Консолидированная финансовая отчетность

Не так давно некоторые наши заказчики перешли на конфигурацию 1С-8 «Бухгалтерия государственного учреждения». В процессе работы они столкнулись с такими понятиями, как ИФО, КФО, КПС. Что из себя представляют эти понятия, как они взаимосвязаны, как их настроить?

ИФО, КФО, КПС в 1С-БГУ-8

Не так давно некоторые наши заказчики перешли на конфигурацию 1С-8 «Бухгалтерия государственного учреждения». В процессе работы они столкнулись с такими понятиями, как ИФО, КФО, КПС. Что из себя представляют эти понятия, как они взаимосвязаны, как их настроить?

Прежде всего, мы рекомендуем прочитать инструкцию по ведению учета, соответствующую типу Вашего учреждения (казенное, бюджетное или автономное).

ИФО – Источники финансового обеспечения (балансы)

Источник финансового обеспечения (ИФО) — это разделитель учета, такой же, например, как Учреждение. Его наличие позволяет раздельно формировать всевозможные виды отчетности. Например, учреждение ведет несколько видов деятельности – образовательную и медицинскую. Вводятся два ИФО (за счет образовательной деятельности и за счет медицинской). При вводе исходных документов указывается соответствующий ИФО. В результате можно формировать отчетность (любую, включая и регламентированную) как в целом по учреждению, так и отдельно по каждому виду деятельности (ИФО).

Этот механизм можно также использовать для обособления в учете бюджетных инвестиций, а также средств, выделяемых учреждению из разных бюджетов.

Если Вам не нужно получение регламентированной отчетности в разрезе различных источников финансирования, то имеет смысл завести всего один ИФО.

КФО – Код вида финансового обеспечения.

КФО – это 18 разряд счета (ранее по инструкции 148н – это код вида деятельности (КВД)).

С 2011 года применяются следующие КФО:

1 – бюджетная деятельность;

2 – приносящая доход деятельность (собственные дохлды учреждения);

3 – средства во временном распоряжении;

4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 – субсидии на иные цели;

6 – бюджетные инвестиции;

7 – средства по обязательному медицинскому страхованию;

8 – средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;

9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

Коды 1 — 3 остались такими же, как и по 148 инструкции. Другие КФО применяются для того, чтобы можно было отследить целевое финансирование и расходы в его рамках. Отдельным кодом выделены средства ФОМС.

КПС – Классификационные Признаки Счетов.

КПС – это 1 – 17 разряды счета бюджетного учета. По смыслу инструкции 148н — это КБК.

С 2011 года в этих разрядах отражается код по классификационному признаку поступлений и выбытий или так называемый классификационный признак счета, сокращенно КПС;

В части бюджетного учета в этих разрядах используется бюджетная классификация (КБК), в части собственных доходов и средств во временном распоряжении классификация выбирается учетной политикой, в части субсидий и средств ОМС – учредителями.

Хотелось бы отметить, что в этих символах для казенных учреждений используется регламентированная бюджетная классификация, а бюджетные и автономные учреждения могут использовать произвольную классификацию; но если для внутреннего учета этим учреждениям удобно использовать бюджетную классификацию, это не запрещается.

В БГУ-8 КПС заносятся в режиме Справочники – План счетов – Классификационные признаки счетов (КПС).

Вид КПС может принимать значения:

гКБК — код главы по Бюджетному кодексу РФ, в 4—17 разрядах номера счета указываются нули.

КРБ — Код доходов бюджета

КДБ — Код расходов бюджета

КИФ — Код источника финансирования бюджета

Произвольный – Произвольный код.

Заполнение остальных реквизитов справочника интуитивно понятно.

После настройки КПС настраивается Рабочий план счетов. О настройке рабочего плана счетов учреждения и его составных частях читайте статью на ИТС-Бюджет «Формирование рабочего плана счетов» в разделе «Бухгалтерия государственного учреждения».

Представление консолидированной финансовой отчетности

«Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам. Годовая консолидированная финансовая отчетность также представляется:

1) организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

2) кредитными организациями — в Центральный банк Российской Федерации.

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами.

Кредитные организации также представляют промежуточную консолидированную финансовую отчетность в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, в порядке, определяемом учредительными документами организации.

Представление годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации.

Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации» Проект № 55792-4 федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности».

Основные принципы консолидации

«Формирование консолидированной финансовой отчетности группы основано на объединении информации, содержащейся в отчетности материнской и дочерних компаний. Но консолидация не сводится к построчному сложению аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов: процесс консолидации предусматривает целый ряд специальных расчетов и может быть представлен в виде многошаговой процедуры — графика консолидации (consolidation schedule).

При этом на каждом шаге предусматриваются те или иные действия по превращению финансовых отчетов отдельных компаний и некоторой дополнительной информации в комплект консолидированной отчетности, составленной в соответствии с теми или иными стандартами.

К числу наиболее общих шагов формирования консолидированной отчетности относятся:

— элиминирование внутригрупповых операций;

— расчет гудвилла;

— расчет накопленного капитала;

— расчет прав меньшинства;

— непосредственное формирование отчетов.

Рассмотрим данные шаги подробнее.

Итак, в консолидированную отчетность не следует включать показатели, характеризующие внутригрупповые операции, т. е. отношения элементов группы друг с другом. Напрашивается аналогия с обычной финансовой отчетностью: она характеризует отношения компании с внешней средой, но никак не отношения между подразделениями, находящимися внутри компании.

Наиболее типичным примером внутригрупповой операции может служить реализация товаров одним из предприятий группы другому предприятию той же группы. Реализация отражается в финансовой отчетности каждого из участников сделки (балансе и отчете о прибылях и убытках), и это адекватно характеризует экономическую сущность отношений между двумя самостоятельными организациями. Но если посмотреть на состояние дел с позиций группы в целом, то суть произошедших событий будет выглядеть совсем иначе. Дело в том, что оба предприятия находятся внутри группы, и поэтому, с точки зрения группы, никакой реализации не было, произошло лишь простое перемещение запасов из одного подразделения в другое. Поэтому все перечисленные выше последствия сделки должны быть исключены из консолидированной финансовой отчетности (но при этом, разумеется, сохраниться в отчетах каждого отдельного предприятия). Эту процедура и называется элиминированием (исключением) внутригрупповых операций.

Элиминированию подлежат все долговые отношения между элементами группы: ведь, с точки зрения «единого предприятия», долг одного подразделения перед другим никак не должен сказываться на требованиях и обязательствах предприятия в целом. Сказанное относится не только к задолженностям, возникшим в результате торговых сделок, но и к кредитным операциям (включая как основную сумму, так и проценты), а также к начисленным дивидендам.

В общем случае гудвилл (goodwill) представляет собой разницу между стоимостью бизнеса в целом и агрегированной величиной его идентифицируемых чистых активов, оцененных по справедливой стоимости. Сущность гудвилла состоит в оценке дополнительного экономического потенциала компании — когда в силу тех или иных причин предприятие способно получить дополнительные экономические выгоды, в дополнение к «обычной» прибыли от использования своих чистых активов. Причины возникновения гудвилла могут быть самыми разными: эффективная маркетинговая кампания («раскрученность» фирмы), наличие высококвалифицированной команды менеджеров, прогрессивная организация труда и эффективная мотивация персонала, преимущества географического расположения, устойчивая клиентская база и т. п. Все это повышает рейтинг компании и не случайно в русскоязычной деловой литературе гудвилл часто называют деловой репутацией.

В принципе, и рыночная стоимость компании, и справедливая оценка ее чистых активов могут быть определены для любого предприятия, даже если оно никогда не продавалось и не продается. В этом случае имеет место внутренний гудвилл, который можно оценить, но не принято отражать в финансовой отчетности (поскольку база для расчетов является гипотетической, а не реальной). Но если продажа предприятия стала свершившимся фактом, и при этом за него была уплачена сумма, превышающая стоимость чистых активов, то в этом случае гудвилл как бы материализуется и тоже становится объективным свершившимся фактом. Такой гудвилл (называемый покупным) отражается в консолидированной финансовой отчетности группы (но при этом не фигурирует в отчетности материнской или дочерней компании). Покупной гудвилл показывается в консолидированном балансовом отчете отдельной строкой и подлежит амортизации (как правило, на основе линейного метода).

Следует отметить, что гудвилл может быть не только положительным, но и отрицательным (если сумма приобретения компании меньше справедливой стоимости чистых активов). Для таких ситуаций стандартами предусмотрены особые правила отражения гудвилла в финансовой отчетности.

В консолидированную отчетность полностью включается капитал материнской компании. Что же касается дочерней компании, то было бы неправильно включать его в отчетность целиком. Ведь некоторая его часть, а именно — та, которая существовала в момент приобретения, уже, по сути дела, вошла в консолидированную отчетность — через стоимость чистых активов, на основе которой рассчитывался гудвилл. Поэтому, во избежание двойного счета, в консолидированный баланс следует включить только ту накопленную прибыль, которая сформировалась уже после даты приобретения, причем только в той части, которая принадлежит материнской компании (а не миноритарным акционерам дочернего предприятия).

Кроме того, как уже было сказано выше, при консолидации в балансе появляется новый актив — гудвилл, который рассчитывается по состоянию на момент приобретения и является амортизируемым. Поэтому консолидированная сумма накопленного капитала уменьшается на величину амортизации гудвилла за период между датой приобретения и отчетной датой.

доля меньшинства, представленная в пассиве консолидированного балансового отчета, рассчитывается путем умножения стоимости чистых активов дочерней компании на долю владения миноритарных акционеров.

Выделение доли меньшинства происходит и при формировании консолидированного отчета о прибылях и убытках. В этом случае, прежде всего, рассчитывается консолидированная прибыль после налогообложения, а затем (в отдельном разделе отчета) показывается, какая часть этой прибыли принадлежит материнской компании, а какая — миноритарным акционерам» Методы и технологии консолидации финансовой отчетности//Д. В. Исаев, Ю. В. Слепов//Финансовая газета. Региональный выпуск, 2004. № 22. — 14-15. http://www.lanit.ru/press/articles.wbp?doc-id=c0fb9793-d973-4b59-becc-ab2e44a0dff6.