Комиссии по охране труда

Какие в организации должны быть созданы комиссии

В деятельности любой организации существуют такие ситуации, когда руководитель организации не имеет права принять решение единолично, поскольку законо-дательно закреплено, что решение по тем или иным вопросам должно быть принято коллегиально. Именно для выполнения таких задач в организации формируются различные комиссии, решения которых могут носить как рекомендательный, так и обязательный характер. В данной статье мы подробно рассмотрим нормы и принципы создания комиссий в организации.

В отношении некоторых комиссий, действующих в организации, с учетом их важности существуют определенные законодательством требования: к полномочиям, сфере деятельности, составу и порядку принятия решений.

Справочно:
порядок назначения и выплаты государственных пособий определен в ст. 20 Закона РБ от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

Комиссия по назначению пособий

В каждой организации приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности.

Порядок создания, регламент работы, состав комиссий по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности изложен в постановлении № 569. Кроме того, постановлением № 569 утверждены:

– Положение о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности;

– Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам;

– Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

Комиссия по трудовым спорам

Как бы ни было демократично руководство организации, не исключена вероятность возникновения трудового спора. Конфликт можно разрешить в судебном порядке, но это невыгодно ни работнику, ни нанимателю. Лучший вариант разрешения возникающих трудовых споров – это создание комиссии по трудовым спорам (да-лее – КТС). Именно этот вариант является менее затратным для нанимателя и более простым и оперативным способом решения возникших разногласий для работника. Как правило, обязанность по формированию КТС ложится на кадровую службу организации. Порядок формирования, компетенция и принципы деятельности КТС установлены ст. 233–240 ТК.

Комиссия по трудовым спорам вправе рассматривать только индивидуальные трудовые споры (п. 1 ст. 233 ТК): например, споры о признании недействительными условий, включенных в содержание трудового договора; об оплате труда; о рабочем времени и времени отдыха; о правомерности изменения нанимателем существенных условий трудового договора; о выплате премий, доплате за совмещение профессий (должностей) и т.д.

Пример

Иванова Е.К. работает дизайнером в салоне ООО «Стиль». В сентябре салон получил крупный заказ на изготовление постеров для музейной выставки. По распоряжению руководства Иванова работала сверхурочно, в некоторые дни до 24:00. В соответствии с трудовым законодательством наниматель должен был оплатить сотруднице сверхурочную работу и работу в ночное время, но он отказался. Иванова Е.К. обратилась в КТС, созданную в салоне. Комиссия рассмотрела спор и вынесла решение в пользу работницы.

ЭТО ВАЖНО! Нужно отметить, что решение КТС может быть обжаловано в суде. В случае поступления жалобы на решение КТС в суд реализация вынесенного комиссией решения может быть приостановлена.

Примирительная комиссия в трудовых отношениях

Для рассмотрения коллективных трудовых споров в организации создается примирительная комиссия, в компетенцию которой входит разрешение разногласий в трудовых отношениях между нанимателем (собственником) и коллективом (группой) работников. Такие разногласия могут возникать в связи с изменением условий труда работников, изменением коллективного договора и т.д. От имени работников на заседании примирительной комиссии могут выступать их представительные органы. Примирительная комиссия в своей деятельности руководствуется нормами трудового законодательства (ст. 381 ТК). Решения примирительной комиссии носят рекомендательный характер.

Комиссия о приеме-передаче дел в кадровой службе

Данная комиссия касается непосредственно работы специалиста по кадрам, так как создается при его увольнении. Прием-передача кадровой документации – это процедура, с которой должна начинаться и заканчиваться работа кадровика в организации. Процедура передачи кадровой документации не нашла своего отражения в нормативно-правовых актах, тем не менее на практике сложились определенные правила ее проведения. Передача кадровых документов состоит из нескольких этапов:

– создание комиссии;

– проверка состава, содержания, оформления документов;

– составление акта о приеме-передаче дел.

Далее проводятся внутренний аудит кадровой документации (предусмотренной номенклатурой дел) и сверка документов.

После сверки составляется акт о приеме-передаче кадровой документации. Он должен содержать наименования документов и дел, период времени, который они охватывают, их количество, а также сведения об отсутствии (повреждении) документов и замечания по поводу их содержания и оформления, если такие установлены. Акт должен быть подписан принимающей и сдающей сторонами, председателем комиссии, ее членами и утвержден руководителем организации.

