Содержание
- Что такое КАРТЕЛЬ — значение, определение простыми словами.
- Картель и закон.
- Примеры международных картелей.
- Наркокартели.
- Что такое картель
- Определение картеля — что это такое
- Признаки картеля
- Законность создания картелей
- Виды картельных объединений
- ОПЕК — это картель
- Мировая теневая экономика: картели
- Пять признаков империализма по В. Ленину
- Картели как сеть теневой экономики
- Картели под прикрытием исследовательских институтов
- Патентные картели
- Бреттон-Вудская валютно-финансовая система
- Банковские картели
- Международные картели — реальная угроза мировой войны
Картель – это организованная группа людей или компаний, которые устанавливают монополию в определенной отрасли бизнеса, тем самым контролируя маркетинг и ценообразование на продукт.
Что такое КАРТЕЛЬ — значение, определение простыми словами.
Простыми словами, картель – это когда несколько людей или компаний, которые производят одинаковые продукты, вступают в сговор, с целью захвата рынка. Таким образом они совместно могут навязывать практически любую цену за свой товар, избегая конкуренции между собой.
Картель и закон.
Согласно антимонопольному законодательству большинства стран, картели являются незаконными, так как их деятельность вредит свободному рынку. Однако несмотря на эти законы, на данный момент существует несколько международных картелей, которые влияют как на мировую экономику, так и на внутренние рынки в отдельных странах.
Примеры международных картелей.
Классическим примером международного картеля является алмазная компания «De Beers», которая контролирует рынок алмазов по всему миру, вызывая искусственно завышенную цену. De Beers подвергается критике за свою практику, и несколько правительств пытались подорвать стремление компании к глобальным поставкам алмазов, но это не увенчалось успехом.
Интересный факт. Именно благодаря стараниям талантливых маркетологов корпорации «De Beers», возникла традиция дарить девушкам кольца с бриллиантами, предлагая выйти замуж. В 1938 году, они запустили огромнейшую рекламную компанию, суть которой заключалась в том, что истинным проявлением любви может стать только украшение с бриллиантом. И это сработало. Данная практика распространилась по всему миру, и теперь принято считать традицией дарить девушкам кольца с бриллиантами, предлагая руку и сердце.
Другим хорошо известным примером международного картеля является «Организация стран-экспортеров нефти» (ОПЕК), которая контролировала цены на нефть с 1960-х годов. ОПЕК заметно повысила цены на нефть в 1970-х годах, используя свой рыночный рычаг в качестве политического инструмента. Страны-члены ОПЕК утверждают, что их картель защищает мировые поставки нефти и минимизирует колебания рынка.
Наркокартели.
Картели также присутствуют в торговле наркотиками, так как это является хоть и незаконным, но весьма прибыльным бизнесом. Многие страны ведут даже полномасштабные войны с подобными организациями, но пока искоренить эту проблему не особенно получается. Дело в том, что наркокартели, являясь абсолютно незаконными структурами, ведут свои дела на черном рынке, не оставляя бумажных следов. Полученные деньги они отмывают через вполне легальные фирмы. Таким образом, они всегда обеспечены необходимыми финансами и чистым прикрытием.
Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми:
Что такое картель
25 августа 2019
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сфера производства и сфера бизнеса неотделимы друг от друга. В этом симбиозе существует множество форм их сосуществования: картель, синдикат (что это?), трест, концерн.
Сегодня мы рассмотрим одну из таких форм – картель. Проанализируем, что это такое, каковы принципы его организации.
Определение картеля — что это такое
Рассмотрим суть создания картеля на примере. Допустим, существует ряд компаний, занимающихся выпуском одинаковой (или почти одинаковой) продукции, пусть это будет производство светодиодных лампочек.
Цель каждой из этих фирм – получение максимальной прибыли. Но конкуренция большая и чтобы оптимизировать получение прибыли в таких условиях, владельцы данных компаний заключают между собой ряд соглашений. Объектом договоренностей могут быть:
- цена выпускаемой продукции. Одинаковый уровень цен обеспечивает компаниям равную возможность на получение прибыли. Резкое снижение цен на лампочки одним из производителей (это называют демпингом) может повлечь разорение других фирм;
- рынок сбыта. Компании распределяют, поставки в какие районы страны каждая из них будет осуществлять. Сосредоточение нескольких производителей на одной территории грозит перенасыщением рынка этого региона;
- ассортимент и объем выпуска. Отсутствие координирования в таких вопросах может привести к затовариванию или, напротив, к дефициту светодиодных лампочек;
- другие важные моменты производства и сбыта товара.
Компании, заключившие между собой подобные соглашения, называются картелем. А принятие указанных договоренностей называется картельным сговором.
Картель – это ряд компаний, занимающихся выпуском схожего ассортимента товара, и заключивших между собой соглашения о правилах ведения коммерческой деятельности. При этом участники данного объединения сохраняют свою юридическую, финансовую и хозяйственную самостоятельность.
Картель – это организация, в которой участники имеют равные права, и все вопросы решаются достижением соглашений. Т. е. в картели нет руководящего звена, принимающего решения за всех членов организации.
Признаки картеля
Объединение компаний в определенное сообщество можно назвать картелем, если выполняются следующие условия:
- фирмы-участники имеют производство в одной отрасли;
- участники организации достигли соглашений, направленных на получение монопольной прибыли (прибыль в условиях отсутствия конкуренции);
- все компании сообщества сохраняют свою финансовую, юридическую, производственную независимость друг от друга;
- к нарушителям достигнутых соглашений возможно применение штрафных санкций, вплоть до исключения из сообщества.
Законность создания картелей
По своей сути картельный сговор – это монополизация того или иного сегмента рынка. Образование таких объединений парализует функционирование свободного рынка. Последствия неконтролируемой деятельности картелей:
- искусственный рост цен на товары, производимые участниками картеля;
- отсутствие обновления ассортимента продукции;
- отсутствие у производителей мотивации к внедрению инноваций, к повышению эффективности производства;
- недопущение на рынок новых производителей;
- стагнация (застой) рынка.
Во многих странах мирового сообщества создание картелей запрещено, например, в США. Там рынок регулирует специально созданная Ассоциация производителей.
