Конституционное судопроизводство в РФ

Виды конституционных судопроизводств и основные стадии процесса в Конституционном Суде-РФ. Виды актов Конституционного Суда РФ. их юридическая сила.

· В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного судопроизводства. Судебным органом, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ (ст. 1 ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации») + ФКЗ «О Конституционном суде»

· Конституционное судопроизводство — это регламентированная законом и осуществляемая в особом порядке деятельность КС РФ по разрешению дел о соответствии КРФ иных законов и подзаконных нормативных правовых актов, по разрешению споров между органами государственной власти, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и иных дел в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории России.

· Н.В. Витрук стадии конституционного процесса:

· 1) внесение обращений в конституционный суд;

· 2) предварительное рассмотрение обращения в конституционном суде;

· 3) принятие обращения конституционным судом либо его отклонение;

· 4) подготовка к судебному разбирательству;

· 5) судебное разбирательство (либо разбирательство вне этой формы);

· 6) совещание, голосование и принятие конституционным судом итоговых решений;

· 7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решений конституционного суда;

· 8) исполнение решений конституционного суда.

· Любое судопроизводство, в том числе и конституционное, предполагает наличие повода и оснований. Именно с наличием повода (факта обращения в Конституционный Суд РФ), и следует увязывать начало первой стадии конституционного судопроизводства, которую можно условно назвать стадией возбуждения производства. Завершается первая стадия принятием одного из двух решений: принять обращение к производству или отказать в принятии обращения к рассмотрению (ст. 43). В случае принятия решения в соответствии со ст. 43 дальнейшее судопроизводство прекращается и последующие стадии не наступают.

· Далее следует стадия подготовки дела к судебному разбирательству. Ее начало связано с моментом обязательной регистрации, поступающих обращений в Конституционный Суд РФ

· Следующая стадия — стадия судебного разбирательства, которая начинается с момента открытия председательствующим заседания Конституционного Суда РФ. Завершается стадия судебного разбирательства провозглашением решения, а при необходимости — и одновременным разъяснением принятого решения. Две выше указанные стадии были выделены в качестве таковых и Н.В. Витруком, но он рассматривает отдельные этапы стадии судебного разбирательства как самостоятельные стадии. Представляется, что более совершенным была бы разбивка стадии судебного разбирательства на несколько этапов.

· И, наконец, завершающей стадией конституционного судопроизводства следует считать стадию исполнения решения Таким образом, мы имеем всего четыре стадии, одна из которых (стадия судебного разбирательства) может быть подразделена на несколько этапов.

· Виды конституционного судопроизводства:

· 1) рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов органов государственной власти и договоров между ними

· 2) рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров России

· 3) рассмотрение дел по спорам о компетенции

· 4) рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционности прав и свобод граждан

· 5) рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов

· 6) рассмотрение дел о толковании Конституции РФ

· 7) рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

· Виды актов КС РФ (гл. VIII «Решения Конституционного Суда РФ» ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ»):

· Результаты деятельности Конституционного Суда РФ закрепляются в его решениях. В соответствии со ст. 71 Конституционным Судом РФ может быть принято 3 вида решений: постановление, определение и заключение.

· Постановление является итоговым решением КС РФ по вопросам, (разрешение дел о соответствии КРФ, разрешение споров о компетенции, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов и толкование КРФ. Оно выносится именем Российской Федерации.

· Заключение является итоговым решением КС РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в совершении им государственной измены или иного тяжкого преступления.

· Все иные решения Конституционного Суда РФ именуются определениями.

· Решения КС РФ должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом РФ, который принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого нормативного правового акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе нормативных правовых актов.

· Постановления и заключения Конституционного Суда РФ излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Определения Конституционного Суда РФ оглашаются в заседании и заносятся в протокол.

· В решении Конституционного Суда РФ, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения: наименование решения, дата и место его принятия; персональный состав Конституционного Суда РФ, принявший решение; необходимые данные о сторонах; формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению; нормы Конституции РФ и иного закона, согласно которым Конституционный Суд РФ вправе рассматривать данный вопрос; требования, содержащиеся в обращении; фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом РФ; нормы Конституции РФ и ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ», которыми руководствовался Конституционный Суд РФ при принятии решения; доводы в пользу принятого Конституционным Судом РФ решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон; формулировка решения; указание на окончательность и обязательность решения; порядок вступления решения в юридическую силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.

· Итоговое решение Конституционного Суда РФ подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья Конституционного Суда РФ, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда РФ. Судья Конституционного Суда РФ, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Конституционным Судом РФ вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей и которое именуется как «особое мнение». В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в журнале «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации».

· Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются: судьям Конституционного Суда РФ; сторонам; Президенту РФ, Совету Федерации ФС РФ, Государственной Думе ФС РФ, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека; Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, Министру юстиции РФ. Решения Конституционного Суда РФ также могут быть направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

· Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в журнале «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях.

· Юридическая сила:

· Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в юридическую силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании нормативного правового акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

69. Развитие территориальных основ МСУ в РФ.

Территория четко определена в уставе муниципального образования. КРФ определяет территориальные основы МСУ, там явно не указывается, но подразумевается, то, что МСУ обладает территориальным верховенством в вопросах местного значения естественно в пределах МО. Данный принцип уточняется в ФЗ. «Об общих принципах организации МСУ в РФ»

Территориальное верховенство в вопросах местного значения означает:

· Территория МО ограничивается верховенством решений принятых путем прямого волеизъявления граждан МО, и решений местных органов власти по вопросам местного значения.

· В границах МО органы МСУ осуществляют свои властные полномочия, например, по вопросам самостоятельного управления муниципальной собственностью, формированию, утверждению, исполнению местного бюджета, установлению местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка и решению иных вопросов местного значения.

К числу территориальных основ можно отнести определенный законодательством РФ круг территорий.

Общая характеристика территориальных основ МСУ.

«Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований — городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований — устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций».

Территория РФ состоит из субъектов РФ общее количество которых 89, так же существует административно – территориальное деление уже непосредственно самих субъектов /районы, микрорайоны и т.д./, название и границы которых определяются законодательными /представительными/ органами СРФ, либо с помощью непосредственного волеизъявления народа, например на референдуме.

В законах о МСУ административно – территориальном делении субъектов РФ используются различные подходы к определению территориальных пределов МСУ. В РФ существует два вида:

· Когда границы МО не совпадают с границами города или района как административно-территориальной единицы;

· Когда происходит совпадение границ МО с границами административно-территориальной единицы.

На части территории МО население осуществляет МСУ посредством территориального общественного самоуправления. МСУ может, осуществляется населением на части поселения /микрорайон, квартал, улица, двор/, в результате образуется самостоятельная организационно правовая форма.

Так ЗАО признается самостоятельной организационно правовой формой МСУ, на территории которого расположены промышленные предприятия по разработке и производству оружия массового поражения, переработке радиоактивных и иных материалов, военные и иные объекты. Для которых необходим особый режим безопасности и функционирования, охраны государственной тайны, включающей особый режим проживания.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения МО, установления их границ и наименований определяется законом СРФ.

«Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий».

Уставы ряда МО содержат статьи, в которых имеется описание границ с указанием состава земель МО.

Понятие и особенности конституционного судопроизводства.

Стр 1 из 2

Понятие и особенности конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционное судопроизводство — это установленные Конституцией РФ, федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда порядок и процедура рассмотрения и решения дел и вопросов, принадлежащих к компетенции Конституционного Суда. Конституционное судопроизводство основывается на прочных демократических принципах и имеет некоторые особенности.

Законом определены принципы конституционного судопроизводства: независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, язык конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты — при наличии не менее трех четвертей ее состава.

Конституционное правосудие для России относительно новый институт защиты прав и свобод граждан. Первый закон о Конституционном Суде Российской Федерации был принят Съездом народных депутатов 12 июля 1991 г., в соответствии с которым 29 октября 1991 г. внеочередным (Пятым) Съездом народных депутатов был избран первый состав Конституционного Суда. Работая на основе закона, Конституционный Суд накопил опыт разрешения спорных вопросов и совершенствования собственных процедурных вопросов. Указом Президента РФ от 7 октября 1993 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» деятельность Конституционного Суда РФ была приостановлена, и 21 июля 1994 г. был принят новый Федеральный конституционный закон за N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — Закон о Конституционном Суде), устранивший выявленные недостатки прежнего закона, особенно в вопросах процедуры.

В частности, в нем полнее представлены принципы конституционного судопроизводства: независимость, коллегиальность, гласность, язык судопроизводства, устность разбирательства, непрерывность судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон.

Конституционный Суд РФ обладает широкими полномочиями, реализация которых призвана обеспечивать в стране режим конституционной законности, от уровня которой зависит действенность защиты граждан, государства и общества в целом.

Важность задач, стоящих перед Конституционным Судом, подчеркивается тем, что в качестве представителя сторон допускаются лица, имеющие ученую степень по юридическим специальностям. Исключение делается только для адвокатов. Закон считает их достаточно подготовленными для столь важной миссии. Учитывая высокую сложность конституционного судебного контроля как с содержательной, так и процессуальной точек зрения, признание за адвокатами высокопрофессиональных качеств имеет большое значение для усиления роли адвокатуры в защите прав и свобод граждан.

Конституционное судопроизводство имеет ряд особенностей.

Во-первых, Конституционный Суд занимается установкой фактических обстоятельств дела только в той мере, в какой они могут повлиять на оценку конституционности оспариваемого закона или отдельных его положений. Поэтому задача адвоката сводится в этом вопросе к приведению убедительной правовой и научной аргументации своей позиции, к попыткам помочь суду найти оптимальное научно обоснованное решение.

В Конституционном Суде очень ограничены возможности выбора тактики отстаивания интересов клиента. Публичность, яркость выступления не оказывают здесь такого влияния, как в обычных судах. Необходимо уметь моделировать ситуацию и находить решение, строго обоснованное законом.

Во-вторых, конституционный процесс, в отличие от других видов процессов, достаточно скоротечен. Всего одна инстанция. Решения Конституционного Суда окончательны и не подлежат обжалованию и опротестованию. И поэтому адвокат лишен возможности оставить на будущее какие-то доводы или впоследствии их чем-то дополнить. Их необходимо изложить Суду сразу — иначе можно не изложить совсем.

В-третьих, у Конституционного Суда нет прописанной процедуры исполнения его решений, т.е. отсутствует механизм принуждения государственных органов и их должностных лиц к выполнению данных решений, если они добровольно ему не подчиняются. Нередки случаи повторных обращений в Конституционный Суд по одному и тому же вопросу, т.к. первое решение никем не было выполнено. Зачастую положительное решение Конституционного Суда означает новое разбирательство, в основном судебное, того дела, по которому был применен нормативный акт, признанный неконституционным.

В-четвертых, защита конституционных прав и свобод в конституционном процессе реализуется не только через отстаивания прав конкретного человека, а в форме защиты прав и свобод всех лиц, по отношению к которым может быть применен оспариваемый правовой акт, т.е. всегда защищаются публичные интересы.

Например, Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в одной из своих статей гласил, что заведующий кафедрой может исполнять эти обязанности до 65 лет. Два человека обратились в Конституционный Суд, и этот пункт Закона был отменен, а действие этого решения распространилось на десятки тысяч людей во всей стране.

Напомним, что Конституционный Суд рассматривает следующие категории дел:

1) дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов всех ветвей государственной власти (законы, указы президента, постановления правительства и др.);

2) дела по спорам о компетенции между Федерацией и субъектами, между ветвями федеральной власти и т.п.;

3) дела о соответствии конституций и уставов субъектов Федерации Конституции РФ;

4) договоры между федеральным Центром и субъектами о разграничении полномочий и др.;

5) дела о конституционности законов по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан;

6) не вступившие в силу международные договоры РФ и договоры субъектов Федерации;

7) заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в отношении Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

8) дела о толковании Конституции.

В рассмотрении всех этих дел может участвовать адвокат, т.к. поле его деятельности в Конституционном Суде достаточно широко.

Принципы конституционного судопроизводства.

Глава IV. Принципы конституционного судопроизводства

Статья 29. Независимость

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, не допускается и влечет за собой предусмотренную закон об ответственность.

Статья 30. Коллегиальность

Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от числа действующих судей.

При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Статья 31. Гласность

Рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, является открытым. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Понятие и особенности конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционное судопроизводство — это установленные Конституцией РФ, федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда порядок и процедура рассмотрения и решения дел и вопросов, принадлежащих к компетенции Конституционного Суда. Конституционное судопроизводство основывается на прочных демократических принципах и имеет некоторые особенности.

Законом определены принципы конституционного судопроизводства: независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, язык конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты — при наличии не менее трех четвертей ее состава.

Конституционное правосудие для России относительно новый институт защиты прав и свобод граждан. Первый закон о Конституционном Суде Российской Федерации был принят Съездом народных депутатов 12 июля 1991 г., в соответствии с которым 29 октября 1991 г. внеочередным (Пятым) Съездом народных депутатов был избран первый состав Конституционного Суда. Работая на основе закона, Конституционный Суд накопил опыт разрешения спорных вопросов и совершенствования собственных процедурных вопросов. Указом Президента РФ от 7 октября 1993 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» деятельность Конституционного Суда РФ была приостановлена, и 21 июля 1994 г. был принят новый Федеральный конституционный закон за N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — Закон о Конституционном Суде), устранивший выявленные недостатки прежнего закона, особенно в вопросах процедуры.

В частности, в нем полнее представлены принципы конституционного судопроизводства: независимость, коллегиальность, гласность, язык судопроизводства, устность разбирательства, непрерывность судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон.

Конституционный Суд РФ обладает широкими полномочиями, реализация которых призвана обеспечивать в стране режим конституционной законности, от уровня которой зависит действенность защиты граждан, государства и общества в целом.

Важность задач, стоящих перед Конституционным Судом, подчеркивается тем, что в качестве представителя сторон допускаются лица, имеющие ученую степень по юридическим специальностям. Исключение делается только для адвокатов. Закон считает их достаточно подготовленными для столь важной миссии. Учитывая высокую сложность конституционного судебного контроля как с содержательной, так и процессуальной точек зрения, признание за адвокатами высокопрофессиональных качеств имеет большое значение для усиления роли адвокатуры в защите прав и свобод граждан.

Конституционное судопроизводство имеет ряд особенностей.

Во-первых, Конституционный Суд занимается установкой фактических обстоятельств дела только в той мере, в какой они могут повлиять на оценку конституционности оспариваемого закона или отдельных его положений. Поэтому задача адвоката сводится в этом вопросе к приведению убедительной правовой и научной аргументации своей позиции, к попыткам помочь суду найти оптимальное научно обоснованное решение.

В Конституционном Суде очень ограничены возможности выбора тактики отстаивания интересов клиента. Публичность, яркость выступления не оказывают здесь такого влияния, как в обычных судах. Необходимо уметь моделировать ситуацию и находить решение, строго обоснованное законом.

Во-вторых, конституционный процесс, в отличие от других видов процессов, достаточно скоротечен. Всего одна инстанция. Решения Конституционного Суда окончательны и не подлежат обжалованию и опротестованию. И поэтому адвокат лишен возможности оставить на будущее какие-то доводы или впоследствии их чем-то дополнить. Их необходимо изложить Суду сразу — иначе можно не изложить совсем.

В-третьих, у Конституционного Суда нет прописанной процедуры исполнения его решений, т.е. отсутствует механизм принуждения государственных органов и их должностных лиц к выполнению данных решений, если они добровольно ему не подчиняются. Нередки случаи повторных обращений в Конституционный Суд по одному и тому же вопросу, т.к. первое решение никем не было выполнено. Зачастую положительное решение Конституционного Суда означает новое разбирательство, в основном судебное, того дела, по которому был применен нормативный акт, признанный неконституционным.

В-четвертых, защита конституционных прав и свобод в конституционном процессе реализуется не только через отстаивания прав конкретного человека, а в форме защиты прав и свобод всех лиц, по отношению к которым может быть применен оспариваемый правовой акт, т.е. всегда защищаются публичные интересы.

Например, Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в одной из своих статей гласил, что заведующий кафедрой может исполнять эти обязанности до 65 лет. Два человека обратились в Конституционный Суд, и этот пункт Закона был отменен, а действие этого решения распространилось на десятки тысяч людей во всей стране.

Напомним, что Конституционный Суд рассматривает следующие категории дел:

1) дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов всех ветвей государственной власти (законы, указы президента, постановления правительства и др.);

2) дела по спорам о компетенции между Федерацией и субъектами, между ветвями федеральной власти и т.п.;

3) дела о соответствии конституций и уставов субъектов Федерации Конституции РФ;

4) договоры между федеральным Центром и субъектами о разграничении полномочий и др.;

5) дела о конституционности законов по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан;

6) не вступившие в силу международные договоры РФ и договоры субъектов Федерации;

7) заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в отношении Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

8) дела о толковании Конституции.

В рассмотрении всех этих дел может участвовать адвокат, т.к. поле его деятельности в Конституционном Суде достаточно широко.

Понятие и виды конституционного судопроизводства

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного судопроизводства. Судебным органом, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ (ст.

1 Федерального конституционного закона «О Консти­туционном Суде Российской Федерации»).

Конституционное судопроизводство — это регламентированная законом и осуществляемая в особом порядке деятельность Консти­туционного Суда РФ по разрешению дел о соответствии Конститу­ции РФ, иных законов и подзаконных нормативных актов, по раз­решению споров между органами государственной власти, по жало­бам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и иных дел в целях защиты конституционного строя, прав и свобод челове­ка и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории России.

К числу существенных признаков понятия «конституционное судопроизводство» относится порядок производства по делам, рас­сматриваемым Конституционным Судом РФ. Порядок производст­ва включает в себя определенную совокупность действий, обла­дающую свойством системности, т.е. объединения их в относитель­ные и сменяющие друг друга этапы, которые принято называть стадиями конституционного судопроизводства.

Любое судопроизводство, в том числе конституционное, предпо­лагает наличие повода и оснований. Именно с наличием повода (факта обращения в Конституционный Суд РФ) следует увязывать начало первой стадии конституционного судопроизводства, которую называют стадией возбуждения производства. Этот вывод основывает­ся на анализе норм ст. 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Завершается пер­вая стадия принятием одного из двух решений:

1) принять обращение к производству (ст. 42);

2) отказать в принятии обращения к рассмотрению (ст. 43).

B случае принятия решения в соответствии со ст. 43 дальнейшее судопроизводство прекращается, и последующие стадии не наступа­ют. Стадию возбуждения производства называют первой стадией, чтобы подчеркнуть ее обязательный характер. Она присуща всем ви­дам конституционного судопроизводства.

Далее наступает стадия подготовки дела к судебному разбира­тельству. Ее начало связано с моментом обязательной регистрации обращений, поступающих в Конституционный Суд РФ (п. 1 ст. 40 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Следующая стадия — стадия судебного разбирательства, которая начинается с момента открытия председательствующим заседания Конституционного Суда РФ (п. 1 ст. 57 Федерального конституци­онного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Завершается стадия судебного разбирательства провозглашением решения (ст. 77), а при необходимости — одновременным разъяс­нением принятого решения (ст. 83).

И наконец, завершающей стадией конституционного судопро­изводства следует считать стадию исполнения решения (ст. 78—82 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Таким образом, в конституционном судопроизводстве всего че­тыре стадии, одна из которых (стадия судебного разбирательства), в свою очередь, может быть подразделена на несколько этапов.

B определении понятия «конституционное судопроизводство» к существенным признакам отнесены особенности при его реализа­ции, что выражается в наличии отдельных видов конституционного судопроизводства. Перечень видов конституционного судопроизводст­ва, порядок производства по ним урегулированы в разделе III «Осо­бенности производства в Конституционном Суде Российской Феде­рации по отдельным категориям дел» Федерального конституцион­ного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». B нем речь идет о следующих семи видах конституционного судо­производства:

• рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ норматив­ных правовых актов органов государственной власти и дого­воров между ними (гл. IX, ст. 84—87);

• рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ не всту­пивших в силу международных договоров России (гл. X, ст. 88—91);

• рассмотрение дел по спорам о компетенции (гл. XI, ст. 92—95);

• рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционности прав и свобод граждан (гл. XII, ст. 96—100);

• рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов (гл. XIII, ст. 101—104);

• рассмотрение дел о толковании Конституции РФ (гл. XIV, ст. 105—106);

• рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в го­сударственной измене или совершении иного тяжкого престу­пления (гл. XV, ст. 107—108).

В основу формулировки такого вида конституционного судо­производства, как рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционности прав и свобод граж­дан, положена концепция о приоритете прав и законных интересов личности по отношению к правам и интересам общества и государ­ства. Авторы, разделяющие эту концепцию, используют в качестве аргумента ст. 2 Конституции РФ. При этом, однако, упускаются из виду другие статьи, в частности ч. 2 ст. 8, согласно которой «все виды форм собственности (частная, государственная, муниципаль­ная и иные) признаются и защищаются равным образом».

Идея приоритета личности — это еще одна крайность, противо­положная той, которая существовала в социалистическом обществе, — идее приоритета интересов государства и общества перед интереса­ми личности. Выдвижение интересов личности может означать лишь их помещение в один ряд с равновеликими и равноохраняе- мыми интересами общества и государства.

Данный вид конституционного судопроизводства позволяет гражданам непосредственно обращаться с индивидуальной или кол­лективной жалобой в Конституционный Суд РФ.

Помимо Конституционного Суда РФ конституционное судо­производство осуществляют и конституционные (уставные) суды отдельных субъектов Федерации. Компетенция, порядок образова­ния конституционного (уставного) суда субъекта Федерации опре­делены в ст. 27 Федерального конституционного закона «О судеб­ной системе Российской Федерации».

Конституционный (уставный) суд субъекта Федерации может создаваться субъектом Федерации для рассмотрения вопросов соот­ветствия законов субъекта Федерации, нормативных правовых ак­тов органов государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления субъекта Федерации конституции (уставу) субъекта Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Федерации. Финансирование конституционного (уставно­го) суда субъекта Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. Конституционный (устав­ный) суд субъекта Федерации рассматривает отнесенные к его ком­петенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Фе­дерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Фе­дерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пе­ресмотрено иным судом.

Название «уставный суд» связано с тем, что статус субъекта Фе­дерации, за исключением республики, определяется уставом субъ­екта Федерации (высшим законом этого же субъекта Федерации), о чем сказано в ч. 2 ст. 5, ч. 1—2 ст. 66 Конституции РФ. B соответ­ствии с п. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона «О су­дебной системе Российской Федерации» конституционный (устав­ный) суд может создаваться субъектами Федерации, а может и не создаваться. Это во многом связано с финансовыми возможностями субъектов Федерации, а также с иными причинами. B настоящее время лишь отдельные субъекты Федерации имеют конституцион­ные (уставные) суды, например Республика Карелия, Кабардино­Балкарская Республика, Республика Коми.

B соответствии со ст. 1 Закона Республики Карелия «О Консти­туционном Суде Республики Карелия» от 17 марта 1994 г. Консти­туционный Суд Республики Карелия является «высшим органом судебной власти по охране конституционного строя Республики Карелия. B состав Конституционного Суда Республики Карелия входят пять судей, а именно — Председатель и четыре члена суда, которые назначаются Законодательным Собранием Республики Ка­релия по представлению Правительства Республики Карелия (ст. 8).

Организация и порядок деятельности Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики урегулированы Законом Кабар­дино-Балкарской Республики от 19 ноября 1997 г «О Конституци­онном Суде Кабардино-Балкарской Республики». Конституцион­ный Суд Кабардино-Балкарской Республики состоит из пяти судей, в том числе Председателя, его заместителя, судьи-секретаря, двоих судей, которые назначаются на должность Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики по представлению Президента Кабардино-Балкарской Республики.

Организация и порядок деятельности Конституционного Суда Республики Коми урегулированы Законами Республики Коми от 12 октября 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Коми» и от 22 декабря 1994 г. «Об обеспечении деятельности Конституци­онного Суда Республики Коми». Конституционный Суд Республи­ки Коми является судебным органом конституционного контроля (ст. 1 Закона Республики Коми «О Конституционном Суде Респуб­лики Коми»). Конституционный Суд Республики Коми состоит из пяти судей — Председателя, его заместителя и трех судей, избирае­мых Государственным Советом Республики Коми по представле­нию главы Республики Коми (ст. 4).

Особенности конституционного судопроизводства

Конституционный Суд в соответствии с данным в законе определением является судебным органом конституционного контроля. Конституционный контроль — это деятельность по выявлению правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений.

Конституционный Суд РФ состоит из судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

Особенность конституционного судопроизводства в РФ состоит в том, что Конституционный Суд РФ решает исключительно нормативные вопросы права. Также следует отметить, что иным содержанием здесь наполняют принцип коллегиальности. Тут не подразумевается привлечение представителей народа к заседанию, так как специфика рассматриваемых Конституционным Судом РФ вопросов предполагает профессиональные знания в области права .

В судебных заседаниях имеют право участвовать — Президент РФ; Председатель правительства РФ; Председатель Совета Федерации; Председатель Государственной Думы; Председатель Верховного суда РФ; Председатель Высшего арбитражного суда РФ; Уполномоченный по правам человека в РФ; Генеральный прокурор РФ; Министр юстиции РФ.

Законодательными новеллами о Конституционном Суде РФ стали положения, в соответствии с которыми он:

  • * располагает правом законодательной инициативы лишь по вопросам, отнесенным к его ведению (раньше он обладал правом законодательной инициативы в неограниченном объеме);
  • * лишен права рассматривать вопросы по собственной инициативе, что должно гарантировать его объективность и беспристрастность;
  • * не может направлять парламенту послания о состоянии конституционной законности с вытекающими из этого обязательствами для парламента;
  • * не может направлять представления компетентным органам и должностным лицам, которые обязывали бы их информировать Конституционный Суд РФ о принятых мерах по устранению нарушений норм Конституции РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде» 1994 года он наделен правом:

  • * осуществлять толкование Конституции РФ;
  • * рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы граждан или их объединений о нарушении прав и свобод;
  • * рассматривать запросы судов о соответствии Конституции законов, подлежащих применению в конкретном деле.

Новой функцией Конституционного Суда РФ стал контроль за конституционностью международных договоров России.

Важная функция Конституционного Суда РФ — разрешение споров о разграничении компетенции между федеральными органами государственной власти, а также между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ в связи с заключением международных договоров России. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора обладают:

  • * Президент;
  • * каждая из палат Федерального Собрания;
  • * 1/5 всех членов любой из палат;
  • * Правительство;
  • * Верховный суд;
  • * Высший арбитражный суд;
  • * органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат должен обновляться каждые 3 года. Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Исключительно в пленарных заседанияхКонституционный Суд РФ —

  • * разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;
  • * дает толкование Конституции РФ;
  • * принимает послания Конституционного Суда РФ;
  • * решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

По итогам рассмотрения дел Конституционный Суд РФ принимает итоговое решение. Решения Конституционного Суда РФ принимаются в закрытом совещании и бывают трех видов:

  • * постановления;
  • * заключения;
  • * определения.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.

Конституционное процессуальное право (И. Ю. Серяева, 2012)

3 Понятие, система и значение принципов конституционного судопроизводства

План лекции.

3.1 Понятие принципов конституционного судопроизводства.

3.2 Классификация принципов конституционного судопроизводства.

3.3 Характеристика принципов конституционного судопроизводства.

3.1 Понятие принципов конституционного судопроизводства.

Принципы конституционного судопроизводства – это основные идеи, воплощенные в нормах и институтах судебного конституционного процесса, которые определяют природу, сущность и содержание конституционного судопроизводства, его основное назначение по осуществлению конституционного контроля конституционным судом.

Принципы конституционного судопроизводства нормативно закрепляются в конституциях и законах о конституционных судах. К их числу следует отнести независимость суден и конституционного суда, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, полноту и всесторонность разбирательства. Указанные принципы совпадают с принципами гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Однако по своему содержанию они отличаются определенными особенностями.

Принципы конституционного судопроизводства налагают особые, повышенные обязанности и обязательства прежде всего на самих судей, на конституционный суд в целом, ибо его решения являются обязательными и обжалованию не подлежат. Действие принципов конституционного судопроизводства для сторон и других участников процесса предоставляет определенные возможности и права, а также обязанности по их соблюдению.

3.2 Классификация принципов конституционного судопроизводства.

Следует обратить внимание на наличие нескольких групп принципов, которые классифицируются по объекту регулирования. Во-первых, следует назвать фундаментальные принципы, характеризующие государство. Во-вторых, это принципы, раскрывающие общие правила организации судебной власти. В рамках этой же группы возможно выделение принципов, характеризующих достаточно сложные взаимоотношения между различными судебными органами, обеспечивающих нормальное функционирование судебной власти, разграничение полномочий между различными судебными органами и т. д. В-третьих, представляется необходимым особо обратить внимание на принципы организации и деятельности конкретных судебных органов, в частности органов конституционной юстиции. Кроме этого, возможно выделение процессуальных принципов, определяющих организацию самого процесса осуществления правосудия. Однако подобное четкое деление принципов, безусловно, является условным. Следует отметить, что один и тот же принцип может относиться к различным группам. Так, принцип независимости в широком смысле является обязательной характеристикой судебной власти вообще. Вместе с тем он включается в систему принципов, определяющих взаимоотношения между различными судебными органами (например, несвязанность Конституционного Суда РФ ранее принятыми решениями судов общей и арбитражной юрисдикции). Более того, одни принципы могут служить гарантией реализации других. Принципы различаются по форме выражения и содержанию. Они могут быть общими и специальными. Общие принципы касаются всех институтов и являются основой для других принципов. Специальные принципы производны от общих, они конкретизируют их содержание и охватывают меньший объем правовых институтов.

При этом, видимо, неверно делить принципы на «основные» и «неосновные», так как все они являются базовыми идеями, началами построения тех или иных институтов судебной власти.

Принципы правосудия, имея общие цели и задачи, функционируют в совокупности. Повышение авторитета судебной власти, роли судов в защите прав и свобод человека и гражданина неразрывно связано с провозглашением и реализацией демократических принципов правосудия, которые служат выполнению задач, стоящих перед судом.

В выделении принципов конституционного правосудия есть определенная доля условности, так как все принципы составляют единую систему принципов правосудия, которые очень тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. В совокупности все принципы определяют природу судебной власти. Таким образом, система принципов конституционного судопроизводства схожа с принципами гражданского, уголовного, арбитражного судопроизводства, хотя имеются и различия, связанные со спецификой конституционного правосудия. Эти принципы определяют сущность судопроизводства по рассмотрению дел в Конституционном Суде РФ. Как и в иных случаях, принципы конституционного правосудия могут быть разделены на организационные и функциональные, т. е. определяющие порядок самой процессуальной деятельности. Часть принципов, определяющих конституционное судопроизводство, зафиксирована в Конституции РФ: законность, верховенство и прямое действие Конституции РФ; принцип федерализма; осуществление правосудия только судом; право на справедливое судебное разбирательство; самостоятельность судебной власти; независимость суда и судей; создание суда в рамках закона; открытость судебного разбирательства; состязательность судопроизводства и равноправие сторон; гласность в деятельности суда; принцип национального языка судопроизводства; принцип коллегиальности; непрерывность судебного заседания.

3.3 Характеристика принципов конституционного судопроизводства.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ, провозглашенными в ст. 5 Федерального конституционного закона, являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Вместе с тем закон закрепляет и иные принципы: язык судопроизводства, устность разбирательства, тайность Голосования, обязательность судебных постановлений.

Независимость судей и конституционного суда. Существует прямая и обратная связь между независимостью судей в конституционном судопроизводстве и независимостью конституционного суда. Независимость конституционного суда гарантирует независимость конституционных судей, а независимость судей гарантирует независимость суда в целом как коллегиального органа.

Судьи конституционного суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только конституцией и законом (законами) о конституционном суде, общепризнанными принципами и нормами международного права, собственным правосознанием, личным внутренним убеждением.

Конституционные судьи независимы от внешней среды, от тех, кто их выдвигал в качестве кандидатов на должность судьи, и тех, кто их избирал (назначал), независимы от председателя и других должностных лиц конституционного суда.

Конституционные судьи должны быть внутренне независимы. Их аргументация, голосование «за» или «против» должны выражать соответствующую конституции правовую позицию, свободную от политических пристрастий, от всякой конъюнктуры и привходящих обстоятельств. Такая позиция предопределяется компетентностью судьи, его профессионализмом, а также личными качествами, позволяющими противостоять какому-либо открытому или скрытому на него воздействию.

Принцип независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации. Этот принцип закреплен в статье 29 и косвенно – в ряде других статей Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных и общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Коллегиальность. Конституционный суд есть коллегиальный орган и принятие им решений происходит коллегиально. Организационные формы коллегиального разрешения дел в конституционном судопроизводстве могут быть различны (пленарные заседания суда, заседания коллегий – сенатов, палат, секций). На определенных этапах конституционного судопроизводства, в частности при первичном рассмотрении обращений заявителей, количественный состав коллегий (секций, групп) может быть небольшим, однако в случае расхождения судей во мнениях решение вопроса передается на рассмотрение более крупного структурного подразделения или даже на пленарное заседание, в котором участвуют все члены конституционного суда.

Коллегиальность в Конституционном Суде Российской Федерации. Принцип коллегиальности закреплен в статье 30 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». В ряде других его статей также содержатся положения, раскрывающие условия и механизм реализации принципа коллегиальности в конституционном судопроизводстве. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты – при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», определяет, какие действия Председатель Конституционного Суда может совершать самостоятельно, а какие – лишь по решению Конституционного Суда и от его имени.

Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях конституционных судов проводится открыто (в том числе при отсутствии устного разбирательства в ряде конституционных судов).

Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Конституционный суд назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

На закрытом заседании присутствуют судьи конституционного суда, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников аппарата конституционного суда, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.

Закон о Конституционном Суде Армении предусматривает, что по соображениям защиты общественной нравственности, общественного строя, государственной безопасности, личной жизни сторон или в интересах рассмотрения дела участие представителей средств массовой информации и общественных представителей в заседаниях либо в их части может быть запрещено по решению Конституционного Суда большинством голосов от общего числа его членов.

Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

В некоторых странах существует практика закрытого рассмотрения дел определенной категории на основе представленных документов, без заслушивания сторон и других участников процессов. Иными словами, ограничение гласности зависит и от того, в какой мере действует принцип устности конституционного судопроизводства.

Гласность в Конституционном Суде Российской Федерации. Принцип гласности закреплен в статье 31 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». В ряде его статей также содержатся положения, раскрывающие реализацию принципа гласности в конституционном судопроизводстве (исключая проведение организационных, рабочих совещаний Конституционного Суда Российской Федерации, а также заседаний по предварительному рассмотрению обращений и решению вопроса о принятии их к производству). Повестка дня заседаний Конституционного Суда объявляется заранее, в том числе в средствах массовой информации.

Согласно статье 31 Закона рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в предусмотренных Законом случаях. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Устность разбирательства. В ряде государств судопроизводство в конституционных судах ведется в письменной форме (Бельгия, Венгрия, Испания, Корея и др.).

Процедура рассмотрения дел в Арбитражном Суде Бельгии осуществляется в основном в письменной форме. Если на предварительном этапе обращение в Суд принимается, то об этом сообщает «Monitor Beige». Суд направляет сторонам специальные извещения. Письменное изложение позиций каждой из сторон и необходимые документы должны быть направлены в Суд в течение 45 дней. Третьи стороны, интересы которых затрагиваются при рассмотрении объявленного конкретного дела, также могут представить изложение своей позиции. Сторонам, направившим письменное изложение своей позиции, даются еще 30 дней на письменный ответ на аргументы других сторон. Стороны имеют доступ ко всем документам по делу и к протоколам рассмотрения дела. Суд обладает правом начать собственное расследование обстоятельств дела с целью получения дополнительной информации. Черновой вариант решения Суда составляется на французском, фламандском, а часто и на немецком языках. Совещание судей является закрытым, особые мнения судей не разглашаются, решение принимается большинством голосов. Если при рассмотрении дела полным составом Суда голоса делятся поровну, голос председательствующего является решающим. Решение публикуется на всех трех языках в «Monitor Beige», а также отдельным изданием.

В Арбитражном Суде Бельгии могут проводиться и открытые слушания, на которых судья-докладчик комментирует суть дела и затрагиваемые положения законов. Второй судья-докладчик, представляющий другую лингвистическую группу, может подготовить дополнительный доклад. Стороны, представившие письменное изложение своих позиций, могут выступать на слушаниях как лично, так и через своих адвокатов.

Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Республики Корея происходит как в письменной форме, так и устно. Дела о проверке конституционности законов и конституционные жалобы граждан на нарушение их основных прав рассматриваются, как правило, только путем исследования документов. При необходимости Суд может заслушать заявления сторон, заинтересованных лиц, свидетелей. Дела об отрешении от должности высших должностных лиц, о роспуске политических партий и споры о компетенции рассматриваются в письменной форме (путем исследования документов) и в устном разбирательстве.

Устность разбирательства в Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» в статье 32 закрепляет принцип устности судебного разбирательства: разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

С предложением, поступившим в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы, исключить из статьи 32 часть вторую, разрешающую не оглашать в заседании Суда документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу, вряд ли можно согласиться. Это положение Закона имеет целью несколько упростить и ускорить рассмотрение дел с учетом того, что всем участникам процесса содержание таких документов известно и без оглашения. При этом следует учитывать, что документами по смыслу данного Закона являются документы, представленные сторонами, и документы Суда, но ни в коем случае не подготовительные материалы по делу, разрабатываемые в аппарате Суда.

Язык конституционного судопроизводства. Производство в конституционных судах ведется на государственном языке (на государственных языках). Участникам процесса, не владеющим государственным языком, обеспечивается право давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Услуги переводчика предоставляются конституционными судами и оплачиваются в установленном законом порядке.

Решения конституционных судов провозглашаются и официально публикуются также на государственном языке (на государственных языках).

Язык судопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации. Согласно статье 33 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим государственным языком, обеспечивается право давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Официальная публикация решений Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется на русском языке, в субъектах Российской Федерации решения федерального Конституционного Суда могут быть опубликованы на государственных языках республик-субъектов Российской Федерации.

Непрерывность судебного заседания. Этот принцип конституционного судопроизводства обеспечивает объективность рассмотрения дела. Однако действие этого принципа не исключает возможность объявления перерыва в заседании либо отложения рассмотрения дела. Реализация принципа непрерывности зависит от организационных форм осуществления конституционного судопроизводства. Так, конституционный суд до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, не может рассматривать в пленуме другие дела. Однако палаты конституционного суда могут проводить свои заседания одновременно с разрешением дела в пленарном заседании.

Непрерывность судебного заседания в Конституционном Суде Российской Федерации. В соответствии со статьей 34 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

Конституционный Суд до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.

Палата Конституционного Суда Российской Федерации до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела, отнесенные Федеральным конституционным законом к компетенции палаты.

До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.

Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседаниях конституционных судов.

Сторона-заявитель самостоятельно представляет доказательства, на которых основано обращение. В равной мере сторона-ответчик может реагировать на представленные доказательства, давать им оценку и т.п. Стороны вправе пользоваться услугами адвокатов.

Стороны, в заседаниях Конституционного Суда Республики Корея всегда представлены своими адвокатами. В случае, если стороной является орган государственной власти, ее представителем выступает министр юстиции.

Состязательность и равноправие сторон в Конституционном Суде Российской Федерации. Принцип состязательности и равноправия сторон закреплен в статье 35 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

Согласно части третьей статьи 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение другой стороны письменные отзывы, которые подлежат приобщению к материалам дела.

Рассмотренные принципы конституционного судопроизводства нашли непосредственное закрепление в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации». Полагаем, что существуют и принципы, которые вытекают из природы судебного конституционного процесса, хотя текстуально они не получили законодательного закрепления. К ним можно отнести принцип полноты и всесторонности разбирательства, а также принцип процессуальной экономии.

Полнота и всесторонность разбирательства. Подготовка к разбирательству и само разбирательство направлены на полноту и всесторонность рассмотрения дела, определяемого компетенцией конституционного суда. Полнота и всесторонность изучения материалов дела обеспечивают объективность итогового решения.

Конец ознакомительного фрагмента.