Справочно:
приказом руководителя организации создается комиссия, утверждается ее состав и обозначается цель ее создания – проведение приема-передачи кадровой документации по причине увольнения специалиста по кадрам (либо перевода его на другую работу). Состав комиссии формируют в зависимости от размера организации.
В комиссию, как правило, входят руководитель организации или его заместитель, главный бухгалтер либо бухгалтер по заработной плате, инженер по охране труда, сотрудники отдела кадров.

Экспертная комиссия: определяем ценность документов при формировании архива

Делопроизводство в организации предполагает множество документов различной значимости, ценности и сроков хранения. Одни необходимо хранить долго: например, учредительные или финансовые документы, документы по личному составу. Некоторые следует по закону передавать в архив на постоянное хранение. Выяснить, какие документы нужно хранить, а какие могут быть уничтожены за ненадобностью, поможет экспертиза ценности документов в соответствии с номенклатурой дел организации и Перечнем.

ЭТО ВАЖНО! Экспертная комиссия создается приказом руководителя для ежегодной ревизии документации по срокам хранения и уничтожения документы с истекшим сроком хранения. В комиссию по проверке ценности документов должны входить не менее 3 человек: ответственный за архив, руководитель отдела кадров или специалист по кадрам и бухгалтер. По результатам экспертизы составляют описи дел, акты о выделении дел к уничтожению, которые утверждаются руководителем организации.

Комиссия по учету, списанию и уничтожению бланков строгой отчетности

Данная комиссия создается для регулярной проверки фактического наличия документов строгой отчетности, подготовке к уничтожению испорченных или аннулированных бланков строгой отчетности по актам списания и уничтожения документов.

Например, акт о списании трудовых книжек (вкладышей к трудовым книжкам) должен содержать следующие сведения: общее количество трудовых книжек и вкладышей, имеющихся в организации (включая не востребованные ранее уволенными сотрудниками), фамилии, имена и отчества работников, которым выписаны трудовые книжки или вкладыши, их серию и номера. В акте списания должны быть указаны реквизиты бланков трудовых книжек, испорченных при заполнении, если таковые имеются.

Акт об уничтожении таких документов составляют и подписывают члены комиссии после уничтожения документов строгой отчетности.

Аттестационная комиссия

Внутренний конкурс и регулярная аттестация персонала (не реже 1 раза в 3 года) позволяет более эффективно использовать трудовые ресурсы, оптимизировать производственные и экономические процессы. Именно для этих целей в организации необходимо создать аттестационную комиссию.

Аттестационная комиссия назначается приказом руководителя организации на длительный период (постоянная) или на проведение аттестации в какой-то период времени. При необходимости создаются несколько аттестационных комиссий, специализация которых зависит от особенностей производственной деятельности организации и профессиональной квалификации работников, подлежащих аттестации. Как правило, комиссию по аттестации персонала возглавляет один из заместителей руководителя организации, а секретарем является специалист по кадрам.

Решения аттестационной комиссии носят рекомендательный характер, но на основании результатов конкурса или аттестации руководитель организации принимает решения о новых кадровых назна-чениях, установлении должностных надбавок, присвоении классности и т.д.

Справочно:
работа аттестационной комиссии должна быть организована в соответствии с Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2010 № 784, и внутренним Положением об аттестации организации, разработанным на основании названного Типового положения.

Комиссия по инвентаризации

С помощью инвентаризации в организации решается вопрос о материальной ответственности работников, например, чтобы правильно оформить передачу материальных ценностей при смене материально ответственного лица (при уходе его в отпуск, переводе на другую должность или увольнении) или для определения размера ущерба (вреда), причиненного работником. Комиссия по инвентаризации создается приказом руководителя комиссии. Итогом работы комиссии по инвентаризации является акт сверки имущества и материальных ценностей и акт их приема-передачи от одного работника к другому.

Комиссия по охране труда

По инициативе нанимателя или по инициативе профсоюза может создаваться комиссия по охране труда. В ее состав входят представители нанимателя и профсоюза.

Комиссия по охране труда участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда в коллективном договоре, планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда; совместных действиях нанимателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; проведении проверок состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда нарабочих местах и информировании работников об их результатах (ст. 24 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).

Комиссия по охране труда имеет право принимать решения, которые носят рекомендательный характер, но необходимы для органи-зации работы по охране труда и контроля за соблюдением законо-дательства об охране труда (ст. 24 Закона об охране труда).

В рамках соблюдения Закона об охране труда в организации создаются:

– комиссия для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;

– комиссия по оценке технического состояния зданий (помещений);

– комиссия по специальной оценке условий труда.