Антимонопольное законодательство есть практически во всех государствах. Российская Федерация не исключение. На территории нашей страны действует Федеральный Закон № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», регламентирующий антимонопольные меры.
Незаконное создание картелей не афишируется. Все договоренности компаний имеют форму устных соглашений.
Из всякого правила есть исключение. Создание картелей допускается в редких ситуациях:
- в странах Евросоюза создание картелей допускается, если доля производимого товара участниками картельного соглашения не более 5 % от всего объема выпуска данного товара в стране;
- в случае если деятельность картеля направлена:
- на освоение нового рынка,
- на укрепление экономики страны,
- на уменьшение излишнего производства (кризисные картели).
Виды картельных объединений
Картели классифицируют в зависимости от форм осуществления деятельности:
Вид | Формы функционирования (основное соглашение между компаниями-участниками) |
---|---|
кондиционный | соглашение об условиях реализации производимой продукции |
производственный | соглашение о квотах производства (объеме выпуска) |
закупочный | соглашение о закупках сырья и материалов (цель – сбить закупочные цены) |
ценовой | соглашение об одинаковых (унифицированных) продажных ценах |
территориальный | соглашение о разделении территории сбыта |
калькуляционный | соглашение об унифицированной структуре производства и расчетов |
патентный | соглашение о совместном использовании какого-либо патента (или о запрете на использование такового) |
ОПЕК — это картель
Рассмотрим одно из наиболее известных законных картельных объединений – OPEC (аббревиатура от английского названия Organization of the Petroleum Exporting Countries).
Это сообщество стран, добывающих и экспортирующих нефть и нефтепродукты. Главной целью создания этой международной организации является контроль за квотами (что это такое?) на добычу нефти.
Зачем это нужно? Предположим, нет такой организации как ОПЕК. Что произойдет: страны, имеющие возможность добывать нефть, резко увеличат ее добычу. Это приведет к затовариванию и в результате – к резкому снижению цен на нефтяное сырье и нефтепродукты во всем мире. Экономика многих стран зависит от продажи нефти за рубеж. Экономика РФ также «завязана» на экспорте нефти.
Резкое обесценивание нефти станет коллапсом (что это?) для всего мирового сообщества, бюджеты государств «рухнут», гиперинфляция приведет к тотальному обнищанию населения. Экономический кризис в малой степени затронет только те страны, которые давно и прочно ушли от «нефтедоллара».
Согласитесь, перспектива не из приятных. Именно для того, чтобы не случился такой мировой экономический коллапс, и создан международный картель ОПЕК.
ОПЕК, исходя из классификационных факторов, рассмотренных нами в предыдущем разделе, можно определить как производственный ценовой картель.
Читайте наш блог, и вы узнаете много полезной информации!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Подборки по теме
- Вопросы и ответы
- Использую для заработка
- Полезные онлайн-сервисы
- Описание полезных программ
Использую для заработка
Мировая теневая экономика: картели
Пять признаков империализма по В. Ленину
Ровно 100 лет назад в книге «Империализм, как высшая стадия капитализма», которую изучали в Советском Союзе во всех вузах, В.И. Ленин выявил пять основных экономических признаков империализма как «высшей» и «последней» стадии капитализма. Это:
1) Концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни.
2) Слияние банкового капитала с промышленным и создание на базе этого «финансового капитала» финансовой олигархии.
3) БОлее важное значение вывоза капитала по сравнению с вывозом товаров.
4) Образование международных монополистических союзов капиталистов, осуществляющих передел мира.
5) Конец территориального раздела земли крупнейшими капиталистическими державами.
Сегодня изменился каждый из пяти экономических признаков империализма. Но приглядимся повнимательнее к четвертому, наиболее актуальному сегодня признаку — как выясняется, самому небезопасному для мира. Этому признаку посвящена пятая глава книги, которая называется «Раздел мира между союзами капиталистов». Глава начинается следующими словами: «Монополистические союзы капиталистов, картели, синдикаты, тресты, делят между собою, прежде всего, внутренний рынок, захватывая производство данной страны в своё, более или менее полное, обладание. Но внутренний рынок, при капитализме, неизбежно связан с внешним. Капитализм давно создал всемирный рынок. И по мере того, как рос вывоз капитала и расширялись всячески заграничные и колониальные связи и «сферы влияния» крупнейших монополистических союзов, дело «естественно» подходило к всемирному соглашению между ними, к образованию международных картелей».
Итак, четвёртый экономический признак империализма связан с образованием международных картелей. Международные картели — монополии монополий, соглашения национальных монополий разных стран (тресты, концерны, синдикаты) об экономическом разделе мира. Созданию международных картелей предшествует образование картелей на национальном уровне. Об этом Ленин пишет в первой главе («Концентрация производства и монополии»). Первые национальные картели появляются после кризиса 1873 года. Экономический подъем конца XIX века и экономический кризис 1900–1903 гг. привели к массовому образованию национальных картелей, они «становятся одной из основ всей хозяйственной жизни». Тогда же образуются многие международные картели.
Картели как сеть теневой экономики
В рамках международных картельных соглашений монополисты разных стран делят рынки сбыта товаров, определяют географические границы сфер операций отдельных участников международного картеля. При этом почти всегда устанавливаются единые (монопольно высокие) цены на однотипные товары и услуги. Иногда определяются предельные объемы производства и сбыта тех или иных товаров. Кроме рынков сбыта, разделу могут подлежать источники сырья и сферы приложения капитала. Существуют также закупочные картели (установление монопольно низких цен на закупаемые товары и услуги). Очевидно, что международные картели ограничивают или даже делают невозможным торговую, инвестиционную и финансовую деятельность аутсайдеров, оказавшихся за бортом международных соглашений. Нередко картели «расчищают» себе «жизненное пространство», сначала проводя синхронизированный демпинг, а уже затем устанавливая монопольно высокие цены.
Ярким примером международного картеля начала прошлого века является соглашение между американским трестом «Дженерал электрик» и германской корпорацией АЭГ. В 1907 году между этими гигантами электротехнической промышленности был заключен договор о дележе мира. Конкуренция на рынках электротехнической продукции была устранена. Ленин очень подробно описывает историю создания и механизм функционирования международного электротехнического картеля. Он также приводит примеры международных картельных соглашений о разделе мировых рынков рельсов, цинка, морского торгового судоходства. Он подробно описывает конкурентную борьбу между американским керосиновым трестом Рокфеллеров и объединением германских керосиновых компаний. В какой-то момент времени конкуренты были близки к образованию всемирного керосинового картеля, но в последний момент соглашение расстроилось.
