Компенсация защитный механизм

Компенсация в психологии

Компенсация в психологии – это механизм защиты психики, направленный на самостоятельное преодоление негативных качеств, реально существующих или субъективно воспринимаемых человеком. Прибегая к нему, личность пытается компенсировать свои недостатки, развивая другие, уравновешивающие либо замещающие черты. Так человек малого роста, переживающий об этом, стремится к высокому социальному положению, предпринимая для своей цели значительные усилия и получает в итоге желаемое благодаря своей повышенной мотивации. А девочка, не пользующаяся признанием у сверстников, не принятая в детскую компанию, будучи подростком, начинает экспериментировать с внешностью и во взрослой жизни может стать известной моделью. Окружающие не догадываются при этом уже о ее детских комплексах, ставших залогом успеха. Однако компенсация бывает и сверхвыраженной, чрезмерной, тогда она именуется гиперкомпенсацией.

Что такое компенсация в психологии

Термин компенсация введен Фрейдом, а дальнейшее развитие получил в работах Адлера, родоначальника индивидуальной психологии, в какой он рассматривал компенсацию как стратегию личности.

Механизмы компенсации и гиперкомпенсации в учении Адлера рассматривались как ключевые понятия.

Компенсация в психологии определение – это попытка восполнить недостающие черты личности, свой физический или психический недуг, реальный или мнимый.

Психологическая компенсация предполагает, что я пытаюсь восполнить свой недостаток часто в иной сфере.

Компенсация в психологии примеры: если я не умею рисовать, то усиленно начинаю заниматься делом, что получается лучше, например, физикой.

Гиперкомпенсация в психологии предполагает, что мои усилия будут направлены в ту же сферу – я начну еще старательней учиться рисовать. Лучшим наглядным примером гиперкомпенсации в психологии это являются паралимпийские игры, в которых за счет значительных, преувеличенных усилий люди достигают успеха в проблемной для них физической области.

Компенсация в психологии это важная тема, затрагивающая не только сам механизм возобладания над недостатками видимыми, объективно существующими, что относится к недугам физического плана. Но также рассматривающая особенности восприятия себя и выбранную на основании этой самооценки стратегию поведения, поскольку компенсация часто касается вымышленных недостатков, заниженной, неадекватной самооценки.

Так ребенок, получивший от воспитательницы детского сада установку, что он плохой, и принявший ее, как часто бывает, если и другие значимые взрослые как-то подтвердили это, в школе, университете, на работе, всю последующую жизнь может доказывать окружающим, что он хорош. При этом это не решает проблему в корне, механизм защиты лишь ситуационно снижает напряжение, но не устраняет его.

Часто действительная причина остается внутри неизменной, даже охраняемой от своего разрешения благодаря компенсации – уже ставший взрослым мужчина по-прежнему чувствует себя плохим, неудовлетворён собой. Пока он напряжен и переживает острую фазу конфликта с собой, как следствие, и с социумом – психика защищает его посредством механизма компенсации. Когда же напряжение снижается, и освобождаются ресурсы для внутренней психологической работы – человек задумывается о корне проблемы, и на этом этапе может начать решать ее, обратившись за помощью к психологу.

Однако запрос может быть сформулирован и противоположным образом – человек может переживать сложности в достижении своих компенсаторных целей, обвиняя, например, окружающих в невозможности дать ему желаемое, плохом отношении. Ему будет думаться, что проблема в окружающих, или он действительно плохой, недостойный человек. Поэтому целью психолога будет привести человека к пониманию механизма работы его психики по компенсаторному принципу, раскрыв действительную причину и попытки ее преодолеть. Как только человек перестанет чувствовать себя плохим – психологическая компенсация перестанет быть нужной. Так, механизм компенсации, как все виды психологических защит, не является верным способом разрешения проблемы, он направлен лишь на временное поддержание психологического баланса и указывает на травму.

Компенсация в психологии примеры из жизни имеются и в женских стратегиях поведения. Примером может послужить девочка, в детстве принявшая на себя роль недостойной чего-то хорошего, воспринимающая других людей по умолчанию выше себя, достойными получать хорошее, а себя – нет. Поэтому она начинает реализовывать эту стратегию, в своем травматичном опыте чувствуя себя недостойной в детском саду, школе, а во взрослой жизни может стать главным бухгалтером, чтобы иметь достойную зарплату.

У нее развилась компенсация, что она должна ощущать себя достойно, всячески стараясь соответствовать своему образу жизни на высоком уровне и в отношениях, и в соцсетях, из множества фотографий выбирая одну, и то, обрабатывая ее фильтрами. В окружение она постарается выбирать также на ее взгляд достойных людей, попасть в высшее общество, закрытые клубы, получить статусные регалии.

Но чем усерднее она это делает, чем дольше реализует стратегию, призванную лишь компенсировать ее внутреннее чувство неудовлетворенности, тем больше находит она подтверждений, что недостойна – по умолчанию быть счастливой, любимой, богатой. Она пытается приобрести символы достоинства, что-то, за что, как кажется, она получит поощрение. Сюда относятся пластические операции, статусные тренинги, дорогие товары, демонстрация денег. Однако телефонов, как говорится, все больше, а счастье не наступает, и здесь она может задуматься о неверности своей стратегии в корне, что является первым шагом к излечению.

Компенсация – психологическая защита

Принцип компенсации лежит в базе нашей психики – она пытается возместить то, чего нам очень сильно не хватает. Множество людей, думая, что проживают свою настоящую жизнь, на деле живут в попытках добыть некое признание и одобрение окружающих, чтобы ощущать себя важными, нужными и значимыми.

Для любого принципиально важно чувствовать себя полноценно и наполненно. И соцсети являются тому демонстрацией. Непрестанное нахождение в сети, записи о местонахождении в интересных местах, только удачные фотографии себя, статусных товаров и даже еды – словно крик о помощи, своеобразное «примите меня», «поймите меня», «полюбите меня». Мы видим бизнесменов, которые достигают огромных целей, кладут жизнь к тому, чтобы просто получить одобрение. Практически каждый достигнувший успеха движим внутренней силой. Внутри себя человек воспринимает себя неполноценным, что, включая механизм компенсации, он пытается возместить, доказать прежде самому себе – с ним все хорошо. Получая одобрение окружающих – он утверждается в себе. А не получая – испытывает огромный дискомфорт и стресс. Однако невозможно получать всегда лишь одобрение, будут те, кто оказались всегда на большей высоте. Также человек, отчаянно пытающийся компенсировать и получать высокую оценку окружающих – становится заложником льстецов, испытывает сложности в построении подлинных, бескорыстных дружеских и любовных отношений.

Уже в детстве мы свыкаемся с оценками окружающих, принимая их за объективные. Первые травматичные, шоковые ситуации, когда ребенок принял позицию, что с ним что-то обстоит не так, чаще забываются, и впоследствии при каждом последующем повторении негативной оценки человек лишь утверждается в своей неполноценности. А поскольку осуждают, принимают решение, хорош ли он, окружающие, то и формируется четкое ощущение, что получить одобрение можно лишь от них. И он тратит жизнь на то, чтобы произвести нужное впечатление, понравиться. Он может заниматься делом и даже преуспеть, но оно не будет делом его жизни, такая личность может всю жизнь чувствовать, что проживает ненастоящую, искусственную жизнь.

Компенсация указывает на нашу травму, словно симптом помогает обнаружить болезнь. Поставив цель разобраться с корнем психологической неудовлетворенности, перестаньте стремиться получить одобрение окружающих, словно таблетку от чувства внутренней неполноценности, а обратитесь к ранним травмам, что заставили вас выбрать стратегию компенсации. И лишь затем выбирайте направление в жизни, дело, которое будет являться вашим внутренним призванием.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Неврозы и их компенсация.

Компенсация иногда имеет очень полезные последствия. Например, ребенок длительное время испытывал унижение. Желая отомстить и достигнуть превосходства, он, когда вырастет, может стать крупным инженером, известным врачом, хорошим адвокатом и т.д. Но на самом деле он остается таким же несчастным, потому что компенсация не может помочь избавиться от комплекса неполноценности.

Как уже говорилось, властолюбие компенсирует неполноценность. Эти люди очень любят давать советы, поучать. Они чувствуют необходимость командовать, все равно кем. Если это не получается, они могут помогать, но когда их помощью пренебрегают, они становятся агрессивными.

Все эти действия не являются нормальными. Они не допускают мысли, что хоть в чем-то — „как все”. Если же им покажется, что их недооценивают, они сделают все, чтобы удивить, вызвать восхищение своими знаниями, или своим интеллектом, или высотой помыслов, или услужливостью.

Один пациент рассказал мне о социологическом исследовании, которое он провел, и заметил: „Теперь я знаю очень много, но эта работа иссушила меня”. Для нормального человека такое замечание естественно. Но что происходит с больным? Он хорошо изучил непростой вопрос — отсюда чувство превосходства. Он признает, что здоровье его ухудшилось, так как знает, что истощение часто вызывает восхищение; в некотором смысле он — жертва науки.

Другой случай. Молодой человек вследствие комплекса неполноценности хотел сразу сочинять музыку, как Бетховен, играть на сцене, как Мольер, писать романы, как Бальзак. Он имел амбиции несоразмерные с его силами и способностями, но не из-за уверенности в своих силах, а из-за глубокого чувства бессилия.

Обычно такие люди отступают перед необходимостью борьбы. Их реакции всегда очень непростые — смесь неполноценности и превосходства. Возьмем, например, случай, когда человек ощущает настоятельную необходимость быть абсолютно независимым, но в то же время хочет быть зависимым, защищенным, укрытым и т.д. Здесь — смесь противоречивых реакций. Для того чтобы проанализировать эти реакции — жесты, мимику, слова, — их нужно „схватить на лету” и объяснить, что не всегда бывает легко.

Деньги, положение в обществе, одежда, автомобили и т.д. рождают чувство скрытого превосходства. Миллионы водителей совершенно не переносят, когда их обгоняют. Это чистейшая нервная реакция? Допустить, чтобы тебя обогнали, это все равно что допустить, чтобы тебя унизили. Они отождествляют себя с автомобилем, они не думают: „обогнали мой автомобиль”, они считают, что обогнали их самих. Водитель становится агрессивен, у него появляется болезненная потребность соревнования. Невроз агрессивности у водителей хорошо известен — это глухая злоба, острые замечания, насмешки, яростные обгоны и т.д.

Нервный водитель, если его автомобиль едет не слишком быстро, говорит, что спидометр дает ошибочные показания. Когда его обгоняют, он говорит, что ему „захотелось передохнуть”. Здесь речь идет о реакциях, которые дают ему внутреннюю безопасность. Он пытается чувствовать себя свободно, спокойно, трезво. Его слова, конечно, не соответствуют ни в коей мере его внутреннему состоянию. На самом деле он просто кипит от ярости и враждебности. Если бы можно было избавить от комплекса неполноценности водителей, то число аварий сократилось бы вдвое.

Комплекс неполноценности появляется в детстве. Ребенок часто ощущает свое бессилие — он маленький и слабый, он многого не знает. Главное для ребенка — быть в безопасности, он должен чувствовать, что его поддерживают и ему помогают, а не командуют и не обращаются с ним как с вещью. Мало-помалу формируется его индивидуальность. Задача воспитания — дать человеку уверенность в себе.

Если комплекс неполноценности останется, то останется зерно невроза. Оно будет зреть, как ядовитый гриб, глуша индивидуальность ребенка. Все, что разрушает индивидуальность и волю ребенка, является результатом неврозов.

К большому несчастью, многие воспитатели своими действиями только усиливают комплекс неполноценности у ребенка. Представьте, сколько властных субъектов с нездоровой психикой воспитывают детей! Это дает возможность понять, откуда берутся неврозы у взрослых: бесконечная цепь воспитателей и воспитуемых, которые через некоторое время в свою очередь тоже станут больными. Властолюбивый субъект может усилить комплекс неполноценности даже у самых здоровых в мире детей.

Надо видеть вещи такими, какие они есть. Родитель с комплексом неполноценности стремится к тому, чтобы ребенок никогда не стал взрослым. Ему необходимо, чтобы ребенок не имел своей жизни, ему нужна слабость ребенка для того, чтобы усилить чувство превосходства, которое даст ему ощущение силы.

Все психологи знают причину неврозов: слишком многие воспитатели командуют детьми. Самый распространенный и опасный случай: властная, с нездоровой психикой мать воспитывает сына. Такой матери необходимо властвовать, и она будет стремиться помешать сыну стать личностью и мужчиной. Она нуждается в слабом сыне, чтобы показать свою власть. Часто властолюбие прячется, она старается казаться хорошей матерью. В этом случае должен вмешаться психолог, потому что сын сделать ничего не может, а комплексы приносят много зла.

Приведем еще один пример. Возьмем случай с отцом, боящимся женщин. Он „презирает” и „ненавидит” женщин. Если он будет воспитывать дочь, он перенесет на нее „ненависть” к женщинам. Он будет обманывать, унижать и оскорблять дочь. Но так как этот отец еще и „презирает” женщин, то он бессознательно сделает все возможное, чтобы помешать ей стать настоящей женщиной! Для этого он постарается сделать ее похожей на мальчика при помощи стрижки, брюк, сапог. Он будет заставлять дочь развивать физическую силу, заниматься мужскими видами спорта. Он утверждает, что делает это для дочери, чтобы она не зависела от мужчин. Для этого она должна обладать хорошей мускулатурой и крепкими нервами, уметь выполнять мужскую работу — тогда она не станет „добычей мужчин”. Этот человек считается хорошим отцом и воспитателем. А на самом деле, как мы уже знаем, несчастный мужчина воспитывает несчастную женщину.

Компенсация боязливости. Каково поведение человека, который осознает свою боязливость? На определенные обстоятельства такой человек реагирует неадекватно, он знает об этом и страдает. Он живет без маски. Но существует множество других проявлений боязливости — целый карнавал боязливых под разными масками.

Если человек живет в постоянной тревоге и страдает от этого, то, естественно, он будет стараться обрести безопасность и покой.

Но где он может найти безопасность и покой? В себе? На такой зыбкой почве, в таком хаосе? Это невозможно — нельзя найти безопасность в опасности. Очевидно, он попытается найти покой где-то на стороне. Это значит, что кто-то должен преподнести ему такой подарок — взять на себя его заботы и терпеливо восстанавливать его уверенность в себе. На это рассчитывать трудно. Поэтому человек, испытывающий постоянную тревогу, вынужден пойти на крайнее средство, чтобы сохранить хотя бы иллюзию покоя и безопасности. В этом случае мы будем иметь дело с замаскированным проявлением боязливости, при котором маска служит человеку защитой, как только он попадает в тревожные обстоятельства. Этот внешний фасад обеспечивает весьма относительную безопасность, не соответствующую его действительному Я. В результате происходит раздвоение личности. Он может притворяться развязным, суровым, безразличным, насмешливым и т.д. Он будет высмеивать других, иронизировать над ними, глумиться. Все это лишь компенсация, интенсивность которой зависит от интенсивности боязни. Компенсация похожа на столбик ртути в термометре. Если ртуть (внешнее поведение) поднялась до +10°, то возврат к 0°, который является точкой силы и уравновешенности, может дать только лечение.

Иногда боязливый человек внешне очень добродушен, правда, это его состояние может быстро и необъяснимо сменяться другим. Это — боязливый невидимка. Его крепость опутана колючей проволокой и защищена мощным строем готовых к бою орудий — так он обеспечивает себе безопасность. Его поведение совершенно не соответствует его эмоциональным реакциям. Вместо того чтобы отступать и обращаться в бегство (что было бы для него естественно), он держит себя надменно, кажется очень уверенным в себе, никогда не колеблющимся. В глубине души такой человек боится своей неполноценности, и перед начальством у него появляется тревога и растерянность. Он и сам часто обманывается, думая: „Я в крепости!” Слабая крепость, ложное укрепление!

Стремление к совершенству (перфекционизм).

В данном случае человек находится во власти навязчивой мысли о совершенствовании. Но в чем он хочет совершенствоваться? Сначала попробуем установить, является ли совершенствование внутренней потребностью боязливого.

Нет, и вот почему. Ощущая свою неполноценность, он знает, что достигнуть совершенства не сможет. В таком случае к чему же он стремится? К кажущемуся совершенству. Значит, в данном случае происходит не самосовершенствование, а его внешнее подобие.

Человек, страдающий от чувства неполноценности, идет на любые издержки, на еще большие страдания ради создания внешнего впечатления. Он постоянно озабочен этим. Но от чего зависит сохранение видимости совершенства? Конечно же от оценки окружающих. И он без отдыха и передышки делает все зависящее от него, чтобы окружающие считали его верхом совершенства. Речь идет о том, чтобы все время поддерживать видимость. Это тяжелая работа, так как он постоянно должен учитывать мнение окружающих.

Но не следует забывать, что оттого, что о нем говорят окружающие, зависит его внутренняя безопасность.

Все должны считать его совершенством, отдавать должное его знаниям, объективности, приветливости, справедливости, честности… Если кто-нибудь усомнится хоть в одном из этих качеств, это сразу вызовет у него напряженность и тревогу: другие могут заметить, что на самом деле он не тот, кем хочет казаться. Этот человек претендует на самое высокое положение в обществе, на службе. Это агрессивная компенсация. Компенсируя свою боязнь, он бросает дерзкий вызов, оставаясь внешне любезным и спокойным.

Иногда компенсация в виде „стремления к совершенствованию” проявляется в более легкой форме.

Человек, не сведущий в какой-то области, разговаривает со специалистом. Он одобрительно качает головой, улыбается при каждом произнесенном специалистом термине, приговаривая: „Да, да, понятно… конечно… этот автор — мой хороший знакомый”. На самом деле он не имеет ни малейшего понятия о терминах, приводимых специалистом, и не знаком ни с одним из авторов, о которых идет речь. Обычно здоровый человек в этой ситуации ограничивается общими вопросами или остается равнодушным к незнакомой теме. Но в целях компенсации человеку надо обязательно показать свой ум и компетентность, поэтому он будет задавать вопросы и произносить фразы, не имеющие никакого отношения к делу.

Рассмотрим другой пример. Машинистка, компенсируя свою боязливость, старается выполнять свою работу как можно лучше и показать свою интеллигентность. Заметив ее усердие, начальник предлагает ей повышение, от которого она отказывается под каким-то предлогом. Истинная причина ее отказа — боязнь, что ее могут посчитать некомпетентной в этой новой должности, то есть боязнь оказаться несовершенной в глазах окружающих.

Теперь — более тяжелый случай. Человек беден, но при случае платит за других. Он отказывается от возмещения расходов, говоря с легкостью: „Да бросьте, это мне ничего не стоит” (подразумевается: „Я слишком совершенен для этого”). Доставая билеты в театр, он делает это не столько для своего удовольствия, сколько для того, чтобы пустить пыль в глаза знакомым: „Пусть они думают, что у меня есть связи, я приобрету у них дополнительный авторитет”. Ради этого он может многое предпринять. Например, затратит много усилий, устраивая кого-либо на работу, чтобы потом небрежно бросить в разговоре: „Для меня это сущие пустяки”. На самом деле все его усилия направлены на то, чтобы компенсировать свою неполноценность. И поскольку он просит на самом деле для себя, то ложность ситуации в конце концов приводит его к провалу. Но мог ли он поступать по-другому, если пытался приспособиться к действительности с помощью этой роли?

Итак, в рассмотренных случаях стремление к совершенству является компенсацией неполноценности личности, а также вызовом, который она бросает окружающим (внутренняя агрессивность). Выстраивается следующая последовательность: боязнь, проявляющаяся в общении ведет к вызову, бросаемому окружающим, который ведет к разрыву с людьми, что ведет к „стремлению совершенствоваться”, что ведет к потребности в людях.

В таком человеке кроется противоречие: с одной стороны, он отталкивает всех окружающих, а с другой — нуждается в своем окружении, чтобы было кому подтвердить его совершенство.

Бросая вызов, он чувствует себя независимым. Однако он не может быть независимым, потому что зависит от мнения окружающих. Он презирает толпу и провозглашает независимость своей индивидуальности Но если эта толпа устраивает ему овацию, признает его превосходство и совершенство, то он ее не отталкивает. Однако он всегда в тревоге, потому что все время мечется между тем, каков он на самом деле, и тем, каким бы хотел казаться.

Даже оставаясь в одиночестве, он ощущает зависимость от других — мысленно „пережевывает” публичное мнение о себе и готовится к обороне.

Боязнь лишает его естественности, потому что, опасаясь разоблачения, он скрывает свою индивидуальность. Он может быть естественным только в таких проявлениях, которые не противоречат создаваемому им образу. Он нелюдим, но не потому, что философски настроен, он далек от этого. Его одиночество — от страха и оттого, что его страх могут обнаружить. Это внутренне совершенно иссушенный человек, и только помощь психолога может вернуть его в нормальное состояние.

Агрессивность. На двери табличка с надписью: „Внимание! Стреляют без предупреждения!” Если вы все-таки решитесь войти, будьте готовы к атакующей брани, насмешкам, оплеухам. Вы попали в логово человека, живущего в постоянном страхе и скрывающего боязливость под маской агрессивности. В спокойной обстановке у него нахмуренные брови, сжатые челюсти и кулаки, нервы напряжены, но он кажется чрезвычайно уверенным в себе. Всем своим поведением он демонстрирует, что никого и ничего не боится .

В общении это разнузданный, кричащий, жестикулирующий собеседник, нападающий, даже если для этого нет ни малейшего повода, насмешливый, глумящийся, отвечающий прежде, чем с ним заговорят.

Обычное его состояние — напряженный, надутый, раздраженный.

Однако, оказавшись в новой ситуации, он может некоторое время вести себя нормально, чтобы осмотреться и как следует адаптироваться. Но как только он заметит интерес к себе, снова начинается пальба из всех пушек. Он стремительно несется через все обстоятельства, пытаясь их побороть. Какова его тактика, скрытая от чужих глаз? Он тщательно готовит свои фразы, он их обсасывает, прежде чем палить ими во все стороны. Он крадется к жертве мягким шагом, приближается на цыпочках. Маленькая остановка — и он мечет громы и молнии.

Его жена страдает, его дети дрожат, его друзья разбегаются. Он всех их боится, иногда ненавидит, иногда завидует их так называемой силе. Он завидует тому, что они никого и ничего не боятся. Сам он боится даже своих резких фраз.

Кажется ли вам, что он неполноценен? Только попробуйте заподозрить это, он даст вам урок надменности.

Но вот все стволы пушек убраны. В общении с начальством он очень мягок, потому что страх руководит им.

Сидя за столом с приятелем, в дружеской обстановке, немного выпив, этот агрессивный человек может сделать такое признание: „Я был мягким и скромным. Но однажды сказал себе „довольно” и начал действовать”. И он с удовольствием смотрит на свои руки, непроизвольно сжимающиеся в кулаки. Действительно, с того самого дня он бил всех, кто для него представлял опасность. Но для него все представляли опасность, потому что он очень боялся.

Итак, его атакующая позиция фальшива, она, независимо от его истинных стремлений, всего лишь выполняет защитную функцию. Но, пытаясь преодолеть с помощью агрессивности свои страхи, он доводит нервную систему до истощения. Что такое агрессивность?

Из биологии мы знаем, что агрессивность свойственна всем живым существам на земле. Агрессивность связана с инстинктом, она необходима для удовлетворения жизненных потребностей животных и человека. В этом смысле агрессивность — нормальное явление.

По Фрейду, существуют два основных инстинкта: инстинкт жизни, выражающийся в половом влечении, и инстинкт смерти — агрессивный импульс, имеющий разрушительную тенденцию. И все жизненные проявления обусловлены комбинацией или противодействием этих двух инстинктов. Агрессивность у детей.

Инстинкт самосохранения приводит в действие агрессивные инстинкты ребенка. Какова в этом роль семьи? В семье формируются все качества ребенка, в том числе и агрессивность, поскольку агрессивность детей проявляется в ответ на агрессивность взрослых.

Если ребенок нормален и если он растет среди нормальных и понимающих его взрослых, то его агрессивность не переходит обычных границ.

Но возможны две ситуации, в которых проявления агрессивности отступают от нормы.

1. Взрослые слишком требовательны к ребенку, властны, подавляют его.

2. Взрослые нетребовательны к ребенку, уступают любым его прихотям.

В обоих случаях реакция ребенка на поведение родителей может привести к неврозу.

Доктор Хейер назвал это „противоположной реакцией детей” и считал ее отправной точкой для нервных нарушений у детей (лицемерие, скрытая или явная ненависть, скрытая или явная угроза) .

Если обстановка в семье представляет опасность для ребенка или становится тягостной для него, то ребенок стремится к воображаемой цели, которая служит ему компенсацией. И если он имеет нервную предрасположенность, то эта компенсация создаст основу его будущего ненормального поведения. Агрессивность у взрослых. У взрослых агрессивность выражается в предрасположенности к атаке. Она может быть активной или заторможенной — например, моральными принципами. Ненавидя отца, сын, как правило, подавляет свою агрессивность, считаясь с моралью.

Агрессивностью обладают некоторые больные эпилептики, иногда параноики.

Повреждения черепа вызывают иногда приступы агрессивности. Бывает агрессивность и у шизофреников при психозах, галлюцинациях (субъект „слышал голос”, который призвал его к агрессии), при мании преследования.

Какое же место в этом строю занимает человек, страдающий от боязни, страха, тревоги? Его агрессивность призвана компенсировать страх или попытку „бегства”.

Страх? Но все его поведение говорит о том, что он бесстрашен!

Бегство? Но он не убегает, он, наоборот, движется навстречу, он атакует! Здесь мы видим тот же эффект, что и при усталости, превращающейся в перевозбуждение и приводящей к энергичным действиям.

Когда агрессивный сильно волнуется, он думает, что его действия вызваны добровольными намерениями. Он принимает свое волнение за энергию, которую он самостоятельно выработал, переделав себя. Логично ли, что он принимает свои действия всерьез? Но его нервная система компенсирует страх без его участия. И логично ли то, что этот агрессивный человек восхищается собой? Но ведь эта энергия позволила ему самому преодолеть свою боязливость. Он, который боялся других, теперь начал сам наводить страх. Однако наивно думать, что, благодаря своим непрерывным атакам, он стал уверен в себе. Также наивно думать, что он видит созданную им вокруг себя пустоту. Но иногда, однако, агрессивный ощущает ложность своего положения. Он чувствует, что его сила неубедительна, что его энергия распыляется попусту. В этих случаях он понимает, что существует противоречие между тем, кем он „кажется”, и тем, кем является на самом деле (так же, как и „самосовершенствующийся”). Это противоречие вызывает у него тревогу. Он должен как-то компенсировать эту тревогу — и он усиливает свою агрессивность.

Возникает замкнутый круг, он делает одно усилие за другим, напрасно расходуя нервную энергию для поддержания своей агрессивной „формы”, и через несколько лет его нервная система истощается. Он испытывает все осложнения, присущие усталости; нервное истощение, депрессию, перевозбуждение. Депрессия увеличивает страхи, перевозбуждение усиливает агрессивность — так продолжается до тех пор, пока этот несчастный не доводит себя до состояния, из которого его может вывести только врач.

Почти всегда человек, испытывающий боязнь, исполняет в жизни какую-то роль. Распознать его игру бесконечно сложно, потому что у каждого она проявляется по-своему. Практически поведение одного тревожного человека не похоже на поведение другого, поскольку обстоятельства жизни у всех разные. А бывает и так, что одна роль сменяется другой: вчера он изо всех сил стремился к „самосовершенствованию”, а сегодня стал агрессивным. Известны общие признаки поведения тревожного человека: бессилие, безволие, неспособность адаптироваться в новой обстановке. Можно утверждать также, что боязнь и перевозбуждение чаще всего связаны между собой, что боязнь делает человека замкнутым, что боязнь заставляет человека бесконечно возвращаться в мыслях к своим ошибкам, отчего тревога только увеличивается, что честолюбие противодействует боязни, порождая надменность (а значит, безопасность), что боязнь всегда стремится защищаться (отсюда наглость, нелюдимость, резкость). Каждая из ролей предоставляет ему безопасность на какое-то время.

Боязнь может породить и иные явления: чувство вины, самонаказание, гомосексуальность и др.

Именно в юности закладываются причины мучительных страхов, которые потом могут долго преследовать человека. Почти все испытывают в этом возрасте робость перед противоположным полом, что вполне естественно. Всякое женское присутствие часто парализует мальчиков. И хорошо известно, какие муки приходится переносить юноше, приветствуя женщину, прощаясь с женщиной, сидя рядом с женщиной, покупая что-либо в магазине у молодой продавщицы. Иногда это парализует юношу и вызывает у него грубость. Он становится неловким, натянутым или развязным и циничным по отношению к женщине.

Девушки часто прячут свою боязнь под агрессивной иронией. Но кому должна принадлежать инициатива в означенном случае?

Помощь психотерапевта состоит, в частности, в том, чтобы „разблокировать” пациента, освободить его от боязни противоположного пола. Для этого им вместе (врачу и пациенту) придется вернуться к исходной точке, пройти снова весь путь шаг за шагом, и психотерапевт развяжет все узлы, мешающие пациенту ощущать себя полноценным. Он увидит, как он действовал раньше, и узнает, как в этих обстоятельствах он должен действовать впредь.

Разблокированный человек вернется в нормальное состояние и поймет, что такое нормальный образ действий. С этого момента боязливый будет освобожден от одиночества. Он снова сможет стать щедрым, потому что у него будет что отдавать. Ведь каждый может дать только то, что у него есть. Этот боязливый, был ли он угнетенным или агрессивным, не осмеливался что-либо сделать, потому что сам нуждался в защите. Его бегство или его агрессивность были его защитой.

Вытеснение. Мы уже познакомились с психоанализом и имеем представление, сколько гениальных идей Фрейда используется сегодня. Мы знаем, что вытеснение не дает болезненным эмоциям достичь сознания, пройти в кору головного мозга. Вытеснение часто встречается при враждебности, агрессивности, гневе, ненависти и т.д. Вытеснение происходит бессознательно, мы его не замечаем — чувства, которые вытесняются, всегда мучительны, поэтому они и вытесняются .

Человек устроен так, что сознательно предпочитает избегать неприятностей. Вытеснение является как бы плотиной, стоящей на пути мучительных и тягостных чувств. Например, у молодого человека появился бессознательный импульс: он захотел, чтобы умер один из членов семьи, которого он любит. Это „желание смерти” проходит, как вспышка жестокости, и будет немедленно вытеснено. Что же происходит в это время?

Обычно импульсы, особенно болезненные, направляются в высшие центры коры головного мозга, т.е. сознание, — там должно быть ясно установлено, принять их или отбросить. Например, совершенно уравновешенный молодой человек заметил, что желает смерти тому, кого любит. Импульс был непроизвольным и рожден злопамятностью, однако сила этого импульса была так велика, что он был отброшен не сразу. Итак, происходит следующее:

1) одно и то же мучительное влечение возникает в разных центрах мозга. Оно как электрический ток идет к коре головного мозга;

2) моральная плотина стала препятствием, направление движения нервных импульсов изменилось;

3) эти импульсы не достигли коры головного мозга;

4) импульсы возбудили симпатическую нервную систему;

5) выход импульсов на уровень сознания был блокирован и они остались на уровне подсознания. Здесь возникают новые влечения, которые в свою очередь так же вытесняются и т.д.

Компенсация как защитный механизм

Психологические защиты

В 1894 году Зигмунд Фрейд в своей работе «Защитные нейропсихозы» впервые вводит понятие «защитный механизм психики». Под данным термином психоаналитиком подразумевались средства борьбы Я против болезненных или невыносимых аффектов. Можно сказать, что защитные механизмы обладают адаптационной функцией, это своего рода стратегии психики, используя которые люди получают возможность избежать стресса либо снизить интенсивность негативных эмоциональных переживаний, таких, как тревога, тоска, ощущение безысходности или неполноценности, состояние внутреннего конфликта.

Замечание 1

В настоящее время в психологической научной сфере и среди практиков упомянуто более двадцати форм защитных механизмов, при этом некоторые из них отдельными авторами рассматриваются как частный случай других, более обширных, психических защит.

Предложено большое количество вариантов классификации защитных механизмов: например, в книге Н. Мак-Вильямс все они подразделяются на два уровня по степени примитивности, в зависимости от того, насколько их применение мешает индивиду объективно воспринимать происходящее вокруг. Отрицание реальности, рационализация, вытеснение, проекция, реактивное образование, замещение, регрессия, а также компенсация, которая послужит предметом рассмотрения в настоящей статье, являются наиболее изученными механизмами защиты.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Способы действия защитных механизмов:

  • нежелательная информация игнорируется (не воспринимается) – отрицание, избегание;
  • нежелательная информация забывается, будучи уже воспринятой – вытеснение;
  • нежелательная информация, допущенная в систему запоминания, интерпретируется удобным для человека образом – сексуализация, рационализация.

Анной Фрейд была создана одна из классификаций психологических защит, выделены перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы. Ею же был наиболее полно проработан вопрос о последовательности созревания механизмов защиты. Так, по мнению исследовательницы, возраст до года является стадией предзащиты, двухлетние дети преодолевают опасности посредством отрицания (в форме отказа либо оппозиции), а также с помощью имитации и проекции: ребенок отделяет себя от окружающего мира, приписывая среде всё болезненное для себя и принимая в себя всё субъективно приятное. В младшем школьном возрасте, в связи с развитием логического мышления, происходит развитие компенсации как незрелой формы рационализации.

Механизм компенсации

Компенсация считается онтогенетически наиболее поздним и самым интеллектуально сложным явлением среди защитных механизмов психики; это попытка индивида исправить, каким-либо образом восполнить свои личностные или физические недостатки, как реальные, так и мнимые. Несоразмерность прикладываемых усилий по отношению к существующей неполноценности, большая интенсивность попыток ее преодолеть могут говорить о наличии проблемы гиперкомпенсации, речь о которой пойдёт ниже.

Существует социально приемлемая компенсация, способствующая личностному самосовершенствованию и развитию одной или нескольких областей человеческой деятельности (девушка-инвалид развивается интеллектуально, осваивает навыки живописи и впоследствии становится известным художником), и, напротив, асоциальную, последствием которой может стать социальная дезадаптация индивида (человек компенсирует низкий рост и недостаточность физического развития излишним властолюбием, агрессивностью по отношению к окружающим).

В зависимости от сферы реализации компенсаторного механизма выделяют:

  1. Прямую компенсацию: личность стремится искоренить реальный или воображаемый недостаток путем совершенствования в той области, где существует (объективно или субъективно) неполноценность;
  2. Косвенную компенсацию, которую можно описать как стремление индивида компенсировать ущербность в одной сфере успехами в другой.

Компенсация нередко может переплетаться с механизмом идентификации: индивид пытается преодолеть свои реально существующие или мнимые недостатки с помощью фантазии, путем присвоения себе достоинств или поведенческих характеристик другого индивида. Такую компенсацию уже нельзя назвать механизмом защиты, свойственным зрелой личности.

Наблюдения показывают, что люди, предпочитающие компенсацию остальным механизмам защиты, часто оказываются мечтателями, склонными искать идеал в различных сферах жизнедеятельности.

Гиперкомпенсация

В психологической науке принято выделять особый вид компенсационного поведения – гиперкомпенсацию. Термин был впервые употреблен Альфредом Адлером. В отличии от обычной компенсации, гиперкомпенсация позволяет не только избавиться от ощущения собственной неполноценности (реальной или воображаемой), но и занять доминирующее положение среди окружающих за счет достижения весомого результата в какой-либо области человеческой деятельности. Таким образом, отличительной чертой и главной движущей силой гиперкомпенсации является стремление к превосходству. Несмотря на то, что порой именно гиперкомпенсация «создаёт» гениев, у явления есть и негативная сторона.

Замечание 2

Грандиозных успехов достигает крайне малый процент людей, подверженных данному механизму психологической защиты.

Основная масса порой на всю жизнь остается в невротическом состоянии погони за собственным превосходством; личность сталкивается с нереализуемостью своих претензий, возникает состояние фрустрации, образуется множество внутриличностных конфликтов, что отнюдь не способствует здоровым отношениям с окружающими и сохранению психоэмоционального равновесия индивида. Может возникнуть целый ряд нежелательных последствий: обособление личности в группе, разрушение межличностных отношений, девиантное поведение и неадекватная реакция на критику. Способом ослабить негативное влияние механизма гиперкомпенсации может послужить осознание индивидом факта руководства его поведением глубокого комплекса неполноценности.

Ситуация когда человек бессознательно старается преодолеть недостатки

Психологическая защита — это те механизмы, которые стабилизируют наше состояние, сохраняют наше представление о самих себе. Таким образом, это такие действия нашего сознания, при которых оно отторгает или изменяет неблагоприятную информацию о себе или о других.

1. Вытеснение
Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Фрейд подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов:

а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения;

б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.

2. Подавление
Суть механизма – исключение из сознания смысла травмирующего события и связанных с ним эмоций. Подавление развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для положительного самовосприятия, а также грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Происходит как бы сокрытие от себя факта этого негативного опыта. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, вызвавшего страх, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.

Возвращение в проблемной ситуации к ранним или более незрелым (детским) формам удовлетворения потребностей и поведения. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. Регрессия развивается для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы, и, соответственно, чувства вины за неудачу («я – малое дитя, и вы обязаны мне помочь»). Решение проблем посредством запроса о помощи. В класс регрессии входят также механизмы, связанные с двигательной активностью: уменьшение беспокойства, вызванного запретным побуждением, происходит через непроизвольные движения без развития чувства вины.

4. Проекция
Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Механизм развивается для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция призвана справиться со страхом самонеприятия в ответ на отвергающее поведение других. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самоприятия на этом фоне («если плохой человек меня отвергает, значит я хороший» или «мнение плохого для меня незначимо»).

5. Интроекция
Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.

Это защитный механизм, нахождение правдоподобных причин, оправдывающих мысли, чувства, побуждения, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация – самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными — ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

7. Интеллектуализация
Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви – разговоры о любви).

8. Компенсация
Это бессознательная попытка преодоления реальных или воображаемых недостатков. Этот механизм развивается при формировании основных структур психики как самый поздний механизм защиты. Используется, как правило, сознательно и предназначен для сдерживания эмоции печали, горя по поводу утраты или страха утраты. Реализуется через настойчивую работу над собой, самосовершенствование, через стремление к достижению значительных результатов в избранных для этого видах деятельности.

9. Реактивные образования
Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения, желания и чувства (особенно сексуальные и агрессивные) путем развития и акцентирования противоположного по смыслу отношения или поведения. Развитие этого механизма защиты связывают с усвоением человеком «высших социальных (моральных) ценностей». Реактивное образование развивается для сдерживания эмоции радости обладания определенным ценным объектом (например, собственным телом) и возможностями использования его (в частности, для секса и агрессии). Этот механизм предполагает реализацию в поведении прямо противоположной установки (в частности, подчеркнутая строгость нравов, вплоть до ханжества, нарочитая скромность, подчеркнутая забота и милосердие и т.п.).

Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

10. Отрицание реальности
Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, болезненных в случае их осознания. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции приятия окружающих, если они демонстрируют безразличие или отвержение. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

11. Замещение
Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

Источник: Р. Кочунас. Основы психологического консультирования

Механизмы психологической защиты
Психологическая защита это те механизмы, которые стабилизируют наше состояние, сохраняют наше представление о самих себе. Таким образом, это такие действия наше …

Психология любви: Как перестать быть жертвой в отношениях?

Психология любви: Как перестать быть жертвой в отношениях?

Чтобы доказать, что нас нужно любить, мы вырабатываем определенное поведение, которое в психологии называют стратегией.

Она похожа на личную логику, и человек пользуется ею автоматически. В определенных ситуациях и с определенными людьми стратегия становится нашим шаблоном поведения.

Наш мозг устроен таким образом, что поведенческие шаблоны ему использовать удобнее, чем придумывать что-то новое. Ведь энергию на размышления в таком случае тратить не нужно.

Именно поэтому у человека много автоматических реакций, которые предпочтительнее для мозга, так как они нацелены на выживание.

Стратегия поведения может быть принята в детстве, с помощью родителей. Человек будет продолжать пользоваться ею по привычке.

Конечно, какие-то изменения происходят, но основа остается неизменной. Ведь когда-то же эта стратегия сработала!

Когда вы чувствуете, что не получаете того, что вы хотите, чувствуете, что вы в опасности, вы защищаете себя. Поэтому происходит эмоционально окрашенная автоматическая реакция.

Стратегия поведения может вести как в сторону жертвы, так и в сторону агрессии:

  • Женщина либо страдает и несчастна.
  • Либо ей нужно нападать, выяснять отношения, что-то говорить.
  • Стратегия также может быть связана с тем, чтобы уйти в себя, уединиться, отдалиться, заняться чем-то другим.
  • Стратегия может заключаться в стремлении контролировать партнера.

Как перестать быть жертвой в отношениях? Часто в неприятной ситуации рекомендуют досчитать до десяти, а потом реагировать, то есть, принимать сознательное решение о вашей реакции. Не использовать реакцию автоматическую, не пользоваться стратегией.

Когда, например, случаются разногласия с партнером и решить их миром кажется невозможным, возникает ощущение полного бессилия, и словно земля уходит из-под ног. Кажется, что если не разрешить ситуацию, то выжить не получится.

В этот момент нужно остановиться и спросить себя: что я защищаю на самом деле?

Что является вашей жизнью? Что входит в это понятие? Ведь в тот момент, когда вы разговариваете с партнером, физически вашей жизни точно ничего не угрожает. Если, конечно, речь идет о переговорах, которые зашли в тупик.

Мы защищаем собственные установки, стратегии, компенсацию.

Компенсация – это защитный механизм психики, который заключается в том, что человек бессознательно пытается преодолеть реальные и воображаемые недостатки.

Получается, что, когда появляется чувство безысходности и ощущение, что так дальше нельзя, это значит, что человек начал защищать какие-то свои выдуманные или реальные недостатки. Свой взгляд на жизнь, взгляд на себя.

Восточные мудрецы говорят, что мир – иллюзия, майя. У вас в прошлом что-то произошло, вы это глубоко запомнили и теперь через эту призму смотрите на все, что с вами происходит. Особенно на ситуации, которые напоминают вам то событие.

Вы почувствовали себя неполноценными, а теперь всячески стараетесь это компенсировать, заместить защитный механизм.

  • Если в детстве были ситуации, когда вы чувствовали себя глупыми, то начинаете компенсировать это, доказывать — вы умные. И это становится для вас жизненно важным.

Самое интересное, что, по-вашему, партнер должен как бы показать вам, что вы умные. Но что обычно делает партнер в ответ? Доказывает, что он тоже умный.

  • Или, например, если вы в детстве чувствовали бессилие, слабость, невозможность повлиять на происходящее, то криком и агрессией вам хочется завладеть вниманием, добиться, чтобы вас услышали, заметили, хочется заставить собеседника считаться с вами.
  • Если были переживания унижения, ощущения ущербности, то многие начинают доказывать, что с ними все в порядке. Получают три высших образования, продолжают учиться, и все время отстаивают свою точку зрения, сражаются.

А несостоятельности на самом деле нет. Прямо сейчас нет ни ущербных мальчиков, ни ущербных девочек, которые не смогли разрешить ситуацию в детстве, не почувствовали себя сильными.

Есть взрослые люди, которые продолжают верить в это и продолжают использовать компенсацию, которая, по сути, является тем самым подсознательным напоминанием себе о том, что с ними что-то не в порядке.

Компенсация сама заставляет чувствовать внутри эту ущербность, чтобы неприятно было этой компенсацией пользоваться. Неприятно было бы искать подтверждение того, что меня нельзя любить.

Получается, что, когда женщина старается все успеть дома, все устроить, сделать и приготовить все идеально, тем самым она как бы подтверждает, что с ней что-то не так, что просто так ее любить нельзя, что она должна зарабатывать любовь.

Нет ничего плохого в том, что вы делаете что-то для семьи, для мужа, для себя, для создания отношений. Но если в этом есть напряжение, вы от этого устаете или ожидаете определенной ответной реакции и расстраиваетесь, если ее нет, тогда то, что вы делали, было компенсацией.

То, что вы заботитесь, любите, ухаживаете, внимательно относитесь, учитесь, ходите на тренинги – абсолютно нормально.

  • Но если результатом всего этого является напряжение и расстройство из-за того, что партнер реагирует не так, как вам бы хотелось, значит, все это вы делали с целью какой-то компенсации.

На данный момент большинство наших действий – это компенсация, важно спокойно к этому относиться. Сейчас нужно это осознать, увидеть и совершенно спокойно это исследовать. Ведь благодаря этим компенсациям в жизни сделано и будет еще сделано много хорошего.

Но сейчас у вас появился шанс внести больше спокойствия, расслабленности и любви в свою жизнь, продолжая делать то, что вы делали, уже из другого состояния. Пора начинать создавать любящее отношение.

  1. Подумайте, какие компенсации, замещения есть у вас?
  2. С чем связано у вас чувство недостаточности?
  3. Что вы иногда думаете или чувствуете про себя?

Это может быть связано с внешностью, с умом, с тем, что вы недостаточно значимы. Недостаточность может быть связана с допущенными в детстве очень серьезными ошибками.

А может, проблемы в общении: вас не слышат, вы недостаточно хорошо можете находить общий язык с людьми, или инертны.

Вспомните, что вы делаете, чтобы не чувствовать дискомфортное состояние, болезненность, чтобы избежать этих неприятных чувств?

  • Например, если проблема во внешности, женщина может слишком усердно о ней заботиться, тратить много сил на то, чтобы украшать себя внешне. Постоянно думает о фигуре, одежде, косметике, уходе.
  • Или все время где-то учится, чтобы показать, что она умная, много знает.
  • Или старается быть идеальной хозяйкой: все успеть, сделать все идеально.
  • Или отстраняется, замыкается в себе, стесняется, не знает, как поддержать разговор. Или, напротив, начинает спорить.

Замечаете ли вы, что эти действия создают вам близость? Или вы все-таки не получаете того тепла, которого вам хотелось бы? Насколько вы удовлетворены, делая все то, что вы делаете?

Скорее всего, эти действия приносят мало радости. Забота о внешности тепла не создает. И учеба тоже не создает. Вы умнеете, умнеете, а близости как не было, так и нет. И сделаете идеальную уборку, все приготовите, а он придет недовольным, не оценит это все так восторженно, как вам бы хотелось.

Оказывается, вы тратите много энергии не на то, чего бы вам хотелось, а на какие-то действия, которые запрограммированы в вашем подсознании.

Представьте, что вам на самом деле хочется близости и любви. И вы создаете на большом экране какую-то деятельность, что-то рисуете, показываете, демонстрируете.

И думаете, что партнер, увидев это, сам все поймет, подойдет и скажет то, в чем вы нуждаетесь. И все наладится. Вы не задумываетесь о том, что занимаетесь какими-то отвлеченными действиями, не связанными с самим партнером. Показываете ему что-то как бы со стороны.

В этот момент вы сфокусированы на себе и своих действиях, а партнер просто должен оценить ваши старания. Как будто вы все время показываете некое представление.

И все это для того, чтобы партнер понял смысл этого выступления, понял, что на самом деле вы хотите любви.

При этом во всех попытках использовать какие-либо стратегии, во всех этих доказательствах есть одна идея. Женщина как бы говорит: «Я такая хорошая, поэтому ты не можешь плохо поступать со мной».

Она вкладывает энергию во что-то и хочет, чтобы это оценили правильно. Глобально. А партнеров такое поведение обычно раздражает, такие доказательства они не выносят.

Ведь чтобы всегда получать желаемое, нужно делать так, чтобы партнер чувствовал вину. Одна из стратегий поведения, позволяющая добиться желаемого — становиться в позицию страдалицы и жертвы: «Смотри, как я много сделала! Я так устала, делая это для тебя, а ты не оценил».

Понять, являются ли ваши действия стратегией, очень просто.

  • Если не можете чувствовать себя счастливой, когда партнер ведет себя каким-то образом, и стараетесь на его поведение повлиять, это и есть стратегия.
  • Когда вы занимались своей внешностью, украшали себя, что-то еще делали, а партнер это не оценил, вы чувствуете себя плохо. Это и есть компенсация.

Получается, что с помощью стратегии и компенсации вы пытаетесь достигнуть не близость с партнером, а какую-то другую цель. И она по сути своей проста: вы либо хотите подтвердить, что вас нельзя любить, либо, напротив, хотите доказать, что любить вас можно.

Ни то, ни другое не ведет к близости. Стратегия подобна нашей личной логике, которой мы руководствуемся подсознательно, а компенсация — это как действия или мысли. Например, критикуя партнера, мы подтверждаем какую-то свою логику.

Например, женщину оскорблял муж, периодически называя дурой. У нее была установка, что с ней что-то не в порядке, и она подсознательно верила, что ее так называть можно.

Но женщина сопротивлялась и доказывала, что с ней все в порядке. То есть установка – «со мной что-то не в порядке», а компенсация – «доказать, что все в порядке». И вот к чему это привело.

Она решила, что может обойтись без помощи мужа и других мужчин, и ее стратегия стала заключаться в том, чтобы чувствовать себя любимой и чтобы все видели, что она лучшая.

Конечно, такая стратегия не привела к отношениям. Женщина открыла бизнес, стала успешной, но отношений не было.

Ведь и эта компенсация, и эта личная логика как стратегия, приводили к тому, что она унижала мужчин, считая при этом, что сотрудничает.

Потом это привело к потере веры в то, что можно создать гармоничные отношения. В результате она стала мстить. Месть – это стратегия возврата боли.

Иными словами, если я не могу получить любви, то пусть всем будет больно. Отмщение становится целью, может не осознаваться человеком, но для его подсознания цель эта правильна, подсознание удовлетворено, ведь боль возвращается. Цель эта подтверждает ту установку, из которой все родилось.

авторы: Лариса Велькович и Ирина Петрова

И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

  • >» target=»_blank»>Бесплатное обучение коучингу с нуля: Получайте от 30-150 тысяч рублей!
  • >» target=»_blank»>55 лучших уроков и книг по Счастью и Успеху (скачайте в подарок) «

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Описано много механизмов психологической защиты. Охарактеризую вкратце основные из них:

Ситуация когда человек бессознательно старается преодолеть недостатки
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия,

Наверняка каждому приходилось сталкиваться с ситуациями, когда в споре оппонент отрицает очевидные факты или, например, взрослый солидный человек ведет себя как ребёнок. А может быть вы сами за собой такое замечали? Всё это примеры механизмов психологической защиты.

Эти механизмы защищают психику от разрушительного воздействия негативной информации и они в той или иной степени свойственны каждому из нас. Не будь их — наша психика была бы сломлена разрушительной силой реальности, а наше представление о самих себе сильно пошатнулось бы. Мы без преувеличения живем в иллюзорном мире, какими бы реалистами не привыкли себя считать.

Знание механизмов психологической защиты позволяет не только видеть их в окружающих и лучше понимать поступки других людей, но и замечать такие свойства у себя самих, тем самым освобождаясь от их негативного воздействия.

Примером данного механизма психологической защиты может служить случай, показанный однажды в одном из телевизионных ток-шоу. Отец, узнав, что его дочь больна ДЦП, стал отрицать своё отцовство и обвинять жену в неверности. Мужчине настолько трудно признать, что от него мог родиться больной ребенок, его самооценка настолько страдает от этого осознания, что его психика выдвигает защиту – отрицание казалось бы очевидного факта отцовства.

Вы никогда не замечали, что человек или ситуация, которую вы старательно пытаетесь забыть, вдруг напоминает о себе во сне? Травмирующее чувство или желание как бы вытесняется из нашего сознания.

Применяя данный механизм психологической защиты, человек отрицает не реальные факты, а какие-то свои внутренние качества и побуждения. Вытесненные импульсы уходят в подсознание, однако продолжают оказывать влияние на жизнь, вызывая неосознанную тревогу, страх, а иногда и болезнь. Вытесненные чувства могут проявлять себя во сне или в виде оговорок – наше подсознание знает способы заявить о себе.

Человек, применяющий этот механизм, как бы превращается в ребенка: например, говорит более высоким голосом, задает глупые вопросы, забывает простейшие факты. Он будто бы регрессирует и возвращается на более ранние ступени развития. Причем происходит это помимо воли самого человека, он просто использует более привычный стереотип поведения. Регрессией объясняется и тотальная забывчивость студентов на экзамене и переход на писклявый голос в ситуации стресса.

Данный механизм психологической защиты проявляется в бессознательной попытке человека преодолеть свои реальные или мнимые недостатки. Так, инвалид может поставить себе целью стать успешным спортсменом, а слепой упорно заниматься музыкой. В таких случаях компенсация имеет позитивное влияние на жизнь человека. Но часто случается и наоборот, к примеру, «комплекс Наполеона», когда человек компенсирует свои физические недостатки стремлением к власти и излишней напористостью. Большие машины и моторы без глушителя тоже из этой же серии: всё это может свидетельствовать о бессознательном желании их хозяев компенсировать свои комплексы.

Приходилось ли вам быть несправедливо обвиненным в скупости, например? Такие беспочвенные обвинения демонстрируют механизм психологической защиты, который называется проекция. Я, например, знаю одного человека, который всех вокруг называет «жадинами». Угостишь его конфетой, а он говорит: «А почему не две? Вот жадина.», убрал со стола молоко, чтобы не скисло и тут же комментарий: «Оставь! Жадина!» Если и в вашем окружении есть такие люди, спешу обрадовать: жадина (вредина / грубиян / любое другое обвинение) – это не вы, а он. Не зря жадина из моего примера занимается финансовыми вопросами в одной крупной организации, ведь скупость в данной профессии может даже помогать.

И даже классический случай, когда человек срывает злость на более слабом также представляет собой механизм психологической защиты – замещение. Агрессию сбросить необходимо, психика нуждается в разрядке и человек бессознательно выбирает для этого менее опасный и более доступный объект – ребенка, жену, младшего или нижестоящего по служебной лестнице товарища.

Еще один распространенный механизм психологической защиты прячется за красивым названием «интеллектуализация». На самом деле тот, кто использует данный прием не обязательно является интеллектуалом или обладает высоким IQ. Суть в том, что личность оправдывает свое или чужое негативное поведение с помощью логических установок. Проще говоря, опоздав из-за того. что проспал, такой человек не извинится за опоздание, а придумает благовидное оправдание: автобус вовремя не подошёл, часы подвели и т.д.

Реактивные образования или красивая обертка для горькой конфетки

Чтобы проиллюстрировать этот механизм психологической защиты приведу ситуацию, которую мне пришлось однажды наблюдать, сидя в автобусе. Одна из пассажирок, молодая женщина, демонстрировала окружающим исключительную заботу о своем сыне, ехавшем вместе с ней: кормила его печеньем, ежеминутно спрашивала о самочувствии, внимательно слушала его рассказы. И каково же было мое удивление, когда, выйдя с этой семьей из автобуса, я увидела. что мать, неожиданно схватив сына за руку, стала грубо его отчитывать.

В данном случае забота женщины о мальчике не является настоящей материнской лаской, а представляет собой лишь реактивное образование по отношению к бессознательной черствости. Мать просто не может сознаться самой себе, что ребенок её раздражает и поэтому на глазах у окружающих разыгрывает преувеличенную заботу, но поскольку тяжело всё время носить маску – её раздражение все равно время от времени вырывается наружу.

Человек предотвращает появление неприемлемых для него мыслей путем преувеличенной демонстрации противоположных стремлений.

Примеры механизмов психологической защиты встречаются очень часто. Мы даже сами не замечаем, как, вместо того, чтобы взглянуть правде в глаза во многих ситуациях мы прячемся за такими психологическими уловками как отрицание или проекция. И это нормально. Таким образом наша психика фильтрует тот шквал информации, который ей приходится встречать каждый день. И всё же, замечая за собой тот или иной механизм, мы можем лучше понять себя, скорректировать свое поведение и в итоге сделать свою жизнь более осмысленной и свободной.

Ситуация когда человек бессознательно старается преодолеть недостатки
Наверняка каждому приходилось сталкиваться с ситуациями, когда в споре оппонент отрицает очевидные факты или, например, взрослый солидный человек ведет себя как

Испытывали ли вы когда-нибудь чувство неполноценности? Как вы с ним справлялись? Оно отравило вашу жизнь или стало двигателем при движении к целям? В статье мы обсудим, что такое реальная компенсация, сверхкомпенсация и псевдокомпенсация, и научимся их различать. А чтобы больше погрузиться в эту тему, узнать свои исльные и слабые стороны, приходите на нашу онлайн-программу «Самопознание».

Что такое компенсаторные механизмы?

Компенсаторные механизмы в психологии – это механизмы, направленные на восполнение, уравновешивание и возмещение чего-либо, но при этом не объясняющиеся в полной мере принципом гомеостаза. При компенсации утраченная психическая функция заменяется более приемлемой для человека способностью.

Впервые компенсаторные механизмы были рассмотрены психоаналитиками. Альфред Адлер считал, что неполноценность и её компенсация – это нормальное состояние человека. Он активно разрабатывал тему компенсаторных механизмов и выделял 3 вида неполноценности:

  • Физиологическая неполноценность. Отсутствие частей тела, зрения, слуха и т.д.
  • Социально-культурная неполноценность. Сюда входят неравенство социальных ролей, возрастные, половые, политические и экономические различия, вызывающие чувство неполноценности индивида.
  • Изначальная неполноценность человека. Это биологическая неполноценность человека вообще. По Адлеру, именно из стремления преодолеть эту неполноценность появились язык, техника, религия, мораль, наука, искусство, социальная организация и другие проявления культуры.

Зигмунд Фрейд критиковал подход Адлера, указывая, что далеко не все люди, которые чем-то ограничены, испытывают чувство неполноценности. Люди, лишённые зрения или слуха, могут быть даже излишне самоуверенными, люди с ампутированными конечностями могут чувствовать себя полноценными членами общества, не испытывая никаких притеснений. Фрейд утверждал, что людей, склонных к нарциссизму, встретить гораздо легче, чем тех, кто испытывает комплекс неполноценности.

На эту критику Адлер отвечал, что «комплекс неполноценности» – это только идея, способ объяснить некоторые психологические процессы. Речь не идёт о фактической полноценности, т.к. её критерии относительны и могут отличаться в различных культурах.

Неполноценность – это чувство, дающее нам приток сил и побуждающее к действию. Если человек ощущает себя неполноценным, он стремится к компенсации. Говоря о компенсации, Адлер использовал 3 термина: реальная компенсация, сверхкомпенсация и псевдокомпенсация. Рассмотрим каждое из них.

1

Реальная компенсация

Реальная компенсация – это адаптация к условиям жизни. Несмотря на то, что ранее человек испытывал неполноценность, сейчас он отлично приспособлен ко всем жизненным ситуациям. Условиями реальной компенсации Адлер называл:

  • стремление к превосходству;
  • стремление к власти;
  • упорство;
  • социальное чувство (интерес к людям, общественным процессам и т.д. – это побуждает индивида включиться в процесс компенсации).

Адлер был убеждён, что реальной компенсации достигает большинство индивидов, испытывавших чувство неполноценности.

2

Сверхкомпенсация

Сверхкомпенсация – это усиленное внимание к слабому органу или способности, его/её усиленные тренировки, либо развитие других органов и способностей, которые, при наличии благоприятных условий, приводят к выдающемуся результату. Например, человек, которому трудно общаться с людьми, может компенсировать свою социальную неловкость успехами в изучении какой-либо науки. Из-за сверхкомпенсации изначально неполноценный человек может стать гением.

3

Псевдокомпенсация

Псевдокомпенсация – это своего рода шантаж, при котором компенсация достигается не за счет развития, а за счёт других людей. Адлер выделял три ситуации, которые располагают к возникновению псевдокомпенсации:

  • наличие таких физиологических недостатков, которые приводят к недомоганию и психологической перегрузке;
  • гиперопека, чрезмерная забота и атмосфера всепрощения способствуют формированию у индивида нездорового эгоизма, капризности, неспособности к сотрудничеству, нетерпимости, желания брать, ничего не отдавая взамен;
  • пренебрежение, недостаток любви, отсутствие душевной близости и откровенных разговоров о проблемах приводят к недоверию людям, неспособности любить и дружить.

При этом псевдокомпенсация осуществляется следующими способами:

  • Уход в болезнь. Человек любой промах оправдывает своей неполноценностью, он ожидает, что, даже если она никак не повлияла, ему должны сделать поблажку. Это помогает избегать проблем. Также уход в болезнь позволяет индивиду манипулировать другими людьми, давить им на чувство жалости. Он пользуется сочувствием других ради самоутверждения и достижения своих целей.
  • Уход в слабость. Это осознанный выбор пути жертвы. Такие люди намеренно выбирают себе самое худшее, гасят свои амбиции, не пытаются ничего добиться. Их слабость и беспомощность – источник чувства морального превосходства.
  • Комплекс превосходства. Чтобы убежать от чувства неполноценности, человек начинает культивировать в себе ощущение незаменимости.
  • Лень. Индивид с комплексом неполноценности просто отказывается что-либо делать, чтобы избежать трудностей.
  • Самореклама. Люди, страдающие от собственной неполноценности, начинают стремиться обратить на себя внимание окружающих, они пытаются показать себя с лучшей стороны, вызвать одобрение и получить положительную стимуляцию. Это приводит к сильной зависимости от чужого мнения.

Таким образом, от выбора способа компенсации зависит весь жизненный путь человека. Если он с детства будет заниматься псевдокомпенсацией, он обречён на жалкое существование. Если же он направит свою энергию на сверхкомпенсацию, он сможет стать выдающимся человеком.

Поэтому полезно проанализировать свою жизнь и задать себе несколько вопросов:

  • Испытывал ли я когда-нибудь чувство неполноценности? Испытываю ли я его сейчас?
  • К какому способу компенсации я прибегал ранее и прибегаю сейчас?
  • Удовлетворяет ли меня мой способ компенсации? Не стоит ли попытаться изменить свою модель поведения?

Итого

Давайте подведём итоги:

  • испытывать чувство неполноценности – это нормально;
  • избавиться от чувства неполноценности можно путем реальной компенсации, сверхкомпенсации или псевдокомпенсации;
  • реальная компенсация – это адаптация к условиям жизни;
  • сверхкомпенсация – это достижение выдающихся успехов, обусловленное стремлением избавиться от чувства неполноценности;
  • псевдокомпенсация – это избавление от чувства неполноценности за счет манипуляции окружающими.

Как видите, даже комплекс неполноценности не является непреодолимой преградой на пути к жизненным достижениям. Главное – правильно с ним справляться.

Желаем успехов!

Ключевые слова:1Самопознание