Содержание
- Особенности деятельности классного руководителя в начальной школе
- Деятельность классного руководителя в начальной школе
- Список использованной литературы
- Должностная инструкция классного руководителя начальных классов, перешедших на новые ФГОС
- Классный руководитель как человек-функция. Что он должен школе и детям
Особенности деятельности классного руководителя в начальной школе
Учитель в начальных классах реализует функции обучающего, воспитателя и организатора творческой деятельности детей, создает условия для развития их задатков и способностей, а главное осуществляет социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося класса. Защищает учащихся класса в трудных для них ситуациях, демонстрирует детям образец достойного взрослого как пример для подражания. Поддерживает инициативы детей в проектировании собственной деятельности, поощряет самостоятельность, творчество, учит разрешать конфликты и является доверенным лицом учащихся, их советчиком и старшим другом.
Рассмотрим особенности деятельности классного руководителя начальных классов с учетом типологических и возрастных особенностей детей. Таблица №1
Особенности деятельности классного руководителя на первой ступени образования Таблица .№1
Типологические и возрастные Особенности деятельности особенности младших учащихся классного руководителя | Особенности деятельности классного руководителя |
-Признание авторитета взрослых, старших; — желание поделиться, рассказать, поиграть; — подражательность; — острое переживание обид; — искренность; — быстрая утомляемость; — интерес ко всему окружающему; — заниженная или завышенная самооценка; — произвольность в рефлексии; — откровенность; — доверчивость; — стремление держать слово; — организованность; -исполнительность; — жизнерадостность; — доброжелательность;; — сострадание, стыдливость; Могут проявляться: — скрытность; — неискренность; — мелкая воровитость; — капризность; — своеволие; — избалованность; -понимание вседозволенности; — непослушание, -агрессивность. | — Изучение личности ребенка на основе диагностики: · интересов, положения в коллективе, · культуры общения, · трудовой активности, · дополнительного образования, · самостоятельности, · положение в коллективе, · самооценки; — наблюдения; — система упражнений в положительном поведении; — беседы с детьми и родителями; — оценивание мотивов поведения; — поощрение и осуждение; — показ, пример; — защита — сплочение детского коллектива; -организация совместных игр, досуговых мероприятий, праздников; -социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося класса; — разработка программы индивидуальной поддержки учащихся с проблемами в обучении, поведении, общении; — недопущение появления в классе «отверженных» детей, найти в каждом ребенке положительные качества и сделать их достоянием всего класса. |
Задача учителя начальной школы, как классного руководителя помочь младшим школьникам адаптироваться к социальной среде, образовательному пространству школы, что позволяет каждому из них овладеть социальными функциями, навыками, общечеловеческими ценностями, нормами и правилами законопослушного поведения. Пространственная среда образовательного учреждения представляет собой некое поле социальных отношений, где школьник участвует в жизнедеятельности класса, школы, выступая её субъектом, самоопределяется, самоактуализируется, самоутверждается, что играет не последнюю роль в личностном становлении.
Особенность деятельности учителя начальных классов, как классного руководителя, в социально-педагогическом сопровождении каждого учащегося на первой ступени образования, определяется его конструктивной деятельностью, по созданию успешной среды жизнедеятельности в классе, предлагая детям участие в разнообразных программах системы дополнительного образования.
Итак, в деятельности учителя начальных классов, важным является его идейная убежденность, педагогический оптимизм, но, как правило, необходимы организаторские способности и умения, при этом важно не только организовать учащихся, но и вызывать у них желание самим включаться в деятельность. Важнейшее значение для классного руководителя имеет умение строить свои взаимоотношения с учащимися и перестраивать их по мере их роста и развития.
Классный руководитель в начальных классах концентрирует свои усилия на изучении учащихся, используя для этого различные методы и формы работы, должен иметь четкое представление об интересах, способностях и склонностях своих питомцах, знать условия жизни детей в семье и устанавливать контакт с родителями. Определять ведущие направления в своей деятельности на каждый учебный год, придавать всей воспитательной работе большую целенаправленность и обеспечивать сплочение коллектива класса и разностороннее развитие личности каждого учащегося.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 5576 | Нарушение авторских прав
Деятельность классного руководителя в начальной школе
Введение
Основным структурным элементом учебно-воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность школьников, формируются социальные отношения между учащимися.