При раскрытии четвертого экономического признака империализма Ленин ссылался на исследование немецкого экономиста Роберта Лифмана (1874–1941) «Картели и тресты». По данным Лифмана, в 1897 году в мире насчитывалось около 40 международных картелей с участием Германии, а к 1910 году уже около 100. Примечательно, что в начале ХХ века почти ни один международный картель не обходился без участия компаний Германии и США, проводивших агрессивный захват мировых рынков. Они «отжимали» рынки у своих конкурентов из Англии, Франции, Бельгии, Голландии.
И хотя уже на заре века во многих странах действовало антимонопольное законодательство, которое запрещало создание картелей. или предполагало согласие со стороны антимонопольных служб, картели имели одно преимущество — они в отличие от других форм монополий (тресты, синдикаты, концерны), могли создаваться втайне от государства и общества по типу «джентльменских соглашений». И даже если соглашения имели письменную форму, то документы надежно прятались в сейфах подписантов.
Иными словами, международные картели представляли, да и сегодня представляют собой версию теневой экономики. Нередко картели маскируются вывесками информационных центров, научных институтов, союзов предпринимателей, комитетов, комиссий и т.п. Компании, которые вступают в картельное соглашение, сохраняют свою финансовую, юридическую, коммерческую и производственную самостоятельность. Правда, иногда участники картеля создают совместную компанию акционерного типа для выполнения функций управления. Производственные и рыночные квоты участников картеля соответствуют их долям в капитале совместного акционерного общества. В качестве примера можно привести международный картель по азотным удобрениям ( созданный в 1928 году). В 1962 году участники картеля создали акционерную компанию «Нитрекс» (Nitrex A.G.) с капиталом 1 млн. швейцарских франков (зарегистрирована в Швейцарии, Цюрих). Акции были поделены между участниками картеля. «Нитрекс» в централизованном порядке собирал все заказы на поставку азотных удобрений и распределял их между участниками картеля.
Имеются также документированные свидетельства, что международные картели принимали активное участие в подготовке и развязывании Второй мировой войны. В период между двумя мировыми войнами процесс создания международных картелей резко активизировался. К началу Второй мировой войны 1939–1945 годов, по некоторым оценкам,их число возросло чуть ли не до 1200, и накануне войны они контролировали от трети до половины всего оборота мировой торговли. Преимущественно это были соглашения монополий различных европейских стран. Число международных картелей,с одновременным участием европейских и американских монополи, йбыло невелико. Капиталистические страны, находившиеся в состоянии затяжного экономического кризиса, стали проводить дифференцированную антимонопольную политику. Внутри своих стран власти все-таки пытались ограничивать монополии и стимулировать конкуренцию. А в случае, если создавались международные картели, которые могли усиливать позиции национальных компаний на внешних рынках, почти никаких препятствий власти не создавали. Даже, наоборот, поощряли создание картелей.
Некоторые международные картели с участием американских и немецких компаний не прекращали своей деятельности на протяжении всех лет Второй мировой войны.Обвинения в адрес международных картелей прозвучали на Потсдамской конференции 1945 года и на Нюрнбергском процессе.
После войны во всех странах превалировали антикартельные настроения . В Организации объединенных наций (ООН) обсуждался вопрос о том, что этот новый институт должен полностью запретить международные картели или, по крайней мере, контролировать их создание и функционирование. В послевоенные десятилетия до 1970-х гг. на Западе более или менее эффективно реализовывалось антимонопольное законодательство. В том числе в части, касающейся международных картелей. К началу 1970-х гг. число таких картелей оценивалось в 70-80. Примечательно, что это были преимущественно трансатлантические картели, т.е. соглашения с одновременным участием европейских и американских монополий.
Картели под прикрытием исследовательских институтов
Со времени окончания Второй мировой войны и до середины 70-х гг. наиболее известными в мире были международные картели в области морского судоходства (их было несколько), по электрооборудованию, радиоаппаратуре, автомобилям, подвижному железнодорожному составу, а также по удобрениям: азотным, калийным и фосфатным. В сфере производства химических товаров действовали созданные еще в период между двумя мировыми войнами картели: содовый, по красителям и по хинину. В области производства цветных металлов — картели по алюминию и меди. В сфере производства черных металлов — по стали, отдельным видам проката, рельсам, трубам, белой жести. Естественно, международные картели не афишировали свою деятельность, пытаясь убедить общество и контролирующие органы государства, что они занимаются «исследовательской» деятельностью. Например, функции международного калийного картеля (до Второй мировой войны в него входили монополии Франции, Германии, Испании, Польши, Великобритании, США и других стран) после войны стали выполнять три «института». Это Международный калийный институт в Берне (Швейцария), представляющий в основном интересы западноевропейских компаний, а также две организации США — Американский калийный институт и Фонд для международных исследований в области калия. Международные картели в морском судоходстве назывались «пулами» и «конференциями».
Для международных картелей использовались «крыши» союзов предпринимателей…Например, международный картель по стали в 1967-м создал «крышу» в виде Международного института чугуна и стали (МИЧС). Создание МИЧС, как было официально заявлено, имеет целью укрепление контактов между сталепромышленниками различных капиталистических стран, обмен информацией, касающейся положения на рынке чёрных металлов. В 1970 г. МИЧС объединял более 100 металлургических компаний 24 капиталистических стран, производивших около 95% стали в капиталистическом мире. Точное количество международных союзов предпринимателей назвать трудно. Они могут иметь самые разные названия: торговые и промышленные палаты, биржевые комитеты, отраслевые институты, ассоциации, комиссии и т.п.
Патентные картели
После войны появились патентные картели. В условиях развернувшейся научно-технической революции в международной торговле резко возросла доля товаров обрабатывающей промышленности, особенно ее наукоемких отраслей. Позиции корпораций, действующих в таких отраслях стали активно защищаться с помощью такого инструмента, как патенты (право на исключительное пользование техническим новшеством) и лицензии (разрешение на пользование техническим новшеством другим компаниям за лицензионное вознаграждение, участие в капитале или получение иных прав). Многие авторы поспешили заявить, что в условиях НТР традиционные международные картели «приказали долго жить», на их место пришли патентные картели, основанные на обмене патентами и лицензиями внутри узкого круга компаний разных стран. Причем, эти патентные картели не прятались, более того, они защищались патентными и иными службами, оберегающими интеллектуальную собственность крупного капитала.
Существовала «картельная блокада» Советского Союза и России и сегодня это особенно актуально. Интересно, что до сих пор нашими экономистами, политологами и историками абсолютно не затронут этот важнейший аспект советской экономической истории. На протяжении 70 лет своего существования СССР находился в плотном кольце международных картельной блокады.Советские внешнеторговые организации вели переговоры и заключали контракты с компаниями, входившими в состав различных международных картелей. Торговля СССР с компаниями, не входившими в картели, была крайне затруднена. Именно поэтому мы могли торговать с Западом, лишь последовательно проводя политику государственной монополии внешней торговли. Без такой монополии международные картели могли бы грабить нас нещадно, устанавливая монопольно высокие цены на товары, импортируемые Советским Союзом, и монопольно низкие — на товары, поставляемые нами на Запад. До конца СССР не удавалось преодолевать фактор «картельной блокады», его действие лишь смягчалось. Именно поэтому основополагающими принципами советской экономической политики была опора на собственные силы, а также приоритетное развитие торгово-экономических отношений со странами социалистического содружества.
После развала СССР и создания Российской Федерации «картельная блокада» против нашей страны не ослабла. Слава Богу, наша Федеральная антимонопольная служба (ФАС) это вовремя осознала. Ключевым направлением деятельности ФАС с 2014 г. стало расследование деятельности картелей с участием иностранных компаний. Правда, ФАС неоднократно заявляла, что борьба с международными картелями в России сильно затруднена. Главная причина — отсутствие международного акта, регулирующего совместные проверки ФАС с иностранными антимонопольными ведомствами, а также позволяющего обмениваться с ними конфиденциальной информацией.
Но вернемся в 1970-е гг., когда на первый план вышли патентные картели. Конечно, традиционные картели, охватывающие рынки сырья и полуфабрикатов, продолжали существовать. Некоторые из них полностью ушли в «тень», другие изменили свой статус. Они приобрели вид межгосударственных соглашений о защите рынков тех или иных товаров. Такие международные товарные соглашения (МТС) получили большое распространение в первые два-три послевоенных десятилетия. Это соглашения по цинку, олову и некоторым другим металлам, зерну, джуту, кофе, бананам и другим биржевым товарам. Наиболее известно соглашение по нефти, получившее название ОПЕК.
Считалось, что эти соглашения призваны защитить развивающиеся страны от неэквивалентного обмена стран бедного «юга» со странами богатого «севера», экспортирующего промышленную продукцию (так называемые «ножницы цен»). Однако надо иметь в виду, что за вывесками развивающихся стран зачастую скрывались транснациональные корпорации (ТНК), которые действовали в этих странах и были заинтересованы в таких картельных соглашениях межгосударственного типа. Яркий пример — ОПЕК. Это организация стран — экспортеров нефти. Основана в 1960 г. рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия и др.) с целью координации действий по объему продаж и установлению цен на сырую нефть. Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью (оценка на начало нынешнего столетия), она способна значительно влиять на уровень мировых цен.
Однако при этом не стоит забывать, что за ширмой ОПЕК стоят транснациональные корпорации. Еще в 1960-е годы у всех был на слуху международный нефтяной картель, получивший название «семь сестер». История нефтяного картеля началась 87 лет назад. 17 сентября 1928 года в шотландском городке Ахнакарри было заключено неформальное соглашение между Royal Dutch Shell, Англо-персидской нефтяной компанией (будущая British Petroleum) и Standard Oil of New Jersey (будущая Exxon).
Оно было призвано убрать жёсткую конкуренцию между этими гигантами нефтяного бизнеса. Для чего предусматривало сокращение добычи нефти в соответствии с тенденциями спроса на неё и сохранение существующей пропорции между добывающими компаниями. Уже к 1932 году в картель Ахнакарри вошли все семь крупнейших англо-американских компаний, создавших впоследствии «консорциум для Ирана». Примечательно, что антимонопольные службы США «благословили» создание нефтяного картеля, поскольку он укреплял позиции американских корпораций на мировом рынке нефти.
Сегодня о международном нефтяном картеле почти ничего не слышно. Зато в СМИ много говорят об ОПЕК.С легкой руки некоторых журналистов, ее стали даже называть «антикартелем», имея в виду, что она был создана для противостояния «семи сестрам». Ничего подобного: нефтяной картель продолжает существовать. Просто входящие в него «сестры» не раз уже успели поменять свои «девичьи» фамилии. А главное — они скрываются за ширмой организации ОПЕК, которую научились использовать в качестве своеобразного «троянского коня». В качестве примера можно вспомнить энергетический кризис 1973 года, когда цены на «черное золото» в течение нескольких месяцев выросли в четыре раза. Тогда во всем обвинили страны ОПЕК. Однако главными «бенефициарами» той «революции цен» стали все те же «семь сестер» (и ряд других, примкнувших к ним нефтяных корпораций), а также западные банки, куда стали поступать десятки миллиардов нефтедолларов из стран ОПЕК.
Да, конечно, в мире нефти в 70-80-е годы прошлого века произошли большие подвижки. Формально многие страны третьего мира объявили о национализации нефтяной промышленности. Но закупщиками нефти остаются все те же западные нефтяные корпорации. Члены международного нефтяного картеля занимают монопольные позиции в переработке нефти, транспортировке и реализации нефтепродуктов.