Специальная оценка условий труда при аттестации – это проведение оценок факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, оказывающих воздействие на работоспособность и здоровье работника в процессе трудовой деятельности. Оценка условий труда при аттестации проводится для установления классов (степеней) вредности и (или) опасности условий труда на рабочем месте.

ЭТО ВАЖНО! Специалист по кадрам, который участвует не только в подготовке приказов о создании в организации тех или иных комиссий, но и принимает участие в работе этих комиссий, должен изучать законодательство, поскольку решения комиссий, созданных с нарушением действующего законодательства, могут быть признаны недействительными.

Документы:

Постановление Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (постановление № 569).

Перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения (приложение 1 к постановлению Минюста РБ от 24.05.2012 № 140; далее – Перечень).

Типовое положение о комиссии по охране труда, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2013 № 114.

Постоянно действующая комиссия по охране труда

Постоянно действующая комиссия по охране труда создается приказом директора для оказания помощи администрации предприятия и трудовому коллективу в организации общественного контроля за состоянием охраны труда, для совместной работы по улучшению условий труда и снижению травматизма и профзаболеваний на производстве. Комиссия создается на паритетной основе.

В своей работе комиссия руководствуется «Положением по охране труда», утвержденным директором и согласованным с представителем трудового коллектива.

Трехступенчатый контроль

Трехступенчатый контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителями работодателя и трудового коллектива учреждения за состоянием условий безопасности и охраны труда на рабочих местах, производственных участках и цехах, соблюдение всеми службами, должностными лицами и работниками требований трудового законодательства. Он является важным фактором в системе мероприятий по охране труда и повышению культуры производства, снижению травматизма и заболеваемости, обеспечивает коллективную ответственность за состояние охраны труда — от рядового работника до руководителя учреждения.

Трехступенчатый контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии со ст. 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.

Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда производится:

— на первой ступени — на участке (кабинеты, мастерские);

— на второй ступени — в учреждении, на закрепленных участках за членами комиссии (комитета) по охране труда;

— на третьей ступени — на учреждении в целом.

Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют работодатель и руководитель профсоюзного органа работников.

Первая ступень трехступенчатого контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (отдела) и уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (постановление Минтруда России «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» от 8 апреля 1994 г. № 30). Контроль проводится ежедневно в начале рабочего дня.

На первой ступени трехступенчатого контроля проверяют:

выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

состояние соответствия требованиям правил пожарной и электробезопасности, техники безопасности, санитарно-гигиенических норм;

состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);

состояние проходов, переходов, проездов;

безопасность учебного или технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;

соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и электроинструментом;

соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;

исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пылеулавливающих устройств;

соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаро-взрывоопасными веществами и материалами;

наличие и соблюдение персоналом инструкций по охране труда;

наличие и правильность использования средств индивидуальной защиты (СИЗ);

Выявленные при проверке нарушения и недостатки вносятся в специальный журнал по первой ступени, определяются сроки и ответственные за исполнение. При обнаружении нарушений правил охраны труда и норм техники безопасности, принимают меры по их устранению на месте.

В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

Вторая ступень трехступенчатого контроля осуществляется комиссией (комитетом) по охране труда, как правило, еженедельно, но не реже двух раз в месяц на закрепленных за членами комиссии участках. Участки и график проверки устанавливаются председателем комиссии по согласованию с членами комиссии.

На второй ступени трехступенчатого контроля проверяют:

организацию и результаты работы первой ступени контроля;

выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;

выполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения, решений профсоюзного или другого представительного органа работников, предложений уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;

выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;

выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;

состояние соответствия требованиям правил пожарной и электробезопасности, техники безопасности, санитарно-гигиенических норм;

исправность и соответствие учебного и производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;

соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

соблюдение графиков и планово-предупредительных ремонтов учебного и производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, технологических режимов и инструкций;

состояние переходов и галерей;

состояние уголков охраны труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;

наличие и состояние защитных, специальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаро-взрывоопасными веществами и материалами;

своевременность и качество проведения инструктажа по охране труда для работников;

наличие и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты (СИЗ);

обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;

состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

Результаты проверки записываются в специальном журнале.

Комиссия намечает мероприятия, определяет исполнителей и сроки , представляет отчет руководителю учреждения.

В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работников и привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.

Руководитель учреждения должен организовать выполнение мероприятий по охране труда, выявленных комиссией второй ступени контроля.

Контроль за выполнением этих мероприятий осуществляют специалист службы охраны труда учреждения и уполномоченный по охране труда.

Третья ступень трехступенчатого контроля проводится один раз в месяц комиссией, возглавляемой руководителем учреждения и председателем профсоюзного или иного представительного органа работников.

К контролю рекомендуется привлекать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Проверка проводится в присутствии руководителя и уполномоченного (доверенного) лица по охране труда проверяемого участка.

График проверки согласовывается с профсоюзным или иным представительным органом работников, утверждается руководителями учреждения.

На третьей ступени трехступенчатого контроля проверяют:

организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля;

выполнение предписаний органов надзора и контроля, приказов и распоряжений вышестоящих органов, приказов и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;

выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда и другими документами;

выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых, групповых, несчастных случаев со смертельным исходом и аварий;

состояние дел по аттестации рабочих мест по условиям труда;

техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей;

соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования требованиям стандартов безопасности и другой нормативно-технической документации по охране труда;

эффективность работ приточной и вытяжной вентиляции;

выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производственного оборудования, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;

обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

проведение периодических медицинских осмотров;

обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов;

состояние уголков и кабинета охраны труда;

организацию и качество проведения обучения и инструктажей с работниками по безопасности и охране труда;

пересмотр инструкций по охране труда;

соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

состояние соответствия требованиям правил пожарной и электробезопасности, техники безопасности, санитарно-гигиенических норм и др.

Результаты проверки должны оформляться актом и обсуждаться на совещаниях у руководителя учреждения. На совещании рассматривается положительный опыт, а также заслушиваются руководители участков, где выявлено неудовлетворительное состояние условий труда, допускаются нарушения государственных стандартов безопасности труда, правил и норм охраны труда. Проведение совещания оформляется протоколом, по его итогам издается приказ с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц.

Типовое Положение о Комитете (Комиссии) по Охране Труда!

Приветствую, дорогие друзья! Через 10 дней (28 августа) вступит в силу Приказ от 24.06.2014г. № 412н, а вместе с ним типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.

Посмотрите, оцените.

Вот что я могу сказать на «первых парах»: Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессионального союза или иного представительного органа работников.

Текст «свежеиспеченного» документа:

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИТЕТЕ (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) с целью организации совместных действий работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранению здоровья работников.
2. На основе Положения приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа утверждается положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее — Комитет) с учетом специфики деятельности работодателя.
3. Положение предусматривает основные задачи, функции и права Комитета.
4. Комитет является составной частью системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа Комитета строится на принципах социального партнерства.
5. Комитет взаимодействует с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, на территории которого осуществляет деятельность работодатель, органами государственного надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства указанного субъекта Российской Федерации, другими органами государственного надзора (контроля), а также с технической инспекцией труда профсоюзов.
6. Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными актами работодателя.
7. Задачами Комитета являются:
а) разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
б) организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка по их результатам, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости предложений работодателю по улучшению условий и охраны труда;
в) содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
8. Функциями Комитета являются:
а) рассмотрение предложений работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа с целью выработки рекомендаций по улучшению условий и охраны труда;
б) содействие работодателю в организации обучения по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также в организации проверки знаний требований охраны труда и проведения в установленном порядке инструктажей по охране труда;
в) участие в проведении проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрении их результатов, выработка предложений работодателю по приведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
г) информирование работников о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
д) информирование работников о результатах специальной оценки условий труда на их рабочих местах, в том числе о декларировании соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда;
е) информирование работников о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, содействие осуществляемому службой охраны труда работодателя контролю за обеспечением ими работников, правильностью их применения, организацией их хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;
ж) содействие службе охраны труда работодателя в мероприятиях по организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и учету результатов медицинских осмотров при трудоустройстве;
з) содействие своевременной бесплатной выдаче в установленном порядке работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, молока и других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания;
и) содействие службе охраны труда работодателя в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлении контроля за расходованием средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
к) содействие службе охраны труда работодателя во внедрении более совершенных технологий производства, нового оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации (сокращении числа) рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда;
л) подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию организации работ с целью обеспечения охраны труда и сохранения здоровья работников, созданию системы поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда;
м) подготовка и представление работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации или иному уполномоченному работниками представительному органу предложений по разработке проектов локальных нормативных актов по охране труда, участие в разработке и рассмотрении указанных проектов.
9. Для осуществления возложенных функций Комитет вправе:
а) получать от службы охраны труда работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов и принятых мерах по защите от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья;
б) заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации по вопросам об обеспечении безопасных условий и охраны труда на рабочих местах работников и соблюдении их гарантий и прав на охрану труда;
в) заслушивать на заседаниях Комитета руководителей структурных подразделений работодателя и иных должностных лиц, работников, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекшие за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;
д) вносить работодателю предложения о стимулировании работников за активное участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда;
е) содействовать разрешению трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, изменением условий труда, предоставлением работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций.
10. Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессионального союза или иного представительного органа работников.
11. Численность членов Комитета определяется в зависимости от численности работников, занятых у работодателя, количества структурных подразделений, специфики производства и других особенностей по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.
12. Выдвижение в Комитет представителей работников может осуществляться на основании решения выборного органа первичной профсоюзной организации, если он объединяет более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представители работодателя выдвигаются работодателем. Состав Комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.
13. Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны социального партнерства и секретаря. Председателем Комитета, как правило, является непосредственно работодатель или его уполномоченный представитель, одним из заместителей является представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем — работник службы охраны труда работодателя.
14. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы, которые утверждаются председателем Комитета.
15. Члены Комитета должны проходить в установленном порядке обучение по охране труда за счет средств работодателя или средств финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами .
———————————
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. N 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2012 г. N 26440).
16. Члены Комитета отчитываются не реже одного раза в год перед выборным органом первичной профсоюзной организации или собранием (конференцией) работников о проделанной ими в Комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников вправе отзывать из состава Комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим распоряжением отзывать своих представителей из состава Комитета и назначать вместо них новых представителей.
17. Обеспечение деятельности Комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения по охране труда) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.