В обеспечении условий для развития индивидуальности школьника в учебном процессе и во внеурочной деятельности важная роль отведена классному руководителю. Особое значение для организации учебно-воспитательного процесса деятельность классного руководителя имеет на начальной ступени образования.
В свете реформирования современной системы образования и введения в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, актуальность рассмотрения вопроса специфики деятельности классного руководителя, в том числе, на уровне начальной школы, очевидна.
Объект исследования составляет организация образовательно-воспитательного процесса в начальной школе в современных условиях.
Предмет исследования составляет специфика деятельности классного руководителя в начальной школе в современных условиях построения учебно-воспитательного процесса.
Целью данной работы является рассмотрение специфики деятельности классного руководителя на ступени начального образования в современных условиях.
Задачи работы:
- раскрыть основные подходы к определению понятия «классный руководитель» в современном научном знании;
- осветить исторические аспекты становления института классного руководства в России;
- раскрыть роль классного руководителя в современном воспитательном процессе;
- рассмотреть особенности деятельности современного классного руководителя на начальной ступени образования.
Работа основана на использовании преимущественно общенаучных методов исследования, основным из которых является анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами начальной школы результатов исследования для построения эффективного образовательно-воспитательного процесса.
Структура работы обусловлена задачами и логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы деятельности классного руководителя в научно-педагогическом знании
1.1. Основные подходы к определению понятия «классный руководитель»
Элементом построения учебно-воспитательного процесса в современной школе выступает класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель.
Классное руководство — традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.
Раскроем основные подходы к определению понятия «классный руководитель» в педагогическом знании.
Известный педагог В.А.Сластенин определяет данное понятие следующим образом: «классный руководитель — учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе» .
Педагогический словарь Г.М.Коджаспировой содержит следующее определение: «классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива» .
С позиции М.П.Нечаева, «классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности» .
По мнению отечественного ученого М.И.Рожкова, «классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни» .
На основании анализа приведенных определений, можно согласиться с мнением педагога Н.Н.Бояновской, что при некотором различии приведенных определений, общим в них является то, что основной целью деятельности классного руководителя является создание благоприятных условий для развития личности, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности, взаимопомощи, самоутверждения каждого обучающегося, раскрытия его потенциальных возможностей .
Классный руководитель является формальным и фактическим лидером детского коллектива, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.
Обратимся к рассмотрению исторических аспектов становления института классного руководства в России.
1.2. История становления института классного руководства в России
Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений.
На протяжении XIX–XX вв. по-разному решался вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей в образовательных учреждениях.
В ноябре 1804 года (во времена правления Александра I) был издан «Устав учебных заведений». В нем указывалось, что основная цель учебных заведений – не только давать соответствующие знания, но и осуществлять воспитание духа и тела. Тогда же впервые появилась должность профессионального воспитателя, в обязанности которого входило изучение личности ребенка и воспитание в нем «добродетели и благонравия» .
Циркуляр Министерства просвещения 1813 года «Об установлении должности комнатных надзирателей при пансионах» предписывал строгое разделение функций обучения и воспитания. Надзиратели в течение суток находились вместе со своими питомцами (на каждого приходилось 15 воспитанников). Они вместе с воспитанниками ходили на занятия, помогали делать домашние задания, вместе проводили свободное время, следили за порядком и чистотой в комнатах пансиона. Надзирателями могли быть люди, владеющие французским языком, с надежной нравственностью, хорошими манерами поведения .