Бреттон-Вудская валютно-финансовая система
1970-е годы назвали закатом золотодолларового стандарта и началом «золотого века» международных картелей.С конца 1970-х гг. тема международных картелей постепенно исчезает из экономической литературы, СМИ, повестки заседаний международных организаций. В более поздние годы, если и имеют место публикации на тему международных картелей, то они содержат материалы и цифры, относящиеся к прошлым годам. Создается впечатление, что эпоха международных картелей закончилась. Но это иллюзия. Картели и раньше были в тени. Они и сейчас остаются в тени. Просто раньше антимонопольные службы периодически поднимали шум по поводу международных картелей, а сейчас их предпочитают не искать и не замечать. Объяснение подобного феномена следует искать в общем ослаблении (и даже демонтаже) антимонопольной функции современного капиталистического государства. А это ослабление, в свою очередь, обусловлено тем, что произошло достаточно радикальное изменение мировой валютно-финансовой системы. В 1970-е годы произошел переход от золотодолларового стандарта (Бреттон-Вудская валютно-финансовая система) к бумажно-долларовому стандарту (Ямайская валютно-финансовая система).
Суть этого перехода состояла в том, что раньше мировой валютной был доллар США, который эмитировался Федеральной резервной системой США, но эмиссия была ограничена золотым запасом США. После Ямайской валютно-финансовой конференции (январь 1976 г.) привязка доллара к золоту была отменена. Образно выражаясь, с «печатного станка» ФРС был снят «золотой тормоз». Хозяева «печатного станка» ФРС обрели почти полную свободу. Впрочем, оставалось одно и очень серьёзное ограничение — спрос на продукцию «печатного станка» ФРС — доллары. Тема того, как «хозяева денег» создавали и продолжают создавать спрос на доллары очень широкая, выходит за рамки данной беседы. Но первое, что пришло в голову «хозяевам денег» — снять контроль над ценами на все и вся. Энергетический кризис — первое и очень яркое проявление этой новой политики (как мы отметили, цены на «черное золото» взлетели в 1973 году за несколько месяцев сразу в четыре раза). В свете новых финансово-валютных реалий международные картели как раз очень необходимы «хозяевам денег». С одной стороны, мировая финансовая олигархия всячески оказывает содействие в создании международных картелей. С другой стороны, она, контролируя большую часть СМИ, делает все возможное для того, чтобы тема международных картелей вообще не «всплывала». На нее установлено негласное табу.
Банковские картели
Возвращаясь к работе Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма», хочу обратить внимание на то, что «классик» обошел стороной один очень важный аспект темы международных картелей. Да, он перечислил много отраслей и производств, которые были картелированы к началу Первой мировой войны на международном уровне (электротехническая промышленность, морское торговое судоходство, производство рельсов и др.).
Можно картелировать и данковскую дейтельность, но тема банковских картелей табуирована. Еще раз подчеркнем, что картель — прежде всего соглашение о ценах. В банковской сфере производят не товары, а деньги, которые также имеют цену. Она выражается в виде процентов по активным (кредитным) и пассивным (депозитным) операциям. Банки (как на национальном, так и международном уровнях) могут договариваться о единых процентных ставках, а также делить рынки кредитных и депозитных операций. В работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» второй раздел работы посвящен исключительно банкам («Банки и их новая роль»). Но в нем мы также не находим упоминания о банковских картелях. Вот о банковских трестах в Америке Ленин пишет: «Между немногими банками, которые в силу процесса концентрации остаются во главе всего капиталистически хозяйства, естественно всё больше намечается и усиливается стремление к монополистическому соглашению, к тресту банков. В Америке не девять, а два крупнейших банка, миллиардеров Рокфеллера и Моргана, господствуют над капиталом в 11 миллиардов марок». Но банковский трест возникает в результате слияния или поглощения одних банков другими».
Впрочем, один гигантский банковский картель возник за два года до того, как Ленин приступил к написанию своей работы. Речь идет о Федеральной резервной системе США. Ленин не обратил внимания на такое событие, как принятие Конгрессом США закона о Федеральном резерве в последние дни 1913 года. Что ж тут удивительного, что даже многие американцы не проявили интереса к какой-то мало понятной «Федеральной резервной системе». Между тем создание ФРС стало ключевым событием не только в американской, но и мировой истории. И это тема особого разговора. Сейчас нас интересует ФРС как банковский картель. А ФРС была именно картелем, объединив под своим началом львиную долю всех банков США. Причем это был легальный картель, статус которого определялся законом 1913 года. На то, что ФРС — банковский картель, обращают внимание, к сожалению, немногие.
Формально Федеральный резерв был национальным банковским картелем, действовавшим в пределах США. Но надо иметь в виду, что среди главных акционеров ФРС как частной корпорации были банкиры не только из Нового Света, но также из Европы. Среди них, в первую очередь, Ротшильды. Об этом еще в начале 50-х годов прошлого века поведал читателям американский исследователь Юстас Муллинс в своей книге «Секреты Федерального резерва». Поэтому можно с полным основанием полагать, что ФРС с самого начала была международным банковским картелем.
Интересно, что именно крупнейшие члены международного картеля «ФРС» стали главными бенефициарами Первой мировой войны, т.к. за годы войны выдали военных кредитов воюющим странам (прежде всего, Великобритании и Франции) на многие миллиарды долларов. Американский экономист Мюррей Ротбард писал:»Создание Федеральной резервной системы удачно совпало с началом Первой мировой войны в Европе. Существует общепринятое мнение, что только благодаря новой системе США смогли вступить в войну и не только финансировать свои собственные военные нужды, но и предоставлять значительные займы союзникам. За время войны Федеральный резерв приблизительно удвоил денежную массу в США и соответственно цены также выросли в 2 раза. Для тех, кто считает, что вступление США в Первую мировую войну было одним из самых ужасных событий XX в., повлекших за собой катастрофические последствия как для США, так и для Европы, возможность вступления США в войну едва ли является убедительным аргументом в пользу Федерального резерва».
По принципу картеля устроены банковские системы большинства стран мира. При этом «головой» таких картелей являются центральные банки, определяющие «правила игры» для частных коммерческих банков и следящие за соблюдением ими этих правил. Но все-таки это преимущественно национальные банковские картели. А вот в период между двумя войнами началось выстраивание действительно мирового банковского картеля. Речь идет о Банке международных расчетов (БМР) в Базеле, который был создан в 1930 году. Первоначально он предназначался для организации репарационных платежей Германией в пользу стран-победительниц. Однако через некоторое время его главной функцией стала координация деятельности крупнейших западных банков. После Второй мировой войны БМР официально стал координировать деятельность центральных банков. Нередко БМР называют «центральным банком центральных банков», или «клубом центральных банков». Фактически это «головка» мирового банковского картеля. Известно, что этот международный банковский суперкартель сыграл важную роль в подготовке и развязывании Второй мировой войны, а в годы войны осуществлял координацию действий банкиров противоборствующих стран. На конференции в Бреттон-Вудсе был поднят вопрос о преступной деятельности БМР, было (правда, с большим трудом) принято решение о ликвидации этого банковского суперкартеля. Однако решение конференции так и не было выполнено. Международный картель ростовщиков с «головкой» в швейцарском городе Базель по-прежнему продолжает управлять мировым рынком денег. А через рынок денег — всей мировой экономикой. Безусловно, что два мировых картеля — Федеральный резерв и Банк международных расчетов между собой тесно взаимодействуют. Их можно сравнить с двумя головами одной мировой гидры.
Ещё раз вернемся к работе «Империализм, как высшая стадия капитализма». В ней «классик» постоянно говорит о законе неравномерного экономического и политического развития при капитализме. Под этой «неравномерностью» Ленин имеет в виду постоянное изменение соотношения сил на мировой арене отдельных капиталистических государств, а также крупнейших компаний на внутреннем и мировом рынках. Эта «неравномерность», в частности, порождает неустойчивость международных картелей. Многие картельные соглашения заключаются на срок, но нередко разваливаются намного раньше наступления согласованного срока. Какие-то участники международных картелей усиливаются (например, в результате поддержки своих государств), другие, наоборот, ослабевают. Это неизбежно вызывает соблазн пересмотра первоначальных договоренностей усилившимися монополиями. В некоторых случаях им удается добиться пересмотра. В других — нет. Тогда происходит распад картелей. Бывают случаи, когда о создании международного картеля вообще не удается договориться
Международные картели — реальная угроза мировой войны
Пожалуй, наиболее важный политический вывод, который содержится в анализе Лениным четвертого экономического признака империализма, заключается в том, что международные картели представляют собой угрозу для мира, являются источниками войн. Вывод, на первый взгляд, парадоксальный. Ведь, вроде бы картельные соглашения предусматривают прекращение конкурентных войн между монополиями за рынки, источники сырья и сферы приложения капитала. И в начале ХХ века некоторые экономисты и политики делали вывод о наступлении на земле «вечного мира», который несут человечеству монополии и интернационализация хозяйственной жизни. Ленин в своей работе, кстати, подвергает резкой критике Карла Каутского за его веру в то, что картели несут человечеству мир. Он пишет: «Капиталисты делят мир не по своей особой злобности, а потому, что достигнутая ступень концентрации заставляет становиться на этот путь для получения прибыли; при этом делят они его «по капиталу», «по силе» — иного способа дележа не может быть в системе товарного производства и капитализма. Сила же меняется в зависимости от экономического и политического развития».
Сегодня монополии для передела мира используютсобственные силовые возможности (например, опираются на частные военные компании). Но их явно не хватает. Поэтому основной их силовой ресурс — государство с вооруженными силами, готовыми участвовать в военных операциях в любой точке мира. Раздел мира «по силе» делает неизбежным превращение частномонополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм (ГМК).
Историю создания и развития международных картелей ХХ века позволяет нам сделать некоторые выводы, и не впадать в те иллюзии и утопии «вечного мира», которые были распространены среди «ученой публики» в начале прошлого века. Эпоха, когда транснациональные корпорации и транснациональные банки делили мир «по капиталу» близка к своему завершению. Мы вступаем в эпоху, когда экстенсивное освоение мира монополиями (получившее название «глобализация») более невозможно. Монополии начинают делить мир «по силе», используя государственный военный потенциал. Сегодняшние события на Ближнем и Среднем Востоке — яркое тому подтверждение.
Картель представляет собой союз предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия: по объему производства, ценам, доле на рынке сбыта и др. Участники картеля сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность на основе картельного договора.
Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.
Что касается организационного строения, то картели никогда не имеют ярко выраженного доминирующего звена. Соглашения достигаются в результате встреч и договоренностей руководства производственных структур, сохраняющих свою самостоятельность. Макроструктуры картельного типа имеются во всех странах мира. Однако из-за развития антимонопольного (антикартельного) законодательства уже не осталось таких картелей, которые были образованы в начале XX в. Сейчас соглашение об образовании картеля практически не оформляется договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме «джентльменских соглашений». Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Речь идет о распространении скрытой формы картелей.
Для картеля характерно наличие следующих признаков:
- договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);
- сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
- объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;
- совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;
- наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.
В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения, за исключением отдельных отраслей (прежде всего сельского хозяйства), запрещены и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции.
Запрет на создание картелей может быть снят для:
- картелей, на которые приходится небольшая доля рынка (например, в рамках Европейского Союза: если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5 % производства определенного продукта и средний ежегодный оборот участвующих в соглашении компаний не превышает 200 млн. экю);
- картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;
- картелей, приносящих пользу экономике всей страны, например способствующих техническому прогрессу;
- «кризисных» картелей, уменьшающих, например, излишние производственные мощности.
В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на «желательные» и «вредные», насчитываются сотни официально зарегистрированных картельных соглашений, не считая тех, которые существуют без регистрации. В США картели запрещены законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), осуществляющие межфирменное регулирование рынка в масштабах отрасли.
В мировой практике выделяются следующие виды картелей:
1. Денежный картель, утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи Цен).
2. Долевой картель:
- квотный картель (картель продукции), выделяющий каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Целенаправленное регулирование предложения через квоты позволяет картелям контролировать цены на рынке товаров;
- территориальный картель, выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.
3. Закупочный картель — монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и так далее в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.
4. Калькуляционный картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и об одинаковом содержании расчетов.
5. Кондиционный картель, определяющий условия реализации товара.
6. Контингентированный картель, устанавливающий для его участников соответствующие квоты (контингенты).
7. Кризисный картель, который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.
8. Патентный картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.
9. Производственный картель, устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.
10. Региональный картель, определяющий области сбыта.
11. Ценовой картель, устанавливающий для участников цены товара.
Более совершенная форма картеля включает в себя не только установление единых цен и совместный сбыт, но и ограничение производства путем назначения квот на объем выпуска для отдельных производителей и скоординированного регулирования производственных мощностей (т.е. устранение излишних производственных мощностей или их наращивание).
Существует ряд факторов, определяющих эффективность деятельности картеля. Прежде всего, это участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции.
Модель картеля — крайний случай кооперированной олигополии
Модель картеля — представляет собой крайний случай кооперированной олигополии.
Картель можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке. Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно:
- принципа установления цен;
- раздела рынков сбыта;
- квот производства и сбыта участников;
- обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.
Картели могут иметь как национальный характер (т.е. объединять предприятия одной страны), так и международный характер (объединение предприятий разных стран, так называемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). Среди наиболее известных картелей второго типа можно назвать ОПЕК (Организацию стран-экспортеров нефти). На внутреннем рынке во многих странах в настоящее время картели являются незаконными, и если образуются, то действуют нелегально.
Основная цель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора.
Рассмотрим сущность и последствия деятельности картеля на графической модели. Введем несколько упрощающих допущений.
На рынке конкурируют две фирмы (ситуация дуополии), рыночный спрос постоянен и имеет вид линейной функции, фирмы производят однородную продукцию и имеют одинаковые издержки (МС1=МС2). С учетом этих допущений модель картеля может быть представлена, как на рис. 7.4.
Рис. 7.4. Модель картеля
Если фирмы находятся в состоянии жесткой конкуренции, то наименьшая возможная цена равна конкурентной цене (Рс) и определяется точкой пересечения кривой спроса D и кривой предельных издержек МС. При цене Рс дуополисты (подобно совершенным конкурентам) будут иметь в долгосрочном периоде нулевую экономическую прибыль.
Если же рассматриваемые фирмы сформируют картель и ограничат свой выпуск для максимизации общей прибыли объемом Qm, то оптимальная цена картеля (монопольная цена) составит Pm. Это максимально возможная цена при данном рыночном спросе за предлагаемый объем, которая обеспечивает участникам картеля монопольную прибыль.
Поскольку совокупная прибыль объединенных в картель предприятий выше, чем первоначально, они заинтересованы в подобном соглашении. Вместе с тем после заключения картельного соглашения любой картель сталкивается с проблемами внутреннего и внешнего характера.
Первая группа проблем (внутренних) касается согласования противоречивых интересов между членами картеля (раздел рынка, установление единой цены и т.д.) и контроля за соблюдением соглашения. Вторая группа проблем (внешних) затрагивает проблему конкуренции с фирмами-производителями, не являющимися членами картеля.
Рассмотрим последовательно данные проблемы. При организации картеля все фирмы-участники несут издержки заключения сделки. Существует целый ряд факторов, который затрудняет заключение подобных соглашений (о них будет сказано ниже). Однако на многих рынках потенциальная прибыль картеля может быть столь значительна, что стимулирует к его заключению.
Вместе с тем как только картельное соглашение достигнуто и установлена монопольная цена, каждый участник соглашения заинтересован в скрытом нарушении установленных правил игры, ибо это повышает его индивидуальную прибыль. Другими словами, основная трудность картельного соглашения не в его заключении, а в его выполнении. Если все члены картеля будут нарушать установленные цены и квоты, это приведет к падению рыночной цены до конкурентного уровня и, как следствие, к распаду картеля. Успех картеля зависит от возможности выявления и пресечения обмана. Вот почему любое картельное соглашение обязательно предусматривает целый ряд мер по выявлению и предотвращению обмана между его участниками.
Основные меры контроля:
- ограничение точек отгрузки продукции картеля;
- работа с небольшим количеством крупных покупателей;
- штрафы (уровень штрафов должен быть достаточно высок, чтобы предупреждать обман, и в то же время, достаточно низок, чтобы не отпугнуть фирмы от картеля);
- ограничение квоты производства;
- формирование пула доходов (которые распределяются между всеми членами картеля на основе специально выработанной формулы);
- наказание натурой (когда в ответ на обман участники картеля немедленно увеличивают объемы своего производства и снижают цены). Данная мера считается эффективной, если только удается быстро выявить обман. В противном случае, фирма-нарушитель успевает получить значительную прибыль до того, как понесет издержки от наказания.
Но даже если все фирмы-участники будут вести себя честно (что маловероятно), остается угроза конкуренции со стороны:
- внешних фирм, производящих аналогичную продукцию;
- новых товаров-заменителей продукции картеля.
На реальных олигопольных рынках существует целый комплекс факторов, препятствующих и благоприятствующих образованию картеля.
Факторы, определяющие эффективность картеля:
- Эффективность действующего в стране антимонопольного законодательства.
В условиях, когда картели являются незаконными, фирмы не могут заключать явных соглашений, а вынуждены вести секретные переговоры. Тем самым увеличивается риск присоединения к картелю и вероятность неприсоединения к картелю определенного количества фирм. Если же картели являются законными и фирмы могут открыто встречаться и обсуждать взаимные проблемы, риск снижается, а число неприсоединившихся фирм сокращается до минимума.
- Количество продавцов и производителей продукции.
Чем меньшее количество фирм действует на рынке, тем им легче договориться. И, наоборот, по мере расширения числа олигополистов, возрастают издержки формирования картеля, увеличивается вероятность того, что одна или две фирмы не присоединятся к соглашению, а это снижает монопольную власть образуемого картеля.
- Однородность выпускаемой продукции и сопоставимость издержек.
Если фирмы выпускают однородную продукцию и их издержки идентичны, им легче принять соглашение об образовании картеля. Напротив, сильная дифференциация продукции и разница в издержках затрудняет выработку согласованных решений.
- Стабильность и предсказуемость спроса.
Стабильность и предсказуемость спроса облегчает фирмам принятие картельного решения. Значительное и непрогнозируемое изменение объемов спроса дестабилизирует рыночную ситуацию и затрудняет переговоры.
- Взаимоотношения между участниками картеля.
Чем в более дружеских и доброжелательных отношениях находятся руководители фирм, тем им легче прийти к согласию. И наоборот, разногласия между участниками рынка затрудняют достижения соглашения (Так, в силу политических разногласий не было заключено в свое время соглашение между ЮАР и СССР по экспорту золота.)
Субтитры
В данном видео мы с вами попытаемся лучше понять, что такое олигополии. И будем, собственно, говорить о них ещё и в следующих видео. Но, как мы уже обсуждали, корень слова олигополия «олиго» — и я знаю, что произношу его абсолютно неверно — происходит о греческого «несколько». А «поли» происходит от греческого «продавцы». Я не хочу, чтобы кто-либо запутался: префикс «поли», как в слове «полиномиальный» зачастую имеет значение «много». Но в данном случае, это произошло от греческого — и я знаю, что снова произношу неверно это слово — «полеин», что означает «продавец». То есть «немного продавцов». И самое интересное насчёт олигополии в том, что порой это больше похоже на согласованные действия монополий. Или же, даже если продавцов мало, например лишь двое, они могут быть конкурентами, как при чистой конкуренции. Скажем, у нас есть несколько конкурентов, которые взаимодействуют между собой. Ведь их несколько, их достаточно, чтобы взаимодействовать, и они решают, что можно ограничить предложение, чтобы поднять цены. Тогда ведь они максимизируют общую экономическую прибыль. И они решают так поступить. Однако в большинстве стран это противозаконно. Большинству компаний запрещено делать подобное. Если это происходит, то такое взаимодействие между участниками олигополии называется сговор. Другими словами, они вступают в сговор. Если это подкреплено формальным соглашением, то образуется картель, и вход группы компаний на рынок и поведение на нём напоминают монополию. По крайней мере, они взаимодействуют подобно монополии. Один из самых знаменитых картелей — это ОПЕК. Порой вы слышите о наркокартелях. Тут я не специалист. Думаю, что там есть некая форма взаимодействия, установления цен, а также количественных ограничений. Но самый знаменитый и, вероятно, самый влиятельный — это ОПЕК. ОПЕК — это Организация Стран — Экспортёров Нефти. Она состоит из 12 стран, которые, по данным на 2012 год, осуществляют контроль над 79% мировых запасов нефти. Запасы нефти — это нефть, находящаяся под землёй, или известные месторождения. Конечно, есть и та нефть, месторождения которой нам неизвестны. Но здесь речь идёт о 79% известных месторождений нефти. Эти страны контролируют около 44% мировой добычи нефти на сегодняшний день. То есть каждый месяц 44% мировых поставок нефти осуществляются странами ОПЕК. В основном, это страны Ближнего Востока, но теперь в состав принимают и страны других регионов. У них есть формальное соглашение по ограничению объёмов производства, чтобы устанавливать цены на нужном уровне. То есть они пытаются действовать как монополисты. Они не контролируют все запасы нефти, не контролируют всю нефтедобычу. Но благодаря согласованности действий они могут быть более крупным игроком. Однако в следующих видео мы увидим, что, хоть это и выгодно для участников и не может быть незаконным, так как взаимодействуют между собой страны, никто не может сказать, что не законно, ведь они не попадают под юрисдикцию какой-либо страны. Но в дальнейшем мы увидим, что у каждой из 12 стран есть веская причина втайне нарушить этот договор. Они могут согласиться сократить объёмы производства как и все участники, а затем тайно начать производить больше, но пользоваться ценами, достигнутыми за счёт ограничений других. Даже если формальное соглашение есть, очень тяжело соблюдать дисциплину среди участников. Это был пример попыток действовать в сговоре и создать подобие монополии. Существует множество случаев олигополии, где конкуренция, насколько мне известно, очень высока. Один из самых известных — это Coca-Cola и Pepsi. Речь идёт о рынке газированных напитков. Обе компании берут воду, добавляют в неё большое количество сахара и тратят миллионы, а может, и миллиарды, на маркетинг, чтобы убедить нас, что именно этот сахар именно в этой воде сделает нас, моднее, популярнее среди друзей, симпатичнее на вид и так далее. Но они непримиримые конкуренты. Они могли бы действовать сообща и поднять цену на газировку до 1 или 5$, при условии, что будут действовать сообща. Но они этого не делают, а яростно конкурируют по цене и маркетинговым стратегиям. Вот тут игроки действительно конкурируют. Это особенный случай олигополии, когда есть лишь два ключевых игрока. Обычно это называется дуополия. Другой пример дуополии — производители авиатехники Boeing и Airbus. Если вы летите коммерческим самолетом особенно новым, особенно если это крупное судно, то оно будет произведено либо Boeing, либо Airbus. Boeing — американская компания, Airbus — европейский производитель. Несмотря на постоянные жалобы Boeing на тему поддержки Airbus Евросоюзом, и жалобы Airbus по поводу поддержки, оказываемой Boeing Штатами, компании конкурируют по цене. Обе изо всех сил стараются привлечь страны и авиакомпании, планирующие покупать новые самолёты. Среди примеров более конкурентной олигополии, особенно если сравнивать с ОПЕК, рынок авиаперевозок. Продолжим тему самолётов: авиакомпании. Говоря об авиакомпаниях, мы говорим о рынке с конкурентной средой. Места в салоне эконом-класса стоят практически одинаково в большинстве перевозчиков. Достоверной информации по стоимости авиабилетов больше, чем в других областях. Но конкурентов не так много. Все они знают друг о друге. Знают цены и тарифы, следят за ценами друг друга, чтобы понять, как изменить собственные. Здесь не миллион конкурентов, отслеживать действия, которых было бы невозможно. Так что авиаперевозки — это не дуополия. Проведём здесь черту. Авиаперевозки — это не дуополия, а самая настоящая олигополия с рынком, стремящимся к чистой конкуренции. Есть и другие примеры: банковские платёжные карты и системы. Visa, MasterCard или American Express. И первые две доминируют в данном секторе. Но здесь, опять же, мало игроков и никакого взаимодействия, по крайне мере, известного нам. А, значит, они — конкуренты. Но известны случаи, особенно в условиях олигополии, когда внезапно появлялась информация о тайных сделках, когда компании договаривались сдерживать масштабы производства. Или держать цены на высоком уровне, не нарушая это условие. Вот где вмешательство государства необходимо, чтобы обеспечить регулирование области и отсутствие подобных соглашений. Ведь задача государства — вовлечь как можно больше сторон, создать условия, максимально близкие к чистой конкуренции. Как мы с вами видели, чем ближе к чистой конкуренции и дальше от монополии, тем выше производительность, тем выше дополнительная выгода, тем больше выгода потребителей. Subtitles by the Amara.org community