Когда появился ФГОС?

Что такое ФГОС и почему на них все равняются

Что такое ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации.

ФГОС устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, как нормативы в спорте или ГОСТы для продуктов.

ФГОС имеют силу закона и должны соблюдаться всеми образовательными учреждениями.

В том числе частными. Ведь они тоже руководствуются законом «Об образовании», а там зафиксировано право на получение образования в соответствии с ФГОС. В частных школах должны учить тому же, что и в государственных, разница лишь в методиках и объёме дополнительных услуг.

Виды ФГОС

Для каждого уровня образования разработан свой госстандарт.

  1. ФГОС дошкольного образования.
  2. ФГОС начального общего образования (1–4 классы).
  3. ФГОС основного общего образования (5–9 классы).
  4. ФГОС среднего общего образования (10–11 классы).

Есть ещё федеральные государственные образовательные стандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры, а также ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Всего 12 видов. Познакомиться с каждым из них можно на сайте fgos.ru.

<<Форма с консультацией>>

Зачем нужны стандарты образования

ФГОС обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации. Это значит, где бы вы ни жили, в Москве, Калининграде или Владивостоке, ваш ребёнок везде будет получать примерно одинаковые знания.
  • преемственность основных образовательных программ. Детский сад готовит к начальной школе, начальная школа — к средней и так далее. На каждой ступени ребёнок должен получать всё необходимое, чтобы без проблем продвигаться вверх по образовательной лестнице.
  • вариативность содержания образовательных программ. Учат одному и тому же, но по-разному. Главное, чтобы в итоге ребёнок обладал набором установленных государством компетенций.

ФГОС является основой всех основных образовательных программ.

По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Структура ФГОС

Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя три вида требований.

  1. Требования к структуре основных образовательных программ. Какие предметы изучать? Каким должен быть учебный план? Как развивать умение учиться? Как оценивать результаты?
  2. Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Сколько нужно учителей и других специалистов? Какие потребуются учебники и оборудование?
  3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Здесь учитываются не только оценки по предметам, но и самостоятельность ребёнка, его умение общаться, наличие собственной позиции и прочие метапредметные и личностные результаты.

Кто придумывает ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Их разработкой занимается Министерство образования и науки Российской Федерации при участии учебно-методических объединений, образовательных и научных организаций.

Обычно сначала проект ФГОС обсуждается на сайте Минобрнауки, потом проводится независимая экспертиза и, после доработок, стандарты утверждаются специальным советом министерства образования.

Обновление ФГОС

Сейчас в России для школьников действуют ФГОС, так называемого, второго поколения. Он разрабатывался с 2009 по 2012 год. Акцент в нём сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделяется проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Звучит неплохо. Но действующие ФГОС до сих пор ругают: за бюрократический язык, расплывчатость формулировок, подмену привычных «знаний» и «умений» какими-то «компетенциями» и многое другое.

Шквал критики обрушился и на новые образовательные стандарты, обсуждение которых началось весной 2018 года. Учителя русского языка и литературы возмущены закрытым перечнем книг, которые должны будут читать дети, а преподаватели ОБЖ недоумевают, как пятиклашкам рассказывать про «репродуктивное здоровье».

Российские школьники с 2021 года будут учиться по обновленным стандартам

Совет по федеральным государственным образовательным стандартам при Минпросвещения РФ рассмотрел и одобрил обновленные стандарты общего образования. Обновленные ФГОС будут обязательны в школах с 1 сентября 2021 года. Что это значит для российских школьников и их родителей? Как будет выстраиваться система российского образования в будущем? Подробности — в материале Федерального агентства новостей.

Жить по-новому

Необходимость обновления федеральных стандартов образования назрела давно. Президент России Владимир Путин дал поручение обновить их в феврале этого года, когда обратился с посланием к Федеральному собранию. Работа над обновлением образовательных стандартов началась еще раньше и заняла около полутора лет.

Всего в разработке и обсуждении проекта приняли участие порядка 10 тысяч человек, велось широкое обсуждение с представителями профессионального сообщества и общественности.

«Мы потратили очень большое количество времени на диалог в различных форматах с экспертами и экспертными центрами, с общественными организациями и педагогами», — заявила на заседании Совета министр просвещения Ольга Васильева.

Первый заместитель министра просвещения Павел Зенькович предложил назначить датой вступления обновленных ФГОС 1 сентября 2021 года.