+СКАЧАТЬ Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда

На этом у меня все. До новых заметок!

Сохранить ссылку в:

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Комментарий к статье 13

1. При создании комитетов (комиссий) по охране труда необходимо руководствоваться ст. 218 ТК РФ, которая внесла некоторые уточнения в порядок их организации, в частности не определяется численность коллективов, в которых создаются комитеты.

В организациях, как говорится в ст. 218 ТК, по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

2. Рекомендации по формированию и организации деятельности таких комитетов (комиссий) утверждены Постановлением Минтруда России от 12 октября 1994 г. (Бюллетень Минтруда России. 1999. N 11. С. 24).

Согласно названным Рекомендациям комитет создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда на предприятии.

Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон. Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

Численность членов комитета может определяться в зависимости от числа работников на предприятии, специфики производства, структуры и других особенностей предприятия, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и работников (трудового коллектива). Условия создания, деятельности и срок полномочий комитета оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.

Выдвижение в комитет представителей работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива, представители работодателей назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.

Представители работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в комитете отчитываются о проделанной работе не реже одного раза в год на общем собрании (конференции) трудового коллектива. В случае признания их деятельности неудовлетворительной собрание вправе отозвать их из состава комитета и выдвинуть в его состав новых представителей.

Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприятии или находится в непосредственном подчинении работодателя.

Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не оговорено в коллективном договоре.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании комитета и утверждается его председателем. Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

В своей работе комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, профессиональными союзами, службой охраны труда предприятия и специалистами, привлекаемыми на договорной основе (с учетом специфики и отраслевых особенностей производства, конкретных интересов трудового коллектива). Деятельность и оплата труда привлекаемых специалистов регламентируются коллективным договором или другим совместным решением работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.

3. Рекомендации предлагают возложить на комитет следующие конкретные функции:

Рассмотрение предложений работодателя, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, а также самих работников по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии и выработку рекомендаций, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

Рассмотрение результатов обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом, участие в проведении обследований по обращениям работников и выработку необходимых рекомендаций по устранению выявленных нарушений;

Изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний: анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда, подготовку информационно-аналитических материалов о фактическом состоянии охраны труда на предприятии;

Анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, участие в подготовке подразделений и предприятия в целом к проведению обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда;

Содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ и другие функции.

4. Для осуществления возложенных функций комитету могут быть предоставлены следующие права:

Получать от работодателя и службы охраны труда предприятия информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов;

Заслушивать на своих заседаниях сообщения работодателя (его представителей) по вопросам выполнения ими обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах и соблюдения гарантий права работников на охрану труда;

Участвовать в работе по формированию мероприятий коллективного договора или соглашения по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции комитета;

Вносить предложения работодателю о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за нарушения требований норм, правил и инструкций по охране труда;

Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях нарушения ими законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, сокрытия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Вносить предложения о моральном и материальном поощрении работников трудового коллектива за активное участие в работе по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии.