Какова компетенция арбитражных судов

Виды арбитражных судов

Определение 1

Арбитражный суд – это государственный орган, который действует на постоянной основе, и занимается процессами осуществления правосудия в сферах экономической и предпринимательской деятельности.

На территории Российской Федерации, Арбитражный суд представлен в виде судебной власти, которая занимается процессами, связанными с рассмотрениями споров и прочих конфликтных ситуаций.

Виды Арбитражного суда

Все Арбитражные суды необходимы для грамотного функционирования города, области, района или округа. Особенно Арбитражные суды необходимы тем районам, на территории которых ведется какая – либо коммерческая, хозяйственная и трудовая деятельность. Кроме того, население, указанных ранее территориальных пунктов может обращаться за процессом рассмотрения спорных ситуаций в иные судебные организации:

  • Апелляционный суд. Как правило, такие суды созданы в двойном количестве на один округ. Все исковые заявления, которые поданы в данную организацию в обязательном порядке проверяются.
  • Арбитражный суд округа. Такие суды создаются один на каждый округ. Дела, которые рассматриваются в его стенах, как правило, касаются компенсаций, и несоблюдение прав гражданина.
  • Суд по интеллектуальным полномочиям. Здесь рассматриваются все дела, которые касаются вопросов о несоблюдении полномочий интеллектуального уровня. Кроме того, суд рассматривает и процессы возмещения убытков.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Задачи и функции Арбитражного суда в России

Сегодня можно точно выделить задачи, которые выполняет судебный орган под названием Арбитражный суд Российской Федерации:

  • Процесс защиты оспариваемых и нарушенных прав у законных лиц, которые представляют осуществление конкретной предпринимательской деятельности, а также иную экономическую деятельность.
  • Процесс обеспечения доступности правосудия в таких сферах, как предпринимательская или иная экономическая деятельность.
  • Процесс справедливого публичного судебного разбирательства, которое происходит в разумные сроки.
  • Процесс укрепления законности, а также предупреждения правонарушений в самых различных сферах экономической деятельности и предпринимательства.
  • Процесс, который связан с формированием конкретного уважительного отношения к судебным организациям и закону страны.
  • Процесс содействия и дальнейшего развития деловых, а также партнерских отношений, и процесс формирования делового оборота.

При обращении в Арбитражные суды Российской Федерации важно не забывать об их функциональных возможностях. Арбитражные суды:

  1. занимаются процессами разрешения споров, которые возникли в результате осуществления экономической или предпринимательской деятельности.
  2. ведут статистику, и соответствующее осуществление анализа данных по конкретным сферам деятельности.
  3. занимаются процесса предупреждения нарушений, которые происходят на законодательном уровне в жизни общества и ее экономическом составляющем.
  4. занимаются процессами реализации и установления международных связей и прочих контактов, которые установлены в соответствии с законодательными нормами и актами, а также Федеральными законами Российской Федерации.

Замечание 1

Сами по себе Арбитражные суда на территории России были законодательно оформлены 1 октября 1991 года. Сегодня Арбитражные суды активно участвуют в процессе формирования гражданских отношений. Регулирование правовых полномочий формируется в Федеральном законе Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Система арбитражных судов и их полномочия

Арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Организация и деятельность арбитражных судов регулируется Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ред. от 23. 06. 2014 г.)

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции ФКЗ об арбитражных судах, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Система арбитражных судов в Российской Федерации:

• арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

• арбитражные апелляционные суды;

• арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

• специализированные арбитражные суды.

Судебный надзор за деятельностью арбитражных судов в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах осуществляет Верховный Суд РФ, рассматривая дела по разрешению экономических споров в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанции.

Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской Федерации осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов.

Следует различать процессуальный и административный аспекты системы арбитражных судов.

Система арбитражных судов в процессуальном аспекте является четырехуровневая: первая, апелляционная, кассационная, надзорная инстанция.

Арбитражное процессуальное законодательство устанавливает порядок рассмотрения арбитражного спора в первой судебной инстанции, апелляционной, кассационной и надзорной судебной инстанции.

В административном аспекте арбитражный суд является юридическим лицом и имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации. Арбитражный суд как государственное учреждение имеет организационную структуру, систему органов управления, соответствующие структурные подразделения, возглавляется председателем суда. Основные функции арбитражного суда как государственного учреждения — организационное, методологическое и материально-техническое обеспечение деятельности судей — носителей судебной власти, образующих судейский корпус данного суда, по осуществлению правосудия.

Современная система арбитражных судов основана на иных, чем система судов общей юрисдикции, подходах. В отличие от системы судов общей юрисдикции в каждом арбитражном суде судопроизводство осуществляется только по одной инстанции: в арбитражном суде субъекта Российской Федерации – по первой инстанции, в арбитражном апелляционном суде – по второй (апелляционной) инстанции, в арбитражном суде округа (арбитражном кассационном суде) – по третьей (кассационной инстанции). Второе принципиальное отличие системы арбитражных судов от системы судов общей юрисдикции заключается в том, что вся территория Российской Федерации разделена на 10 арбитражных кассационных округов. В каждом округе действует арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд). В свою очередь каждый арбитражный кассационный округ разделен на 2 арбитражных апелляционных округа (общее количество которых по России– 21). В апелляционный округ входят территории нескольких субъектов Российской Федерации, в каждом из которых действует арбитражный суд субъекта Российской Федерации (84).

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами в отдельных местностях в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации и арбитражного апелляционного суда федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта РФ (арбитражного апелляционного суда) — обособленное подразделение соответствующего суда вне места постоянного пребывания этого суда, осуществляет его полномочия и возглавляется заместителем председателя соответствующего арбитражного суда.

Порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется ФКЗ об арбитражных судах, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Арбитражные суды разрешают: экономические споры и иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).

В порядке искового производства арбитражные суды рассматривают возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

В порядке административного судопроизводства арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

2) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

3) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

4) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В порядке особого производства арбитражные суды рассматривают дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В порядке, предусмотренном отдельными главами АПК РФ, арбитражные суды рассматривают дела:

1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражным процессуальным кодексом установлена специальная подведомственность дел арбитражным судам (ч. 1 ст. 33 АПК РФ).

К специальной подведомственности арбитражных судов отнесены дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) дела по корпоративным спорам;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

4.1) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

4.2) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Дела, отнесенные к специальной подведомственности, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Система арбитражных судов в РФ. Компетенция арбитражных судов

В соответствии с Законом о судебной системе (ст. 4) и Законом об арбитражных судах (ст. 1) арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого можно сделать вывод, что арбитражные суды являются особой, автономной ветвью (подсистемой) федеральных судов.

Система арбитражных судов

В соответствии со ст. 3 Закона об арбитражных судах система арбитражных судов в Российской Федерации включает:

  1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (упразднен, сейчас — Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ) — в законе не представлена;
  2. арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  3. арбитражные апелляционные суды;
  4. арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
  5. специализированные арбитражные суды.

Компетенция арбитражных судов

Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации (ст. 5 Закона):

  1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В большинстве случаев до передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все меры по его непосредственному урегулированию в установленном порядке.

В соответствии со ст. 27-33 Арбитражного процессуального кодекса арбитражным судам подведомственны:

  • возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
  • возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

подробнее

1) об оспаривании нормативных правовых актов в сфере экономической и предпринимательской деятельности;
2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия);
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

  • в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности:

подробнее

1) факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;
2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;
3) факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;
4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.
Решение, постановление, определение арбитражного суда, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

3. Компетенция Высшего арбитражного суда рф.

Полномочия Высшего арбитражного суда РФ, в соответствие со статьей 10 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»:

1)Рассматривает, в качестве суда первой инстанции:

— дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти

— дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации

— экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;

2) Рассматривает в порядке надзора:

— Дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации.

3) Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам:

— Принятые ВАС РФ и вступившие в законную силу судебные акты.

4) Обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом:

— О проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов или иных нормативных актов и договоров.

— О проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применения в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.

5) Изучает и обобщает судебную практику в установленной сфере.

6) Разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

7) Ведет судебную статистику.

8) Осуществляет меры по созданию условий деятельности арбитражных судов.

9) Решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации.

46. Конституционный суд РФ, его состав, задачи и полномочия.

Понятие Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ — государственный орган, отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства.

Правовой основой деятельности Конституционного Суда РФ выступают:

— Конституция Российской Федерации

— ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

— ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

— Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»

— Регламент Конституционного Суда Российской Федерации

— Иные нормативные правовые акты

Главой Конституционного суда является Председатель.

Конституционный суд состоит из 19 судей, двух палат из 10 и 9 судей.

2. Состав Конституционного Суда рф.

В соответствие со статьей 4 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации действует в составе 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Полномочия Конституционного Суда рф.

Полномочия Конституционного Суда РФ, в соответствие со статьей 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами;

47. Организация работы Конституционного суда РФ. Решение Конституционного суда, их юридическое значение.

Решение КС – это правовые акты органа судебной власти при осуществлении им своих полномочий в ходе рассмотрения и разрешения конкретных дел.

По итогам рассмотрения дел КС РФ принимает постановления, заключения и определения. Все решения принимаются в закрытом совещании. Для принятия решения требуется большинство голосов участвовавших в голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться от голосования. Если он не согласен с принятым решением, то может письменно изложить своё мнение, которое должно быть опубликовано вместе с принятым решением. Решения подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями.

Постановление – это решение КС РФ, принятое по делам о толковании Конституции, по вопросам о компетенции, о соответствии Конституции РФ и другим правовым актам по жалобам на нарушение Конституционных прав и свобод и т. д.

Заключение – итоговое решение КС РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Констатация несоблюдения установленного порядок выдвижения обвинения влечёт прекращения рассмотрения обвинения в Совете Федерации. Кроме того, заключение может приниматься о соответствии конституции РФ инициативы проведения референдума РФ по предложенному вопросу референдума.

Все иные решение КС РФ именуются определениями. В большинстве случаев они выносятся по вопросам связанными с организацией работы КС.

Решение КС РФ окончательны и обжалованию не подлежат, вступают в закон немедленно после провозглашения.

48. Органы судейского сообщества и их полномочия.

Органы судейского сообщества как выразители интересов судей — носителей судебной власти являются важнейшим институтом обеспечения их независимости. Через свои органы судейское сообщество активно влияет на процесс организации и деятельности судов. Судейского сообщества в Российской Федерации» судейское сообщество образуют судьи федеральных, судов всех видов и уровней и судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему страны. Основными задачами органов судейского сообщества считаются: 1. содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; 2. защита прав и законных интересов судей; 3. участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;, 4. утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики. Органы судейского сообщества включают. • Всероссийский съезд судей, а в период между съездами советсудей РФ, избираемый Всероссийским съездом судей; • конференции судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, арбитражных судов, а в период между конференциями избираемые ими советы судей; • общее собрание судей судов; • Высшая квалификационная коллегия судей РФ; • квалификационные коллегии судей субъектов РФ.Высший орган «судейского сообщества — Всероссийский съезд судей, который представляет интересы всего судейского сообщества. Съезд определяет порядок формирования органов судейского сообщества и избирает Высшую квалификационную коллегию судей-Органы судейского сообщества: 1) обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства; 2) проводят общественную экспертизу проектов законов и иныхнормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей; 3) рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового* организационного и ресурсного обеспечения, а также пра-:вового и социального положения судей; ‘ 4) представляют интересы судей в государственных органах иобщественных объединениях; 5) избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов); 6) осуществляют иные полномочия, отнесенные к их ведениюфедеральными законами.

Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей. К их компетенции относится: отбор кандидатов на должность судьи; приостановление или прекращение полномочий судьи; привлечение судей к дисциплинарной и административной ответственности; прекращение отставки судьи; обеспечение неприкосновенности судьи; проведение аттестации судьи и присвоение ему квалификационного класса. Высшая квалификационная коллегия судей РФ в составе 29 членов коллегии формируется из числа судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судей арбитражных судов (окружных, апелляционных и судов субъектов РФ), судей судов обшей юрисдикции субъектов РФ, включая и окружные (флотские) военные суды — 18 членов коллегии; 10 членов коллегии — представителей общественности назначаются Советом Федерации РФ и один — Президентом РФ. Высшая квалификационная коллегия решает вопросы, связанные с отбором кандидатов на должности руководителей (председателя и заместителей) высших судов РФ, судей этих судов, руководителей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также о приостановлении, возобновлении, прекращении их полномочий. Осуществляет квалификационную аттестацию упомянутых судей, присвоение им первого и высшего квалификационного класса; принимает решение о представлении судей к государственным наградам и присвоению почетных званий; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами. Квалификационная коллегия судей субъектов РФ общим числом 21 член коллегии формируется из представителей судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов субъектов РФ, районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ: из 13 членов коллегии, избираемых на конференциях судей тайным голосованием, семи членов коллегии — представителей общественности, назначаемых законодательным (представительным) органом субъекта РФ, и одного — Президентом.

49. Конституционные суды (уставные) субъектов РФ и их полномочия.

Конституционный уставной суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ. Конституционный и уставные суды являются самостоятельными органами суд. Власти. Они разрешают конкретные дела на основе Конституции (устава), обязательные к исполнению.

Конституционные суды проверяю конституционность законов и нормативных правовых актов субъекта РФ, решает вопросы о конституционности политических партий, дают заключения о действиях главы региона, разрешают споры о компетенции, дают толкование конституции и уставов субъектов РФ, рассматривают жалобы граждан на нарушения конституционных прав. Таким образом, их компетенция во многом напоминает компетенцию КС РФ.

Решение конституционных (уставных) судов в значительной мере являются источником права соответствующего субъекта РФ, оказывает заметное влияние на развитие принципа разделения властей, на закрепление и охрану институтов гос. Власти и местного самоуправления, на защиту прав и свобод человека и гражданина, на обеспечения соответствия регионального законодательства Федеральному и проникновение правовых позиций КС РФ в региональную правовую систему.

В настоящее время начавшийся около 10 лет назад процесс создания КС (уставных) практически остановился, они действуют только в 16 субъектах Федерации.