Как отмечает в своей работе исследователь в области педагогики А.Г.Ряписова , во времена правления Николая I (1796–1855 гг.) изменяется цель учебных заведений, теперь их суть – воспитание слуги отечества путем строжайшей дисциплины, быстрого и четкого выполнения требований педагога. В 1835 г. Министерством народного просвещения России была введена должность классных надзирателей, которые следили за поведением учащихся (на занятиях, на улице, в общественных местах). Образование классных надзирателей было на порядок ниже «комнатных надзирателей» – им достаточно было иметь образование на уровне уездного училища. Именно эта причина делала их малоавторитетными, а их постоянный надзор вызывал лишь ненависть со стороны учащихся. Нередко на должность надзирателя, приглашались иностранцы (немцы).
В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы» .
После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.
В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя.
Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя, как отмечает в своей работе В.А.Сластенин, выступали дополнительными к основной преподавательской работе .
В настоящее время в школах России институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе . Наиболее известны следующие:
— освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;
— организатор параллели классов.Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;
— руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;
— традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.
Основными требованиями, выдвигаемыми к классному руководителю современной нормативно-правовой базой, ФГОС НОО , Уставами образовательных учреждений, регламентирующих, в том числе, деятельность классного руководителя, выступают следующие:
— наличие высшего или среднего специального педагогического образования;
— знание Закона Российской Федерации «Об образовании» , Конвенции о правах ребенка , основ трудового законодательства ;
— владение основами педагогики, детской, возрастной, социальной психологии, школьной гигиены, педагогической этики, теории и методики воспитательной работы.
Краткие выводы по первой главе
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель.
Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В настоящее время классный руководитель — это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.
Обратимся к подробному раскрытию специфики деятельности классного руководителя в начальной школе на современном этапе.
Список использованной литературы
Должностная инструкция классного руководителя начальных классов, перешедших на новые ФГОС
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя.
1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на учителя соответствующего профиля. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде
1.3. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе школы и, если он реализует программу организации внеурочной деятельности класса, заместителю директора по внеурочной работе, а далее – директору школы.
1.4. В своей деятельности Классный руководитель руководствуется Конституцией и законами РФ, указами президента РФ, решениями Правительства РФ, решениями администрации и Законодательного собрания Оренбургской области и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.
1.5. Классный руководитель должен знать:
1.5.1.Нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов;
1.5.2.Конвенцию о правах ребенка;
1.5.3.Правила внутреннего трудового распорядка;
1.5.4.Этику делового и межличностного общения;
1.5.5.Педагогику, в том числе теорию и методику воспитания;
1.5.6.Общую, возрастную и социальную психологию;
1.5.7.Возрастную физиологию;
1.5.8.Методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой,познавательной, трудовой(производственной), социально – значимой волонтерской, досугово – развлекательной, спортивно – оздоровительной, туристко – краеведческой, проблемно — ценностного общения, художественного творчества;
1.5.9.Программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки;
1.5.10.Правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
2. Функции
Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:
2.1. Создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности учащихся;
2.2. Формирование коллектива класса
3. Должностные обязанности.
Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Работает с учащимися закрепленного за ним класса
3.2. Осуществляет изучение личности каждого учащегося в классе, его склонностей, интересов;
3.3. Создает благоприятную среду и морально-психологический климат для каждого учащегося класса;
3.4. Способствует развитию у учащихся навыков общения, помогает учащемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;
3.5. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности учащегося, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;
3.6. Осуществляет помощь учащимся в учебной деятельности, выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;
3.7. Содействует получению дополнительного образования через систему кружков, секций, организуемых в школе;
3.8. Обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями жизни общества;
3.9. Соблюдает права и свободы учащихся;
3.10. Совместно с органами самоуправления учащихся ведет пропаганду здорового образа жизни, проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья учащихся;
3.11. Ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение учащимися дневников и проставление в них отметок
3.12. Поддерживает постоянный контакт с родителями учащихся
3.13. Планирует воспитательную работу в классе.
3.14. Знакомит школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулирует самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогает им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.
3.15. Обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;
3.16. Оперативно извещает администрацию о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
3.17. Проводит инструктаж учащихся по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;
3.18. Организует изучение учащимися правил поведения в быту, на воде, правил по охране труда, правил дорожного движения
3.19. Принимает непосредственное участие совместно с классом в общешкольных внеучебных мероприятиях;
3.20. Сотрудничает с работающими в классе педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником с целью координации их воспитательных усилий и оказания учащимся необходимой помощи в учебе.
3.21. Участвует в работе педагогического совета школы;
3.22. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;
3.23. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
4. Права
Классный руководитель имеет право в пределах компетенции:
4.1. Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;
4.2. Давать обязательные распоряжения учащимся во время занятий и перемен, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины;
4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и наказаниях;
4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства
4.5. Знакомство с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.6. Защищать свои права и интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;
4.7. Свободно выбирать и применять различные методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний учащихся;
4.8. Посещать (по согласованию с педагогом) проводимые учителями — предметниками, педагогами дополнительного образования, воспитателями группы продленного дня, социальным педагогом, школьным психологом занятия с детьми его класса.
4.9. Самостоятельно выбирать форму планирования своей работы с классом; разрабатывать программу (или отдельные ее модули) организации внеурочной деятельности учащихся вверенного ему класса.
4.10. Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации
4.11. На переход на неполную рабочую неделю, неполный рабочий день в случаях и порядке, установленном трудовым законодательством.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией в том числе за не использование предоставленных прав, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе, однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью учащегося, Классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ » Об образовании». Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных полномочий Классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения по должности.
6.1. Заменяет в установленном порядке временно отсутствующих классных руководителей;
6.2. С личного согласия может привлекаться администрацией для выполнения работ, не связанных с прямыми должностными обязанностями.
Классный руководитель как человек-функция. Что он должен школе и детям
В последнее время кажется, что учителя (по крайней мере, у нас в блогах) делятся на две категории: тех, кто работает на все мыслимые ставки и при этом ещё занимается классным руководством, и тех, кто сознательно снижает нагрузку. Первые, как правило, чаще подвержены профессиональному выгоранию. Учитель Андрей Рябченко собирается участвовать в конкурсе «Самый классный классный». В процессе подготовки он вдруг выяснил, что такой должности (формально) просто не существует.
Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Школа, в которой я сейчас тружусь, предложила мне участвовать в конкурсе «Самый классный классный» Москвы. Лестно, конечно, но я классный всего лишь третий год, и это пугает, если честно.
Помню, как несколько лет назад, это было ещё в Киргизии, мне предложили участвовать в конкурсе «Сердце отдаю детям». Тогда я выиграл, став лучшим молодым педагогом республики, но сколько от той победы горечи осталось! Она, конечно, приносит удовольствие до сих пор, та победа, но вместе с ней наступило и понимание, что будущего в республике нет… Когда-нибудь я расскажу об этом. Интересно, что принесёт мне сегодняшняя затея?
Как всегда, я подхожу к делу основательно. Чтобы понять, каков он — современный московский классрук, я записался сразу на массу соответствующих дистанционных курсов. Если всё закончу, часов 300 саморазвития получу. Итак.
Оказывается, что профессии и должности «классный руководитель» не существует. Обращаемся к разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Что мы там видим:
- учитель;
- преподаватель;
- педагог-организатор;
- социальный педагог;
- учитель-дефектолог, учитель-логопед;
- педагог-психолог;
- воспитатель;
- тьютор (и это не синоним классрука, тьютор — это организатор индивидуальной работы с обучающимися);
- педагог-библиотекарь;
- старший вожатый;
- педагог дополнительного образования;
- музыкальный руководитель;
- концертмейстер;
- руководитель физического воспитания;
- инструктор по физической культуре;
- методист;
- инструктор-методист;
- инструктор по труду;
- преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности;
- тренер-преподаватель;
- мастер производственного обучения.
Таким образом, в стране есть две разновидности должности методиста, три вида инструкторов, но классного руководителя нет
Хотя очевидно, что классруков в России численно больше раз в десять, чем всех методистов и инструкторов вместе взятых.
Про классных руководителей говорится в итоге только в приказе Минобрнауки «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками…». Что важно: на педагогического работника (с его согласия) могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. Итак, классрук — это функция, приятно познакомиться!
Что ещё важно, функция добровольная, хотя это и не очевидно. В региональных школах сложно устроиться на должность учителя, чтобы тебя не нагрузили классом. Класс идёт именно в нагрузку, так как оплата этой работы часто смехотворна (тысяча рублей в месяц!). У столичного педагога, правда, ситуация иная, так как платят за допфункцию весьма прилично, особенно после последнего собянинского повышения.
В том же приказе находим цели и задачи классрука. Цель — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Стоп! Мы же только что увидели, что развитие конкретной личности — это работа тьютора, который работает индивидуально! Что-то тут нечисто.
Далее задачи:
1. Формирование и развитие коллектива класса. Не забываем, что современная школа изначально должна была готовить людей для производств, заводов, где личность не так значима, как коллектив.
2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей
3. Формирование здорового образа жизни. Получается, что курящему педагогу нужно скрывать свою пагубную привычку, а, скажем, учителю с ожирением руководства не видать как своих ушей.
4. Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.
5. Защита прав и интересов обучающихся.
6. Организация системной работы с обучающимися в классе.
7. Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками
8. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров. Опять же, спорно, так как у каждого человека свои духовные ориентиры: для одних это религия, для других — светскость, одни придерживаются либерализма, другие — консерваторы.
9. Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.
А вот каких действий от нас ждёт Минобр:
1. Организационно-координирующие функции:
- Обеспечение связи школы с семьёй. Самое сложное, когда семья не шибко и хочет, чтобы школа с ней общалась. Дети отданы — воспитывайте, вам за это государство платит.
- Установление контактов с родителями, оказание им помощи в воспитании. Лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования.
- Проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся.
- Взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения.
- Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.
- Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий.
- Стимулирование и учёт разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей. В первую очередь это проявляется в том, что классруки обязаны написать в электронном журнале о якобы 95% задействованности детей их класса в кружках, секциях, музыкальных школах, олимпиадах и так далее. Очевидно, что это всегда завышенный процент. Всё равно в классе есть 5-6 человек, которые никуда не ходят в силу инертности — своей или родителей (бесплатные кружки есть, но это же ходить нужно). Вот и спасаются классруки тем, что пока можно вписывать в эту графу репетиторов и спортзалы (куда ребёнок может и не ходить).
- Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.
- Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
О, любимые бумажки! Сколько бы ни говорили об уменьшении бумажной работы, особенно в Москве, где МЭШ должна была избавить педагога от этой рутины, а воз и ныне там.
2. Коммуникативные функции:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические функции:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные функции:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
В следующий раз я сделаю подробный разбор функции классного руководителя (человека-функции) по пунктам. Увидимся!
. 1. Аналитическая функция:
— изучение индивидуальных особенностей воспитанников;
— выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива;
— изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого учащегося;
— изучение и анализ влияния школьной среды и окружающего социума на учащихся класса;
— анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива.
2. Прогностическая функция:
— прогнозирование индивидуального развития учащихся и этапов формирования классного коллектива;
— прогнозирование результатов воспитательной деятельности;
— построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом;
— определение ближайших и дальних перспектив жизнедеятельности отдельных учащихся и класса в целом;
— предвидение последствий складывающихся в классном коллективе отношений.
3. Организационно-координируюшая функция:
— формирование классного коллектива;
— организация и стимулирование разнообразных видов деятельности воспитанников в классном коллективе;
— оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности учащихся, в организации деятельности органов ученического самоуправления;
— поддержание связей семьи и школы, школы и социума;
— содействие в получении воспитанниками дополнительного образования в школе и вне ее;
— защита прав учащихся;
— создание условий для безопасности жизни и здоровья детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий;
— организация индивидуальной работы с учащимися;
— участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики школы;
— ведение документации классного руководителя и классного журнала.
4. Коммуникативная функция:
— развитие и регулирование межличностных отношений между учащимися, между учащимися и взрослыми;
— оказание помощи каждому учащемуся в адаптации к коллективу;
— содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника;
— оказание помощи воспитанникам в установлении отношений с окружающим социумом.
5. Контрольная функция:
— контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
— контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.