степени выраженности ориентированно­сти педагога на ту или иную модель взаимодействия с детьми де­лают на основе сопоставления данных, полученных с помощью первой и второй части методики.

42 балла и ниже (по первой части); 0,73 — 1,00 (по второй час­ти) — педагоги, ориентированные на личностную модель и реали­зующие ее на практике;

42 балла и ниже; 0,72 и ниже — педагоги, ориентированные на
личностную модель, но на практике реализующие дисциплинарную;

43 балла и выше; 0,73—1,00 — педагоги, ориентированные на дис­
циплинарную модель, но на практике реализующие личностную;

43 балла и ниже; 0,72 и ниже — педагоги, ориентированные на дисциплинарную модель и реализующие ее на практике.

Важную информацию о психологическом микроклимате в до­школьном учреждении, сложившихся отношениях сотрудников эк­сперты могут получить с помощью опроса, анкетирования.