Содержание
- Код причины постановки на учет (КПП)
- Крупнейший налогоплательщик
- Постановка на учет организаций, имеющих статус «Крупнейший налогоплательщик»
- Последствия постановки организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика
- Критерии, по которым организация относится к крупнейшему налогоплательщику
- Финансово-экономические показатели
- Организации федерального уровня
- Организации регионального уровня
- Взаимозависимость
- Лицензирование
- Особые ситуации
- Налоговый мониторинг
- Обязанности юридических лиц — крупнейших налогоплательщиков
- КПП (Код причины постановки на учет)
- Дополнительно
Код причины постановки на учет (КПП)
Код причины постановки на учет (КПП) – присваивается организации в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика в связи с ее постановкой на учет в разных налоговых органах: по месту регистрации юридического лица, его обособленных подразделений, а также там, где оно является собственником недвижимого имущества и транспортных средств. КПП определяет принадлежность юрлица к тому или иному налоговому органу, а также причину постановки на учет. Таким образом, у одной организации может быть несколько КПП.
Код указывается в выдаваемых налоговыми органами свидетельстве о постановке на учет, а также уведомлениях о постановке на учет обособленных подразделений, недвижимого имущества и транспортных средств.
Согласно приказу ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@ «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика», структура кода причины постановки на учет представляет собой девятизначный номер (NNNNPPXXX), где: NNNN – код налогового органа, где была поставлена на учет организация; PP – причина постановки на учет (эти символы могут принимать значения для российских организаций – от 1 до 50, для иностранных – от 51 до 99); XXX – порядковый номер постановки на учет в территориальном налоговом органе (цифры показывают, сколько раз организация вставала на учет по данной причине).
КПП – обязательный реквизит при заполнении платежных поручений, различных бухгалтерских и налоговых документов. Но это касается только юридических лиц, индивидуальным предпринимателям такой код не присваивается, и поэтому они поле с данным реквизитом не заполняют или указывают там цифру «0».
Крупнейший налогоплательщик
Крупнейший налогоплательщик (КН) – это зарегистрированное в РФ юридическое лицо, отвечающее критериям, указанным в приказе ФНС РФ №ММВ-7-2/274@ от 24.04.2012.
Постановка на учет организаций, имеющих статус «Крупнейший налогоплательщик»
Организации, причисленные к крупнейшим налогоплательщикам, должны встать на учет в зависимости от федерального (регионального) уровня в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС РФ.
Эти налоговые структуры контролируют выполнение крупнейшими налогоплательщиками налогового законодательства без непосредственного участия.
При постановке на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляются следующие действия:
§ присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого – код налогового органа, осуществившего постановку организации в качестве КН (то есть межрегиональной (межрайонной) ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам), пятый и шестой знаки – значение 50 (признак отнесения организации к КН). ИНН, присвоенный в налоговом органе по месту нахождения организации, не изменяется;
§ вносятся сведения в ЕГРЮЛ о постановке на учет в качестве КН;
§ организации выдается (направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) уведомление по форме 9-КНУ, утвержденной приказом ФНС РФ от 26.04.2005 № САЭ-3-09/178@. В уведомлении фиксируются ИНН, код причины постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика и код ОКАТО.
Таким образом, организация связи узнает о том, что она поставлена на учет в качестве КН, из полученного уведомления.
ФНС в своем письме от 14.02.2018 № АС-4-2/2865@ подчеркнула: организация получает статус крупнейшего налогоплательщика с момента постановки на учет в соответствующей инспекции — межрегиональной или межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.
Последствия постановки организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика
В первую очередь это означает, что организация как налогоплательщик должна представлять все налоговые декларации и расчеты, в том числе по обособленным подразделениям, в налоговый орган по месту учета в качестве КН (п. 3 ст. 80 НК РФ).
То же самое касается иных документов, представляемых в налоговый орган по тем или иным причинам, например:
-
уведомления о контролируемых сделках;
-
уведомления об участии в иностранных организациях;
-
уведомления о контролируемых иностранных компаниях;
-
заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения;
-
заявления о проведении налогового мониторинга.
Декларации, представленные организацией по обособленным подразделениям, перенаправляются налоговым органом по месту учета в качестве КН в соответствующие налоговые органы по месту нахождения ОП.
