Коммерческая тайна ГК РФ

Содержание

Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ (последняя редакция)

29 июля 2004 года N 98-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 12.03.2014 N 35-ФЗ, от 18.04.2018 N 86-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона
  • Статья 2. Утратила силу
  • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 4. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации
  • Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну
  • Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну
  • Статья 6.1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну
  • Статья 7, статья 8, статья 9. Утратили силу
  • Статья 10. Охрана конфиденциальности информации
  • Статья 11. Охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках трудовых отношений
  • Статья 12. Утратила силу
  • Статья 13. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении
  • Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
  • Статья 15. Ответственность за непредоставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну
  • Статья 16. Переходные положения

Открыть полный текст документа

​​ФЗ 98 о коммерческой тайне

​Информация, касающаяся предпринимательской деятельности и не подлежащая, по мнению её обладателя, раскрытию широкому кругу лиц, защищена законом. Она хранится и передается контролирующим органам согласно установленному регламенту.

Общая характеристика

Хозяйствующие субъекты, действующие на территории РФ, создают и хранят информацию, касающуюся собственной деятельности. Она отражает сведения о:

  • финансовом положении;
  • производственных процессах;
  • управленческих технологиях.

Такие сведения признаются коммерческой тайной, т. к. их раскрытие может нанести вред предпринимательской деятельности.

Что регулирует закон

ФЗ N 98 регулирует отношения и действия, касающиеся введения, пересмотра и отмены режима КТ. Речь идёт именно о процессе сохранения ценной информации недоступной, и о мерах наказания за нарушение установленного порядка использования и передачи закрытых данных.

Данный закон регламентирует порядок предоставления субъектом такой информации в уполномоченные органы.

О федеральном законе 98-ФЗ

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Текст документа

Закон состоит из ряда статей, каждая прописывает различные сферы его применения.

Статья из ФЗ N 98 Что регулирует
ст. 1 Цели и сфера действия ФЗ
ст. 2 Основные термины, применяемые в тексте Закона
ст. 4 Порядок отнесения сведений к категории коммерческой тайны и способы получения данной информации
ст. 5 Исключения, при которых данные не могут быть признаны КТ
ст. 6 Предоставление информации, содержащей коммерч. тайну
ст. 6.1 Права владельца информации, составляющей КТ
ст. 10, 11 и 13 Регламент охраны конфиденциальности сведений, содержащих КТ
ст. 14 и 15 Ответственность за нарушение положений ФЗ, отказ в передачи данных органам госвласти

В ст. 10, 11 и 13 описываются мероприятия, проводимые для защиты КТ в ходе трудовых отношений и при подаче отчетности органам госвласти.

Что является коммерческой тайной

Закон распространяется на всю информацию, признанную КТ, независимо от типа носителя, на котором она содержится. Она может храниться на;

  • бумаге;
  • внешних и внутренних устройствах хранения;
  • оптических носителях (дисках и пр.).

На заметку! Исключением являются данные, признанные гостайной, т. к. в таком случае в силу вступают нормы другого ФЗ.

К такого рода информации относят все данные, которые позволяют субъекту:

  • получать и увеличивать доход при текущих или ожидаемых обстоятельствах;
  • сокращать издержки;
  • сохранять свои позиции на занятой сфере рынка;
  • извлекать коммерческую выгоду или преимущества другого характера. Функции коммерческой тайны

Сюда относят сведения любого вида, которые обладают:

  • коммерческой ценностью (поскольку неизвестны другим субъектам);
  • закрытостью от третьих лиц по закону.

Поскольку рыночные отношения подразумевают конкуренцию между субъектами, то доступ к сведениям, дающим преимущество, ограничивается.

Закрытая информация может быть запрошена контролирующими органами (ФНС, МВД, судом и пр.), если возникла необходимость проверить законность деятельности и достоверность отчётности предпринимателя. Но она ни в коем случае не должна быть доступна сторонним субъектам.

Какие сведения не могут быть коммерческой тайной

Хозяйствующий субъект не может скрыть все данные. К неразглашаемым сведениям нельзя отнести те, что относятся к одной из следующих групп:

  • регистрационно-учредительные (о самом субъекте, наёмных работниках, представителях, партнёрах и пр.);
  • долговые (о задолженностях перед персоналом и проводимым соцвыплатам);
  • разрешительные (о правоустанавливающих документах, дающих возможность вести деятельность, заключать сделки и пр.);
  • административные (свидетельствующие о привлечении к ответственности);
  • отчёты об использовании бюджетных средств и имущества;
  • конкурсные (о проведённых аукционах);
  • данные о соблюдении общественной безопасности (о вредных производственных факторах и пр.);
  • сведения ограниченного характера (данные, которые не должны быть ограничены или, наоборот, раскрыты согласно законодательству);
  • статистические (перечень нанятых сотрудников, показатели доходов и расходов и т. д.).

Отдельные нюансы режима коммерческой тайны

Безотказным доступом к КТ обладают только госорганы, занимающиеся:

  • предварительным следствием;
  • дознанием;
  • судебными разбирательствами.

Сведения им передаются бесплатно. На носителях должен быть проставлен гриф «Коммерческая тайна» и реквизиты субъекта.

Получить сведения, связанные с КТ, контролирующие инстанции вправе только после подачи требования о предоставлении сокрытых сведений. В направляемом запросе госорган обязан обозначить цель обращения, основание для получения информации, конкретную дату отправки и пр.

Важно! Если субъект, обладающий искомой информацией, откажется предоставить её госорганам, то её могут затребовать уже через суд.

Регулирование режима коммерческой тайны в рамках трудовых правоотношений в РФ

В ФЗ используется схожая терминология, что применяется в других законах, регулирующих деятельность коммерческих организаций и ИП.

Например:

  • коммерческая тайна — это режим неразглашения информации, дающей конкурентное преимущество;
  • контрагентом считается лицо, получившее информацию, составляющую КТ;
  • передачей КТ признается открытие доступа к закрытым сведениям согласно договоренности, достигнутой сторонами;
  • предоставление КТ — это сам процесс передачи данных от их владельца другим лицам или госорганам.
  • доступом к КТ признается факт ознакомления определённых лиц с тайной информацией, если на это было получено согласие от обладателя и будет сохранена конфиденциальность.

Разглашением КТ считают ситуацию, когда доступ к данным был получен другими субъектами без одобрения обладателя или после нарушения соглашения.

Охрана конфиденциальности информации

Согласно ст. 10 ФЗ N 98, для обеспечения конфиденциальности КТ обладателю таких сведений требуется:

  • составить список информации, признанной неразглашаемой;
  • обозначить перечень лиц, которые наделены доступом к информации такого рода, и прописать в трудовых соглашениях с ними пункт о соблюдении режима конфиденциальности;
  • проставить на носителях КТ соответствующие грифы;
  • подготовить алгоритмы действий по обращению и контролю за соблюдением конфиденциальности КТ.

Все перечисленные меры должны быть отражены в специальном локальном акте — Положении о коммерческой тайне. Он утверждается соответствующим приказом начальника организации, после чего считается вступившим в силу.

Что предпринимают для того, чтобы ценная информация не оказалась у конкурентов

Соблюдение неразглашения КТ прописывается в трудовых соглашениях, заключаемых с новыми работниками (ч. 4. ст. 57 ТК). Если режим конфиденциальности пересматривается, то с уже принятыми на работу сотрудниками подписываются дополнительные соглашения (согл. ч. 3 ст. 57 ТК). Если трудящийся получил доступ к КТ, это должно быть отражено в его личной карточке.

Внимание! Надбавки к зарплате за работу с КТ по закону получить нельзя. Наниматель может доплачивать по собственному усмотрению.

Нарушителя могут привлечь к ответственности:

  • дисциплинарной (ст. 81 и 192 ТК);
  • административной (ст. 13.14 КоАП);
  • гражданско-правовой (ст. 1472 ГК);
  • уголовной (ст. 183 УК).

Все обозначенные виды ответственности не являются взаимоисключающими, наоборот, они дополняют друг друга. Не позднее 6 месяцев после обнаружения нарушения работника могут уволить в одностороннем порядке, а также запросить возмещение нанесённого им ущерба (но только прямого действительного ущерба, т. е. упущенную выгоду).

На заметку! Максимальное возможное наказание согласно УК — штраф на сумму до 1 500 000 рублей или лишение свободы сроком до 5 лет.

Статья 57 Трудового кодекса РФ «Содержание трудового договора»

Статья 81 Трудового кодекса РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя»

Статья 192 Трудового кодекса РФ «Дисциплинарные взыскания»

Статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Разглашение информации с ограниченным доступом»

Статья 1472 Гражданского кодекса РФ «Ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства»

Статья 183 Уголовного кодекса «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Чтобы наказать нарушителя за раскрытие закрытых данных, нужно сначала установить, какие именно сведения были признаны КТ. К примеру, в рамках производственно организационной деятельности это могут быть данные;

  • учётные (клиентские базы, условия договоров, регистры, отчётность и пр.);
  • методологические (алгоритмы ведения разного рода деятельности, применяемые субъектом);
  • технические (уже созданные или разрабатываемые технологии и иные техсредства);
  • охранные и обеспечительные (используемые способы охраны имущества и интеллектуальной собственности).

Важно доказать сам факт того, что информация, к которой был получен доступ, была сокрытой согласно нормам Закона. Если информация, попавшая в руки сторонних лиц, не была признана КТ, то сам факт её получения не признаётся незаконным.

Другой критерий, используемый при рассмотрении дел об утечке КТ — способ получения таких данных. Заинтересованные субъекты могут заполучить её:

  • в рамках соглашения с обладателем;
  • без договора.

Второй способ признается незаконным, поскольку он, как правило подразумевает, что:

  • не были соблюдены меры неразглашения или они были нарушены умышленно;
  • получатель знал о том, что полученные им сведения являлись КТ, но не был вправе передавать или не был наделён доступом к сокрытым данным.

Независимо от способа, благодаря которому конфиденциальность данных была потеряна и к ним получили доступ третьи лица, если на то не было получено согласие держателя, такие действия признаются незаконными.

Последние изменения

В рассматриваемый нормативный акт в 2019 году внесли ряд поправок. В новой редакции Закона убрали формулировку, согласно которой заработная плата, выплачиваемая работникам, считалась социальной выплатой.

Введение новой статьи 6.1

Добавленная статья расширила перечень прав обладателя неразглашаемой информации. Он вправе:

  • вводить и прекращать режим КТ, менять условия его действия;
  • пользоваться закрытой информацией в собственных целях;
  • давать и закрывать доступ к ней сторонним лицам;
  • требовать от лиц, наделенных правом получить сокрытые данных, сохранения условий их охраны (актуально как в отношении тех, кому сведения предоставил сам владелец, так и тех, кому она стала известна по ошибке);
  • отстаивать свои при разглашении и использовании КТ, запросить возмещение понесённых убытков.

По сути, эта статья позволяет субъекту требовать от наёмных работников и контрагентов соблюдать режим КТ и требовать покрыть убытки, возникшие в результате его нарушения.

Итак, информация считается КТ, если она даёт преимущество или раскрывает подробности осуществляемой предпринимательской деятельности. Её держатель может ограничить к ней доступ для других лиц в рамках закона. Такие сведения должны охраняться и предоставляться таким образом, чтобы они оставались втайне от других лиц.

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ

29 июля 2004 г. N 98-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ

Принят
Государственной Думой
9 июля 2004 года

Одобрен
Советом Федерации
15 июля 2004 года

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

3. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

2) информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны; (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

3) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

6) передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

7) контрагент — сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;

8) предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;

9) разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Статья 4. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации

1. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

3. Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.

4. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам; (в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 86-ФЗ)

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Статья 6.1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении этой информации режима коммерческой тайны в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.

2. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:

1) устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско-правовым договором;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;

3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

4) требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

5) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

6) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

Статьи 7 — 9 — Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

2. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи.

3. Индивидуальный предприниматель, являющийся обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имеющий работников, с которыми заключены трудовые договоры, принимает меры по охране конфиденциальности информации, указанные в части 1 настоящей статьи, за исключением пунктов 1 и 2, а также положений пункта 4, касающихся регулирования трудовых отношений.

4. Наряду с мерами, указанными в части 1 настоящей статьи, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.

5. Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

6. Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 11. Охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках трудовых отношений (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

1. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работодатель обязан:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к этой информации, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, необходим для исполнения данным работником своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

2. Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

3. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан:

1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

2) не разглашать эту информацию, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях в течение всего срока действия режима коммерческой тайны, в том числе после прекращения действия трудового договора;

3) возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

4) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора материальные носители информации, имеющиеся в пользовании работника и содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

4. Работодатель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, от лица, получившего доступ к этой информации в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившего трудовые отношения с работодателем, если эта информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны.

5. Причиненные работником или прекратившим трудовые отношения с работодателем лицом убытки не возмещаются, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, произошло вследствие несоблюдения работодателем мер по обеспечению режима коммерческой тайны, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

6. Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязанности по обеспечению охраны конфиденциальности составляющей коммерческую тайну информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны конфиденциальности этой информации.

7. Руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. При этом убытки определяются в соответствии с гражданским законодательством.

8. Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Статья 13. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении

1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

2. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.

3. В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей, получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

4. Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности.

5. По требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, обязано принять меры по охране конфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

Статья 15. Ответственность за непредоставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну

Невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Переходные положения

Грифы, нанесенные до вступления в силу настоящего Федерального закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль