Содержание
Конкурентоспособность страны
Конкурентоспособность страны на внешнем рынке представляет собой комплексный механизм реализации конкурентных преимуществ на основе эффективного использования имеющихся ресурсов с целью увеличения объемов производства и реализации товаров и услуг на мировом рынке.
Факторы конкурентоспособности страны
Понятие «конкурентоспособность страны» предполагает производство таких товаров, которые соответствуют запросам международного рынка и конкретных потребителей. Эти товары должны иметь высокое качество и соответствовать уровню мировых стандартов.
Необходимо иметь в виду, что любой товар после выхода на мировой рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Для того чтобы замедлить этот процесс, необходимо постоянно совершенствовать качественные и эксплуатационные характеристики товара, а производство нового товара должно осуществляться планомерно, чтобы создать условия для его выхода на мировой рынок.
Для обеспечения конкурентоспособности страны на международном рынке необходимо постоянно изучать конъюнктуру мирового рынка и уровень развития конкуренции в соответствии с фазами жизненного цикла товара. При этом необходимо учитывать целесообразность выпуска нового товара прежде, чем старый исчерпал свои возможности.
Таким образом, конкурентоспособность страны на мировом рынке характеризуется совокупностью параметров товара, предлагаемого для реализации на внешнем рынке, которые отличают данный товар от товаров-аналогов по степени удовлетворения запросов потребителя и уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию.
Конкурентоспособность страны:
- способность страны производить больше материальных ценностей, чем их конкуренты, на мировых рынках;
- степень возможности страны при условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги (комиссия по промышленной конкурентоспособности при президенте США);
- экономическая возможность расплачиваться за полученные средства (Всемирный банк развития);
- способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений.
Факторы, определяющие конкурентоспособность страны:
- динамизм экономики, оцениваемый по таким показателям, как темпы экономического развития, положение национальной валюты, объем производства важнейших товаров в расчете надушу населения и др.;
- эффективность промышленного производства:
- динамизм рынка, оцениваемый по показателям уровня качества товаров, объема потребительских расходов надушу населения и др.;
- состояние и развитие финансовой системы страны, оцениваемое исходя из деятельности коммерческих банков, рынка ценных бумаг;
- человеческие ресурсы, определяемые на основе численности и темпов роста населения и рабочей силы, уровня безработицы, уровня квалификации трудовых ресурсов и т.п.;
- роль государства, оцениваемая степенью воздействия государственного регулирования в экономике на основе исследования уровня налогообложения, доли государственного сектора в национальном доходе страны и др.;
- ресурсы и инфраструктура — исследуется обеспеченность страны различными видами ресурсов со степенью развития инфраструктуры;
- социально-политическая обстановка в стране — показателями, ее характеризующими, выступают величина дохода и его распределение, трудовые отношения в промышленности и т.д.
Структура конкурентоспособности каждой страны сильно различается, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях, потому что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее динамичными и перспективными.
В отличие от категорий конкурентоспособности продукции, товара, предприятия, относящихся к сфере микроэкономики, конкурентоспособность национальной экономики имеет ярко выраженный макроэкономический характер.
На современном этапе экономического развития обеспечение конкурентоспособности страны является важнейшей проблемой, характеризующей не только положение страны на мировом рынке, но и определяющей в значительной степени ее национальную безопасность.
Рейтинг конкурентоспособности стран мира
Оценка конкурентоспособности страны
Среди наиболее распространенных методических подходов к оценке уровня конкурентоспособности страны выступают методики Всемирного банка, Всемирного экономического форума.
1. Всемирный экономический форум, 1986 г. оценивает по 8 группам агрегированных факторов (381 показатель):
- внутренний экономический потенциал;
- внешнеэкономические связи;
- государственное регулирование;
- кредитно-финансовая система;
- инфраструктура;
- система управления;
- научно-технический потенциал;
- трудовые ресурсы.
Показатели для оценки стадии развития конкурентоспособности страны:
- характеризующие уровень развития экономики и темпы ее роста;
- характеризующие трудовые ресурсы (доля активного населения, уровень производительности труда, заработной платы, личного дохода);
- расходов на НИОКР, % от ВВП (темпы роста расходов, расходы на образование, количество патентов);
- характеризующие экспорт (доля страны в мировом экспорте, темпы роста экспорта; доля трудоемких и сырьевых отраслей, капиталоемких отраслей, отраслей высоких технологий; доля услуг в ВВП);
- инвестиций (доля внутренних инвестиций, % к ВВП: инвестиций за границу, % к ВВП: иностранных инвестиций, % к общему объему инвестиций; доля налогов в ВВП).
2. Всемирный банк оценивает конкурентоспособность страны по 9 критериям (сумма может составить максимально 100 баллов):
- политический риск (возврат денег);
- экономические перспективы;
- внешняя задолженность;
- долг в связи с дефолтом или реструктуризацией долга;
- доступ к банковским ресурсам;
- доступ к рынкам капитала;
- предоставление форфейтинговых услуг.
Конкурентоспособность страны рассчитывается по формуле:
100 баллов = 25 + 25 + 10 +10 + 10 + 5 + 5 + 5 (табл. 1).
Таблица 1. Оценка конкурентоспособности страны
Показатели |
Составляющие элементы |
Критерий оценки |
Примечание |
1. Политический риск, /п |
Возможность неплатежей по поставкам продукции (оказанию услуг) Невыплаты по займам, финансовым обязательствам, дивидендам Невозможность репатриации вложенных капиталов |
max = 25 баллов |
Чем меньше риск, тем выше рейтинговая оценка |
2. Экономические перспективы, /э |
Прогноз развития на данный год Прогноз на последующий год |
max = 25 баллов |
|
3. Внешняя задолженность, /з /з = А + (В х 10) -(С х 10) |
Отношение суммарного долга страны к ВВП, А Отношение долга к сумме экспорта, В Сальдо платежного баланса по текущим операциям к ВВП, С |
max = 10 баллов |
Чем ниже численное значение по формуле, тем выше рейтинг |
4. Долг в связи с дефолтом или в связи с рестуктури зацией долга, /д |
Выполнение (невыполнение) финансовых обязательств или перенос срока уплаты по всей задолженности |
max = 10 баллов |
Максимальный балл получают страны, у которых не было платежей; 0 баллов — у кого невыполнение финансовых обязательств или перенесен срок |
5. Кредитный рейтинг (рейтинг платежеспособности по кредитным долгам), /к |
max = 10 баллов |
Максимум баллов наиболее платежеспособным фирмам Оценка по данным ведущих рейтинговых фирм мира iMoodys, StandartSPoof’s, Fitsh) |
|
6. Доступ к банковским ресурсам, /б |
Отношение частных, долгосрочных, негарантированных займов к ВВП |
max = 10 баллов |
Источник оценок»Global Development Finance» |
7. Доступ к краткосрочным финансовым ресурсам, /ф |
Возможность получения ресурсов на рынке капитала без проблем Возможность получения ресурсов на рынке капитала без проблем в 95% случаев Доступ не составляет особых проблем Доступ возможен в зависимости от ситуации на рынке капитала Доступ не исключается при определенных условиях Доступ вообще не возможен |
max = = 5 баллов = 4 балла = 3 балла = 2 балла = 1 балл = 0 баллов |
|
8. Доступ к форфейтинговым услугам, /фф |
Доступ не сопряжен с рисками |
max = 5 баллов |
Источники: Morgan Crenfell, Trade Finance, Standard Bank, отделение Mc Kinsy (г. Москва) |
Фатхутдинов Р.А. конкурентоспособность страны оценивает по формуле:
- bi — значимость фактора i конкурентоспособности (i = 1,0);
- кi — конкурентоспособность фактора (Kj = Пi / Пнi);
- Пi — абсолютное значение;
- Пнi — нормативное значение фактора).
Показатели для оценки конкурентоспособности страны (1,0):
- расходы из госбюджета на НИОКР (в % от ВВП);
- расходы из госбюджета на развитие человека (образование, здравоохранение, социальная сфера), в % от ВВП;
- стабильность политической системы в стране, баллы;
- ВВП на душу населения, тыс. долл.;
- средняя продолжительность жизни;
- эффективность использования ресурсов; экспорт в % от ВВП;
- место страны в мире по запасам природных ресурсов на душу населения.
- уровень инфляции, %;
- место страны по удельному весу в составе 250 самых крупных конкурентоспособных фирм мира.
2.5 В чем состоит конкурентоспособность страны
Национальная
конкурентоспособность стала одним из центральных предметов озабоченности правительства и отрасли в каждом государстве. Однако, несмотря на все дискуссии, дебаты и публикации на эту тему, до настоящего времени не существует убедительной теории, объясняющей конкурентоспособность в национальных масштабах.
Более того, не существует даже общепринятого определения понятия конкурентоспособности применительно к стране. И если понятие конкурентоспособной компании оказывается совершенно ясным, этого нельзя сказать о понятии конкурентоспособной страны.
Некоторые рассматривают конкурентоспособность страны как явление макроэкономики, управляемое такими факторами, как валютный курс, процентные ставки и дефицит бюджета. Однако Япония, Италия и Южная Корея быстро
повышают уровень жизни, несмотря на дефицит бюджета; Германия и Швейцария — несмотря на повышение стоимости валюты; а Италия и Корея — несмотря на высокие процентные ставки. Другие высказывают соображение, что конкурентоспособность возникает в результате наличия дешевой и находящейся в избытке рабочей силы. Однако Германия, Швейцария и Швеция — все эти страны достигли процветания даже при высоких зарплатах и нехватке рабочей силы. Кроме того, разве не должна страна стремиться к повышению зарплат своих работников в результате повышения конкурентоспособности? Еще один взгляд на данный вопрос связывает конкурентоспособность с богатыми природными ресурсами. Однако чем тогда можно объяснить успехи, достигнутые Германией, Японией, Швейцарией, Италией и Южной Кореей — странами с ограниченными природными ресурсами? В последнее время предпочтение отдают утверждению о том, что конкурентоспособность управляется политикой правительства: целенаправленность, защита, облегчение импорта и субсидии способствовали распространению японских и южнокорейских автомобилей, развитию сталелитейной промышленности, кораблестроения, индустрии полупроводников до исключительного в мировых масштабах уровня. Однако при более внимательном рассмотрении все оказывается не столь однозначно. В Италии вмешательство правительства оказалось неэффективным — однако Италия пережила настоящий бум в возрастании своей доли в мировом экспорте, уступая только Японии. В Германии непосредственное вмешательство правительства в экспортирующие отрасли оказывается достаточно редким, И даже в Японии и Южной Корее роль правительства в таких важных отраслях, как производство факсов, копиров, автоматов и улучшенных материалов, была достаточно умеренной; некоторые часто упоминаемые примеры, такие как производство швейных машин, выпуск стали и кораблестроение, оказываются в настоящее время устаревшими.
И, наконец, еще одно популярное объяснение различной конкурентоспособности стран состоит в различной практике управления включая взаимоотношения между управлением и рабочей силой. Проблема здесь, однако, состоит в том, что различные отрасли промышленности требуют различных подходов к управлению. Ведущая к успеху практика управления малыми, частными и слабо организованными итальянскими семейными компаниями по производству обуви, текстиля и бижутерии привела бы, например, к хаосу в случае применения ее к немецким химическим или автомобильным
компаниям, швейцарским компаниям по производству медикаментов или американским компаниям, выпускающим самолеты. Невозможно также сделать общие выводы о взаимоотношениях между управлением и рабочей силой. Несмотря на достаточно распространенное мнение, что мощные профсоюзы снижают конкурентоспособность, профсоюзы в Германии и Швеции сильны — и обе эти страны гордятся своими очень сильными в международных масштабах компаниями. Понятно, что ни одно из таких пояснений нельзя считать вполне удовлетворительным; ни одно из них не является само по себе достаточным для рационального объяснения конкурентного положения некоторой отрасли внутри государственных границ. Некоторая доля истины содержится в каждом из них, но работает, видимо, более широкий, более сложный ряд факторов. Отсутствие простого пояснения свидетельствует о существовании даже более фундаментального вопроса. Прежде всего, что такое конкурентоспособная страна? Следует ли считать конкурентоспособной страну, в которой каждая компания, каждая отрасль промышленности конкурентоспособна. Ни одна из стран не подпадает под определение. Даже в Японии есть секторы экономики, находящиеся позади самых сильных мировых конкурентов.
Может быть, конкурентоспособная страна — это такая, для которой валютный курс обеспечивает конкурентоспособные цены на товары на мировом рынке? Как в Германии, так и в Японии были периоды больших достижений в повышении уровня жизни — и очень значительные периоды существования сильной валюты и повышения цен. Или конкурентоспособная страна имеет большой положительный баланс в торговле? Торговый баланс Швейцарии можно считать примерно сбалансированным; Италия же испытывает постоянный дефицит в торговле — и при этом в обеих странах происходит постоянное повышение национального дохода. Следует ли считать конкурентоспособной страну с низкой стоимостью рабочей силы? В Индии и в Мексике как зарплаты, так и стоимость рабочей силы низки — но ни одну из этих стран нельзя считать примером, достойным подражания.
Единственная разумная концепция конкурентоспособности на национальном уровне — это производительность. Основная цель каждого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни для своих граждан. Возможность реализации этой цели зависит от производительности, которая достигается в использовании трудовых ресурсов и капитала. Производительность — это объем выпуска продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Производительность зависит от качества и свойств продукции (определяющих цены, которые можно установить), а также от эффективности производства. Производительность — это основной детерминант долгосрочного стандарта жизни; это основной источник национального дохода на душу населения. Производительность, обеспечиваемая людскими ресурсами, обусловливает заработную плату; производительность использования капитала задает доходы, получаемые его владельцами. Уровень жизни для конкретной нации зависит от способности национальных компаний достигать высокого уровня производительности — и повышать производительность с течением времени. Постоянный рост производительности требует постоянного совершенствования экономики. Национальные компании должны постоянно повышать производительность в существующих отраслях посредством повышения качества продукции, придания ей новых потребительских свойств, совершенствования технологии изготовления продукции или же повышения эффективности производства. Они должны развивать и совершенствовать свойства, необходимые для конкуренции во все более сложных сегментах отрасли, в которых производительность обычно высока. И наконец, они должны развить способность к конкуренции в принципиально новых, сложных отраслях. Международная торговля и иностранные инвестиции могут как повышать производительность отрасли некоторой страны, так и препятствовать такому повышению. Они оказывают поддержку повышению производительности посредством предоставления
возможности специализации в тех отраслях и сегментах, в которых национальные компании работают наиболее эффективно, и осуществлять импортирование продукции там, где эффективность работы компаний оказывается меньше. Ни одна страна не может быть конкурентоспособной во всем. В идеальном варианте ограниченные человеческие и другие ресурсы конкретной нации следует распределять таким образом, чтобы использовать с максимальной производительностью. Даже страны, чей уровень жизни максимален, имеют много отраслей, в которых их местные компании оказываются неконкурентоспособными. Однако международная торговля и иностранные инвестиции могут и препятствовать росту производительности. Они апробируют отрасли некоторой страны на соответствие международным стандартам производительности. Отрасль будет нести потери, если ее производительность окажется недостаточно высокой по сравнению с иностранными соперниками, чтобы компенсировать какие-либо преимущества локальным размером заработной платы. Если некоторое государство оказывается неспособным конкурировать в ряде отраслей с высокой производительностью и высокими заработными платами, уровень жизни в нем понижается.
Определение конкурентоспособности страны как достижение положительного баланса в торговле или сбалансированности по экспорту и импорту не представляется адекватным. Расширение экспорта вследствие низкой заработной платы и слабой валюты с одновременным импортом сложных товаров, которые национальные компании не могут выпускать на достаточно конкурентоспособном уровне, может привести торговлю к положительному балансу, но уровень жизни при этом, тем не менее, будет снижаться. Конкурентоспособность не означает также и наличия рабочих мест. Тип предлагаемых рабочих мест, а не просто возможность трудоустройства граждан на низкую заработную плату — вот что является решающим фактором для национального процветания. Таким образом, при попытке ответить на вопрос о конкурентоспособности на национальном уровне мы пытаемся давать ответ на неверно поставленный вопрос. Понятия, которыми мы должны здесь оперировать, — это детерминанты производительности и скорость роста производительности. Для поиска ответов необходимо фокусировать свое внимание не на экономике как целом, а на определенных отраслях и сегментах отрасли. Необходимо понять, как и почему возникают коммерчески жизнеспособные навыки и технологии, а понять это достаточно полно можно только на уровне рассмотрения конкретных отраслей. В результате продолжительной и активной борьбы против иностранных соперников за достижение конкурентного преимущества в конкретных сегментах и отраслях создаются и улучшаются новые продукты и процессы, которые поддерживают процесс обновления национальной производительности. При внимательном рассмотрении экономики любого государства можно заметить существенные различия в конкурентоспособности различных отраслей. Преимущества, которых страна достигает в конкуренции на международном уровне, часто концентрируются во вполне определенных сегментах промышленности. Немецкий экспорт автомашин сильно смещен в область высокопроизводительных машин и механизмов, в то время, как Корея экспортирует автомобили малые и средние. Во многих отраслях и сегментах компании, достигшие реальных успехов в международных масштабах, базируются только в нескольких странах.
Таким образом, наше исследование состоит в поиске основных характеристик государства, дающего своим компаниям возможность добиваться и удерживать конкурентные преимущества в определенных областях, — это поиск конкурентных преимуществ разных стран. Особый интерес для нас представляют детерминанты успеха на международном уровне в сегментах и отраслях, соответствующих высоким технологиям и способствующих достижению высокой и всевозрастающей производительности. Классическая теория поясняет успехи стран в определенных отраслях на основе так называемых
факторов производства — таких, как земля, трудовые и природные ресурсы. Определенные страны получают на основе этих факторов конкурентные преимущества в
определенных отраслях, в которых интенсивно задействованы те факторы, которые имеются у них в изобилии. Однако классическая теория размывается в случае высокотехнологичных отраслей и современной экономики в целом глобализацией конкурентной борьбы и мощностью современных технологий. В новой теории необходимо осознать, что в современном международном соревновании различные компании конкурируют в рамках глобальной стратегии с вовлечением не только трудовых ресурсов, но и иностранных инвестиций. Новая теория должна объяснить, в силу каких причин определенное государство оказывается предпочтительным для базирования компаний, участвующих в международной конкурентной борьбе. Страна базирования — это та страна, в которой создаются и поддерживаются основные конкурентные преимущества предприятия. Это та страна, где вырабатывается стратегия компании, в которой создаются и поддерживаются базовый продукт и технологические процессы; там же локализованы наиболее производительные работы и сконцентрирована самая квалифицированная рабочая сила. Если некоторая страна является страной базирования для компании, это оказывает сильное положительное влияние на другие связанные с ее деятельностью национальные отрасли и ведет к дополнительным преимуществам национальной экономики. Поскольку владение компанией обычно концентрируется в пределах страны базирования, подданство держателей акций оказывается второстепенным фактором.
Новая теория должна выйти за рамки сравнительных преимуществ и обратиться к конкурентным преимуществам стран. Она должна отражать богатое содержание понятия конкуренции, включающее сегментированные рынки, дифференцированные продукты, технологические различия, а также экономию, обусловленную ростом масштаба производства. Новая теория должна выйти за рамки затратного подхода и пояснить, почему компании из определенных стран оказываются лучше других при создании преимуществ, основанных на качестве, характерных особенностях, а также разработке новой продукции. Новая теория должна исходить из тех предпосылок, что конкурентная борьба динамична и претерпевает постоянные изменения; она должна дать ответы на ряд вопросов: почему одни компании, базирующиеся в определенных странах, вводят больше новшеств, чем другие? почему некоторые страны обеспечивают среду, дающую компаниям возможность совершенствовать и обновлять свою деятельность быстрее, чем их иностранные конкуренты?
Пути повышения конкурентоспособности Российской Федерации
В настоящее время глобальная экономика сталкивается с новыми угрозами, проблемами, тенденциями и условиями взаимодействия между странами и территориями. Обеспечение устойчивости и стабильности экономических систем становится серьезным вызовом для национальных правительств. В этих условиях динамическое экономическое развитие, повышение уровня жизни населения рассматриваются в рамках концепции международной конкурентоспособности страны.
Конечная цель международной конкурентоспособности определяется как повышение благосостояния населения Российского государства. Основной источник долгосрочного роста для конкурентоспособных экономик — производительность, на основе которой страна приобретает преимущества в использовании человеческого капитала, инновационных, технологических, природных ресурсов для производства товаров и услуг. При этом международная конкурентоспособность в современных условиях обеспечивается не низкой стоимостью рабочей силы, значительными объемами экспорта, запасами сырья или ускоренными темпами экономического роста. Речь идет о создании условий, при которых экономические субъекты могут функционировать и оперировать наиболее производительно, а оплата труда и отдача от инвестиций обеспечивают высокий уровень жизни в стране.
В рамках происходящих глобальных трансформаций вопросы международной конкурентоспособности России являются приоритетными в решении задач модернизации и устойчивости экономической системы России. Текущий уровень конкурентоспособности Российского государства в силу существующих ограничений институционального и структурного характера довольно низкий и в целом не соответствует имеющемуся экономическому потенциалу, конкурентным преимуществам. В отличие от других стран БРИКС, которые имеют или емкие внутренние рынки или высококвалифицированные кадры, Россия наделена обоими преимуществами. Тем не менее ограничения институциональной среды, конкуренции и деловой конкурентоспособности, слабой инновационной активности отечественных субъектов не позволяют реализовать потенциальные возможности этих преимуществ. В этих условиях возрастает значение обоснованного выбора долгосрочной стратегии национальной конкурентоспособности России, улучшение ее конкурентной позиции и модернизации, которая могла бы стать платформой для перехода к инновационному росту и реализации потенциала.
Степень разработанности проблемы. Проблема конкурентоспособности России многогранна и затрагивает самые разные стороны функционирования экономики страны — от подготовки кадров, отвечающих современным мировым требованиям, до поддержания макроэкономической стабильности. Поэтому работы отечественных и зарубежных авторов охватывают довольно разнообразные аспекты исследования данной категории.
Создание конкурентоспособной экономики — приоритетная задача развития нашей страны. Ее решение достигается через повышение конкурентоспособности продукции белорусских товаропроизводителей. Это требует проведения системной, целенаправленной работы органов государственного управления, субъектов хозяйствования всех форм собственности по следующим основным направлениям. Техническое перевооружение и модернизация производств, внедрение новых и высоких технологий. В настоящее время осуществляется интенсивное строительство новых и модернизация действующих производств. Только в реализации Государственной инновационной программы на 2007-2010 гг. задействовано 1 095 важнейших предприятий реального сектора экономики. Кроме того, на уровне отраслей и регионов разработаны свои программы инновационного и инвестиционного развития, задача которых — поэтапная комплексная модернизация практически всех субъектов хозяйствования.
В зависимости от задач, решаемых организацией, выбирается либо менее капиталоемкий путь модернизации производственных звеньев и отдельных технологий, увеличения загрузки существующих производств при одновременном повышении их технологического уровня; либо — создание принципиально новых предприятий и производств.
Первое направление ориентировано на использование уже имеющихся разработок с высоким потенциалом реализации.
В рамках второго направления внедряются новые, перспективные, научно-технологические разработки, на основе которых осуществляется выпуск новой, ранее не производимой, продукции.
В современных условиях выигрывает прежде всего та экономика, которая имеет наиболее низкую энергоемкость и материалоемкость. Бережливость — составная часть экономической политики нашей страны, обеспечивающая долговременную конкурентоспособность без существенных капиталовложений.
Для предприятий ключевым моментом в завоевании позиций на внутреннем и внешнем рынках является своевременное обновление производимых товаров и услуг, организация производства новых видов продукции. В настоящее время в мире не просто конкурируют товары и услуги (это только видимая потребителями внешняя сторона рынка), а идет борьба за создание и скорейшее внедрение инноваций. Побеждают, как правило, производители, способные мобильно переналаживать производство, постоянно осуществляющие модернизацию и использующие новейшие образцы техники и технологий.
Следует выделить несколько приоритетных направлений, на которые следует опираться в политике повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации.
Во-первых, развитие и внедрение современных технологий производства продукции. Несмотря на незначительные масштабы инновационной деятельности, положительное влияние внедренных инноваций на экономические показатели производства очевидно: более 90% предприятий, которые внедряли инновации, смогли получить прирост продукции, повысить ее конкурентоспособность и расширить рынки сбыта.
Во-вторых, увеличение инвестиций. Усиление конкурентных позиций в опорных отраслях перерабатывающей промышленности может быть достигнуто только при условиях существенного увеличения инвестиционных возможностей и накопления инновационного потенциала. Инвестиции вообще имеют доминантное значение для отраслей с повышенной капиталоемкостью, где экономические показатели их деятельности, собственно эффективность, существенно зависят от масштабов производства. Учитывая, что в России подавляющее большинство отраслей отвечает как раз этим критериям, проблема поиска инвестиционных ресурсов приобретает чрезвычайное значение.
В-третьих, развитие опорных отраслей на межгосударственном уровне. Вместе с внутренними путями мобилизации финансовых ресурсов (развитие финансового и фондового рынков, соответствующая налоговая и кредитная политика) было бы целесообразно найти хотя бы частичное решение этих проблем, опираясь на экономический потенциал стран СНГ. Речь идет не о прямых финансовых субсидированиях, на первом этапе достаточно создать благоприятный режим в межгосударственных отношениях для развития опорных отраслей, избежав при этом форсированного решения инвестиционных проблем в ущерб социальным.
Государственная политика в создании конкурентных преимуществ должна сосредоточить усилия, прежде всего, на тех направлениях, где роль государства незаменима, — на развитии общей инфраструктуры, образования, науки, создании цивилизованного нормативно-правового поля конкуренции. Общий эффект от этого для страны в целом будет намного большим чем для отдельного предприятия или продуцента.
Необходимо подчеркнуть, что государство только создает соответствующие условия для возникновения и улучшения факторов конкурентных преимуществ, а непосредственно создаются эти преимущества товаропроизводителями. Поэтому государственные усилия по созданию приобретенных или специализированных конкурентных преимуществ могут быть сведены на нет из-за медлительности государственных структур, их неспособности своевременно осознать потребности конкретных отраслей и принять новые направления деятельности.
Итак, проведя частичный анализ некоторых направлений повышения конкурентоспособности экономики России, приходим к выводу, что в настоящее время отсутствует общепринятая методика разрешения данного вопроса. В конечном счёте, таких вариантов множество. И в сложившейся ситуации остаётся только помнить и придерживаться основного принципа: выбрать подход, в наибольшей степени соответствующий условиям состояния экономики в данный период.
Роль государства в повышении конкурентоспособности экономики
Основой построения конкурентоспособной экономики является широкое внедрение инноваций, участие страны в международном разделении труда. Казахстан активно ведет работу по развитию конкурентоспособной экономики. Последовательно осуществляя меры по углублению реформ, формированию социально ориентированного общества, республика исходит из того факта, что рыночная экономика – это конкурентоспособная экономика.
Как известно, конкуренция является одним из основных элементов рыночной экономики, с помощью которого хозяйствующие субъекты борются за доходы, за свое место в системе производства и потребления. В связи с развитием экономической интеграции и глобализации мирового хозяйства конкуренция захватывает целые страны и региональные блоки. Таким образом, в современных условиях конкурентоспособность проявляется на всех хозяйственных уровнях:
— на индивидуальном уровне (на рынке труда);
— на микроуровне (уровень предприятий);
— на мезоуровне (уровень отраслей и секторов);
— на макроуровне (уровень всей экономики в целом);
— на глобальном уровне (для межстрановых сопоставлений).
Конкурентоспособность любой конкретной страны зависит от способности ее промышленности вводить новшества и модернизироваться. Современный мировой рынок оказывает давление на фирмы, предъявляет жесткие требования к качеству и ассортименту товаров и услуг. Это заставляет предприятия бороться за свои преимущества в международной торговле даже с самыми сильными конкурентами, действующими на мировом рынке. Кроме того, на конкурентоспособность национальных производителей положительное влияние оказывает степень развитости конкуренции внутри страны, требования, предъявляемые потребителями к качеству отечественных товаров и услуг.
В этой связи можно утверждать, что главный из рассмотренных уровней обеспечения конкурентоспособностей – макроэкономический, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы. За ним по значимости идет мезоуровень, где формируются перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающей группы предприятий. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою окончательную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества товара. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся предшествующих двух уровнях и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так сравнительные национальные общехозяйственные и отраслевые преимущества.
Конкурентоспособность страны на национальном рынке может существенно отличаться от ее конкурентоспособности на мировом рынке . Действительно отличие определяется многими социально-экономическими факторами, включая неразвитость конкурентной среды и отсутствие транспарентной связи между ее системами, топливно-сырьевым характером экономики.
Мировой опыт показал, что кластерный и инновационные подходы служат основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора и государства. Они позволяют повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе, повышении конкурентоспособности национальных экономик. Государства определяет «правила игры» для участников инновационного процесса. Пространственно процессы конкуренции выражаются в создании глобальных цепочек накопления ценности внутри и между крупными корпорациями, которые взаимодействуют с локальными кластерами или промышленными районами, состоящими преимущественно из малых и средних предприятий. Исследовательские организации являются источником знаний для государства, ТНК, малых и средних предприятий.
В условиях довольно сильного роста конкуренции в мировоммасштабе все более важной становится роль государства в обеспечении конкурентоспособности страны и ее повышении.
Политика государства в разных странах может строиться на различных теоретических и идеологических принципах, но вряд ли возможно добиться существенных сдвигов в повышении конкурентоспособности страны без национальной стратегии экономического роста, повышения возможностей национальной экономики с учетом мирохозяйственных связей.
Государство в странах с развитой рыночной экономикой давно непосредственно участвует не только в правовом регулировании экономики, создании производственной и социальной инфраструктуры, НИОКР и т.д., но и в выработке стратегии политически и стратегически важных фирм вместе с предпринимателями и профсоюзами (автомобильная промышленность, нефтегазовый комплекс, банковская сфера и т.п.).
От экономической политики государства в современных условиях зависит состояние среды, в которой действуют экономические контрагенты, и непродуманные действия государства могут резко снизить конкурентоспособность страны в целом.
В Республике Казахстан государство в целях повышения конкурентоспособности экономики определило две ключевые цели:
— диверсификация экономики и отход от зависимости от нефти и минеральных ресурсов;
— становление Казахстана в качестве полноправного участника мировой экономики посредством принятия международных стандартов в производственном, финансовом и государственном секторах .
Для реализации этих целей была разработана государственная стратегия, в основе которой лежат четыре основополагающих принципа:
- Предотвращение потери конкурентоспособности путем рационального управления нефтяными доходами и повышения эффективности государственного сектора.
- Продвижение конкурентоспособности посредством укрепления потенциала Правительства по выявлению и устранению барьеров для роста бизнеса и частных инвестиций.
- Создание основы будущей конкурентоспособности за счет инвестирования в человеческий капитал и базовую инфраструктуру.
- Соблюдение экологических пределов экономического роста.
Рис. 1. Изменение рейтинга Казахстана
Примечание – по данным Отчета о глобальной конкурентоспособности 2014-2015 ВЭФ
Глобальный Индекс Конкурентоспособности (ГИК) формируется из 114 показателей, из которых 34 рассчитываются по результатам статистических данных международных организаций, а остальные – по результатам опроса руководителей компаний. На основе этих 114 показателей определяются 12 факторов конкурентоспособности. Согласно результатам ГИК Казахстан занял 50-ое место, сохранив свою прошлогоднюю позицию (Рис.1).
Характеризуя современные факторы национальной конкурентоспособности, важно выделить не столько выгодное географическое расположение, обладание богатыми природными ресурсами и наличие относительно благоприятных цен на труд и природные ресурсы, сколько достигнутые в стране уровни производительности труда и качества жизни, использование новейших технологий, сформировавшуюся конкурентную среду и проводимую конкурентную стратегию, участие государства в политических и экономических альянсах. При обеспечении макроконкурентоспособности, кроме таких традиционных показателей, как производственные затраты на единицу совокупных затрат труда и капитала, большую роль играют такие факторы как объем инвестиции в новые технологии, уровень науки и профессионального образования.
Последние из перечисленных показателей представляют собой инновационные составляющие конкурентоспособности национальной экономики. В ходе индустриального развития в рыночной среде созревают новые конкурентные условия, которые меняют общий вектор от использования известных сравнительных преимуществ к применению динамичных конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических прорывах, ноу-хау и т.д. Согласно ГИК Казахстан обладает конкурентными преимуществами по 31 индикаторам из 114 (Таблица 1).
Таблица 1
Конкурентные преимущества Казахстана
№ |
Показатели |
изменение |
||
Защита инвесторов |
||||
Качество инфраструктуры железных дорог |
||||
Число абонентов мобильной связи |
||||
Государственный профицит/дефицит |
||||
Государственный долг |
||||
Среднее образование, доля обучаемых |
||||
Налоговые ставки |
||||
Гибкость при установлении зарплат |
||||
Оплата труда и производительность |
||||
Работающие женщины |
||||
Источник – по данным Отчета о глобальной конкурентоспособности 2014-2015 ВЭФ |
||||
Повышению конкурентоспособности экономики Казахстана способствовало реализация Стратегии индустриально-инновационного развития страны на период до 2015 г. Эта Стратегия нашла дальнейшее подкрепление в Программе развития малого и среднего бизнеса. Эти программы нацелены на стимулирование инвестиций в отрасли экономики, не связанные с добычей нефти и газа, посредством упрощения процедур лицензирования и сокращения числа проверок, путем укрепления связей между нефтяной и ненефтяными отраслями экономики, а также путем достижения соответствия международным стандартам и повышения роли НИОКР. Для поддержки и обеспечения решения поставленных задач были созданы различные государственные институты, такие как, Инновационный фонд, Инвестиционный фонд, Центр маркетингово-аналитических исследований, Центр по передаче технологий и Банк развития Казахстана. В ходе реализации Стратегии индустриально-инновационного развития были определены приоритеты развития экономики страны. Для этого Правительством были привлечены эксперты мирового уровня для проведения анализа конкурентных преимуществ страны. Центром маркетингово-аналитических исследований совместно с американской консалтинговой компанией J.E. AustinAssociatesInc. и TheEconomicCompetitivenessGroupInc. была проведена работа по определению перспективных казахстанских, субрегиональных и региональных кластеров – «Казахстанская кластерная инициатива».
Таким образом, становится очевидным, что проблема повышения конкурентоспособности экономики страны может быть решена только при активном участии государства. А оптимальная роль государства в повышении конкурентоспособности страны, по мнению Президента РК Назарбаева Н.А., состоит в том, чтобы, с одной стороны, достигнуть максимальной либерализации и открытости экономики, с другой — вести активную работу по строительству инфраструктуры и привлечению частного сектора к развитию ключевых отраслей 2.
Литература:
- Конкурентоспособность национальной экономики: критерии оценки и пути повышения / под научн. редакцией академика НИА РК О.Сабдена.- Алматы: Экономика, 2007. -175с.
2. Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» 19 марта 2004 г.
3. Портер М. Конкуренция. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 495 с.
- Отчет о глобальной конкурентоспособности 2014-2015 Всемирного Экономического Форума.
методы оценки Конкурентоспособности национальной экономики
И.Е. Медушевская
ВЗФЭИ, филиал г. Пенза, Россия
В достижении высокой конкурентоспособности определена национальная идея России, однако до сих пор в экономической науке нет однозначной трактовки и строгого определения этого понятия, что затрудняет возможность её адекватной оценки.
Основоположник теории конкурентоспособности наций М. Портер рассматривает конкурентоспособность страны как наличие, сохранение и развитие ее конкурентных преимуществ в условиях динамичной международной конкуренции, в которой главную роль играют нововведения и инновации. Таким образом, основными факторами конкурентоспособности в современном постиндустриальном обществе являются уже не традиционные, сравнительные преимущества (наличие ресурсов, низкие цены на факторы производства, выгодное геополитическое положение), а новые – конкурентные преимущества, связанные с развитием интеллектуального капитала, которые достаточно сложно скопировать (высокая производительность труда, обладание новейшими технологиями, знаниями, передовым опытом и др.).
Исследование современных проблем конкурентоспособности нашло отражение в трудах отечественных ученых, таких как Авдашева С., Азоев Г., Акишин В., Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Завьялов П., Коробов Ю., Куренков Ю., Нешитой А., Попов В., Розанова Н., Сухарев О., Трофимова Я., Фатхутдинов Р., Хасанова А. Ш., Челенков А.П., Чертко Н., Юданов А., Яковлев А., Ясин Е. и др. Обобщая разработки отечественных ученых, можно считать, что конкурентоспособность страны характеризует её положение на мировом рынке и отражает способность отечественных экономических субъектов в условиях свободной добросовестной конкуренции продавать товары и услуги, удовлетворяющие требования мирового рынка, реализация которых повышает общественное благосостояние.
Решая задачу достижения высокой конкурентоспособности, необходимо прежде всего правильно ее оценивать. Наиболее часто используются три подхода к оценке конкурентоспособности экономики страны:
1) оценка эффективности использования ресурсов через сопоставление затрат и цен;
2) анализ реализованных конкурентных преимуществ по данным о внешнеторговой деятельности страны через показатели экспортной, внешнеторговой квот;
3) составление рейтингов конкурентоспособности специалистами Всемирного экономического форума (ВЭФ) и экспертами швейцарского Международного института развития менеджмента (IMD).
Согласно первому подходу универсальным показателем конкурентоспособности признан показатель удельной оплаты труда (УОТ), являющийся функцией производительности труда, заработной платы и валютного курса. Повысить конкурентоспособность страны возможно либо за счет повышения производительности труда, либо за счет низкой заработной платы. Однако, заметим, что таким образом можно оценить лишь ценовую конкурентоспособность, что в современных условиях формирования постиндустриального общества явно недостаточно и не может рассматриваться как устойчивое преимущество. К тому же, например, экономика США достаточно конкурентоспособна даже при устойчивом росте заработной платы за счет опережающего роста производительности труда, а в РФ низкая заработная плата – причина многих проблем, таких как «утечка умов», тормоз экономического роста и внедрения передовых технологий.
Согласно второму подходу конкурентоспособность страны оценивается по данным структуры внешнеторгового оборота. Однако, и этот подход также можно считать ограниченным. В России по данным платежного баланса можно сделать вывод о благополучном положении экономики с точки зрения внешней конкурентоспособности, хотя в действительности на мировых рынках конкурентоспособны лишь сырьевые товары с низкой добавленной стоимостью – энергоносители, металлы и другие продукты первичной переработки, а ввозить приходится высокотехнологичные и наукоемкие товары, что свидетельствует о неэквивалентном обмене.
Для повышения конкурентоспособности России необходима структурная перестройка и диверсификация экономики на основе масштабных инвестиций в инновации, формировании сильных экономических институтов. Что касается внутренней конкурентоспособности России, то необходимых данных для анализа в отечественной статистике просто нет. Отсутствие статистики, адекватно отражающей реалии в национальной экономике, негативно сказывается на формировании конкурентных стратегий фирм, конкурирующих с импортерами. По экспертным оценкам, на товарных рынках РФ более конкурентоспособны лишь пищевая отрасль и сотовая телефония.
Согласно третьему подходу рейтинги конкурентоспособности стран рассчитываются как средневзвешенные от большого числа показателей, характеризующих эффективность функционирования национального хозяйства в целом. Данные рейтинги публикуют Всемирный экономический форум (ВЭФ) и Международный институт развития менеджмента (IMD). Ценность их исследования состоит в том, что конкурентоспособность стран детально оценивается по примерно 400 показателям с группировкой по следующим восьми блокам: открытость, государство, финансы, инфраструктура, технология, управление, труд и институты. Отчет ВЭФ о глобальной конкурентоспособности является главным источником информации о сильных и слабых сторонах более чем 100 стран, на которые приходится большая часть мирового ВВП.
В данных рейтингах Россия занимает довольно скромные позиции: в 2007 г. из 131 страны – Россия лишь на 58-м месте. Россия уступает Китаю (34 место), Индии (48 место), ряду стран Балтии, так например, Эстонии (27 место), Литве (38 место). По оценкам ВЭФ, в рейтинге конкурентоспособности Россия находится между Хорватией и Панамой. В индексе конкурентоспособности для бизнеса, который оценивает два основных фактора: конкурентоспособность компаний и качество национального бизнес-климата, Россия также занимает скромные позиции – 71 место. Но, несмотря на неутешительные результаты, зарубежные эксперты настроены оптимистично и отмечают, что явными конкурентными преимуществами России можно признать макроэкономическую стабильность, высшее образование, гибкость рынка труда, ёмкость внутреннего рынка, а также инновационный потенциал, опирающийся на человеческий капитал и развивающийся рынок труда.
На наш взгляд, обобщающей характеристикой конкурентоспособности страны может служить такой комплексный показатель как объем ВВП на душу населения. В результате анализа выявлена следующая закономерность: чем выше уровень душевого дохода, тем выше рейтинг конкурентоспособности страны. Россия по уровню жизни находится в седьмом десятке в мире, что косвенно подтверждает ее низкую макроконкурентоспособность. Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия, страны Скандинавии, т.е. развитые страны с высоким уровнем жизни.
Анализ показал, что конкурентоспособность экономики РФ базируется на использовании сравнительных преимуществ и механизма ценовой конкуренции, а масштабы использования конкурентных преимуществ, механизмов неценовой конкуренции, основывающихся на новейших продуктах и уникальных технологиях, недостаточны.
Эффективные инструменты оценки внутренней и внешней конкурентоспособности национальной экономики на основе статистических данных могут способствовать разработке глобальной стратегии развития страны в долгосрочной перспективе.