Концессионным соглашением

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступлением вопросов и в рамках подготовки к применению положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концессионные соглашения», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 146н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 24 июня 2018 г., регистрационный номер 51673) (далее — СГС «Концессионные соглашения», Стандарт), направляет для руководства в работе Методические указания по первому применению положений СГС «Концессионные соглашения» в части вопросов отражения в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах объектов бухгалтерского учета, возникающих в рамках заключения и исполнения концессионных соглашений.

Приложение: на 11 л. в 1 экз.

A.M. Лавров

Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 29.10.2019 N 02-06-07/84753

Методические рекомендации
по первому применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора
«Концессионные соглашения»

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концессионные соглашения», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2018 N 146н (далее — СГС «Концессионные соглашения», Стандарт, Приказ N 146н), применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета (далее — объекты учета), возникающих в результате заключения и исполнения концессионных соглашений, а также при раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об указанных соглашениях и объектах бухгалтерского учета, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н»1 (далее — нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).

Положения СГС «Концессионные соглашения» применяются одновременно с применением положений СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»2.

Приказом N 146н установлено, что положения СГС «Концессионные соглашения» обязательны к применению при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2020 г., составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2020 года.

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях подготовки к переходу на использование СГС «Концессионные соглашения» и обеспечения достоверности раскрытия в бюджетной (бухгалтерской) отчетности организаций бюджетной сферы за 2019 год информации об объектах учета, возникших в текущем и прошлых отчетных периодах (до 1 января 2020 г.) в результате заключения и исполнения концессионных соглашений.

Стандарт разработан с учетом положений Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон N 115-ФЗ). Вместе с тем, СГС «Концессионные соглашения» не содержит положений, дублирующих Закон N 115-ФЗ. Следовательно, при подготовке, заключении, исполнении, изменении и прекращении концессионных соглашений, объектами которых является специфическое имущество (например: объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения), программы для электронных вычислительных машин, базы данных и другие объекты информационных технологий), необходимо учитывать особенности, установленные для этих объектов имущества отдельными главами Закона N 115-ФЗ.

Определение сторон концессионных соглашений регулируется статьей 5 Закона N 115-ФЗ.

Сторонами концессионного соглашения являются:

а) концедент:

— Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;

— субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

— муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

— полномочия концедента также вправе осуществлять государственная компания «Российские автомобильные дороги», государственная корпорация «Росатом»;

б) концессионер:

— индивидуальный предприниматель;

— российское или иностранное юридическое лицо;

— действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Кроме того, пунктом 4 СГС «Концессионные соглашения» определено, что объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество (далее — имущество концедента) подлежит обособленному отражению федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, выступающим от имени концедента (далее — уполномоченный субъект учета), в составе нефинансовых активов имущества казны.

По концессионному соглашению концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).

Рассмотрим существующую систему3 бухгалтерских счетов для отражения объектов бухгалтерского учета, возникающих при заключении (исполнении) концессионных соглашений, предусмотренную нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного (бухгалтерского) учета:

— приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н);

— приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;

— приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;

— приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2010 N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (далее при совместном упоминании — Инструкции).

Номер счета Название счета
101 90 Основные средства — имущество в концессии
101 91 Жилые помещения — имущество в концессии
101 92 Нежилые помещения (здания и сооружения) — имущество в концессии
101 94 Машины и оборудование — имущество в концессии
101 95 Транспортные средства — имущество в концессии
101 96 Инвентарь производственный и хозяйственный — имущество в концессии
101 97 Биологические ресурсы — имущество в концессии
101 98 Прочие основные средства — имущество в концессии
103 90 Непроизведенные активы — в составе имущества концедента
103 91 Земля в составе имущества концедента
104 59 Амортизация имущества казны в концессии
104 90 Амортизация имущества в концессии
104 91 Амортизация жилых помещений в концессии
104 92 Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений) в концессии
104 94 Амортизация машин и оборудования в концессии
104 95 Амортизация транспортных средств в концессии
104 96 Амортизация инвентаря производственного и хозяйственного в концессии
104 97 Амортизация биологических ресурсов в концессии
104 98 Амортизация прочего имущества в концессии
106 90 Вложения в имущество концедента
106 91 Вложения в основные средства в концессии
106 93 Вложения в непроизведенные активы в концессии
108 90 Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии
108 91 Недвижимое имущество концедента, составляющее казну
108 92 Движимое имущество концедента, составляющее казну
108 95 Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну
205 2К Расчеты по доходам от концессионной платы

При отражении в бухгалтерском учете информации об имуществе концедента следует учитывать следующее.

В соответствии с положениями Инструкции N 157н ведение счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» осуществляется органом, осуществляющим полномочия и функции собственника в отношении имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну.

Вместе с тем, при заключении, исполнении концессионных соглашений учет объектов имущества казны в концессии осуществляет уполномоченный субъект учета.

В рамках концессионного соглашения может передаваться не только объект концессионного соглашения, но и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество. Указанный имущественный комплекс может включать в себя объекты как недвижимого, так и движимого имущества.

Принимая во внимание, что положения СГС «Концептуальные основы» обязательны к применению организациями бюджетной сферы с 1 января 2018 г., имущество, переданное по концессионным соглашениям, признается активом и отражается на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии».

В зависимости от даты заключения концессионного соглашения:

— если объекты государственного (муниципального) имущества переданы в соответствии с условиями концессионного соглашения в течение 2019 года: в бухгалтерском учете уполномоченного субъекта учета отражается внутреннее перемещение объектов, переданных по концессионному соглашению (по дебету счета 1 108 9Х «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» и кредиту счета 1 108 5Х «Нефинансовые активы, составляющие казну»);

— если объекты государственного (муниципального) имущества переданы в соответствии с условиями концессионного соглашения до 1 января 2019 года (при условии, что данное имущество не учитывалось на балансе): объекты восстанавливаются посредством корректировки входящих остатков на 1 января 2019 г. с отражением ошибки прошлых лет (по дебету счета 1 108 9Х «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» и кредиту счетов 1 401 18 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному» (1 401 19 «Доходы прошлых финансовых лет»).

Если по концессионному соглашению переданы объекты, по которым не прекращено право оперативного управления государственного (муниципального) учреждения, данное учреждение в бухгалтерском учете аналогичным образом осуществляет постановку указанных объектов на соответствующий счет 0 101 9X 000:

— объекты имущества переданы в соответствии с условиями концессионного соглашения в течение 2019 года: в бухгалтерском учете отражается внутреннее перемещение со счетов учета объектов, переданных по концессионному соглашению (по дебету счета 0 101 9Х «Основные средства — имущество в концессии»» и кредиту счета соответствующих счетов учета нефинансовых активов);

— объекты имущества переданы в соответствии с условиями концессионного соглашения до 1 января 2019 года (при условии, что данное имущество не учитывалось на балансе): объекты восстанавливаются посредством корректировки входящих остатков на 1 января 2019 г. с отражением ошибки прошлых лет (по дебету счета 0 101 9Х «Основные средства — имущество в концессии» и кредиту счетов 0 401 18 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному» (0 401 19 «Доходы прошлых финансовых лет»).

Пунктом 6 СГС «Концессионные соглашения» установлено, что начисление амортизации по имуществу концедента осуществляется уполномоченным субъектом учета в течение срока действия концессионного соглашения методом, применяемым для амортизации объектов нефинансовых активов, к которым относится переданное имущество.

В случае если передача имущества по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права оперативного управления (права хозяйственного ведения), амортизацию по имуществу концедента продолжает начислять учреждение, являющееся балансодержателем передаваемого имущества.

Таким образом, при выявлении объектов переданного имущества, а также определении стадии концессионного соглашения необходимо определить необходимость доначисления амортизации на объекты, переданные ранее по концессионным соглашениям.

При этом в соответствии с положениями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н, Инструкции N 33н, информация об изменении показателей активов, обязательств, финансового результата в связи с исправлением ошибок прошлых лет, выявленных и (или) отраженных в отчетном периоде (в 2019 году), подлежит раскрытию в Сведениях об изменениях остатков валюты баланса (ф. 0503173) (Сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Схема передачи по концессионному соглашению имущества государственного (муниципального) учреждения представлена ниже.

Без прекращения права оперативного управления С прекращением права оперативного управления
Уполномоченный субъект учета (представитель концедента) Отражает имущество концедента на забалансовом счете (с 01.01.2020 г.) Отражает поступление имущества казны с одновременным уменьшением расчетов по вкладам учредителя (по заключенным ранее концессионным соглашениям)
Правообладатель (учреждение) — Отражает внутреннее перемещение соответствующих нефинансовых активов (по заключенным ранее концессионным соглашениям — в течение 2019 г. проводками 2019 г., либо с корректировкой входящих остатков и отражением ошибок прошлых лет); — Отражает на забалансовом счете предусмотренную концессионным соглашением сумму инвестиций (предельный размер расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (с 01.01.2020 г.) Отражает прекращение права оперативного управления и возврат имущества учредителю с соответствующим уменьшением расчетов с учредителем (расчетов по вкладам учредителя)
Учредитель Отражает уменьшение доли участия в учреждении

Этапами концессионных соглашений в соответствии с положениями Закона N 115-ФЗ являются подготовка, заключение, исполнение (изменение), прекращение концессионного соглашения.

Вместе с тем, с точки зрения отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете фактов хозяйственной жизни, возникающих при заключении (исполнении) концессионных соглашений, существенными этапами концессионных соглашений являются:

— подписание концессионного соглашения;

— осуществление инвестиций (создание (реконструкция) объекта соглашения);

— ввод объекта в эксплуатацию и регистрация права государственной (муниципальной) собственности;

— использование (эксплуатация) объекта;

— окончание действия соглашения.

В течение 2019 года в рамках подготовки к переходу на СГС «Концессионные соглашения» необходимо провести инвентаризацию концессионных соглашений, заключенных как в течение 2019 года, так и до 1 января 2019 г.

Примерный перечень мероприятий в рамках проведения инвентаризации объектов бухгалтерского учета, возникающих при исполнении концессионных соглашений, включает:

1) выявление всех заключенных концессионных соглашений;

2) определение состава имущественного комплекса, переданного по концессионным соглашениям (объект концессионного соглашения, иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество), как с точки зрения отнесения объектов к недвижимому или движимому имуществу, так и исходя из его принадлежности (имущество казны, имущество на праве оперативного управления, имущество на праве хозяйственного ведения);

3) определение сторон концессионных соглашений, в частности, уполномоченного субъекта учета, который обязан восстановить в бюджетном учете на счете 1 108 9Х «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» информацию об объектах, переданных по концессионным соглашениям (за исключением случаев, когда по концессионному соглашению передавалось имущество без прекращения права оперативного управления учреждения);

4) определение срока заключения концессионного соглашения (в течение 2019 года или до 1 января 2019 г.), что будет влиять на механизм восстановления в бюджетном (бухгалтерском) учете информации об объектах, переданных в концессию (бухгалтерские записи текущего отчетного периода, либо восстановление с отражением ошибок прошлых лет).

Необходимо отметить, что при осуществлении инвентаризации объектов бухгалтерского учета, возникающих при исполнении концессионных соглашений, за отчетный год по состоянию на 1 января 2020 г. следует обеспечить синхронизацию данных бухгалтерского учета с данными мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, проводимого в соответствии с Правилами проведения мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2017 N 259.

Отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете объектов учета по результатам инвентаризации основывается на стадии концессионных соглашений.

Следует обратить внимание, что в части объектов нефинансовых активов, созданных до 1 января 2020 г., показатели по счетам 0 101 9Х «Основные средства — имущество в концессии», 0 106 9Х «Вложения в имущество концедента», 0 108 9Х «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии», формируются на 1 января 2020 г.

На стадии заключения (подписания) концессионных соглашений концедентом отражаются ожидаемый прирост имущества, сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения (предусмотренная соглашением сумма инвестиций (предельный размер расходов) на создание (реконструкцию) объекта соглашения) — на забалансовом счете (как нормативное положение вводится с 1 января 2020 г.).

На стадии осуществления инвестиций (создания (реконструкции) объекта соглашения) концедент учитывает прирост имущества, отражая увеличение стоимости имущества концедента (фактическая сумма произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Таким образом, при проведении инвентаризации между концедентом и концессионером обязательно определяется объём произведенных инвестиций на 1 января 2020 г. с целью отражения данной информации концедентом на забалансовом счете в межотчетный период.

Отражение фактического объема инвестиций и корректировка сметной стоимости осуществляется на начало 2020 года, а с 2020 года — не реже одного раза в полгода в течение периода создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения (пункт 7 СГС «Концессионные соглашения»).

В случае, когда в текущем отчетном периоде (в 2019 г.) концессионное соглашение находится на этапе осуществления инвестиций (создания (реконструкции) объекта), концедент по итогам проведения инвентаризации выявляет сметную стоимость, фактический объем произведенных инвестиций, который отразится на забалансовых счетах в межотчетный период.

На стадии ввода объекта в эксплуатацию и регистрации права государственной (муниципальной) собственности у концедента в бюджетном учете отражается прирост имущества (сперва удорожание объекта относится на счет 0 106 90 «Вложения в имущество концедента», далее со счета 0 106 9Х «Вложения в имущество концедента», объект ставится на счет 0 108 9Х «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» (или 0 101 9Х «Основные средства — имущество в концессии» в случае если не прекращалось право оперативного управления учреждения). Если объект продолжал находиться в хозяйственном ведении, прирост имущества концедента отражается через удорожание имущества казны и увеличение вложений в государственные (муниципальные) предприятия.

В случае, если строительство (создание (реконструкция) объекта завершена, объект введен в эксплуатацию, но право государственной (муниципальной) собственности не зарегистрировано, необходимо установить, когда произошел ввод в эксплуатацию: если в 2019 году, то никакие дополнительные бухгалтерские записи не отражаются, отражается прирост имущества концедента на 1 января 2020 г. при первом применении СГС «Концессионные соглашения»; если ввод в эксплуатацию осуществлен в 2019 году, концедент формирует по объекту счет 0 106 9Х «Вложения в имущество концедента» в межотчетный период; если ввод в эксплуатацию осуществлен до 1 января 2019 г., на 01.01.2019 концедентом дополнительные бухгалтерские записи не отражаются, но в рамках подготовки к переходу на Стандарт надо проверить наличие зарегистрированного права государственной (муниципальной) собственности на объект (в том числе целесообразно проверить реестры имущества во избежание задвоения на счетах 1 108 5Х «Нефинансовые активы, составляющие казну» и 1 108 9Х «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии»).

Если на объект зарегистрировано право государственной (муниципальной) собственности, необходимо проверить наличие информации о нем на соответствующих счетах учета объектов, составляющих казну в концессии.

Таким образом, если по результатам проведения инвентаризации концессионных соглашений были выявлены эксплуатируемые в 2019 году объекты, на которые было зарегистрировано право собственности, оно должно быть в остатках по счетам 0 108 9Х «Нефинансовые активы, составляющие казну» (0 101 9Х «Основные средства — имущество в концессии») на начало 2019 года. При этом дополнительные корреспонденции исходя из положений Стандарта (доначисление доходов (расходов) будущих периодов по счетам 0 401 40 «Доходы будущих периодов» и 0 401 50 «Расходы будущих периодов») необходимо отразить в межотчетный период, в течение 2019 года необходимо проверить начисление амортизации на объекты концессионных соглашений (если объект отсутствовал в учете, его необходимо восстановить и доначислить амортизацию). Необходимо отметить, что при наличии решения соответствующего публично-правового образования о неамортизации имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, объекты соглашений, составляющих казну в концессии, также не амортизируются.

Основные методологические положения, которые будут применяться с 1 января 2020 г. для отражения фактов хозяйственной жизни, возникающих в результате концессионных соглашений, включают в себя следующие позиции:

1) с 1 января 2020 г. будут введены дополнительные забалансовые счета:

— для учета уполномоченным субъектом учета имущества концедента в случае, когда передача имущества по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права оперативного управления государственных (муниципальных) учреждений или права хозяйственного ведения государственных (муниципальных) предприятий;

— для учета сметной стоимости создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения (предусмотренную соглашением сумму инвестиций (предельный размер расходов) на создание (реконструкцию) объекта соглашения);

— для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактическая сумма произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером);

2) статьей 10 Закона N 115-ФЗ определен перечень существенных и иных условий концессионного соглашения. Кроме того, при подготовке концессионного соглашения разрабатывается финансово-экономическая модель проекта, которая, как правило, содержит прогнозные показатели (например: прогноз капитальных вложений, объема производства, продаж (иных количественных факторов, определяющих выручку проекта), прогноз затрат на персонал, условно постоянных затрат и т.д.).

Эти данные составляют основу для отражения в учете как уполномоченного субъекта учета, так и концессионера взаимоувязанных прогнозных значений предстоящих доходов (расходов) по концессионным соглашениям на весь срок действия в момент их заключения.

1 Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н (далее — Инструкция N 33н).

2 Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»).

3 В настоящее время подготовлены проекты приказов Минфина России, вносящие изменения в Инструкции, которые будут направлены в том числе на уточнение (дополнение) счетов бухгалтерского учета для отражения объектов учета и фактов хозяйственной жизни, возникающие в связи с концессионными соглашениями (см. https://www.minfin.ru: «Минфин России / Деятельность / Бюджет / Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора / Бухгалтерский учет государственного сектора»).

ИМУЩЕСТВО, ПЕРЕДАННОЕ В КОНЦЕССИЮ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Передача государственного (муниципального) имущества частной организации или предпринимателю по соглашению о концессии позволяет публично-правовому образованию решить проблемы строительства или реконструкции необходимых объектов без привлечения дополнительных бюджетных средств. За последние несколько лет отмечается рост числа объектов, передаваемых в концессию, а в законодательство вносятся новые виды объектов, которые можно передать в концессию.

Объекты концессии

В целях привлечения инвестиций, эффективного использования имущества публично-правовое образование (концедент) вправе передать государственное или муниципальное имущество индивидуальному предпринимателю, российскому или иностранному юридическому лицу либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двум и более юридическим лицам (концессионерам). Передача имущества осуществляется по договору концессии, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон № 115-ФЗ).
По концессионному соглашению (далее — Соглашение) одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать или реконструировать определенное этим соглашением имущество (объект концессионного соглашения). Право собственности на объект Соглашения принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту).
Концессионер обязан осуществлять строго определенные виды деятельности с использованием объекта Соглашения, а концедент предоставляет концессионеру на срок, установленный Соглашением, права владения и пользования объектом для осуществления данной деятельности (п. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ). Кроме того, концессионер обязан осуществлять деятельность, предусмотренную Соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) ее без согласия концедента, за исключением случая, когда последний был обязан пересмотреть Соглашение по требованию концессионера, но не сделал этого (п. 3 ч. 2 ст. 8 Закона № 115-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона № 115-ФЗ объектами Соглашения могут в том числе являться:

автомобильные дороги, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
морские и речные порты;

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Для использования в русской речи это слово было заимствованно из французского или немецкого приблизительно в конце 18 века. Понятие концессии большей частью применимо в экономическом, а также в юридическом спектре значений.

В экономическом контексте данное слово подразумевает сдачу государственными органами земельных территорий или предприятий в эксплуатацию иностранным инвесторам, а в юридическом – документ, подтверждающий заключение сделки по аренде или отдельный фрагмент договоренности по конкретной уступке.

Понятие концессии. Законодательная база данного вопроса

Скачатьобразецдоговора коммерческой концессии.

С недавних пор в экономике нашей страны стали развиваться методики и технологии развития предпринимательской деятельности, ранее образовавшиеся и успешно применявшиеся за границей.

Одной из таких методик считается развитие бизнеса по системе коммерческой концессии или, как ее еще называют, франчайзинга. Успех развития системы народного хозяйства обусловлен особенностями законодательного регулирования.

Несмотря на большое количество положительных свойств, рынок в целом не способен в автоматическом режиме настраивать все социальные, а также экономические процессы организации жизнедеятельности общества или отдельных его представителей. При этом совсем не обеспечивается равномерное распределение денежной массы, не может быть гарантировано право на труд, а также материальная поддержка неблагополучных слоев населения.

Федеральный закон об отдельных концессионных соглашениях № 115-ФЗ способствует формированию правовой основы развития концессионных отношений, учитывая процедуру составления, регулирования, а также прекращения договоренностей концессии.

Для того, чтобы интересы всех элементов системы народного хозяйства удовлетворялись, необходимо обеспечить сбалансированное регулирование всех действий и закрепить их на правовой основе для более качественного развития экономической обстановки в государстве.

Коммерческая концессия в качестве метода ведения бизнеса имеет свои выгоды для всех участников договоренности. Правообладателям она дает возможность с несущественными издержками эффективно расширять возможности для ведения бизнеса и повысить долю присутствия юридического лица на современном рынке. Каждому пользователю предоставляется возможность запустить собственное дело по заранее созданной и проверенной технологии с достаточно высокой вероятностью устойчивости работы предприятия. Такие заключения подтверждаются многолетним опытом работы иностранных предприятий.

Например, в Соединенных Штатах количество продаж при использовании системы франчайзинга соответствует одному триллиону долларов. При этом на область франчайзинга приходится около 40% розничных покупок. Достаточно высокий товарооборот фиксируется и в британской системе франчайзинга.

О том, что такое концессия, смотрите в следующем видеосюжете:

Виды концессий

Сегодня в нашем государстве протекает процесс образования государственной инновационной деятельности, ориентированной на улучшение качества и уровня жизни граждан, улучшение технической оснащенности, рост качества ресурсосбережения, повышение производительности труда и т.д. Развитие существующих отраслей нашей системы народного хозяйства не представляется возможным без нормальной работы необходимого инфраструктурного обеспечения.

Объекты отечественной инфраструктуры имеют повышенный уровень износа и слишком низкую эффективность управления. Как показывает всемирный и конкретно российский опыт развития государственности самым эффективным способом внедрения инноваций в различных отраслях инфраструктуры считается такая форма сотрудничества, как концессия. При этом отдельные методики ведения государственного и частного сотрудничества могут трактоваться различными способами.

Привлечение средств в виде инвестиций в муниципальную область системы народного хозяйства при условии сбережения имущества в распоряжении ключевых фондовых организаций дает возможность решить социально-экономические вопросы, стоящие перед сотрудниками отделений местного самоуправления. Концессией называется одна из возможных форм государственно-частного сотрудничества в данной отрасли. Управление муниципальным имуществом считается фундаментом социально-экономического прогресса. Умелое применение активов, находящихся в распоряжении сотрудников местного самоуправления, дает возможность выполнять поставленные цели в вопросе развития конкретной территории. Весь список выполняемых задач направлен на принесение пользы всем участникам муниципального образования.

Коммерческая концессия представляет собой одну из возможных разновидностей взаимоотношений между двумя субъектами, действующими в пределах рынка одного государственного образования. При этом одна сторона в обмен на финансовое вознаграждение передает второй право на использование того или иного вида бизнеса, функционирующего по специально разработанной модели.

Примеры концессионных соглашений

Концессии имели огромное значение в процессе реализации экономической политики СССР в 1921 году. Необходимость их применения для развития отрасли сельского хозяйства указывалась самим В.И. Лениным. Буквально каждое железнодорожное полотно в России было спроектировано и построено именно на концессионной основе. Советский Союз вел сотрудничество с такими франшизами как Siemens или Halske. Эти организации получили крупнейший заказ на проведение и использование на территории нашей страны телеграфных соединений.

Восстановление системы народного хозяйства в Советском Союзе, разрушенной до основания в результате нескольких войн, во многих аспектах обеспечивалось именно благодаря применяемой в качестве основного элемента внешних коммерческих связей системе концессионных соглашений. Главными в те времена считались сельскохозяйственные, лесные, горные, а также другие разновидности сырьевых концессий. Они воплощались в реальность за счет финансирования зарубежными концессионерами, количество которых во многом превышало число заключенных деловых соглашений.

В практике международных отношений развитие масштабных проектов в области производственной инфраструктуры большей частью сопутствует поступлению частного капитала в самых разнообразных формах в основном в пределах концессии, а не приватизации.

На сегодняшний день в Российской Федерации активными темпами запускаются концессионные проекты в таких сферах деятельности:

  • Коммунальное хозяйство;
  • Транспортная инфраструктура;
  • Социальная сфера;
  • Автодорожное хозяйство.

В качестве наглядного примера одного из реализуемых проектов можно рассмотреть аэропортовый комплекс «Центральный», развиваемый в городе Саратов.

Пример концессионных отношений власти и частного бизнеса в Перми приведен в следующем видеосюжете:

Составление договора концессии

Договор концессии представляет собой документ, в соответствии с которым сотрудники отделений исполнительной власти или территориального самоуправления дают возможность юридическому лицу заняться строительством объекта концессии или его совершенствованием, а также управлением его работой в соответствии с положениями законодательства с целью удовлетворения потребностей населения.

Форма и структура

В договоре обязательно должны быть указаны все данные представителей двух сторон, разновидность их предпринимательской или любого другого вида деятельности, а также конкретный предмет договора и все существующие условия, предварительно оговоренные в устной форме всеми участниками соглашения.

Схема концессионных отношений

Существенные условия

К оформлению такого соглашения всегда предъявляются весьма жесткие требования.

Подобные договора всегда регистрируются в территориальных отделениях ФНС, ведущих учет предпринимателей. Если учитывать, что предметом заключаемого соглашения будет являться разрешение эксплуатировать эксклюзивные права на конкретные объекты, нужно также пройти дополнительную процедуру регистрации в специальном патентном ведомстве, поскольку документ может быть признан недействительным.

Оформление и получение необходимых лицензий считается исключительно обязанностью правообладателя.

Если осуществляется передача исключительных прав другим юридическим лицам, второй стороной соглашения обычно становится новый правообладатель, а сам документ обязательно сохраняет силу. Это относится и к возможности смерти текущего правообладателя, на месте которого, естественно, могут оказаться его законные прямые наследники. При этом потребуется полноценное соблюдение процедуры передачи и принятия наследства.

Дополнительные условия

Концессионные договоренности могут быть прекращены, если правообладатель утрачивает возможность использования фирменного наименования, а также в случае банкротства одной из его сторон, поскольку в таких случаях исчезает возможность участия в виде объекта предпринимательского договора.

В качестве причин прекращения концессионного соглашения допускается его преждевременное расторжение, но только в том случае, если другая сторона была предварительно уведомлена о подобных намерениях.

Сроки

Продолжительность действия конкретного договора обсуждается предварительно участниками и указывается в документе соответствующим образом.

О договоре коммерческой концессии смотрите в данном видеоролике:

Порядок передачи прав

Владелец франшизы отправляет конкретным юридическим лицам свои предложения.

Потенциальные акцептанты ознакомляются со всеми существующими условиями соглашения, которые были признаны актуальными. При этом обязательно прописывается каждое намерение владельца франшизы, а также обязательство заключения сделки с будущими акцептантами.

Развитие концессионных механизмов в России

Концессионный механизм обладает общим типологическим отличием и исторической особенностью с системой народного хозяйства Российской Федерации.

Среди существующих целей, поставленных сторонами концессионных соглашений, всегда можно выделить две основных подгруппы: социальные и экономические. Концессионный механизм наиболее оптимальным способом обеспечивает соблюдение государственных интересов, а также потребностей бизнеса и отдельных групп населения.

При этом цели деятельности юридических лиц устанавливаются не только благодаря возможностям эффективности в соответствии с процессом развития системы народного хозяйства, но и учитывают интересы граждан.

Концессионное соглашение

Концессия (концессионное соглашение) — это форма государственно-частного партнёрства, в ходе которого происходит вовлечение частного сектора в целях повышения эффективности использования государственной собственности или привлечение бизнеса в сферу оказания услуг, которые обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.

При такой форме сотрудничества происходит создание или осуществляется реконструкция за счет средств инвестора (или — совместно с концедентом) объектов, как правило, недвижимого имущества находящихся в государственной собственности

В ходе осуществления такого партнерства чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект недвижимости на возмездной основе, получая доход в свою пользу.

Объекты концессионного соглашения

Объектами концессионного соглашения в первую очередь являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.

Отметим, что вопреки распространенному заблуждению, объекты исключительных прав не могут являться объектом концессионного соглашения.

Типы концессионных соглашений

В международной практике выделяются следующие типы концессионных соглашений:

  • BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление». При такой форме партнерства концессионер сначала строит объект, который потом передаётся государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства. Далее происходит передача построенного объекта концендентом в эксплуатацию концессионеру;

  • BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача». При такой форме концессионного соглашения концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта, в основном на праве собственности, в течение установленного срока действия соглашения. По истечении срока действия договоренностей объект передаётся концессионером государству;

  • ВООТ (Build — Own — Operate — Transfer) — «Строительство — владение — управление — передача». При такой форме сотрудничества осуществляется владение и пользование концессионером построенным им объектом на праве частной собственности в течение определённого срока действия соглашения. По истечении срока действия соглашения объект переходит в собственность государства;

  • ВОО (Build — Own — Operate) — «Строительство — владение — управление». В такой ситуации концессионер сначала строит объект и затем осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности. При этом срок действия владения и управления не ограничивается;

  • BBO (Buy — Build — Operate) — «Покупка — строительство — управление». При такой форме партнерства государство продаёт объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления. Таким образом, продажа объекта проводится в целях восстановления или расширения существующего объекта..

Законодательное регулирование концессионных соглашений в Российской Федерации

В соответствии с федеральным законом «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), и осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения.

В свою очередь, концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный этим соглашением. Концедентом выступает Российская Федерация, либо субъект федерации, либо муниципальное образование. Концессионером может быть индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо.

Концессионер вкладывая средства в проект по концессионному договору, получает объект договора после его ввода в эксплуатацию и регистрации на него прав в качестве недвижимого имущества в управление (эксплуатацию) на платной основе с целью возмещения инвестиций. Доход от эксплуатации объекта соглашения, в зависимости от договоренности сторон, получает либо концессионер, либо концедент.

В первом случае инвестиции инвестора окупаются за счет эксплуатации объекта на платной основе, во втором — за счет платы концедента (бюджетных субсидий).

Отметим, что из перечисленных выше типов концессионных соглашений закон «О концессионных соглашениях» предусматривает только тип — BOT («Строительство — управление — передача»). При этом фактически используется тип — BTO («Строительство — передача — управление»).

Таким образом, в соответствии с условиями концессионного соглашения, концессионер – концессионер (хозяйствующий субъект) принимает на себя обязательство за собственные средства построить или реконструировать объект недвижимого имущества.

При этом в результате осуществления таких работ, когда определенный концессионным соглашением объект недвижимости будет построен или реконструирован, концессионер получает такое недвижимое имущество на определенный срок во владение и пользование от концедента с условием выплаты концеденту соответствующих платежей — концессионной платы.

Юридическая природа концессионного соглашения

Отметим, что данный договор считается смешанным договором, так как концессионное соглашение включает в себя элементы других договоров, такие как элементы договора строительного подряда и элементы договора аренды.

Таким образом, концессионное соглашение предполагает наличие нескольких сделок, которые осуществляются в строго определенной последовательности.

На первом этапе концедент предоставляет концессионеру недвижимое имущество. Таким имуществом может быть: земельный участок или объект строительства (здание или сооружение).

В зависимости от вида предоставленного недвижимого имущества и условий концессионного соглашения, концессионер принимает на себя обязательство построить на земельном участке здание или сооружение либо осуществить реконструкцию уже имеющегося объект недвижимого имущества.

На следующем этапе концессионер в своих целях использует построенный или реконструированный объект недвижимого имущества в течение всего срока, установленного договором.

По своей юридической природе концессионное соглашение является:

  1. Консенсуальным договором. То есть концессионное соглашение вступает в силу с момента заключения, а исполняется уже после подписания договора.

  2. Срочным договором. То есть концессионное соглашение всегда заключается на определенный срок.

  3. Взаимным договором. Согласно условиям концессионного соглашения обе стороны договора имеют права и несут обязанности.

  4. Возмездным договором. Условия сделки предполагают наличие материальной выгоды в результате исполнения концессионного соглашения у каждой из сторон.

  5. Двусторонним договором. Условия сделки предполагают необходимость выражения согласованной воли обеих сторон для заключения договора, а также наличие прав и обязанностей двух равноправных сторон.

Существенные условия концессионного соглашения

Для концессионных соглашений законодательством предусмотрены определенные условия, по которым должно быть достигнуто согласие сторон, при отсутствии которых договор не может считаться заключенным. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» называет такие условия существенными и относит к ним следующие условия:

  • Предмет концессионного соглашения;

  • Объект концессионного соглашения (его описание и состав);

  • Цели и срок использования объекта соглашения;

  • Порядок предоставления концессионеру недвижимого имущества, которое предназначено для осуществления деятельности, определенной соглашением сторон;

  • Обязанности сторон по осуществлению деятельности, которая предусмотрена соглашением;

  • Срок концессионного соглашения;

  • Иные существенные условия, предусмотренные законодательством.

Отметим, что перечень существенных условий является открытым.

Кроме существенных условий договора действующее законодательство устанавливает другие условия концессионного соглашения, которые в большинстве случаев предусматриваются в концессионном соглашении.

Такой перечень условий не является исчерпывающим, это означает, что стороны концессионного соглашения по своей воле могут включить в концессионное соглашение и иные условия. К ним относятся:

  • Порядок установления и изменения цен за выполненные работы, оказанные услуги и произведенную продукцию.

  • Объемы выполнения работ, оказания услуг, производства продукции при осуществлении деятельности, которая предусмотрена концессионным соглашением.

  • Обязанности концессионера по реализации выполненных работ, оказанных услуг, произведенных товаров на внутреннем рынке в течение срока, предусмотренного соглашением сторон.

  • Объем денежных средств, который подлежит инвестированию со стороны концессионера в процесс создания либо реконструкции объекта недвижимого имущества согласно условиям концессионного соглашения.

  • Срок сдачи в эксплуатацию объекта недвижимого имущества согласно условиям концессионного соглашения, с предусмотренными в договоре техническими и экономическими показателями.

Срок концессионного соглашения

Концессионное соглашение является срочным договором.

Срок действия концессионного соглашения устанавливается соглашением сторон, с учетом срока возведения или реконструкции объекта недвижимого имущества согласно условиям концессионного соглашения, а также с учетом суммы денежных средств, инвестируемых в создание или реконструкцию такого объекта недвижимости.

Кроме этого, учитывается срок окупаемости инвестированных денежных средств и другие обязательства сторон по договору.

Ответственность сторон концессионного соглашения

Концессионер несет ответственность перед концедентом при возведении либо реконструкции объекта недвижимого имущества согласно условиям концессионного соглашения за допущенное нарушение:

  • требований, предусмотренных договором;

  • технических регламентов;

  • требований проектной документации;

  • иных обязательных требований.

При нарушении установленных концессионным соглашением требований концедент вправе требовать от концессионера устранения такого нарушения безвозмездно и в сроки, установленные концедентом.

Концедент также вправе потребовать от концессионера возмещения причиненных убытков, если:

  • такие нарушения являются существенными;

  • или нарушение установленных требований не было устранено в установленный концедентом разумный срок.

Отметим, что за качество возведенного или реконструированного объекта недвижимого объекта концессионер несет ответственность перед концедентом в течение срока, предусмотренного концессионным соглашением.

Если же такой срок не установлен, то в этом случае концессионер несет ответственность перед концедентом в течение 5 лет с момента передачи объекта недвижимости.

Что такое концессия?

Концессия — форма государственно-частного партнерства, предусматривающая передачу государственного имущества на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство (реконструкцию) переданного имущества и имеет право получать доход от его использования.

Концессия в 2020 году является наиболее проработанной формой ГЧП для привлечения инвестиций в коммунальную сферу с позиции баланса интересов частного и государственного партнеров.

В статье подробнее рассмотрим простыми словами, что это такое, концессия.

Коммерческая концессия

Для использования в русской речи данное определение было заимствовано из французского или немецкого приблизительно в конце 18 века. Большей частью применяется в экономическом или юридическом спектре значений.

Что такое концессия в экономическом контексте? Это сдача государственными органами земельных территорий или предприятий в эксплуатацию иностранными инвесторами, а в юридическом – документ, который подтверждает заключение сделки по аренде или отдельный фрагмент договоренности по конкретной уступке.

Недавно в экономике России стали развиваться методики и технологии развития предпринимательской деятельности, которые ранее образовались и успешно применялись за границей. Одна из таких методик – развитие бизнеса по системе коммерческой концессии. Или франчайзинг.

Есть и закон о концессии: Федеральный закон об отдельных концессионных соглашениях №115-ФЗ помогает формировать правовую основу развития концессионных соглашений с учетом процедуры составления, регулирования и прекращения договоренностей концессии.

Для удовлетворения интересов всех элементов системы народного хозяйства нужно обеспечивать сбалансированное регулирование всех действий и закреплять их на правовой основе, чтобы экономическая обстановка в стране развивалась более качественно.

Благодаря коммерческой концессии как методу ведения бизнеса все участники имеют свою выгоду. Правообладатели могут с несущественными издержками эффективно вести и расширять бизнес, а также повысить долю присутствия юридического лица на современном рынке.

Каждый пользователь может запустить свое дело по заранее созданной и проверенной технологии с высокой вероятностью устойчивого развития и работы предприятия.

К примеру, в США количество продаж с применением франчайзинга переваливает за один триллион долларов. На франчайзинг приходится около 40% розничных покупок.

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии – соглашение правообладателя (франчайзера) и пользователя (франчайзи), по которому правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта, включая право на товарный знак и другие предусмотренные договором объекты интеллектуальной собственности.

Вопрос регулируется статьей 1027 Гражданского кодекса РФ. Стороны договора — правообладатель и пользователь. Ими могут быть только коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, так как договор франчайзинга всегда заключается в целях ведения предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли.

Видео: Что такое концессия? Договор коммерческой концессии (договор франшизы). Часть 1

Видео: Что такое концессия? Договор коммерческой концессии (договор франшизы). Часть 2

Концессия в сфере ЖКХ

Концессионные соглашения в сфере ЖКХ – это привлечение средств инвесторов к реконструкции тех объектов, которые на основании соглашений могут быть переданы в пользование на определенный период в руки частных инвесторов.

Партнер-инвестор обязуется вложить значительные средства в строительство или реконструкцию государственного имущества и эксплуатировать переданные объекты, получая доход.

Таким образом, концессия – государственно-частное партнерство (ГЧП), которое признано наиболее удачным способом обновить и оздоровить сферу ЖКХ за счет инвесторских вложений, при этом объекты остаются в собственности государства. Выгодна такая форма обеим сторонам.

Регламентируется государственно-частное партнерство следующими законодательными актами о концессии:

  • закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
  • ПП РФ №748 «Об утверждении типового концессионного соглашения».

При передаче в концессию объектов водоснабжения и теплоснабжения, водоотведения, государство закрепляет за собой право выступать стороной концессионного соглашения.

Примеры концессии водоснабжения: Волгоградский водоканал, взятый в концессию с акцентом на модернизацию очистных сооружений. Доступ иностранным инвесторам закрыт, партнерами становятся только отечественные компании.

В коммунальном направлении концессионные соглашения имеют место быть в следующих условиях:

  • при долгосрочном действии контрактов;
  • есть четко очерченный круг задачи обязательств, которые подлежат безусловному выполнению по реконструкции или строительству объектов;
  • у инвестиций есть верхний предел, сверх которого частник не обязан вкладывать деньги;
  • концессионер должен достичь показателей, а среди них – энергоэффективность, качество, надежность;
  • порядок возврата денег, потраченных инвестором.

ГЧП – это не гарантия абсолютно удачного варианта, есть и негативные моменты.

Стороны договора:

  1. Концессионер – лицо, которое берет на себя обязательство по реализации инвестиционного проекта. Обычно это коммерческая организация или группа компаний.
  2. Концедент – конкретное государство. От его имени соглашение подписывается руководителем правительства, административных единиц или других органов власти. Отношения сторон проходят строго в рамках подписанного договора концессии.

Преимущества и недостатки

Плюсы концессионных соглашений для государства:

  • есть возможность совершенствовать, модернизировать объекты ЖКХ, при этом не тратя бюджетные деньги;
  • переданное во временное пользование частникам имущество все же продолжает оставаться в муниципальной или государственной собственности;
  • партнерство оставляет право наблюдать за хозяйствованием частных инвесторов и контролировать этот процесс.

Недостатки:

  • готовить проект, документацию на организацию конкурса и его проведение, кадастровый учет земель приходится на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат);
  • готового вложить крупные суммы инвестора непросто найти, обычно к партнёрству склоняются представители малого бизнеса или бывшие унитарные предприятия, которые не располагают необходимыми финансами.

Для поддержки концессионных проектов организовали Фонд содействия реформированию сферы ЖКХ, концессионеры при этом должны концентрироваться на объектах ЖКХ некрупных населенных пунктов (до 250 тысяч жителей).

Обеспечивают финансами реализации концессионных проектов по реконструкции или строительству объектов в сфере ЖКХ на следующих условиях: вкладываются деньги инвестором, из местного и регионального бюджета — не менее 40% от общей цены мероприятия. Доля инвестора должна составлять минимум 20%.

