Крупнейшие агломерации мира

В мировой географии часто встречается понятие «агломерация». Данный термин связан с урбанизацией и стремительным ростом городов. Города современных стран мира растут с большой скоростью, как по населению, так и по площади. Также повышается их значимость в экономике и промышленности.

Значение слова «агломерация»

Агломерация – это понятие в географии, означающее большое скопление населенных пунктов городского типа вокруг одного крупного города.

Что такое городская агломерация?

Городские агломерации образуются в результате урбанизации – увеличение доли городского населения стран по отношению к сельскому. Населенные пункты объединяются друг с другом, между ними стираются границы. Такие скопления образуют большую динамическую систему с взаимосвязанными экономиками, промышленностью и культурой.

Самые крупные городские агломерации мира приведены в таблице:

Агломерация Страна Население, чел. Плотность населения, чел./кв.км.
Токио – Иокогама Япония 38 600 000 4 710
Джакарта Индонезия 34 400 000 10 220
Дели Индия 28 200 000 12 615
Манила Филиппины 25 100 000 13800
Сеул – Инчхон Южная Корея 24 400 000 8 913
Мумбаи Индия 23 800 000 26 915
Шанхай Китай 22 200 000 5 500
Нью-Йорк США 21 100 000 1 700
Сан-Паулу Бразилия 21 000 000 6 910
Мехико Мексика 20 400 000 8 600
Гуанчжоу — Фошань Китай 20 200 000 5 205
Пекин Китай 19 500 000 4 705
Дакка Бангладеш 18 600 000 41 100
Осака – Кобе – Киото Япония 17 200 000 5 510
Каир Египет 16 900 000 8 800
Москва Россия 16 600 000 2 900
Бангкок Таиланд 16 000 000 5 305

Мировая агломерация за 2011 год

Агломерация – это в географии возможность более эффективно выстраивать социально-экономические отношения между населением, так как снижаются потери от дальности расположения производства (все они сконцентрированы рядом). Другой экономический плюс – это удобное взаимодействие покупателей и продавцов, находящихся в географической близости друг от друга.

Образование агломераций обеспечивает следующие эффекты:

  • Огромный масштаб для рыночных отношений между покупателями и продавцами, увеличение рынков товаров и услуг, увеличение спроса и предложения.
  • Развитая инфраструктура позволяет эффективно использовать экономический потенциал страны. Именно в агломерациях транспортная инфраструктура (порты, дороги, железнодорожный транспорт) имеют наибольшую экономическую отдачу.
  • Огромный рынок трудовых ресурсов – большое количество работников разных квалификаций и специальностей.
  • Опора на традиции государства, образование и науку.

Как видно из списка, преимущества агломераций перед обычными городами огромно.

Критерии определения агломерации

Общепринятые критерии определения агломераций:

  • Прямое примыкание поселений городского типа к крупному городу без широких разрывов между строениями.
  • Площадь застройки в урбанизированных районах выше, чем сельскохозяйственная площадь и площадь лесных массивов.
  • Крупная доля населения агломерации работает в основном центре.

При определении агломераций не учитывают:

  • Административно-территориальное разделение.
  • Самостоятельные неблизкие городские поселения.
  • Близкие поселения без транспортной связи с центром.

Дополнительные критерии для агломераций с несколькими главными городами:

  • Размер разрывов (пустыне площади, леса) не более 200 м.
  • Высокие темпы роста населения (более 1% в год).
  • Площадь застроек в 9-10 раз больше свободной площади.

В развитых странах в агломерациях концентрируется огромная часть населения страны. Так, в Японии столичная агломерация с центром в городе Токио насчитывает около 38 млн. человек, что составляет треть населения страны.

Высокие темпы роста агломерации в размерах и по населению приводят к образованию суперагломераций – мегаполисов.

История появления агломерации

Процессы урбанизации и появление городских агломераций получили интенсивный толчок во времена промышленной революции XVIII века. В это время интенсивно развивались технологии производства, появлялись заводы и фабрики, что неизбежно тянуло населения в города на заработки.

В результате расширение инфраструктуры и увеличения городского населения росли города, которые присоединяли к себе отдельные поселения.

Данная тенденция сохранилась и в XIX-XX веках. В СССР интенсивно начали развиваться города после Второй Мировой Войны, когда большая часть промышленных предприятий была эвакуирована на Урал и в Сибирь. После 1945 года началось интенсивное восстановление экономики и промышленности страны, вследствие чего появлялись новые города и расширялись старые.

Этапы формирования таких форм поселений в Истории

Порядок формирования агломераций:

  • Индустриализация: появление промышленных связей между городом и соседними поселениями.
  • Создание единого рынка, увеличение миграций.
  • Перенос производства на окраины агломераций – в города-спутники.
  • Постиндустриализация – переход к преобладанию услуг над промышленностью в экономике.

Типы городских агломераций

В географии агломерация разделяется на 2 типа: моноцентрическая (сформирована вокруг одного крупного города, например, Токийская вокруг Токио) и полицентрическая (имеет несколько крупных городов, например, Рурская агломерация в Германии). Полицентрические агломерации также называют конурбациями.

Структура агломераций

Городские агломерации можно оделить на участки от центра к периферии:

  • Исторический центр (памятники, историческая архитектура).
  • Деловой центр, включающий торговые и развлекательные центры, офисные здания и банки, кафе и рестораны.
  • Жилые кварталы.
  • Промышленная застройка (спальные районы и предприятия).
  • Пригородная зона, в которой расположены зеленые зоны, менее населенные города и поселки-спутники.

Также существую агломерации, образованные от города (или городов) и от районов.

От города

Расширение городов вследствие нехватки территорий для строительства и ресурсов. Причиной также является высокий уровень урбанизации населения. Такой тип структуры сравнивают со структурой Солнечной системы.

Ядром территориальной структуры является крупный город, вокруг которого расположены кольцевые транспортные магистрали. На кольцевых участках город охватывают «спутники» — меньшие по размеру города или поселения.

В ближайшем поясе спутников проживает население, которое в основном работает в центре агломерации. А замыкающие «поселения-спутники» располагаются так, что потоки работников в ядро теряют значение ввиду большого расстояния. Многие проекты замыкающих городов отводят им роль приоритетного развития, чтобы ослабить поток трудовых мигрантов в центр и снизить там безработицу.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Куда впадает река Енисей, исток, устье, описание, где находится.

От района

Данный тип обусловлен развитием инфраструктуры вокруг крупных промышленных предприятий (горнодобывающие бассейны, нефтеперерабатывающие). Застройка промышленных кварталов приводит к расширению промышленных зон и объединению их с ближайшими городами.

Плюсы и минусы подобных форм поселений

Агломерация – это в географии мира является групповой формой поселений, обладающих определенными достоинствами и недостатками.

Плюсы таких поселений:

  • Уменьшение безработицы за счет большого количества рабочих мест.
  • Ускоренный экономический рост.
  • Рост доходов населения.
  • Развитие рынка (близость покупателей и продавцов).
  • Развитая транспортная сеть.

Минусы:

  • Транспортные трудности (пробки).
  • Экологический вред природе.
  • Сложное управление.
  • Упадок сельского хозяйства.
  • Большой поток мигрантов, что приводит к проблемам в трудоустройстве.

Особенности российских агломераций

Учет агломераций в России не ведется статистическими организациями, как это делают в Европе. Поэтому население агломераций оценивается как среднее значение экспертов различных институтов, которые занимаются проблемами демографии, строительства и улучшением уровня жизни.

Агломерация – это в географии России поселения с населением выше 100 000 человек в городе-ядре и близких поселениях. Дополнительным критерием является нахождение в 90-минутной доступности минимум двух поселений, которые приближаются к центру агломерации.

Агломерации оценивают по количественным характеристикам – площадь и население и по качественным – уровень развития экономики, промышленности и культуры.

Особенностью России также является наличие только одного мегаполиса – Московской агломерации, когда многие страны имеют по несколько таких огромных агломераций. Как и в других странах в России развиваются моноцентрические агломерации с одним крупным городом в центре.

Крупнейшие агломерации России

Россия – это крупнейшая по территории страна мира с населением в 146 млн. человек. Россия обладает высоким уровнем урбанизации населения – около 74% населения (108 млн. человек) живет в городах и поселках городского типа.

На территории нашей страны расположено 124 агломерации, из которых:

  • 17 насчитывают население более 1 млн. человек.
  • 28 – от 500 тыс. до 1 млн.
  • 79 – до 500 тыс.

Как и многие мировые агломерации в России они характеризуются высоким уровнем промышленного развития и инфраструктуры.

Московская агломерация

Крупнейшая агломерация России и одна из крупнейших мировых агломераций. Население – 16,6 млн. человек. В связи с постоянным расширением столицы агломерация сформировала первый в России центральный мегаполис. Эксперты прогнозируют увеличение численности населения до 22-23 млн. к 2025 году.

Столицу, как центр, окружают 70 городов, из которых в 14 проживают более 100 000 человек. Площадь территории Москвы и окружающих поселений в радиусе 70 км составляет 13 600 кв.км.

Количество трудовой миграции из пригородов в Москву составляет около 800-900 тыс. человек. Эти цифры оценивают транспортные компании пригородного сообщения, по данным которых ежедневно совершается более 1,5 млн. поездок в Москву и из Москвы.

На сегодняшний день московская агломерация завершает финальную стадию постиндустриализации – увеличивается доля сектора услуг по сравнению с долей промышленного производства. Агломерация Москвы обладает огромными перспективами в развитии образования, науки и медицины. Активно развиваются и различные инновационные проекты, развиты торговые сети.

Санкт-Петербургская

Вторая по величине агломерация России, образованная вокруг Санкт-Петербурга частью Ленинградской области. Радиус агломерации составляет примерно 55 км от центра культурной столицы. Население составляет 6,2 млн. человек на 2019 год (из которых 5,9 млн. проживают в городах). В данной агломерации также активно развивается инфраструктура, услуги и культура.

Самарско-Тольяттинская

В зависимости от определения границ численность населения варьируется от 2,35 до 2,71 млн. человек. Расположена в Поволжье, вдоль левого берега Волги и частично вдоль правого. Полицентрическая агломерация (Самара – Тольятти) объединилась в результате обширных культурных, географических и производственных связей.

Развитые секторы производства:

  • автомобилестроение;
  • космическое ракетостроение;
  • авиационная промышленность;
  • переработка нефти;
  • металлургия;
  • химические технологии.

Екатеринбургская

Четвертая по величине агломерация России с населением в 2,2 млн. человек с центром в городе Екатеринбург. Является межрегиональным центром экономического, социального и промышленного развития Западной Сибири, Европейской части России и Северного Казахстана.

В агломерации сосредоточены основные предприятия легкой, пищевой и обрабатывающей промышленности. В Екатеринбурге расположены крупные предприятия машиностроения и оборонного комплекса. Активно развивается культура, сектор услуг и наукоемкое производство.

Нижегородская

Агломерация насчитывает 2,1 млн. наличного населения (64% от населения Нижегородской области). Крупный промышленный центр Приволжского федерального округа.

Главные секторы промышленности:

  • автомобилестроение;
  • стекольная промышленность;
  • информационные технологии и инновации;
  • целлюлозно-бумажная промышленность;
  • производство нефтепродуктов.

Новосибирская

75% населения Новосибирской области (более 2 млн. человек) образуют крупнейшую в Сибири агломерацию с центром в городе Новосибирск (третий по численности населения город России и центр Сибири).

Является социально-экономическим, научным и культурным центром Сибири. Имеет большое количество учебных заведений. Население агломерации растет с каждым годом в связи с притоком студентов и работников из других городов и областей Сибири.

Мировые агломерации

Агломерация – это в географии мировых стран распространенная форма расселения большей части населения. Страны с высокой плотностью населения обладают большим количеством таких фор поселений.

Европа

Далее приведены самые крупные агломерации Европы, не включая Московскую и Санкт-Петербургскую:

  • Лондонская агломерация является крупнейшей в зарубежной Европе, где проживают более 14 млн. человек. Это самый густонаселенный район Южной Англии с центром в столице.
  • Второй по величине является столичная агломерация Франции – Парижская с населением более 12 млн. человек.
  • В Испании расположены две крупнейшие агломерации – Мадридская (6,4 млн.) и Барселонская (5,5 млн.).
  • Вокруг столицы Германии – Берлина расположена одноименная агломерация с населением более 5,2 млн. человек. Также известен крупная промышленная зона Германии – Рурский район (население 5,1 млн).
  • Столица Италии – Рим, образовал вокруг себя агломерацию с населением более 4,3 млн. человек.

Азия

В Азии проживает более 4,1 млрд. человек (2019). Крупнейшая агломерация Азии расположена в высокоурбанизированной стране – Японии.

  • Столица Токио образовала вокруг себя агломерацию с населением в 38,6 млн. человек и площадью более 8200 кв.км (самая крупная в Азии).
  • Вторая по величине агломерация Азии – Джакарта насчитывает 34,4 млн. человек. Это крупнейший промышленный центр страны, где расположено более 27 тыс. предприятий.
  • На третьем месте столичная агломерация Индии – Дели, с населением в 28,2 млн. человек. Это один из самых густонаселенных районов южной Азии.
  • На Филиппинах расположена четвертая по величине агломерация Азии – Манила (25 млн.).
  • Сеул – Инчхон – полицентрическая агломерация Южной Кореи с населением около 24 млн. человек. Крупный экономический, научный и культурный центр страны, где проживает более половины её населения.
  • Самыми крупными агломерациями Китая являются Шанхайская (22,2 млн.) и Пекинская (19,5 млн.). Это крупнейшие экономические центры страны.

Северная и Латинская Америка

  • Первой по площади агломерацией мира с населением в 21 млн. человек является Нью-Йоркская.
  • Самой крупной агломерацией Мексики является столица Мехико и её пригородные районы (население 20,4 млн).
  • Самая крупная агломерация Южной Америки – Сан-Паулу насчитывает более 21 млн. наличного населения.

Проблемы городских агломераций

Агломерации в мировой географии – это быстрорастущие и экономически развивающиеся поселения. Но с ростом территории, населения и промышленности возникает ряд проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, высоким потоком мигрантов и высокой плотностью населения.

Поэтому при развитии данных форм поселений следует бороться с промышленными и автомобильными выбросами, создавать новые рабочие места и совершенствовать инфраструктуру.

Ярослав Завгородний

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео про агломерацию

Что такое агломерация:

10 крупнейших агломераций Мира

27 — Мар — 2011 8 комментариев

Серф

В связи с ростом индустриального развития городов в 20 века население мира постепенно переместилось в города.

Так под конец 20 веке горожан на планете стало почти 50%, в то время, как в начале века численность городского населения составляла ничтожных 13% от населения Земли.

На данный момент горожан на планете более 50% и все стремятся к жизни в мегаполисе.

В этой статье я хочу рассмотреть 10 самых крупных в Мире агломераций, которые приютили в своих границах более 230-ти миллионов жителей.

Самым крупным городом-агломерацией является Токио с населением 37.7 миллионов жителей, что равно населению Польши.

Общая территория занимаемая агломерацией Токио 8677 км? и плотность населения 4340 человек на км?. Агломерация Токио является столь большой, потому что объединяет в себе 2 крупных города Токио и Йокогама и ряд других более мелких населенных пунктов.

Второе место в этом списке принадлежит столице Мексики -Мехико.

Количество жителей агломерации Мехико достигает 23,6 миллиона человек, которые уживаются на площади 7346 км?. При этом плотность населения составляет 3212 человек на км?. Городская агломерация Мехико расположена выше всех остальных над уровнем моря из тех, кто находится в этом списке.

Третья по количеству жителей агломерация — это город Нью-Йорк, в котором живет 23,3 миллиона человек на площади 11 264 км?. Плотность населения составляет 2 070 жителей на км?. Город является самым крупным финансовым центром мира.

На четвертом месте находится агломерация города Сеул — столица Южной Кореи. Население сотавляет 22.7 миллионов жителей. Общая площадь занимаемая агломерацией составляет 1943 км? и плотность населения 11 680 человек на км?.

Пятое место в этом списке принадлежит индийскому городу-агломерации Мумбаи (до 1995 года Бомбей). Количество жителей в агломерации составляет 21,9 миллионов. Территория — 2 350 км? и плотность населения 9 320 жителей на км?. Сам город и вся агломерация очень быстро развиваются.

Шестой в нашем списке оказалась городская агломерация Сан-Паулу (Бразилия). Количество жителей живущих в рамках этой административной единицы составляет 20,8 миллионов жителей. Площадь агломерации составляет 7944 км? и плотность населения 2620 жителей на км?.

Филиппинская столица Манила занимает седьмое местов списке городских агломераций и насчитывает 20,7 миллионов жителей. Площадь агломерации составляет 4863 км? и плотность населения 4256 человек на км?.

Столица Индонезии Джакарта находится на 8 месте в этом списке с численностью населения 19,2 миллиона жителей. Площадь городской агломерации Джакарты составляет 7 297 км? и плотность населения 2631 человек на км?.

Девятое место среди самых крупных в Мире городских агломераций занимает столица Индии Дели. Численность населения в этой агломерации составляет 18,9 миллонов человек при площади 1425км?. Плотность населения — 13 265 жителей на км?, что выводит эту агломерацию на первое место по плотности населения.

Храм Лотоса в Дели

Десятое и последнее место в этом рейтинге принадлежит агломерации города Шанхай (Китай). Количество жителей проживающих на этой территории составляет 18,6 миллионов. Площадь 7 037 км? и плотность населения 2645 человек на км?.

ДЕМОГРАФИЯ

В данном материале представлен топ-5 самых крупных агломераций мира, первую строчку которого занимает столичный японский мегаполис Токио-Иокогогама с населением 38 млн. 505 тыс. жителей. А какие еще агломерации входят в первую пятерку? Хорошо ли там жить и какие зарплаты получают тамошние граждане?

«Плохо человеку, когда он один», — говаривал Владимир Маяковский, и был абсолютно прав. Начиная с бронзового века, людей неудержимо тянуло к объединению и созданию городов. Уже к 100 г. до н.э. на планете появился первый мегаполис-миллионник – Александрия Египетская, а через 200 лет его догнал и перегнал Рим. В наши дни на планете насчитывается 365 городов с численностью населения свыше 1 млн. жителей и около 500 городских агломераций с населением один миллион и выше. Город отличается от агломерации тем, что последняя — состоит из нескольких городов, слившихся практически воедино.

Типичные примеры агломераций: Роттердам-Гаага, Вашингтон-Балтимор или Самара-Тольятти. Кстати, в России насчитывается 23 агломерации с численностью населения свыше 1 млн. человек, самая большая из которых, разумеется, Московская (16,5 млн. человек). Несмотря на впечатляющую масштабность, она занимает лишь 16-ю позицию в мировом рейтинге агломераций и поэтому в наш топ не вошла. Как нетрудно догадаться, больше всего крупных городских связок — в Китае, а всего в агломерациях проживают около половины населения Земли. Какие же из них самые большие? Об этом мы и расскажем в нашем рейтинге крупнейших агломераций мира на 2019 г. Данные взяты из пятнадцатого издания ежегодника «Демография», выходящего в США.

5. Сеул, Южная Корея, 24 млн. 315 тыс. жителей

Пятое место нашего топа занимает столица Южной Кореи Сеул, слившийся с портом Инчхон и по пути вобравший в агломерацию еще 4 города-миллионника (Пучхон, Соннам, Коян и Сувон). В результате на сегодня в Сеульском столичном регионе проживает почти половина (а именно — 48%) населения всей Южной Кореи. Площадь агломерации составляет около 3 тыс. кв. км. – это примерно как три Москвы, если считать в пределах МКАД.

Самым высоким зданием Сеула является 123-этажный небоскреб «Lotte World Tower», он занимает 6-е место в списке самых высоких зданий мира

В Сеуле жить хорошо! Он является одним из самых продвинутых и высокотехнологичных городов мира. Именно здесь находятся головные офисы, а также производственные мощности корпораций «Samsung», «LG», «KIA», «Hundai» и многих других.

Таким образом, местным жителям не приходится жаловаться на недостаток высокооплачиваемой работы.

Средняя зарплата в Сеульском мегаполисе составляет около 3000 долларов в месяц и это притом, что каких-то 30 лет назад южным корейцам не всегда хватало риса для элементарного пропитания. Лишь в начале 1980-х годов Южная Корея начала подниматься из бедности, а в 90-х сделала мощный рывок благодаря ставке на инновационные технологии.

Сложно поверить, что каких-то три десятилетия назад на этом месте стояли деревянные бараки, а уровень жизни южнокорейцев был сопоставим с африканским

Ритм жизни в Сеульской агломерации необычайно высок, именно здесь возникло чисто корейское наименование стиля жизни — «палли-палли», т.е. «быстро-быстро». Жить в высоком темпе сеульцам помогает местный метрополитен, занимающий 4-е место в мире по объему пассажироперевозок, а также система монорельсовых поездов и наземных электричек. Перспективы развития мегаполиса Сеул выглядят позитивными, особенно с учетом пристрастия корейцев к трудоголизму и правильной экономической политики Южной Кореи.

4. Манила, Филиппины, 25 млн. 65 тыс. жителей

Агломерация, занимающая четвертое место нашего рейтинга, является полной противоположностью сеульской. Кроме собственно, Манилы, в мегаполис слились, по меньшей мере, 23 крупных города, расположенных на севере о. Лусон. Два из них – Кесон-Сити и Калоокан являются миллионниками. Жить здесь плоховато — манильская агломерация чрезвычайно бедна, неразвита технологически и к тому же изрядно перенаселена. В мегаполисе наблюдается крайне высокая плотность населения, достигающая почти 14 тыс. человек на квадратный километр. Это почти в 2 раза больше, чем в достаточно урбанизированном Сеуле.

Манильские тюрьмы также чудовищно перенаселены, заключенным приходится спать вповалку прямо на полу

Перенаселенность в совокупности с безработицей создают в Маниле атмосферу антиутопии. Улицы мегаполиса представляют собой сплошные торговые ряды, здесь же спят бездомные, топчутся дети и домашняя живность.

В столице Филиппин настолько высокая преступность, что даже окна маршруток, по местному – «Джипни», закрываются решетками.

Именно маршрутки являются основным видом транспорта Манилы, поскольку метро здесь состоит всего из двух веток. Средняя зарплата в этом «тропическом раю» не такая уж и маленькая – порядка 400 долларов в месяц, но работы на всех не хватает.

«Джипни» — основной вид общественного транспорта Манилы, каждая маршрутка имеет оригинальную раскраску, ограниченную лишь фантазией водителя

Путешественники, побывавшие в Маниле, в один голос ругают крайнюю замусоренность мегаполиса. Городские власти, похоже, махнули рукой на вывоз отходов жизнедеятельности с улиц, а местные – привыкли выбрасывать мусор прямо под ноги. Относительно чистым и респектабельным районом Манилы считается старый центр, построенный еще испанскими колонизаторами. Также, благополучным местом является деловой квартал Макати-Сити, который не отличить от европейских или американских даун-таунов.

3. Дели, Индия, 28 млн. 125 тыс. жителей

Кроме индийской столицы в агломерацию Дели входят города-миллионники Гургаон и Фаридабад, а также с десяток городов поменьше. Плотность населения здесь примерно такая же, как в Маниле, а вот средний уровень жизни заметно ниже. Обычная зарплата простого делийца составляет 100-150 долларов в месяц, причем по местным меркам это неплохо, поскольку жители сельской местности получают и того меньше.

Визитной карточкой бедных районов Дели (каковых подавляющее большинство) являются горы мусора, лежащие прямо на дорогах

Миграция в Индии практически не контролируется, поэтому ежегодно Дели пополняется сотнями тысяч новых жителей. Далеко не все могут позволить себе снять или, тем более, купить жилье в столице, поэтому картина спящих прямо на улице людей здесь не редкость. Дели располагает современным и достаточно разветвленным метро, однако мегаполис настолько велик, что возможностей подземки даже близко не хватает для развоза пассажиров. Основными видами транспорта для делийцев являются маршрутные такси и моторикши, по местному – «тук-туки».

Стада обезьян можно встретить даже в богатых кварталах Нью-Дели, перед визитами важных зарубежных политиков их стараются прогнать с центральных улиц

Дели – город контрастов, которые усиливаются еще и потому, что индийское общество до сих пор разделено на касты. Центральный округ может похвастаться чистотой тротуаров, небоскребами и ухоженными историческими зданиями.

Обычные районы с точки зрения европейца, представляют собой настоящие трущобы с невероятным обилием попрошаек, бездомных и просто очень бедных людей.

Несмотря на темпы роста индийской экономики, сопоставимые с китайскими (до 10% в отдельные годы), уровень жизни среднего жителя Дели чрезвычайно низок. Особенно ярко это заметно в т.н. «старом Дели» с его горами мусора на проезжей части, хаотичной застройкой и таким атавизмом, как велорикши.

2. Джакарта, Индонезия, 34 млн. 365 тыс. жителей

Кроме десятимиллионной Джакарты, во вторую по населению агломерацию мира входят 4 города-миллионника – Тангеранг, Бекаси, Депок и Богор, а также десятки городов на севере о. Ява. Плотность населения здесь немногим уступает делийской, а уровень жизни лишь незначительно выше. Средняя зарплата в столице Индонезии — около 200 долларов в месяц, причем работы (как и жилья) на всех не хватает. Мегаполис настолько перенаселен, что власти Индонезии в 2019 году решили перенести столицу государства куда-нибудь на соседний остров Калимантан.

Настоящий бич джакартийского мегаполиса – пробки на дорогах, сеть которых явно не справляется с перевозкой миллионов горожан

Джакарта – это город смога, огромных пробок на дорогах и бедности, хотя она не настолько вопиюща, как индийском Дели. Большинство населения проживает в самостройных домиках, слепленных из подручных материалов.

Зачастую в бараках индонезийской бедноты всего три стены, благо температура в Джакарте редко падает ниже +25 С, а сильный ветер – тоже большая редкость.

В последнее десятилетие жизнь в Индонезии налаживается и в больших городах стал появляться средний класс. Люди с доходами 400-500 долларов (юристы, айтишники, чиновники и т.п.) могут себе позволить проживание в многоквартирных домах, т.е. жить примерно, как в России. Но таковых в Джакарте пока – меньшинство.

Как и Дели, Джакарта – город контрастов

Как отмечают путешественники, побывавшие в Джакарте, главный плюс этого города – добрый и душевный народ. Индонезийцы отличаются оптимизмом, простотой и набожностью (господствующей религией здесь является Ислам). В то же время, в Джакарте весьма развита уличная преступность, но это, скорее всего, визитная карточка любой многомиллионной агломерации.

1. Токио, Япония, 38 млн. 505 тыс. жителей

Основой столичного мегаполиса Японии являются Токио с населением 14 миллионов и Иокогама (около 4 миллионов жителей). С сопутствующими городами они образуют величайшую в мире агломерацию, где по данным американского ежегодника «Демография» проживает 38,5 миллионов человек. Японское бюро статистики включает в агломерацию Токайдо весь столичный регион и приводит поистине умопомрачительную цифру численности его населения в 43,5 миллиона жителей. Таким образом, здесь проживает практически треть населения всей Японии.

Уличный трафик в Токио не ослабевает даже ночью

Большой Токио, пожалуй, самая богатая и высокотехнологичная агломерация планеты. Средний житель столично-японской агломерации получает зарплату примерно 3500 долларов, причем в Иокогаме доходы почему-то выше, чем в самом Токио. Однако высокие доходы во многом нивелируются просто запредельным уровнем цен на еду, услуги и транспорт.

Например, килограмм яблок здесь обойдется в 7 долларов, цена десятка яиц — 2 доллара, столько же стоит проезд на маршрутке или метро.

Интересно, что одним из самых дорогих продуктов в Токио является дыня – за один средней величины фрукт здесь просят 200 долларов.

Платой за японское благополучие является невероятный трудоголизм местных жителей

Чтобы выжить и сохранить социальный статус, местным приходится крутиться как белкам в колесе, трудоголизм для японцев – нормальное явление. Средний токиец работает по 12-16 часов в сутки, причем считается недопустимым и даже позорным — покидать рабочее место, пока домой не ушел начальник. Отпуска у японцев не превышают 4 дней в год, в столице, да и в целом по стране, распространено явление «кароси» — внезапная смерть от переутомления. Вероятно, непомерная трудовая нагрузка и является той платой, которую японцы вносят за стерильно чистые города, передовую инфраструктуру и высочайший уровень жизни в самой крупной агломерации Земли.

Читайте еще по теме «Демография»: Самые крупные города мира, Топ-10

Смотрите видеоролик о самых больших агломерациях мира на нашем YouTube канале

66. Какая из указанных агломераций является самой южной? а) Лондонская; б) Миланская; в) Парижская; г) Рурская.

Какой металл, добываемый в Кыргызстане, широко применяется в электротехнике, медицине? а) олово б)ртуть в) свинец г) золото Какая автомобильная дорога проходит через перевал Долон?. а) Иссык-Кульское кольцо б) Ташкент-Бишкек-Алматы в) Бишкек-Торугарт Г)Ош-Кызыл-Кия-Сулюкта Где в Чуйской области развито производство эфирных масел? а) вблизи г. Кара-Балта б) в Чалдоваре в) в Каиндах б) в Шопокове Укажите центры горно – добывающей промышленности Кыргызстана. а) Узген, Чолпон-Ата, Талас б) Ош, Шопоков, Ак-Тюз В) Джергалан, Кок-Янгак, Сулюкты г) Бишкек, Кант Какая ткань не производится текстильной промышленностью кыргызстана Шелковая Льняная Шерстяная Хлопчатобумажная Крупное неприхотливое животное обитающее во всех горных районах кыргызстана кроме чуйской области буйвол зубр лошадь пржевальского як К природным зонам которые распространены на всех материках кроме Антарктиды Пустыни Пустыни и саванны Тайга Пустыня, саванна, тундра ССРООЧЧНООО!!! Какой район США самый развитый, какой депрессивный, а какой район нового освоения? (Северо-восток, Средний запад, Юг, Запад) Порівняння споживчого кошика населення Західної і Східної Азії. Сильные стороны ггеополитики? Помогите пожалуйста сделать Контурную карту «Атмосфера»→ https://transfiles.ru/qfzxc ←

Города Японии по численности населения

Япония — очень необычная страна, во многом благодаря своему местоположению. Это островное государство, окруженное со всех сторон океаном. Она расположена на Японском архипелаге, состоящем из 6852 островов. Люди расселены на 4-х из них: Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку. Это очень густонаселенные территории. Численность населения Японии составляет 126 000 000 человек. Это 10-е место в мире. Удаленность от материка сильно влияет на жизнь японцев. Они живут несколько обособленно от других стран. Граждане Японии редко иммигрируют куда-либо, оставаясь внутри страны. С другой стороны, страна не испытывает и наплыва мигрантов. Это причина однородности японского общества. Другой важный фактор, влияющий на перенаселенность японских городов — особенность ландшафта. Большую часть страны занимают горы. На многих островах есть потухшие и действующие вулканы, так что жить на этой территории не представляется возможным. По этой же причине ощущается нехватка площадей под строительство жилья и развития сельского хозяйства. Поэтому большая часть населения (около 90%) сосредоточена в мегаполисах.

Топ-10 самых населенных японских городов

Токио — острая проблема перенаселения

Токио — самый густонаселенный мегаполис Японии, с большим отрывом опережающий все остальные города страны. Это столица островного государства, ее финансовый и политический центр. Численность населения вместе с пригородами составляет около 30 000 000 человек. Это крупнейшая городская агломерация Японии. Плотность населения — 6279 чел/кв км, что является самым высоким показателем по стране.

Токио состоит из 23 районов, это отдельные муниципальные образования, со своим управлением. По статусу они приравнены к обычным городам. Наиболее плотно заселены районы:

  • Тиёда;
  • Тюо;
  • Минато.

Перенаселение создает проблему нехватки жилья. По этой причине власти Токио активизировали строительство искусственных островов. Оно осуществляется насыпным способом.Токио — главный экономический центр страны. Сюда стекаются люди со всех концов Японии, желая найти достойную работу. Это основная причина стремительной урбанизации мегаполиса. Здесь сосредоточено множество гигантских корпораций, банков, промышленных предприятий. Большая часть организаций сферы информации и услуг сосредоточена на токийской территории.

Помимо того, что в городе постоянно проживают около 13 млн человек, сюда каждое утро приезжает еще примерно 2-2,5 млн на учебу или работу из ближайших пригородов. Вечером эти люди едут обратно домой. Из-за этого токийский транспорт испытывает колоссальную нагрузку. Мегаполис имеет хорошо развитую транспортную сеть. Токио имеет множество скоростных автострад внутри города и вокруг него. Однако в часы пик на улицах нередко возникают заторы. Выхлопные газы от автомобилей создают дополнительную проблему загрязненности окружающей среды. Другим главным видом транспорта являются поезда. Наряду с обычными, существуют высокоскоростные поезда — синкансэны. Кроме того, действует метро, имеющее сильно разветвленную сеть. Но даже этого недостаточно для перемещения такого огромного количества граждан. Теснота и давка в вагонах токийского метро в утренние и вечерние часы является нормальным явлением.

Проблема жилья стоит особенно остро, власти пытаются решить ее, возводя многоэтажные небоскребы. С перенаселением Токио связаны особенности архитектуры домов. Приходится экономить на каждом квадрате жилья. Типичные токийские квартиры имеют очень маленькую площадь. На небольшой кухне с трудом могут поместиться 2 человека. Плита для приготовления пищи может располагаться в шкафу. Площадь туалетной комнаты, где находятся раковина, душевая кабина, санузел, может составлять всего 2-3 квадратных метра. Появляются дома с необычной планировкой, направленной на вмещение как можно большего количества жителей. Один из примеров: башня, состоящая из кубических жилых модулей площадью всего 10 кв. м. Такие постройки имеют название капсульных домов. Там имеется спальное место, шкаф для одежды, душевая кабина. Вся техника встроенная, что позволяет максимально эффективно использовать пространство.

Иокогама — место концентрации молодежи

Иокогама — второй по численности населения японский мегаполис. Это административный центр префектуры Канагава. Он является самым большим портовым городом Японии. Йокогама сильно развита экономически, благодаря морским перевозкам, индустрии биотехнологии, электроники. Здесь находятся крупнейшие отделения торговых, промышленных предприятий Японии. Площадь города составляет более 400 кв км. Так же, как Токио, он очень плотно заселен.

Многие молодые люди остаются тут после окончания высших учебных заведений и трудоустраиваются. В Иокогаме находится престижный университет, дающий качественное образование. Он имеет высокие позиции в рейтинге международных ВУЗов. Специалисты, закончившие его, ценятся не только внутри страны, но и за границей. Также сюда ежедневно приезжают на работу жители близлежащих населенных пунктов. Иокогама — очень современный, космополитичный город. Поэтому он притягивает молодежь, желающую не только сделать карьеру, но и самовыразиться. Иокогама, так же, как Токио, обладает автобанами, скоростными поездами, метрополитеном. Хотя жителей здесь меньше по количеству, но средняя плотность тоже очень высокая. Поэтому на дорогах нередки пробки, а в метро бывает толкучка. Столики в ресторанах лучше заказывать заранее, так как вечером можно не найти свободные места. Транспортную проблему усугубляют туристы, большое количество которых круглогодично прибывает из разных стран мира. Йокогама также имеет искусственно созданные насыпные территории. Прибрежные районы активно осваиваются, значительно расширилась территория морского порта. Порт Йокогамы является крупнейшим морским хабом Японии.