«За полтора года мы эту работу проделаем и успеем подготовить систему к их вступлению в силу и дальнейшей реализации», — отметил он.

Обновленные проекты основываются на базе, уже содержащейся в примерных образовательных программах.

В течение ближайших полутора лет министерству просвещения предстоит «колоссальная работа по подготовке и направлению методических рекомендаций в органы власти субъектов, разъяснительной работе, как жить с новыми ФГОС», добавил замминистра.

За время, оставшееся до 1 сентября 2021 года, педагогический состав школ должен будет уяснить для себя, как именно вести работу по новым стандартам.

Репетиторы не нужны

Ничего кардинально нового в жизни учителей не появится, поясняет замминистра Зенькович. Обновленные ФГОС содержат программу, тождественную той, что уже сейчас преподается в школах.

Важнейшей особенностью новых образовательных стандартов станут ясные критерии оценок результатов учащихся.

«Ключевой новацией предлагаемых вашему вниманию стандартов являются детализированные и конкретизированные требования к образовательным результатам, на основе которых должны быть созданы примерные и основные образовательные программы, написаны рабочие программы педагогов-предметников», — подчеркнула Ольга Васильева.

Таким образом, теперь детям не нужно будет учиться будто бы в разных мирах: в родной школе — по предписанной программе, и с репетитором — готовясь к ОГЭ или ЕГЭ. Все, что будет на экзаменах, ребенку обязательно преподадут в школе.

«Стандартами мы отнюдь не хотим ограничить возможности творчески работающих учителей или потенциал инновационных школ. Но мы хотим гарантировать семье и ученику тот оптимальный и понятный набор результатов обучения и воспитания, который соответствует его возрасту, обеспечивает последовательное изучение основ наук и формирование личностных качеств, создает прочную основу для обучения на следующих уровнях общего или профессионального образования», — заявила министр.

Федеральные государственные общеобразовательные стандарты содержат тот необходимый минимум, который должен получить учащийся в школе.

«Стандарт должен не только декларировать методологические подходы или давать общую характеристику результата по предмету или предметной области. Он должен задавать четкое понимание достигаемого конкретного результата в разрезе как конкретных предметов, так и сформированности личностных ценностей, установок и убеждений», — добавила Васильева.

Окончить два класса за год

Другой важной новацией обновленных ФГОС стало разделение учебного процесса не на годы обучения, как это было раньше, а на этапы. Для большинства школ предложенные в стандартах этапы будут равняться годам. Однако образовательное учреждение теперь вправе самостоятельно определить продолжительность освоения каждой части по каждой предметной области.

То есть, к примеру, теперь стандарт позволяет пройти необходимую программу не за год, а за полгода, а в дальнейшем предоставить детям дополнительные знания. Это будет особенно полезно школам для одаренных детей.

«Синхронизация посредством структурирования предметных результатов по частям (годам изучения) не является самоцелью и не должна носить жесткий характер, не дающий возможности для некоторого «люфта» в профессиональном выборе учителя. Для определенной категории образовательных организаций — инновационных площадок — такая возможность в проекте стандартов предусмотрена в полной мере», — пояснила глава министерства просвещения.

Кроме того, структура новых ФГОС позволяет существенно снизить нагрузку по отчетности, которая ранее тяжелым грузом ложилась на плечи педагогов. Так, количество бумажных отчетов будет снижено на 30%, заверили в министерстве.

В обновленных стандартах была закреплена и структура направлений воспитательной работы.

«Это является последовательным шагом в исполнении поручения президента по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательной школе», — указала Васильева.

Тема: Образовательные стандарты и программы.

Содержание образования. Образовательная программа: понятие и виды: Общеобразовательные и профессиональные образовательные программы

Понятие государственного образовательного стандарта. Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов. Образовательные стандарты первого, второго поколения. Федеральные государственные образовательные стандарты.

Порядок формирования основных образовательных программ. Академические свободы вуза при реализации основных образовательных программ.

Общие требования к содержанию образования.Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

— развитие общества;

— укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать:

— адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

— интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровней и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

общеобразовательные. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

профессиональные. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Государственный образовательный стандарт (далее ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, введен Законом об образовании в 1992 году (ст 7). В соответствие с указанным законом в период с 1994 по 1996 год было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО), федеральные компоненты которых включали в себя:

— обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

— максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

— требования к уровню подготовки выпускников.