Фонд может субсидировать реализацию проекта с ограничением в 300 миллионов рублей. Если концессионер не смог выполнить в установленные соглашением сроки запланированный объем мероприятий и сильно задолжал Фонду, проект можно считать неудавшимся.

И это может быть не вина концессионера: многие сети тепло-и водоснабжения слишком сильно изношены, тарифные ставки не покрывают потери энергоносителей, а заниматься реконструкцией, получать доход, отдавать долги Фонду и другим кредиторам при таких условия очень сложно.

Заключение концессионного соглашения

Потенциальный инвестор, который решил стать партнером государства в улучшении коммунального хозяйства, выбирает подходящий объект. Например, котельную. Затем он заявляет в орган местной власти о своем намерении.

Субъект Российской Федерации готовит проекты, выполняет работу по проведению конкурса. Если претендентов несколько, конкурс проводится, по результатам которого выбирают партнера. Если претендент один, торги не проводят.

Его могут обязать скорректировать программу или могут принять ее без изменений.

Концессионное соглашение – договор, содержащий пункты:

  • описание объекта;
  • срок действия;
  • концессионная плата (размер, форма платежей, периодичность);
  • плата концедента – размер, структура платежей на реконструкцию или строительство объекта ЖКХ;
  • условия досрочного расторжения;
  • методы и средства разрешения противоречий;
  • гарантии банка;
  • реквизиты, подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.

Что затрудняет передачу объекта ЖКХ частным инвесторам

Для передачи в концессию нужно, чтобы сети, котельные и другие объекты ЖКХ были официально оформлены в право собственности муниципалитета или государства, тогда можно права делегировать.

Получается, что эти объекты будут эксплуатироваться компанией, которая не имеет прав владения, а только пользования в течение времени, указанным в трехстороннем соглашении.

Поэтому на всю переходящую под концессию недвижимость сферы ЖКХ должно быть оформлено обременение в виде передачи прав пользования.

Здесь поджидает масса сложностей:

  • далеко не все трассы, сети, строения оформлены, как полагается, и на них зарегистрированы права собственности;
  • часть объектов, на которые вся документация в порядке, имеют задолженность по оплате.

Правительство принимает меры для урегулирования всех подобных проблем на законодательном уровне.

Отличия от аренды

Чем концессия отличается от аренды? Договор концессии – тот же договор аренды, который имеет свои особенности и отличается от типичных договоров.

Договор концессии – вид договора, не предусмотренный ГК РФ, о создании или реконструкции за счет средств инвестора объектов недвижимости в государственную собственность, за счет чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу.

Точнее говоря, договор концессии — это договор между государством и бизнесом, фиксирующий условия использования бизнесом государственной собственности. Аренда же — это временное использование чужой собственности за деньги.

Аренда предполагает использование уже имеющегося имущества за плату, а концессия – создание объекта или модернизация существующего, а уже после возмездная эксплуатация.

Чем отличается ГЧП от концессии

Государство ставит перед собой задачу повысить эффективность бюджетных расходов и привлечь частные инвестиции. Государственно-частное партнерство (ГЧП) и концессия — эффективные механизмы решения данных задач.

Концессионные соглашения считаются одной из возможных форм государственно-частного партнерства, его специфичность заключается в сохранении права собственности на объект соглашения.

ГЧП – долговременное взаимовыгодное сотрудничество общественного и частного партнеров (то есть государства и юридического лица или группы юридических лиц), направленное на реализацию планов ГЧП для достижения задач социально-экономического значения с помощью объединения ресурсов и деления рисков между сторонами в установленных договором пропорциях.

У механизма реализации концессии не такой широкий диапазон. Необходимость применения концессионного соглашения определяется преимуществами, которые принадлежат и ГЧП:

  • прозрачность правового режима ввиду наличия законодательства, которое регулирует порядок заключения и выполнения концессионных соглашений и ГЧП;
  • есть практика реализации концессионных контрактов на региональном уровне;
  • можно применять отдельные механизмы государственной поддержки и инструментов ГЧП.

Отличие ГЧП от концессии и важные аспекты взаимодействия государства и бизнеса, основанные на этих двух формах:

  1. ГЧП консолидирует ресурсы сторон. Финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее установленных и определенных пропорциях. Концессионер же создает объект за свой счет, не получая со стороны концедента платы, а при создании объекта концессионер получает данный объект на определенный срок в целях возмещения своих финансовых затрат на счет использования созданного им объекта.
  2. При реализации проектов ГЧП стороны соглашения: публичный партнер – государство (правительство РФ, исполнительный орган власти и т.д.), частный партнер – российское юридическое лицо, с которым заключается оглашение. При концессии: концендент – государство (правительство, исполнительная власть), концессионер – предприниматель.
  3. Объекты соглашения ГЧП: автомобильные дороги, транспорт общественного пользования, морские и речные судна, объекты здравоохранения и социального обслуживания населения (образование, спорт и т.д.). Для концессий перечень расширенный: то же самое, а также объекты тепло- , газо- и энергоснабжения.
  4. Элементы соглашения для ГЧП: строительство (реконструкция) или создание объекта соглашения частным партнером полного или частичного финансирования объекта соглашения, эксплуатация или техническое обслуживание объекта соглашения. Для концессий: концессионер обязуется создавать или реконструировать объекты концессионного соглашения, соблюдать сроки созданий или реконструкции.

Еще одно важное отличие концессии – более широкий круг участников на стороне как публичного, так и частного партнера, например, нет ограничения по участию иностранных юридических лиц (такое ограничение введено в законе о ГЧП).

Так что означает слово концессия? Здесь можно дать следующее определение – это предоставление государством организации исключительных прав на возведение конкретного объекта с последующей передачей его в собственность страны. За это организация получит возможность эксплуатировать объект после его возведения в течение определённого времени.

Что касается отличий концессий и ГЧП, обе формы тесно связаны, но государственно-частное партнерство имеет более широкие возможности.

Преимущество ГЧП — риски, затраты и прибыль распределяются между обеими сторонами, а в концессионном соглашении все это несёт концессионер. Также преимущество ГЧП заключается в сохранении права собственности на объект соглашения.