Критерии, по которым организация относится к крупнейшему налогоплательщику
Критерии, по которым организация относится к крупнейшему налогоплательщику, утверждены приказом ФНС.
Соответствие показателям прописанных критериев позволяет причислить организацию к крупнейшим налогоплательщикам.
Такими критериями являются:
-
Показатели финансово-экономической деятельности организации за отчетный год по бухгалтерской и налоговой отчетности;
-
Признаки взаимозависимости организаций, их влияние на финансовые результаты деятельности взаимозависимых лиц;
-
Наличие лицензии (специального разрешения), дающей право организации на осуществление определенных видов деятельности;
-
Проведение налогового мониторинга.
Финансово-экономические показатели
Финансово-экономические показатели берутся за любой год из трех лет, которые предшествуют текущему отчетному периоду (году).
При этом последний отчетный год во внимание не принимается.
Если в отчетном году организация перестала соответствовать критериям крупнейшего налогоплательщика, то свой статус крупнейшего налогоплательщика организация сохраняет еще два года.
Отметим, что крупнейшими налогоплательщиками могут быть и некоммерческие организации, согласно суммарному объему доходов от реализации и размеру внереализационных доходов на основании данных годовой декларации по налогу на прибыль.
При этом критерии финансово-экономических показателей будут различаться для организаций федерального и регионального уровня.
Организации федерального уровня
Организация будет считаться крупнейшим налогоплательщиком, если предприятие соответствует хотя бы одному из показателей экономической деятельности за отчетный год:
-
суммарный объем начисленных федеральных налогов по данным налоговой отчетности больше 1 млрд. руб. Для организаций, которые осуществляют свою деятельность в сфере оказания услуг связи, в сфере продаж или предоставления в пользование технических средств, которые обеспечивают оказание услуг связи, в сфере транспортных услуг — объем начисленных налогов должен быть выше 300 млн. руб.;
-
суммарный объем полученных доходов за год (по данным формы № 2 «Отчет о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) свыше 20 млрд. руб.;
-
размер активов организации больше 20 млрд. руб.
Для отдельных категорий налогоплательщиков установлены свои значения критериев.
Например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, которые включены в состав стратегических предприятий, необходимо выполнение одного из следующих условий:
-
сумма по заключенным экспортным контрактам на поставку стратегической продукции должна превышать 27 млн. руб. в год;
-
сумма полученной выручки от экспортных поставок стратегической продукции должна составлять более 20% от общей суммы выручки;
-
среднесписочная численность персонала должна быть свыше 100 человек;
-
доля государства составляет более 50%.
Отметим, что согласно нововведениям, в состав организаций, подлежащих налоговому администрированию на федеральном уровне, могут попасть юридические лица, не отвечающие установленным критериям, если ФНС приняла решение об их отнесении к категории крупнейших налогоплательщиков.
Организации регионального уровня
Для таких компаний показатели не разделяются в зависимости от вида деятельности.
Для получения статуса крупнейшего регионального налогоплательщика необходимо выполнение всех перечисленных условий:
-
суммарный объем полученных доходов за год (по данным, отраженным в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) должен находиться в пределах от 2 до 20 млрд. руб. включительно;
-
среднесписочная численность персонала должна быть свыше 50 человек;
-
активы должны быть в пределах от 100 млн. руб. до 20 млрд. руб. включительно либо суммарный объем начисленных федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности должен быть в пределах от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб.
Здесь также есть новшество, касающееся свободы выбора со стороны ФНС.
В отношении организации, не подпадающей под установленные критерии для отнесения ее к категории крупнейшего налогоплательщика на региональном уровне, ФНС все равно может принять решение об отнесении организации к категории крупнейшего налогоплательщика и территориальных особенностях администрирования
Если же предприятие применяет специальные налоговые режимы в части соответствующих видов деятельности, то такая организация не относится к крупнейшим налогоплательщикам.
Для наглядности представим критерии отнесения организации к крупнейшим налогоплательщикам в виде Таблицы:
Показатель |
Для федерального уровня |
Для регионального уровня |
Общий объем начисленных налогов |
*свыше 1 млрд руб. |
от 2 млрд. руб. до 20 млрд. руб. |
Суммарный объем полученного дохода |
свыше 20 млрд руб. |
|
Активы |
свыше 20 млрд руб. |
**от 100 млн. до 20 млрд. руб. |
Среднесписочная численность |
свыше 50 человек |
* организациям, специализирующимся на оказании услуг в сфере связи, транспорта, п.2-3 Критериев этот показатель определяет отдельно — он должен превышать 300 млн. руб.;
**в регионах у компаний, претендующих на статус крупнейший налогоплательщик критерии оценки активов могут быть эквивалентны суммарному показателю объема начислений федерального налога, которых варьирует в пределах от 75 млн. руб. до 1 млрд. рублей.
Взаимозависимость
В отношении взаимозависимости следует руководствоваться правилами статьи 105.1 НК РФ.
Данный критерий используется, если отношения налогоплательщика оказывают влияние на условия или экономические итоги (результаты) основного вида деятельности компании с показателями, которые удовлетворяют категории крупнейших налогоплательщиков.
В такой ситуации налогоплательщик будет также отнесен к крупнейшим налогоплательщикам, как и взаимозависимая с ним организация.
Лицензирование
К особой категории отнесены организации, которые причисляются к федеральным крупнейшим налогоплательщикам вне зависимости от выручки, чистых активов, объемов начисленных налогов, на конец отчетного года, численности персонала, наличия взаимозависимости с компанией – крупнейшим налогоплательщиком или других показателей.
Такими организациями, которые имеют лицензии на осуществление своей деятельности, являются:
-
Кредитные организации;
-
Профессиональные участники рынка ценных бумаг;
-
Организации, которые осуществляют деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
-
Организации, которые осуществляют деятельность по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, выступают посредником в качестве страхового брокера.
Особые ситуации
1. НКО могут быть отнесены к крупнейшим плательщикам, если общий доход от реализации и внереализационных поступлений согласно годовой отчетности по налогу на прибыль – от 20 млрд. рублей.
2. При реорганизации крупнейшего плательщика правопреемник(и) сохраняет такой статус в течение 3-х лет, включая год реорганизации.
3. Если есть решение суда о признании банкротом и введено конкурсное производство, статус крупнейшего прекращается (кроме банков).
4. Банки, переданные для администрирования в качестве крупнейших к ФНС, при отзыве у них лицензии до решения суда о завершении принудительной ликвидации или банкротства сохраняют статус крупнейшего налогоплательщика.
Налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг — это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок.
Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля.
К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, которая подала запрос на налоговый мониторинг, при соблюдении следующих условий:
-
представление всех сведений согласно п. 2 ст. 105.27 НК РФ;
-
соответствие критериям п. 3 ст. 105.26 НК РФ;
-
соответствие регламента информационного взаимодействия его форме и требованиям к нему;
-
соответствие системы внутреннего контроля в компании статье 105.26 НК РФ.
Таким образом, к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, при соблюдении следующих условий:
-
в налоговый орган вместе с указанным заявлением в полном объеме представлены соответствующие документы (информация), это регламент информационного взаимодействия, информация об организациях, физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации (если доля такого участия превышает 25 %), учетная политика для целей налогообложения, внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации;
-
соблюдены условия, позволяющие организации обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга (перечислены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ);
-
представленный регламент информационного взаимодействия соответствует установленным форме и требованиям к регламенту (утверждены Приказом ФНС РФ от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ (см. приложения 3 и 4 соответственно));
-
применяемая организацией система внутреннего контроля соответствует требованиям, утвержденным приказом ФНС РФ от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ (приложение 1).
Обязанности юридических лиц — крупнейших налогоплательщиков
О любых изменениях в своей организационной структуре налогоплательщики представляют информацию в представительства налоговых органов в регионе нахождения.
Срок в один месяц предоставляется для уведомления налоговых органов, если налогоплательщик начинает участвовать в российских или иностранных организациях (кроме хозяйственных обществ и ООО).
Такой же срок дается в случаях создания юридическим лицом, имеющим регистрацию РФ, обособленных подразделений в пределах страны (не филиалов или представительств).
Это касается и вновь возникших изменений тех сведений о созданных подразделениях, которые были предоставлены ранее.
КПП (Код причины постановки на учет)
КПП присваивается налогоплательщику при его постановке на налоговый учет. КПП показывает в связи с каким основанием была произведена постановка налогоплательщика на налоговый учет.
Налогоплательщик имеет один ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика), но может иметь несколько КПП (например, если он стоит на учете в нескольких налоговых инспекциях, в связи с наличием обособленных подразделений).
КПП является одним из важных реквизитов организации. КПП присваивается налогоплательщику при его постановке на налоговый учет и показывает в связи с каким основанием была произведена постановка налогоплательщика на налоговый учет.
КПП присваивается только организациям. Присвоение КПП индивидуальным предпринимателям не предусмотрено.
Узнать КПП и ИНН налогоплательщика можно с помощью сервиса ФНС России: egrul.nalog.ru
Структура КПП представляет собой девятизначный код:
5. КПП состоит из следующей последовательности символов слева направо:
1) NNNN (4 знака) — код налогового органа, который осуществил постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения обособленного подразделения организации, расположенного на территории Российской Федерации, месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, или осуществил учет сведений в отношении организации в случаях, предусмотренных Порядком постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2009 N 114н «Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.01.2010, регистрационный номер 16121; «Российская газета», 2010, N 27);
2) PP (2 знака) — причина постановки на учет (учета сведений). Символ P представляет собой цифру или заглавную букву латинского алфавита от A до Z.
Числовое значение символов PP может принимать значение:
— для российской организации от 01 до 50 (01 — по месту ее нахождения);
— для иностранной организации от 51 до 99;
3) XXX (3 знака) — порядковый номер постановки на учет (учета сведений) в налоговом органе по соответствующему основанию.
Порядок определения КПП установлен Порядком и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утв. Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@. КПП присваивается только организациям (индивидуальным предпринимателям КПП не присваивается). Документ определяет:
7. КПП присваивается российской организации при постановке на учет (учете сведений) в налоговом органе:
1) по месту ее нахождения одновременно с присвоением ИНН;
2) по новому месту нахождения — при изменении места нахождения организации в случае, если ее новое место нахождения расположено на территории, подведомственной иному налоговому органу;
3) по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения (в том числе в выбранном организацией в установленном порядке налоговом органе по каждому ее обособленному подразделению);
4) по новому месту нахождения ее обособленного подразделения — при изменении места нахождения обособленного подразделения организации в случае, если его новое место нахождения расположено на территории, подведомственной иному налоговому органу;
5) по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств;
6) по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
8. КПП присваивается иностранной организации при постановке на учет (учете сведений) в налоговом органе:
1) по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения (в том числе в выбранном организацией в установленном порядке налоговом органе по каждому ее обособленному подразделению);
2) по новому месту нахождения ее обособленного подразделения — при изменении места нахождения обособленного подразделения организации в случае, если его новое место нахождения расположено на территории, подведомственной иному налоговому органу;
3) по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств;
4) по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации и Особенностями учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2010 N 117н.
КПП крупнейших налогоплательщиков
Крупнейшие налогоплательщики получают помимо КПП, полученного по месту постановки на учет еще и КПП в связи с налоговым учетом как крупнейший налогоплательщик. Особенность такого КПП в следующем:
Первые четыре знака которого — код налогового органа, осуществившего постановку организации в качестве крупнейшего налогоплательщика
Пятый и шестой знаки — значение 50
Основание: п. 1.1. Методических указаний для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков — российских организаций, утв. Приказом ФНС РФ от 27.09.2007 N ММ-3-09/553@
Таким образом, крупнейшие налогоплательщики имеют как минимум 2 КПП — КПП по месту постановки на налоговый учет и КПП крупнейшего налогоплательщика.
09.02.2020
Дополнительно
Материалы по теме «Налоговый контроль»
Крупнейшие налогоплательщики — налогоплательщики, соответствующие критериям, определенным Министерством финансов Российской Федерации. Крупнейшие налогоплательщики подлежат налоговому учету в специализированных налоговых инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам.
ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика)
ОГРН (основной государственный регистрационный номер)
Организации
Налогоплательщик
Внешние ссылки
Приказ ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика» (consultant.ru)
Словари:
Словарь
Налоговый словарь
Словарь бухучета
Юридический словарь