Командная экономика

Экономическая система — это… Типы экономических систем. Командная и рыночная экономика

Что такое экономическая система

Экономическая система – это совокупность принципов и законов, определяющих экономические отношения в обществе. Экономические отношения — это производство, распределение, обмен и потребление экономических благ.

Простыми словами, экономическая система — это способ, которым общество решает, что производить, как производить и для кого производить.

Существуют четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная.

Основа экономических систем — отношения собственности. Экономическая система определяется тремя вещами: формами собственности, способами распределения и способами регулирования экономики.

Существуют три основных вопроса экономики: «Что производить?» «Как производить?» «Для кого производить?» От того, как конкретное общество отвечает на эти вопросы, зависит экономическая система.

  • Если вопросы о производстве и распределении решает государство — это централизованная экономика.

  • Если эти вопросы решает рынок с помощью спроса и предложения — это рыночная экономика.

  • Если и рынок, и государство играют заметную роль — это смешанная экономика.

  • Если перечисленные вопросы решаются по традиции — перед нами традиционная экономика.

У каждой из экономических систем есть свои достоинства и недостатки. В большинстве стран в настоящее время существует смешанная экономическая система — есть элементы как рыночной, так и централизованной экономики.

Традиционная экономическая система

Традиционная или патриархальная экономическая система основана на широком распространении ручного труда, земля и капитал находятся в общем владении. Основные экономические вопросы решаются на основе традиционных отношений между людьми: родоплеменных, феодальных и т.п.

Признаки традиционной экономики:

  • Что и как производить, определяется традициями.

  • Большую часть продукции дают сельское хозяйство, охота и рыболовство.

  • Преобладает коллективная собственность.

  • Создается мало продуктов и услуг. Господствует натуральное хозяйство — продукция редко идет на продажу, большую часть произведенного потребляют сами работники.

  • Вопрос «для кого производить?» не так актуален. Добавочный продукт — то, что произведено сверх необходимого минимума — очень мал. Большую его часть получают лидеры, собственники земли, а остатки распределяются по традиции.

Две формы производства. Натуральное и товарное хозяйство

Помимо экономической системы, существуют две формы производства.

Натуральное хозяйство означает, что товары производятся преимущественно не на продажу. Например, крестьяне выращивают хлеб, чтобы кормить собственные семьи, а не торговать им.

Товарное хозяйство означает, что продукты производятся для продажи, производители и потребители связаны с помощью рынка. Современные фермеры производят продукты, чтобы продавать их другим людям.

Все современные типы экономики построены на товарном хозяйстве.

Традиционная экономическая система — самая древняя из четырех. В результате промышленной революции традиционная экономика стала исчезать. Сегодня она встречается лишь в слаборазвитых странах и у некоторых народов, живущих в изоляции. Например, в России традиционная экономика существует у оленеводов Крайнего Севера: они занимаются своим делом, ориентируясь на традицию, а не на рынок и коммерческую выгоду.

Командная экономическая система

Централизованная или командная система основана на том, что капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства.

Признаки командной экономики:

  • Преобладает государственная собственность.

  • Что, как и для кого производить, определяют профессионалы-«плановики».

  • Административное управление экономикой. Директивное планирование и контроль сверху. Бюрократизация экономики.

Командная экономика — один из признаков авторитарного или тоталитарного политического режима. Примеры стран с командной экономикой: СССР, Куба, Северная Корея.

Плюсы командной экономики:

  • Возможно быстро мобилизовать экономические ресурсы для решения важных вопросов.

  • Экономика более устойчива, менее подвержена циклическим кризисам.

  • Неравенство в обществе сглажено, менее заметно. Определенный минимум материальных благ гарантирован всем гражданам.

  • Отсутствует безработица.

Минусы командной экономики:

  • Экономика не ориентирована на потребности людей. Отсюда возникает тотальный дефицит — населению не хватает товаров и услуг.

  • Нет конкуренции. Отсюда низкое качество товаров и услуг: поскольку производители не заинтересованы в их улучшении.

  • Отсутствие мотивации к труду, уравнительная зарплата.

  • Отсутствие мотивации для внедрения новых технологий, интенсивного экономического роста.

  • Нерациональное использование ресурсов, высокие издержки.

  • Как следствие: низкий уровень благосостояния граждан.

Командная экономика в целом признана неэффективной, в настоящее существует лишь в закрытых странах с авторитарным режимом — например, в КНДР.

Рыночная экономическая система

Рыночная система основана на том, что капитал и земля находятся в частной собственности. Преобладает частная собственность. Поведение продавцов и покупателей, нанимателей и работников, цены на товары и услуги регулирует «невидимая рука рынка» — закон спроса и предложения.

Признаки рыночной экономики:

  • Что производить, определяют потребители, создавая спрос на определенные товары и услуги.

  • Как удовлетворить возникший спрос, определяют производители.

  • Ответ на вопрос «для кого производить» зависит от платежеспособного спроса: потребители получают столько, сколько хотят и могут себе позволить, производители ориентируются на прибыль.

  • Частная собственность на средства производства.

  • Свобода предпринимательства.

  • Свобода выбора экономических партнеров.

  • Личная выгода участников экономических связей.

  • Минимальное вмешательства государства в экономику.

Плюсы рыночной экономики:

  • Ориентирована на удовлетворение потребностей потребителя.

  • Отсутствие дефицита, широкий выбор товаров и услуг. Конкуренция ведет к росту качества товаров и услуг.

  • Стимулирует высокую предприимчивость, развитие предпринимательских способностей.

  • Эффективность экономики. Рынок отторгает неэффективное расходование ресурсов и ненужное производство.

  • Распределение доходов по труду создает экономические стимулы работать больше и лучше.

  • Рыночная экономика во многих случаях регулирует себя сама, не требует большого аппарата управленцев.

Минусы рыночной экономики:

  • Усиливает неравенство в обществе.

  • Экономика нестабильная, периодически случаются экономические кризисы.

  • Рынок не заботится о создании бесприбыльных, но необходимых обществу благ: например, культурных.

  • Рыночная экономика безразлична к ущербу, который может нанести бизнес природе и человеку.

Смешанная экономическая система

В реальности чисто рыночная или чисто командная система существуют только на бумаге, признают экономисты. В реальных странах экономика чаще всего смешанная — преимущественно командного или преимущественно рыночного типа.

При смешанной экономической системе земля и капитал находятся в частной собственности, но ограниченные ресурсы распределяются не только по законам рынка, но и при значительном участии государства.

Признаки смешанной экономики:

  • В смешанной экономике действуют и конкурентно-рыночные стимулы, и государственное регулирование.

  • Государственный сектор существует одновременно с частным.

В современном мире действуют модели социальной рыночной экономики, призванные сбалансировать экономическую и социальную эффективность. Рынок стремится удовлетворить растущие и меняющиеся потребности людей, а государство выступает гарантом стабильности и защищенности граждан в условиях рыночной экономики.

Какая экономическая система существует в России?

В СССР до 1991 года существовала командно-административная экономика. Планирование и контроль осуществлял Госплан (Государственный плановый комитет Совета Министров СССР). Однако советская плановая экономика оказалась неэффективной и привела страну к кризису: к концу 1980-х расходы бюджета были гораздо выше доходов, не рос ВВП, население ощущало острый дефицит товаров и продуктов.

После распада СССР Россия начала переход к рыночной экономике. В 1992 году стартоавала так называемая «шоковая терапия»: государство отказалось контролировать цены, разрешило свободную торговлю, началась приватизация — передача государственной собственности в частные руки. К концу 1990-х рыночный сектор в российской экономике стал преобладающим.

В настоящее время в России, как и в большинстве стран мира, существует смешанная экономика. Цены определяются рынком, законом спроса и предложения. Что, как и для кого производить, решает производитель, исходя из платежеспособного спроса. При этом государственный сектор в экономике существует наряду с частным.

Также российские власти контролируют ряд аспектов экономической жизни: обеспечивают защиту конкуренции, контролируют уровень инфляции и безработицы, поддерживает отечественных производителей в борьбе с иностранными конкурентами.

Конституция РФ гарантирует российским гражданам широкие экономические свободы.

Статья 34 Конституции РФ
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности…

Статья 35 Конституции РФ
Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Статья 37 Конституции РФ
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.

Как определить тип экономической системы. Задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, нужно знать различия между экономическими системами и определять их типы по приведенным в задании признакам. Разберем несколько заданий из тестов прошлых лет на эту тему.

Пример 1
В струк­ту­ре эко­но­ми­ки стра­ны Z в рав­ной мере пред­став­ле­ны про­мыш­лен­ность и сель­ское хозяйство. Какие при­зна­ки поз­во­ля­ют сде­лать вывод о том, что в стра­не Z ко­манд­ная (плановая) экономика? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) пре­об­ла­да­ние ин­тен­сив­ных фак­то­ров эко­но­ми­че­ско­го роста
2) ди­рек­тив­ное ценообразование
3) го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность на боль­шин­ство средств производства
4) раз­ви­тая инфраструктура
5) не­об­хо­ди­мость ре­шать про­бле­му огра­ни­чен­но­сти ресурсов
6) цен­тра­ли­зо­ван­ное управ­ле­ние экономикой

Правильный ответ: 236

Для командной экономики характерно директивное ценообразование (цены устанавливаются государством), большинство средств производства находятся в собственности государства, управление экономикой осуществляется из одного центра.

А вот развитая инфраструктура и интенсивные факторы роста могут быть свойственны разным типам экономических систем. Проблема ограниченности ресурсов стоит перед любым обществом, независимо от типа экономической системы.

Пример 2
В стра­не N — ко­манд­ный тип эко­но­ми­че­ской системы. Какие факты из приведённого спис­ка сви­де­тель­ству­ют об этом? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Эко­но­ми­че­ские про­пор­ции уста­нав­ли­ва­ют­ся централизованно.
2) Ос­нов­ные сред­ства про­из­вод­ства при­над­ле­жат государству.
3) Цены на то­ва­ры опре­де­ля­ют­ся со­от­вет­стви­ем спро­са и предложения.
4) Про­из­во­ди­те­ли сами решают, какое ко­ли­че­ство то­ва­ра надо произвести
5) В стра­не за­ко­но­да­тель­но га­ран­ти­ру­ет­ся мно­го­об­ра­зие форм собственности.
6) Ре­сур­сы рас­пре­де­ля­ют­ся между про­из­во­ди­те­ля­ми централизованно.

Правильный ответ: 126

Пример 3
В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде. Какие признаки подтверждают наличие B стране Z рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.
2) Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.
3) Собственниками земли, предприятий являются частные лица.
4) Промышленное производство растёт быстрыми темпами.
5) Валюта страны Z высоко ценится на международном валютном рынке.
6) В стране Z существует конкуренция производителей.

Правильный ответ: 136

Частная собственность на факторы производства, свобода распоряжения ими и конкуренция — характерные признаки рыночной экономики. А вот ориентированное на экспорт сельское хозяйство, быстрый рост промышленность и крепкая национальная валюта могут существовать и при других экономических системах.

Пример 4
В стра­не Z был при­нят закон, ре­гу­ли­ру­ю­щий пе­ре­да­чу круп­ных пред­при­я­тий в част­ную собственность. Какие до­пол­ни­тель­ные фак­то­ры поз­во­лят сде­лать вывод о том, что в стра­не Z осу­ществ­ля­ет­ся пе­ре­ход к ры­ноч­ной эко­но­ми­че­ской системе?

1) В стра­не Z был по­вы­шен раз­мер ми­ни­маль­ной опла­ты труда.
2) В стра­не Z была от­ме­не­на уго­лов­ная от­вет­ствен­ность за по­куп­ку ино­стран­ной валюты.
3) В стра­не Z зна­чи­тель­но вырос ре­аль­ный ВВП на душу населения.
4) Го­су­дар­ствен­ный бюд­жет стра­ны Z стал пуб­ли­ко­вать­ся в от­кры­тых источниках.
5) В кон­сти­ту­ции стра­ны Z было за­креп­ле­но су­ще­ство­ва­ние раз­лич­ных форм собственности.
6) В стра­не Z част­ные ин­ве­сто­ры стали при­вле­кать­ся к раз­ра­бот­ке мест по­лез­ных ископаемых.

Правильный ответ: 256

Пример 5
Найдите в приведённом ниже списке признаки традиционной экономической системы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) натуральный обмен
2) аграрно-сырьевой характер хозяйства
3) интенсивные товарно-денежные отношения
4) диктат хозяйственного опыта предков
5) массовое промышленное производство
6) преобладание коллективных форм собственности

Правильный ответ: 1246

Для традиционной экономики характерны натуральный (безденежный) обмен, преобладание сельского хозяйства, ориентация на опыт предков и коллективная собственность. А вот массовое промышленное производство и интенсивные товарно-денежные отношения появляются позже, с распадом традиционной экономики.

Командная экономика

В таких государствах отсутствует даже минимальная степень экономической свободы.

Примеры государств, использовавших АХС:

  • СССР;
  • Европейские страны социалистического блока;
  • Северная Корея (по настоящее время).

Системы, работающие в рамках АХС, фактически не участвуют в международном разделении труда и не привлекают инвестиции. В экономическом отношении такие страны почти всегда изолированы от международной торговли. Переход к АХС может быть вынужденным: авторитарные режимы попадают под международные санкции и не могут осуществлять торговые операции на внешнем рынке.

Достоинства и недостатки

Для АХС характерен следующий набор признаков:

  • государственная монополия во всех сферах хозяйственной деятельности;
  • предельная степень бюрократии;
  • директивы как основной метод достижения экономических показателей;
  • отсутствие баланса между спросом и предложением;
  • население страны не участвует в процессе распределения доходов;
  • неконтролируемый рост инфляции (зачастую товарный бартер вытесняет оплату деньгами);
  • фактическое отсутствие возможности выбора товаров;

Единственный плюс — практически полное отсутствие безработицы. В таких странах реализованы законы против самозанятых граждан. Полная занятость населения на государственных предприятиях позволяет осуществлять мега-стройки, проводить масштабную добычу и переработку природных ресурсов.

В СССР плановая экономика помогла успешно пройти этап индустриализации. За короткое время была создана тяжелая промышленность и социальная инфраструктура. С другой стороны был тотальный дефицит и нерациональное расходование ресурсов.

Яркий атрибут командной экономики — так называемые «пятилетки». Государственный аппарат спускал на предприятия разнарядки о необходимости достижения определенных экономических показателей за определенный период. Директивность обеспечивала минимальную стабильность, но не позволяла экономике развиваться.

Командная экономика негативно отражается на рынке труда: безработица хотя и отсутствует, но царит «уравниловка». Это такая система оплаты труда, при которой люди без специальных навыков получают наравне с высококвалифицированными работниками.

Командная экономика служит источником социальных и политических противоречий. Для современного мира это порочная система. Считается, что именно АХС ведет к краху авторитарного строя.

Характеристика командной экономической системы

Командная экономика — экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей — все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат — недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Плановая экономика (административно-командная система) ранее господствовала в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

сильная монополизация и бюрократизация экономики;

централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

Реформа 1965 года не затронула командную систему всерьез. Оптовые цены на продукцию по-прежнему устанавливались в директивном порядке. Мера использования такой категории, как прибыль, возросла. Однако ее можно получить как за счет снижения себестоимости продукции, так и путем повышения цен. Сработали добавочные стимулы к такому завышению.

Например, неучтенный скрытый рост оптовых цен на продукцию машиностроения составил в 1966-1970 годах 33% против 18% в предыдущей пятилетке. (Разумеется, инфляция в СССР всегда существовала.) Тем не менее, красивые показатели эффекта реформы всячески расписывались. Покупатели были, как и раньше, отстранены от влияния на установление цен. В конечном счете, эта реформа скорее разладила старый хозяйственный механизм, чем создала новый.

Доходы советской номенклатуры — явление во всех отношениях чрезвычайно интересное! Кроме фактических привилегий, на нее сыпался «золотой дождь» и в денежном выражении. Существовала своеобразная иерархия распределения. Давно известно, что в СССР существовала скрытая система зарплаты в конвертах для крупных руководителей (об этом выше упоминалось). Однако ее размеры неизвестны. В капиталистической экономике тайные вознаграждения именуются «тантьемой». Подозреваю, что не только в конвертах… По-разному.

Более того. В рамках советской госсобственности существовали полулегитимные элементы бюрократического частного предпринимательства. В некоторых отраслях промышленности производитель (разумеется, речь идет о директорах и вышестоящих руководителях) практически имел возможность устанавливать свои цены на ряд изделий. Официально, конечно, цены в прейскурантах были твердо зафиксированы государством, но фактически это было легко обойти. (В ряде случаев.)

К примеру, в машиностроении ежегодно осваивалось производство массы новых изделий. (До 3000 в год, в остальных отраслях — 700). Цен на эти изделия в прейскурантах не было, их полагалось утверждать вновь. И устанавливали на новинки разовые и «временные» оптовые цены. (До того, как утвердит Госкомцен, но это дело долгое, да и утверждал он обычно ту же или близкую цену.) Кроме того, при внесении в «старое» изделие малейших технических усовершенствований также можно было изменить цену, «накрутив» ее, в общем- то, вполне легально.

Ко всему этому следует добавить, что в СССР имела место и настоящая конкуренция. Например, зачастую конкурировали между собой предприятия «оборонки» (а к ней относились почти все машиностроение, основная часть обрабатывающей промышленности, да и не менее трех четвертей промышленного производства вообще), и особенно создаваемые, работавшие в этой сфере конструкторские бюро и НИИ, в частности за получение первоочередных и более выгодных заказов от министерства. И кто знает, не здесь ли в известной мере кроется секрет достаточно высокого качества и значительной конкурентоспособности советской военной продукции? Впрочем, конкуренции хватало и в других сферах. Например, в свое время в Советском Союзе произошло перепроизводство, затоваривание дорогих костюмов. Надо было бы сократить их производство и распродать уже произведенные. Но на пути к этому встали большие трудности. Ибо ведущим ценностным ориентиром для руководителей являлись темпы роста промышленного производства, измерявшегося через валовую продукцию промышленности. Снижение производства вело бы к уменьшению последней.

Посему Госплан был против.

Одним из основных источников доходной части бюджета в стране являлся налог с оборота, взимавшийся, в первую очередь, с потребительских благ.

Причем взимался он при переходе в оптовую или розничную торговлю, но не на стадии реализации, продажи. (Во избежание «возможного неразумного поведения потребителя».) Устанавливался в виде фиксированного процента от цены товара. При падении производства сократилась бы доходная часть бюджета, поэтому министерство финансов тоже против.

А вот банк был за, так как возможность предоставления кредитов имела ограниченный характер, а главное — свой кассовый банковский план зависел от возвращения денег населением.

Торговые работники тоже были за, так как важнейшим показателем успешной работы розничной торговли считалось выполнение плана товарооборота.

Итак, возникла дилемма. Допустить «чрезмерно» горизонтальные отношения между торговлей и промышленностью? С одной стороны, ухудшились бы темпы роста валовой промышленной продукции, уменьшилась бы доходная часть бюджета. С другой — это означало бы улучшение выполнения кассового плана, повышение, увеличение выполнения плана товарооборота, сокращение излишних запасов в торговой сети, а главное — возрастание, улучшение обеспечения населения.

Подобных примеров противоположных, несовместимых интересов разных ведомств, острых противоречий между ними в стране хватало. Это ли не конкуренция?

Не «коммунистической» же идеологией руководствовалась номенклатура в своей практической деятельности, а исключительно интересами сохранения и укрепления своей власти и военно-полицейской мощи огромной тоталитарной империи!

Между прочим, еще в конце 60-х годов, во время первых лет действия экономической реформы, со стороны аналитиков андроповского ведомства (с подачи самого руководителя «конторы») поступали предложения в Политбюро о территориальном разделении экономики страны минимум на 2-3 «независимых» сектора, части, не подчиненных единому Госплану. Тогда это не прошло.

Вообще, с приходом к власти Л. И. Брежнева размах и возможности бюрократической, номенклатурной частнопредпринимательской деятельности, «частновладельческих» инициатив возросли и усилились. (И легальные, и нелегальные, хотя такую грань здесь провести, как правило, трудно, а часто невозможно.) Мало того, что (как уже подчеркивалось) доля прибыли, оставляемая руководству предприятий, существенно возросла, а процент взносов из нее, подлежащий отчислению в бюджет, уменьшился. Во все большем количестве стали появляться предприятия, передаваемые в так называемое «хозяйственное ведение» (владение, по сути) своих руководителей.

(Не исключено, что это существовало и ранее.) Естественно, возможность частного присвоения здесь расширялась.

Ну, а в 1973 году по личному указанию Брежнева были созданы относительно самостоятельные финансово-промышленные группы под названием «производственных объединений». (С подобными вещами экспериментировали и до того. Кстати, даже плательщиками доли прибыли в бюджет они выступали группами, а не от каждого отдельного предприятия, как это делали «самостоятельные» хозрасчетные единицы, в объединения не входившие.) В 1974 году было более 1500 производственных объединений, включавших в себя свыше 6000 прежде автономных предприятий. К началу 1976 года их число выросло до 2300. Позднее существовало около 4000 таких объединений, которые включали в себя 18000 предприятий и выпускали 46% всей промышленной продукции. Реорганизация управления промышленностью была дальнейшим развитием экономической реформы 1965 года.

Возросли (отчасти из-за усиления гонки вооружений) возможности руководителей предприятий (особенно в машиностроении) «накручивать» цены на вновь осваиваемые изделия. Обострялись ведомственные противоречия и борьба за приоритет в военных, оборонных разработках. Усиливалась конкуренция.

Часто возникают интересные вопросы: зачем преследовали, репрессировали иногда даже номенклатурных деятелей теневой экономики? И почему они подчас занимались подпольной экономической деятельностью, имея, казалось бы, все? Как во всем этом разобраться? Что же, можно попытаться ответить.

Во-первых, репрессировали в основном лиц, не достигших определенного уровня, тех, кто «крал не по чину» (т. е. Занимался делами, на которые по понятиям советской иерархии права не имел), всяких подпольных цеховиков, дельцов, не находившихся на высоких постах, и т. п.

Во-вторых, привлекавшиеся к ответственности были преимущественно работниками торговли и сферы обслуживания (иногда — строительства, легкой промышленности, пищевой и т. д.), но уж никак не руководители ВПК и тяжелой промышленности.

В-третьих, отнюдь не исключено, что отдельные руководители имели экономические права, которые не предоставлялись другим, не только низшим по рангу, но, допустим, не столь влиятельным, приближенным к верхам (например, на присвоение солидной части доходов, прибыли, свободное распоряжение ею, заключение самостоятельных экономических соглашений с партнерами- хозяйственниками — подобно тому, как члены Политбюро и Секретариата ЦК КПСС имели открытые счета в Госбанке СССР, откуда могли легально снять любую сумму в любой момент; право засекреченное, нигде и никогда открыто не признаваемое). Однако, кое-кто мог заниматься подобными делами, не имея на них разрешения. Вполне возможно также, что, независимо ни от каких прав, могли «сдать» кого-либо конкуренты, более влиятельные соперники- недоброжелатели. В конце концов, то, что в «нормальной» капиталистической системе решается путем банкротства, в нашем госкапитализме зачастую проводилось с помощью посадок и расстрелов, репрессий. Таким образом, грань между привилегиями, доходами, действиями легальными и нелегальными в советском обществе далеко не всегда возможно было отчетливо проследить.

Начиная с определенного уровня, на некоторых ступенях иерархии эта грань была крайне расплывчатой и зыбкой, кое на каких уровнях она отсутствовала вообще. К этому следует добавить, что подчас репрессиям подвергались руководители, просто проявлявшие излишнюю инициативу и самостоятельность, нарушавшие правила командной системы, не устраивавшие вышестоящее начальство, «мешая» ему чем-либо. Наконец, репрессировали за прямые хищения, за приписки. Так что бывало по-всякому. (В огромной степени по ситуациям, в зависимости от отношений между номенклатурными кланами и внутри таковых.)

Надо также отметить, что преследования «теневиков» (и вообще репрессии за экономические преступления) происходили неравномерно и с разной степенью интенсивности.

Сыграла здесь в том числе роль и дискриминация по национальному признаку. Есть данные, что первое место по числу приговоренных к смертной казни по «экономическим» делам в Советском Союзе занимали евреи. Среди таких осужденных было и много кавказцев.

А вот еще дополнительная «информация к размышлению» о том, что борьба с «теневыми», нелегальными доходами вовсе не противоречила огромным, более-менее легальным прибылям правящего класса. Общеизвестно, что и Шеварднадзе, и Алиев являлись очень крутыми борцами с коррупцией и «теневым» бизнесом в своих республиках. Придя к власти в Грузии в 1972 году практически в результате государственного переворота, бывший шеф республиканской милиции Шеварднадзе заполнил тюрьмы «теневиками», «цеховиками», подпольными капиталистами и бизнесменами. В Азербайджане же, в бытность Гейдара Алиева генсеком, смертный приговор за нелегальный бизнес, подпольную частнопредпринимательскую деятельность был явлением обычным. Тем не менее известно, что и тот, и другой поддерживали определенные кланы номенклатурных капиталистов-бюрократов, которые еще более обогатились и усилили свою мощь в этот период. У знаменитых Гдляна и Иванова при расследовании так называемого «узбекского дела» был собран компромат в том числе и на этих деятелей (Алиева и Шеварднадзе).

В свою очередь, нельзя забывать, что Иванов и Гдлян были посланы на данное дело еще при Андропове, в 1983 году, главным образом для того, чтобы свалить ряд местных кланов и сделать положение дел в Средней Азии более подконтрольным Москве. То есть, в конечном счете, в целях укрепления империи и усиления великодержавного шовинизма. В свою очередь позднее, при Горбачеве, бурная деятельность следователей (наряду, разумеется, и с другими факторами) использовалась «прогрессивной», «реформаторской» частью номенклатуры для придания себе «демократического » имиджа, а также для того, чтобы, пользуясь разоблачениями, попытаться свалить другую часть номенклатуры. Впрочем, со временем дело успешно прикрыли, и не заводя разоблачения слишком далеко, и не раскрыв никаких серьезных тайн Кремля, но одновременно дав одной части господствующего класса (и рвущейся наверх его «демократической» идеологической обслуге) прекрасные дополнительные поводы для обвинений в адрес другой.

(Позднее Т. Гдлян занял весьма правое место в политическом спектре страны, возглавив достаточно шовинистическую Народную партию.

Следователи ушли в депутаты, в политику. Сейчас о них что-то не слышно.)

Часто возникает вопрос: а зачем вообще понадобилась перестройка, ельцинизм и официальная приватизация? Постараюсь ответить.

Целый ряд причин.

Вообще, номенклатуре (советской государственной буржуазии) давно, по крайней мере, в своей значительной массе, надоело прикрываться демагогической фразеологией, не имеющей абсолютно никакого отношения ни к реальности СССР, ни к правящему классу империи. Фразеология все больше тяготила, рано или поздно господствующему классу необходимо было отбросить прочь идеологический камуфляж. Собственно говоря, попытки такого рода были и раньше. В конце жизни это намеревался сделать еще Сталин (откровенно подняв знамя русского православного самодержавного шовинизма и черносотенства). Определенные планы строил Берия (разгром партаппарата, определенная приватизация — так или иначе, конечно, номенклатурная, – по- видимому, какой-либо вариант консервативной государственнической идеологии). Наконец, намерения подобного рода были и у Андропова, затевавшего свою перестройку. (Последний, вероятно, желал какого-то подобия китайского варианта, правда, сложный вопрос, какой идеологией это бы камуфлировалось. На первых порах, возможно, старой, а может быть, поменяли бы фразеологию, заменив на правоконсервативно-державнооохранительную.

Дело в том, что в недрах его родного ведомства вызревали самые различные планы и проекты… к тому же Юрий Владимирович очень сильно заигрывал с русским национализмом, так что могло случиться всякое…)

Сыграло, безусловно, свою роль и то, что для успешной экономической конкуренции участие в мировом рынке становилось все более необходимым.

СССР был вынужден стараться вырваться из своей экономической изоляции, выйти на такой рынок. Без приватизации это вряд ли бы получилось. Тем более, что на Западе полным ходом шла волна либерализации, политики экономического неолиберализма, который характеризуется двумя основными моментами: I. Максимальной (по мере возможностей), во всяком случае, широкомасштабной приватизацией. II. Свертыванием социальных гарантий.

(Тоже, по возможности, в разных странах в разной степени, но при одной и той же зловещей тенденции.) Оба эти фактора были использованы в нашей стране.

Номенклатура (госбуржуазия) узаконила раздел собственности между собой, придала этим процессам наконец-то совершенно легитимный, официальный характер. (К тому же, пойти на отмену госмонополии в экономике советское руководство вынуждали, подталкивали накапливающиеся острые противоречия в существовавшей системе, ее серьезный кризис.) Вдобавок — прекрасный повод для того, чтобы сбросить с себя бремя «заботы о трудящихся», «социалку», как можно сильнее свернуть (а в идеале вообще ликвидировать) всякие социальные гарантии. (В СССР в последние десятилетия, несмотря на диктатуру, все же было социальное государство — Welfare State, хотя уровень жизни существенно уступал западному. Социальная защищенность людей в социально ориентированных государствах Запада — таких, как, например, Швеция — тоже была куда выше.)

Во многом в результате кризисных экономических явлений правящие круги капиталистических стран пришли к выводу, что социальное государство, социальные гарантии «стоят слишком дорого» и надо «больше экономить средства».

Это мнение возобладало и стало господствующим в государственной политике ведущих капиталистических стран с 80-х годов. Так что и тут Россия, что называется, «попала в струю». Только у нас данный процесс проводится в жизнь быстрее и жестче.

Итак, в России проведена номенклатурная приватизация. Проведена для господствующего класса более чем успешно. Активно поддерживается крупный бизнес, крупный номенклатурный капитал, связанный с государством. Мелкий, да и средний бизнес испытывает большие затруднения. Небольшие фирмы постоянно банкротятся, лопаются, поглощаются крупными. Общеизвестно, что подобный бизнес испытывает налоговый прессинг, просто душится налогами зачастую. И вот тут почему-то никто не обращает внимание на одно интересное обстоятельство. Часто, в результате уплаты всех налогов (если их платить добровольно, что, по понятным причинам, бывает редко), предприятию, бизнесменам остается куда меньший процент, меньшая доля от прибыли, чем оставляло государство предприятиям (директорам, руководителям), во времена «застоя». Тогда оставляли, как уже упоминалось выше, от 27% в середине 60-х годов до 44% во второй половине 70-х. При Ельцине не всегда и 10% оставалось.

Крутые же либералы пришли в стране к власти, нечего сказать! Почему нигде, никогда ни у кого не встречается такого элементарного сравнения? Интересно, не правда ли? Разумеется, это не касается большого номенклатурного бизнеса, крупных корпораций. Эти платят по минимуму (если вообще платят), пользуются налоговыми льготами либо просто освобождаются от налогообложения. Крупный же капитал получает помощь от государства (а государство от него). Подчас они, можно сказать, сращиваются.

Таким образом, мы имеем в России бюрократический частнокорпоративный капитализм, крайне мерзкий и уродливый. С идеологией авторитарного консерватизма, плавно перетекающего в откровенную диктатуру.

Господствующая форма собственности в 1) традиционной, 2)командной, 3)рыночной экономике

Традиционная экономика — эта экономическая система основана на соблюдении исторически сложившихся обычаев, канонов религии, традиций, которые определяют технологию и средства производства, обмен, распределение и потребление экономических благ. Роль экономических агентов в экономической системе во многом определяется наследственностью и преемственностью экономических отношений, а также и делением общества на сословия.

1. Преобладание частной формы собственности.

2. Производство, распределение и обмен основываются на обычаях, традициях и культовых обрядах. Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по отношению к новым формам экономической деятельности.

3. Экономическую роль домашних хозяйств определяют наследственность и кастовость.

4. Технический прогресс резко ограничен, так как несет угрозу устоям традиционного общества. Вследствие этого темпы экономического роста незначительны. Причем, темпы роста населения превышают темпы роста промышленного производства.

5. Неграмотность населения, высокий уровень безработицы и низкая производительность труда.

6. Огромный внешний долг государства, который трудно ликвидировать.

7. Большая роль государства и силовых структур (армии, полиции) в экономике и политике этих стран.

Рыночная экономика это экономическая система основная на стихийной координации экономических выборов. Для этого типа экономической системы характерно свободное предпринимательство, ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения, преобладание частной собственности. На фундаментальные вопросы экономики рыночная система отвечает следующим образом. Фирмы производят те товары и услуги, которые пользуются спросом. Товары производятся при помощи такой технологии, которая способна минимизировать издержки. Товары и услуги производятся теми экономическими агентами, которые обладают преимуществами в производстве данного товара. Под преимуществами понимается возможность минимизации затрат. И, наконец, товары производятся для тех, кто обладает достаточными доходами. Люди, не имеющие доходов, оказываются вне процесса потребления благ. В рыночной экономике существует частная форма собственности на ресурсы и конечные товары и услуги.

Командная экономика — экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей — все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат — недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.