Стандарты первого поколения разрабатывались для программ подготовки бакалавра и специалиста в разные периоды и зачастую с разными подходами, что очень осложнило технологию организации учебного процесса в вузах, реализующих широкую номенклатуру лицензированных образовательных программ. При этом стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной и гуманитарной основе.

Подготовка магистров регламентировалась Положением о магистратуре без разработки государственных образовательных стандартов. Подготовка бакалавров и магистров в 1994 году была нормативно закреплена постановлением Правительства Российской Федерации № 940 от 12 августа 1994 г. «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», которым устанавливалось, что основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня. Модели бакалавриата и магистратуры предполагали подготовку выпускников только к научной и научно-педагогической работе. Перечень высшего профессионального образования в первом поколении насчитывал 92 направления подготовки и 422 специальности.

В 1996 году был принят Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно ст. 5 которого федеральные компоненты ГОС ВПО должны были включать:

— общие требования к основным образовательным программам (далее ООП);

— требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике, к итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников;

— сроки освоения ООП;

— максимальный объем учебной нагрузки студентов.

В соответствии с данным законом в 2000 году были ведены в действие ГОС ВПО следующего поколения. К позитивным особенностям ГОСов второго поколения необходимо отнести:

— согласованность с тарифно-квалифицированными характеристиками Минтруда России;

— согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими роль работодателей;

— одновременная разработка ГОСов для всех ступеней ВПО, включая магистратуру, что повысило технологичность документов и введения их в практику;

— разработка стандартов по направлениям подготовки для специальностей в области техники и технологии.

В соответствии с действующим Перечнем в системе ВПО в настоящий период действуют 240 стандартов подготовки бакалавров и магистров, по 120 направлениям подготовки, 215 стандартов специалистов и 88 стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов (для 320 специальностей).

Необходимо отметить, что большую роль в своевременном и достаточно качественном учебно-методическом обеспечении ВПО сыграли Учебно-методические объединения вузов Российской Федерации и Научно-методические советы по дисциплинам федерального компонента, которые разрабатывали не только проекты государственных образовательных стандартов, но и примерных учебных планов и программ дисциплин.

Была проделана большая работа, направленная на правовую регламентацию изменения подхода к сущности и структуре государственного образовательного стандарта. Соответственно федеральному Закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и федеральный Закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”» в Российской Федерации были установлены государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения». Например: если в 1992 году в Российской Федерации устанавливались государственные образовательные стандарты как совокупность нескольких компонентов: федерального, регионального (национально-регионального), то с 2000 года — и компонента образовательного учреждения.

Структура федерального государственного образовательного стандарта включает в себя:

«требования к результатам освоения основных образовательных программ» (требования к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);

«требования к структуре основных образовательных программ» (требования к соотношению (объемам) составляющих программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.) и требования к соотношению обязательной части программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса);

«требования к условиям реализации основных образовательных программ» (требования к материально-техническому, учебно-методическому и кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы);

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:

1) качества высшего профессионального образования;

2) единства образовательного пространства Российской Федерации;

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;

4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

Как уже было сказано государственные образовательные стандарты высшего образования состоят из федеральных, национально-региональных компонентов, дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемые вузом и факультативных дисциплин.

Введение федерального государственного образовательного стандарта позволило обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории Российской Федерации, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ. При этом сохранилось установленная действующим законодательством об образовании свобода образовательного учреждения в формировании образовательной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на содержание образования с учетом региональных и национальных особенностей.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта включают в себя:

1) общие требования к основным образовательным программам высшего профессионального образования;

2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности);

3) сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не противоречащие срокам, установленным законодательством Российской Федерации и положениями о высших учебных заведениях соответствующих видов;

4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования отражают национально — региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования определяются высшим учебным заведением по инициативе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и реализуются высшим учебным заведением на договорной основе с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Дисциплины и курсы по выбору студента устанавливаются вузом в объеме до 15% от трудоемкости цикла (до 240 часов). Учебное заведение совершенно свободна в выборе установлении этих дисциплин и может руководствоваться, например, интересами сложившихся в вузе научных школ, рекомендациями местных органов управления образованием, пожеланиями студентов и т.п. Не запрещается также в качестве дисциплин по выбору студента устанавливать курсы, отражающие и развивающие содержание базовых дисциплин цикла. Дисциплины по выбору студента являются обязательными.

Факультативные дисциплины, предусматриваемые планом высшего учебного заведения в объеме 450 часов, не являются обязательными для изучения студентом.

Особо следует остановится на проблеме обновления ГОС ВПО. В соответствии со ст. 7 Закона об образовании государственные образовательные стандарты пересматриваются уточняются и утверждаются не реже одного раза в десять лет. В 2006 году Министерство развернуло работу по подготовке законопроекта, вводящего в соответствии с Конституцией РФ понятие «федеральный государственный образовательный стандарт» (далее ФГОС). В целях обобщения полученных результатов и разработки проектов нормативных и методических документов, обеспечивающих формирование ГОС ВПО третьего поколения Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования была создана рабочая группа, в работе которой принимали участие специалисты среднего профессионального образования, ведущие эксперты в системе образования, представляющие: Минобрнауки России (эксперты по разным уровням образования для обеспечении преемственности методологических подходов), Рособрнадзора, ведущие университеты, Федеральный институт развития образования, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технического университета), Институт содержания образования Государственного университета – Высшей школы экономики, представители учебно-методических объединений (далее УМО). Работа велась в открытом режиме, в заседании могли принять участие эксперты, мнение которых внимательно заслушивалось. Согласованные решения прошли апробацию на секциях VII-го Съезда ректоров России, на конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций» (Уфа-Москва), на заседаниях Координационных советов УМО, на семинаре в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, на курсах повышения квалификации в Национальном аккредитационном агентстве, на пленумах и советах УМО.

Итогом исследовательской работы явились проект макета ФГОС ВПО и подходы к формированию проекта перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования, которые одобрены Советом Минобрнауки РФ по государственным образовательным стандартам профессионального образования, состоявшимся 2 октября 2006 года.

В настоящее время наиболее активно ведется работа по созданию ГОС ВПО третьего поколения по следующим направлениям:

— проектирование Перечня направлений (специальностей) высшего профессионального образования;

— разработка модели подготовки бакалавров, специалистов и магистров на основе компетентностного подхода;

— переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования в России;

— развитие системы обеспечения и контроля качества высшего профессионального образования;

— переход расчета учебной нагрузки студентов и преподавателей в зачетные единицы по типу ECTS;

— предлагает изменение приложения к диплому о высшем образовании по типу европейского Diploma Supplement.

При построении ГОС ВПО третьего поколения рассматриваются два подхода специалиста: квалификационный (ориентирован на получение квалификации и идет в тесной связке с магистерскими программами) и компетентностный (предполагает включение широких базовых требований к подготовке выпускника, а также требований к его социально – личностным характеристикам)

В то же время, впереди стоят сложнейшие задачи по: формированию проектов ФГОС совместно с работодателями; созданию методологии механизма экспертизы перед их утверждением; совершенствованию системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод высших учебных заведений; разработке механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием различного уровня; разработке Положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования.

ГОС ВПО, образовательные программы должны проектироваться с учетом процессов глобализации профессий и профессионалов, а также параметров профессий. Включение компетенций в разработке новых образовательных стандартов, как неотъемлемого требования к выпускникам, очевидно, должно составлять часть более масштабного процесса обновления высшего профессионального образования. Внесение соответствующих изменений в политику и формирование нормативного и методического сопровождения для каждой ступени ВПО, разработка программы инициирования и реализации изменений.

Ключевые и общепрофессиональные компетенции более автономны по отношению к рынкам труда. Национально-региональный (региональный) и вузовский компоненты наиболее «чувствительны» к сигналам рынка труда, допускают оперативное реагирование на запросы работодателей посредством систематического обновления ГОС ВПО (компетенция вуза).

Ключевые компетенции по определению (по сути) как правило имеют свою «собирательную» терминологическую специфику (например, коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к критическому мышлению; адаптируемость; способность работать в команде; способность работать самостоятельно; самосознание и самооценка). Компетенции имеют два типа: универсальные (инструментальные; межличностные, систематические), а также компетенции определенной предметной области (знания и навыки). Компетенции, ориентированные на предмет, – знания и навыки (связанные с предметом навыки). Это: соответствующие методы и технически приемы, свойственные различным предметным областям (химический анализ, анализ древних рукописей, выборочные методы и т.п.).

