Компетенция районного суда

Районный суд, его состав и полномочия

Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст.1.

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 №1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах российской Федерации» //СЗ РФ. 1999. № 26. Ст.3170.

Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст.6270.

Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О Верховном Суде Российской Федерации»

Федеральный закон от 23.06.2014 № 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Учебная литература:

Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. 5-е изд., исправ. и доп.– М.: Эксмо, 2010.

Правоохранительные и судебные органы. Учебник. / Под ред. Н.А.Петухова и А.С. Мамыкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо. 2010.

Суд и правоохранительные органы : учебник для вузов / под общ. ред В.В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во Юрайт, 2013.

Четвериков В.С. Правоохранительные органы: Учебник / В.С. Четвериков. — 3-e изд. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 378 с.

Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» /Под. ред. В. И. Радченко. — М., 2001.

Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т. Г. Морщаковой. — М.: Юристъ, 2003.

Районный суд, его состав и полномочия.

Согласно ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

2) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);

3) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

4) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Районные суды – это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Районный суд входит в систему судов общей юрисдикции и является её основным звеном. Районный суд рассматривает по первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел, является второй (апелляционной) инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, и осуществляет другие процессуальный функции судебной власти.

Деятельность районного суда регламентируется ФКЗ «О судах общей юрисдикции» от 07.02.2011 №1-ФКЗ.

Федеральный закон от 23.06.2014 N 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Районные суды наиболее доступны для населения. По последним данным на территории РФ действуют – 2239 (+ 24 районных (городских) суда РКрым и 4 районных суда г. Сев.: Балаклавский, Гагаринский, Ленинский, Нахимовский). Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. В некоторых случаях районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает смежные границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ (например, Джанкойский районный суд охватывает г. Джанкой и Джанкойский район).

Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Предложение о создании или об упразднении районных судов вносит в ВС РФ Судебный департамент. Эти предложения и проект закона обсуждаются на Пленуме ВС РФ, который принимает постановление «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «О создании и упразднении некоторых районных судов».

Компетенция районного суда:

1) Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2) в случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3) вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, о применении к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания);

4) вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;

5) вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК;

6) жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в случаях и порядке, предусмотренных ст. 125 УПК;

7) принимаются в ходе досудебного производства решения:

— об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

— о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;

— о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

— о возмещении имущественного вреда;

— о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

— о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

— о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

— о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;

— о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

— о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

— о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

— о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;

— о реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подп. «в» подп. 1, подп. «б», «в» подп. 2 и подп. 3 ч. 2 ст. 82 УПК;

— о контроле и записи телефонных и иных переговоров;

— о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

8) вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

9) рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

10) в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Состав районного суда:

— председатель районного суда,

— его заместителя (заместителей)

— судьи районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В зависимости от числа судей, районные суды подразделяются на малосоставные (до 3-х судей) и многосоставные. На 1.01.2012 – действовало 557 малосоставных судов.

Структура суда зависит от его состава (малосоставной или многосоставной суд). Структура и штатное расписание каждого районного суда разрабатывается в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ, утв. Приказом Генерального директора Судебного департамента при ВС РФ от 02.04.2011 №61.

Структура и штатное расписание районного суда утверждается председателем суда по согласованию с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.

Структура суда – это организационное постороение суда, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей.

Штатное расписание – документ, который описывает структуру суда и включает перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, тарифных ставок.

Структура районного суда с численностью работников от 15 до 25 единиц включает: председателя суда, помощника председателя суда, заместителя председателя суда (при численности судей от 7 единиц), судей, помощников судей, отделы (общий – делопроизводство, материально-техническое обеспечение, кадровые вопросы), отдел обеспечения судопроизводства (м.б. по гражданским делам, по уголовным делам). Администратор суда подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения , но в штат суда не включен.

Структура районного суда с численностью работников от 26 до 45 единиц также включает отдел информационно-правового обеспечения и кадров (консультанты суда, отдел кадров, завхоз).

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия (ч. 2 ст. 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции»).

Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Количественный состав судей районного суда определяется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Полномочия председателя районного суда делятся на судейские и организационные.

Организационные полномочия:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

1. В случае отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей — по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

2. В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей — по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

3. В случае, если временно отсутствует судья районного суда и невозможно его заменить судьей этого же суда, исполнение его обязанностей возлагается председателем вышестоящего суда на судью ближайшего районного суда.

Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и аппаратом соответствующего суда.

Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции можно разделить на две группы:

— федеральные государственные гражданские служащие

— работники, замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

К первой группе относятся:

Начальники отделов, их заместители, помощник председателя суда, помощник заместителя председателя суда, помощники судей, консультант, главный специалист, старший специалист 1, 2 категории, специалист 1 категории, секретари судебного заседания, секретарь суда. Права и обязанности, порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

Ко второй – персонал по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства, курьер, иные работники. Их права и обязанности устанавливаются трудовым законодательством.

Перечень должностей сотрудников аппарата суда указан в УП РФ от 31.12.2005 г. №1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы».

Аппарат суда общей юрисдикции:

1) принимает и выдает документы;

2) удостоверяет копии судебных документов;

3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

4) контролирует уплату пошлин и сборов;

5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

8) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

10) осуществляет хранение дел и документов;

11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;

12) осуществляет прием граждан.

Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Полномочия помощника председателя суда (судьи) определяются должностными инструкциями и Типовыми должностными регламентами помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда, утвержденных приказом Судебного департамента от 06.1.2010 №272.

Должности федеральной государственной гражданской службы «помощник председателя суда» и «помощник судьи» учреждаются для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих федеральные государственные должности «председатель федерального суда» и «судья федерального суда».

Должности «помощник председателя суда (судьи)» районного суда и гарнизонного военного суда соответствуют классные чины юстиции «советник юстиции 2 класса» («советник юстиции 3 класса»).

Назначение лица на должность «помощник председателя суда (судьи)» районного суда и гарнизонного военного суда, а также освобождение от должности осуществляется приказом председателя федерального суда общей юрисдикции.

Помощник председателя суда подчиняется председателю суда.

Помощник судьи подчиняется непосредственно судье, помощником которого он является, а также председателю суда, заместителю председателя суда.

Лица, претендующие на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы «помощник председателя суда» и «помощник судьи», должны иметь высшее юридическое образование и соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации.

2.2. Помощник председателя суда (судьи) должен иметь стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее четырех лет стажа работы по юридической специальности.

Помощник председателя суда (судьи) должен уметь:

— эффективно и последовательно организовать работу по направлениям своей деятельности;

— обобщать и анализировать поступающую информацию;

— работать с законодательными и нормативными правовыми актами, применять их на практике;

— разрабатывать план конкретных действий;

— оперативно принимать и осуществлять принятые решения;

— адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;

— взаимодействовать с работниками структурных подразделений суда для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

— правильно распределять рабочее время;

— владеть приемами межличностных отношений;

— владеть навыками работы с подсистемами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по направлениям деятельности;

— пользоваться компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением.

3.2. Помощник председателя суда (судьи) должен выполнять обязанности, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона о государственной гражданской службе, а также:

— оказывать помощь председателю суда (судье) в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

— оказывать помощь председателю суда (судье) в подготовке ответов на обращения и запросы, поступающие в адрес председателя суда (судьи), в том числе и в связи с находящимися в его производстве делами;

— готовить информацию по вопросам, входящим в его должностные обязанности;

— осуществлять информационно-правовое и кодификационное обеспечение деятельности председателя суда (судьи);

— готовить материалы для обобщений, докладов, выступлений председателя суда (судьи);

— соблюдать единые требования работы с документами, в том числе с использованием технических средств;

— выполнять иные поручения председателя суда (судьи), связанные с профессиональной деятельностью.

Помощник районного судьи:

5.5. В сфере обеспечения процессуальной деятельности судьи осуществляет помощник судьи:

— оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

— оказывает помощь судье в подготовке проектов процессуальных документов и проектов судебных актов по делам, находящимся в производстве судьи;

— участвует в изучении поступивших на рассмотрение судье заявлений (исковых заявлений) в рамках гражданского судопроизводства, дел (материалов), жалоб в рамках уголовного судопроизводства, дел об административных правонарушениях и жалоб по ним;

— вносит предложения судье о совершении действий, предусмотренных процессуальным законодательством и инструкцией по судебному делопроизводству, на стадии подготовки дела (материала) к судебному разбирательству;

— готовит в устной (письменной) форме предварительное заключение по заявлению (исковому заявлению) в рамках гражданского судопроизводства, по делу (материалу), жалобе в рамках уголовного судопроизводства, делу об административных правонарушениях, жалобе по нему, находящимся в производстве судьи;

— вносит по поручению судьи сведения в соответствующие подсистемы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по судебным делам (материалам), обращениям граждан, находящимся в производстве судьи;

— подбирает федеральные законы, иные нормативные правовые акты, материалы судебной практики, необходимые для рассмотрения дел;

— составляет проекты процессуальных документов;

— выполняет другие функции, связанные с обеспечением процессуальной деятельности судьи.

Администратор районного суда в штат суда не включается. Назначается на должность и и освобождается начальником управления (отдела) Судебного департамента соответствующего субъекта РФ по представлению председателя районного суда и выполняет его поручения. Администратор суда обеспечивает организацию деятельности районного суда. Он взаимодействует с адвокатурой и правоохранительными органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива, материально-техническое и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда, организует охрану зданий и помещений суда.

Секретари судебных заседаний:

— ведут протоколы судебных заседаний при рассмотрении конкретных дел во время судебного разбирательства;

— обеспечивают техническую подготовку судебного заседания;

— осуществляют вызов в судебное заседание участвующих в деле лиц;

— проверяют их явку в суд;

— выполняют иные поручения судьи.

Консультант суда ведет прием граждан, осуществляет справочную информацию по законодательству и судебной практике, следит за изменениями, доводит их до судей, участвует в повышении квалификации сотрудников аппарата суда.

Заведующий канцелярией организует делопроизводство в суде, распределяет работу между сотрудниками канцелярии, оформляет служебную переписку суда с другими судами и правоохранительными органами, ведет книгу приказов и распоряжений.

Секретарь районного суда осуществляет делопроизводство по судебным делам, ведет журналы и учетно-статистические карточки, отражающие движение дела, обеспечивает хранение вещественных доказательств, иные полномочия.

Обеспечением установленного порядка деятельности суда занимаются судебные приставы, которые входят в ФССП (находится в ведении Минюста).

Судебные приставы:

— обеспечивают безопасность судей, участников судебного процесса, свидетелей;

— обеспечивают охрану зданий суда, совещательных комнат, судебных помещений в рабочее время;

— поддерживают общественный порядок в судебных помещениях;

— во время судебного заседания выполняет распоряжения председательствующего, обеспечивает должный порядок в зале судебного заседания;

— исполняют решения суда о применении к подсудимому и иным лицам мер процессуального принуждения (привод лиц, задержание правонарушителей с последующей передачей органам полиции).

Какова компетенция районного суда?

Что входит в компетенцию районного суда? Что под ней понимается? Какие суды собственно являются районными? Рассмотрим перечень дел, которые они рассматривают, особенности организации и управления этими учреждениями, есть ли между ними разница.

Нормативные документы

Какие нормативные акты определяют компетенцию районного суда? Первичный документ – Конституция, она определяет основы организации судебной системы, некоторые ее положения в этой сфере действуют напрямую.

Затем следует закон, регламентирующий организацию деятельности судов общей юрисдикции. Он имеет организационный характер и описывает структуру суда, порядок управления им, и распределяет полномочия вышестоящих органов.

Процессуальные законы в большей степени описывают порядок распределения дел между судами и инстанциями. Чаще всего простые граждане и юристы обращаются к процессуальным кодексам. Именно в них раскрываются соответствующие аспекты компетенции районного суда.

Существуют еще инструкции по делопроизводству, положения, изданные судом, на основе федеральных документов, принятых в судебном департаменте при ВС РФ. Все подзаконные акты носят технический характер и направлены на уточнение положений законов. Сотрудники судов жалуются на принятие лишних актов, которые почти дословно дублируют положения законов и не несут в себе уточнений.

Районные суды

Их компетенцией наделяются собственно районные суды, а также городские суды, обслуживающие отдельные поселения или города. Например, в компетенцию Выборгского городского суда подпадает обслуживание территории всего города. Разделение на районы организовано в крупных городах (Москва) и в районах, на которые делятся области или другие субъекты.

Какие дела рассматривает

В компетенцию районного суда входит рассмотрение всевозможных дел: гражданских, административных, уголовных. Если в заявлении поднимаются требования, частично подсудные арбитражному суду, то дело передается в районный суд. Законом установлен приоритет судов общей юрисдикции.

Суд первой инстанции

В компетенцию районного суда входит, прежде всего, разбирательство дел по первой инстанции. Каким образом она реализуется по гражданским и административным делам?

Суд первой инстанции:

  • принимает исковое заявление, оценивает его готовность к рассмотрению с формальной точки зрения;
  • готовит дело к рассмотрению по существу (предлагает уточнить требования иска, заявить ходатайства об истребовании доказательств, назначении экспертизы, вызове свидетелей);
  • устанавливает перечень обстоятельств, имеющих значение для дела (почти никогда это положение судами не исполняется);
  • выслушивает доводы сторон;
  • оценивает доказательства, материалы экспертизы, доводы сторон;
  • разъясняет последствия применения или отказ от применения имеющихся прав сторонами;
  • выносит решение по существу.

В чем особенность первой инстанции

Задача стороны — заявить все требования, которые она считает обоснованными и справедливыми, и приложить усилия для предоставления всех имеющихся доказательств и их истребования судом и выяснения всех обстоятельств. Апелляционная, кассационная и надзорная инстанции работают с материалами, собранными в суде первой инстанции.

Истребование и приобщение новых доказательств в апелляционной инстанции допускается, если ранее о них было заявлено, но суд первой инстанции незаконно отклонил ходатайство.

Подготовка дела к апелляции

Какова компетенция районного суда на данном этапе? В России первая инстанция готовит дело к передаче в апелляцию. Проверяет выполнение требований к жалобам, оплачена ли, например, государственная пошлина. Судья отсылает сторонам тексты жалоб и отзывов на них.

Также в задачи первой инстанции входит разрешение вопроса о восстановлении срока на обжалование. Надо сказать, что подобная конструкция загружает районный суд лишней, не свойственной ему работой, а во-вторых, дает возможность для злоупотреблений со стороны судей, чье решение обжалуется. Это положение вещей характерно для всех видов судопроизводства.

Роль в кассационной и надзорной процедуре

Какова компетенция районного суда в этом случае? Здесь она ограничена. По запросу судей кассационной или надзорной инстанций надлежит отослать все материалы дела.

Также суд первой инстанции разрешает вопрос о восстановлении срока на обжалование в первую кассационную инстанцию (суды субъектов). Объем полномочий и возможности влияния на ход процесса здесь меньше.

Соотношение с мировой юстицией

Мировые судьи рассматривают по первой инстанции гражданские, уголовные и административные дела. Их задача — провести разбирательство по массовым и относительно несложным делам и избавить районный суд от излишней нагрузки.

К компетенции районного суда относятся дела, которые не отнесены к сфере деятельности мировых судей.

При подаче в мировой суд иска, требования которого хотя бы отчасти рассматриваются в районном суде, дело автоматически передается в районный суд. Если одно из требований, подсудных районному суду, выставляются в ходе процесса, дело передается туда же. Например, подан иск о взыскании алиментов. При дополнении иска требованием о признании ответчика отцом ребенка, материалы передаются в районный суд.

Мировые судьи рассматривают и уголовные дела. В УПК дан исчерпывающий перечень соответствующих статей, максимальное наказание по ним составляет 3 года заключения.

Если в деле присутствует двойная подсудность и недопустимо выделение материалов в отдельное производство, они полностью передаются в районный суд.

Материалы по административной ответственности направляются и в районные суды, и мировым судьям. Распределение дел производится согласно нормам КоАП.

Пересмотр решений и приговоров

К компетенции районного, городского суда относится рассмотрение жалоб участников процессов и представлений прокуроров на решения и приговоры мировых судей. Порядок рассмотрения почти такой, как и в судах субъектов, за исключением числа судей – вместо коллегии разбирательство ведет один судья.

Иные полномочия по отношению к мировым судьям

Районный суд в лице председателя вправе перераспределять нагрузку между мировыми судьями, в его обязанности входит характеризовать их работу, подавать представления в дисциплинарные органы. И это притом, что назначение производится путем выборов депутатами региональных собраний. В реальности Председатель районного суда становится фактическим начальником мирового судьи.

Уголовное судопроизводство

В компетенцию районного суда входит принятие жалоб и заявлений на стадии досудебного следствия (кроме тех, что разбираются по существу мировыми судьями и судами субъектов по первой инстанции). Это и жалобы участников производства по поводу законности возбуждения дела или отказа в нем.

Подаются жалобы на законность действий следователей и дознавателей, ходатайства следователей о применении меры пресечения, особенно заключения под стражу.

Районный суд — первая инстанция почти для всей массы уголовных дел. После завершения следствия дело прокуратурой передается в суд, и там проводится проверка его готовность для рассмотрения по существу. Если материалы не возвращены, то назначается заседание. Изучив дело и доводы сторон, судья выносит приговор. К компетенции районного суда РФ относится проверка готовности апелляций и представлений прокуратуры для рассмотрения во второй инстанции.

Как организована деятельность

Как выглядит структура и состав районного суда? Компетенция, формирование состава определяется и профильным законом о судах и процессуальными законами.

Суд состоит из судей и работников аппарата. Судьи непосредственно рассматривают дела и материалы, принимают по ним решения. В задачу аппарата входит обеспечение их деятельности. Например, секретари и помощники обрабатывают заявления, поступившие в суд, готовят проекты документов.

Работников условно можно поделить на две группы:

  • гражданские служащие (секретари, помощники, консультанты, специалисты, начальники отделов);
  • персонал, не занимающий должностей государственной службы.

Сюда включаются водители, курьеры, уборщики, иные лица, принимаемые на работу на условиях трудового договор и не имеющие статуса государственного служащего.

Существует типовое штатное расписание, и суды схожи по своей структуре, однако есть разница между тем, какие обязанности выполняют консультанты в различных судах.

Секретари суда делятся на две категории:

  • специалисты, работающие в канцелярии;
  • сотрудники, непосредственно обеспечивающие деятельность судей (выписывают повестки, ведут стенограмму заседаний, выполняют иные поручения).

Судья, который больше иных коллег загружен делами, вправе просить предоставить ему в помощь дополнительного сотрудника, обычно это секретари.

Работа в канцелярии связана с приемом заявлений, корреспонденции, написанием ответов на письма граждан, не имеющих непосредственного отношения к судебным процессам. Через канцелярию в адрес организаций и граждан отправляются документы от имени судей.

Копии решений выдаются в канцелярии, там же предоставляют материалы дел для ознакомления. Если по делу уже вынесено решение, выдается его копия по запросу заинтересованного лица.

Рассматривая компетенцию, состав и организацию деятельности районного суда, отметим, что роль секретарей и помощников огромна, без них правосудие было бы невозможно.

Формирование состава

Все судьи без исключения назначаются Президентом, отбор производится через многоступенчатую систему органов, окончательное решение принимает специальная комиссия при главе государства, после чего издается Указ. Все председатели судов и их заместители назначаются также Президентом после проведения еще одной дополнительной проверки.

Первый раз судья получает назначение на 6 лет, затем производится пожизненное переназначение, если нет серьезных замечаний к работе. Изменение места работы — отдельная процедура. Сегодня претенденты в судьи имеют право подать документы на занятие должности в регионе, где нарабатывали стаж перед подачей документов. Формальная причина — существенная разница между нормативными актами регионов.

Количество судей определяется судебным департаментом. Средняя численность состава районного суда примерно 10 человек, где-то меньше, где-то больше.

В столичных городах число судей в первой инстанции заметно выше. Базовый критерий – численность жителей района или города. На численность судей влияют и иные факторы.

Среди судей существует основная специализация: цивилисты, криминалисты. Между ними также есть разделение. Например, женщины всегда решают споры о детях. К мужчинам такие дела не попадают. Кто-то считается специалистом в кредитных делах.

При необходимости в случае возникновения дополнительной нагрузки производится перераспределение дел. Такое происходит, например, при наплыве дел об административной ответственности. Еще причины: прекращение полномочий судей, болезнь, уход в отпуск.

Таким образом, состав и компетенция районного суда специфичны.

Руководство суда

Эта обязанность ложится на председателя, который одновременно выполняет и обязанности судьи.

Он утверждает с согласия судебного департамента штат суда, его подпись ставится на всех документах, связанных с сотрудниками (принятие на работу, заключение контракта, приказы по выплате премий и т. д.). Председатель вправе назначить заместителей. Какие именно возложить на них задачи, решает он. Один из заместителей замещает его в период отпуска, болезни или прекращения полномочий.

Назначаются на должности руководителя аппарата суда, начальника канцелярии гражданские служащие (не судьи). Существенную роль среди служащих аппарата играет помощник председателя суда.

Районный суд (городской суд)

Районный (городской) суд – орган судебной власти Российской Федерации, который входит в систему судов общей юрисдикции. Районный (городской) суд осуществляет судебную власть на уровне субъекта. В иерархической структуре районный (городской) суд стоит ниже областного суда, но находится выше судебных участков мировых судей. Районные суды образуются в районах, районах городов (для крупных городов) и городах на всей территории России.

Компетенция Районного суда

Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.

Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, ко­торые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.

Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.

На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.

Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения администра­тивных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).

В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы

Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Организация районных судов

Организация районных судов определяется:

  • Конституцией РФ;

  • Законом о судебной системе;

  • Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;

  • Законом о статусе судей и другим законодательством.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Принципы деятельности районных судов

Деятельность районных судов по осуществлению правосудия проводится в соответствии с принципами, общими для всех органов судебной власти РФ.

Такими принципами являются:

  • единство судебной системы;

  • обязательность судебных постановлений;

  • несменяемость и неприкосновенность судей;

  • равенство всех перед законом и судом;

  • гласность в деятельности судов;

  • самостоятельность судов и независимость судей.

Полномочия районных судов

В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии со ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд рассматривает:

  • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).

  • дела об административных правонарушениях.

  • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

  • дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.

То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:

  • первой инстанции;

  • второй (апелляционной) инстанции;

  • инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедли­вость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в слу­чаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Полномочия судей районных судов

Полномочия судей районных судов при осуществлении ими правосудия конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ), Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушений (КоАП РФ), иных нормативных актах.

Состав районных судов

Районный суд состоит из федеральных судей, которые назначаются на должность указами Президента РФ в соответствии с порядком, установленном на законодательном уровне.

В соответствии со статьей 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд формируется в составе:

  • председателя районного суда;

  • его заместителя (заместителей);

  • судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.

Таким образом, в каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет.

При этом, одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:

  • помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

  • начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

  • специалистов и консультантов;

  • секретарей судебного заседания;

  • администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

  • технического персонала по обслуживанию зданий суда.

Функции председателя районного суда

Председатель районного суда выполняет следующие функции:

  • председательствует в судебных заседаниях;

  • распределяет другие обязанности между судьями;

  • назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

  • руководит работой аппарата суда;

  • организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;

  • руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

  • организует работу по повышению квалификации работников суда;

  • вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

  • ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.

Вопрос 12. Районный суд: состав и полномочия. Председатель районного суда, его полномочия.

  • •Дисциплина «Правоохранительные органы»
  • •Вопрос 1. Правоохранительные органы. Их место в системе других органов государства.
  • •Вопрос 2. Язык судопроизводства и принцип гласности в деятельности судов.
  • •Вопрос 3. Органы дознания в рф и их компетенции.
  • •Вопрос 4. Состязательность сторон по гражданским и уголовным делам.
  • •Вопрос 5. Презумпция невиновности.
  • •Вопрос 6. Организация и основные задачи нотариата в рф
  • •Вопрос 7. Верховный суд рф. Состав, полномочия, структура. Председатель Верховного суда рф.
  • •Вопрос 8. Понятие правосудия и его отличительные признаки
  • •Вопрос 9. Судебные коллегии Верховного суда рф
  • •Вопрос 10. Краевой (областной) суд. Состав, полномочия, структура.
  • •Вопрос 11. Пленум Верховного суда рф: состав и полномочия. Руководящие разъяснения Пленума Верховного суда рф.
  • •Вопрос 12. Районный суд: состав и полномочия. Председатель районного суда, его полномочия.
  • •Вопрос 13. Место суда в системе органов власти и управления.
  • •Вопрос 14. Организация адвокатской деятельности и ее основные задачи, права и обязанности адвокатов.
  • •Вопрос 15. Основные направления деятельности адвокатуры, формы адвокатских образований.
  • •Вопрос 16. Понятие прокурорского надзора и его отличие от других форм контроля и надзора за законностью.
  • •Вопрос 17. Судебная система в рф.
  • •Судебная система Российской Федерации
  • •Вопрос 19. Судоустройственные гарантии принципа независимости судей.
  • •Вопрос 20. Органы судейского сообщества. Порядок образования и компетенция.
  • •Вопрос 21. Основные направления деятельности Конституционного суда рф
  • •Вопрос 22. Надзор прокурора за исполнением законов органов дознания, предварительного следствия и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  • •Вопрос 23. Надзор прокурора за соблюдением прав и свобод человека.
  • •Вопрос 24. Надзор прокурора за исполнением законов администрациями органов, осуществляющих исполнение наказаний, мест содержания задержанных и заключенных под стражу лиц.
  • •Вопрос 25. Участие прокурора при рассмотрении дел в суде, его полномочия.
  • •Вопрос 26. Военная прокуратура: состав и система.
  • •Вопрос 27. Принципы организации и деятельности прокуратуры в рф
  • •Вопрос 28. Органы предварительного следствия, структура, компетенция.
  • •Вопрос 29. Демократические основы (принципы) правосудия в рф. Понятие, отличительные признаки, система.
  • •Вопрос 30. Отличительные признаки правосудия по первой инстанции, по второй (апелляционной, кассационной) инстанции, в порядке надзора
  • •Вопрос 31. Арбитражные суды, их система, порядок образования, структура, основные полномочия.
  • •Вопрос 32. Обеспечение права обвиняемому на защиту.
  • •Вопрос 33. Организационное обеспечение судов.
  • •Вопрос 34. Порядок формирования судебных органов.
  • •Вопрос 35. Правоохранительная деятельность и её отличительные признаки.
  • •Вопрос 36. Система органов прокуратуры, порядок назначения прокуроров, присвоение классных чинов работникам прокуратуры.
  • •Вопрос 37. Организация работы районного суда
  • •Вопрос 38. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и порядок их назначения, приостановление, прекращение полномочий судей.
  • •Вопрос 39. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса, их права, обязанности и ответственность
  • •Вопрос 40. Присяжные заседатели, порядок формирования.
  • •Вопрос 40. Процессуальные гарантии независимости судей и подчинение их только закону.
  • •Вопрос 42. Основные направления деятельности судебного департамента при Верховном суде рф
  • •Вопрос 43. Квалификационные коллегии судей субъектов рф и высшая квалификационная коллегия судей субъектов Российской Федерации. Порядок образования, компетенция.
  • •Вопрос 44. Материально-технические и социальные гарантии независимости судей, подчинение их только закону
  • •Вопрос 45. Порядок привлечения судей к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
  • •Вопрос 47. Нотариальные палаты субъектов рф и Федеральная нотариальная палата, порядок образования, компетенция.
  • •Вопрос 48. Мировой судья: порядок образования и компетенция
  • •Вопрос 49. Лица, осуществляющие нотариальную деятельность
  • •Вопрос 50. Судебный департамент при Верховном суде рф, структура, компетенция
  • •Вопрос 51 Требования, предъявляемые к нотариусу. Порядок наделения полномочий.
  • •Вопрос 52. Следственный комитет рф. Состав, структура, компетенция.
  • •Вопрос 53. Задачи, обязанность, права работников полиции.
  • •Вопрос 54. Принципы организации и деятельности полиции рф.
  • •Вопрос 55. Участие граждан в осуществлении правосудия
  • •Вопрос 56. Гарантии социальной защиты сотрудников полиции.
  • •Вопрос 57. Принципы централизации и независимости Прокуратуры рф.
  • •Вопрос 58. Принципы единства и единоначалия в организации деятельности Прокуратуры рф.

Какими полномочиями обладает судья районного суда?

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

Статья 34. Компетенция районного суда

Цитата: 1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3. Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Судьи действуют в рамках полномочий, установленных законом для судов.

Каждый судья (не председатель суда) обладает уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными правами и обязанностями. Рассматривая дело единолично, он обладает как статусом суда, так и статусом председательствующего в судебном заседании.

Когда же он является членом состава суда — не председательствующим, его правовой статус несколько иной. Будучи членом суда, рассматривающим в первой инстанции уголовное дело, он, к примеру, вправе:

1) после допроса, осуществленного сторонами допрашивать подсудимого, свидетеля, эксперта и специалиста;

2) присутствовать в совещательной комнате при постановлении приговора;

3) участвовать в голосовании при принятии решения;

4) воздержаться от голосования по вопросам применения уголовного закона, если он голосовал за оправдание подсудимого и остался в меньшинстве;

5) изложить особое мнение в совещательной комнате в письменном виде.

На судью, кроме того, законом возложены и обязанности.

1) не разглашать суждения, имевшие место при обсуждении и постановлении приговора;

2) голосовать (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 301 УПК) при постановлении приговора;

3) написать приговор от руки или изготовить его с помощью технических средств, если ему это поручено;

4) подписать приговор;

5) удостоверить своей подписью имеющиеся в приговоре оговорки по поводу внесенных исправлений;

6) выслушать провозглашаемый приговор стоя.