Как развить образное мышление

Образное мышление. Развитие образного мышления

Под мышлением мы понимаем человеческую способность рассуждать, отражая действительность через слово, понятие, суждение, представление. По форме различают следующие его виды: наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое.

Первое из них больше присуще людям творческих профессий. Его суть составляют психологические отношения и связи с людьми, предметами, событиями, обстоятельствами, процессами.

Образное мышление это процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды. Образное мышление реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал раньше. Образы при этом извлекаются из памяти или создаются воображением. В ходе решения мыслительных задач эти образы могут претерпевать такие изменения, которые приводят к нахождению новых, неожиданных, неординарных, творческих решений сложных задач.

Как мы используем образное мышление?

• Благодаря образному мышлению можно научиться находить выход из сложных ситуаций, решать непростые проблемы. Например, можно использовать с этой целью следующий приём визуализации:

1. Представьте свою проблему в виде картинки-образа. К примеру, у Вас проблемы в бизнесе. Представьте его в виде увядающего деревца.

2. Придумайте и нарисуйте образы, отражающие причину происходящего и образы-«спасатели», которые помогут найти решение. Например, избыток солнца (слишком много устаревших, давлеющих, принятых кем-то ранее решений, которые мешают мыслить креативно. Избыток солнца может также олицетворять, например, усилившуюся конкуренцию). Подумайте, что нужно для того, чтобы спасти растение: полив (новые идеи и решения), или защита от солнца, или приглашение специалиста-садовода, или удобрение почвы, или что-то ещё?

3. Не торопите себя, переосмысление не наступает мгновенно, но вскоре оно непременно приходит в виде озарения.

• Образное мышление может помочь нам успокоиться, обеспечивая психологическую защиту от нервирующей ситуации или неприятного человека. Мы склонны принимать происходящее близко к сердцу, и поэтому нуждаемся в защите психики от перегрузки. Чаще всего используется приём представления обидчика в абсурдном или комичном виде. Например, Вас задела и обидела чья-то скупость. Не обижайтесь, лучше представьте запасливого хомячка с большущими, набитыми щеками. Ну не может он без припасов, так устроен. Стоит ли обижаться? Лучше улыбнитесь. Беспощадного сатрапа представьте совершенно голым – это смешно и нелепо, и его крик больше не будет иметь над Вами власти.

• Есть предположение, что способность визуализации будущего увеличивает шансы на его воплощение. Чем красочнее и подробнее визуализировать, тем лучше. Правда, есть оговорка: как и во всем хорошем, в данной визуализации следует соблюдать меру. Главный принцип – «не навреди».

• Использование образного мышления делает жизнь интереснее, а общение и самореализацию – полнее.

Развитие образного мышления

Как же развить образное мышление?

Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь:

— Посмотрите на любой выбранный предмет. Рассматривайте его в течение некоторого времени. Закрыв глаза, визуализируйте его в подробностях. Откройте глаза, проверьте, насколько полно и точно всё представили и что «недоглядели».

— Вспомните, как выглядит вещь, которую Вы вчера надевали (обували). Подробно опишите её, постарайтесь не упустить ни одной детали.

— Представьте какое-нибудь животное (рыбу, птицу, насекомое) и подумайте над тем, какую пользу или вред оно может принести. Вся работа должна происходить мысленно. Нужно «видеть» животное и ясно представлять всё, что с ним ассоциируется. Например, собака. Увидьте, как она встречает, как радостно машет хвостом, лижет руки, смотрит в глаза, играет с ребёнком, защищает Вас во дворе от обидчиков… Все события должны происходить, как в киноленте. Дайте волю фантазии. Это упражнение можно выполнять разными способами: используя несвязанные ассоциации или как фильм с последовательно развивающимся сюжетом с логическим продолжением.

Образное мышление у детей

Дети легко представляют в своём воображении и предметы, и обстоятельства, это для них так же естественно, как дышать. В детстве воображение так сливается с мышлением, что их и не разделить. Развитие мышления ребёнка происходит во время игр, рисования, лепки, конструирования. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, что и становится базой образного мышления. На этой основе впоследствии сформируются вербальное и логическое мышление, без которых не обойтись на занятиях в школе.

Детское восприятие мира через образы способствует развитию воображения, фантазии, а также становится основой развития творческого потенциала, столь важного для достижения успеха в любом деле.

Какие упражнения способствуют развитию образного мышления у детей?

1. Читаем или рассказываем сказки с мимикой, жестами, эмоциями.

2. Играем, перевоплощаясь. Играем вместе с детьми, меняем роли и образы. Поощряем детские игры с перевоплощением.

3. Рисуем – и вспоминаем, и сочиняем, и допридумываем. Пусть ребёнок вспоминает персонажа из прочитанной недавно сказки или мультяшного героя. А потом пусть дорисует ему нового друга или просто нового персонажа. Получилась «каляка маляка»? Дорисуйте её так, чтобы вышло что-то новое или что-то узнаваемое.

4. Сочиняем. Можете начать сами – о том, что видите: об этом маленьком росточке, пробившемся между камней, об этом неутомимом муравьишке, тянущем ношу втрое больше его самого, об этом кузнечике… Сочиняйте вместе, не бойтесь фантазировать и поощряйте фантазию ребёнка.

5. Загадки – настоящая находка. Их можно загадывать по дороге, их можно придумывать. Они заставляют рассматривать предметы и явления с разных сторон, мыслить нестандартно и не сдаваться.

6. Наблюдаем и подмечаем: на что или на кого похоже это облако, этот камушек, эта коряга?

Игры на мышление очень помогут Вашему ребёнку получать новые знания, сопоставлять, запоминать, раскрывать отношения между явлениями, познавать мир и развиваться.

Образное мышление у взрослых

Существует несложный тест-проверка, позволяющий понять, хорошо ли развито Ваше образное мышление. Для этого нужно выбрать любую картинку (не старайтесь сразу брать сложные изображения, начните с простых), разглядывать её в течение некоторого времени (около минуты), стараясь учесть все нюансы – расположение линий и предметов, цвет и оттенки, сюжет и прочие нюансы. После того, как почувствуете, что все подметили, закройте глаза и мысленно добейтесь детального воспроизведения. Увидьте её с закрытыми глазами четко и ясно. Получилось? Отлично! Это означает, что нужно только поддерживать уже имеющийся у Вас уровень образного мышления. А вот если картинки не получилось, если были проделы или расплывчатые формы – тренируйтесь, выполняя это упражнение.

Усложнённый вариант – визуализация абстрактных картинок. Можете сами нарисовать такую из точек, изломанных линий, узоров, используя разные цвета и формы, а потом запомнить. Обращайте внимание на детали и отдельные признаки. Игры для развития мышления несложно найти в Интернете, на сайтах, посвящённых саморазвитию. Помогают в этом и развивающие тренажёры Битрейники. Например, в игре «Пирамидстрой» образное мышление вкупе с воображением помогут запомнить совершенно не связанные между собой слова, соединив их в невероятный рассказ. Тренировки и игры для развития мышления очень помогают поддерживать мозговую деятельность в тонусе, им стоит уделять внимание в течение всей жизни.

Развитие образного мышления улучшает творческие способности, благоприятствует проявлению креативности, генерированию новых идей. Кроме того, благодаря развитию образного мышления улучшается запоминание, облегчается усвоение нового, улучшается интуиция, появляется гибкость мышления.

Желаем Вам уверенности в своих силах и успешного в саморазвития!

Образное мышление имеет ряд особенностей, превращающих его в универсальный инструмент, который можно и нужно использовать в своей жизни любому человеку

Как развить образное мышление у взрослых, методы развития образного мышления

Психологи продолжают спорить о том, какие именно когнитивные механизмы лежат в основе образного мышления человека. Когда мы произносим или слышим слова «слон», «улица» или «лицо друга», то образы всплывают в нашем сознании благодаря зрительной памяти. А что помогает нам конструировать образы таких понятий как «скорость», «контакт, «доброта»? Ведь за этими словами нет конкретной картинки. Но если мы попробуем «нарисовать» смысл этого слова, то, хотя у каждого будут свои рисунки, тем не менее, с подобной задачей можно справиться.

Образное мышление помогает нам:

  • расширять наш ассоциативный ряд,
  • «увидеть» проблему или задачу как картинку,
  • достроить ее недостающие элементы,
  • преобразовать картинку согласно изменившимся условиям или нашим представлениям.

Словом, образное мышление – это инструмент, который дает нам дополнительные возможности для решения проблем и задач.

Такие живые мысленные образы

Есть ли отличия у образов, которые мы выстраиваем в своем мозгу и реальных объектов, которые эти самые образы породили? Вопрос, который интересует не только ученых, но и, скажем, следователей, расспрашивающих свидетелей происшествия. Вспоминая, мы добавляем в наши образы что-то свое, лишнее, а что-то, напротив, упускаем. Если постараться специально оживить в своем сознании образы, то можно понять, насколько сильным является ваше образное мышление.

Попробуйте выполнить это несложное упражнение: Последовательно представляйте себе следующие образные картины и оценивайте их яркость по 10-балльной шкале (1 – очень слабый образ, 2 – слабый образ, 3 – яркий образ. 4 – очень яркий образ):

  1. Автомобиль, стоящий на паркинге супермаркета.
  2. Тот же автомобиль, двигающийся по горному серпантину.
  3. Тот же автомобиль, двигающийся с места.
  4. Тот же автомобиль, но перевернутый вверх колесами.
  5. Тот же автомобиль, вернувшийся в нормальное положение.
  6. Тот же автомобиль, обгоняющий другую машину.
  7. Он же – на берегу моря.
  8. Этот автомобиль, удаляющийся и постепенно исчезающий из вида.
  9. Он же, мчащийся на высокой скорости.
  10. Он, же осторожно едущий в темноте с включенными фарами.

Если все образы были яркими, то в сумме у вас должно получиться 40 баллов. Если у вас получилось меньше 20 баллов, то стоит задуматься над тем, как развить образное мышление.

С чем связан у вас образ «Шампанского»?

У детей образное мышление развивается очень активно, благодаря сюжетно-ролевым играм и детским фантазиям. А возможно ли развитие образного мышления у взрослых? Не поздно ли говорить о тренировках мозга для лиц от 20 лет и старше? Ответ положительный, потому что в этот период и до 50-60 лет у взрослых развивается, так называемый, текучий интеллект, который позволяет мозгу гибко перестраиваться под новые структуры и образы.

Вот одно из полезных упражнений. Для этого упражнения надо представить себя… в разных профессиональных ролях. Любое явление профессионалы исследуют в зависимости от своего профессионального интереса. Итак, попробуйте исследовать с разных точек зрения, например, «Шампанское»:

  • Вы – сомелье, и вас интересует, прежде всего, вкусовые и ароматические качества этого напитка. Представьте себе вкусы разных сортов «Шампанского», которые вам доводилось пробовать. Вспомните их ароматы. Сравните, найдите отличия.
  • Вы занимаетесь рекламой и продвижением «Шампанского». Представьте, как выглядят его бутылки, этикетки на них, описание на этих наклейках. Сравните, найдите отличия.
  • Вы – художник, который хочет нарисовать шампанское, плещущееся и посверкивающее в красивом бокале. Как будет выглядеть эта картинка на новогоднем столе? А в погребке у производителей шампанского? А на дегустации, на ярмарке вин?
  • И, наконец, самое, пожалуй, сложное задание. Вы создаете шампанское из разных слагаемых, смешивая несколько разных сортов вина. Представьте, как вы черпаете из разных источников и смешиваете эти ингредиенты, и как на ваших глазах рождается купаж – прообраз будущего напитка.

Подобные упражнения можно проделывать с разными объектами, как простыми (росток, пробившийся из земли), так и посложнее (корабль). Каждый раз, меняя позицию, вы по-другому конструируете образ. Предмет остается один и тот же, но его образы, рожденные в вашем мозгу, разные. Полезная тренировка мозга!

С Викиум вы сможете развить образное мышление онлайн

Законы пространственных структур

Эксперименты в области когнитивной психологии, показали, что лучше всего воспроизводятся (а, значит, дольше хранятся в памяти и легче вспоминаются) взаимосвязанные образы. Вот почему так популярны советы мнемотехников, типа «Хотите вспомнить, что вам нужно опустить письмо, проходя мимо почтового ящика? Соедините в памяти ящик и письмо, представьте яркую картинку, как вы опускаете в ящик письмо. И ваш мозг доделает дальше все работу: когда вы увидите ящик, ваш мозг напомнит вам про письмо».

Поэтому, используя картинки, развивающие образное мышление, взрослые тренируют у себя не только способность конструировать образы, но и образную память.

Упражнения на развитие ассоциативного образного ряда использовались, например, в психоанализе. Психоаналитик предлагал клиенту прочесть в книге любое слово и потом, пассивно следуя за своим бессознательным, описывать всплывающие образы.

Попробуйте и вы запускать время от времени свободный ассоциативный ряд. Отталкиваясь от, все равно, какого образа (лицо прохожего, слово в книге, цветочный аромат или звуки музыки), позвольте своему мозгу генерировать зрительные образы и структуры по своему усмотрению. Пассивно следуйте за этим рядом, делая приятные образы ярче, а неприятные – приглушеннее.

Постепенно вмешивайтесь в процесс и манипулируйте образами по своему усмотрению –

  • увеличивайте и уменьшайте,
  • приближайте и отодвигайте,
  • раскрашивайте и меняйте форму…

Такое упражнение с фантазиями послужит для мозга полезной тренировкой.

На службе творческой мысли

Образное мышление – инструмент, позволяющий нам мысленно конструировать несуществующую реальность или, иначе, быть креативными, творческими личностями. Поэтому ответ на вопрос, как развить образное мышление у взрослых, это еще и ответ на вопрос о развитии творческих способностей. Наш мозг охотно продуцирует стереотипы – так ему намного легче воспринимать мир. В результате мы окружаем себя стереотипами. Причем с самого детства. Посмотрите, например, как дети рисуют дом или новогоднюю елку. Даже они используют штампы вместо живых образов. А уж взрослые и подавно предпочитают оперировать образами-шаблонами. Как же развивать и поддерживать в этих условиях творческие способности и их основу – образное мышление?

Одним из приемов творчества является прием агглютинации – мысленного соединения вместе частей, заимствованных из разных образов. Именно так появились когда-то Змей Горыныч (тело змеи + крылья птицы) и избушка на курьих ножках. Этот принцип сегодня вышагнул за пределы фантастики и используется, в частности в бионике – науке, создающей технические устройства на основе принципов, заимствованных у природы (так, идею подводной лодки «подсказали» дельфины).

Один из проективных тестов может быть использован для развития навыков агглютинации. Вот его задание: «Нарисуйте рисунок несуществующего животного». Попробуйте выполнить это задание. Через некоторое время вернитесь к нему и сделайте абсолютно другой рисунок. Старайтесь каждый раз увеличивать количество образов животных. У которых вы «заимствуете» те или иные части: крылья орла, лапы лягушки, уши и хобот слона, чешуя рыбы…

Если, конечно, вам интересно развивать и тренировать свое творческое мышление.

Суть образного мышления

Чего вы не знали (или не было информации на сей счет)

«Как странно выглядят мечты, когда они становятся реальностью»
Одной из граней образного мышления является чувственное знание или говоря языком парапсихологов эмпатийное восприятие*. Критерием возврата человека к образному мышлению является умение мыслить методом озарения. Это метод мысленного погружения в проблему, при котором ответ приходит мгновенно, как озарение. Он именно приходит, выстреливает из подсознания. Возникает внутреннее состояние радости – вот оно, теперь все понятно. Ответ приходит сам. Например, тот же Менделеев именно таким способом и открыл таблицу элементов. А люди, которые могут мгновенно перемножить любые числа? В таких случаях и работает образное мышление, которое обычно сопровождается чувством эмоционального накала. Человек внутренне проводит какую-то работу, он погружается в проблему, и затем выстреливает ответ. Еще его называют методом погружения.
/*Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним./
Получается, что человек, который раскрывает в себе образное мышление, начинает по-другому решать поставленные перед ним задачи. Механизмы решения задач также могут эволюционировать или деградировать в зависимости от роста человека или его упадка.
Люди, которые постарше, наверняка помнят, что в школе они не заучивали таблицу сложения. Они понимали принцип, как можно их сложить. Сейчас в школах учат не только таблицы умножения, но и таблицы сложения. Они просто зазубривают готовые ответы. Безусловно это показатель деградации.
И еще, лингвисты хорошо знают, что английский язык абсолютно пустой. Он не вызывает в сознании человека образов. Его иногда называют языком искусственным или знаковым. Всего-навсего отражение материального в неведомо откуда взявшемся звуке, где звук далёк от того, что он отражает. Возьмём звуковое значение принятия пищи, по-русски: еда, пища, харч, хавчик, жор, есть и другие звуковые обозначения этого процесса. А в английском? Одно слово “фуд”. Или: я тебя люблю, тебя люблю я, да люблю я тебя! А в английском: I love you. Всё, больше ничего и никак иначе. Только знак, никакой образно-временной наполненности.
Поэтому честные учёные из Израиля прямо заявили, что русский язык развивает не только левое полушарие головного мозга, но и правое. Потому что он создаёт образы, а другие европейские языки на это не способны.
Самый же отсталый из европейских языков – это английский. Единственное, что он способен развить, так это память и левое полушарие головного мозга. Вот и ответ, почему самый примитивный из европейских языков так стремительно навязывается всему миру. Но это так, к слову о лингвистике.
Поэтому разумно предположить, что у наших пращуров было больше механизмов решения поставленных задач. Допустим человек искал ответ на поставленный вопрос. Он погружался в этот вопрос. По сути, он соединял два образа: образ себя на данный момент, и образ ситуации, в которой он оказался. А дальше синтезируя два эти образа на чувственном уровне, ему методом озарения приходил ответ наиболее оптимального решения. Или человек занимался выбором правильного действия из веера возможных решений. Он брал образ себя, образ ситуации и дальше образ возможного решения. Синтезировав три этих образа, он получал ответ того, к чему это приведет. То есть что будет, если человек сделает такой выбор. И сейчас многие люди так делают, особенно те, у кого не так сильно развито левое полушарие (структурно-логическое мышление, абстрактное) по сравнению с правым полушарием (чувственно-эмоциональное, интуитивное, связь с информационным полем Вселенной). Происходит считывание образом моделирования событий, образом выбора вектора дальнейшего движения.
Стоит отметить, что левополушарная и правополушарная работы не противопоставлены друг другу вообще никак. Распространенное суждение гласит, что левое полушарие отвечает за структурно-логическое мышление, за логико-математический анализ, а правое полушарие за образно-чувственное.
*Современная система образования утверждает, что направлена на то, чтобы гипертрофировать левое полушарие и при этом как-то ограничить правое полушарие. Но мы видим, что для современных людей уже не доступны элементарные логические конструкции.
Образная работа включается тогда, когда у человека в гармонии оба полушария. Мы опять видим троичность. И обосновать это достаточно легко. Как включается метод погружения? Мы начинаем думать, и искать логические взаимосвязи с изучаемым объектом. У нас включается левое полушарие. Но дальше, в процессе этой работы, идет определенная сонастройка с образом задачи. И благодаря этой сонастройке у нас активизируется правое полушарие. Мы начинаем чувствовать этот образ на уровне эмпатии сверхчувственного восприятия. Логика по-прежнему работает, но одновременно мы уже ищем ответ, чувствуя задачу. Вот тогда и выстреливает мыслеобраз ответа.
Еще одним способом образного мышления, но более низкого порядка, является разговорная речь.
Вы никогда не задумывались над тем, как в вашей голове возникают слова? По большому счету они возникают спонтанно. Мы формируем в голове образ той мысли, которую хотим донести, и она изливается в виде предложения. Если бы мы задумывались над каждым словом, мы не смогли бы так быстро говорить. Как только мы начинаем подбирать слова, речь становится прерывистой. На этой основе и появилась наука, изучающая психологию человека по его речи. Или, к примеру, в голове возникает образ зебры, и мы сразу же понимаем, что это полосатое парнокопытное. Если слово неизвестно – не возникает ничего. Можно сказать, что это память, но ни один современный компьютер не сможет так быстро подобрать то описание, которое как озарение возникает в нашей голове. Да и где там может все это уместиться? Мы не ищем ответ, мы его сразу получаем. Подумайте над этим.
Понять, какое полушарие у вас развито больше поможет простое упражнение. Сложите, не задумываясь, пальцы рук в замок. В зависимости от того, палец какой руки окажется сверху, то противоположное полушарие у вас и более развито. Если сверху палец левой руки, то более развито правое полушарие.
Теперь сложите пальцы рук так, чтобы сверху оказался палец другой руки. Чем большее неудобство для вас доставляет эта процедура, тем больше разница в развитии полушарий головного мозга. В таком случае вам необходимо отстающее полушарие подтягивать к более развитому, а не наоборот.
Важно гармоничное развитие обоих полушарий. Именно поэтому в старину люди умели писать двумя руками, а воины умели сражаться сразу двумя мечами. Если ваш ребенок левша, не спешите переучивать его в правшу. Гораздо важнее просто научить его писать или держать молоток правой рукой также как и левой. Тогда вы получите гармоничную личность, а не личность с подавленной интуицией.
Одной из задач, которую умели делать древние жрецы, было умение одновременно писать двумя руками в двух тетрадках тексты на две темы. Именно это нашло свое отражение в легендах о Цезаре в том, что он умел одновременно решать несколько задач. Отсюда же и ведическое понятие дважды рожденных.
Да и мужчина и женщина, по сути, являются половинками чего-то единого, хотя и находящегося на другом плане мироздания. Все по образу и подобию, как вверху, так и внизу.
Поэтому образное мышление – это мышление методом озарения. Обычно погружение происходит через левое полушарие. Мы осмысляем, думаем, пытаемся логически выявить закономерности. Дальше через концентрацию происходит активизация правого полушария, человек начинает чувствовать задачу. И когда они выравниваются, происходит озарение, выстреливается готовый мыслеобраз ответа, который мы просто считываем. Это можно сравнить с буквицей Ижеи, с образом потока. Человек входит как бы в поток. Между полушариями появляется поток, который и считывается умом. Вхождение в поток является следствием и приятным побочным эффектом выравнивания пропорционального соотношения активации полушарий головного мозга. Теперь понятно, почему сознание сравнивается с потоком, а жизнь с движением?
Когда мы работаем со слогами в буквице, что происходит? Мы берем слог, есть одна буквица со своим образом, есть и другая со своим образом. Дальше начинается логическая работа погружения в синтез этих двух образов, и их чувственное осознание. Мы берем две частности и выдаем синтезированный мыслеобраз общего. Говоря другими словами, мы делаем шаг левым полушарием, потом шаг правым, выравниваемся и выстреливает поток общего мыслеобраза. По сути, мы занимаемся свитием, в противовес развитию, синтез в противовес анализу. Отсюда и понятие vita – жизнь. А теперь посмотрите на принципы работы генетического кода. Вам не кажется, что они идентичны?

И еще. Образное мышление включает процесс разархивирования сжатой информации из энергоинформационного поля Нави,(Ноосфера) а образы — это ключи или принципы для извлечения информации из прошлого опыта мироздания. Этот опыт и называют Хрониками Акаши и энергоинформационным полем Нави.
Путь развития необходим для того, чтобы находить уникальное, неповторимое в чем-то общем. А путь свития необходим для того, чтобы в уникальных вещах находить нечто общее. А говоря другими словами, происходит самосовершенствование через познание непознанного в самом себе. А теперь подумайте, в чем суть образного «противостояния» Белобога и Чернобога.
ЭПИЛОГ
Давайте рассмотрим один пример обратной связи образного мышления и математики. Мы упоминали при описании Буквицы, что одна грань образа буквицы I (Ижеи) тождественна силе тока. По сути вектор силы. Кроме этого мы знаем, что I=U/R, где, U — напряжение, вектор устремления электронов, сила за единицу пространства, R — сопротивление или инерция, равная массе за единицу времени, I — сила тока, количество электронов за единицу времени.
Какую буквицу можно соотнести с устремлением и приближением к цели? Буквицу Укъ, пределом которой является буквица Оукъ. Теперь вспоминаем — чтобы включить поток, что нужно остановить, что этому сопротивляется? Правильно — мысль, мыслительный процесс нашего мозга. Получаем буквицу Мыслетѣ. К чему мы пришли? I=У/М. А если подставить числовые значения буквиц, мы получим: 10=400/40. Совпадение? Хорошо, давайте найдем мощность — Р=U·I или У·I=҂Д (4000) — усиление потока волей порождает действие высшего порядка. А сам поток можно получить усилив бытие (Есть) знанием (Вѣди) — I=В·Е.
Конечно, логик скажет: I=М/Д, I=С/К, I=Ф/N и т. д. и т. п. Давайте вспомним, что означает деление по х’арийской арифметике: соотношение сфер влияния или отношение того, что вверху к тому, что внизу. И в данном случае это отношение порождает поток. Тогда М/Д — соотношение мыслей и дел порождает поток божественного света. С/К — соотношение озвученной мысли и соединения (наполнения) нескольких систем (объем) опять порождает вектор силы. Ф/N — соотношение значимости сути и воплошенного образа. Все результаты этих арифметических действий порождают различные виды движения.
Если вы по-прежнему сомневаетесь, можно пойти еще дальше, утверждая, что имея дело с электрическим током, мы, по сути, имеем дело с механическими аспектами электричества и магнетизма, и феномен тока можно описать теми же математическими уравнениями, которые применяются к обычному движению в пространстве. Т е прийти к уравнению v=s/t, где v — скорость, s — пространство, t — время. Закон подобия в действии.
Здесь уже уместно привести высказывание известного альтернативного физика Брюса ДеПальма:
“Время, как проявление более глубокой и базовой силы – вот что нас заботит. Точка соприкосновения – инерция объектов связана с энергией времени, текущей через них”.
Вспомнив квантовую теорию и приравняв пространство и время к единице, мы можем прийти к единице скорости считывания потока озарения в материальном мире. Как вы думаете, чему она равна? Сознание — это поток, поток — это электрический ток, электрический ток — это скорость нервных импульсов, нервные импульсы — это основа работы мозга. Что в их основе? Свет! Следовательно, естественная единица скорости в Явном или материальном мире равна скорости света, т е 2,9989 x 1010 см/сек. Округлив, мы получим 3 (Глаголи) — движение, истечение, направление, передача знания от истока. Хотя и без округления — достаточно интересное число. А через частоту света мы выходим на физические величины единиц пространства и времени.
Величина тока измеряется количеством электронов (единиц пространства) за единицу времени. Единица пространства за единицу времени – это определение скорости, поэтому электрический ток – это скорость, т е движение. С математической точки зрения не важно, движется ли масса в пространстве или в массе движется пространство. Осталось только понять какой вид движения находится в основе. Подумайте над этим в терминах и образах свития и развития Вселенной.
Понять все это чисто логически — бесполезная трата времени. Это можно только прочувствовать. Вот в этом и заключена вся суть образного мышления.
****
Не засоряйте, чада молвь Родную, глаголом и наречиями чужого языка.
В сердцах живут лишь словеса Родные, и мертвы для Души иные голоса.
Немного волнительных фото-картин:
Это и есть настоящий друг!




Почему то именно так! Те кто мог дать этому миру, что то полезное…умирают. Гады — живут и паразитируют.

Без комментариев…

Человечность ..она такая. Проявляться все меньше и меньше… Но иногда взрывается словно бомба.
Переосмысление приходит иногда слишком поздно. Когда ты один — ты начинаешь думать. А думать нужно всегда до того как…

Что такое образное мышление и зачем оно нужно? Разновидности, способы развития

Что это такое: определение понятия в психологии

Образное мышление называется так потому, что его суть состоит в оперировании образами: оно помогает собрать всю информацию о предмете или явлении, которая была получена из окружающего мира посредством органов чувств, формирует общую картину и выдает ее в виде мысленного образа.

Оперирование образами характерно для познания и является обязательной его составляющей. Характеризуется обобщенным и опосредовательным отражением действительности, моделированием закономерностей на основе имеющихся знаний.

Какое полушарие преимущественно отвечает за процесс: доминирование

Это специализация правого полушария. Оно обрабатывает невербальную информацию и там же происходит ее визуализация. Отвечает за ориентацию в пространстве, восприятие творчества и самовыражение, воображение.

Правое полушарие головного мозга рассматривает задачу или проблему, не анализируя ее.

Типы и характеристики

Одно из свойств вида мышления, характеризующегося опорой на представления и образы, – это разноплановость. В создании мысленного образа объекта участвует один или несколько его видов в зависимости от рода информации и от необходимого результата.

Пространственное

Пространственно-образное – это тип, который визуализирует объект в трехмерном измерении, помогает рассчитать расстояние, высоту и другие показатели, определить свойства опираясь на полученные в прошлом знания.

Закладывает умение работать с цифрами и размерами при решении логических и творческих задач.

Ассоциативное

В ассоциативном используются понятия и ощущения, возникающие при виде предмета или его названии. Этот тип мышления имеется у всех. Образы возникают из следов информации, оставленных в полушарии мозга.

Ассоциации бывают вкусовые, слуховые, обонятельные, визуальные и другие.

Конкретно-образное (наглядное)

Конкретно-образное обеспечивает представление изменения предмета, его положения, не взаимодействуя с ним в реальности, а представляя его. Воспроизводит все известные свойства предмета.

Важное свойство конкретно-наглядного вида – установление свойств и сочетаний предметов, которые выходят за рамки привычного. Эта форма доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Больше о том, что такое наглядно-образное мышление, когда формируется и каковы особенности его развития, читайте .

Визуальное

Основано на способности зрения проводить обработку информации, выделять определенные объекты из общего, запоминать картинку и воспроизводить ее целиком или по частям.

Это скоростной вид, который помогает переводить любые данные в визуальную форму, определять сходство и различие объектов, взаимосвязь деталей.

Художественное

Понятие освоения действительности и окружающего мира, объединяющее чувства, ощущения и смысл в образе – это то, как называют художественно-образное мышление. Оно способствует формированию, развитию и проявлению отношений, мыслей к происходящему или объекту. Художественно-образный тип, который характеризуется опорой на представления и образы, проявляет себя в искусстве.

Символическая форма

Образно-символическое участвует в объединении знаний о ценностях и отношение к ним. Составляющие проецируются на объект или ситуацию и влияют на мотивацию и личностное отношение.

В ситуации нравственных отношений, образно-символический вид развивает нравственные категории.

Каждый ли человек может мыслить образами?

Способности мыслить образами имеются у всех. Каждый человек может визуализировать свои воспоминания, представлять предметы и события.

В течение жизни человеческое мышление претерпевает несколько стадий развития. Наглядно-действенное — это один из его типов, помимо наглядно-образного и словесно-логического (теоретического). Развитие и формирование у детей подобного образа мыслей — необходимый этап в развитии интеллекта человека.

Виды использования

Образы возникают из сохраненных в памяти событий, знаний, или воссоздаются воображением. Человек опирается на них при планировании своих действий, восприятия действительности, поиске выхода из проблемных ситуаций, при решении задач.

В музыке

Музыкально-образное способствует пониманию музыки на уровне чувств, ее сопоставлению со знакомыми объектами, явлениями природы, событиями.

В профессии

Людям с развитой способностью мыслить образами подходят профессии:

  • дизайнера;
  • изобретателя;
  • режиссера;
  • художника;
  • архитектора;
  • другие профессии, связанные с творчеством и мощной визуализацией.

Они могут представить задуманное еще на этапе идеи.

В искусстве

Произведения искусства отражают отношение автора к чему-либо. Это синтез чувств, ощущений, мыслей творца.

Умение передать свой внутренний мир через художественный образ – свойство разных видов образного мышления.

В учебе

Создает цепочки знаний, соединяя информацию, полученную на разных уроках. Помогает применять их в разных ситуациях.

Особенности у детей

Образное мышление – основной вид у детей.

Дошкольный возраст

Развитие способности мыслить образами происходит у детей в возрасте 4-5-ти лет.

Дети представляют, что происходит с предметами в пространстве, продолжают развитие сюжета. Они рисуют схематичные изображения, фантазируют и сочиняют.

Образное мышление вырабатывает отклик на произведения искусства, помогает определить нематериальные ценности. В этот период преобладает эмоциональный компонент.

В 5-6 лет появляется способность преобразовать в уме объект и пространство. Дошкольник может представить мир в трехмерном изображении.

В предшкольном возрасте развиваются первые представления о жизненном опыте и попытки использовать его.

Младший школьный возраст

В начальной школе развитое образное мышление помогает ребенку решать задачи, опираясь на схемы и рисунки. Характерной особенностью младших школьников является умение управлять мышлением. Школьники начинают интересоваться явлениями и предметами, выделяя наиболее яркие признаки и наделяя ими воображаемые предметы.

Средние классы

В этот школьный период продолжается развитие образно-чувственного мышления, повышается любознательность.

Подростки

Чувства выходят на первое место, воплощаясь в образах и подростки начинают рисовать, сочинять стихи. Для них становится важной понятийная образная сфера, он погружен в образно-символический мир, а реальность отходит на второй план. Мыслительные процессы тесно связаны с восприятием. Отсутствие жизненного опыта мешает сопоставить воображаемую систему образов с действительностью.

Проблемы развития у детей с ЗПР

У детей с ЗПР низкая познавательная активность. Они редко фокусируются на чем-то и сохраняют нечеткие, фрагментарные знания и представления. Их внимание направленно на то, что проживается сейчас. Каждая ситуация для них индивидуальна, они не переносят практический опыт на происходящее.

Дети с ЗПР не могут соединить информацию в единое целое, чтобы получить образ, символ.

У взрослых

Во взрослом возрасте образное мышление основано на полученных знаниях и богатом личном опыте.

Для чего оно нужно: функции

Человек быстро собирает в голове всю имеющуюся информацию по задаче и представляет предполагаемый исход в виде картинки, эмоций. Для человека, мыслящего образами:

  • упрощается запоминание;
  • восприятие текста, телефильмов;
  • развивается интуиция.

Образное мышление экономит силы, время и деньги, помогая представить результат мысленно и оценить его.

Методы диагностики и способы исследования

Имеются методы диагностики для всех возрастов с использованием разнообразных методик. Методики для детей младшего школьного возраста:

  • «Исключение лишнего» Цель: изучение способности к обобщению.
  • «Простые аналогии» Цель: исследование гибкости мышления.
  • «Нелепица» Цель: оценка образных представлений и умения строить логические связи.
  1. Методика «Выделение существенных признаков» используется для работы с подростками и взрослыми. Цель: исследование способностей выделять главные признаки и отличать их от второстепенных.
  2. Распространенная методика для детей и взрослых – «Матрицы Дж.Равена». Цель: Изучение логичности мышления.

Какие есть способы развить навык?

У детей развитие операций мышления происходит в ходе игры. Ребенок может описать любой воображаемый предмет и действовать им. Результативно простое упражнения «Представь…» и дальше идет набор любых качеств, которые надо объединить в одном образе и рассказать об этом персонаже историю. Упражнение для всех возрастов «Я знаю 5…».

Варианты развития образности – это:

  • 5 свойств обычного гвоздя;
  • 5 признаков зимы;
  • 5 чувств.

Постепенно количество можно увеличивать. Для чего нужно улучшать образное мышление у взрослых и детей мы рассказывали в этой статье.

Развитию помогают пазлы, чтение книг и просмотр фильмов с последующим обсуждением.

Образное мышление делает жизнь проще и интереснее. Его можно и нужно тренировать в любом возрасте.

Когда вы смотрите на причудливое облако, проплывающее в небе, вам кажется, что это парус бороздит бескрайнее море или вам улыбается мордочка озорного котёнка. Вглядываясь в лицо незнакомого человека, стоящего на остановке, вы находите его чрезвычайно похожим на своего начальника. Приехав на работу, вдруг впадаете в панику: а выключили ли вы дома газ? И начинаете судорожно в уме пошагово прокручивать своё утро, что именно вы делали, чтобы вспомнить, подходили ли к газовой плите. Всё это нам позволяет осуществлять образное мышление.

Что это такое

В психологии даётся следующее определение: наглядно- или предметно-образное мышление — это зрительное представление ситуации в уме и умение производить с ней необходимые операции для решения определённой задачи, при этом не совершая никаких практических действий в реальности. Сокращённо — НОМ. Приводит к мгновенному результату. За него отвечает правое полушарие мозга. Играет важную роль в жизни человека:

  • это первая стадия онтогенетического развития, без которой невозможно дальнейшее формирование наглядно-действенного и словесно-логического мышления;
  • оно служит базой для формирования основных мыслительных операций: синтеза, анализа, сравнения и обобщения;
  • чем оно сильнее, тем быстрее усваивается новый материал и решаются различные проблемные ситуации;
  • раскрывает многогранные стороны бытия;
  • способствует развитию творческого начала.

Понять суть данного явления помогут примеры.

Вы всматриваетесь в лицо человека, который кажется вам знакомым. При этом прокручиваете в голове образы бывших одноклассников, коллег, родственников. Наконец, вспоминаете однокурсника, с которым вы не виделись лет 15. В уме вы искусственно «состариваете» его и получаете именно то лицо, которое сейчас перед вами.

Или ещё один бытовой пример. Вам надо переставить мебель в комнате. Можно начать её сразу двигать, пробуя разные идеи. Однако уже через пару часов, если не раньше, вы выдохнитесь или вам просто надоест это делать, а результат всё ещё будет далёк от идеала. Или решите рисовать разные варианты интерьера. Однако и тут можно потратить тонны бумаги, но при этом так ничего путного и не придумать. Образное мышление позволит прокрутить все возможные модификации в голове и уже через минуту выдаст то, что и куда нужно поставить.

Достаточно тесна связь образного и вербального мышления. Чем ярче и отчётливее человек представляет картинку в уме, тем лучше и понятнее он сможет объяснить решение задачи или проблемной ситуации.

Признаки

Что предполагает наглядно-образное мышление с точки зрения особенностей восприятия окружающего мира? Его основные признаки:

  • строится исключительно на образах в голове;
  • образы структурируются в результате представлений, сформированных в процессе жизненного опыта и на основе восприятия окружающей действительности;
  • призвано не только решать насущные задачи в реальности — часто уводит от неё в мир фантазий, позволяет мечтать;
  • отлично развито у творческих натур: художников, поэтов, музыкантов, архитекторов, модельеров, парфюмеров;
  • позволяет представленный в голове образ рассмотреть со всех сторон, проанализировать, сравнить с другими подобными и сделать обобщающие выводы.

В примитивной форме начинает складываться ещё у трёхлетнего ребёнка. Он хватает за хвост кота, потому что тот у него в голове ассоциируется с любимой мягкой и пушистой игрушкой. Если животное его в такой момент поцарапает, в будущем он будет сторониться кошек, так как в голове будет возникать этот злой образ, который причинил боль. Учёные считают, что зачатки НОМ присущи определённым животным, которые, например, держат в голове образ хозяина и узнают его из тысячи других людей.

В чём минусы

Психологи также предупреждают, в чём заключается опасность образного мышления.

Проблема в том, что оно может слишком далеко увести от реальности, особенно если преобладает над действенно-образным и словесно-логическим. Дети, увлечённые собственными образами в голове, начинают не просто сочинять небылицы, но и верить в них. И, если у детей этот перекос легко корректируется с помощью психотерапии, то со взрослыми ситуация складывается гораздо серьёзнее.

Во-первых, многие творческие гениальные люди, у которых образное мышление находится на высоком пике развития, теряют связь с реальностью и начинают мнить себя чем-то вроде божества. Им кажется, что они озарены светом свыше, если им позволено видеть в обычных вещах то, чего не замечают другие. Эго раздувается до неимоверных размеров, что приводит к социальной дезадаптации и различным расстройствам личности.

Во-вторых, самые обычные люди под влиянием образов в голове начинают связывать те предметы и явления окружающего мира, между которыми нет ничего общего. Этим объясняется вера в магию, колдовство, потусторонние реальности. Слыша ночью в комнате шорох, они во всех деталях представляют себе настоящего монстра и отрицают наличие мышей в доме. Если с утра в пятницу 13-ого опрокинется солонка и дорогу перейдёт чёрный кот, у таких мнительных людей начнётся паника. А всё потому, что в уме они будут рисовать себе ужасные картины последствий, к которым приведут все эти суеверия.

Ещё один минус в том, что не всегда хватает слов и речевых оборотов, чтобы описать ту картинку, которая складывается в голове. Из-за этого в быту часто возникают противоречия и недопонимания. Например, пришли супруги в магазин выбирать текстиль для спальни. Одному кажется, что это цветовое решение идеально впишется в интерьер, а другой считает, что будет смотреться слишком вызывающе и кричаще. А всё потому, что у них разные представления об одной и той же комнате. Как доказали учёные, женщины видят всё в более ярком цвете и, соответственно, выбирают такие же вещи. Мужчины — с точностью до наоборот.

Виды

В зависимости от того, какие представления являются у человека ведущими, психологи классифицируют образный тип мышления следующим образом.

Конкретно-образное мышление

В уме возникает конкретный образ нужного предмета. Покупаете накидку на кресло — и представляете его во всех подробностях, чтобы понять, подойдёт текстиль на него или нет. Оцениваете размеры, изгибы и как впишется в общий интерьер комнаты.

Ассоциативно-образное

В голове возникает не сам образ нужного предмета, а ассоциации, связанные с ними. Если ребёнка укусила собака, то впоследствии в любых сказках и мультфильмах для него это животное будет плохим героем, даже если у него положительная роль.

Действенно-образное

Если вы оказались в районе города, где бывали только раз в жизни, вы будете пошагово вспоминать маршрут, которым шли в прошлый раз. Вот здесь вы стояли, там видели кран, вот этот дом вам был нужен.

Словесно-образное

Проявляется при заучивании материала наизусть. Является основой фотографической памяти для запечатления именно текстов. Некоторые дети, рассказывая стихи, представляют в голове не те картины, которые нарисовал поэт, а расположение строчек в учебнике.

Абстрактно-образное

Акцентирование внимания на существенных сторонах, свойствах, связях представляемого объекта (предмета или явления). Считается высшей формой образного мышления. Позволяет замечать в окружающем мире нечто важное, неуловимое, что скрыто от других глаз. Некоторые специалисты считают, что знаменитый Шерлок Холмс раскрывал преступления не только за счёт дедукции, но и благодаря хорошо развитому абстрактно-образному мышлению. Ведь он мог представить в уме в деталях всё, что происходило в том или ином месте, хотя при этом не присутствовал.

Художественно-образное (творческое)

Это возникновение в голове звуков, иллюстраций, поэтических образов, сюжетов и даже запахов, на основе которых человек создаёт настоящие шедевры, — музыкальные и художественные произведения, новые ароматы, модели одежды, картины.

Каждому человеку присущ свой тип образного мышления.

Диагностика

Можно пройти самый простой тест на образное мышление. Внимательно посмотрите на изображения и постарайтесь разглядеть в них, кроме основного предмета, и те, что художник тщательно скрыл от прямого взгляда. Чем быстрее вы их увидите, тем лучше.

Ещё один тест, который позволит определить, какой тип мышления у вас преобладает и насколько развито образное. Прочитайте утверждения, поставьте плюсы (галочки) напротив тех, которые относятся к вам.

Интерпретация результатов

Подсчитайте количество плюсов (галочек) в соответствии с этой таблицей и посмотрите, насколько у вас развито образное мышление по сравнению с остальными.

Если в колонке НОМ значится до 2 плюсов — это низкий уровень развития, 3-5 — нормальный, 6-8 — высокий.

Как развить

Даже если у вас низкий уровень образного мышления, не стоит расстраиваться. Во-первых, это значит, что у вас ведущими являются другие. А во-вторых, если уж вам так необходимо именно оно, его всегда можно развить.

Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы быть успешным в дальнейшем обучении и для развития творческих способностей ребёнку очень важно научиться образному мышлению. Ему надо дозированно и в соответствии с возрастом давать задачи на развитие НОМ.

  • 3 года

Давать задания на распределение предметов по группам. Он должен с лёгкостью разделять рисунки с животными и людьми, зелёные и красные яблоки, звёздочки и треугольники. Так формируется топологическая структура образов в голове на основе простейшей операции сравнения.

  • 4 года

Дать задание нарисовать для домика забор. Если трёхлетнему малышу допустимо сделать его в виде волнистой линии, то в 4 года к типологической структуре формирования образа добавляется проективная. Он должен выстроить забор прямым.

  • 5 лет

В этом возрасте уже пора формировать математические, порядковые, объёмные образы. Перелейте воду из широкого сосуда в узкий и спросите, где её больше. Или превратите пластилиновый шарик в лепёшку и задайте тот же вопрос. Ребёнок должен видеть, что одинаково и тут, и там.

Для дошкольников тренировка образного мышления должна войти в привычку и стать ежедневной практикой. Это нужно, чтобы максимально подготовить почву для формирования мыслительных процессов и операций, над которыми придётся работать уже в школе. Этому посвящены занятия в большинстве развивающих кружков, об этом должны задумываться воспитатели в детском саду и родители дома. Например, гуляя, можно давать ребёнку различные устные упражнения:

  • найди спрятавшегося в траве кота (в листве — птичку);
  • на кого похоже облако в небе (лужа на асфальте/сугроб/очертания дерева);
  • найди самый высокий дом;
  • какие предметы синего цвета ты видишь вокруг?
  • можешь ли ты сам найти дорогу домой?
  • что изменилось сегодня на улице по сравнению со вчерашним днём?

Задания на обычную наблюдательность — это и есть упражнения на развитие образного мышления. Точно так же, как и вопросы по прочитанной сказке. Как ребёнок представляет злого волка, хитрую лису, трусливого зайчишку? Пусть подробно описывает их.

Развитие НОМ у взрослых

Образное мышление является своеобразным инструментом, который предоставляет человеку дополнительные возможности для быстрого и эффективного решения жизненных проблем и насущных задач. Поэтому даже взрослым будет полезно регулярно развивать его. Какие упражнения в этом помогут?

  • «Шампанское»

Этап 1. Представьте себе шампанское. Неважно, как — в бутылке или в бокале, на магазинной полке или на столе.

Этап 2. Представьте себя сомелье. Вам нужно ощутить вкус и аромат шампанского. Сделайте это так, чтобы у вас защекотало ноздри, а во рту чувствовались лопающиеся пузырьки. А теперь вспомните сорта, которые вы когда-либо пробовали. Вы можете сказать, чем они отличаются по вкусу, цвету, запаху?

Этап 3. Вы — рекламный агент. Представьте как можно ярче бутылку шампанского. Можете ли вы в ней что-нибудь изменить, чтобы она была ещё более привлекательной для покупателей? Продумайте до мелочей всё, что будет написано на этикетке.

Этап 4. Вам заказали нарисовать несколько картин с шампанским, ведь вы — профессиональный художник. Представьте, как вы изобразите бокалы на новогоднем столе, а как — на романтическом вечере. Старайтесь прорисовывать каждую деталь: брызги, блики на хрустале, окружающее застолье, руки тех, кто держит бокалы, и т. д.

  • «Ferrari»

Представьте себя в тёмном дворе поздним вечером. В тени многоэтажки стоит машина. Подсознательно вы понимаете, что это Ferrari, но видите только общие её очертания.

Начните медленно подходить к ней. С каждым шагом представляйте, как ваш взгляд выхватывает новую деталь из образа машины: колёса, зеркала, цвет.

Подойдите к ней вплотную. Представьте, как касаетесь её. Ощутите холод металла. Посмотритесь в боковое зеркало — поймайте в нём своё отражение.

Хорошо развитое наглядно-образное мышление расширяет ассоциативные ряды, позволяет видеть практически любую проблему как картинку и достраивать её недостающие элементы (как пазлы). Это помогает быстро и эффективно решать различные жизненные задачи. Поэтому всем полезно узнать уровень развития своего НОМ и регулярно тренировать его.

Читайте также: Системное мышление