Обобщенно можно сказать, что компетенции могут быть встроены в различные элементы образовательного процесса, а именно:

— в результаты обучения, достижение которых ожидается от студентов;

— в процесс обучения, в течение которого они получают необходимые компетенции;

— в процесс оценки, призванный подтвердить то, что они овладели необходимыми компетенциями.

Проект нового стандарта высшего профессионального образования разрабатывается как федеральный образовательный стандарт, который впитывает в себя весь положительный опыт, накопленный при разработке стандартов первых двух поколений. При этом принимается во внимание требования Президента Российской Федерации Путина В.В., высказанное в Посланиях Федеральному собранию Российской Федерации: о внедрении в практику адекватных времени образовательных стандартов, учитывая, что содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам, не забывая и о накопленных отечественных преимуществах; создание конкурентоспособной образовательной системы, на основе пересмотра содержания образовательных программ профессионального образования, совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей и создания системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний.

Порядок формирования основных образовательных программ вуза на основе ГОС ВПО. Основные образовательные программы (далее ООП) высшего профессионального образования разрабатываются федеральными государственными органами, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов, выполняют функции примерных образовательных программ высшего профессионального образования.

Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Сегодня исторически в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: включающая как непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет), так и ступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет) по 120 направлениям подготовки высшего профессионального образования. Лицензии на подготовку бакалавров имеют более 50% вузов.

Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам: независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов не имеют общих частей; совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1 по 2 или 3 курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 году.

В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины и информационной безопасности.

С целью дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования Министерством предпринят ряд целенаправленных шагов: издан приказ Минобрнауки России №62 от 22 марта 2006 г. «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров», обеспечивающий академические свободы вузов при формировании образовательных программ специализированной подготовки магистра как вида программ, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов, подготовленных к различным видам инновационной деятельности; развитие уровневого высшего профессионального образования Министерством зафиксировано как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Можно считать, что таким образом формируются условия для дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования.

В структуру ООП входят: перечень специализаций профессиональной подготовки, согласованный с соответствующим учебно – методическим объединением; цели ООП; учебный план вуза по направлению подготовки или по специальности; совокупность вузовских программ учебных дисциплин и практик, определяющих полное содержание ООП; материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных аттестации (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации ГОС).

Таким образом, при проектировании ООП на первом этапе определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Основанием для этого являются социальные ожидания общества к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника, определяющих его готовность к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.

Цели обучения при этом формируются на основании требований к уровню подготовки выпускника, содержащихся в ГОС, конкретизированных и дополнительных, исходя из того, к каким из указанных в ГОС видах деятельности будет в основном готовится выпускник данного вуза, что он должен приобрести из профессионального опыта в результате освоения вузовского компонента ГОС. Установленные цели должны стать основой для всей многогранной деятельности по реализации ООП. Вуз самостоятельно должен разрабатывать и утверждать ООП на основе ГОС ВПО. На втором этапе проектированияООП в вузе разрабатывается ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей.

На этом этапе необходимо решать следующие задачи:

— определить полный перечень дисциплин ОПП (дисциплины национально-регионального компонента, специализации, по выбору студента);

— обеспечить необходимую целостность образовательной программы, сочетающую фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности специалиста;

— определить соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента;

— установить целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования;

— найти наиболее эффективные с точки зрения вуза достижения поставленных целей виды учебных занятий, образовательных технологии и др.

Академические свободы вузапри реализации ООП обеспечиваются предоставлением вузу ряда прав при разработке и реализации ООП. В частности в ГОС ВПО отмечается, что вуз имеет право:

— изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;

— формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать в себя не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в государственном стандарте из них 4 обязательные: физическая культура, иностранный язык, философия и история отечества. Занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

— осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

— установить необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно научных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин. Содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;

— реализовать основную образовательную программу в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля;

— академическая свобода вузам дана и в решении проблем, связанных ведением образовательной деятельности по тем или иным специальностям (направлениям) и специализациям и т.д.

ГОС ВПО первого и второго поколения значительно расширили академическую свободу вузов в формировании образовательных программ с 10% в 1988 году до 30-40% в 2000 году. Издан также приказ Минобрнауки РФ № 62 от 22.03.2006 г., обеспечивающий академические свободы вузов при формировании программ подготовки и магистров. Этим приказом вузам предоставлено право формировать междисциплинарные и практико-ориентированные программы с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к различным видам инновационной деятельности.

История

Поколения государственных образовательных стандартов

История образовательных стандартов и в мире, и в России началась сравнительно недавно — впервые о них широко заговорили двадцать лет назад. В конце 1980-х годов в США появились первые стандарты математического образования, вначале 1990-х началась разработка стандарта естественнонаучного (science study) образования. Одновременно в целом ряде штатов и городов также начали создавать региональные и местные образовательные стандарты. В Великобритании стандарты стали конструироваться как общественно-образовательный договор, как система взаимных обязательств всех участников образовательного процесса (в том числе органов государственной власти перед школой и учителем) во имя интересов национального развития. К разработке были привлечены представители широкой педагогической общественности, профсоюзы учителей и т.д. .

Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 г. с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 г. это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.

Обязательность принятия федерального государственного образовательного стандарта была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 г.

В 1993-1999 гг. разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта.

С 2000 г. стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования).

В истории разработки государственных стандартов общего образования выделяются четыре этапа: 1993-1996, 1997-1998 и 2002-2003, 2010-2011 гг. На каждом из этих этапов мотивы разработки стандартов менялись. На первых двух — незначительно, в рамках общей и образовательной политики. На третьем и четвертом — кардинально.

С принятием изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в 2009 г. стали разрабатываться стандарты нового поколения — федеральные государственные образовательные стандарты. Именно они стали федеральными. .

С 1 сентября 2013 г. согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273 должны утверждаться стандарты нового поколения, в том числе и для программ высшего образования ? подготовки научно-педагогических кадров, в соответствие с новым законом, а также для дошкольного образования, для которого ранее были предусмотрены Федеральные государственные образовательные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. .

В США образовательные стандарты стали использоваться с 1980-х годов в рамках реформы образования, направленной на результаты. Стандартизированные экзамены (тесты) часто используются для оценок года обучения в разных районах и штатах, в том числе и как выпускные для учащихся выпускных классов во многих американских школах. Поскольку образовательная система США децентрализована, большинство вопросов образования принимаются местными органами власти. Образовательные стандарты и программы, как правило, установлены каждым штатом самостоятельно. Федеральное правительство в основном участвуют лишь в финансировании образования. Законодательными собраниями каждого штата установить общий минимальный уровень знаний для школ штата. Только 22 штата установили список рекомендуемых книг.

В Германии образовательные стандарты стали разрабатываться с 1970 года после исследования PISA, показавшего низкий уровень образования в стране. Немецкие стандарты ориентированы на формирование у учащихся ключевых навыков и компетенций при отсутствии переполненности учебных программ излишними знаниями. Обязательными с 2004 года являются стандарты для школьного образования. Во многом образовательные стандарты носят рамочный характер, и федеральные земли наполняют их своим содержанием.

На основании всего выше изложенного можно сделать вывод , что образовательные стандарты в нашей стране очень молоды и пока не получили особого развития, так как при каждом их составлении изменяются прежде всего мотивы, а значит и вся концепция стандартов.

Сейчас государство старается исправить положение вещей путем охвата стандартами всех сфер системы образования и утверждением этих стандартов на самом высоком уровне. Однако пока не ясно является ли это ключом к успеху, ведь если посмотреть на такие страны как США и Германия, то у них стандарты принимаются на федеральном уровне, что в итоге не мешает странам показывать хороший уровень подготовки специалистов международного класса.

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 21

Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.

По мнению бывшего министра образования РФ Эдуарда Дмитриевича Днепрова, существенный шаг назад — в сторону унитаризма в образовании — делали проекты поправок, снимая в законе понятие «национально-региональный компонент» государственных образовательных стандартов и заменяя его «региональным компонентом» (ст. 7, п. 1; ст. 29, п. 2е). Эта тенденция прослеживалась и в утвержденном Министерством образования в 1993 г. базисном учебном плане. Усилившаяся к 1996 году стандартизация образования вызвала сопротивление педагогической общественности, выразившееся в забастовка и акциях протеста работников системы образования.

В редакции, предложенной разработчиками закона «Об образовании» в 1992 году, образовательный стандарт, точнее его федеральный компонент, состоял из пяти элементов:

  • цели образования на каждой ступени обучения
  • требования к базовому содержанию основных образовательных программ
  • предельно допустимый объем аудиторной учебной нагрузки
  • требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих различные ступени школы
  • требования к условиям образовательного процесса

Под давлением сторонников предметно-методического подхода эта редакция была деформирована депутатами профильного комитета Верховного Совета РФ и сокращена до трехсоставной формулы: «обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» (в число коих неправомерно включались и оканчивающие начальную школу).

В результате этого из статьи 7 закона, посвященной образовательным стандартам:

  • из стандартов исчезал целевой блок;
  • требования к базовому содержанию основных образовательных программ заменялись «обязательным минимумом», то есть все тем же традиционным перечнем предметных тем; в итоге стандарт превращался в обычный набор предметных программ;
  • исчезало понятие предельно допустимой аудиторной нагрузки, что отнюдь не адекватно понятию максимальной нагрузки вообще;
  • из стандарта исчезли требования к условиям образовательного процесса.

Оставшаяся в законе указанная трехмерность федерального компонента образовательного стандарта, по мнению Э. Д. Днепрова, «уже вскоре оказалась явно недостаточной, не адекватной ни потребностям образовательной практики, ни запросам развития самого законодательства об образовании. Именно поэтому уже при принятии в 1996 году Федерального закона „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ произошел слом этой узкой законодательной нормы и частичный возврат к исходному замыслу Закона Российской Федерации „Об образовании“. В пункте 2 статьи 5 вузовского закона вновь появились „требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ“ и „условиям их реализации“. Таким образом, возвращаясь к истокам, этот закон делал два существенных шага вперед в трактовке образовательного стандарта. Вновь обращалось внимание на условия реализации образовательных программ и вводились требования к их обязательному минимуму, что уже не позволяло свести этот минимум к банальному перечню предметных тем».

Обязательность принятия федерального государственного образовательного стандарта была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 года.

В 1993—1999 года разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта.

С 2000 года стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования).

В истории разработка государственных стандартов общего образования имеет выделяются четыре этапа: 1993—1996, 1997—1998 и 2002—2003, 2010—2011 гг. На каждом из этих этапов мотивы разработки стандартов менялись. На первых двух — незначительно, в рамках общей и образовательной политики. На третьем и четвертом — кардинально, в русле личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогики.

С принятием изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в 2009 году стали разрабатываться стандарты нового поколения — федеральные государственные образовательные стандарты. Именно они стали федеральными. Стандарты предыдущих поколений по существу федеральным государственным образовательным стандартами не являлись, а были лишь его компонентами.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания..

Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;формированиеобраза мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие– формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

— от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

— от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;

— от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

— от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

ü Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.

Это, в частности, означает, что результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний. Безусловно, предметный контекст по-прежнему важен (поскольку задает границы возможных решений), но этот базовый контекст уже недостаточен. На первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций. В формирующемся информационном обществе такие задачи такие задачи становятся приоритетными.

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов заставляет в состав основных образовательных программ и программу формирования универсальных учебных действий. Основу развития личности ребенка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

ü Требования к структуре основных общеобразовательных программ включают в себя указания на состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

ü Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, с одной стороны, представляют собой требования к образовательным результатам выпускников в виде операционального описания целевых установок общего образования, с другой стороны, содержат требования к деятельности образовательных учреждений, направленной на достижение планируемых образовательных результатов.

ü Требования к условиям получения общего образования представляют собой интегральное описание совокупности условий (материальных, финансовых, учебно-методических, кадровых и других ресурсов), необходимых и рекомендуемых для обеспечения реализации соответствующих образовательных программ.

Весь пакет нормативных и рекомендательных документов – собственно стандарты и примыкающие к ним дополнительные нормативы, обеспечивающие исполнение стандартов, – разрабатывается комплексно и представляет единое целое. Это обеспечивается общим координационным руководством разработкой и исполнением стандарта со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации.

ü Структура компонентов государственных стандартов общего образования

Требования к структуре основных общеобразовательных программ

Данный документ является основой для разработки основных образовательных программ и образовательных программ учреждений общего образования, регламентирующих содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса.

Статья 7, п.6. «Закона об образовании» (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2007 г.) устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.».

Date: 2016-05-14; view: 1369; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей: